для коммуникации любого вида и, в частности, межкультурной коммуникации. Значимость семиотики и, как следствие, семиотического подхода к обучению учебным дисциплинам туристского профиля связана с изучением метаязыков и их систем, предназначенных для определенных предметных областей, а сам семиотический подход позволяет иначе подойти к формированию содержания подготовки студентов туристского профиля.
Таким образом, междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода в подготовке специалистов туристского профиля демонстрирует общую гармоничную картину существования символов в культурном пространстве, позволяет исследовать проявление этнически специфичных ментальных особенностей в семантике символов. Помимо этого, междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода в культурологически ориентированных работах предоставляет важное преимущество - семиотика позволяет подвести единую, интегрированную теоретическую базу под изучение разобщенных ранее дисциплин туристской направленности. Междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода позволяет обогащать теоретическую и эмпирическую базы обучения студентов туристского профиля за счет интегративного характера научных областей знания. Помимо этого, в гуманитарной сфере реализуется принцип контрастивности, который дает возможность расширить материал в количественном и качественном отношении, с опорой на сравнение коррелирующих или прямо противоположных феноменов. Принцип сопоставления, по определению М. Фуко, самый универсальный, но вместе с тем и самый скрытый, подлежащий выявлению элемент, определяющий форму познания и гарантирующий богатство его содержания [15].
Поскольку в настоящее время, когда все большее внимание уделяется реализации реформ Болонского процесса, основное требование к современному специалисту - это умение оперативно решать задачи усвоения большого объема информации. Поскольку требования к специалисту туристского профиля определяются потребностями общества, и уменьшать их нельзя, а существенно увеличить время обучения для бакалавров в вузе экономически и социально нерентабельно, а также психологически нецелесообразно, междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода является актуальным решением задачи профессиональной подготовки специалистов в области туризма и тем самым позволяет повысить производительность учебного процесса.
Таким образом, выделение семиотики как базового ядра в междисциплинарной интеграции в обучении студентов туристского профиля позволяет:
• использовать универсальные и фундаментальные методы познания изучаемой предметной области;
• формировать профессиональную компетентность студента в области семиотики для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности в сфере туризма.
Другими словами, организация образовательного процесса при условии междисциплинарной интеграции на основе семиотического подхода к образованию, позволяет построить интегрированную модель профессиональной подготовки студента туристского профиля.
Таким образом, тенденция к укреплению междисциплинарных связей - это объективное следствие социально-экономического развития и научно-технического прогресса. Следовательно, создание концептуальных основ междисциплинарных связей - объективная необходимость сегодняшнего дня.
Библиографический список
I.. Корнилова, Т.И. Профессионализм и психология // Высшее образование в России. - 1995. - №3.
2. Кадровый потенциал вузов в условиях реформирования высшей школы. - М.,1993.
3. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979.
4. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения: // под ред. В. А. Ротенберг, В.М. Кларина. - М.: Педагогика, 1981. - Т. 2.
5. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 2.
6. Максимова, В.Н. Актуальные проблемы дидактики. - Л., 1982.
7. Белогуров, АЮ. Теория и практика гуманитаризации естественно-научного образования:принципы, подходы, технология. - Владикавказ, 1997.
8. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию // отв. ред. и сост. П.В. Алесеев. - М.: Школа-Пресс, 1995.
9. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989.
10. Всемирная Энциклопедия. Философия, 2001.
II.Рыжова, Н.И. Формирование профессиональной готовности к информационно-аналитической деятельности: теоретические основы и содержание / Н.И. Рыжова, В.И. Фомин. - Самара: Офорт-Пресс, 2008.
12. Новиков, А.М. Методология образования. - М.: «Эгвес», 2006.
13. Степанов, Ю.С. Семиотика. - М.: «Наука», 1971.
14. Моррис, Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика: Антология. - М.; Екатеринбург, 2001.
15. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб., 1994.
Статья поступила в редакцию 19.02.10
УДК 371
Н.В Анохина, соискатель Филиала ГОУВПО КГУ, г. Прокопьевск, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изменениями, происходящими в образовании на современном этапе развития общества в целом, и роли учителя в частности, благодаря развитию глобальной компьютерной сети Интернет. Автором исследования проанализированы профессионально-значимые Интернет-ресурсы (в количестве более 100) с целью включения конкретных сайтов в программу подготовки будущего учителя. Для этого была разработана методика интеграции профессионально-значимых сайтов в систему подготовки учителя.
Ключевые слова: Интернет-среда, профессиональная подготовка учителя, образовательные Интернет-ресурсы, профессиональнозначимые web-сайты, методика интеграции профессионально-значимых сайтов в систему подготовки учителя.
Общество на современном этапе развития переживает информатизации и нашел отражение во всех сферах жизнеинформационную революцию. Переход от постиндустриаль- деятельности человека, в том числе и в образовании. Большой
ного общества к информационному обусловлен возрастанием вклад в развитие информатизации образования (как в теорию,
роли информации во всех его сферах, что влечет пересмотр так и в практику) внесли: В.П. Беспалько, В.М. Глушков, А.П.
базового понятия «информация», наполнение его новыми Ершов, В.А. Извозчиков, В.Г. Кинелев, Э.И. Кузнецов, М.П.
смыслами. Процесс, обеспечивающий переход от постиндуст- Лапчик, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, Ю.А. Первин, С. Пей-
риального общества к информационному, получил название - перт, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Ю.Уваров и другие. В на-
стоящее время наблюдается новый этап информатизации образования, вызванный развитием телекоммуникаций, Интернет, Web-технологий (гипертекст, гипермедиа и др.) [1; 2; 3].
Необходимость использования ресурсов и технологий Интернет для целей образования сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений. Интернет находится в поле зрения исследователей как мощнейший информационный резервуар, глобальная телекоммуникационная сеть, охватывающая все развитые страны мира. Вместе с тем Интернет не сводится к набору технических решений, это не просто конгломерат компьютерных сетей, но и - что более всего важно для нас - сообщество связанных компьютерными сетями людей, активно действующих в новой Интернет-среде.
«Интернет-среда - это не только и не столько взаимосвязанные компьютеры и компьютерные сети, сколько взаимосвязанные и активно действующие в этой среде люди вместе с продуктами их активности - сообщениями, web - страницами, записями (текстовыми, звуковыми, изобразительными и др.), каталогами и архивами записей, навигационными маршрутами и т.п.» [4].
Исследования в области применения телекоммуникационных технологий в педагогическом образовании начали активно проводиться в 90-х годах. Основные результаты исследования отражены в работах А.А. Андреева, И.Н. Антипова, Г.А. Бордовского, М.Ю. Бухаркиной, Г.И. Дацкж, В.А. Извоз-чикова, И.И Косенко, И.Е. Костенко, В.М. Лопаткина, Н.В. Макаровой, А.В. Могилева, М.В. Моисеевой, Е.С. Полат, И.В. Роберт, И.В. Симоновой, Б.Я. Советова, А.Ю. Уварова, А.В. Хуторского и других ученых [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12].
Эти исследования позволяют обозначить ряд перспективных направлений в области применения телекоммуникаций и, в частности, Интернет, в обучении и управлении обучением:
• современные методики и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности, обучающейся в современных условиях информатизации и массовой глобальной коммуникации современного общества;
• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментальную и исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации, пользуясь современными методами и средствами информационного взаимодействия и коммуникации;
• современный механизм управления системой образования на основе использования размещенных в Интернет автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов и т.д.;
• создание единого информационного пространства, обеспечение личностно-ориентированного подхода, как в процессе обучения, воспитания, так и в процессе информационного взаимодействия, дифференцированного по профессиональным интересам и предпочтениям;
• самообразование, в частности, повышение квалификации с использованием информационных технологий Интернет;
• дистанционное образование;
• развитие содержания и методики базового и профессионального обучения в системе среднего и высшего педагогического образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.
Развитие глобальной компьютерной сети Интернет, с одной стороны, обусловило новые требования к технической оснащенности образовательных учреждений, их доступу к мировым информационным ресурсам, а с другой стороны, дало мощный импульс к развитию содержания деятельности учителя, использованию им новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся, обучение в сотрудничестве, самообразование.
На современном этапе, важнейшая задача педагога -научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. А чтобы успешно справиться с этой задачей каждому учителю информационного общества требуется:
- глубоко знать процессы, происходящие в образовании;
- оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания;
- уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий;
- повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру;
- собирать, оценивать, модифицировать и разумно использовать полученную информацию для совершенствования методики урока;
- тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрация, педагоги, учащиеся, родители);
- теоретически осмысливать результаты своей деятельности;
- обладать широкой эрудицией.
С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. Ставки делаются на специалистов, способных осваивать новшества, способных принести в школьный класс творческий дух и энергию.
Существенными характеристиками современного общества являются лавинообразный рост количества электронных ресурсов (перевод существующих информационных ресурсов в электронную форму, создание новых ресурсов); свободное распространение информации; свободный доступ к информации [13].
Обеспечение свободного распространения, равного и доступного доступа к этой информации возможно только на основе использования Интернет.
Поэтому освоение Интернет рассматривается в образовании как фактор успешной социально-профессиональной адаптации будущего специалиста, а в условиях становления информационного общества, основанного на глобальных коммуникациях, и как утверждение определенного социального статуса личности.
Интернет в образовании - одна из самых динамично развивающихся областей современного образования, о чем свидетельствуют федеральные и региональные программы, многочисленные статьи, конференции, семинары и круглые столы. Однако эффективное внедрение Интернета в систему образования возможно при наличии:
1) образовательных Интернет-ресурсов;
2) технического и программного оснащения образовательных учреждений, наличия доступа в Сеть, т. е. компьютеризации и интернетизации образовательных учреждений;
3) подготовленного и мотивированного учителя, использующего в своей профессиональной деятельности интернет-ресурсы.
Сегодня уже невозможно себе представить образовательное пространство без современных информационных технологий и средств телекоммуникации, открывающих принципиально иные возможности образования, общения и обладающих серьезным педагогическим потенциалом. К сожалению, зачастую этот потенциал не реализуется или реализуется не в должной мере из-за отсутствия у педагогов знаний и опыта в области работы с такими технологиями и средствами телекоммуникации. Поэтому мобильность педагога, умение его шагать в ногу со временем, быстро и эффективно получать и применять новые знания для внедрения в процесс обучения, на сегодняшний день одно из необходимых условий творческого и эффективного подхода к обучению.
Соответственно в качестве научной проблемы, требующей своего решения, мы можем сформулировать следующую: каким образом должны быть интегрированы профессионально-ориентированные ресурсы Интернет в систему под-
готовки будущего учителя в целях обеспечения его мобильности и соответствия требованиям времени.
Исследования дидактических возможностей профессионально-ориентированных веб-сайтов в отечественной и зарубежной педагогической науке начали появляться относительно недавно (90-е годы ХХ в.). Учеными выделяются разные подходы к использованию отдельных видов сайтов, чаще всего имеющих отношение к какому-либо отдельному учебному предмету. Подчеркнем идею о том, что нам не встретились комплексные исследования по использованию всего комплекса веб-сайтов, имеющих отношение к профессиональной педагогической деятельности.
Прежде, чем разработать методику применения профессионально-значимых сайтов, было проведено обширное исследование и последующий анализ всех ресурсов Интернет, имеющих отношение к деятельности педагога (в количестве более 100). Проведем обзор вариативности сайтов и рассмотрим их значимость для процесса подготовки современного специалиста в сфере образования.
Все исследованные нами сайты представляется возможным разделить на несколько групп и представить их в виде следующей таблицы:
Виды профессионально-ориентированных педагогических сайтов и их общие характеристики
Таблица 1
Виды сайтов Общие характеристики сайтов. Возможности, предоставляемые педагогам
1. Сайты федеральных органов управления образованием. www.mon.2ov.ru www.ed.2ov.ru http://obrnadzor.2ov.ru www.edu.ru Возможность ознакомиться: - с официальными документами в сфере образования; - с самыми современными нормативными материалами; - с требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов; - изучить программы БУП;
2. Сайты по подготовке к ЕГЭ. www.ege.edu.ru www.fipi.ru - Возможность познакомиться: - с демоверсиями КИМ по всем учебным предметам; - с перечнем учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ которые рекомендуется использовать в образовательном процессе; - возможность получить теоретическую подготовку в вопросах формата экзамена, правил и процедуры проведения экзамена, критерия оценки.
3. Конференции, выставки. http://oedsovet.or2 www.eidos.ru - Возможность: - общаться с коллегами из различных регионов, различных уровней системы образования, родителями, учениками, обсуждая общие проблемы и обмениваясь профессиональным опытом; - познакомиться с новинками в области методических подходов и практик предметного преподавания; - обсудить стратегические направления развития российского образования в целом; - для министерства образования и науки организовать обратную связь с работниками образования «на местах» и донести свою точку зрения по политике ведомства;
4. Конкурсы. http://teacher.org.ru http://eidos.ru/dist teacher http://festival.1seotember.ru - Содействуют развитию профессионализма и творчества педагога в ходе профессионального общения с коллегами и другими участниками конкурса; - возможность повысить в ходе конкурса свою квалификацию; - повышение престижа учительской профессии, формирование позитивного образа Учителя в общественном сознании; - владение информационными технологиями и Интернет-ресурсами для решения общеобразовательных и профессиональных задач; - возможность каждому учителю представить свою педагогическую идею, опубликовать собственные методические разработки, поделиться с коллегами своими представлениями о преподавании учебного предмета.
5. Олимпиады. http://www.rusolvmp .ru www.eidos.ru/olvmp - Содействуют развитию творчества, таланта, эрудиции; - расширяют кругозор; - пробуждают интерес к научной деятельности.
6. Электронные журналы, газеты. http://www.1september.ru/ www.vestnik.edu.ru www.sibuch.ru Возможность: - быть в курсе новостей в области образования на федеральном, региональном уровнях; - знакомиться с новейшими педагогическими технологиями, современными методиками; - изучать опыт учителей-новаторов.
7. Электронные библиотеки. http://vashabnp.info - Возможность работы с каталогами; - доступ к электронным материалам: оцифрованным печатным работам (книгам, журналам, иллюстрациям, картам, диаграммам, графикам и т.п.), фотографиям, кино и видеофильмам, картинам, анимации, аудиофайлам и так далее. - многие электронные материалы предлагаются в режиме свободного (бесплатного) доступа.
8. Электронные энциклопедии, словари, справочники. http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php http://window.edu.ru/window/librarv7p rid=22160 - Возможность: - получить обобщенную и систематизированную информацию в области теории и практики образования; - изучить и сопоставить взгляды отечественных и зарубежных ученых по фундаментальным вопросам педагогики, психологии и других смежных наук.
9. Сетевые профессиональные сообщества учителей. www.intergu.ru www.it-n.ru http://distant.ioso.ru/communitv/ - Возможность найти ответы на многие волнующие учителей профессиональные вопросы; - участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности; - обмен опытом; - консультации со специалистами; - методическая помощь учителям; - помогают оперативно распространять инновационный опыт использования информационных и коммуникационных технологий; - большое разнообразие педагогических сообществ;
http://pedsovet.su
10. Повышение квалификации педагогов. http:// edu.tomsk.ru http://www.iteach.ru/ - Возможность: - получать подробную информацию о курсовых и организационно- методических мероприятиях, проводимых институтами повышения квалификации; - проходить курсовую подготовку дистанционно; - получить практическую помощь для дальнейшей работы; - узнать о конкурсах, фестивалях, олимпиадах; - быть всегда в курсе современных направлений модернизации образования. - перечень проводимых институтами мероприятий очень разнообразен;
11. Форумы. http://www.englishteachers.ru/forum// www.it-n.ru/board.aspx7cat no=225 http://zavuch. info/forums.html - Обсуждение насущных проблем сферы отечественного образования; - обмен опытом, способствующий поиску эффективных путей совершенствования сферы образования; - возможность обсуждать: - актуальные и злободневные вопросы современного образования с докторами педагогических наук; - наиболее важные проблемы педагогической профессии и вопросы использования различных педагогических технологий. - обсуждение наиболее важных проблем педагогической профессии и вопросов использования различных педагогических технологий; - обсуждение методических вопросов учителями-предметниками;
12. Блоги. http://pedsovet.org/blogs http://nikitindima. name/ http://vashabnp.info/blog/ - Возможность: - обмениваться новыми педагогическими находками с коллегами; - выразить свое мнение и каким-либо образом повлиять на мнения других; - найти единомышленников и получить обратную связь;
В дальнейшем была разработана методика интеграции профессионально-значимых сайтов в систему подготовки учителя. В целом предложено два способа интеграции:
1) посредством чтения самостоятельного спецкурса «Профессионально-значимые ресурсы Интернет в работе педагога»;
2) посредством применения полученных материалов в процессе изучения курса «Методика преподавания иностранных языков».
Чтобы определить исходный уровень владения студентами профессионально-ориентированными веб-сайтами, форумами, блогами, предназначенными для педагогов, был проведен констатирующий срез посредством анкетирования, цель которого - проанализировать факторы, влияющие на применение ресурсов Интернета в практике изучения дисциплин по методике преподавания иностранного языка студентами 4-5 курсов педагогического профиля.
Экспериментальный срез проводился на базе филиала ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» в г. Прокопьевске в течение 2 лет (2008-2009 учебный год, 20092010 учебный год).
Результаты, полученные на основе анализа проведенного констатирующего среза, продемонстрировали, с одной стороны, достаточно высокий уровень таких факторов, как поисковая грамотность (55%), технологическая грамотность (45%), методическая грамотность (студенты имеют представление о наличии различных учебно-методических ресурсов в Интернет-среде - 42.5%), доступ к Интернету (37.5%).
Данные о степени выраженности вспомогательных факторов, влияющих на использование Интернет-ресурсов говорят о том, что будущие педагоги не владеют профессионально-ориентированной Интернет-средой, не обращаются к профессионально-ориентированным веб-сайтам, предназначенным для педагогов, в процессе подготовки к занятиям по методике преподавания иностранного языка, имеют слабые навыки общения в профессионально-ориентированной Интернет-среде. Все это привело к пониманию того, что современ-
ная образовательная интернет-среда требует от современного учителя владения новым уровнем знаний, умений и навыков в сфере работы с профессионально-значимыми информационными ресурсами нового поколения, расположенными на различных сайтах, форумах и т.д.; требует от учителя гибкости мышлении при анализе и выборе необходимых ресурсов из всего того многообразия, которое предлагается в информационном пространстве; мобильности в информационном пространстве, уверенности в собственной компетентности при обращении к сайтам министерства образования, к профессиональным сообществам и пр.
Результаты, полученные на основе проведенного констатирующего среза, были использованы в дальнейшем при разработке модели профессиональной подготовки будущего учителя, основанной на применении профессионально-ориентированных Интернет-ресурсов.
Профессиональную подготовку будущего учителя мы рассматривали как совокупность взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, средств, деятельности преподавателя и студентов, результатов обучения, необходимых для создания целенаправленного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленного на профессиональную подготовку будущего учителя.
Анализ профессионально-значимых Интернет-ресурсов позволил заключить, что имеющиеся в современной научной литературе разработки по профессиональной компетентности будущего учителя не полностью отражают требования информационного общества. Мы разработали собственный комплекс компетенций необходимых будущему учителю для работы в Интернет-среде.
Профессиональная компетентность будущего учителя включает набор следующих компетенций:
~ Информационная компетенция, знания которой предполагают быструю ориентацию в информационном потоке глобальной сети; знание дидактических возможностей различных телекоммуникационных технологий и их возможных
5б
функций в учебно-воспитательном процессе; знание основ в области информатики и информационных технологий.
~ Предметная компетенция в сфере профессиональноориентированных Интернет-ресурсов, содержащих информацию о современных тенденциях в сфере образования; в сфере разработки и применения интерактивной Интернет-среды как средства развития научно-методической деятельности учителя и т. д.
~ Профессионально-коммуникативная компетенция включает знания способов осуществления межличностного взаимодействия, умения идентифицировать себя с собеседником, умения быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения; правильно планировать и осуществлять речевое воздействие.
~ Психологическая готовность к работе в Интернет-среде включает владение способами общения в профессиональной Интернет-среде; нормами и правилами поведения в Интернет-среде; техникой делового письма, выразительностью письменного слова, четкостью изложения мысли в письменном виде.
Методические материалы, которые использовались в разработанной автором модели обучения, были основаны на обзоре вариативности сайтов, имеющих ценность для будущего учителя, и рассмотрена их значимость для процесса подготовки современного специалиста в сфере образования.
Далее автором данного исследования подробно рассмотрены конкретные адреса по каждому из обозначенных выше в таблице сайтов, предложен их сопоставительный анализ и возможности использования в процессе профессиональной подготовки будущего учителя.
Подводя итог выше сказанному, мы проходим к выводу о том, что включение конкретных сайтов в программу подго-
товки будущего учителя обеспечивает возможность решения следующих задач:
1. Владение материалами правительственных документов, способствующих тому, что современный учитель овладевает всеми современными вопросами системы образования, такими как: способы модернизации, информатизации образования.
2. Освоение новых технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов, обеспечивающих готовность и способность студентов - будущих учителей использовать новые информационно-коммуникационные технологии (форумы, блоги, синхронные чат-конференции), профессиональные Интернет-ресурсы, что способствует повышению интереса к предмету со стороны современных школьников и продуктивности учебного процесса.
3.Изучение опыта проведения конкурсов для учителей, что будет способствовать становлению профессиональных и личностных качеств учителя (мобильности, активности, способности к научной и экспериментальной деятельности).
4. Овладение новой системой оценки качества образования, т. е. ЕГЭ;
5. Изучение опыта учителей по вопросам теории и методики преподавания отдельных предметов.
6. Владение способами повышения профессиональной компетентности через участие в сетевых сообществах, форумах, которые дают реальную возможность консультирования, инструментарий взаимодействия науки и практики. Это, с одной стороны, возможность самовыражения, с другой - разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами.
Библиографический список
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, - 1989.
2. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - Москва: Педагогика, 1988.
3. Пейперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / под ред. А.В. Беляевой, В.В. Леонаса. - Москва: Педагогика, 1989.
4. Войскунский, А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде. - Ыш1.
5. Андреев, А.А. Опыт использования Интернет в образовании. Аналитический обзор / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 1999.
6. Бордовский, Г.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии / Г.А. Бордовский, В. А. Извозчиков // Педагогика. - 1993. - № 5.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов / Е.С Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е Петров; под ред. Е.С. Полат. - Москва: Академия, 2000.
8. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студ. высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.
9. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. - М.: ВЛАДОС, 2001.
10. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.
11. Советов, Б.Я. Информационные технологии: учебник для студентов высших учебных заведений / Б.Я. Советов, В.В Цехановский. - Москва: Высшая школа, 2005.
12 Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. - Санкт-Петербург: Питер, 2001.
13. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Изд-во Политической литературы, 1991.
Статья поступила в редакцию 13.03.10
УДК 371:398
А.В. Перегудов, соискатель КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ
В работе рассмотрен вопрос отбора содержания при решении проблемы повышения качества математического образования за счет внедрения вертикальной модели химической деятельности. Комплексная реализация описанного подхода позволит обеспечить непрерывное естественнонаучное образование, дополнительно систематизируя математические знания.
Ключевые слова: межпредметные связи математики и химии, отбор содержания, непрерывное образование, вертикальная модель химической деятельности, элективный курс, математическая химия.
Изучение основ математики в современных условиях особенно для школьников не физико-математических профи-
становится все более существенным элементом образователь- лей, в частности химического.
ной подготовки молодого специалиста. Имеют место проблемы, которые не позволяют надле-
При этом, как показала практика, математика является жащим образом изучать, а затем эффективно применять мате-
одной из самых сложных с точки зрения усвоения дисциплин, матические методы в решении профильных задач: