Научная статья на тему 'Семиотический аспект интернет-культуры'

Семиотический аспект интернет-культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1948
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРА / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ВНЕ-СИСТЕМА / СЕМАНТИЧЕСКАЯ СЕТЬ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / INTERNET CULTURE / INTERACTIVITY / INTERNET / EXTERNAL TO SYSTEM / SEMANTIC NETWORK / ARTIFICIAL INTELLECT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ляшенко Екатерина Сергеевна

Статья посвящена изучению интернет-культуры, образованной благодаря созданию нового пространства коммуникаций людей, обладающего своей системой ценностей, культурой обмена и хранения информации в нём, культурой взаимодействия пользователей и уже являющейся объектом изучения. В статье рассмотрен семиотический аспект интернет-культуры, описаны её основные характеристики в качестве семиотической системы. Представлены четыре направления прогнозов её дальнейшего развития, связанные с замещением области жизнедеятельности человека, чрезмерным увеличением числа текстов, созданием семантической сети и искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Semiotic Aspect of Internet Culture

The paper addresses Internet culture, which is formed due to forming a new space of peoples communications. It possesses its own system of values, culture of exchanging and storing information, and users standards of interaction. It has already become an object of studying. In the article the semiotic aspect of Internet culture is described. Its basic characteristics as a semiotic system have been presented. Four lines of its further development have been predicted. They are connected with substitute in a sphere of a persons activity, excessive increase in the number of texts, creation of a semantic network and artificial intelligence.

Текст научной работы на тему «Семиотический аспект интернет-культуры»

УДК 008 ББК Ч11

Е. С. Ляшенко

г. Чита, Россия

Семиотический аспект интернет-культуры

Статья посвящена изучению интернет-культуры, образованной благодаря созданию нового пространства коммуникаций людей, обладающего своей системой ценностей, культурой обмена и хранения информации в нём, культурой взаимодействия пользователей и уже являющейся объектом изучения. В статье рассмотрен семиотический аспект интернет-культуры, описаны её основные характеристики в качестве семиотической системы. Представлены четыре направления прогнозов её дальнейшего развития, связанные с замещением области жизнедеятельности человека, чрезмерным увеличением числа текстов, созданием семантической сети и искусственного интеллекта.

Ключевые слова: интернет-культура, интерактивность, Интернет, вне-система, семантическая сеть, искусственный интеллект.

E. S. Lyashenko

Chita, Россия

The Semiotic Aspect of Internet Culture

The paper addresses Internet culture, which is formed due to forming a new space of people’s communications. It possesses its own system of values, culture of exchanging and storing information, and users’ standards of interaction. It has already become an object of studying. In the article the semiotic aspect of Internet culture is described. Its basic characteristics as a semiotic system have been presented. Four lines of its further development have been predicted. They are connected with substitute in a sphere of a person’s activity, excessive increase in the number of texts, creation of a semantic network and artificial intelligence.

Keywords: Internet culture, interactivity, Internet, external to system, semantic network, artificial intellect.

Современный этап развития общества отмечен увеличивающейся ролью Интернета в жизнедеятельности человека. С другой стороны, Интернет, с расширением его аудио-визуальных и мультимедийных возможностей всё более формирует культуру отдельно взятого человека, причём, содержание Глобальной сети коммерчески обусловлено потребностями её посетителей.

Интернет характеризуется как всемирная сеть «компьютерно-спутниковых коммуникативноинформационных служб, к которой могут подключаться миллионы пользователей, живущих в разных странах мира и имеющих для этого соответствующие аппаратно-технические и материальные условия» [4, с. 174].

Техническая база развита сегодня до такой степени, что создано новое пространство коммуникаций людей, обладающее своей системой ценностей, эстетических норм, традиций, системами знаков, символов и смыслов, культурой обмена и хранения информации в нём, культурой взаимодействия пользователей, т. е. интернет-культурой. Данная культура уже является объектом изучения. На Санкт-Петербургской конференции «Интернет

и реклама» под интернет-культурой было предложено понимать «наличие традиций построения взаимоотношений между всеми участниками информационного обмена в сети Интернет» [6, с. 4].

И. А. Негодаев изучает интернет-культуру в рамках информатизации культуры и формирования экранной культуры [11]. Затрагиваются вопросы изучения интернет-культуры в рамках системы интернет-образования. Интересен в данном отношении доклад С. М. Моор и П. К. Моор, который посвящён двухлетнему опыту работы Тюменского регионального центра Федерации интернет-образования, его роли в формировании интернет-культуры в Тюменском регионе [10]. Вопросы интернет-культуры затрагиваются в трудах, посвящённых развитию информационного общества.

Один из вариантов изучения интернет-культуры - семиотический подход, предполагающий, что Интернет можно рассматривать как вторичную моделирующую систему, где под «вторичными моделирующими системами» подразумеваются «такие семиотические системы, с помощью которых строятся модели мира или

© Ляшенко Е. С., 2011

99

его фрагментов» [8, с. 520]. Описание интернет-культуры с точки зрения семиотического подхода может быть основано на анализе её трёх уровней: субтекстовых сообщений, культуры как системы текстов, культуры как набора функций, обслуживаемых текстами [8, с. 442].

Подход к рассмотрению интернет-культуры в качестве семиотической системы предполагает изучение её в синхроническом и диахроническом аспекте. Синхронический аспект связан с изучением многообразия сайтов как текстов интернет-культуры, отражающих ценности современного посетителя Интернета, его принадлежность к различным группам населения, а диахронический подход включает изучение быстро меняющихся тенденций в Сети. Следует отметить, что в связи с высокими скоростями обновления общих направлений в интернет-культуре, для объяснения происходящих процессов можно использовать некоторые положения семиодинамики, которая «занимается изучением механизмов синтеза целостных образований» [1, с. 1]. Для описания существенных качественных изменений необходимы «динамические структуры» [1, с. 1].

Изучая интернет-культуру в качестве семиотической системы, выделим ряд её основных характеристик.

Основные характеристики современной интернет-культуры

• Динамичность. Одной из основных особенностей интернет-культуры является её динамичность, система меняется очень высокими темпами и распространяется вширь далеко за пределы реальной возможности её аналитического рассмотрения. Многие сайты существуют в режиме реального времени: информация на некоторых из них может обновляться каждые несколько минут; ресурсы, содержащие новости, могут работать в круглосуточном режиме, комментарии к наиболее актуальным новостям увеличиваются в таких количествах, что ориентироваться в них можно только с помощью поисковых запросов. С точки зрения изучения постепенных процессов в сравнении с взрывными, интернет-культура состоит в своём развитии только из взрывных процессов, или постепенные процессы можно вычленить в достаточно короткий промежуток времени.

Динамика системы интернет-культуры включает также своеобразные соотношения старого и нового, причём старое, т. е. отсутствие изменений в текстах, как правило, свидетельствует о том, что они устарели, потеряли актуальность, стали невостребованными, о том, что организация-заказчик перестала существовать или испытывает определённые проблемы. К примеру, хорошим показателем на сайте практически любой организации является постоянное обновление новостей. Веб-ресурсы постоянно обновляются или исчеза-

ют, пользователь достаточно часто встречается с сообщением «Ошибка 404», означающим, что запрошенному иЯЬ не соответствует никакая страница.

• Динамичность системы самоописания. Интернет-культуре ещё нет двух десятков лет, а уже можно говорить о её мощной системе са-моописания. Основным классифицирующим и упорядочивающим механизмом можно считать работу поисковых систем, их функционирование освещает структурное содержание Интернета. К механизмам самоописания интернет-культуры можно также отнести каталоги, справочники. Сегодня при успешном функционировании множества каталогов и справочников онлайн, а также при выполнении этих функций поисковыми системами всё-таки не всё пространство Сети подлежит систематическому описанию. Данные статистики достаточно приблизительны и имеют существенные расхождения в разных источниках. Возможно, это связано с тем, что описание должно снижать степень динамичности системы, что к современной интернет-культуре практически неприменимо.

Печатная продукция также практически не успевает выпускать литературу, посвящённую современному состоянию Интернета. К примеру, справочник В. Леонтьева «Интернет 2010. Универсальный справочник» [7], располагающий достаточно полной подробной информацией о содержании пользовательской стороны Интернета, его различных видах сайтов и субкультурах, изданный и выпущенный к реализации уже в начале 2010 г., содержит достаточно большое количество опечаток на некоторых страницах [7, с. 381], что может свидетельствовать об очень коротких сроках подготовки книги или некоторых её разделов.

• Интерактивность. Система интернет-культуры развивается, опираясь на принципы интерактивности, гипертекстуальности и мульти-медийности, обеспечивающие активное и разнообразное взаимодействие системы с пользователем. Именно принцип интреактивности, в первую очередь, обеспечивает формирование системы отдельным пользователем, взаимодействие пользователей друг с другом и с системой внутри всеобщего коммуникативного пространства Интернета. Благодаря интерактивности, каждый адресант может обратиться к своему адресату напрямую, т. е. без посредников, избавляясь от необходимости переводить своё сообщение из одной системы в другую (как например, происходило при отправлении писем, издательстве книг, перенесении сообщений на носители и т. д.).

Одним из свидетельств интерактивности интернет-культуры является широкораспространённая, разнообразная и разноплановая блогосфе-ра, формируемая по интересам, темам, разделам.

По данным «Яндекса», на весну 2009 г. в русскоязычной блогосфере было 7,4 млн блогов: (личных дневников - 6,9 млн). По данным «ТесЬгюгай». в 2008 г. было более 133 млн блогов, из них активных, т. е. содержащих хотя бы пять записей и обновлявшихся хотя бы раз за последние три месяца, - 12 % [15].

Интерактивность обеспечивает увеличение возможностей для творчества, интернет-культура обеспечивает индивидуальное творчество практически неограниченными и не поддающимися цензуре средствами, обусловленными не только размещениями для широкой аудитории различных текстов, но и возможность их обсуждения, со-творчества.

• Вариативность. Вариативность целей создания и контингента посетителей сайтов настолько велика, что система представляет собой не только широкую полосу структурной нейтрализации между полюсами (от высокого до низкого, от официально-делового до шутливоразвлекательного, от воспитательного, развивающего до приносящего вред, от созидающего до разрушительного и т. д.), но и вариативность в пределах одного сайта, где пользователь может менять настройки, подключать модули, выбирать дизайн, различные версии сайта (интересен пример с дизайном сайта zabspu.ru - пользователь может выбирать между старой и новой версией). Такое разнообразие свидетельствует о возрастающей функциональности Интернета.

• Особое соотношение неоднородности и единства.

Интересно соотношение неоднородности и единства в интернет-культуре. С технической точки зрения, Интернет представляет собой единую Глобальную сеть, доступ к которой теоретически должен быть осуществим из любой точки планеты (различные технические неисправности, как правило, устранимы и имеют локальный характер). Высокий уровень новейших технологий создаёт базу для обеспечения связи между всеми жителями земли (в идеале), причём связь эта отмечена всё новыми и новыми достижениями: (к примеру, сегодня можно осуществить трансляции виде-

освязи с помощью «Scype» в режиме реального времени). Отметим, что сегодняшний этап создания единого интернет-пространства отмечен различной степенью проникновения в Глобальную сеть и различные центры её развития: по данным «Internet World Stats», наибольшее количество пользователей Интернета в следующих странах (в млн): Китай - 420 (31,6 % от населения страны), США - 239,9 (77,3 %), Япония - 99,1 (78,2 %), Индия - 81,0 (6,9 %), Бразилия - 75,9 (37,8 %), Германия - 65,1 (79,1 %), Россия - 59,7 (42,8%), Великобритания - 51,4 (82,5 %), Франция -44,6 (68,9 %), Нигерия - 44,0 (28,9 %) [19].

С другой стороны, внутреннему содержанию интернет-культуры присуща некоторая неоднородность: пространство Интернета состоит из отдельных веб-страниц и многостраничных веб-порталов; личных сайтов и сайтов сообществ, социальных сетей; ресурсов, выполненных в строгом стиле, принадлежащих серьёзным организациям, и сайтов развлекательного содержания; популярных сайтов, зарабатывающих на пестроте рекламы, и строго информативных (учебных заведений) и т. д.

Современная интернет-культура ориентирована на следующие принципы, взаимосвязанные с современной культурой вообще:

- монтажность, отразившаяся практически во всех жанрах и языках искусства;

- клиповость, обусловленная удобными для современной культуры форматами, техническими средствами и условиями коммуникации;

- увеличение количества сообщений, во многих случаях коротких, сокращённых, заменённых символами;

- умножение числа текстов (табл. 1), связанное с безграничными возможностями хранения увеличивающихся объемов информации, отсутствием художественного, смыслового, ценностного отбора, когда каждый пользователь Сети хранит множество личных фото, видео и другой информации;

- установка на получение готовых сообщений, информации в готовом виде.

Таблица 1

Рост числа текстов

Данные на указанный месяц Количество сайтов Среднее количество сообщений электронной почты в день Количество спам-рассылок в день Количество пользователей электронной почты

Декабрь 2008 [16] 186,727,854 210 млрд 147 млрд 1,3 млрд

Декабрь 2009 [17] 234 млн 247 млрд 200 млрд 1,4 млрд

Декабрь 2010 [18] 255 млн 294 млрд 262 млрд 1,88 млрд

• Частое и быстрое перемещение сущностей от периферии к ядру. Для интернет-культуры характерно такое явление, как частое и быстрое перемещение сущностей от периферии к ядру. Лидирующие позиции в поисковых системах определенные сайты занимают в результате роста количества ссылок на него с других сайтов, индекса цитирования, сообщений на форумах, определяемых счётчиками, увеличения количества посещений, тонкой работы оптимизаторов. Причём, явления, приходящие с периферии, способны с высокой скоростью занять положение, близкое к центру. Указанную характеристику хорошо иллюстрирует современная тенденция распространения сайтов с увеличивающимся числом участников - так формируются социальные сети, растёт их функциональность, это разные журналы, блоги. К примеру, таким образом ведущие позиции по просмотру видео стал занимать «You Tube».

Сам Интернет, став общедоступным в 1991 г., за достаточно короткий срок вырос от средства передачи научной информации до общемировой многофункциональной системы. Организация пространства Интернета предполагает, возможно, не только одно ядро и периферию, а центры разработки передовых сетевых технологий, как например, «Abilene», «National LambdaRail», «Abilene Network», «GEANT», «GLORIAD». Пространство интернет-культуры предполагает несколько отличную организацию, также с несколькими центрами распространения моды, тенденций, стилей.

• Активное взаимодействие с вне-системой. Одна из причин высоких темпов роста популярности Сети может быть объяснена её открытостью вне-системе - пространству, лежащему за пределами Сети, вовлекаемому вовнутрь. Границы, предполагающие место перевода текстов из вне-системы, продолжают расширяться: усовершенствование технической базы, использование мобильных телефонов для выхода в Интернет, оцифровка данных, переход на цифровые технологии взамен аналоговых, распространение рекламы, переход к электронным системам в различных сферах жизнедеятельности, перенос общения, обучения, приобретения товаров в систему интернет-культуры. Система ценностей и интересов интернет-культуры стала объектом политики, средством экономики, предвыборной политики. «Пожалуй, лучше других интернет-фандрайзинг сумел использовать Барак Обама, что стало следствием его популярности среди молодёжной аудитории» [14, с. 125].

Интернет не вытесняет традиционные СМИ, а происходит взаимопроникновение этих систем. Большинство СМИ имеют сегодня свой вариант в цифровом виде в Интернете, причем испытывают на себе его влияние. Новости в телевизионном

варианте теперь могут сопровождаться не только бегущей строкой, но и многооконным распределением материала. «В дизайне экономических программ важнейшее место отведено человеческому фактору: в окружении быстро меняющихся в окнах цифр и графиков главное окно с журналистом - экспертом в области экономической информации, который буквально на лету комментирует быстро меняющуюся конъюнктуру и дает прогнозы её развития» [3, с. 23]. Информация из вне-системы входит в систему, не всегда сохраняя свои идеалы, ценности и нормы.

• Особое соотношение множественности и единственности. В Сети существует проблема, связанная с единственностью и множественностью, которая выражена в разных аспектах. С одной стороны, это проблемы копирайта, причём относящиеся не только к плагиату авторских текстов, фото, видео, но и дизайну сайтов. При этом в Интернете есть множество данных в свободном доступе. С другой стороны, это возможность выразить себя с помощью выкладывания продуктов своей деятельности онлайн. Примером может служить создание своего уникального сайта. На дизайне сайтов отражаются такие черты, как стиль веб-студии, иногда в веб-дизайне можно узнать авторство по стилю сайта. Такие сайты характеризуют как однотипные, и в противоположность им существует точка зрения, что сайты одного веб-дизайнера не должны быть похожи, поскольку каждый раз он выполняет свой заказ для разных организаций, имеющих разные цели, разных клиентов.

• Короткие сроки хранения определённой категории текстов и появление знаков без означаемого. Важным вопросом, рассматриваемым в связи с изучением той или иной культуры, является вопрос долгосрочности хранения информации, имеющий два аспекта, связанных с долго-срочностью текстов и кода коллективной памяти. Интернет-культура, формирование которой в общепринятом смысле началось сравнительно недавно, наращивает код коллективной памяти высокими темпами. При увеличивающемся числе текстов отметим, что первые тексты культуры, созданные 15-20 лет назад, уже доступны только в архивах или вообще не существуют. Возможно, причина столь быстрого забвения такого большого количества текстов заключается в том, что они не несут никакого значения, а представляют только ценность для себя.

«Оставляемые человеком знаки и конструкции являются памятниками потому и постольку, поскольку они выражают идеи, отличные от самого процесса подачи сигналов или сооружений и конструкций» [12, с. 16]. Множество текстов современной интернет-культуры, исчезающих бесследно, можно считать знаками без означаемого, в противоположность «памятникам», несущим

смысл и идеи. Эта проблема была затронута на виртуальном коллоквиуме «Семиотика XXI века: человек в мире знаков» [1; 9] в рамках изучения особенностей современного коммуникативного пространства. Б. В. Марков считает, что в связи с приходом «эры электронных образов» начинают производиться визуальные знаки, «которые не имеют никакого смысла и не требуют рефлексии, зато эффективно вызывают те или иные психические реакции». Производство этих образов стимулируют масс-медиа, которые создают ничего не обозначающие визуальные знаки рекламе и политике [9, с. 8]. Примером могут служить изображения баннерной рекламы, служащие только для привлечения внимания, по клику на которые загружается совершенно не связанное с ними содержание.

• Перенасыщенность информацией и дефицит реальных знаний. «Ты даёшь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами...» [13, с. 216], - говорит Сократ о вреде письменности для памяти. Как с данной точки зрения можно оценить современный этап при расширяющихся возможностях мгновенного доступа к любой информации? Сложная семиотическая система культуры Интернета представлена органическим единством множества языков. Пространство Сети сформировано на основе графического, звукового, анимационного, фото и видео языков, изобразительного искусства, кино, рекламы, музыки, множества естественных языков словесного общения различных национальностей, разнообразных жаргонов; богато системами символов. С развитием компьютерных технологий в создании новых текстов, составляющих новую культуру, участвуют всё более сложные языки (анимация).

Современная интернет-культура, обладающая тропичным языком (проявляющимся в создании своих языков, символик), на уровне некоторых текстов уже достигла метатропичности, т. е. вторичного упрощения. Это явление представлено распространением сайтов в стиле «юзабилити», предполагающих минимум или полное отсутствие графического оформления, изображений; информативность, конкретность, чёткость в расположении текстовой информации. В Интернете сегодня можно встретить если не полное обращение к данному стилю, то тяготение к нему во многих сайтах.

Изобилие информации по практически любой теме, циркулирующее в пространстве Интернета, которое не даёт сосредоточиться на чем-либо конкретном, сделать информационный отбор, приводит к дефициту внимания, грамотности, знаний.

• Распространение текстов, рассчитанных на низкие культурные ценности. Важным явлением интернет-культуры является распространение текстов, пропагандирующих контр-культуру или даже антикультуру: терроризм, расовую нетерпимость, безнравственность (порнография, в том числе и детская), оккультизм, сектантство.

Почему же часть текстов интернет-культуры поддерживает низкие культурные ценности? Возможно, ответ на этот вопрос заключается в том, что «при расположении по одну и ту же сторону границы текст легче понимается» [8, с. 596]. С одной стороны, поскольку такие тексты бывают востребованными, - это свидетельствует о низком уровне ценностей определённой доли пользователей Интернета или определённого их контингента. С другой стороны, тексты антикультуры угрожают психическому здоровью посетителей и могут оказывать разрушающее воздействие на неокрепшую психику формирующихся личностей. Современному обществу важно суметь перенести систему ценностей культуры в пространство интернет-культуры, оградить молодёжь от разлагающего влияния антикультурных текстов, предоставив альтернативу с помощью ресурсов, ориентированных на истинные ценности. Важно в текстах интернет-культуры видеть не только форму передачи информации, но и средство формирования культурных ценностей, приобщения к культуре.

Интернет-культура имеет особое отношение к её молодости и старости. С одной стороны, у неё вполне можно определить некоторые точки отсчёта, связанные с общеизвестными достижениями в области компьютерных технологий, языков программирования, веб-дизайна. С другой стороны, вскоре после её создания начали высказываться мысли о её трагическом конце. В целом, прогнозы, связанные с будущим интернет-культуры, можно разделить на четыре группы: связанные с замещением области жизнедеятельности человека, чрезмерным увеличением числа текстов, созданием семантической сети и искусственного интеллекта.

Прогнозы дальнейшего развития интернет-культуры

1. Если способы сохранения информации свидетельствуют о направленности культуры: «письменная культура ориентирована на прошлое,. устная культура - на будущее» [8, с. 365], то на что ориентирована интернет-культура? Возможно, её открытость вне-системе способствует переведению целых областей человеческой деятельности в информационно-электронную сферу. Опасения по поводу перехода жизнедеятельности человека в информационно-электронную сферу высказывал Ж. Бодрийяр [2, с. 75-87]. Он считал, что «если люди придумывают или созда-

ют «умные» машины, то делают это потому, что втайне разочаровались в своём уме или изнемогают под тяжестью чудовищного и беспомощного интеллекта» [2, с. 75]. Виртуальные машины он обвиняет в краткосрочности исчерпывающего знания, отсутствии мысли как таковой, а вышеописанную особенность техники считает способствующей ограничению свободы будущих поколений. Человек, проводящий много времени перед компьютером, должен страдать от дефектов двигательной системы, связанных с мозговой деятельностью. Бодрийяр сравнивает искусственный интеллект с протезом, который не оставит места для мысли.

2. По мнению современных исследователей развития информационных технологий, Интернет ожидает чрезмерный рост числа текстов: «темпы развития сетей доступа станут отставать от потребностей Интернета к 2012 году» [5]. В современных прогнозах, в отличие от прогнозов 90-х, в целом речь не идёт о т. н. «конце Интернета». Считается, что при увеличении числа приложений онлайн, улучшении их качества, посещаемость определённых ресурсов не увеличится, а уменьшится, вследствие перегрузки серверов этих ресурсов.

3. Определённая группа прогнозов посвящена образованию в будущем в качестве нового способа представления информации семантической сети, которую определяют как модель представления информации в виде графа, с вершинами в виде данных и ребрами, представляющими отношения между ними. Каждое суждение семантической сети состоит из трёх компонентов: исходное и конечное понятие, отношение между ними. Также возможно образование Семантической паутины -развитие Интернета, в котором информация будет пригодна для машинной обработки. Семантическая паутина предполагает запись информации в виде семантической сети, с использованием метаданных. Это приведёт к качественным сдвигам

и в структуре интернет-культуры, поскольку на каждый поисковый запрос будет предоставляться более полная и точная информация (тексты, фото, видео, актуальные данные).

4. Прогнозы и опасения также связаны с перспективами создания искусственного интеллекта, где под интеллектом понимается способность передачи, хранения и создания новых текстов. Изучение интернет-культуры как семиотического механизма позволяет рассматривать в ней «объект интеллектуального типа» [8, с. 557]. Сегодняшний Интернет обладает высоко развитым аппаратом коллективной памяти, механизмами выработки новых сообщений. Совокупность указанных качеств говорит не только об особенностях коллективного интеллекта, но и поднимает вопрос создания искусственного интеллекта.

Итак, интернет-культура была рассмотрена в качестве семиотической системы. С этой точки зрения были описаны её основные характеристики и прогнозы развития. В качестве основных характеристик выделены следующие: динамичность (в том числе системы её самоописания), интерактивность, вариативность, особое соотношение неоднородности и единства, частое и быстрое перемещение сущностей от периферии к ядру, активное взаимодействие с вне-системой, особое соотношение множественности и единственности, короткие сроки хранения определённой категории текстов и появление знаков без означаемого, перенасыщенность информацией и дефицит реальных знаний, распространение текстов, рассчитанных на низкие культурные ценности.

Прогнозы будущего развития интернет-культуры представлены четырьмя группами, отражающими определённые проблемы: связанные с замещением области жизнедеятельности человека, чрезмерным увеличением числа текстов, созданием семантической сети и искусственного интеллекта.

Список литературы

1. Баранцев Р. Г. Семиодинамика - методологическая форма синергетики: материалы виртуального коллоквиума «Семиотика XXI века: человек в мире знаков». URL: http://www.culturalnet.ra/f/view-topic.php?id=1559 (дата обращения 20.02.2011).

2. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000. 257 с.

3. Засурский Я. Н. Глобальный медийный рынок в эпоху мобильной коммуникации // К мобильному обществу: утопии и реальность / под ред. Я. H. Засурского. M.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. 304 с.

4. Землянова Л. M. Коммуникативистика и средства информации: англо-русский толковый сл. концепций и терминов. M.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. С. 174.

5. Котляр П. Смерть интернета откладывается // Новые новости. 24 ноября 2008. 16:25. URL:http:// www.infox.ru/hi-tech/internet/2008/11/24/document3936.phtml (дата обращения 20.02.2011).

6. Кулин Ф., Дубовиков. А. Зачем петербургские хостеры едут в Москву, или Проблемы развития Интернет-проектов в северо-западном регионе // Материалы С.-Петерб. конф. «Интернет и Реклама». 2006. С. 4. URL: http://www.spkir.ru/present/index.php. doc (дата обращения 20. 02. 2011).

7. Леонтьев В. П. Интернет 2010. Универсальный справ. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. 800 с.

8. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство - СПб, 2000. 704 с.

9. Марков Б. В. Человек и язык // материалы виртуального коллоквиума «Семиотика XXI века: человек в мире знаков». С. 8. URL: http://www.culturalnet.ru/f/viewtopic.php?id=1559 (дата обращения 20.02.2011).

10. Моор С. М., Моор П. К. Формирование интернет-культуры в тюменском регионе: опыт работы ТРЦ ФИО // Информационные технологии в образовании («ИТО-2003»): материалы междунар. конгресса. URL: http://www.ito.su/2003/VII/VII-0-1992.html (дата обращения 20.02.2011).

11. Негодаев И. А. Информатизация культуры. Ростов н/Д: Изд-во Донского гос. техн. ун-та, 2002. 408 с. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/negodaev_info/default.aspx (дата обращения 20.02.2011).

12. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический проект, 1999. 394 с.

13. Платон. Собр. соч.: в 3 т. М.: С.-Петерб. ун-та, 1970. Т. 2. С. 216-217.

14. Раскин А. В. ИКТ в политической коммуникации США в начале XXI в. // К мобильному обществу: утопии и реальность / под ред. Я. H. Засурского. M.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. 304 с.

15. «Сколько в Интернете блогов?» // Сетевая версия еженедельника «Город 812» 23/04/2010. URL: http://www.online812.ru/2010/04/23/015/ (дата обращения 20. 02. 2011).

16. Internet 2008 in numbers // Royal.Pingdom. URL: http://royal.pingdom.com/2009/01/22/internet-

2008-in-numbers/ (дата обращения 20.02.2011).

17. Internet 2009 in numbers // Royal.Pingdom. URL: http://royal.pingdom.com/2010/01/22/internet-

2009-in-numbers/ (дата обращения 20.02.2011).

18. Internet 2010 in numbers // Royal.Pingdom. URL: http://royal.pingdom.com/2011/01/12/internet-

2010-in-numbers/ (дата обращения 20.02.2011).

19. Top 20 countries with the highest number of internet users // Internet World Stats. URL: http://www. internetworldstats.com/top20.htm (дата обращения 09.03.2011).

Рукопись поступила в издательство 29 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.