SEMETSENTRIZM RUSSIAN SOCIETY AS AN ALTERNATIVE TO MODERNIZATION PROCESSES OF SOCIAL LIFE IN EXISTENT/AL-AXIOLOGICAL DIMENSION
Chuprina Angela Anatolievna, PhD of Philosophy, Associate Professor, Chair of Philosophy and Cultural Studies, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol E-mail: chuprina-aligimail.ru
The article is devoted to date, the problem of finding possible ways of adapting the family to modern conditions of social life in Russia. The focus of the work is focused on the existentiai-axioiogicai importance of the family for the Russian society. Marked reasons that traditional forms of family functioning in Russia are not effective in view of the changed socio-cuiturai conditions of human existence and society. Chance of attention is given to understanding the significance and roie of the family as a basic component of the social life of Russia.
Keywords: family; Russia; transformation; social life; semetsentrizm Russian state; socio-cuiturai conditions; modernization processes.
УДК101. 1:316
СЕМЬЕЦЕНТРИЗМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КАК АЛЬ ТЕРНА ТИВА МОДЕРНИЗАЦИОННЫМ ПРОЦЕССАМ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АКСИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
© Чуприна А.А., 2015
ЧУПРИНА Анжела Анатольевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Философии и культурологии, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь chuprina-aligimail.ru
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме поиска возможных способов адаптации семьи к современным условиям социального бытия России. Основное внимание в работе акцентируется на экзистенциально-аксиологическом значении семьи для российского общества. Обозначены причины, по которым традиционные формы функционирования семьи в России оказываются мало эффективными с учетом изменившихся социокультурных условий бытия человека и общества. Преимущественно внимание уделено осмыслению значения и роли семьи как базовой составляющей социального бытия России.
Ключевые слова: семья; Россия; трансформация; социальное бытие; семьецен-тризм российского государства; социокультурные условия; модернизацион-ные процессы.
I
Трансформация традиционной светской модели семьи в современной России представляет собой закономерный многоплановый процесс изменения базовых ценностей и установок современного постмодернистского общества. Это актуализирует проблему социального бытия России, поскольку семьецентризм российского государства всегда выступал отличительной онтологической характеристикой его бытия. Можно сказать, что семья представляет собой механизм измерения степени социального бытия (или не-бытия) России, выступая экзистенциально-онтологическим регулятором социальных взаимодействий в системе "личность - общество".
В условиях современной российской действительности во взаимодействии семьи и общества наблюдается некая амбивалентность, обусловливающая бифуркационные процессы, как на уровне внутренних семейных связей и отношений, так и на уровне внешних связей с социумом. Для того, чтобы проанализировать процессы взаимодействия семьи с социумом и личностью в создавшихся социокультурных условиях и определить возможные способы её адаптации к новым условиям социального бытия России, необходимо наряду с описанием континуальной части её внутреннего содержания, учитывать весь информационно-динамический процесс взаимодействия на всех уровнях общественного устройства.
Целью настоящей работы является попытка обозначить и сформулировать метафизические основы понимания семьи как сферы социального бытия России, как фундаментальной ценности общества, без которой функционирование общества и государства на культурном цивилизованном уровне значительно затруднены. Акту-
ализирует проблему и факт интеграции России в мировую экономику, что порождает противоречия как общественного, так и личного, индивидуально-субъективного характера. Показательны в подтверждение обозначенной проблемы мысли отечественного ученого Г.П. Федотова. В частности, описывая пассивную рецептивную женственность русской души, он отмечал, что "в ней есть какое-то национальное бескорыстие и жертвенность" [3]. На изменение этих качеств сегодня и направлены процессы трансформации и модернизации, происходящие в российском обществе и затрагивающие все сферы его жизнедеятельности.
Происходящие процессы дестабилизации социльно-экономичекого, политического и духовно-нравственного потенциала российского общества сравнимы сегодня с явлением псевдоморфоза. Используя это понятие применительно к определенным феноменам, зафиксированным в истории, О. Шпенглер описывает это таким образом: "Историческими псевдоморфозами я называю случаи, когда чуждая древняя культура довлеет над краем с такой силой, что культура юная, для которой край этот - её родной, не в состоянии задышать полной грудью и не только что не доходит до складывания чистых собственных форм, но не достигает даже полного развития своего самосознания. Все, что поднимается из глубин этой ранней душевности, изливается в пустотную форму чуждой жизни; отдавшись старческим трудам, младые чувства костенеют, так что где им распрямиться во весь рост собственной созидательной мощи?! Колоссальных размеров достигает лишь ненависть к явившейся издалека силе" [4].
Происходящие изменения в ценностных ориентациях современной личности оказывают неоднозначное влияние на качественное своеобразие семейных отношений и саму семью, трансформируя её базовые функции. Семья в условиях современной России нуждается в выработке хотя бы гипотетических критериев своего функционирования. Объясняется такое положение тем, что на фоне мо-дернизационных процессов современного российского общества во всех сферах его жизнедеятельности, невозможно разграничить важное и второстепенное, добро и зло, критерии которых чрезвычайно размыты и субъективированы. На это влияют многие факторы, в числе которых, прежде всего, хотелось бы отметить следующие:
- многоконфессиональность российского общества;
- изменение типологии, структуры, модели семьи в современной России;
- механизмы трансформации семейного опыта и интеграции этого опыта в алгоритмы сознания и поведения людей.
Что касается первого фактора, то следует заметить, что многоконфессиональное российское общество характеризуется пространственной локализацией самых разных национальностей и этносов на одной территории с распространением своей культуры, нравов, традиций, обычаев каждым этносом. В этом отношении значимым показателем изменений традиционной модели светской семьи в России следует отметить снижение количества межнациональных браков. Такая тенденция приводит к тому, что современная семья становится моноэтнической, что во многом обусловливает рост национализма в целом. Эти тенденции взаимообусловлены, что взывает к необходимости выработки стратегических мер по преодолению национальной розни, разногласий, явлений ксенофобии и межнациональных конфликтов в современном российском обществе.
Относительно второго фактора - изменения типологии, структуры, модели семьи в современной России, следует отметить, что разнообразие современной классификации и типологии семьи в России затрудняет выработку четких критериев её функционирования в сочетании с потребностями и необходимостью общества и государства, как было в предшествующую эпоху советского государства. Во многом это объясняется культурной экспансией и установками, проявляющимися в культуре речи, языка и определенным образом влияющих на культуру семейных отношений. В этой связи стоит отметить фиксируемые процессы обособления семьи, происходящие естественным путем. Ещё Ф. Шлейермахер указывал на то, что как индивид, так и сообщество людей подвержены двум противоположным тенденциям: с одной стороны, они хотят утвердить себя как таковые, то есть, обособить себя, с другой стороны, имеет место противоположная тенденция - стремление к интеграции с социумом, вхождение с ним в контакт, взаимодействие с ним. Акцентируя идею личности, философ доказывает, что нравственная задача состоит в законченном развитии индивидуума, который в равновесии своих сил должен реализовать, излить свою внутреннюю сущность. Вместе стем, это становится возможным только на широком базисе общей культурной жизни и состоит исключительно в ин-
т
О си
-О 01-0 СК
к X ш о
со со
ом
к^ С Ё
45
дивидуальной переработке всех моментов, составляющих содержание целого. По Шлей-ермахеру, нравственно зрелый индивид должен чувствовать своё единство с целым, принявшим в нём индивидуальную форму [5]. Эксплицируя это положение на проблему се-мьецентризма российского общества, можно обнаружить существенные закономерности, которые в самом общем виде проявляются в том, что, с одной стороны, семья выступает как онтологическое основание общества и экзис-тенциональная сфера бытия личности, с другой стороны, - искажение или замена этой формы жизни другими формами бытия в самых различных вариантах с полным основанием может выступать характеристикой уровня нравственного развития личности и дестабилизации общества. Однако, тогда это обнаруживает невозможность замены модели традиционной светской семьи для социального бытия России. Вместе с тем, следует уяснить, что такое положение вступает в противоречие с научно доказанной концепцией семье-центризма российского государства, что для менталитета российского общества и в целом для России не может быть приемлемым. В противном случае это может трактоваться как состояние небытия. Таким образом, позитивная и взаимообусловленная связь в системе "личность - семья - общество" для России выступает экзистенциально-аксиологическим основанием жизнедеятельности человека и общества и сферой социального бытия.
Третий фактор, который характеризует механизмы трансформации семейного опыта и интеграции этого опыта в алгоритмы сознания и поведения людей, обусловливается тенденциями общества периода постмодерна. Вот как описывает жизнь в таком обществе У. Бек: "в проект индустриального общества, в схему небольшой семьи встроены элементы индустриально-имманентного традиционализма, основы которых становятся хрупкими и аннулируются в рефлективности модернизаций..., обусловленные этим эпохальные волнения суть результаты успеха модернизаций, которые теперь протекают не в русле и категориях индустриального общества, а вопреки им. Мы переживаем изменение основ изменения, люди освобождаются от форм жизни и привычек индустриально-общественной эпохи модерна. Система координат, в которой закрепляется жизнь и мышление индустриального модерна - оси "семья" и "профессия" расшатывается, возникает новая двусмысленная связь между шансами и рисками" [1, С. 7- 8].
Основными отличительными особенностями современной семьи в России следует выделить следующие:
- если в советскую эпоху семья была в большей степени коллективисткой, то сегодня она превращается в индивидуалистскую, поскольку часто оказывается наедине со своими проблемами и вынуждена самостоятельно их решать;
- рост женской эмансипации приводит к трансформации тендерных ролей в семье. Это также обусловливается изменениями во всех сферах общественной жизни. Кроме того, в современной России наблюдается преимущественно потребность в типах женского труда. Модернизационные процессы российской семьи проявляются и в том, что женский заработок сегодня зачастую выше, чем мужской, следовательно, это приводит к изменению отношений внутри семьи и трансформации её функций;
- постсоветская семья не является даже подобием светской традиционной семьи в нашей стране. Можно сказать, что сейчас появляется какой-то новый смешанный или переходный тип семьи, в котором нельзя выделить четкие критерии её функционирования.
Наряду с этим возрастает количество семей религиозного типа. Всё больше молодых людей стремятся создать семью на основе религиозных ценностей, хотя такая семья и не позиционирует себя. Коллективистские ценности уступают место плюралистическим ценностям в обществе, формируя постмодернистские семьи. Понятно, что постмодернизм есть всеобъемлющее явление, проникающее во все сферы жизни человека и общества. Утверждая плю-ралистичность мира, постмодернизм отвергает выработанные человечеством приемлемые социально и культурно нормы, границы, идеалы. Это приводит к неопределенности в отношениях внутри самой семьи и семьи с обществом. Влияние этой "неопределенности" на личность и её сознание заметно ощутимы.
В силу названных причин, достаточно трудно выработать какие-то общие критерии функционирования современной семьи. Получается, что для решения проблем семьи (самых различных-социальных, педагогических, психологических и т.д.) надо сначала изучить саму семью, причем, её современную типологию. Как следствие, на фоне глобализаци-онных изменений, отмечается снижение уровня культуры и воспитания личности с преобладанием самых разнообразных нравов в каждой семье.
Проблема заключается не в моральных достоинствах или недостатках нового общественного строя, не в трудолюбии или лени отдельных народов, а в исторических границах, которые существуют для развития любой системы. В этом плане, по мнению И. Валлерстай-на, именно глобальное расширение капитализма, интеграция всего мира в одну мироэкономику является предвестником потрясений: возможности внешней, экстенсивной экспансии исчерпаны. "Миросистема" понимается им как социальная система, имеющая границы, структуру, правила легитимации и согласованность. Это организм, чья жизнь определятся конфликтующими силами, организм, имеющий жизненное пространство, сверх которого его характеристики меняются в одном отношении и не меняются в другом. Критерием миросистемы выступает самодостаточность её существования. Миросистема -это не "мировая система", а система, являющаяся "миром". Самодостаточность есть теоретический абсолют, не существующий в реальности, но делающий измеримыми явления реальности [2, С. 337].
Очевидно, сегодня следует все-таки классифицировать типы семьи по обозначенным характеристикам. В общественном сознании ещё прочны критерии семьи советского прошлого, но в динамике социальных трансформаций они подвергаются кардинальным изменениям. Между тем, сознание каждого конкретного индивида, отнюдь, не обязательно может вбирать в себя происходящие инновации в плане семейных отношений и ценности самой семьи как фундаментальной основы российского общества. Оно может быть в семейном отношении совершенно индифферентным, что тоже не исключает функционирование семьи как сферы социального бытия России. Если же оно не приемлет существующих трансформаций в обществе, то возможны трудности адаптации и сохранения семьи на уровне социальных взаимодействий.
Таким образом, механизмы трансформации семейного опыта и интеграции этого опы-
та в алгоритмы сознания и поведения людей неоднозначны и не всегда объяснимы. Это определяется во многом типом семьи, а также тем культурным контекстом общественного функционирования. Иными словами, стремление к созданию традиционной семьи на приоритетах духовно-нравственных ценностей есть важная потребность человека разумного. Но в условиях современной российской действительности это сделать очень сложно в силу объективным проблем социально-экономического, политического, духовно-нравственного характера. Поэтому наблюдается тенденция трансформации семьи по вектору от модели традиционной светской к семье религиозной. А поскольку семья - субстанция не только духовная, но и материальная, то дистанцирование семьи от общества проявляется в совокупности ментальных, духовных, идеологических трансформаций, что, в конечном итоге, изменяет статус семьи и её положение в обществе, а следовательно, и социальное бытие России.
Примечания:
1. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну/ пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 383 с.
2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / пер. с англ. Т.М. Кудю-кина; под общ. ред. канд. полит, наук Б.Ю. Кагар-лицкого. - СПб. : Университетская книга, 2001. -41 б с.
3. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Интернет-ресурс: http://www.golden-ship.rU/_ld/1 7/ 1703_226.htm. Дата обращения: 21 августа 2015.
4. См.: Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2. С. 192 // Королев С.А. Псевдоморфоза как тип развития: случай России / Философия и культура. 2009. - № б. - С. 72-85. Сайт журнала: http://www.nbpublish. com/fkmag/. Дата обращения: 7 сентября 2015.
5. Шлейермахер Ф.Д.Э. О различии между законами природы и законами морали / Новая философская энциклопедия. В четырех томах / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: B.C. Степин, A.A. Гусейнов, Г.Ю. Семигин.- М.: Мысль, 2010.-Т. IV. - С. 389-390. - Интернет-ресурс: http:// www.hrono.ru/biograf/bio_sh/shleiermaher.php. Дата обращения: 24 сентября 2015.
LO
гН
О
си
-О Q-
1-0 CK
ь-X LU
о со со
ом
kj^ С Ё
47