3. Достаточно широкий объем теоретического материала, представленного в ППС, обеспечивает возможность знакомства с различными точками зрения на изучаемую проблему.
4. Педагогические программные средства имеют возможность постоянного обновления информации, быстро теряющей свою актуальность в меняющихся социально-экономических условиях общества.
5. Они сконструированы таким образом, что предоставляют возможность студентам самостоятельно моделировать процессы и создавать конструкты изучаемых явлений действительности, демонстрировать их с использованием новейшей компьютерной техники.
Разработанные педагогические программные средства «Информационный менеджмент», «Мультимедиа», «ШеЪ-дизайн» и др. представляют собой электронные учебные пособия, подразумевающие возможность их использования студентами на лекционных, практических, лабораторных занятиях и в самостоятельной подготовке к ним. Исходя из подобного замысла каждое пособие включает в себя следующие обязательные блоки:
1. Теоретический блок, в состав которого входит теоретическая часть материала по изучаемой дисциплине, практические примеры процессов и явлений.
2. Лабораторно-практический блок, включающий содержание лабораторных и практических занятий, инструкцию по их выполнению, критерии оценивания результата.
3. Контрольный блок, содержащий контрольные задания в виде тестов, вопросов для самостоятельной работы с возможностью проверки правильности их выполнения [6].
Разработанные таким образом за 2007-2009 учебные года педагогические программные средства, модель развития общепредметных компетенций будущих педагогов профессионального обучения средствами информационных технологий и примерная структура методических пособий по их эффективной реализации были внедрены нами в процесс обучения студентов 3-5 курсов ППИ ЧГПУ.
Подводя промежуточный итог, на сегодняшний день мы можем констатировать, что на низком уровне готовности на-
Библиографический список
ходится не более 14 % студентов ППИ, обучавшихся по спроектированной нами модели. За период обучения с использованием информационных технологий у студентов в значительной степени повысился уровень теоретической, мотивационной и производственно-технологической готовности. Так, например, профессионально-педагогическая деятельность 56% студентов 3 курсов, 52,3% студентов 4 курсов и 78% студентов 5 курсов была включена ими в систему ценностных ориентаций и установок личности в качестве основной цели. Это более чем на 40% выше результатов, полученных нами на информационно-аналитическом этапе исследования. Более чем на 60% возросла удовлетворенность студентов самостоятельной учебной деятельностью.
В целом можно отметить, что студенты стали более инициативными в организации самостоятельной научно-творческой деятельности. Около 22 студентов 5 курса включились в самостоятельную деятельность по подготовке педагогических программных средств по различным дисциплинам общепедагогического цикла. У 15 студентов из 46 тема квалификационных работ связана с использованием информационных технологий в образовательном процессе.
Обработка полученных промежуточных данных с использованием методов математической статистики подтвердила выводы, полученные нами в результате наблюдения за учебной деятельностью студентов. Наблюдаемое значение Х2-критерия Пирсона превысило критическое значение в экспериментальных группах студентов, что свидетельствует о значимости повышения уровня развития общепредметных компетенций будущих педагогов профессионального обучения. Это дает нам основание предположить, что спроектированная нами модель развития общепредметных компетенций будущих педагогов профессионального обучения средствами информационных технологий предоставляет более широкие возможности для эффективной подготовки будущих педагогов профессионального обучения к профессиональной деятельности.
Следовательно, мы находимся на правильном пути в организации исследовательской работы.
1. Российское образование - 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008.
2. Роберт, И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. - 2002. - № 12.
3. Стадниченко, С.В. Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя (теоретическое обоснование проблемы) [Э/р] - Режим доступа: Шр://сЬеш. goruo.kostanay. ]«/12/4^ос С.А. Денисова, г. Новосибирск.
4. Хуторской, А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. -2003. - №2.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31.
6. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Статья поступила в редакцию 26.02.10
УДК 37:002
Д.В. Чигарёва, аспирант Санкт-Петербургского Государственного Университета Водных Коммуникаций, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
СЕМИОТИКА КАК ОСНОВА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ
В работе описан принцип реализации междисциплинарных связей в подготовке студентов туристского профиля. Дано теоретикометодологическое обоснование данного принципа на основе семиотического подхода, описаны особенности его реализации в профессиональной подготовке студентов туристского профиля.
Ключевые слова: междисциплинарная интеграция, взаимосвязанное обучение, координация, профессиональное образование, студент туристского профиля, интегрированная модель профессиональной подготовки, семиотика, семиотический подход.
Глобализация образовательной системы, интеграционные тенден- воспитания в системе профессионального образования. Переход от ции как внутри естественнонаучных, технических и гуманитарных предметоцентризма к усилению роли интегративных курсов различ-областей, так и между ними, усиление и актуализация челове- ной направленности выдвигает идею установления образова-коведческого и обществоведческого компонентов научного тельного пространства, в рамках которого будут естественно взаимо-знания приводят к разработке современных технологий обучения и действовать и взаимопроникать различные образовательные курсы
как гуманитарного, так и естественнонаучного характера. Реализация этой идеи требует выработки и установления общегуманитарного базиса современного образования путем интегративно-содержательного подхода к его формированию вне зависимости от частнометодических целей и направлений конкретных образовательных курсов. При этом меняется структура и содержание всех учебных программ как естественнонаучных, так и гуманитарных циклов дисциплин.
Проблемы интеграции в образовательной сфере стали рассматриваться лишь в последней четверти нашего столетия, что объясняется отражением в образовании процессов, происходящих в науке, производстве, общественной жизни. Именно углубляющаяся дифференциация наук объективно порождает необходимость противоположного процесса-интеграции научного знания. Актуальность данной проблемы обусловлена возведением ее в ранг государственной политики, о чем свидетельствует Указ Президента Российской Федерации о федеральной целевой программе «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки» [1]. Это, в свою очередь, оказывает влияние на развитие профессиональной подготовки студента туристского профиля и формулирует новые требования к результату его подготовки в вузе.
В данном случае мы могли бы рассмотреть междисциплинарные связи, так как они «отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами» [2, с. 562]. По мнению И.П.Яковлева, «интеграционные процессы в учебной деятельности связаны с переходом к подготовке специалистов широкого профиля, основанной на синтезе и универсализации знаний и умений, новых формах и методах обучения» [3, с. 4].
Идея междисциплинарной интеграции в обучении рассмотрена во многих теоретических работах Песталоцци И.Г., Ушинского К.Д., Коменского Я.А., Звягина А.Н., Кагана В., Максимовой В.Н. и др.
По вопросу построения содержания образования И.Г. Песталоцци отмечает: «Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в мире» [4, с. 48].
К.Д. Ушинский полагал, что междисциплинарные связи являются важнейшим аспектом в формировании целостных системных знаний: «Кроме специальных понятий, принадлежащих к каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам» [5, с. 600].
Учебно-познавательная деятельность ориентирована на обобщение знаний, накопленных в различных учебно-научных дисциплинах. Факты, явления, входящие в содержание отдельного учебного предмета связаны с другими науками. А подготовка студента туристского профиля, в свою очередь, базируется на планомерном и комплексном изучении тех предметов, которые формируют необходимые специальные знания и профессиональные навыки. Дисциплины туристского профиля находятся в дополнительной дистрибуции и не являются изолированными. Все дисциплины взаимосвязаны, дополняют друг друга и каждая является важным компонентом целостной системы изучаемых наук . Для успешного решения задачи подготовки студента туристского профиля на подлинно научной основе необходимо глубоко вникать, изучать и систематически учитывать характер связей между дисциплинами разных циклов и дисциплинами, объединенными в единый цикл. В свою очередь, каждая дисциплина туристского профиля должна определить свой предмет и методы, исходя из главной задачи -профессионального и личностного развития студента. Таким образом, междисциплинарная интеграция - это связи учебных предметов, имеющих идентичные идеи, явления и факты.
Следует обратить внимание и на то, что «междисциплинарность» входит в «комплексность» в качестве ее компонента. Рассматривая понятия «междисциплинарность» и «комплексность», В.Н. Максимова в первом случае вытделяет содержательнометодическую природу, а во втором - три взаимосвязанных аспекта:
1)комплекс знаний и умений из разных учебных дисциплин;
2)совокупность междисциплинарных связей;
3)решение в комплексе задач образования, развития и воспитания с
помощью междисциплинарных связей [6].
Следует подчеркнуть и то, что при реализации междисциплинарных связей сам учебный предмет не подвергается каким-либо трансформациям: привлечение из других наук фактов, сведений призвано более полно и всесторонне охарактеризовать изучаемые темы.
Целесообразно рассмотреть такие понятия, как «координация», «интеграция», «взаимосвязанное обучение», так как они входят в один тезуарус с «междисциплинарностью» и «комплексностью».
Интегрированное и взаимосвязанное обучение мы рассматриваем как понятия идентичные. Интегрированный подход реализуется при отборе тех явлений и идей, которые, не нарушают системности изучаемых дисциплин, в то же время являются универсальными для двух и более дисциплин. Интегрированный курс создается на основе нескольких научных дисциплин туристской направленности, и в процессе его изучения будущие специалисты в области туризма с наибольшей полнотой смогут охватить все стороны этих дисциплин (страноведение; культурно-туристические регионы Европы; культурно-туристические регионы России; туризм как социокультурный феномен), которые изучаются в вузе по данной специальности. Однако изучение интегрированного курса предполагает базовые знания студентов конкретных дисциплин, на основе синтеза который и организуется взаимосвязанное обучение. Междисциплинарная интеграция позволяет целенаправленно формировать у студентов туристского профиля профессионально значимые умения, индивидуально-личностные качества, в совокупности создающие модель специалиста, способного в конкретных видах профессиональной деятельности проявлять общенаучную и гуманитарную культуру.
Координация связана с таким подходом, когда темы одной дисциплины взаимосвязаны с темами другой. Данное понятие предполагает содержательные и методические связи разных дисциплин, их одновременное изучение, использование одного понятийно-терминологического аппарата. Таким образом, появляется возможность актуализации имеющихся у студентов знаний и умений по изучаемым в одном семестре дисциплинам туристского цикла.
Особенность профессионального развития студента туристского профиля заключается в том, чтобы все знания и умения, получаемые при изучении разных дисциплин, быти обобщены, систематизированы и синтезированы в содержании интегрированных курсов и у обучаемого складывалось общенаучное, общекультурное представление о любой сфере человеческой деятельности.
Междисциплинарная интеграция выивляег общее и единичное в изучаемом объекте. Это усиливает взаимодействие анализа и синтеза, конкретизации и способствует развитию профессиональных, умственных способностей студентов. Взаимосвязанное обучение - процесс усвоения студентами общих, универсальных правил, признаков, присущих нескольким дисциплинам. Учебная программа образует иерархию понятий смежных дисциплин туристского профиля, вокруг который концентрируется учебный материал. В интегрированной дисциплине отражаются обобщенные знания из нескольких предметов, дидактически адаптированных и соответствующих образовательным стандартам, позволяющих синтезировать, сравнивать, систематизировать знания, полученные из разных учебных дисциплин.
Междисциплинарная интеграция тесно связана с гуманитаризацией образования [7]. Устанавливая соответствие между образованием и культурой, С.И. Гессен отмечал, что образование есть не что иное, как культура индивида, и по своему существу оно никогда не может быть завершено, а задачу образования он видел в приобщении человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращения природного человека в культурного [8, с. 36].
Интегративно-гуманитарный подход к изучению взаимосвязи в природе и обществе рассмотрен в работах В.И. Вернадского, Н.А. Бердяева, А.И. Чижевского, Н.С. Рериха, современных ученых Н.В. Карлова, Н.Н. Моисеева и других.
Нарастающие интеграционные тенденции в рамках всего мирового сообщества, резко возросшие этнические факторы все более акцентируют внимание на развитии национальных культур. По Э. Тай-лору, культура в широком этнографическом смысле слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества [9]. Именно многообразие культур позволяет судить о поликультурных процессах мировой общественной жизни, а в дидактическом плане - о междисциплинарном образовании, органически связывающем все виды культур в едином видении.
Таким образом, закономерным проявлением развития социума является поиск и выработка новых учебно-воспитательных технологий образования.
При профессиональной подготовке студентов туристского профиля, на наш взгляд, реализацию задач можно рассмотреть в следующих направлениях:
1) обучение мировоззренческим, теоретическим, базовым понятиям предметной области, которые являются фундаментальными знаниями и в дальнейшей, профессиональной деятельности студента туристского профиля будут обеспечивать конвертируемость его знаний в целом;
2) в содержании обучения среди различных предметов особо выделять те предметы, которые являются базовыми теоретическими дисциплинами, обеспечивающими будущего специалиста в области туризма фундаментальными знаниями.
При этом в дисциплинах туристской направленности обязательно следует выделять ядро фундаментальных знаний.
В подготовке студентов туристского профиля на уровне высшего профессионального образования одной из таких дисциплин может стать «Семиотика».
В настоящее время наиболее распространенным следует признать следующее определение данной науки: «Семиотика - это научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию» [10, с. 913]. Большой вклад в развитие идей и методов семиотики внесли такие ученые как Пирс Ч., Моррис Ч., Гумбольдт В., Барт Р., Эко У., Лотман Ю.М. и другие. Важно отметить и то, что семиотика возникла на стыке различных научных областей знания и традиций, причем как веками устоявшихся, имеющих свои объекты, теоретический и методологический аппарат, так и сравнительно новых, еще не определившихся с теорией и исследовательскими приемами. К полностью оформившимся наукам, предоставляющим для семиотических исследований свои материалы, можно отнести культурологию, этологию, биологию, логику, социологию, психологию, лингвистику, кибернетику; на этапе становления находятся такие дисциплины, как частные семиотики, теория этноса, культурная антропология. Каждая наука рассматривает знак в каком-либо одном, отвечающем задачам данной науки аспекте.
Актуальность изучения основ семиотики и её интерпретация в подготовке будущих специалистов определяется тем, что она дает возможность [11]:
• рассматривать окружающую нас действительность в рамках изучаемых предметов как совокупность знаковых систем (язык, наука, реклама и т.п. как особые знаковые системы, имеющие свой синтаксис, семантику и прагматику);
• познавать окружающий нас мир с позиций семиотического подхода,
предоставляя инструмент для процесса познания — совокупность знаковых систем.
Семиотика играет важную роль в методологии гуманитарных наук: любые культурные феномены, от обыденного мышления до искусства и философии, неизбежно закреплены в знаках и представляют собой знаковые механизмы, чье назначение можно и нужно эксплицировать и рационально объяснить. Наличие специфичных знаковых систем в смежных с ней гуманитарных научных дисциплинах расщепляет общую семиотику, изучающую знаковые системы как таковые, их свойства и особенности функционирова-
ния, организацию работ по их исследованию, на частные семиотики, занимающиеся исследованием фрагментов семиотического пространства в соответствии с объектами указанных наук.
Рассматривая семиотику с методологической точки зрения, Новиков А.М. отмечает: «Для того, чтобы содержание того или иного сообщения, которое один человек может передать другому, передавая добытое им знание о предмете или выработанное им отношение к предмету, было понято получателем, необходим такой способ трансляции, который позволил бы получателю раскрыть смысл данного сообщения» [12]. А это возможно в том случае, если сообщение выражается в знаках, несущих определённое значение и получающий одинаково понимают связь между значением и знаком. Рационально будет указать предметное поле науки семиотики, которое включает в первую очередь национально специфичные формы общечеловеческих чувств и переживаний как символические проявления когнитивной картины мира определенного этноса [13].
Представляется важным отметить, что для успешного общения является учет национально-культурных особенностей: рассмотрение цветовых корреляций , отношение ко времени, пространству, невербальную коммуникацию. Национальная специфика культур, влияющая на процесс общения, несомненно, сказывается на его результатах и эффективности как на речевом, так и на неречевом уровнях. Для того, чтобы студенты туристского профиля имели представление о культурном многообразии мира, наиболее отличительных и характерных признаках той или иной культуры, необходимо обеспечить высокий уровень межкультурной компетенции. Кросс-культурные наблюдения свидетельствуют, что один и тот же жест, цвет, подарок могут иметь разные значения и по-разному оцениваться в разных культурах. Ведь значительная часть конфликтов является всего лишь результатом коммуникативного непонимания, а это нередко оборачивается межэтнической напряженностью, экономическими потерями, испорченными человеческими отношениями. А межкультурные связи способствуют повышению адаптивных возможностей индивида. Таким образом, для успешных межэтнических контактов необходимо понимать и уметь объяснять особенности культуры того или иного народа. Этот факт следует учитывать в процессе профессионального обучения студентов туристского профиля.
В связи с этим необходимо совершенствовать модель профессионального обучения студентов на основе семиотического подхода, с учетом национальной специфики культур. Анализ представленных символических систем с привлечением теоретических и культурологических материалов в значительной степени повышает уровень межкультурного общения и является базой для приобретения необходимых знаний студентами туристского профиля.
Семиотика и ее использование для познания окружающего мира, в частности использование семиотического подхода к познанию предметной области, имеет междисциплинарное значение для специалиста в области туризма. Цель семиотики как междисциплинарной отрасли - создать общую теорию знаков во всех их формах и проявлениях. Определение Ч.Морриса подчеркивает междисциплинарный характер семиотики, перекликаясь с утверждением о двоякой природе данной дисциплины: «С одной стороны, семиотика - это наука в ряду других наук, а с другой стороны, это - инструмент наук» [14, с. 45].
Поскольку любая наука, дисциплина или любой изучаемый объект может быпъ описан как знаковая система, возникает необходимость анализа учебных дисциплин с позиций семиотического подхода с целью выгавления синтаксических, семиотических или прагматических аспектов изучаемого материала. Рассматривая конкретные вопросы любой предметной области, целесообразно использовать метаязыж для получения новыгх знаний и построения предметного языка.
Кроме этого, в рамках семиотического подхода при подготовке специалиста туристского профиля актуализируется роль естественного языжа как знаковой системы предназначенной
для коммуникации любого вида и, в частности, межкультурной коммуникации. Значимость семиотики и, как следствие, семиотического подхода к обучению учебным дисциплинам туристского профиля связана с изучением метаязыков и их систем, предназначенных для определенных предметных областей, а сам семиотический подход позволяет иначе подойти к формированию содержания подготовки студентов туристского профиля.
Таким образом, междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода в подготовке специалистов туристского профиля демонстрирует общую гармоничную картину существования символов в культурном пространстве, позволяет исследовать проявление этнически специфичных ментальных особенностей в семантике символов. Помимо этого, междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода в культурологически ориентированных работах предоставляет важное преимущество - семиотика позволяет подвести единую, интегрированную теоретическую базу под изучение разобщенных ранее дисциплин туристской направленности. Междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода позволяет обогащать теоретическую и эмпирическую базы обучения студентов туристского профиля за счет интегративного характера научных областей знания. Помимо этого, в гуманитарной сфере реализуется принцип контрастивности, который дает возможность расширить материал в количественном и качественном отношении, с опорой на сравнение коррелирующих или прямо противоположных феноменов. Принцип сопоставления, по определению М. Фуко, самый универсальный, но вместе с тем и самый скрытый, подлежащий выявлению элемент, определяющий форму познания и гарантирующий богатство его содержания [15].
Поскольку в настоящее время, когда все большее внимание уделяется реализации реформ Болонского процесса, основное требование к современному специалисту - это умение оперативно решать задачи усвоения большого объема информации. Поскольку требования к специалисту туристского профиля определяются потребностями общества, и уменьшать их нельзя, а существенно увеличить время обучения для бакалавров в вузе экономически и социально нерентабельно, а также психологически нецелесообразно, междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода является актуальным решением задачи профессиональной подготовки специалистов в области туризма и тем самым позволяет повысить производительность учебного процесса.
Таким образом, выделение семиотики как базового ядра в междисциплинарной интеграции в обучении студентов туристского профиля позволяет:
• использовать универсальные и фундаментальные методы познания изучаемой предметной области;
• формировать профессиональную компетентность студента в области семиотики для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности в сфере туризма.
Другими словами, организация образовательного процесса при условии междисциплинарной интеграции на основе семиотического подхода к образованию, позволяет построить интегрированную модель профессиональной подготовки студента туристского профиля.
Таким образом, тенденция к укреплению междисциплинарных связей - это объективное следствие социально-экономического развития и научно-технического прогресса. Следовательно, создание концептуальных основ междисциплинарных связей - объективная необходимость сегодняшнего дня.
Библиографический список
I.. Корнилова, Т.И. Профессионализм и психология // Высшее образование в России. - 1995. - №3.
2. Кадровый потенциал вузов в условиях реформирования высшей школы. - М.,1993.
3. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979.
4. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения: // под ред. В. А. Ротенберг, В.М. Кларина. - М.: Педагогика, 1981. - Т. 2.
5. Ушинский, КД. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 2.
6. Максимова, В.Н. Актуальные проблемы дидактики. - Л., 1982.
7. Белогуров, АЮ. Теория и практика гуманитаризации естественно-научного образования:принципы, подходы, технология. - Владикавказ, 1997.
8. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию // отв. ред. и сост. П.В. Алесеев. - М.: Школа-Пресс, 1995.
9. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989.
10. Всемирная Энциклопедия. Философия, 2001.
II.Рыжова, Н.И. Формирование профессиональной готовности к информационно-аналитической деятельности: теоретические основы и содержание / Н.И. Рыжова, В.И. Фомин. - Самара: Офорт-Пресс, 2008.
12. Новиков, А.М. Методология образования. - М.: «Эгвес», 2006.
13. Степанов, Ю.С. Семиотика. - М.: «Наука», 1971.
14. Моррис, Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика: Антология. - М.; Екатеринбург, 2001.
15. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб., 1994.
Статья поступила в редакцию 19.02.10
УДК 371
Н.В Анохина, соискатель Филиала ГОУВПО КГУ, г. Прокопьевск, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изменениями, происходящими в образовании на современном этапе развития общества в целом, и роли учителя в частности, благодаря развитию глобальной компьютерной сети Интернет. Автором исследования проанализированы профессионально-значимые Интернет-ресурсы (в количестве более 100) с целью включения конкретных сайтов в программу подготовки будущего учителя. Для этого была разработана методика интеграции профессионально-значимых сайтов в систему подготовки учителя.
Ключевые слова: Интернет-среда, профессиональная подготовка учителя, образовательные Интернет-ресурсы, профессиональнозначимые web-сайты, методика интеграции профессионально-значимых сайтов в систему подготовки учителя.
Общество на современном этапе развития переживает информатизации и нашел отражение во всех сферах жизнеинформационную революцию. Переход от постиндустриаль- деятельности человека, в том числе и в образовании. Большой
ного общества к информационному обусловлен возрастанием вклад в развитие информатизации образования (как в теорию,
роли информации во всех его сферах, что влечет пересмотр так и в практику) внесли: В.П. Беспалько, В.М. Глушков, А.П.
базового понятия «информация», наполнение его новыми Ершов, В.А. Извозчиков, В.Г. Кинелев, Э.И. Кузнецов, М.П.
смыслами. Процесс, обеспечивающий переход от постиндуст- Лапчик, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, Ю.А. Первин, С. Пей-
риального общества к информационному, получил название - перт, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Ю.Уваров и другие. В на-
5З