СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ВЛИЯНИЕ НА НИХ СМИ
© Маринина М.В.*
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород
Данная статья повещена ценностным ориентирам современного общества. Выявлены основные тенденции развития семьи в России, так же проведена ретроспектива развития семейных ценностей. Проведен анализ насколько семейным отношениям уделяется внимание в печатных и электронных изданиях. Если подобный контент есть, то в каком ракурсе он представлен. В качестве примера рассмотрена радиопередача «Бэби Бум», выходившая каждую неделю в эфир на радио «Эхо Москвы».
Аксиологический аспект продолжает оставаться значимым в общественном сознании. Несмотря на актуализировавшиеся в ХХ - нач. XXI вв. тенденции развития индивидуалистических ценностей, приоритетное место в социуме все же продолжают занимать ценности семейные. Человек формируется как личность в процессе социализации. Средства массовой информации выступают при этом одним из основных каналов формирования общественного и индивидуального сознания [2]. Однако их деятельность в этом аспекте иногда может быть оценена как деструктивная.
Небольшой экскурс в историю: в дореволюционной России основная система ценностных ориентаций, определялась православным вероисповеданием. Октябрьский переворот повлек за собой резкую смену идеологии, приведшую к ломке традиционных ценностей и, в конечном счете, к эволюции семейных отношений. Через СМИ активно пропагандировался новый эталон советского человека. Семья перестала рассматриваться как безусловная ценность [2].
Стали распространяться идеи женского равноправия, которые наиболее четко формулировали «музы» русской революции - Инесса Арманд и Александра Коллонтай. Они говорили о браке как о любовном и товарищеском союзе двух равных членов коммунистического общества, свободных и одинаково независимых [1].
Советское государство с первых дней своего существования приступило к активному реформированию гражданского законодательства, в том числе в части, регулирующей брачно-семейные отношения. Прежде всего, из процесса этой регуляции была исключена Православная церковь. Так, уже в 1917 году «18 декабря отнята у церкви регистрация рождений и браков. 20 декабря введен гражданский брак как единственно имеющий юридическую силу» [1].
* Магистрант.
Однако уже в 1930-е годы институт семьи не только полностью восстанавливает, но даже укрепляет свои позиции. Жизнь граждан Советского Союза, как мужчин, так и женщин, контролировалась внеэкономическим принуждением к труду, политическими репрессиями, установлением жесткого контроля за сексуальным и репродуктивным поведением граждан страны [1].
Постепенно меры государственной поддержки человека, принимаемые вне зависимости от его семейного положения. В том числе и поддержка так называемых неполных семей, улучшение медицинского обслуживания и усиление социальной защиты, в том числе постепенное распространение пенсионной системы на крестьян-колхозников, вкупе с вовлечением в производственную сферу, науку, образование, здравоохранение огромного количества женщин - подорвали экономические и социальные функции патриархальной семьи в РСФСР [1].
С перестройкой идеологию социализма сменила идеология свободы. И это затронуло семейный уклад. Россия стала открыта всему миру, вошла в процесс глобализации и вместе с остальными западными странами начала принимать все современные тенденции развития семьи и гендерных отношений.
На сегодняшний день прослеживается ряд явных проблем, назревших в обществе. Увеличивается число незарегистрированных браков, растет число разводов. Все больше матерей-одиночек самостоятельно воспитывают одного, а в некоторых случаях и двоих детей. В семьи привлекаются профессиональные гувернантки и нянечки, так как родители все свое время проводят на работе. С другой стороны, увеличивается число семей, где дети оказываются абсолютно без присмотра.
Современные СМИ не только фиксируют нарушение иерархии ценностных семейных приоритетов, но, к сожалению, и сами порой способствуют процессу их девальвации. Это видно из передач, например, реалити-шоу, транслируемых на протяжении многих лет по нашему телевидению: Дом 2, Каникулы в Мексике. Ведущими и героями пропагандируются свободные отношения, нецензурная лексика, курение. Что касается печатных изданий -Men's Health, Cosmopolitan - в их фокусе - не воспитание детей или построение счастливой семьи, а сфера развлечений и удовольствий.
В самом деле, сложилась парадоксальная ситуация: в государстве, имеющем богатейшие традиции и культуру, ежедневно распространяется информация, наносящая вред духовному здоровью россиян, в первую очередь, детей и молодежи [3].
ЦИРКОН (исследовательская группа) провел социологическое исследование, согласно которому было выявлено, какой образ семьи и семейных отношений фигурирует в настоящее время в средствах массовой информации. Большинство граждан (58 %) считают, что темам семьи, брака и семейных ценностей в СМИ внимания сегодня уделяется мало.
Согласно результатам настоящего исследования, существенное большинство российских граждан оценивают некоторые передачи российского теле-
видения как вредные, аморальные и опасные для просмотра. Однако, по сравнению с аналогичным опросом 2009 г, этот показатель немного снизился. Возможно, причиной этого является действительное изменение контента. Во всяком случае, за последнее десятилетие (и особенно в сравнении с 90-ми годами) перемены действительно произошли. В том числе, были приняты некоторые государственные меры ограничительного характера (к примеру, запрет на показ определенных программ в определенное время, введение возрастных ограничений на просмотр). Как показал опрос, российские граждане фактически единодушно высказались за то, что государство должно поддерживать морально-нравственные ценности, повышать значимость семьи и семейных ценностей среди россиян. Граждане РФ в своем большинстве также выступили в поддержку необходимости государственного регулирования содержания СМИ, связанного с семейной тематикой. Однако почти половина граждан поддержали точку зрения, что управление телевидением - дело исключительно профессионалов, и лишь около трети позитивно отнеслись к общественному влиянию на содержание вещания [4].
Радио обладает более высокой интерактивностью, чем телевидение или печатные СМИ. Радиослушатели могут звонить и высказаться по волнующей их проблеме в прямом эфире или поучаствовать в голосовании, тем самым повлияв на ход программы и высказав свое мнение. На 2015 год в России зарегистрировано более 50 радиостанций. Прослеживается тенденция снижения разговорного формата, большинство передач имеют развлекательный характер, так как они прибыльны и политически нейтральны. Многие актуальные и важные вопросы остаются в стороне. Тем не менее, встречаются исключения. Так, в эфире радиостанции «Эхо Москвы», в отличие от многих, обсуждаются и политические вопросы, и общественная жизнь, уделяется внимание семейным ценностям в современном мире. Поэтому для характеристики семейных ценностей на радио была выбрана передача «Бэби Бум».
Началось все с того, что три сотрудницы оказались в интересном положении. Радостное ожидание своих первенцев они разделили со слушателями и экспертами «Бэби-Бума», вместе с которыми искали ответы на вопросы о рождении и воспитании детей. Сегодня Наташа Шопен - мама троих дочерей, и она живет в США. Тоня Самсонова - мама троих сыновей, присылает свои репортажи из Лондона. Эвелина Геворкян в ожидании третьего ребенка в Москве. С сентября 2014 ведущие эфира молодые папы - журналисты «Эха» Андрей Позняков и Алексей Голубев. Обсуждаются вопросы о здоровье и психологическом климате в семье, о развитии и воспитании детей не только в «мамском» кругу, но с обязательным участием отцов, братьев и дедушек. В эфире передачи - известные российские и международные эксперты, но главное - русскоязычные родители со всех концов света.
Андрей Поздняков и Алексей Голубев в первую очередь опираются на собственный опыт и тем самым демонстрируют положительный пример пап, занимающихся воспитанием своих детей, а не возложивших эти обязанности
полностью на мам. Ведущие не раз в своих репликах упоминают, насколько важны в воспитание участие обоих родителей. Таким образом, подчеркивается ценность семьи. В то же время предоставляется возможность слушателям высказать свою точку зрения, в обсуждении участвуют эксперты. Важно и голосование, итоги которого за время выпуска подводятся несколько раз.
Одним из примеров может служить выпуск от 1 февраля 2015 года, «Следующий ребенок. Идеальная разница в возрасте». Ведущие программы подняли такие вопросы, как: «Планируете ли вы рождение второго и третьего ребенка в семье?», « Что лучше - маленькая разница между детьми или большая?». По итогам голосования, запущенного в прямом эфире среди слушателей радиостанции, 39 % не планируют рождение второго и третьего ребенка, вместе с тем, имеет место почти равное процентное соотношение между сторонниками маленькой и большой разницы в возрасте. Ведущие привлекают к обсуждению родителей, которые рассказывают, как ладят между собой дети, и какие трудности возникают при их воспитании, также высказаться могут и те, у кого есть взрослые братья и сестры. Ведущие также обращаются к интересным фактам. Например, американские ученые установили, что первенцы - хорошие руководители, вторые дети лучше учатся в школе, третьи более творческие личности. Слушатели звонили и высказывали свое мнение так это или нет. По телефону свои комментарии дает педагог-психолог Ольга Благушева. В результате подведен итог: идеальной разницы между детьми нет, определенные трудности возникают как при маленькой разнице возрасте (например, мамам трудно с двумя маленькими детьми), так и при большой разнице, старшие дети могут ревновать к младшим.
К сожалению, целевая аудитория данной передачи небольшая. Неудобно и время выхода в эфир: 11.08, по пятницам. В это время многие молодые мамы и папы или будущие родители находятся на работе или как раз заняты со своими детьми. Но пример данной передачи, безусловно, полезен для современного общества и, возможно, стоит подобный формат перенять для молодежных программ.
Таким образом, по мнению россиян, семейной тематике в СМИ уделяется недостаточно внимания. Хотя ряд средств массовой информации, обращающихся к проблемам семьи, формируют ее положительный образ. Например, чаще с одобрением, чем с осуждением, по оценке граждан, в СМИ представляется официально зарегистрированный брак и один брак на всю жизнь. С одобрением представляются также семьи, в которых с уважением и почтением относятся к старшему поколению. При этом, скорее в позитивном ключе, как считают граждане, СМИ представляют семьи, состоящие только из супругов и детей (т.е. когда представители старшего поколения проживают отдельно). Целевая аудитория существующих семейных передач - чаще всего семейные люди. Однако внимание подростков и молодежи брачного возраста чаще привлекают развлекательные передачи, транслирующие безнравственное поведение и индивидуалистические ценности.
Список литературы:
1. Гавров С. Историческое изменение институтов семьи и брака [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/gavrov-2/7.htm (дата обращения: 19.03.2015).
2. Крыгина Н. Роль СМИ в разрушении традиционных полоролевых моделей и семейных ценностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://orthodox.patrio.org.ru/o-lyubvi-i-seme/monahinya-nina-kryigina-rol-smi-v-razrushenii-semeynyih-tsennostey.html (дата обращения: 20.03.2015).
3. Продвижение традиционных семейных ценностей в региональных СМИ: публицистический компонент. Матер. 53-й междунар. науч.-практ. конф., апрель 2014 год / СпбГУ - СПб, 2014. - С. 57.
4. Резюме по результатам социологического исследования. Семейные ценности в современных СМИ. - Циркон, 2013.
5. Селина М. Родители воспитывают в детях индивидуализм. Точка доступа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://opec.ru/1788654.html (дата обращения: 27.02.15).
6. Следующий ребенок. Идеальная разница между детьми [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/programs/babyboom/ 1483796-echo/ (дата обращения: 01.02.2015).
7. Зачем нужны Беби-боксы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/programs/babyboom/1496434-echo/ (дата обращения: 20.02.2015).
8. Отношения между старшими и младшими детьми. Как решать конфликты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/ programs/babyboom/1500888-echo/ (дата обращения: 27.02.2015).
9. Закаливание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.echo. msk.ru/guests/492901-echo/ (дата обращения: 6.03. 2015).
10. Учеба-тяжелый труд или увлекательное заня\тие с элементами игры? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/ programs/babyboom/1510196-echo/ (дата обращения: 13.03.2015).
РЕГУЛЯТИВНОСТЬ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА В СОВРЕМЕННОМ МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ
© Сотникова Н.В.
Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Ставрополь
Современный масс-медийный дискурс разнообразен и неоднороден. Теория регулятивности предполагает особую методику в исследовании медийного дискурса. Регулятивность эпистолярного текста имеет определенную специфику. Масс-медийный дискурс оказывает особое влияние на общество. Современный публицистический стиль способ-