О.Ю. Посухова кандидат социологических наук, доцент ИППК Южного федерального университета*
Семейный капитал как фактор профессиональной мобильности на Юге России1
Регионы Юга России за последнее десятилетие претерпели значительные изменения: в политическом отношении стали стабильными, экономика, по заявлениям органов федеральной и региональной власти, развивается значительными темпами в большей части регионов, приходят инновации и инвестиции. В регионе наметился очевидный прогресс: люди живут более мирно, более здоровы, имеют более высокий уровень образования, расширяется доступ к учреждениям здравоохранения, нарастает поток товаров и услуг, потребляемых населением2. Однако расслоение в обществе не исчезает, а только увеличивается, клановость продолжает сохранять свои позиции, существует неравенство доступа к трудовой занятости, образованию и получению легальных доходов. В значительной степени данные виды неравенства основаны на семейном капитале.
Социальное положение и будущее человека определяется в первую очередь исходной позицией жизненной страты, обусловленной позицией родительской семьи в стратифицированной структуре общества, семейным капиталом которого она обладает, что впоследствии обусловливает жизненные ориентации, способности и профессию. Согласно концепции Д. Берто и И. Берто-Вьям, «...в классовом обществе желаемый статус не может быть передан от родителей к детям; родители могут лишь обеспечить доступ или передать элементы (экономические, культурные,
социопространственной локации), с помощью которых этот
о
социальный статус может быть сконструирован»3. Действительно, именно семья создает основу для социальной мобильности, а семейные ресурсы, семейный капитал являются необходимым условием для дальнейшей профессиональной мобильности. Под семейным капиталом в данной статье мы будем понимать те ресурсы, которыми обладает семья и может их использовать для решения актуальных проблем. Семейный капитал может включать в себя
* Посухова Оксана Юрьевна, e-mail: [email protected]
1 Работа выполнена при поддержке ЮФУ в рамках Программы развития ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (2011-2021 гг.), рук. проекта Верещагина А.В.
2 Скорик А.П., Череватенко В.И. Современные гендерные трансформации и положение женщин на Юге России // История в подробностях (г. Москва). 2012. № 11(29) (ноябрь). С. 90-98.
3 Цит. по: Филоненко В.И., Лепин А.П. Семья как основной агент базовой социализации студентов вузов // Социологические исследования. 2013. № 6. С. 71.
экономический, культурный, социальный и символический капитал, которым обладает семья в разных вариациях.
Согласно исследованию Института социологии РАН4, в настоящее время в России наряду с хорошим образованием и образованными родителями до сих для достижения успеха востребованы полезные знакомства, честолюбие, богатые родственники и политические связи. Образование всегда было востребованным каналом социальной мобильности, являющимся стартовой площадкой для последующей профессиональной мобильности, но чтобы его получить в российском обществе, одного таланта недостаточно. Чтобы получить достойное, конкурентоспособное образование, надо вкладывать и существенные финансовые ресурсы. В принципе, до активного внедрения новой образовательной политики можно было бы сказать, что образование -это массовый канал социальной мобильности ввиду многочисленности высших учебных заведений и относительной доступности коммерческого обучения, имеющий все же свои особенности, которые обусловлены семейным капиталом. Согласно исследованию В.И. Филоненко, А.П. Лепина, в ведущих вузах Дона можно констатировать доминирование парентократической модели, в которой образование детей в возрастающей степени зависит от благосостояния и желания их родителей, нежели от их собственных способностей и усилий, и данный вывод, на наш взгляд, вполне обоснованно можно экстраполировать и на другие регионы Юга России: очевидно, что рядом преимуществ обладают те молодые люди, семья которых локализована территориально в крупных городах южнороссийского региона, где есть вузы или те, чьи родители способны оплатить обучение студента и его проживание в городе.
Особенность получения образования как условия первого шага на пути к профессиональной мобильности также заключается в том, что выбор вуза в первую очередь также обусловлен ресурсами и капиталом семьи: уровнем образования родителей, занимаемой должностью и материальным положением, а не желанием потенциального студента: именно по рекомендации родителей выбор специальности/вуза осуществляют более 30 % респондентов. Так например, такая разновидность семейного капитала, как высшее профессиональное образование родителей, оказывает влияние на формирование профессиональной ориентации молодого человека, что в будущем улучшает перспективы профессиональной мобильности: среди тех, кто учится в Ростовском медицинском университете, по рекомендации родителей выбрали его 33 % респондентов, 28 % студентов считают профессию врача высокооплачиваемой, а еще 62 % опрошенных студентов указывают,
4 Бедность и неравенства в современной России: 10 лет спустя: аналит. доклад. М., 2013.
что получаемая в медицинском университете специальность престижна.
Материальное благосостояние и высокий статус семьи позволяют выбирать конкурентоспособное и престижное по общероссийским меркам образование, именно поэтому дети предпринимателей получают образование в Ростовском международном университете экономики и управления (25 %), Ростовском государственном экономическом университете (21), Южно-Российском институте (филиале) РАНХ и ГС при Президенте РФ (20), Ростовском институте управления, бизнеса и права (17), Ростовском государственном медицинском университете (17 %). При этом необходимо отметить, что доля студентов, чьи отцы являются руководителями предприятия, учреждения или структурного подразделения, увеличилась до 12 - 15 % в 2011 г., а число донских студентов из семей рабочих, в первую очередь неквалифицированных, остается стабильно низким5.
После того как получено образование, стоит очередной выбор -профессиональной ниши на рынке труда. Для увеличения семейного капитала, в первую очередь для своих детей, жители области выбирают профессии, несущие надежность, стабильность и социальную защищенность. Анализ полученных данных ЮРФИС РАН6 позволяет говорить о том, что своих детей жители Ростовской области хотят видеть в армии и силовых структурах - 33,3 %; 30,6 - в торговле, ЖКХ и сфере информационных технологий и 27,1 % - в социокультурной сфере. Несколько настораживает относительная непопулярность в массовом сознании жителей области таких сфер трудоустройства для своих потомков, как промышленность, энергетика, транспорт, строительство - 11,8 % (6-е место) и сельское и лесное хозяйство - 13,2 % (5-е место). Тем более что современная структура занятости Ростовской области характеризуется двумя особенностями. Первая - повышенная занятость населения в отраслях сельского хозяйства; вторая - доминирующая занятость в крупных городах области, в том числе и Ростове-на-Дону в промышленности. К тому же в последнее время стремительно развивается и строительная сфера за счет как внутренних, так и внешних инвестиций. Немало жителей области мечтают о работе для своих детей (30,6 %) в сфере информационно-коммуникационных технологий. На сегодняшний день это стремительно развивающая отрасль, характеризующаюся престижностью, доходностью, востребованностью и творческим трудом.
Финансовая сфера, а также система государственного и муниципального управления у жителей области оказываются в зоне аутсайдеров - по 4,2 и 8,3 % соответственно, что может
5
Филоненко В.И., Лепин А.П. Указ. соч. С. 73.
6 О чем мечтают жители Ростовской области. М.; Ростов н/Д, 2012.
свидетельствовать, с одной стороны, об оздоровлении регионального рынка труда, семьи начинают думать о будущем рабочем месте для детей уже на этапе выбора профессионального образования, а не следуя за сиюминутным порывом «модно сейчас», пополняя в дальнейшем ряды безработных, а с другой - закрытостью данных сфер для тех, кто не обладает необходимым социокультурным капиталом для трудоустройства и дальнейшего продвижения -связями. Данный вывод подтверждается, если проанализировать приоритетные сферы трудоустройства для детей с позиций субъективного восприятия своего материального положения. Так, только 5,9 % жителей области, оценивающих свое материальное положение как плохое, выбрали для своих потомков финансовую и информационную сферы, сферу управления (последнее, 5-е место); 7,7 % респондентов, оценивающих свое положение как удовлетворительное, выбрали финансовую сферу и только 3,8 % -информационные технологии и связь. Если учесть, что на сегодняшний день высшее образование по данным специальностям востребовано и стоимость коммерческого обучения выше, нежели чем у других специальностей, то родители реально оценивают не только финансовые возможности своей семьи для получения образования, но и социальные ресурсы для возможного последующего трудоустройства.
Следующей составляющей семейного капитала как условия профессиональной мобильности являются связи как необходимый элемент взаимодействия в социальных сетях, необходимых на входе в профессиональную сферу (трудоустройство), а также для горизонтальной и вертикальной циркуляции в ней. Структура сетевых связей и позиционирование в сетях рассматриваются как ключевые свойства агента, определяющие не только его место среди других агентов, но и саму его идентичность7. Структура сетевых связей определяет траекторию и перспективы профессиональной мобильности. В основе сетевого подхода лежит понимание того, что, вступая в ситуацию необходимого обмена, с большей вероятностью завяжутся отношения с теми, с кем уже ранее был конструктивный опыт. В случае успешных взаимодействий постоянный партнер обмена становится приоритетным перед новым, что обусловлено персональным взаимным доверием, где предпочтения отдаются «своим», проверенным, а не «чужим», случайным контрагентам, а способность к формальной калькуляции издержек и выгод часто уступает место мобилизации ресурсов социального капитала.
Существует несколько способов трудоустройства: через государственную службу занятости, специализированные издания, прямое обращение к работодателю, публикацию мини-резюме в
7 Радаев В.В. Рынок как переплетение социальных сетей.
газетах, Интернет, агентства по трудоустройству, посещение дней карьеры или других аналогичных массовых мероприятий. Для обладателей массовых профессий, не претендующих на эксклюзивные профессиональные статусы, эти способы приемлемы и достаточно эффективны. Но если есть ориентация на престижность профессионального статуса и получение от него существенных бонусов в виде высокой заработной платы, льгот, то перечисленные выше способы в массовом сознании не наделены уровнем доверия, а доминирует ориентация на связи. В силу того, что Юг России занимает лидирующее положение по уровню безработицы (Южный федеральный округ - 6,2 %, Северо-Кавказский федеральный округ -
о
13,1)8, рынок труда не в состоянии адекватно реагировать и удовлетворять запросы как работодателей, так и потенциальных работников, что среднее время поиска работы занимает 7,5 и 9 месяцев соответственно, именно такая разновидность семейного капитала как связи, социальные сети в состоянии ускорить ход событий в нужном направлении. В Северо-Кавказском федеральном округе, даже для поиска работы представителя массовых профессий, в силу того, что на одну заявленную вакансию претендует, согласно данным Росстата, 16,3 зарегистрированного в центре занятости человека, при этом лидирующую позицию продолжает сохранять Республика Ингушетия - 212,2 человека, на втором месте - Чеченская Республика - 169,4 и на третьем месте - Республика Дагестан - в 70,7 % семейный капитал играет существенное значение. На протяжении последних лет доля тех, кто трудоустраивался при помощи связей, всегда превалировала над другими формальными способами трудоустройства, что позволяет продолжать говорить о том, что кризис институционального доверия еще не преодолен.
Таким образом, люди чаще ищут работу и успешнее ее находят через личные неформальные контакты, нежели путем прямого обращения на предприятия и изучения формальных объявлений о вакансиях. Связи помогают не только находить работу, но и успешно продвигаться по служебным лестницам, делать карьеру. Так, например, отвечая на вопрос «Что в большей степени определяет продвижение по службе в государственных органах?», большинство респондентов родственные и земляческие связи поставили на первое место в Кабардино-Балкарии, второе - в Дагестане (на первом -взятки) и Адыгее (на первом - образование)9. При этом чем более квалифицированными являются работники, тем вероятнее, что они прибегнут к такого рода личным контактам. Связи как разновидность семейного капитала могут быть сильными и слабыми. Более эффективными оказываются не сильные связи с родственниками и
8 Регионы России: социально-экономические показатели-2012: стат. сб. М., 2012.
9 Этнократии на Юге России в экспертном измерении. Ростов н/Д, 2007.
близкими друзьями, а, напротив, слабые связи с коллегами и
Л П
знакомыми . Слабые связи помогают не замыкаться в узком кругу, по которому циркулирует одна и та же информация. Они выводят на другие кластеры сети, прокладывая путь к новым.
Несмотря на необходимость сетевых связей для профессиональной мобильности, для работодателя наличие достаточного уровня знаний и опыта еще никто не отменял. Развитие профессионализма возможно через улучшение имеющихся профессиональных навыков и компетенций либо усвоение новых. Но и в данном случае мы можем наблюдать силу экономического семейного капитала: так, например, если на компьютере умеют работать 73 % граждан, то среди бедных россиян - только 43 %; три четверти бедных за последние годы никак не пополняли свои знания, а среди небедных число тоже не маленькое, но ниже - 46 %, с той лишь разницей, что бедные не могут пополнить, а богатые, имея доступ к ресурсам, либо не думают об этом, либо у них в этом нет необходимости.
Востребованность разных форм семейного капитала обусловлена также наличием квазиоткрытой системы социальной и профессиональной мобильности. В данном случае можно говорить о клановости, землячестве, о профессиональных династиях, которые можно трактовать двойственным образом: как социальная монополия, способствующая социальной мобильности членов своей семьи; как социальная монополия, затрудняющая социальную мобильность «не членов» семьи; как «спасительный круг» в результате отсутствия иных ресурсов для социальной мобильности. При объяснении данного феномена можно также проследить двойственность в формировании профессиональных династий как результата семейных стратегий. В высокостатусных и привилегированных профессиях, на базе которых основаны профессиональные династии, будет наблюдаться преемственность со стороны молодого поколения профессиональной сферы старшего. При этом искусственным путем будут создаваться сложности, трудности, барьеры для доступа к этим группам, чтобы подчеркнуть их элитарность, исключительность. В республиках Северного Кавказа этническую принадлежность также можно рассматривать как разновидность капитала, когда доминируют этнократии: социологический опрос в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Дагестане показал, что этнический фактор при формировании органов власти и управления играет, по мнению населения, определяющую роль. На вопрос «Влияет ли этническая принадлежность на административно-политическую карьеру в республике?» от 62 до 70 % респондентов ответили утвердительно. В КБР 27 % считают, что сильно влияет, а 35 - «скорее влияет» (среди балкарцев такого
Цит по: Радаев В.В. Указ. соч.
мнения придерживается большая доля респондентов 39 и 31 % соответственно, что отражает особенности самоощущения «малой титульной нации). Близкую картину дал опрос в Дагестане - 33 и 31 %.
В 2012 г. в рамках исследовательского проекта Южно-Российского филиала Института социологии РАН было установлено, о чем мечтают жители Ростовской области, а именно: в какой стране хотят жить, как и где хотят отдыхать, выявлены представления о личной и семейной жизни. Но особый интерес представляет раздел, посвященный представлению о работе-мечте для себя и своих детей, профессиональной сфере, в которой бы они хотели работать, карьерных ожиданиях и устремлениях. В итоге интересную работу на сегодняшний день уже имеют 40,5 % опрошенных жителей области, 37,6 - пока не добились желаемого, но думают, что это им по силам, 12 % хотят интересную работу, но отдают себе отчет в том, что вряд ли смогут ее добиться. В настоящее время обладателями престижной работы являются 25,6 % респондентов; 54,4 % пока ее не добились, но это им по силам, а 17,6 % понимают, что вряд ли смогут ее добиться. Сделать карьеру удалось 11,9 % жителям Ростовской области; 56,8 % считают, что могут ее сделать; а 11,9 % мечтают, но понимают, что вряд ли смогут ее построить. Следует также подчеркнуть, что 29,6 % жителям области удалось получить повышение на работе или найти новую более подходящую работу: 34,1 % опрошенных мужчин и 30,4 % опрошенных женщин. Анализ данных результатов позволяет утверждать, что представлены как оптимистические, так и пессимистические ожидания. На наш взгляд, особенность данных распределений может объяснить социально-психологическое настроение, которое обусловлено имеющимся семейным капиталом, который семья может аккумулировать в необходимый для себя момент.
Таким образом, можно говорить о том, что семейный капитал -реально существующее социальное явление, необходимое условие профессиональной мобильности как возможности улучшить жизненные шансы и профессиональные перспективы. Его востребованность объясняется тем, что наряду с общим для Юга России механизмом профессиональной мобильности имеются и особенности, которые обусловлены экономическим развитием, этносоциальной и этнодемографической структурой, историко-культурными факторами и доминированием клановости и семейственности.
Посухова О.Ю. Семейный капитал как фактор профессиональной мобильности на Юге России. В статье анализируется роль семейного капитала в определении жизненных стратегий, ориентаций и профессиональной мобильности. Автор подчеркивает, что социальное положение и будущее человека определяются в первую очередь исходной позицией жизненного старта,
определяющейся позицией семьи в стратифицированной структуре общества, семейным капиталом.
Ключевые слова: семейный капитал, семья, профессиональная мобильность, жизненные ориентации.
Posuhova O.Y. Family capital as a factor of professional mobility in the South of Russia. The paper examines the role of family capital in determining the life strategies, orientations and professional mobility. The author emphasizes that the social situation and the future of individual is determined primarily by the initial position in life that is determined by the position of the family in a stratified social structure.
Keywords: family capital, family, professional mobility, life orientations.