Д. В. Чигарёва
(Санкт-Петербург)
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА ОСНОВЕ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ)
В работе описан принцип реализации междисциплинарных связей в подготовке студентов туристского профиля. Дано теоретико-методологическое обоснование данного принципа на основе семиотического подхода, описаны особенности его реализации в высшем профессиональном образовании
Глобализация образовательной системы, интеграционные тенденции как внутри естественнонаучных, технических и гуманитарных областей, так и между ними, усиление и актуализация человековедческого и обществоведческого компонентов научного знания приводят к разработке современных технологий обучения и воспитания в системе профессионального образования. Переход от предметоцентризма к усилению роли интегративных курсов различной направленности выдвигает идею установления образовательного пространства, в рамках которого будут естественно взаимодействовать и взаимопроникать различные образовательные курсы как гуманитарного, так и естественнонаучного характера. Реализация этой идеи требует выработки и установления общегуманитарного базиса современного образования на основе интегративно-содержательного подхода вне зависимости от частно-методических целей и направлений конкретных образовательных курсов. При этом меняется структура и содержание всех учебных программ как естественнонаучных, так и гуманитарных циклов дисциплин.
Проблемы интеграции в образовательной сфере стали глубоко рассматриваться лишь в последней четверти прошлого столетия, что объясняется отражением в образовании процессов, происходящих в науке, производстве, общественной жизни. Углубляющаяся дифференциация наук объективно порождает необходимость противоположного процесса - интеграции научного знания.
В нашем исследовании мы рассматриваем интеграцию в аспекте междисциплинарных связей по подготовке специалистов туристского профиля, так как они «отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебны-
ми предметами» [2, с. 362]. По мнению И. П. Яковлева, «интеграционные процессы в учебной деятельности связаны с переходом к подготовке специалистов широкого профиля, основанной на синтезе и универсализации знаний и умений, новых формах и методах обучения» [3, с. 4].
Учебно-познавательная деятельность студентов туристского профиля ориентирована на обобщение знаний, накопленных в различных учебно-научных дисциплинах. Факты, явления, входящие в содержание отдельного учебного предмета, связаны с другими науками. Подготовка студента, в свою очередь, базируется на планомерном и комплексном изучении тех предметов, которые формируют необходимые специальные знания и профессиональные навыки. Все дисциплины туристского профиля взаимосвязаны, дополняют друг друга, и каждая является важным компонентом целостной системы изучаемых наук. Для успешной подготовки специалиста на подлинно научной основе необходимо глубоко изучать и систематически учитывать характер связей между дисциплинами разных циклов и дисциплинами, объединенными в один цикл. В свою очередь, каждая дисциплина туристского профиля должна определить свой предмет и методы исходя из главной задачи - профессионального и личностного развития студента. Таким образом, междисциплинарная интеграция - это связи учебных предметов, имеющих идентичные идеи, явления и факты.
Междисциплинарная интеграция тесно связана с гуманитаризацией образования [7]. Устанавливая соответствие между образованием и культурой, С. И.Гессен отмечал, что образование есть не что иное, как культура индивида, и по своему существу оно никогда не может быть завершено, а задачу образования он видел в приобщении человека к культурным ценностям
науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращения природного человека в культурного [8, с. 36]. Интегративно-гуманитарный подход к изучению взаимосвязи в природе и обществе рассмотрен в работах Н. А. Бердяева, В. И. Вернадского, Н. С. Рериха, А. И. Чижевского, современных ученых Н. В. Карлова, Н. Н. Моисеева и других.
Нарастающие интеграционные тенденции в рамках всего мирового сообщества, резко возросшие этнические факторы все более акцентируют внимание на развитии национальных культур. По Э. Тайлору, культура в широком этнографическом смысле слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества [9]. Именно многообразие культур позволяет судить о поликультурных процессах мировой общественной жизни, а в дидактическом плане - о специфике междисциплинарного образования в рамках подготовки специалистов туристского профиля.
При профессиональной подготовке студентов туристского профиля, на наш взгляд, реализацию ведущих образовательных задач можно рассмотреть в следующих направлениях: (а) проводить обучение мировоззренческим, теоретическим, базовым понятиям предметной области, которые являются фундаментальными знаниями и в дальнейшей профессиональной деятельности выпускника будут обеспечивать конвертируемость его знаний в целом; (б) при этом в содержании обучения среди различных предметов нужно особо выделять те, которые являются базовыми теоретическими дисциплинами, обеспечивающими будущего специалиста в области туризма фундаментальными знаниями, а в дисциплинах туристской направленности обязательно следует выделять ядро фундаментальных знаний.
В подготовке специалистов туристского профиля на уровне высшего профессионального образования интегрирующей фундаментальной дисциплиной, на наш взгляд, может стать семиотика.
В настоящее время наиболее распространенным следует признать следующее определение данной науки: «Семиотика - это научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию» [10, с.608]. Большой вклад в развитие идей и методов семиотики внесли такие ученые, как Р. Барт, В. Гумбольдт, Ю. М. Лотман, Ч. Моррис,
Ч. Пирс, У. Эко и другие. Важно отметить и то, что семиотика возникла на стыке различных
научных областей знания и традиций, причем как веками устоявшихся, имеющих свои объекты, теоретический и методологический аппарат, так и сравнительно новых, еще не определившихся с теорией и исследовательскими приемами. К полностью оформившимся наукам, предоставляющим для семиотических исследований свои материалы, можно отнести культурологию, этологию, биологию, логику, социологию, психологию, лингвистику, кибернетику; на этапе становления находятся такие дисциплины, как частные семиотики, теория этноса, культурная антропология. Каждая наука рассматривает знак в каком-либо одном, отвечающем задачам данной науки аспекте.
Актуальность изучения основ семиотики и её интерпретация в подготовке будущих специалистов определяется тем, что она дает возможность рассматривать окружающую нас действительность в рамках изучаемых предметов как совокупность знаковых систем (язык, наука, реклама и т.п. как особые знаковые системы, имеющие свой синтаксис, семантику и прагматику) и познавать окружающий нас мир с позиций семиотического подхода, предоставляя инструмент для процесса познания - совокупность знаковых систем [11].
Семиотика играет важную роль в методологии гуманитарных наук: любые культурные феномены, от обыденного мышления до искусства и философии, неизбежно закреплены в знаках и представляют собой знаковые механизмы, чье назначение можно и нужно эксплицировать и рационально объяснить [10]. Наличие специфичных знаковых систем в смежных с ней гуманитарных научных дисциплинах расщепляет общую семиотику, изучающую знаковые системы как таковые, их свойства и особенности функционирования, организацию работ по их исследованию, на частные семиотики, занимающиеся исследованием фрагментов семиотического пространства в соответствии с объектами указанных наук.
Рассматривая семиотику с методологической точки зрения, А. М. Новиков отмечает: «Для того, чтобы содержание того или иного сообщения, которое один человек может передать другому, передавая добытое им знание о предмете или выработанное им отношение к предмету, было понято получателем, необходим такой способ трансляции, который позволил бы получателю раскрыть смысл данного сообщения» [12]. Это возможно в том случае, если сообщение выражается в знаках, несущих определённое значение, и передающий и получающий одинаково понимают связь между значением и знаком. Рационально будет указать предметное
поле науки семиотики, которое включает в первую очередь национально специфичные формы общечеловеческих чувств и переживаний как символические проявления когнитивной картины мира определенного этноса [13].
Для того чтобы студенты туристского профиля имели представление о культурном многообразии мира, наиболее отличительных и характерных признаках той или иной культуры, необходимо обеспечить высокий уровень меж-культурной компетенции. Для успешного общения существенным является учет национальнокультурных особенностей: символики цветов и элементов быта, цветовых корреляций, отношения ко времени и пространству, невербальной коммуникации. Национальная специфика культур, влияющая на процесс общения, несомненно, сказывается на его результатах и эффективности как на речевом, так и на неречевом уровнях. Кросскультурные наблюдения свидетельствуют, что один и тот же жест, цвет, подарок могут иметь разные значения и по-разному оцениваться в разных культурах. Ведь «значительная часть конфликтов является всего лишь результатом коммуникативного непонимания, а это нередко оборачивается межэтнической напряженностью, экономическими потерями, испорченными человеческими отношениями. А межкультурные связи способствуют повышению адаптивных возможностей индивида. Таким образом, для успешных межэтнических контактов необходимо понять и уметь объяснять особенности культуры того или иного народа» [16]. Этот факт следует учитывать в процессе профессионального обучения студентов туристского профиля.
В связи с этим необходимо совершенствовать модель профессионального обучения студентов на основе семиотического подхода с учетом национальной специфики культур. Анализ представленных символических систем с привлечением теоретических и культурологических материалов в значительной степени повышает уровень межкультурного общения и является базой для приобретения необходимых знаний студентами туристского профиля.
Семиотика и ее использование для познания окружающего мира, в частности использование семиотического подхода к познанию предметной области, имеет междисциплинарное значение для специалиста в области туризма. Цель семиотики как междисциплинарной отрасли -создать общую теорию знаков во всех их формах и проявлениях. Следующее определение Ч. Морриса подчеркивает междисциплинарный характер семиотики, перекликаясь с утверждением о двоякой природе данной дисциплины: «С одной
стороны, семиотика - это наука в ряду других наук, а с другой стороны, это - инструмент наук» [14, с. 45].
Поскольку любая наука, дисциплина или любой изучаемый объект может быть описан как знаковая система, возникает необходимость анализа учебных дисциплин с позиций семиотического подхода с целью выявления синтаксических, семиотических или прагматических аспектов изучаемого материала. Рассматривая конкретные вопросы любой предметной области, целесообразно использовать метаязык для получения новых знаний и построения предметного языка.
Кроме этого, в рамках семиотического подхода при подготовке специалиста туристского профиля актуализируется роль естественного языка как знаковой системы, предназначенной для коммуникации любого вида и в частности межкультурной коммуникации. Значимость семиотики и семиотического подхода к обучению учебным дисциплинам туристского профиля связана с изучением метаязыков и их систем, предназначенных для определенных предметных областей, а сам семиотический подход позволяет иначе подойти к формированию содержания подготовки студентов туристского профиля.
Таким образом, междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода в подготовке специалистов туристского профиля могла бы продемонстрировать общую гармоничную картину существования символов в культурном пространстве, позволили бы исследовать проявление этнически специфичных ментальных особенностей в семантике символов. Помимо этого, междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода в культурологически ориентированных работах предоставляет важное преимущество - семиотика позволяет подвести единую, интегрированную теоретическую базу под изучение разобщенных ранее дисциплин туристской направленности. Междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода позволяет обогащать теоретическую и эмпирическую базы обучения студентов туристского профиля за счет интегративного характера научных областей знания. Помимо этого, в гуманитарной сфере реализуется принцип контрастивности, который дает возможность расширить материал в количественном и качественном отношении, с опорой на сравнение коррелирующих или прямо противоположных феноменов. Принцип сопоставления, по определению М. Фуко, самый универсальный, но вместе с тем и самый скрытый, подлежащий выявлению элемент, оп-
ределяющий форму познания и гарантирующий богатство его содержания [15].
В настоящее время, когда большое внимание уделяется реализации реформ Болонского процесса, основным требованием к специалисту становится умение оперативно решать задачи усвоения большого объема информации. Поскольку требования к специалисту туристского профиля определяются потребностями общества и уменьшать их нельзя, а существенно увеличить время обучения для бакалавров в вузе экономически и социально нерентабельно, а также психологически нецелесообразно, - в этих условиях междисциплинарная интеграция на основе семиотического подхода может явиться актуальным решением задачи профессиональной подготовки специалистов в области туризма и тем самым - фактором повышения производительности учебного процесса.
Таким образом, выделение семиотики как базового ядра в междисциплинарной интеграции в обучении студентов туристского профиля позволяет:
- использовать универсальные и фундаментальные методы познания изучаемой предметной области;
- формировать профессиональную компетентность студента в области семиотики для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности в сфере туризма.
Другими словами, организация образовательного процесса при условии междисциплинарной интеграции на основе семиотического подхода к образованию позволяет построить интегрированную модель профессиональной подготовки студента туристского профиля.
Таким образом, мы приходим к выводу, что тенденция к укреплению междисциплинарных связей - это объективное следствие социальноэкономического развития и научно-технического прогресса. Следовательно, создание концептуальных основ междисциплинарных связей в рамках подготовки специалистов туристского профиля - объективная необходимость сегодняшнего дня.
Литература
1. Корнилова Т. И. Профессионализм и психология // Высш. образование в России. - 1995. - №3. - С.81-90.
2. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. - М.: БРЭ., 1999.
3. Яковлев И. П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. - Л.: ЛГУ, 1987. - 128 с.
4. Песталоцци И. Г. Избр. педагогич. соч. В 2-х т. / под ред. В. А. Ро-тенберг, В. М. Кларина. - М.: Педагогика, 1981. Т.2. - 336 с.
5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / под ред. В. Я. Струминского. - М.: Учпедгиз, 1953. Т.1. Вопросы воспитания. - 638 с.
6. Максимова В. Н. Актуальные проблемы дидактики. - Л., 1982. -48 с.
7. Белогуров А. Ю. Теория и практика гуманитаризации естественнонаучного образования: принципы, подходы, технология. - Владикавказ, 1997. - 140 с.
8. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
9. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
10. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. - Мн.: Изд-во В. М. Скакун, 1998. - 896 с.
11. Рыжова Н. И., Фомин В. И. Формирование профессиональной готовности к информационно-аналитической деятельности: теоретические основы и содержание. - Самара: Офорт-Пресс, 2008. - 261 с.
12. Новиков А. М. Методология образования. - М.: Эгвес, 2006. - 488 с.
13. Степанов Ю. С. Семиотика. - М.: Наука, 1971. - 167 с.
14. Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика: Антология / сост. Ю. С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Академический Проект ; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С.45-110.
15. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб., 1994. - 408 с.
16. Мартынова М. Этюды об этике [Электронный ресурс] - URL: http://www.narcom.ru/ideas/socio/120.html (дата обращения 01.04.2010).