Список литературы:
1. Гавров С. Историческое изменение институтов семьи и брака [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/gavrov-2/7.htm (дата обращения: 19.03.2015).
2. Крыгина Н. Роль СМИ в разрушении традиционных полоролевых моделей и семейных ценностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://orthodox.patrio.org.ru/o-lyubvi-i-seme/monahinya-nina-kryigina-rol-smi-v-razrushenii-semeynyih-tsennostey.html (дата обращения: 20.03.2015).
3. Продвижение традиционных семейных ценностей в региональных СМИ: публицистический компонент. Матер. 53-й междунар. науч.-практ. конф., апрель 2014 год / СпбГУ - СПб, 2014. - С. 57.
4. Резюме по результатам социологического исследования. Семейные ценности в современных СМИ. - Циркон, 2013.
5. Селина М. Родители воспитывают в детях индивидуализм. Точка доступа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://opec.ru/1788654.html (дата обращения: 27.02.15).
6. Следующий ребенок. Идеальная разница между детьми [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/programs/babyboom/ 1483796-echo/ (дата обращения: 01.02.2015).
7. Зачем нужны Беби-боксы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/programs/babyboom/1496434-echo/ (дата обращения: 20.02.2015).
8. Отношения между старшими и младшими детьми. Как решать конфликты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/ programs/babyboom/1500888-echo/ (дата обращения: 27.02.2015).
9. Закаливание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.echo. msk.ru/guests/492901-echo/ (дата обращения: 6.03. 2015).
10. Учеба-тяжелый труд или увлекательное заня\тие с элементами игры? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/ programs/babyboom/1510196-echo/ (дата обращения: 13.03.2015).
РЕГУЛЯТИВНОСТЬ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА В СОВРЕМЕННОМ МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ
© Сотникова Н.В.
Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Ставрополь
Современный масс-медийный дискурс разнообразен и неоднороден. Теория регулятивности предполагает особую методику в исследовании медийного дискурса. Регулятивность эпистолярного текста имеет определенную специфику. Масс-медийный дискурс оказывает особое влияние на общество. Современный публицистический стиль способ-
ствует формированию системы ценностей современного общества. Ре-гулятивность эпистолярного жанра в медийном дискурсе характеризуется особенностями эпистолярной сферы коммуникации и имеет определенную специфику проявления.
Ключевые слова: медийный дискурс, регулятивность, эпистолярный жанр, медиатекст, коммуникативные стратегии, диалогичность, интертекстуальность.
Эпистолярный жанр претерпевает значительные изменения, которые обусловлены действием закона регулятивности и сменой сферы функционирования жанра. Очевидна трансформация жанра в связи с появлением новых разновидностей эпистолярных текстов в масс-медиа. Отметим, что в аспекте регулятивности эпистолярные жанры в медийном дискурсе не анализировались.
Предметом нашего исследования является эпистолярный жанр в современном медийном дискурсе.
Исследованием эпистолярного жанра занимались ученые: Е.М. Виноградова, Н.В. Силаева, С.В. Гусева, И.А. Иванчук, Р.А. Жигарева, Е.Ю. Муратова, Е.В. Полякова, А.Н. Попова, Э.М. Ножкина, Н.В. Чернова, О.Ю. Подъя-польская, Н.Ю. Чигридова, О.С. Иссерс, Н.А. Ковалева, Ю.В. Макаркина. Значительный вклад в исследование эпистолярных текстов внесли ученые: А.А. Акиншина, С.В. Антоненко, Н.И. Белунова, Н.Ю. Бусоргина, А.С. Григорьева, Т.С. Каирова, Н.А. Ковалева, Л.В. Нижникова, Е.В. Полякова, Н.В. Силаева, О.П. Фесенко и др.
Так, А.В. Курьянович под эпистолярным текстом понимает «концептуально, информативно и прагматически значимое письменное речевое произведение, категориальными признаками которого являются политематич-ность, стандартная структура и фактор адресата» [1, с. 405].
Вслед за Н.С. Болотновой эпистолярный жанр мы будем рассматривать в аспекте теории регулятивности.
Болотнова Н.С. регулятивность определяет как «системное качество текста, заключающееся в его способности «управлять» познавательной деятельностью читателя» [2, с. 329].
Теория регулятивности, имея текстовый характер, актуальна для коммуникации. Поскольку общение осуществляется как текстовая деятельность, особую значимость приобретает «ее регулирование для достижения определенных коммуникативных целей с использованием различных стратегий, способов, лингвистических и экстралингвистических средств и структур» [1, с. 7].
Теория регулятивности предполагает особую методику исследования различных текстов: художественных, публицистических и эпистолярных. В современной публицистике, в частности в эпистолярном жанре, происходит расширение способов регулятивности за счет усиление различных форм диалогичности, которые связаны с функционированием медиатекста «в нескольких ипостасях, в нескольких сферах, в нескольких средах - и в бумажном виде, и в звучащем, и в визуальном» [4, с. 7].
Медийная информация в средствах массовой коммуникации носит массовый характер. Прохоров Е.П. выделяет несколько видов информации в дискурсах: потенциальную, принятую, реальную, событийную, комментированную, фундаментальную, художественную, публицистическую [5]. В публицистике эпистолярная форма используется как особый жанр открытого письма, предназначенный не конкретному адресату, а широкой общественности и рассчитанный на определенный резонанс.
Новые технологии и возможности воздействия различных медиа на социум значительно повысили влияние средств массовой информации на сознание человека. Профессор Е.Н. Ежова отмечает: «В настоящее время СМИ напрямую осуществляют моделирование и перемоделирование реальности в когнитивных пространствах (картинах) индивида и социума, и в этих условиях от СМИ как институционного феномена требуется высочайшая социальная ответственность» [3, с. 3].
Тот факт, что современный масс-медийный дискурс разнообразен и неоднороден, не вызывает сомнения. В связи с современными тенденциями в исследовании медиадискурса, на наш взгляд, важным представляется изучение коммуникативной деятельности автора текста и адресата.
К факторам, которые определяют специфику регулятивности эпистолярных текстов, ученые относят зависимость эпистолярных текстов от экстралингвистических условий, в том числе, целевую установку автора и тематику.
Регулятивность эпистолярного текста имеет определенную специфику.
В эпистолярном тексте интертекстуальность проявляется в использовании цитирования и в объединении отдельных писем в циклы.
Отметим, что тематический признак влияет также на структуру письма и на объем передаваемой информации.
Так, в медийном дискурсе передачи Бесогон ТВ мы можем выделить композиционную структуру, которая включает начальное обращение - приветствие, содержательно-тематическую часть, включающую комментарий автора, и заключение, выражающее пожелание и отношение к адресату, а также установку на следующую встречу. Данный структурно--композиционный параметр позволяет рассматривать проявление регулятивности в эпистолярном медийном дискурсе. К проявлению регулятивности в медиа-дискурсе отнесем взаимосвязь регулятивности с качествами эпистолярного текста: информативностью, интертекстуальностью, выделением в эпистолярном контексте регулятивных стратегий, средств и структур индивидуально-авторского восприятия.
В качестве особенности данных эпистолярных текстов мы позволим выделить наличие целевой установки автора, коммуникативные стратегии и тактики (аргументация, апелляция к авторитетному источнику), авторский комментарий, цитирование.
Характерной особенностью эпистолярного текста является открытость автора, выраженная в обращении к собеседнику. Так, в начальном текстовом сегменте передачи Бесогон ТВ звучит:
«Я приветствую новых и прежних друзей, посетителей Бесогона.
И хочу сегодня поговорить вот о чем...»; «Дорогие телезрители! ... Я не хотел бы высказать свою точку зрения, а хотел бы предложить Вашему вниманию точки зрения людей, в искренности которых и значении которых сомневаться никому не приходится». Классики предвидели. Украинский вопрос. Часть 1.
Отметим, что тематическое наполнение обусловлено ситуативным контекстом и целевой установкой автора. Так, в специальном выпуске «Русская тишина» (26 мая 2014) отмечаем: «Что это? Равнодушие? Не желание победить? Обойдется? Это не призыв. Кажется, автор этого письма хочет обратить внимание людей на то, что они должны быть едины при разности точек зрения. Но мне, кажется, этот документ важен.. Вспомните историю. Как консолидирует стремление выжить»; «Вы посмотрите, какой слог, какая убежденность, безжалостность... Я не буду комментировать этот текст. Он говорит сам за себя»; Украинский вопрос. Часть 2. «Я хочу зачитать другой текст. Иное внутреннее состояние, иной посыл. Мне кажется, здесь есть важный момент».
Обращение к адресату, приветствие и прощание являются основными контактными элементами в тексте письма. Приведем примеры заключений анализируемых писем:
«Я очень верю в то, что этого не случится. Но я хотел бы, чтобы этим письмом прониклись все и здесь и на Украине. Это нам всем очень важно.
Ну, вот собственно все, что я хотел бы Вам сказать. До следующей встречи. До свидания». (Украинский вопрос. Часть 3).
«Исходя из всего этого, я от имени всех кинематографистов от чистого сердца выражаю поддержку Украинским кинематографистам. Но я очень прошу попытаться всех услышать. Но вот и все, что я хотел бы Вам сказать. До следующей встречи». (Украинский вопрос. Часть 2).
В письмах, как форме медиадискурса, нашли отражение и характерные для современной языковой ситуации средства регулятивности: окказионализмы и эвфемизмы.
Среди способов регулятивности в современном медийном дискурсе отметим также конвергенцию.
Итак, масс - медийный дискурс оказывает особое влияние на общество. Современный публицистический стиль способствует формированию системы ценностей современного общества. Таким образом, регулятивность эпистолярного жанра в медийном дискурсе характеризуется особенностями эпистолярной сферы коммуникации и имеет определенную специфику проявления.
Список литературы:
1. Болотнова Н.С., Бабенко И.И. и др. Коммуникативная стилистика текста: лексическая регулятивность в текстовой деятельности: коллективная монография / под ред. проф. Н.С. Болотновой. - Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2011. - 492 с.
2. Болотнова Н.С. Регулятивность / Н.С. Болотнова; под ред. М.Н. Кожиной // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М.: Флинта, 2003. - С. 328-331.
3. Ежова Е.Н. Реклама: технологии воздействия / под общ. ред. канд. филол. наук Е.Н. Ежовой. - Ставрополь: Изд-во СГУ 2010. - 327 с.
4. Засурский Я.Н. Медиатекст в контексте конвергенции / Я.Н. Засур-ский; сост. Г.Я. Солганик // Язык современной публицистики: сб. статей. -М.: Флинта: Наука, 2007. - С. 7-12.
5. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник / Е.П. Прохоров. - М.: Аспект-пресс, 2007. - 351 с.
6. Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности / Е.В. Сидоров. - М., 1987. - 140 с.
7. Бесогон TV #61 про Украину. Классики предвидели. Украинский вопрос, часть 1 [Электронный ресурс]. - 2014, 11 марта. - Режим доступа: http://www.besogon.tv/mikhalkov/61-besogon-tv-pro-ukrainu.html.
2. Бесогон TV #62 про Украину. Письмо кинематографистов. Украинский вопрос, часть 2 [Электронный ресурс]. - 2014, 11 марта. - Режим доступа: http://www.besogon.tv/mikhalkov/62-besogon-tv-pro-ukrainu-pismo-kinematografistov.html.
3. Бесогон TV #63 про Украину. Освобождение! Украинский вопрос, часть 3 [Электронный ресурс]. - 2014, 16 марта. - Режим доступа: http://www.besogon.tv/mikhalkov/63-besogon-tv-pro-ukrainu-osvobozhdenie.html.
4. Бесогон TV #64 про Украину. Русская тишина [Электронный ресурс]. -2014, 26 мая. - Режим доступа: http://www.besogon.tv/mikhalkov/65-besogon-tv-pro-ukrainu-russkaya-tishina.html.
СТРАШНОЕ СЛОВО - ВОЙНА
© Шкарпетина Д.В.*
Бизнес-колледж Новосибирского государственного университета экономики и управления, г. Новосибирска
Эссе посвящается Великой Отечественной Войне. Видение и ощущение ее студентом-современником, еще видевшим и лично общавшимся с ветеранами той Войны.
Ключевые слова: Великая Отечественная Война, современник, память.
* Студент 2 курса. Научный руководитель: Фомин М.С., преподаватель Бизнес-колледжа Новосибирского государственного университета экономики и управления, кандидат педагогических наута.пд).