Научная статья на тему 'Семейство экономичных алгоритмов для авиационной бесплатформенной инерциальной навигационной системы'

Семейство экономичных алгоритмов для авиационной бесплатформенной инерциальной навигационной системы Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
106
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Кивокурцев Александр Леонидович

Рассматриваются вопросы синтеза семейства экономичных по вычислительным затратам алгоритмов для бесплатформенной инерциальной навигационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Кивокурцев Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейство экономичных алгоритмов для авиационной бесплатформенной инерциальной навигационной системы»

А.Д.Кивокурцев

Семейство экономичных алгоритмов для авиационной бесплатформенной инерциальной навигационной системы

В последние годы в авиационном приборостроении находят все более широкое применение инерциальные навигационные системы (ИНС) в бесплатформенном исполнении, Возможность построения реальных конструкций БИНС обусловлена современным уровнем развития цифровой вычислительной техники, поскольку для реализации в реальном масштабе времени сложных и точных алгоритмов функционирования требуются высокопроизводительные ЦВМ с хорошим быстродействием [1,2],

Бесплатформенные инерциальные навигационные системы (БИНС) характеризуются жестким закреплением чувствительных элементов на борту ДА. Это приводит к необходимости аналитического построения расчетной системы координат (СК) на основе информации первичных датчиков, Математические расчеты по реализации аналитической расчетной СК проводятся в бортовой ЦВМ или специализированных вычислителях, Блок гироскопов необходим для решения задач ориентации, а блок акселерометров - как для ориентации так и навигации,

Исследования, проводимые отечественными и зарубежными специалистами показали, что 80% погрешностей БИНС обусловлены погрешностью аналитического построения расчетной СК, т.е. системы ориентации [1-4]. Поэтому особую важность и актуальность приобретает проблема разработки экономичных алгоритмов вычисления параметров ориентации, предъявляющих наиболее "жёсткие" требования к характеристикам БЦВМ.

Синтез экономичных, алгоритмов ориентации, Одним из путей вычисления параметров ориентации связанного базис маневренного объекта является интегрирование кинематических дифференциальных уравнений известными классическими численными методами - Эйлера, Рунге-Кутта, Адамса, но этот способ приемлем для БИНС на гироскопах, измеряющих угловую скорость, Современные же БИНС используют датчики на новых физических принципах (лазерные и твёрдотельные волновые гироскопы), которые являются интегрирующими датчиками, измеряющими в момент времени |к интегралы от проекций абсолютных угловых скоростей на соответствующие оси чувствительности (квазикоординаты):

, , „ й)'(1)'-=\о) СО СО _ Г

где 1К - предыдущий и текущии моменты времени выдачи сигнала датчиком; 1 х у -л - про-

екции вектора абсолютной угловой скорости вращения связанной СК на соответствующие оси чувствительности.

Дифференцирование выходного сигнала (1) гироскопического блока по времени с последующим решением кинематических уравнений для параметров ориентации приводит к быстрому накоплению погрешностей ориентации, счисляемой в БИНС. Эта проблема привела к необходимости разработки специализированных алгоритмов ориентации БИНС, использующих в качестве сигналов первичной инерциальной информации квазикоординаты,

Наиболее эффективным решением задачи определения ориентации является разбиение процесса вычислений на циклы (сверхбыстрые) с решением в каждом из них кинематического уравнения для промежуточного параметра (рис.), В качестве таковых необходимо выбрать параметры, полностью или частично удовлетворяющие следующим требованиям [2, 3, 4]: невырождаемость при малых значениях; наименьшее число кинематических дифференциальных уравнений, требующих решения в реальном времени; наиболее простая связь с матрицей направляющих косинусов.

Быстрый цикл

Сверхбыстрый цикл <-

г

т -1

I

к-1 к Циклы вычислений алгоритмов ориентации

т

Для уменьшения методических погрешностей следует продолжительность сверхбыстрого цикла вычисления промежуточного параметра принять равной величине дискретности снятия сигнала с блока гироскопов, поскольку за этот промежуток времени угловая скорость и ориентация изменятся незначительно.

Частота съема информации у современных гироскопических датчиков составляет 100-200 Гц. Это позволяет предположить, что за период дискретности т угол поворота связанной СК не превысит значения В этом случае в качестве промежуточных параметров можно применять векторы ориентации, не опасаясь их вырождения. Снижение количества дифференциальных уравнений до трех вместо шести для матрицы направляющих косинусов позволит снизить вычислительные нагрузки БЦВМ. Переход к матрице направляющих косинусов можно осуществлять с меньшей частотой (быстрый цикл), которая, однако, также должна быть достаточной для требуемой точности решения задач ориентации и навигации[2,3].

Примем в качестве промежуточного параметра вектор ориентации Эйлера ^ Ф е . Он представляет собой

ось е , вокруг которой необходимо совершить поворот на угол ^, чтобы связанная СК из положения в начальный момент переместилась в следующее положение. Этот процесс может быть описан матричным уравнением

где

) . некоторый оператор вращения, переводящий связанную СК из начального положения ^ ^

щи

(2)

в сле-

дующее, описываемое матрицей направляющих косинусов Промежуток времени т "т~> между двумя по-

следовательными вычислениями матрицы направляющих косинусов называется быстрым циклом. Для вектора ориента-

лю

ции Эйлера оператор поворота

может быть получен по формуле

Ф(г ) =

V т /

О

<Р,(*т)

~<Ру(*т)

<РЮ

<РгЮ <РуЮ

(3)

о

<РМт)

<РхЮ

о

<Р( ) = .(Рх От) + <Ру(*т) + <Рг(*т)

где • 7 - угол поворота (модуль вектора ориентации)

симметрическая матрица, составленная из координат вектора ориентации.

Кинематическое дифференциальное уравнение для вектора Эйлера имеет вид

(4)

ФП )

1 тУ - косо-

г

2

1-

(р-зтср

\

(р\ 2( 1 — С08 (р)

(5)

где & ( ) - локальная производная вектора ориентации.

Решение данного уравнения при интегральном характере выходных сигналов датчиков составляет основную трудность определения промежуточного параметра ориентации. В [2, 4] получено аналитическое решение уравнения (5), на основе которого предложены различные методики, позволяющие синтезировать алгоритмы различной структуры и степени точности. В них промежуточные параметры ориентации вычисляются по одношаговым и многошаговым алгоритмам. Можно получить семейство разнотипных алгоритмов, имеющих различную структуру (по организации вычислительного цикла, т.е. разгонные и без разгонные) и как следствие различное быстродействие и различную степень точности, Приведём примеры таких алгоритмов,

1) Безразгонные алгоритмы. - одношаговый второго порядка точности [алгоритм 1]:

Ф

(я 1 У= я

- двухшаговый четвертого порядка точности [алгоритм 2]:

ф2 (я! ) = 41 + 42 + Х Я2 ] ,

- трехшаговые четвертого порядка точности [алгоритм 3]:

(6)

(7)

9,

Фз 1 (qpq2 5q3)=qi+я2 + Яз + - hiх Яз ],

(8)

[алгоритм 3.1]:

Фзг^ЯгЛзЬч! +СЬ +Яз (Я] "Яз)х Яз +~Я2

3

2

- четырехшаговый четвертого порядка точности [алгоритм 4]:

2

Ф4(ЯрЯ2,Яз>Я4) = Я1 + Я2 +Яз + Я4 +-[(Я1 +Я2)х(Яз + Я4)],

- четырехшаговый повышенной точности [алгоритм 4+]:

Ф,

(Я1 >Я2 >Яз 'Я4) = Я2 + Я2 + Яз + Яз + ~[(Я1 х Яз) + (я2 х Яз) + (я2 х я4)],

- пятишаговый четвертого порядка точности [алгоритм 5];

1375

Ф5 (ят Л2 ?Яз >Я4,4s)= Я1 + Я2 + Яз + я4 + Я5 - ™~~[я2 х q 4 ] ~

(9)

(10)

(П)

432'

х q5 ] +-^([q2 х q5 ] + [q, х q4 ])

(12)

864

216

(13)

(14)

2) Разгонные алгоритмы.

- двухшаговый (с одним шагом разгонки) 3-го порядка точности [алгоритм 6]:

Ф 2 = Я 2 + (я 1 X q 2 ),

- трёхшаговый (с двумя шагами разгонки) 4-го порядка точности [алгоритм 7J:

Фз = Яз + 7(я2 X Яз)- —(qi X Яз). о 24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соотношения (2), (3), (4) для приведённых выше алгоритмов будут иметь одинаковый вид.

Таким образом, Соотношения (2), (3), (4), а так же одно из выражений из семейства (6)-(14) образуют алгоритм для определения ориентации ДА в инерциальном пространстве по показаниям гироскопических датчиков интегрирующего типа.

Преимущества синтезированных алгоритмов: повышенная точность; значительное снижение вычислительных нагрузок на 5ЦВМ по причине отсутствия дифференциальных уравнений; не требуется предварительное дифференцирование выходных сигналов гироскопических датчиков; инвариантность к проблеме некоммутативности конечных поворотов; возможность решения в реальном масштабе времени.

Библиографический список

1, Бабич О.А, Обработка информации в навигационных комплексах. - М,: Машиностроение, 1991, - 512 с,

2. Панов А,П. Математические основы теории инерциальной ориентации, - Киев: Иаукова думка, 1995, - 280 с,

3, Bortz J.E, A new mathematical formulation for strapdown inertia! navigation, IEEE Transactions on aerospace and electronic systems, Vol, AES-7 № 1, 1971,

4. Savage P.G, Strapped-down system algorithms, Document LS-133, Pt.3, Apr. 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.