Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБЗОР)'

ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
151
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / НАВИГАЦИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ДИЗАЙН / КОМФОРТ / АЙДЕНТИКА

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Курмангулов А.А., Брынза Н.С.

Разработка общих требований, правил создания и эксплуатации навигационных систем - актуальная задача отечественного здравоохранения. Создание российского стандарта навигации в медицинской организации должно привести к появлению единых принципов построения навигационных указателей, правил применения текстовой и графической информации, разъяснений основных инструментов планирования и проектирования навигационных систем, предоставления рекомендаций по технологиям изготовления и производства навигационных элементов. Процесс стандартизации существующих и планируемых навигационных систем основывается на исследовании стратегий ориентирования в медицинской организации, номенклатуры помещений, иерархии информации, правовых норм, возможности замены, расположения, последовательности, модульности, материалов, технологии нанесения надписей, способов изготовления и обслуживания навигационных элементов. Методологической основой стандартизации навигационных систем могут стать разработка и внедрение единых правил планировочных, информационных, дизайнерских, содержательных и технических решений навигационных конструкций медицинских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Курмангулов А.А., Брынза Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR NAVIGATION SYSTEMS STANDARDIZATION IN RUSSIAN MEDICAL ORGANIZATIONS (A REVIEW)

The development of general requirements and rules for the development of navigation systems is an urgent task of the Russian health care. A new Russian standard for navigation in hospitals should establish uniform principles for the construction of navigation signs, rules for the use of text and graphic information, clarification of the basic planning and design tools for navigation systems, and the provision of recommendations on technologies for the manufacture and production of navigation elements. The process of standardization of existing and planned navigation systems is based on the study of orientation strategies in hospitals, rooms nomenclature, hierarchy of information, legal norms, replacement options, location, sequence, modularity, materials, inscription technology, manufacturing methods and maintenance of navigation elements. The methodological basis for the standardization can be the development and implementation of uniform rules for planning, information, design, content and technical solutions of hospital navigation structures.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБЗОР)»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

DOI: 10.26347/1607-2502202011-12003-010

ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБЗОР)

Разработка общих требований, правил создания и эксплуатации навигационных систем — А.А. Курмангулов,

актуальная задача отечественного здравоохранения. Создание российского стандарта нави- Н.С. Брынза

гации в медицинской организации должно привести к появлению единых принципов пос- ,„„.„„,, „

* „ , ФГЬОУ ВО «1юменскии

троения навигационных указателей, правил применения текстовой и графической инфор-

государственный

мации, разъяснений основных инструментов планирования и проектирования навигацион- ^

медицинский

ных систем, предоставления рекомендаций по технологиям изготовления и производства

университет»

навигационных элементов. Процесс стандартизации существующих и планируемых на- ,

Министерства

вигационных систем основывается на исследовании стратегий ориентирования в меди, здравоохранения цинской организации, номенклатуры помещений, иерархии информации, правовых норм, ^ Л

Российской Федерации,

возможности замены, расположения, последовательности, модульности, материалов,

_ _ г. Тюмень, Россия

технологии нанесения надписей, способов изготовления и обслуживания навигационных

элементов. Методологической основой стандартизации навигационных систем могут стать разработка и внедрение единых правил планировочных, информационных, дизайнерских, содержательных и технических решений навигационных конструкций медицинских организаций.

Ключевые слова: стандартизация, навигация, визуализация, дизайн, комфорт, айдентика

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

Для цитирования: Курмангулов А.А., Брынза Н.С. Перспективы стандартизации навигационных систем медицинских организаций Российской Федерации. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020; 11-12: 3-10. DOI: 10.26347/1607-250220201112003-010.

PROSPECTS FOR NAVIGATION SYSTEMS STANDARDIZATION IN RUSSIAN MEDICAL ORGANIZATIONS (A REVIEW)

The development of general requirements and rules for the development of navigation systems is an urgent task of the Russian health care. A new Russian standard for navigation in hospitals should establish uniform principles for the construction of navigation signs, rules for the use of text and graphic information, clarification of the basic planning and design tools for navigation systems, and the provision of recommendations on technologies for the manufacture and production of navigation elements. The process of standardization of existing and planned navigation systems is based on the study of orientation strategies in hospitals, rooms nomenclature, hierarchy of information, legal norms, replacement options, location, sequence, modularity, materials, inscription technology, manufacturing methods and maintenance of navigation elements. The methodological basis for the standardization can be the development and implementation of uniform rules for planning, information, design, content and technical solutions of hospital navigation structures. Keywords: standardization, navigation, visualization, design, comfort, identity

Authors declare no competing interests.

Funding: the study had no funding.

For citation: Kurmangulov AA, Brynza NS. Prospects for navigation systems standardization in Russian medical organizations. Health Care Standardization Problems. 2020; 11-12: 3-10. DOI: 10.26347/1607-2502202011-12003-010.

Albert Kurmangulov, Natalya Brynza

Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia

Одним из ключевых направлений активного реформирования системы здравоохранения нашей страны, в том числе в рамках национального проекта «Здравоохранение», является повышение комфортности пребывания и информационного обеспечения посетителей в государственных и муниципальных медицинских организациях (МО) [1, 2]. Термин «комфорт» — многогранное понятие, включающее внешнее сервисное окружение (оформление помещений, правильная система визуализации, наличие и доступность санитарно-гигиенических помещений, парковок, транспортная доступность и др.) и сервисное обеспечение процесса предоставления медицинской услуги (доброжелательность персонала, доступность записи на получение услуги, отсутствие очередей, скорость предоставления необходимой информации в терминале и у стойки администрации, создание благоприятной атмосферы внутри МО и др.) [3, 4].

Важнейшей частью системы визуализации и одним из основных критериев не только комфортности для посетителей, но и качества пространства объектов здравоохранения в целом признается навигационная система МО [5, 6]. В существующих нормативно-правовых документах, в которых в той или иной степени регламентируются условия пребывания пациентов в МО Российской Федерации (РФ), навигация рассматривается как базовый элемент комфорта [7, 8]. Благодаря навигационным элементам посетители МО могут ориентироваться среди помещений, правильно определять необходимый маршрут и перемещаться по выбранному пути движения в здании и по прилегающей территории МО без существенных отклонений и потерь времени [9].

Навигационная система МО. Планирование маршрута и управление системой ориентирования МО неразрывно связано с необходимостью определения координат местоположения посетителей и параметров ориентации, осуществляемого в реальном масштабе времени [10]. Развитие средств навигационной системы МО так или иначе сопряжено с оценкой рассогласования текущего и заданного положения человека, оценкой текущего отклонения человека от заданной траектории движения, оценкой текущего значения скорости движения и определения параметров пространственного расположения объектов внешней среды на пути движения человека

[5, 6, 11].

В нашей стране исторически не сформировались унифицированные принципы проектирования, размещения и эксплуатации навигационных систем в сфере здравоохранения. В настоящее время в отдельных субъектах РФ предпринимаются шаги по созданию региональных стандартов навигации и визуализации в МО. В свободном доступе на июнь 2020 г. в сети Интернет находятся региональные стандарты Калининградской, Мурманской, Нижегородской, Самарской, Томской, Челябинской областей и Москвы [12—19].

В рамках национального проекта «Здравоохранение» профильным министерством определены восемь федеральных проектов, включая проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», среди задач которого значится, в первую очередь, завершение формирования сети МО первичного звена здравоохранения [20]. Данный федеральный проект стал логичным продолжением другого приоритетного проекта Министерства здравоохранения (МЗ) РФ 2017 г., поддержанного Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, под названием «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» [7]. Созданное в 2019 г. в рамках данного проекта методическое пособие МЗ РФ «Эффективная система навигации в медицинской организации» является первым серьезным шагом на пути формирования единых подходов к созданию навигационных систем объектов здравоохранения РФ [21].

Проблема стандартизации навигации в системе здравоохранения осложняется многообразием форм и типов навигационных элементов, представленных в современной полиграфической индустрии [22, 23]. К навигационной информации относят большой спектр сведений о различных помещениях, зонах и предметах, местоположении их границ, форме, свойствах, координатах объектах навигации и взаиморасположении объектов навигации в пространстве [6, 11]. Кроме того, различные МО РФ имеют существенные различия архитектурно-планировочных, архитектурно-художественных и конструктивных решений зданий МО, что требует обязательного учета при проектировании новых и совершенствовании существующих навигационных систем [5].

Разработка основных требований и правил создания и эксплуатации навигационных систем — актуальная задача отечественного здравоохранения. Создание стандарта навигации в МО должно привести к появлению единых принципов построения навигационных указателей, правил применения текстовой и графической информации, разъяснений основных инструментов планирования и проектирования навигационных систем, предоставления рекомендаций по технологиям изготовления и производства навигационных элементов. Все это требует разработки перспективных подходов к проектированию навигационных систем, ориентированных на создание универсальных функционально-планировочной и инженерно-конструктивных систем, оптимального состава помещений, позволяющих осуществлять модернизацию в соответствии с изменившимися требованиями к системе здравоохранения, обеспечивать эффективность и устойчивое развитие уже построенных зданий МО. Методологической основой стандартизации навигационных систем являются разработка и внедрение единых правил планировочных, информационных, дизайнерских, содержательных и технических решений навигационных систем МО.

Стандартизация планировочных решений навигационных систем МО. Навигационная система МО может представлять набор самых различных по форме и исполнению табличек, стендов, вывесок, знаков, указателей и покрытий, размещенных на различных поверхностях здания либо местности [5, 10]. Единство визуального образа навигационной системы определяется общими принципами проектирования, изготовления и размещения навигационных элементов [24].

Оптимальные планировочные решения навигационной системы предполагают размещения всех навигационных элементов в пространстве МО по единым принципам и правилам. В процессе стандартизации навигации в МО для каждого вида конструкций необходимо сформировать четкие требования к размещению в пространстве МО. Так, для напольных конструкций в руководстве по навигации/визуализации должно быть отражено минимальное расстояние нанесения навигационного элемента до входов / дверных проемов / стен, правила выравнивания элемента по ширине помещения, варианты допустимой пространственной ориентации, соотношение с

геометрическим орнаментом полового покрытия, минимальное расстояние до напольных элементов; для подвесных конструкций — высота расположения нижнего края над уровнем пола, выравнивание элемента по ширине помещения, положение относительно подвесных светильников, тип крепления; для настенных конструкций — высота расположения нижнего края над уровнем пола, отношение высоты расположения верхнего края к дверному проему, минимальное допустимое расстояние с другими элементами системы информирования, тип крепления.

В настоящий момент в некоторых региональных нормативно-правовых документах по навигации в МО приводятся требования к размещению отдельных навигационных элементов. Например, в Руководстве по стилю оформления в рамках реализации проекта «Бережливая поликлиника» МЗ Калининградской области рекомендуется все навигационные стенды размещать на уровне середины стенда на высоте 1,2 м, а напольные наклейки — на расстоянии минимум 0,3 м от входной двери [17]. В Методических рекомендациях по формированию системы навигации в МО Мурманской области любые поэтажные и справочные указатели предлагается размещать на высоте 1,3 м от пола до нижней границы, а вывески у кабинета — на высоте 1,5 м от пола до нижней границы [14].

Единство композиционных решений в пространственном размещении навигационных элементов позволяет повысить эстетическую составляющую визуального образа МО [16, 25]. На этапе проектирования навигационной системы необходимо сформировать четкие требования к размещению всех элементов не только навигационной системы, но системы информирования (расписание приема врачей, объявления, информационные плакаты о здоровом образе жизни и др.) [12, 15, 17]. МО вправе самостоятельно определить общие правила и принципы размещения навигационных элементов на основании особенностей архитектурно-планировочных решений здания (высота потолков, узор полового покрытия, расположение поручней), системы визуализации (информационные стенды), креплений существующей навигационной системы и пр.

Размещение абсолютно всех навигационных элементов по единым композиционным принципам — это идеальное состояние навигационной системы. К сожалению, особенности планиро-

вок, схем расположения коммуникаций и элементов интерьера помещений МО достаточно часто не позволяют полностью придерживаться данного правила. В таких условиях в качестве целевого значения навигационной системы можно определить установление при визуальном осмотре МО генеральной линии расположения навигационных элементов.

Стандартизация информационных решений навигационных систем МО. Отличительной особенностью речевой культуры русского языка является широкое использование как в разговорной, так и в профессиональной речи различной семантической и стилевой синонимии [26]. Медицинская навигационная терминология (названия кабинетов, отделений, процедур, специалистов и пр.) в этом отношении не является исключением и характеризуется выраженной номинативной вариантностью [27].

В существующих и проектируемых навигационных системах МО недопустимо для обозначения одних и тех же объектов навигации использовать пусть даже близкие или полностью идентичные по смыслу, но отличающиеся по написанию и произношению слова. Например, если на одном навигационном элементе один и тот же кабинет обозначен как «офтальмолог», а на другом — «окулист», то это можно считать нарушением правила единства передачи навигационной информации, несмотря на то, что у большинства посетителей МО интерпретация обоих терминов не вызовет затруднений.

Медицинская синонимия на навигационных элементах приводит к дополнительным действиям, лишним движениям и более длительному восприятию навигационной информации посетителями МО [21]. Навигационная система в этом случае может перестать быть информативной для своей целевой аудитории. Вышеуказанная проблема усугубляется тем, что в разработке навигационных элементов принимают участие дизайнеры и текстовые редакторы, которые не обладают компетенциями по анализу лексической семантики специфической медицинской терминологии. В то же время итоговые макеты согласовывают заказчики в лице администрации МО, для которых, наоборот, двойные обозначения одних и тех же объектов навигации не вызывают каких-либо затруднений даже при использовании слов из разных синонимических рядов.

Вопрос использования синонимов в навигации возникает и при дополнении существующей навигационной системы новыми навигационными элементами. При совершенствовании навигационной системы МО обязательно должен быть проведен анализ используемой медицинской терминологии. При утверждении новых обозначений объектов навигации необходимо оперативно исправлять существующие навигационные элементы.

Одной из важнейших задач в рамках повышения эффективности навигационных систем для посетителя МО является всеобщее единообразное представление объектов навигации не только на навигационных элементах, но и в системе информирования (стенды, бланки, направления), и в устной речи при общении персонала МО с посетителями. Для этого на начальных этапах стандартизации необходимо провести аудит всей печатной продукции и визуальных элементов МО, а также обучение сотрудников единым принципам информирования о расположении и обозначении объектов навигации МО [14, 21].

Стандартизация дизайнерских решений навигационных систем МО. Навигация в любой МО — сложная система, состоящая из множества различных элементов: табличек, стендов, вывесок, знаков, наклеек, покрытий и др. Любой указатель направления движения и местоположения объекта должен определять его принадлежность к навигационной системе. Это решается, в первую очередь, за счет единого дизайна навигационных элементов, а именно: графических приемов, цвета, геометрических элементов, линий и др. [5, 12, 28].

Художественное оформление существующих навигационных элементов в государственных и муниципальных МО характеризуются самыми разными дизайнерскими решениями от минимализма до сложных оригинальных авторских кон -цепций [25]. Такое разнообразие стилей навигационных систем в МО обусловлено, с одной стороны, непрерывной эволюцией дизайнерской мысли с появлением новых стилей, трендов и отдельных приемов дизайна, а с другой — существенными различиями уровней компетенций и эстетических вкусов дизайнеров и проектировщиков и, зачастую, личными предпочтениями заказчиков навигационных систем. Очень часто при разработке проекта новой навигационной системы одним из главных требований заказчика

выступает создание элементов любого дизайна, отличного от существующего. Данный психологический феномен в профессиональном лексиконе дизайнеров получил название «эффект новизны» [29].

Достаточно часто в пределах одной МО одновременно могут присутствовать элементы и «старой», и «новой» навигационной системы. Главная причина этого — постоянно проводимые объемно-планировочные, функционально-планировочные и организационные изменения МО, затрагивающие напрямую или косвенно систему визуальной навигации [5, 22, 24].

Единые дизайнерские решения навигационной системы существенно повышают эстетическую составляющую визуального образа МО [16, 21]. У посетителей к такой навигационной системе выше уровень доверия. С практической точки зрения, навигационная информация с элементами, выполненными в едином дизайне, быстрее, легче и правильнее (без ошибок) воспринимается, а также дольше сохраняется в оперативной памяти человека.

Стандартизация содержательных решений навигационных систем МО. Эффективная визуализация данных подразумевает единые подходы и правила к представлению текстовой информации, которые реализуются за счет использования одинаковых шрифтов для одинаковой по значимости и смысловой нагрузке информации на навигационных элементах [21]. Такой подход сочетается с общим принципом единства навигационных элементов. Однако огромное количество и типологическое разнообразие гарнитур приводит к тому, что не только в разных МО, но и на элементах одной навигационной системы используются совершенно различные шрифты, порой кардинально отличающиеся по базовым характеристикам [13, 19]. Этому способствуют и постоянные объемно-планировочные, функционально-планировочные и организационные изменения в МО, в результате которых существующая навигационная система дополняется новыми элементами, спроектированными и изготовленными разными дизайнерами/дизайнерскими бюро в разное время.

Сегодня при аудите навигационных систем часто возникают ситуации, когда эксперты не могут без специального типографского компьютерного анализа определить используемую гарнитуру шрифта. Но и это не всегда помогает. В ар-

сенале дизайнеров появились шрифты, отличающиеся между собой одной засечкой одной из букв алфавита [28].

Проблема единообразного представления текстовой информации на навигационных элементах усугубляется тем, что в настоящее время в системе здравоохранения РФ отсутствуют единые требования к гарнитурам шрифтов при визуализации данных. Многие мировые и российские корпорации и крупные организации разрабатывают собственные официальные шрифты, в том числе для специального использования в своих навигационных системах. Например, у ОАО «Российские железные дороги» имеется оригинальная навигационная гарнитура FSRailway Book, российской компании «Яндекс» — Yandex Sans, южнокорейской группы компаний Samsung Group — SamsungOne [30]. Использование собственного шрифта повышает узнаваемость навигационной системы, позволяет учесть и даже в некоторых случаях сформировать айдентику организации. В некоторых региональных стандартах по навигации в МО имеются рекомендации по использованию того или иного шрифта [17—19].

Стандартизация технических решений навигационных систем МО. Важной составляющей единого стиля навигационной системы являются единые технические решения навигационных элементов одного функционального предназначения и уровня навигации. Любой указатель направления движения, местоположения и справочной навигационной информации в современной МО должен определять его принадлежность к навигационной системе [27].

Рекомендованные размеры указателей местоположения зависят от уровня навигации (внутренний, промежуточный, внешний) и объекта (кабинет, отделение, здание) навигации. В методическом пособии МЗ РФ «Эффективная система навигации в медицинской организации» рекомендуется внутренние указатели у кабинета (таблички) изготавливать высотой 75—100 мм, внутренние указатели местоположения для пешеходов — 75—120 мм, внешние указатели местоположения для пешеходов и водителей — 200— 250 мм, внешние указатели местоположения для зданий и отделений — 300 мм, внешние указатели местоположения для главных входов в здание и название МО — 500 мм [21]. Рекомендованные размеры внутренних указателей направления (для пешеходов) составляют 80—100 мм, внут-

ренних при наличии большого количества текста/двойной терминологии/нескольких языках — 150—200 мм, внешних — 150—200 мм. В Методических рекомендациях по формированию системы навигации в МО Мурманской области в разделе «Технические требования» для вывески-каталога указаны рекомендуемые размеры 700 х 1000 мм, для поэтажной вывески-указателя — 400 х 700 мм, для подвесной вывески — 800 х 200 мм [14]. На хорошем техническом уровне правила построения макетов навигационных элементов представлены в Руководстве по визуально-координированному стилю проекта «Заботливая поликлиника» и по применению единой навигационной системы для поликлиник Самарской области в рамках регионального проекта [15].

Единые технические решения навигационных элементов позволяют повысить визуальную составляющую айдентики МО. Максимальный синергетический эффект от данного правила можно достичь при пространственном размещении навигационных элементов, выполненных в едином дизайне и по единым композиционным решениям. При разработке макета навигации необходимо максимально подробно и точно описать в проекте технические размеры и пропорции всех предполагаемых навигационных элементов с учетом уровня навигации, типа навигационных конструкций и вида навигационной информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Единство визуального образа современной навигационной системы определяется общими принципами проектирования, дизайна, создания, размещения и эксплуатации навигационных элементов. Разработка унифицированных дизайн-проектов, единых планов размещения и правил эксплуатации навигационных систем для всех государственных и муниципальных объектов здравоохранения нашей страны должно стать частью стандартизации визуального образа МО. Процесс стандартизации существующих и планируемых навигационных систем основывается на исследовании стратегий ориентирования в МО, номенклатуры помещений, иерархии информации, правовых норм, возможности замены, расположения, последовательности, модульности, материалов, технологии нанесения над-

писей, способов изготовления и обслуживания навигационных элементов. Методологической основой стандартизации навигационных систем могут стать разработка и внедрение единых правил планировочных, информационных, дизайнерских, содержательных и технических решений навигационных систем МО.

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Хальфин Р.А., Сырцова Л.Е., Львова Д.П., Кобяцкая Е.Е., Алленов А.М. Методика выявления и анализа точек контакта для реализации пациент-ориентированного и партисипативного подходов к маркетингу медицинских услуг. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2017; 7—8: 67—74. Khalfin RA, Syrtsova LE, Lvova DP, Kobyatskaya EE, Allenov AM. [Methods of identification and analysis of points of contact for the implementation of patient-centred and perceptive approaches to marketing of medical services]. Health Care Standardization Problems. 2017; 7—8: 67—74. Russian.

2. Гордеева Т.И., Голубева А.П. Роль коммуникативной деятельности менеджера по качеству органа инспекции в улучшении функционирования системы менеджмента качества. Менеджер здравоохранения. 2019; 7: 56—63. Gordeeva TI, Golubeva AP. [The role of communicative activity of the quality manager inspection body in improving the functioning of the quality management system]. Manager of Health Care. 2019; 7: 56—63. Russian.

3. Ильин И.В., Ильяшенко О.Ю., Ильяшенко В.М. Сервис-ориентированный подход как основа управления территориально распределенными медицинскими организациями. Перспективы науки. 2018; 11 (110): 121—124. Ilyin IV, Ilyashenko OYu, Ilyashenko VM. [Service-oriented approach as a basis for managing geographically distributed medical organizations]. Science Prospects. 2018; 11 (110): 121—124. Russian.

4. Derks MTH, Mishra AK, Loomans MGLC, Kort HSM. Understanding thermal comfort perception of nurses in a hospital ward work environment. Building and Environment. 2018; 140: 119—127. https://doi.org/10.1016/ j.buildenv.2018.05.039

5. Курмангулов А.А., Брынза Н.С., Решетникова Ю.С., Княжева Н.Н. Навигационная система как критерий оценки качества пространства медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2019; 18 (1): 206—213. Kurmangulov AA, Brynza NS, Reshetnikova YuS, Knyazheva NN. [Navigation system as a criterion for assessing the quality of medical organization's space providing primary health care]. Vestnik of the Smolensk State Medical Academy. 2019; 18 (1): 206—213. Russian.

6. Rousell A, Zipf A. Towards a landmark-based pedestrian navigation service using OSM data. ISPRS International Journal of Geo-Information. 2017; 6 (3): 64. https:// doi.org/10.3390/ijgi6030064

7. Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Методические рекомендации (2-е издание с дополнениями и

уточнениями), утв. Минздравом России 30.07.2019. Доступно по http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_343850/. Ссылка активна на 01.06.2020. [A new model of a primary care organization. Guidelines. 2nd edition, approved by the Russian Ministry of Health on

30.07.2019. Accessed 01.06.2020. http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_343850/ Russian.

8. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования». Доступно по https:// base.garant.ru/70701066/. Ссылка активна на 01.06.2020. Federal Law No. 256-FZ of 21.07.14 on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation Regarding the Issues of Independent Evaluation of the Quality of Service Provided by Organizations in the Field of Culture, Social Services, Health Care and Education]. Accessed

01.06.2020. https://base.garant.ru/70701066/ Russian.

9. Qian T, Chen J, Li A, Wang J, Shen D. Evaluating spatial accessibility to general hospitals with navigation and social media location data: a case study in Nanjing. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020; 17 (8): 2752. https://doi.org/10.3390/ijerph17082752

10. Yin Z, Wu C, Yang Z, Liu Y. Peer-to-peer indoor navigation using smartphones. IEEE Journal on Selected Areas in Communications. 2017; 35 (5): 1141—1153. https:// doi.org/10.1109/jsac.2017.2680844

11. Toth Z. Ilona: indoor localization and navigation system. Journal of Location Based Services. 2016; 10: 285—302. https://doi.org/10.1080/17489725.2017.1283453.

12. Презентация «Навигация в городских поликлиниках» Департамента здравоохранения города Москвы. Паспорт для главного врача. Доступно по https://minzdrav.rko-mi.ru/content/17977/Призентация%20по%20навига-ции^£ Ссылка активна на 01.06.2020. [Navigation in city clinics project (presented by the Moscow Health Care Department). Passport for the head doctor]. Accessed 01.06.2020. https://minzdrav.rkomi.ru/content/17977/Pres-entation%20%20navigation.pdf. Russian.

13. Приказ Министерства здравоохранения Нижегородской области от 27 апреля 2018 г. № 187 «Об утверждении типовых видов визуализации и навигации в медицинских организациях Нижегородской области». Доступно по http://docs.cntd.ru/document/465585387. Ссылка активна на 01.06.2020. [Order of the Ministry of Health of the Nizhny Novgorod Region No. 187 of 27.04.2018 on the Approval of Typical Types of Visualization and Navigation in Medical Organizations of the Nizh-ny Novgorod Region]. Accessed 01.06.2020. http:// docs.cntd.ru/document/465585387. Russian.

14. Приказ Министерства здравоохранения Мурманской области от 23 августа 2019 г. № 469 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию системы навигации в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области». Доступно по https://minzdrav.gov-murman.ru/ documents/npa/2019/pr469_23082019.pdf. Ссылка активна на 01.06.2020. [Order of the Ministry of Health of the Murmansk Region No. 469 of 23.08.2019 on Approval of the Methodological Recommendations for the Formation of a Navigation System in Medical Organizations Subordi-

nate to the Ministry of Health of the Murmansk Region]. Accessed 01.06.2020. https://minzdrav.gov-murman.ru/ documents/npa/2019/pr469_23082019.pdf. Russian.

15. Руководство по визуально-координированному стилю проекта «Заботливая поликлиника» и по применению единой навигационной системы для поликлиник Самарской области в рамках регионального проекта, г. Самара, 2018. — 33 с. Доступно по http://minzdrav.sam-region.ru/Zabotlivaya_poliklinika/. Ссылка активна на 01.06.2020. [Guidance on the visually-coordinated style of the Caring Clinic project and on the use of a unified navigation system for clinics in the Samara Region within a regional project]. Samara; 2018. 33 p. Accessed 01.06.2020. http:// minzdrav.samregion.ru/Zabotlivaya_poliklinika/ Russian.

16. Руководство по оформлению московских поликлиник, подготовленное дизайнерской компанией «Студия Артемия Лебедева». М.: Студия Артемия Лебедева, 2018. 333 с. Доступно по https://en.ppt-online.org/594426. Ссылка активна на 01.06.2020. [Guidelines for the design of Moscow polyclinics by the Art. Lebedev Studio]. Moscow: Art. Lebedev Studio; 2018. 333 p. Accessed 01.06.2020. https://en.ppt-online.org/594426. Russian.

17. Руководство по фирменному стилю оформления в рамках реализации проекта «Бережливая поликлиника» Министерства Здравоохранения Калининградской области. 2017. Доступно по https://www.infomed39.ru/upload/ iblock/69a/69ac1d4f6da935d74a73394daf4ab496.pdf. Ссылка активна на 01.06.2020. [Guidelines for the corporate identity within the Lean Polyclinic project of the Ministry of Health Care of the Kaliningrad Region]. 2017. Accessed 01.06.2020. https://www.infomed39.ru/upload/ iblock/69a/69ac1d4f6da935d74a73394daf4ab496.pdf. Russian.

18. Стандарт организации амбулаторной помощи на территории Томской области Департамент здравоохранения Томской области. 2018. 165 с. Доступно по https:// zdrav.tomsk.ru/storage/111621/Стандарт_АПП.pdf. Ссылка активна на 01.06.2020. [The standard of organization of outpatient care in the Tomsk Region. Department of the Health Care of the Tomsk Region]. 2018. 165 p. Accessed 01.06.2020. https://zdrav.tomsk.ru/storage/111621/ Стандарт_А1 11 l.pdf. Russian.

19. Типовое руководство по визуализации и навигации в учреждениях здравоохранения Челябинской области, — Челябинск, 2019. Доступно по http://rc.ckdmo74.ru/data/ documents/Tipovoe-rukovodstvo-po-vizualizacii-i-navi-gacii-detstvo.pdf. Ссылка активна на 01.06.2020. [A model guide for visualization and navigation in healthcare facilities of the Chelyabinsk Region]. Chelyabinsk; 2019. Accessed 01.06.2020. http://rc.ckdmo74.ru/data/documents/ Tipovoe-rukovodstvo-po-vizualizacii-i-navigacii-detstvo.pdf Russian.

20. Паспорт национального проекта «Здравоохранение». Доступно по http://static.government.ru/media/files/ gWYJ4OsAhPOweWaJk1prKDEpregEcduI.pdf. Ссылка активна на 01.06.2020. [Passport of the Health Care National Project]. Accessed 01.06.2020. http://static.government.ru/ media/files/gWYJ4OsAhPOweWaJk1prKDEpregEcduI.pdf. Russian.

21. Эффективная система навигации в медицинской организации: методическое пособие / Министерство здравоохранения Российской Федерации, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр про-

филактической медицины» Минздрава России / утверждено Т.В. Яковлевой, согласовано О.М. Драпкиной. М., 2019. 48 с. Доступно по https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/proekt-berezhlivaya-poliklinika/materialy-i-prezen-tatsii/dopolnitelnye-materialy-i-prezentatsii. Ссылка активна на 01.06.2020. [An effective navigation system in a medical organization: a guidebook]. Approved by Yakovle-va TV, Drapkina OM. Ministry of the Health of the Russian Federation, National Medical Research Center for Preventive Medicine. Moscow; 2019. 48 p. Accessed 01.06.2020. https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/proekt-berezh-livaya-poliklinika/materialy-i-prezentatsii/dopolnitelnye-materialy-i-prezentatsii Russian.

22. Hamann-Burney J, Smith WB. Advancing smart card and NFC technologies at the Buffalo Niagara Medical Campus. New York State Energy Research and Development Authority. 2017: 13—03.

23. Tanikawa T, Ohba H, Yagahara A. Patient accessibility to hospitals in winter road conditions: GIS-based analysis using car navigation probe data. Ogasawara Studies in Health Technology and Informatics. 2017; 245: 1383.

24. Greenroyd FL, Hayward R, Price A, Sharma S. A tool for signage placement recommendation in hospitals based on wayfinding metrics. Indoor and Built Environment. 2018; 27 (7): 925—937. https://doi.org/10.1177/1420326X17695375.

25. Курмангулов А.А., Решетникова Ю.С., Брынза Н.С. Оценка уровней навигационных систем медицинских организаций с позиции бережливого производства. Исследования и практика в медицине. 2020; 7 (1): 96—103. Doi: 10.17709/2409-2231-2020-7-1-10. Kurmangulov AA, Reshetnikova YuS, Brynza NS. [Assessment of levels of navigation systems of medical organizations from the posi-

tion of lean production]. Research and Practical Medicine Journal. 2020; 7 (1): 96—103. https://doi.org/10.17709/ 2409-2231-2020-7-1-10 Russian.

26. Невинная А.Д. Семантические и стилистические синонимы, сходства, различия и частотность употребления. Modern Science. 2019; 7—2: 229—232. Nevinnaya AD. [Semantic and stylistic synonyms, similarities, differences and frequency of use]. Modern Science. 2019; 7—2: 229—232. Russian.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Драпкина О.М., Шутов А.М., Ефремова Е.В. Комор-бидность, мультиморбидность, двойной диагноз — синонимы или разные понятия? Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2019; 18 (2): 65—69. Drapkina OM, Shutov AM, Efremova EV. [Comorbidity, multimorbidity, dual diagnosis — synonyms or different terms?]. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2019; 18 (2): 65—69. Russian.

28. Soares M, Rebelo F. Ergonomics in design. Boca Raton: CRC Press; 2017. 532 p.

29. Williams R. The non-designer's design book: design and typographic principles for the visual novice. NY.: Pearson Education. 2015. 240 p.

30. Аверченко Е. В. Внедрение сведений о типографике в программы художественных школ. Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2017; 2 (3): 136—139. Averchenko EV. [Typographic information implementing in art schools educational programs]. Science and Education: New Time. 2017; 2 (3): 136—139. Russian.

Поступила/Received: 02.07.2020 Принята к опубликованию/Accepted: 06.09.2020

Сведения об авторах:

Курмангулов Альберт Ахметович — канд. мед. наук, руководитель учебного центра бережливых технологий в здравоохранении, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Тюменского ГМУ. 625023, Тюмень, ул. Одесская, д. 54. Тел.: + 7 (909) 181-02-02. E-mail: kurmangulovaa@tyumsmu.ru. ORCID: 0000-0003-0850-3422.

Брынза Наталья Семеновна — д-р мед. наук, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Тюменского ГМУ, 625023, Тюмень, ул. Одесская, д. 54. Тел.: + 7 (904) 491-04-19. E-mail: brynzans@tyumsmu.ru. ORCID: 0000-00015985-1780.

About the authors:

Albert A. Kurmangulov — Ph. D. in Medicine, Head of the Training Center for Lean Technologies in Healthcare; Associate Professor, Public Health and Health Care Department, Tyumen State Medical University. E-mail: kurmangulovaa@tyumsmu.ru. ORCID: 0000-0003-0850-3422.

Natalya S. Brynza — Sc. D. in Medicine, Head of the Public Health and Health Care Department, Tyumen State Medical University. E-mail: brynzans@tyumsmu.ru. ORCID: 0000-0001-5985-1780.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.