Научная статья на тему 'СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОСКОВСКОГО ПЛАНЕТАРИЯ ПО СИСТЕМЕ ПОЧЕПЦОВА Г.Г.'

СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОСКОВСКОГО ПЛАНЕТАРИЯ ПО СИСТЕМЕ ПОЧЕПЦОВА Г.Г. Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВИГАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН / СЕМИОТИКА / ГЕОРГИЙ ПОЧЕПЦОВ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Войнова Анастасия Дмитриевна

В статье определяются основные семиотические принципы Георгия Почепцова на примере дизайн-проектирования навигационной системы Московского планетария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMIOTIC PRINCIPLES OF THE MOSCOW PLANETARIUM NAVIGATION SYSTEM DESIGN ACCORDING TO POCHEPTSOV’S SCHEME

The article defines the basic semiotic principles of Georgy Pocheptsov on the example of the Moscow Planetarium navigation system design.

Текст научной работы на тему «СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОСКОВСКОГО ПЛАНЕТАРИЯ ПО СИСТЕМЕ ПОЧЕПЦОВА Г.Г.»

A UNIVERSUM:

/уу\ фило.

№ 7 (109)_^ ^v^ филология и искусствоведение_июль. 2023 г.

DOI - 10.32 743/UniPhil.2023.109.7.15744

СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОСКОВСКОГО ПЛАНЕТАРИЯ ПО СИСТЕМЕ ПОЧЕПЦОВА Г.Г.

Войнова Анастасия Дмитриевна

магистрант 1 курса, Российский Государственный Университет

им. А.Н. Косыгина, РФ, г. Москва E-mail: nova.30400@gmail.com

SEMIOTIC PRINCIPLES OF THE MOSCOW PLANETARIUM NAVIGATION SYSTEM DESIGN ACCORDING TO POCHEPTSOV'S SCHEME

Anastasia Voynova

1-styear Master's student, Kosygin Russian State University, Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье определяются основные семиотические принципы Георгия Почепцова на примере дизайн-проектирования навигационной системы Московского планетария.

ABSTRACT

The article defines the basic semiotic principles of Georgy Pocheptsov on the example of the Moscow Planetarium navigation system design.

Ключевые слова: Навигационный дизайн, семиотика, Георгий Почепцов. Keywords: Navigation design, semiotics, Georgy Pocheptsov.

Вот уже много лет в связи с ростом технологического прогресса происходит стремительное развитие в организации городской среды и общественных пространств, которое влечёт за собой необходимость ориентироваться в современных условиях их обустройства. Множество неуместных разномастных указателей, вывесок и афиш, вызывают визуальный шум, неспособный к быстрому восприятию информации. В связи с этим возникает необходимость в качественном ориентировании в пространстве, которое может предоставить навигационный дизайн.

Главной целью этой области дизайна является информирование людей об окружающей среде. Навигация способствует правильному восприятию и хранению информации, организации потоков движения людей и транспортных средств с помощью инструментов типографики, инфографики и графического дизайна.

Для правильной визуальной коммуникации с посетителем пространства дизайн применяет системы навигации, включающие в себя носители знаков и информации: таблички, указатели, основные вывески, поэтажные планы, планы эвакуации и т.д. Учитывается общая концепция будущей навигации, а также взаимосвязь между территорией и целевой аудиторией среди посетителей, на которых воздействует организация пространства.

Навигационный дизайн действует через визуальную коммуникацию, следовательно, основная информация воспринимается посетителем через текст, пиктограммы, образы, форму и цвет. Графические знаки преобладают над другими средствами передачи информации, благодаря эффективности трансляции сообщений. Пиктограммы и символы заключают в себе общепринятые установки, обусловленные не только особенностями психологического принятия данных, но и семиотическими основами трансляции сообщений.

Семиотика как междисциплинарная наука охватывает множество объектов, анализируя их через знаки и знаковые системы. Благодаря разным подходам анализа, семиотика позволяет выявлять новые формы подачи информации об объекте через речь, текст, знаки или форму.

Ч.С. Пирс выделил несколько типов знаков, которые в зависимости от их особенностей транслируют человеку определенное сообщение или его конкретные части. Такими знаками являются:

1. Иконические - знаки, способствующие реальному отображению обозначаемого.

2. Конвенционные - которые не имеют ничего общего с обозначаемым, ограничивающиеся условием.

Библиографическое описание: Войнова А.Д. СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОСКОВСКОГО ПЛАНЕТАРИЯ ПО СИСТЕМА ПОЧЕПЦОВА Г.Г. // Universum: филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2023. 7(109). URL:

https://7universum.com/ru/philology/archive/item/15744

№ 7 (109)

А, им

/уу\ фил(

иМУЕВБиМ:

филология и искусствоведение

июль, 2023 г.

3. Индексные знаки связаны с обозначаемым по смежности, способны вызывать определенные ассоциации с ним.

По мнению ученого Г.Г. Почепцова знаки и знаковые системы играют важную роль современной культуре человека. Именно они трактуют общую модель восприятия мира человеком через определение и содержание. Исследователь утверждает: «Знако-вость возникает при любом моделировании действительности» [6]. Такая значимость предметов изучения семиотики позволяет использовать её в качестве инструмента трансляции культурных кодов в дизайн-проектировании.

Г.Г. Почепцов считает возможным методы коммуникации через семиотику с помощью символов. Он выделяет несколько преимуществ символа в коммуникационной семиотике:

1. Закрепление символа в долговременной памяти.

2. Символ способен обойти фильтры недоверия у людей.

3. Символ подходит ко многим предметам исследования для коммуникации.

Знак является транслирующим инструментом человека к определенной модели действительности, не считаясь с реальностью. Такое свойство позволяет ему пользоваться данными преимуществами. Г.Г. Почепцов выделяет возможность семиотического общения в силу включения в него содержания и образа. В данной модели применяется коммуникация через символы. По мнению ученого, они способны

не только донести до аудитории смысл обозначаемого, но и иерархию его ценностей [2; 6].

Наглядным примером применения семиотических методов трансляции сообщений может являться дизайнерский проект «Навигация для Московского планетария» от студии Артемия Лебедева.

Система навигации включает в себя: ленточную навигацию, основные вывески, подсветку лестниц, наружную светодиодную ленту со спотами, прожекторы, световые индикаторы.

Учитывая взаимосвязь территории и целевой аудитории, команда дизайнеров создала оригинальную концепцию навигационной системы. В процессе дизайн-проектирования следовало избегать классических образов. В связи с данной установкой дизайнеры прибегли к коммуникационной семиотике. Таким образом ленточная навигация, обустроенная в нише потолка, обрела цикличность и вызывает ощущение орбитальности. Она является точкой притяжения взгляда посетителя. Сочетаясь своей формой и нахождением в пространстве, ленточная навигация транслирует ассоциации с темой млечного пути, центральной солнечной системой. Определяется главное сообщение команды дизайнеров: посетитель в середине зала становится центром системы, весь планетарий — вокруг него и для него. Благодаря архитектуре потолка указатели на ленте хорошо видны — они охватывают холл со всех сторон, подсказывая путь к самым нужным объектам: Большому звездному залу, Лунариуму, кассам, гардеробу, туалету и выходу.

Рисунок 1. Ленточная навигация Московского планетария

Вывески вписываются в знаковую систему общего пространства. Благодаря коду, заложенному в центральную ленточную навигацию, можно установить значение других символов. Таким образом

обнаружив плавность изгибов вывески, можно вызывать ассоциативный ряд с движением небесных тел в потоке млечного пути.

Рисунок 2. Вывеска

Особые значения несут и системы подсветки в Планетарии. Прожекторы выстраиваются в определенном порядке, указывая направление залов помещения. Совмещение различных типов подсветки

вского планетария

заключает в себе конвенционный знак, транслирующий привычное расположение звезд в знакомых созвездиях. Раскрываются коды, несущие смысл методов ориентирования в пространстве по звездам.

№ 7 (109)

А, им

/уу\ фил<

иМУЕВБиМ:

филология и искусствоведение

июль, 2023 г.

Рисунок 3. Система подсветки из прожекторов

Одним из главных инструментов навигации данного дизайнерского проекта является текст, расположенный на вывесках, защитных знаках и навигационных табличках. Смысл применения текста как символа позволяет увлекать человека в созданную модель действительности. В данном случае дизайнеры применяют фразы, вырванные из контекста ху-

дожественных или документальных фильмов. Символы дополняет нетипичное использование типогра-фики, которое вносит новые значения в заложенный культурный код.

Дизайнеры располагают текст нелинейно. Буквы и знаки парят над общим пространством или замыкаются в кольца Сатурна.

щчи

Рисунок 4. Текстовый указатель Московсого планетария

Рисунок 5. Защитный знак

" «ОО^1 А

Ь1Й ЗОЛ

Рисунок 6. Навигационный указатель

№ 7 (109)

AunT

/W\ фил(

UNIVERSUM:

филология и искусствоведение

июль, 2023 г.

Применение семиотических принципов при дизайн-проектировании навигационных систем позволяет транслировать сообщения через множество культурных кодов, заключенных в знаковых системах. Дизайнерский проект «Навигация для Московского планетария» от студии Артемия Лебедева доказывает возможность проектирования не только оригинальных концепций для навигационного дизайна

внутренних помещений и выставочных пространств, но и правильно воздействующих на организацию потоков движения в пространстве. Соответственно можно сделать выводы о рациональности применения семиотики для правильной визуальной коммуникации.

Список литературы:

1. Создание навигации для Московского планетария [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.artlebedev.ru/moscow-planetarium/navigation/process/ (дата обращения: 17.04.2023).

2. Почепцов Г.Г. Стратегия. — М.: Рефл-бук, — К.: Ваклер, 2005. - 234 с.

3. Уэйншенк С. 100 новых главных принципов дизайна. - Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 290 с.

4. Луптон Э.Графический дизайн: Базовые концепции. - 2-е изд. - СПб : Питер, 2019. - 256 с.

5. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт семиотического словаря. - Спб : С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 2000. - 255 с.

6. Почепцов Г.Г. Семиотика. - Москва : Рефл - бук, 2002. - 432 с.

7. Жердев Е.В. Семиотика дизайна. Художественная смыслообразность. Монография. - М.: Академический проект, 2021. - 799 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.