Научная статья на тему 'Семейный вопрос в творчестве В. В. Розанова'

Семейный вопрос в творчестве В. В. Розанова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
338
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ ВОПРОС / РОЗАНОВ В. В / СЕМЬЯ / ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕЛИГИОЗНОФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / FAMILY ISSUE / V. V. ROZANOV / FAMILY / ST. PETERSBURG RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL MEETINGS / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Согрина Ольга Юрьевна

«Семейный вопрос» как понятие появляется в отечественной литературе на рубеже XIX- XX веков. Особую роль в постановке данного вопроса сыграл Василий Васильевич Розанов. Творчество В. В. Розанова в рамках семейного вопроса уже неоднократно рассматривалось в работах других авторов. Однако автор данной статьи для анализа взглядов В. В. Розанова на семью и брак использует среди источников Записки петербургского Религиозно-философских собраний, чего другие исследователи творчества философа не делали. В данной статье автор выделяет периоды в творчестве философа в рамках семейного вопроса и рассматривает наиболее значимые произведения В. В. Розанова. В своем творчестве В. В. Розанов положил начало открытому обсуждению проблем семьи и брака и вступил в открытую полемику с Русской православной церковью, хранившую в течение долгого времени монополию на брачно-семейные отношения. Произведения В. В. Розанова можно рассматривать как первое теоретическое осмысление понятий брак, семья, пол в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY ISSUE IN THE WORK OF V. V. ROZANOVA

Family issue as a concept appears in Russian literature at the turn of the XIX-XX centuries. A special role in posing this issue was played by Vasily Vasilievich Rozanov. The work of V. V. Rozanov in the framework of the family issue has been repeatedly considered in the works of other authors. However, the author of this article to analyze the views of V. V. Rozanov for family and marriage uses among sources the Notes of the St. Petersburg Religious and Philosophical Meetings, which other researchers of the philosopher did not do. In this article, the author identifies periods in the work of the philosopher in the framework of the family issue and considers the most significant works of V.V. Rozanov. In his work V. V. Rozanov initiated an open discussion of family and marriage problems and entered into an open debate with the Russian Orthodox Church, which for a long time kept a monopoly on marriage and family relations. The works of V. V. Rozanov can be considered as the first theoretical understanding of the concepts of marriage, family, gender in Russia.

Текст научной работы на тему «Семейный вопрос в творчестве В. В. Розанова»

ББК Т3(2)534 УДК 94(470)

DOI: 10.14529/ssh200317

семеиныи вопрос в творчестве в. в. розанова

О. Ю. Согрина,

Южно-Уральский государственный университет, г.Челябинск, Российская Федерация

«Семейный вопрос» как понятие появляется в отечественной литературе на рубеже XIX— XX веков. Особую роль в постановке данного вопроса сыграл Василий Васильевич Розанов. Творчество В. В. Розанова в рамках семейного вопроса уже неоднократно рассматривалось в работах других авторов. Однако автор данной статьи для анализа взглядов В. В. Розанова на семью и брак использует среди источников Записки петербургского Религиозно-философских собраний, чего другие исследователи творчества философа не делали. В данной статье автор выделяет периоды в творчестве философа в рамках семейного вопроса и рассматривает наиболее значимые произведения В. В. Розанова. В своем творчестве В. В. Розанов положил начало открытому обсуждению проблем семьи и брака и вступил в открытую полемику с Русской православной церковью, хранившую в течение долгого времени монополию на брачно-семейные отношения. Произведения В. В. Розанова можно рассматривать как первое теоретическое осмысление понятий брак, семья, пол в России.

Ключевые слова: семейный вопрос, Розанов В. В., семья, петербургские Религиозно-философские собрания, Русская православная церковь.

«Семейный вопрос» как понятие появляется в отечественной литературе на рубеже XIX—XX веков. Под этим понятием скрывалась совокупность проблем и актуальных вопросов, касающихся брака и семьи, и бурно обсуждаемая в печати, на собраниях обществ, в церковных стенах. Особую роль в постановке данного вопроса сыграл Василий Васильевич Розанов.

Творчество В. В. Розанова в рамках семейного вопроса уже неоднократно рассматривалось в работах других авторов[1; 3; 4 ; 9—11]. Однако автор данной статьи для анализа взглядов В. В. Розанова на семью и брак использует среди источников Записки петербургского Религиозно-философских собраний, чего другие исследователи творчества философа не делали.

В данной статье автор выделяет периоды в творчестве философа в рамках семейного вопроса и рассматривает наиболее значимые произведения В. В. Розанова в соответствии с этими периодами, и факторами оказывавшими влияние на творческий путь писателя.

На жизнь и творчество В. В. Розанова в целом сильное влияние оказала собственная семейная жизнь. В. В. Розанов в 1878 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета и во время учебы женился. Супругой Розанова стала А. П. Суслова, красивая женщина со сложным характером, известная в писательских кругах как любовница Ф. М. Достоевского. Суслова была значительно старше Розанова, ему было 24 года на момент заключения брака в 1880 г., ей уже 40. Супружеская жизнь не сложилась и в 1886 г. Суслова покинула Розанова, однако согласия на развод дать не пожелала. Впоследствии Василий Васильевич будет неоднократно просить согласия жены на развод, однако так его и не получит. Зинаида Гиппиус в своих воспоминаниях о Розанове приводит слова соседей о Сусловой: «Она очень злая. Такая злая, прямо ужас. Ни с кем не может жить и с мужем давно не живет. Взяла себе, наконец, воспитанницу. Ну, хорошо. Так можете себе представить, воспитанница утопилась. Страшный характер» [2, с. 327].

В 1891 году Василий Васильевич женится повторно. В городе Елец он познакомился с В. Д. Бу-тягиной, вдовой. Так как первый брак не был официально расторгнут, супруги совершили тайное венчание, которое законной силы не имело. Фактически В. В. Розанов стал двоеженцем, а все его дети являлись незаконнорожденными.

Семейные коллизии и желание придать детям официальный статус дали В. В. Розанову пищу для глубоких религиозно-философских рассуждений о семье и браке. Автор на своем опыте познал остроту вопроса брака и семьи в Российской империи рубежа XIX—XX веков.

Творчество В.В. Розанова, посвященное семье, можно условно разделить на три периода. Первый период — ранний, до 1901 г. Второй период — активное участие В. В. Розанова в петербургских Религиозно-философских собраниях и как результат опубликование двухтомника «Семейный вопрос в России». Третий период — после событий 1905— 1907 гг. в России, когда творчество В. В. Розанова в рамках семейного вопроса идет на спад.

Одним из первых опубликованных произведений В.В. Розанова на тему семьи и брака стала статья в Санкт-Петербургских ведомостях, 1898 г. «Семья как религия». Это рассуждения Розанова на тему «Крейцеровой сонаты» Л. Толстого. В статье В. В. Розанов задается вопросами—что есть семья и что есть брак. Автор сравнивает женские образы, их поведение и поведение персонажей мужского пола. И делает вывод: «Плач «Крейцеровой сонаты» — о том, что мы имеем имя семьи, звук семьи, фикцию семьи; но у нас нет вещи семьи, и даже непонятно (недоумение «Сонаты»), как и в цикле каких идей она могла бы установиться. Ее картины суть картины разврата после венчания, причем муж для себя продолжает его, но на путь порока увлекает с собою теперь и девушку. Заслуга и новизна «Сонаты» и лежит в этом, что она поставила углом вопрос о реализме брака...» [8, с. 55]. Автор рассуждает также об образах семьи в Ветхом и Новом заветах выводит два типа семьи — «европейская семья», отрицающая

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities, 2020, vol. 20, no. 3

пол и семья, принимающая пол, как неотъемлемую часть брака. «В сущности, при отрицании пола мы имеем экономическую и юридическую, но не религиозную семью. Если она все-таки именуется «священною», то это есть плод распорядительного акта, а не ее внутреннего характера» [8, с. 55]. Розанов настаивает на необходимости признания пола важной составляющей брака и семьи в целом.

В 1898 г. в «Русском труде» выходит второе произведение В. В. Розанова «Брак и христианство». В статье автор снова поднимает тему брака и семьи. Теперь автор размышляет над вопросом — что есть семья христианская. «Как построить христианскую семью? Как ощутить семью не номинально, но реально — религиозною?» [6, с. 98].

Автор рассматривает точку зрения православной церкви и осуждает ее. Заключение церковного брака не порождает семьи религиозной. В. В. Розанов разделяет понятия брака и семьи. Брак — это констатация факта соединения мужчины и женщины для совместной жизни. Брак не порождает семьи сам по себе. Семья в понимании В. В. Розанова это «светлая горница», союз супругов духовный и телесный, где обе составляющие дополняют друг друга.

Также В. В. Розанов акцентирует свое внимание на вопросе пола. Автор неоднократно отмечает что понятие «пола» имеет трансцендентальный характер. «...Пол выходит из границ «естества», что он вне-естественен и сверх-естественен» [6, с. 110]. «Никогда не имейте отношения к полу, как только телу, но всегда — как и к духу, духовному.» [6, с. 103]. Пол необходимая составляющая супружеской жизни. Данная точка зрения противоречила существующему в обществе мнению, церковь и общество воспринимало пол исключительно как проявление плоти. Церковь пропагандировала целомудрие и аскетизм в супружеских отношениях, порицая пол как грех. Один из оппонентов Розанова описал в своем письме эту позицию: «.У христиан — [брак] только печальная уступка святому и справедливому желанию иметь детей» [6, с. 115].

Идеальная семья по В. В. Розанову — это реально-религиозная семья, в которой признается пол во всех его составляющих и религиозная форма брака действительно порождает семью, а не только номинальный институт. В отношении подобной семьи автор применяет термин «культура семьи».

Начало обсуждения вопроса семьи в прессе стало своеобразным прорывом общественной мысли в Российской империи. Зинаида Гиппиус в своих воспоминаниях о Розанове пишет: «.Вопрос о поле — тоже. Последний «вопрос» и вообще-то, для всех, пребывал тогда в стыдливой тени или загоне; как же могло яркое вынесение его на свет Божий не взбудоражить, по-разному, самые разные круги?» [2, с. 331].

Обе вышеуказанные статьи вошли в сборник В.В. Розанова «В мире неясного и нерешенного», который был опубликован в 1901 году [7]. В. В. Розанов в дополнение к статьям публикует здесь же «Полемические материалы» — письма, отзывы и т.п., которые автор получил после публикации статей в прессе. Таким образом, в сборниках приводится несколько точек зрения на обсуждаемый вопрос.

Высшей точкой участия В. В. Розанова в обсуждении семейного вопроса стали 1901—1903 гг. С 1901 г. В.В. Розанов выступает в качестве организатора и активного участника петербургских Религиозно философских собраний. Петербургские Религиозно-философские собрания — это цикл встреч, прошедших в ноябре 1901 года — апреле 1903 года в зале Русского географического общества. Эта общественная организация первой стала открыто обсуждать вопросы семьи и брака в частности.

Собрания проходили с дозволения обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева и митрополита Антония, при участии видных представителей духовенства и интеллигенции. «.Розанов считался первым «еретиком», и даже весьма опасным. Чуть ли не начались Собрания (Религиозно-философские собрания) его докладом о браке и поле, самым «соблазнительным», и прения длились три вечера подряд» [2, с. 331].

Вопросы семьи обсуждались на 12—16 заседаниях, посвященных браку. Всего заседаний о браке было пять, для сравнения только теме о догматике было посвящено столько же заседаний, остальные темы раскрывались за 2—3 заседания. На заседаниях о браке активнее всего происходил обмен мнениями и в стенограммах встречаются записи: «Голоса.», «Шум». Кроме того стенограммы заседаний на тему о браке самые объемные в публикации. Эти факты говорят о том, что тема была чрезвычайно важна для участников заседаний.

В дискуссиях В. В. Розанов придавал понятию христианская семья мистический, трансцендентальный характер. Христианская семья — это семья, живущая в соответствии с духом христианства. Семья — прежде всего духовный союз супругов. В. В. Розанов дает три главные характеристики христианской семьи: мирная, целомудренная, чадолюбивая.

В своих докладах он вступает в спор с точкой зрения служителей церкви по двум вопросам. Первый — о роли Церкви в семье и браке. В. В. Розанов отвергает какое-либо духовное значение церковного заключения брака, венчания, видя в нем простую формальность. Он неоднократно отмечает, что будущие супруги, сознательно идущие на брак и счастливо живущие в нем, не нуждаются в благословлении Церкви, так как их уже благословил Бог. Миролю-бов, разделяя точку зрения Розанова спрашивает: «Каким образом Церковь избавляет брачащихся от греха?» [5, с. 258]. Главной мыслью В. В. Розанова стало освобождение семьи от церкви и ее догматов, отдать семью под светскую юрисдикцию.

Вторым проблемным вопросом в дискуссии В. В. Розанова и Русской православной церкви стал вопрос о физической составляющей жизни супругов. Если церковные служители в принципе отвергают любое влечение супругов и характеризуют это как грех, то В. В. Розанов настаивает что интимные отношения супругов это одна из важных составляющих многогранных супружеских отношений и отвергать, называть грехом их нельзя. Он называет взаимное влечение супругов скрепами брака, а крепкий брак порождает крепкую семью. Также Розанов

вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки» 2020, т. 20, № 3

недоумевает, почему Церковь называет грехом, то, что по ее же мнению приводит к реализации высшего назначения брака — деторождению.

Диалога между В. В. Розановым и представителями Русской православной церкви не получилось. Каждая из сторон отстаивала свою точку зрения. В периоды обмена мнениями Розанов В. В. подвергал, по выражению участников заседания [5, с. 351], «огненной критике» Церковь, ее негативное влияние на современную семью.

Также в 1903 году выходит двухтомник В. В. Розанова «Семейный вопрос в России» [9], который стал результатом обсуждения вопросов брака и семьи в рамках петербургских Религиозно-философских собраний, дискуссий в прессе, а также активной переписки с оппонентами. Оба тома построены по принципу предыдущего сборника и включают в себя статьи и комментарии самого В. В. Розанова и «Материалы к разрешению вопроса» к ним.

В новый сборник вошли статьи по наиболее острым и обсуждаемым вопросам семьи, однако системы в расположении материала нет. Можно условно сгруппировать статьи по темам: большая часть посвящена разбору вопросов развода или возможности разлучения супругов, несколько статей посвящены положению незаконнорожденных детей, стати о положении женщины и статьи о сущности семьи и брака.

В. В. Розанов отстаивал право на развод, в случае, когда супруги остыли друг к другу и не представляют собой более основу, на которой может держаться семья. По существующему законодательству обоюдное согласие супругов не являлось основанием для развода. Автор негодует, что церковь и государство защищают пустую оболочку, при этом, не сохраняя семьи настоящей. «.Вопрос о браке заменить вопросом о семье, и не семью регулировать браком: эта попытка не удалась, но брак регулировать семьею, что еще не испытано...» [9, с. 3]. Основным аргументом церкви и общества за сохранение брака было наличие детей и их потребность расти в семье, однако Розанов парирует тем, что разлад или холодность отношений между супругами в номинальной семье сказываются на детях гораздо сильнее, чем развод. «Вот отчего мною совершенно изменяется взгляд на развод: старый бессмысленный взгляд на него. видел в разводе единственное колебание брака, какое вообще есть и возможно, тогда как я рассматриваю институт развода как очиститель семьи и через этоукрепитель её здоровья, свежести и силы...» [9, с. 102]. Также В. В. Розанов ратует за то, что разведенным супругам было разрешено вновь ступать в браки обретать новую семью.

Незаконнорожденные дети в изучаемый период находились в непростом положении: в паспорта ставили штамп о незаконнорожденности, и отношение в обществе к ним было негативное. В. В. Розанов пишет, что незаконнорожденные дети не несут в себе греха. Грех, если допускать что он есть, несут родители ребенка, поэтому подобных детей не следует отвергать в обществе и необходимо сравнять с положением обычных детей.

Статьи о сущности брака и семьи в сборнике повторяли идеи, высказанные ранее в «В мире

неясного и нерешенного», а также положения докладов В. В. Розанова на заседаниях петербургских Религиозно-философских собраний.

В поздний период творчества В. В. Розанова семейный вопрос не имел такого резонанса в общественном мнении как после первых публикаций автора. Связано это с тем что, часть проблем государство постепенно разрешило. Также в стадии редакции находился Проект Гражданского Уложения, по которому сокращалось влияние церкви на брачно-семейные отношения, смягчались условия получения развода супругами, судопроизводство по семейным делам переходило к гражданским судам и принятие проекта частично разрешило бы многие проблемы семьи, описанные В. В. Розановым. Большое влияние оказало общее усугубление политической ситуации в стране. События 1905—1907 гг. отодвинули обсуждение семейного вопроса на задний план.

В последующие годы В. В. Розанов продолжал писать о браке и семье, в основном отстаивая свои прежние взгляды на вопрос и критикуя Церковь в целом, однако в связи с ситуацией в стране широкого распространения эти труды не получили. В 1915 году он готовил 2-е издание «Семейного вопроса в России», однако оно не было осуществлено.

В своем творчестве В. В. Розанов положил начало открытому обсуждению проблем семьи и брака и вступил в открытую полемику с Русской православной церковью, хранившую в течение долгого времени монополию на брачно-семейные отношения. Его сборник «Семейный вопрос в России» носит уникальный характер. В нем собраны статьи самого В. В. Розанова и оппонентов, письма от читателей, вырезки из газет, статистика и таким образом представляют собой концентрацию мысли и разных точек зрения по проблеме брачно-семейных отношений. С другой стороны, статьи в сборнике самого В. В. Розанова можно рассматривать как теоретическое осмысление понятий брак, семья, пол Философ первый вводит данные понятия в поле философских рассуждений в России.

Литература и источники

1. Баркова, Л. А. Духовное видение семьи и материнства в творчестве В. В. Розанова / Л. А. Баркова // Вестник ТвГУ. Серия: Философия. — Вып. 1. — 2016. — С. 114—122.

2. Гиппиус, З. Задумчивый странник. О Розанове / З. Гиппиус //Живые лица. — Москва : Художественная литература, 1991. — С. 314—360.

3. Лысенко, В. В. Смысл понятия семьи в философии религии В. В. Розанова / В. В. Лысенко // Теоретические и прикладные исследования в религиоведении : сб. ст. — Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2009. — С. 315-323.

4. Лысенко, В. В. Философско-религиозное учение В. В. Розанова о браке и семье : автореф. ... дис. канд. фи-лос. наук /В. В. Лысенко. — Благовещенск, 2009. — 30 с.

5. О браке // Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901—1903 гг.) /общ. ред. С. М. По-ловинкина. — Москва : Республика, 2005. — 543 с.

6. Розанов, В. В. Брак и христианство //В. В. Розанов. В мире неясного и нерешенного. — Санкт-Петербург : Тип. М. Меркушева, 1901. — 271 с.

7. Розанов, В. В. В мире неясного и нерешенного/ В.В. Розанов. — Санкт-Петербург : Тип. М. Меркушева, 1901. — 271 с.

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities, 2020, vol. 20, no. 3

О. Ю. Согрина_

8. Розанов, В. В. Семья как религия // В. В. Розанов. В мире неясного и нерешенного. — Санкт-Петербург : Тип. М. Меркушева, 1901. — 271 с.

9. Розанов, В. В. Семейный вопрос в России /В. В. Розанов. — Т. 1. — Санкт-Петербург : Тип. М. Меркушева, 1903. — 312 с.

10. Федосеев, П. С. Проблемы пола, семьи и брака в творчестве В. В. Розанова / П.С. Федосеев // Вестник РУК. — 2014. — Вып. 1. — С. 71—76.

Семейный вопрос в творчестве В. В. Розанова

11. Шульгина, Л. А. Тема семьи и брака в философии В. В. Розанова /Л. А. Шульгина //Вестник Костромского государственного технического университета. Серия «Юридические науки». — 2011. — Вып. 1. — С. 21—24.

12. Шустикова, Ю. Н. Проблема семьи, брака и любви в литературно-критическом наследии В. В. Розанова / Ю. Н. Шустикова // Мировая литература глазами современной молодежи. — Магнитогорск : Изд-во МГТУ, 2016. — С. 211—216.

Поступила в редакцию 1 июня 2020 г.

СОГРИНА Ольга Юрьевна, ассистент, кафедра «Отечественная и зарубежная история», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск, Российская Федерация). E-mail: [email protected].

DOI: 10.14529/ssh200317

family issue in the work of v. v. rozanova

O. Ju. Sogrina, [email protected],

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

Family issue as a concept appears in Russian literature at the turn of the XIX—XX centuries. A special role in posing this issue was played by Vasily Vasilievich Rozanov. The work of V. V. Rozanov in the framework of the family issue has been repeatedly considered in the works of other authors. However, the author of this article to analyze the views of V V Rozanov for family and marriage uses among sources the Notes of the St. Petersburg Religious and Philosophical Meetings, which other researchers of the philosopher did not do. In this article, the author identifies periods in the work of the philosopher in the framework of the family issue and considers the most significant works of V V Rozanov. In his work V. V. Rozanov initiated an open discussion of family and marriage problems and entered into an open debate with the Russian Orthodox Church, which for a long time kept a monopoly on marriage and family relations. The works of V V. Rozanov can be considered as the first theoretical understanding of the concepts of marriage, family, gender in Russia.

Keywords: family issue, V. V. Rozanov, family, St. Petersburg Religious and Philosophical Meetings, Russian Orthodox Church.

References

1. Barkova, L.A. Duhovnoe videnie sem'i i materinstva v tvorchestve V.V. Rozanova / L.A. Barkova // Vestnik TvGU. Serija: Filosofija. — Vyp.1. — 2016. — S.114-122.

2. Gippius, Z. Zadumchivyj strannik. O Rozanove / Z.Gippius // Zhivye lica. — M.: Hudozhestvennaja literatura, 1991. — S. 314-360.

3. Lysenko, V.V. Smysl ponjatija sem'i v filosofii religii V.V. Roza-nova / V.V. Lysenko // Teoreticheskie i prikladnye issledovanija v religiovedenii: sb.statej. — Barnaul: Izd-vo AltGU, 2009. — S.315-323.

4. Lysenko, V.V. Filosofsko-religioznoe uchenie V.V. Rozanova o brake i sem'e: avtoref... dis. kand. filos. nauk / V.V. Lysenko. — Blagoveshhensk, 2009. — 30 s.

5. O brake // Zapiski peterburgskih Religiozno-filosofskih sobranij (1901-1903 gg.)/ Obshh. red. S.M. Polovinkina. — M.:Respublika, 2005. — 543 s.

6. Rozanov, V. V. Brak i hristianstvo/ V.V. Rozanov// V mire nejasnogo i nereshennogo. — SPb.: Tip. M. Merkusheva, 1901. — 271 s.

7. Rozanov, V. V. V mire nejasnogo i nereshennogo/ V.V. Rozanov. — SPb.: Tip. M. Merkusheva, 1901. — 271 s.

8. Rozanov, V. V. Sem'ja kak religija/ V.V. Rozanov// V mire nejasnogo i nereshennogo. — SPb.: Tip. M. Merkusheva, 1901. — 271 s.

9. Rozanov, V.V. Semejnyj vopros v Rossii / V. V. Rozanov. — SPb.: Tip. M. Merkusheva, 1903 . — T. 1. — 1903. — 312 s.

10. Fedoseev, P.S. Problemy pola, sem'i i braka v tvorchestve V. V.Rozanova / P.S. Fedoseev// Vestnik RUK. — Mytishhi: Izd-vo RUK, 2014.--Vyp.1. — S.71-76.

11. Shul'gina, L.A. Tema sem'i i braka v filosofii V.V. Rozanova / L.A. Shul'gina// Vestnik KGTU. Serija «Juridicheskie nauki». — Kostroma: Izd-vo KGTU, 2011. — Vyp.1. — S. 21-24.

12. Shustikova, Ju.N. Problema sem'i, braka i ljubvi v literaturno-kriticheskom nasledii V.V. Rozanova / Ju.N. Shustikova // Mirovaja literatura glazami sovremennoj molodezhi. — Magnitogorsk: Izd-vo MGTU, 2016. — S. 211-216.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Согрина, О. Ю. Семейный вопрос в творчестве В. В. Розанова / О. Ю. Согрина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2020. — Т. 20, № 3. — С. 114—117. DOI: 10.14529А^00317

Received June 1, 2020

FOR CITATION

Sogrina O. Ju. Family issue in the work of V. V. Rozanova. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Humanities. 2020, vol. 20, no. 3, pp. 114—117. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh200317

Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки» 2020, т. 20, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.