Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ НАВИГАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ НАВИГАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
244
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ» / НАВИГАЦИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / КВАЛИМЕТРИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭРГОНОМИЧНОСТЬ / ОСВЕЩЕННОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Курмангулов А.А., Княжева Н.Н., Решетникова Ю.С.

Отсутствие на настоящий момент единого стандарта проектирования навигации, а также доказательной квалиметрии навигационных систем определяет актуальность научно-исследовательских работ среди организаторов здравоохранения по разработке единых принципов пространственного размещения указателей. Целью настоящей работы стал научный поиск и проведение систематического и контентного обзоров с определением основных правил размещения навигационных систем медицинских организаций на основе соответствия принципам концепции бережливого производства. С помощью публикаций, отобранных по базам данных Elibrary, Medline, Scopus, Pub Med и The Cochrane Library, проведен структурный контент-анализ современных требований к организации навигации в объектах здравоохранения. Результаты анализа показали, что проектирование, создание и оформление графических сред медицинских организаций Российской Федерации в настоящее время не имеет институционально закрепленных правил и норм на федеральном уровне, что приводит к значительной вариабельности пространственного размещения навигационных систем в объектах системы здравоохранения в различных субъектах Российской Федерации. Изучение региональных стандартов визуализации медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения позволяет сделать вывод и различной структуре, содержании и графическом представлении данных нормативных правовых документов. В качестве основных критериев правильной пространственной установки навигационных элементов по принципам концепции бережливого производства можно рассматривать их доступность, эргономичность, освещенность и безопасность для посетителей. При создании новых и совершенствовании существующих навигационных систем в медицинских организациях необходимо проверять пространственное размещение каждого навигационного элемента в соответствии с основными принципами бережливого производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Курмангулов А.А., Княжева Н.Н., Решетникова Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC RULES OF SPATIAL POSITIONING OF NAVIGATION IN A MODERN MEDICAL ORGANIZATION

The lack of a single standard for navigation design, as well as evidence-based qualimetry of navigation systems, determines the relevance of research work among healthcare organizers to develop uniform principles for the spatial placement of signs. The purpose of this work was a scientific search and systematic and content reviews with the definition of the basic rules for the placement of navigation systems of medical organizations based on compliance with the principles of the concept of lean production. With the help of publications selected from the Elibrary, Medline, Scopus, Pub Med and The Cochrane Library databases, a structural content analysis of modern requirements for the organization of navigation in healthcare facilities was carried out. The results of the analysis showed that the design, creation and design of graphic environments of medical organizations of the Russian Federation currently does not have institutionally fixed rules and regulations at the federal level, which leads to significant variability in the spatial placement of navigation systems in healthcare facilities in various constituent entities of the Russian Federation. The study of regional standards for visualization of medical organizations of the state and municipal health systems allows us to draw a conclusion and different structure, content and graphical presentation of these regulatory legal documents. Accessibility, ergonomics, illumination and safety for visitors can be considered as the main criteria for the correct spatial installation of navigation elements according to the principles of the lean manufacturing concept. When creating new and improving existing navigation systems in medical organizations, it is necessary to check the spatial placement of each navigation element in accordance with the basic principles of lean production.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ НАВИГАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

2021, том 24, № 4 УДК 614.2

В ПОМОЩЬ ОРГАНИЗАТОРУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ DOI: 10.37279/2070-8092-2021-24-4-51-58

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ НАВИГАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Курмангулов А. А., Княжева Н. Н., Решетникова Ю. С.

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения, ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России, 625023, ул. Одесская, 54, Тюмень, Россия

Для корреспонденции: Курмангулов Альберт Ахметович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России, e-mail: kurmangulovaa@tyumsmu.ru For correspondence: Albert A. Kurmangulov, PhD, Associate Professor of the Department of Public Health and Health Care, Tyumen State Medical University, e-mail: kurmangulovaa@tyumsmu.ru

Information about authors:

Kurmangulov A. A., http://orcid.org/0000-0003-0850-3422 Knyazheva N. N., http://orcid.org/0000-0002-3139-5258 Reshetnikova Y. S., http://orcid.org/0000-0001-6726-7103

РЕЗЮМЕ

Отсутствие на настоящий момент единого стандарта проектирования навигации, а также доказательной квалиметрии навигационных систем определяет актуальность научно-исследовательских работ среди организаторов здравоохранения по разработке единых принципов пространственного размещения указателей. Целью настоящей работы стал научный поиск и проведение систематического и контентного обзоров с определением основных правил размещения навигационных систем медицинских организаций на основе соответствия принципам концепции бережливого производства. С помощью публикаций, отобранных по базам данных Elibrary, Medline, Scopus, Pub Med и The Cochrane Library, проведен структурный контент-анализ современных требований к организации навигации в объектах здравоохранения. Результаты анализа показали, что проектирование, создание и оформление графических сред медицинских организаций Российской Федерации в настоящее время не имеет институционально закрепленных правил и норм на федеральном уровне, что приводит к значительной вариабельности пространственного размещения навигационных систем в объектах системы здравоохранения в различных субъектах Российской Федерации. Изучение региональных стандартов визуализации медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения позволяет сделать вывод и различной структуре, содержании и графическом представлении данных нормативных правовых документов. В качестве основных критериев правильной пространственной установки навигационных элементов по принципам концепции бережливого производства можно рассматривать их доступность, эргономичность, освещенность и безопасность для посетителей. При создании новых и совершенствовании существующих навигационных систем в медицинских организациях необходимо проверять пространственное размещение каждого навигационного элемента в соответствии с основными принципами бережливого производства.

Ключевые слова: бережливое производство, национальный проект «Здравоохранение», навигация, визуализация, квалиметрия, безопасность, эргономичность, освещенность, доступность.

BASIC RULES OF SPATIAL POSITIONING OF NAVIGATION IN A MODERN MEDICAL

ORGANIZATION

Kurmangulov A. A., Knyazheva N. N., Reshetnikova Yu. S.

Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia

SUMMARY

The lack of a single standard for navigation design, as well as evidence-based qualimetry of navigation systems, determines the relevance of research work among healthcare organizers to develop uniform principles for the spatial placement of signs. The purpose of this work was a scientific search and systematic and content reviews with the definition of the basic rules for the placement of navigation systems of medical organizations based on compliance with the principles of the concept of lean production. With the help of publications selected from the Elibrary, Medline, Scopus, Pub Med and The Cochrane Library databases, a structural content analysis of modern requirements for the organization of navigation in healthcare facilities was carried out. The results of the analysis showed that the design, creation and design of graphic environments of medical organizations of the Russian Federation currently does not have institutionally fixed rules and regulations at the federal level, which leads to significant variability in the spatial placement of navigation systems in healthcare facilities in various constituent entities of the Russian Federation. The study of regional standards for visualization of medical organizations of the state and municipal health systems allows us to draw a conclusion and different structure, content and graphical presentation of these regulatory legal documents. Accessibility, ergonomics, illumination and safety for visitors can be considered as the main criteria for the correct spatial installation of navigation elements according to the principles of the lean manufacturing concept. When creating new and

improving existing navigation systems in medical organizations, it is necessary to check the spatial placement of each navigation element in accordance with the basic principles of lean production.

Key words: lean production, national project "Healthcare", navigation, visualization, qualimetry, safety, ergonomics, lighting, accessibility.

Бережливое производство (БП) является концепцией управления организациями на основе постоянного выявления и устранения потерь [1]. Методы и технологии БП могут быть эффективными инструментами сокращения времени ожидания пациентом в очереди, упрощения записи на прием к специалистам, уменьшения бумажной документации, увеличения уровня удовлетворенности оказываемой медицинской помощи и создания комфортных условий предоставления медицинских услуг [2]. Во всех существующих нормативно-правовых документах, в которых в той или иной степени регламентируются условия пребывания пациентов в медицинских организациях (МО) России, навигация рассматривается как базовый элемент комфорта [3]. В широком смысле, навигация — это процесс управления любым объектом, имеющим собственные методы передвижения, в определенном пространстве передвижения [4].

Сегодня навигационные указатели поликлиник, больниц, медицинских центров и любых других объектов здравоохранения представляют собой целый арсенал разнообразных по исполнению, дизайну и локализации технических устройств и систем. Поэтому для интегральной характеристики комплекса средств навигации в понятийном аппарате дизайнеров и проектировщиков появился еще один термин «навигационная система». Навигационная система — это совокупность всех средств навигации одной организации (предприятия, сооружения, комплекса и т. п.) в пределах определенной области навигации [5]. Структурно-функциональной единицей навигационной системы является навигационный элемент, под которым понимается любое средство навигации, размещенное в пределах одной области навигации.

В существующих условиях разработать унифицированные дизайн-проекты, единые планы размещения и правила эксплуатации навигационных систем для всех объектов здравоохранения нашей страны не представляется возможным. Это связано, прежде всего, с тем, что различные учреждения здравоохранения РФ имеют существенные различия в архитектурно-планировочных, архитектурно-художественных и конструктивных решениях зданий МО [6; 7]. В то же время организация внутренних помещений, логистики потоков людей, движения предметов и информации может стать серьезным механизмом на пути снижения потерь в основных, вспомогательных и

технологических процессах МО. Рациональные, соответствующие основным принципам и ценностям концепции БП правила размещения навигационных систем МО могут существенно повлиять на эффективность навигации посетителей в действующих, возводимых или проектируемых учреждений здравоохранения. Отсутствие на настоящий момент единого стандарта проектирования навигации в МО РФ, а также доказательной квалиметрии навигационных систем определяет актуальность научно-исследовательских работ среди организаторов здравоохранения по разработке единых принципов построения навигационных указателей, правил применения текстовой и графической информации, разъяснений основных инструментов планирования и проектирования навигационных систем, рекомендаций по технологиям изготовления и производства навигационных элементов учреждений здравоохранения.

Целью настоящей работы стал научный поиск и проведение систематического и контентного обзоров с определением основных правил размещения навигационных систем МО на основе соответствия принципам концепции БП.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Проведен отбор публикаций по следующим базам данных: Elibrary Medline, Scopus, Pub Med и The Cochrane Library. Глубина поиска по временному параметру ограничивалась 10 годами. Проанализировано 118 публикаций, преимущественно представленных в базе данных PubMed и Elibrary, в которых представлен структурный контент-анализ современных требований к организации навигации в объектах здравоохранения. Проведен сравнительный формализованный анализ имеющихся в свободном доступе в сети Интернет (по дате обращения на август 2021 г.) 7 региональных (Калининградская, Мурманская, Нижегородская, Самарская, Томская, Челябинская области и город Москва) стандартов по навигации и/или визуализации МО и Методического пособия Министерства здравоохранения (МЗ) РФ «Эффективная система навигации в медицинской организации» (2019 г.). Методы исследования, использованные в процессе исследования: правовой, исторический, контент-анализ, описательно-аналитический. Результаты работы представлены в виде научного анализа и рекомендаций для организаторов здравоохранения с авторскими фотографиями ошибок и лучших практик навигационных систем медицинских организаций, сде-

ланных в период 2018-2021 годов в различных регионах РФ. В качестве основных критериев правильного размещения навигационных элементов по принципам концепции БП были рассмотрены их доступность, эргономичность, освещенность и безопасность для посетителей МО.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ отечественных и зарубежных источников последних лет позволил установить, что ква-лиметрия навигационных систем МО по многим вопросам смыкается с совершенно разными дисциплинами, такими как архитектура, инженерия, психология, стандартизация, метрология, экономика и др. Проектирование, создание и оформление графических сред МО не имеет институционально закрепленных правил и норм, что, в свою очередь, приводит к значительной вариабельности пространственного размещения навигационных систем в учреждениях здравоохранения в различных субъектах РФ.

Любой навигационный элемент в МО должен размещаться в визуально доступном месте с возможностью свободного ознакомления со всей текстовой и графической навигационной информацией [8]. Под «доступностью» в данном контексте подразумевается возможность прочтения информации без каких-либо физических барьеров/препятствий прямому зрительному контакту человека с навигационным элементом.

Распространенная ошибка пространственного размещения навигационной системы — полное или частичное перекрытие навигационных элементов окружающими предметами, например, дверьми, мебелью, оборудованием, информационными материалами, растениями и пр. Причинами появления подобной ошибки являются: 1 - нарушение в проектировании и в размещении навигационной системы; 2 - изменение расположения имеющихся или появление новых окружающих предметов/построек при существующей навигационной системе; 3 - несовершенная организация внутренних пространств МО [9].

На рис. 1 и рис. 2 показаны примеры ошибок доступного размещения настенных, подвесных и напольных конструкций амбулаторно-поли-клинических и стационарных МО в различных регионах РФ. Чтобы получить необходимую информацию с частично либо полностью перекрываемых навигационных элементов посетителю МО необходимо совершить лишние движения в виде наклона/поворота головы и/или корпуса тела, перемещения на более близкое расстояние к навигационному элементу. Это приводит к уменьшению дистанции восприятия навигационной системы. Также существует вероятность того, что навигационные элементы из-за перекрывающих

их предметов не будут обнаружены целевой аудиторией и посетители выберут неверный маршрут перемещения по МО.

Рис. 1. Перекрытие части подвесного навигационного стенда гипсокартонным потолком, Вологодская область

Рис. 2. Перекрытие части напольной навигационной наклейки ворсовым грязезащитным покрытием, Калининградская область

Перекрытие навигационных элементов может быть постоянным (установка инфомата, постройка нового сооружения на территории МО и др.) и временным (парковка машин возле наружного стенда, раскрытие секций перекидного устройства, смещение коврового покрытия на область напольной навигации и др.). Для установления и исключения временного перекрытия навигационных элементов необходимо проводить регулярный аудит доступности навигационной системы в разное время функционирования МО.

Непременным условием внедрения концепции БП в деятельность МО является соблюдение основных законов пространственно-антропометрической совместимости окружающей среды и человека [10]. Повышение эффективности процессов и исключение/минимизация потерь достигаются за счет эргономичного расположения предметов вокруг человека [11]. При создании эффективных управляемых человеком систем в

современной эргономике наиболее часто применяется системный подход [9]. В его основе лежит постулат о необходимости соответствия всех элементов среды антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека.

Навигационные элементы как часть окружающей человека среды должны размещаться доступно для восприятия с учетом требований оптимальной высоты и наклона элементов относительно плоскости взгляда. В Методическом пособии МЗ РФ «Эффективная система навигации в медицинской организации» предлагается обозначения и указатели для пешеходов размещать «на уровне глаз, для водителей — высоко». Аналогичные рекомендации можно обнаружить в ряде других региональных нормативно-правовых документах по навигации в учреждениях здравоохранения. В Стандарте организации амбулаторной помощи на территории Томской области приведены более конкретные требования: все навигационные указатели и таблички внутри МО должны располагаться на уровне глаз пользователя — не ниже 1,2 м и не выше 1,6 м от поверхности пола. В Руководстве по стилю оформления в рамках реализации проекта «Бережливая поликлиника» МЗ Калининградской области предлагается все навигационные стенды размещать на уровне середины стенда на высоте 1,2 м. В Приказе МЗ Нижегородской области от 27 апреля 2018 г. № 187 «Об утверждении типовых видов визуализации и навигации в медицинских организациях Нижегородской области» указано, что настенные флаговые указатели необходимо размещать над дверным проемом в кабинет на высоте 2,0-2,2 м от пола до нижней границы указателя.

На рис. 3 и рис. 4 показаны примеры МО с высоким (более двух метров) и низким (менее одного метра) размещением навигационных элементов относительно уровня пола. Такая высота настенных табличек и наклеек приводит к визуальному дискомфорту восприятия информации, а в случае с навигационной табличкой на этажной лестничной площадке (рис. 3) — к невозможности прочтения информации людьми с ограничениями по зрению из-за сочетания высокого размещения таблички, низкой освещенности и предельно малого кегля шрифта текстовой информации.

Вместе с тем при выборе мест размещения навигационных элементов нельзя не принимать во внимание индивидуальные особенности архитектурно-организационных решений здания МО, такие как высота потолков, ширина коридоров, наличие поручней и декоративных настенных элементов интерьера, выключателей освещения, разъемов электрических сетей (розеток), перепадов уровней пола и др. Например, в холле МО с высоким потолком («соборный» тип) и с низким

Рис. 3. Высокое размещение (более двух метров) настенной навигационной таблички на этажной лестничной площадке, Свердловская область

У

Рис. 4. Низкое размещение (менее одного метра) коридорной настенной навигационной таблички, Красноярский край

потолком («квартирный» тип) рекомендуемый уровень размещения подвесного навигационного стенда будет отличаться. Также при определении высоты размещения навигационного элемента необходимо учитывать его размеры: нижний край размещения больших справочных указателей может быть существенно ниже небольших одиночных указателей направления. В этом отношении удачным компромиссным правилом можно считать рекомендации в Руководстве по оформлению московских поликлиник, подготовленном дизайнерской компанией «Студия Артемия Лебедева» в 2018 году, в котором предлагается размещать любой настенный навигационный элемент с верхней границей на уровне дверного проема, но с минимально допустимым расстоянием от нижней границы элемента до пола в 0,4 м [12].

В МО все визуальные навигационные элементы должны быть расположены доступно для восприятия зрительной информации с учетом требований освещенности. Наиболее часто проблема низкой освещенности коммуникационных помещений связана не с физическим отсутствием источников освещения, а с неработающими ис-

точниками искусственного освещения (выключенные, вышедшие из строя лампы и др.), либо с перекрытыми окружающими предметами источниками естественного освещения (большие комнатные растения на подоконниках, темные жалюзи или шторы на окнах и др.). В некоторых руководствах по навигации в МО в качестве дополнительных причин низкой освещенности внутренних навигационных элементов приводятся закрашенные краской или заклеенные пленкой окна, а также загрязненные с внешней стороны стекла окон.

Отдельного внимания при рассмотрении вопроса освещенности навигационных систем требуют элементы внешнего уровня навигации. Окружающая территория МО должна быть озеленена, ограждена, освещена и благоустроена с учетом необходимости обеспечения лечебно-охранительного режима. В Северном полушарии Земли с конца сентября до середины марта продолжительность светового дня составляет меньше двенадцати часов и с ростом широты длительность дня уменьшается вплоть до полярной ночи [13]. Из-за географического расположения территории РФ над большинством субъектов продолжительность дня в зимний период может составлять менее 1/3 суток. Так, на широте 55° (Москва, Челябинск, Омск) в день зимнего солнцестояния продолжительность дня составляет всего лишь семь часов при полуденной высоте солнца 11,5° [14]. Режимы работы большинства государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в нашей стране допускают появление потребности со стороны посетителей МО в изучении наружных навигационных элементов в ранее утреннее либо вечернее время. В учреждениях здравоохранения с круглосуточным режимом работы (стационары, травматологические пункты, родильные дома, больницы скорой медицинской помощи и др.) доступность восприятия навигационной информации с наружных элементов должна обеспечиваться в любое время суток. В этих условиях важно, чтобы точки расположения уличной системы визуальной навигации любой МО находились в хорошо освещаемых в темное время суток местах.

Свод правил 158.13330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования» [15] регламентирует наличие наружного освещения на территории МО, в том числе у входов в здание, наружных лестниц, люков пожарных гидрантов, вдоль пешеходных и транспортных маршрутов, а также на автостоянках. Наружный навигационный элемент может освещаться имеющимся уличным освещением (фонарные столбы, подсветка зданий и др.), либо

иметь дополнительное собственное освещение в виде фонаря, прожектора, внутреннего модуля и др. (рис. 5). Осветительный элемент должен быть установлен таким образом, чтобы световой поток, исходящий от него, был направлен на поверхность навигационного элемента.

Рис. 5. Наружный навигационный баннер на территории МО с дополнительным освещением прожекторами в темное время суток, Тюменская область

При внедрении концепции БП в МО ключевым элементом изменений должна стать организация визуального контроля процессов через систему SQDCM [16]. Основной задачей системы SQDCM является постоянное обеспечение эффективности процессов за счет выявления и устранения потерь, достижения должного состояния основных процессов в МО через декомпозицию целей по стандартизованным показателям безопасности, качества, доступности, финансовой деятельности, уровня комфортной среды / корпоративной культуры [17].

Каждый компонент системы SQDCM может соотнестись с теми или иными критериями Новой модели медицинской организации, предлагаемые МЗ РФ. Однако стратегической задачей отечественного здравоохранения в настоящий момент является обеспечение должного уровня качества и безопасности медицинской помощи. Всемирная организация здравоохранения определяет безопасные условия пребывания для посетителей и условия работы для медицинского и немедицинского персонала МО как важнейшие элементы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, наравне с хирургической, эпидемиологической, информационной или лекарственной безопасностями [18]. Необходимо, чтобы мероприятия по созданию и развитию безопасной среды для посетителей и коллектива учреждения здравоохранения были объединены с другими видами безопасности.

Довольно распространенной проблемой безопасности навигационных элементов в МО РФ

является размещение их в непосредственной близости от дверей, соединяющих различные внутренние помещения МО. Резкое открытие двери в момент ознакомления с навигационной информацией может привести к травмированию человека. Решением данной проблемы является размещение навигационного элемента в более безопасном месте либо визуализация предупредительного характера, например, при помощи сигнальной разметки для обозначения безопасной зоны открытия двери (рис. 6).

Рис. 6. Сигнальная разметка для обозначения безопасной зоны открытия двери, Удмуртская Республика

Повышенный риск травматизации человека наблюдается и при низком размещении подвесных указателей, например, стендов, баннеров, табличек. В Методических рекомендациях по формированию системы навигации в МО Мурманской области [19] предлагается размещать подвесные указатели под потолком в коридорах на уровне, комфортном для чтения и безопасном для передвижения, не ниже 2,2 м от пола до нижней границы вывески. Также всегда необходимо соотносить объем предоставляемой навигационной информации с местом размещения навигационного элемента. Подробные поэтажные схемы или указатели с длинным списком помещений не рекомендуется размещать на ограниченном пространстве: в узком коридоре, на небольшой лестничной площадке, над входом в коридор и т. п.

В сложившихся условиях к навигационной системе должны предъявляться такие же требования к обеспечению безопасности, как и к другим предметам внутреннего пространства и факторам среды МО. Безопасность навигационных элементов для посетителей и персонала МО должна стать обязательным условием на всех этапах жизненного цикла навигационной системы. На этапе создания навигационной системы в проектных документах необходимо отразить требования по соответствию материалов навигационных элементов должному уровню безопас-

ности, включая санитарно-эпидемиологические, противопожарные и экологические требования. Например, напольные навигационные наклейки с целью предотвращения падений должны быть покрыты абразивным или не абразивным материалом с антискользящей текстурой. На этапе эксплуатации расположение всех навигационных элементов должно быть безопасном для посетителей и персонала МО, а риск травмоопасных ситуаций (ударов, ранений и др.), связанных с навигационными элементами, должен расцениваться как минимальный.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Навигационная система считается важнейшей частью системы визуализации и одним из базовых критериев качества пространства объектов здравоохранения. Проектирование, создание и оформление графических сред МО не имеет институционально закрепленных правил и норм, что, в свою очередь, приводит к большой вариабельности навигационных систем в учреждениях здравоохранения в различных субъектах РФ.В качестве основных критериев правильной пространственной установки навигационных элементов по принципам концепции бережливого производства можно рассматривать их доступность, эргономичность, освещенность и безопасность для посетителей. При создании новой и совершенствовании существующей навигационной системы в учреждениях здравоохранения необходимо проверять пространственное размещение каждого навигационного элемента в соответствии с основными принципами бережливого производства.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. The authors have no conflict of interests to declare.

ЛИТЕРАТУРА

1. Городкова С. А., Таскина Е. Б. Особенности управленческих решений в системе здравоохранения на основе принципов бережливого производства. Вестник Забайкальского государственного университета. 2019;25(5):105-113.

2. Fradkin Folien M., Crane J., Noon C. Lean Management in Obstetrics and Gynecology: Application in the Ambulatory Clinic Pre-and Post-Kaizen. Open Journal of Obstetrics and Gynecology. 2018;8(14): 1604—1630. doi:10.4236/ ojog.2018.814161

3. Курмангулов А. А., Набиева К. У., Рахим-жанова А. К. Оценка содержательной части навигационных систем медицинских организаций с позиции бережливого производства Кубанский научный медицинский вестник. 2021;28(1):70-83. doi: 10.25207/1608-6228-2021-28-1-70-83

4. Henrique D. B., Rentes A. F., Godinho Filho M., Esposto K. F. A new value stream mapping approach for healthcare environments. Production Planning & Control. 2016;27(1):24-48.

5. Ковальчук В. В., Бурзун М. С. Информационное обеспечение морских навигационных систем. Техника. Технологии. Инженерия. 2020;1(15):23-27.

6. Головеров В. Т., Алмикдад Ю. Формирование основ градостроительного искусства восстановительного периода СССР. В сборнике: Дизайн и архитектура: синтез теории и практики Сборник научных трудов. II Международной научно-практической конференции. 2018;49-54.

7. Карасев Ф. В., Карасева В. А. Новации в типологии детских медицинских учреждений. Polish Journal of Science. 2020;23-1(23):3-5.

8. Greenroyd F. L., Hayward R., Price A., Demian P., Sharma S. A tool for signage placement recommendation in hospitals based on wayfinding metrics. Indoor and Built Environment. 2018;27(7):925-937. doi:10.1177/1420326X17695375

9. Soares M., Rebelo F. Ergonomics in Design. Boca Raton: CRC Press; 2017.

10. Контарева В.Ю. Организация и рационализация рабочих мест, как фактор обеспечения безопасности. Вестник Донского государственного аграрного университета. 2020;2-1 (36):98-106.

11. Погребняк С.И. Бережливое производство: формула эффективности. М.: Триумф; 2013.

12. Руководство по оформлению московских поликлиник, подготовленное дизайнерской компанией «Студия Артемия Лебедева». М.: Студия Артемия Лебедева, 2018. Доступно по ссылке: https://en.ppt-online.org/594426. Ссылка активна 01.10.2021.

13. Розанов В. А., Григорьев П. Е., Захаров С. Е., Кривда Г. Ф. Анализ сезонности завершенных суицидов с учетом таких факторов внешней среды как температура и длина светового дня. Суи-цидология. 2018;9(3(32):71-79.

14. Мишенина Ю. А., Севастьянов В. В. Продолжительность солнечного сияния в лесной зоне Западно-Сибирской равнины. Географический вестник. 2018;4(47):77-89.

15. Свод правил 158.13330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования (с Изменением №1)». Доступно по ссылке: http://docs.cntd.ru/document/1200110514. Ссылка активна 01.10.2021.

16. Долгопятова Т. Г., Шиляева Е. В. Сетевые эффекты при внедрении системы бережливого производства. Управленец. 2017;4(68):14-23.

17. Гращенкова Н. В. Проблемы взаимодействия и интеграции системы менеджмента качества и системы менеджмента бережливого произ-

водства в рамках системы управления предприятия. Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2017;27(2):7-14.

18. Ренжина Ю. В. Актуальные проблемы здравоохранения Российской Федерации. Матрица научного познания. 2019;9:73-78.

19. Приказ Министерства здравоохранения Мурманской области от 23 августа 2019 г. № 469 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию системы навигации в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области». Доступно по ссылке: https://minzdrav.gov-murman. ru/documents/npa/2019/pr469_23082019.pdf. Ссылка активна 01.10.2021.

REFERENCES

1. Gorodkova S. A., Taskina E. B. Features of management decisions in the health care system based on the principles of lean production. Bulletin of the Trans-Baikal State University. 2019;25(5):105-113. (In Russ.).

2. Fradkin Follen M., Crane J., Noon C. Lean Management in Obstetrics and Gynecology: Application in the Ambulatory Clinic Pre-and Post-Kaizen. Open Journal of Obstetrics and Gynecology. 2018;8(14):1604-1630. doi:10.4236 / ojog.2018.814161

3. Kurmangulov A. A., Nabieva K. U., Rakhimzhanova A. K. Assessment of the content of the navigation systems of medical organizations from the standpoint of lean production Kuban Scientific Medical Bulletin. 2021;28(1):70-83. (In Russ.). doi: 10.25207 / 1608-6228-2021-28-1-70-83

4. Henrique D. B., Rentes A. F., Godinho Filho M., Esposto K. F. A new value stream mapping approach for healthcare environments. Production Planning & Control. 2016;27(1):24-48.

5. Kovalchuk V. V., Burzun M. S. Information support of marine navigation systems. Technique. Technologies. Engineering. 2020;1(15):23-27. (In Russ.).

6. Goloverov V. T., Almikdad Yu. Formation of the foundations of urban planning art of the restoration period of the USSR. In the collection: Design and architecture: synthesis of theory and practice Collection of scientific papers. II International Scientific and Practical Conference. 2018;49-54. (In Russ.).

7. Karasev F. V., Karaseva V. A. Innovations in the typology of children's medical institutions. Polish Journal of Science. 2020;23-1(23):3-5. (In Russ.).

8. Greenroyd F. L., Hayward R., Price A., Demian P., Sharma S. A tool for signage placement recommendation in hospitals based on wayfinding metrics. Indoor and Built Environment. 2018;27(7):925-937. doi: 10.1177 / 1420326X17695375

9. Soares M., Rebelo F. Ergonomics in Design. Boca Raton: CRC Press; 2017.

10. Kontareva V. Yu. Organization and rationalization of workplaces as a safety factor. Bulletin of the Don State Agrarian University. 2020;2-1(36):98-106. (In Russ.).

11. Pogrebnyak S. I. Lean Manufacturing: The Efficiency Formula. M.: Triumph; 2013. (In Russ.).

12. Design guide for Moscow polyclinics prepared by the Art. Lebedev Studio design company. M.: Studio of Artemy Lebedev, 2018. Available at:https://en.ppt-online.org/594426. Accessed 01.10.2021. (In Russ.).

13. Rozanov V. A., Grigoriev P. E., Zakharov S. E., Krivda G. F. Analysis of the seasonality of completed suicides, taking into account such environmental factors as temperature and daylight hours. Suicidology. 2018;9(3(32):71-79. (In Russ.).

14. Mishenina Yu. A., Sevast'yanov V. V. Duration of sunshine in the forest zone of the West Siberian Plain. Geographical Bulletin. 2018;4(47):77-89. (In Russ.).

15. Code of practice 158.13330.2014 "Buildings and premises of medical organizations. Design rules

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(with Amendment No. 1)». Available at: http:// docs.cntd.ru/document/1200110514. Accessed 01.10.2021. (In Russ.).

14. Dolgopyatova T. G., Shilyaeva E. V. Network effects in the implementation of the lean production system. Manager. 2017;4(68):14-23. (In Russ.).

15. Grashchenkova N. V. Problems of interaction and integration of the quality management system and the management system of lean production within the framework of the enterprise management system. Bulletin of the Udmurt University. Series Economics and Law. 2017; 27 (2): 7-14. (In Russ.).

18. Renzhina Yu. V. Actual problems of health care in the Russian Federation. Matrix of scientific knowledge. 2019; 9: 73-78. (In Russ.).

19. Order of the Ministry of Health of the Murmansk region dated August 23, 2019 No. 469 «On the approval of Methodological recommendations for the formation of a navigation system in medical organizations subordinate to the Ministry of Health of the Murmansk region.» Available at: https:// minzdrav.gov-murman.ru/documents/npa/2019/ pr469_23082019.pdf. Accessed 01.10.2021. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.