Научная статья на тему 'СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЯКУТЯН'

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЯКУТЯН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
384
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
семья / семейные ценности / гражданский брак / Республика Саха (Якутия) / family / family values / civil marriage / Republic of Sakha (Yakutia)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисова Ульяна Семеновна, Петрова Сардана Алексеевна

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в апреле 2021 г. в Республике Саха (Якутия), цель которого заключалась в выявлении основных семейных ценностей современных якутян. Проведено сравнение полученных результатов с данными исследования, осуществленного в декабре 2020 года среди молодежи Республики Саха (Якутия). Сделан вывод, что современные семьи РС(Я) в основном следуют мировым тенденциям трансформации института брака и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY VALUES OF MODERN YAKUTIANS

The article presents the results of a sociological study conducted in April 2021 in the Republic of Sakha (Yakutia), the purpose of which was to identify the main family values of modern Yakutians. The results obtained are compared with the data of a study carried out in December 2020 among young people of the Republic of Sakha (Yakutia). It is concluded that modern families of the Republic of Sakha (Yakutia) basically follow the global trends in the transformation of the institution of marriage and family.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЯКУТЯН»

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЯКУТЯН

FAMILY VALUES OF MODERN YAKUTIANS

St

УДК 316

Борисова Ульяна Семеновна, магистрант Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова

Петрова Сардана Алексеевна, магистрант Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова

Borisova Ulyana Semyonovna, Master's Degree student, North-Eastern Federal University

Petrova Sardana Alekseevna, Master's Degree student, North-Eastern Federal University

Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в апреле 2021 г. в Республике Саха (Якутия), цель которого заключалась в выявлении основных семейных ценностей современных якутян. Проведено сравнение полученных результатов с данными исследования, осуществленного в декабре 2020 года среди молодежи Республики Саха (Якутия). Сделан вывод, что современные семьи РС(Я) в основном следуют мировым тенденциям трансформации института брака и семьи.

Annotation. The article presents the results of a sociological study conducted in April 2021 in the Republic of Sakha (Yakutia), the purpose of which was to identify the main family values of modern Yakutians. The results obtained are compared with the data of a study carried out in December 2020 among young

people of the Republic of Sakha (Yakutia). It is concluded that modern families of the Republic of Sakha (Yakutia) basically follow the global trends in the transformation of the institution of marriage and family.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, гражданский брак, Республика Саха (Якутия)

Keywords: family, family values, civil marriage, Republic of Sakha (Yakutia)

Существует множество научных мнений о том, что такое «семья» и каково ее значение в жизни человека. Согласно традиционным представлениям многих народов человек обретает целостность только после вступления в брак. Женатый человек - «полный» человек, который приобрел жизненно необходимые качества и получил соответствующее им и его социальному рангу «человеческое» имя[1].

По представлениям якутов, человек, который рожден в срединном мире, должен обязательно создать семью. Цель брака видится в образовании крепкой семьи, в создании материального состояния, в приумножении и продолжении отцовского рода [2]. С изменениями, которые происходят в современном мире, в первую очередь, сталкивается институт семьи. Все трансформации общества, которые происходят на сегодняшний день, непосредственно влияют на традиционные семейные ценности. И в ходе данного исследования, мы выяснили, подвержены ли мировым тенденциям семьи Республики Саха (Якутия).

Количественные данные о семейных ценностях были собраны в ходе проведенного онлайн-опроса. Данный опросник был создан в платформе Google Forms. Главным критерием отбора было семейное положение отвечающих (в официальном или гражданском браке).

Общее число респондентов составило 341 человек, среди них 269 женщин и 72 мужчин. Возрастной состав выборки: 18-22 - 6,7%, 22-26 -

20,8%, 26-30 - 17,6%, 30-40 - 34,9%, 40-50 - 7,0%, 50 и более - 12,9%. Характеристика выборки по национальности: якуты (саха) - 73,4%, русские -17,8%, представители КМНС - 4,4%, другие национальности - 4,4%.

Причиной заключения брака для большинства семейных пар была любовь (38,4%). Около трети респондентов (28,4%) узаконили свои отношения из-за желания создать семью. 12,8% опрошенных выбрали вариант «рождение ребенка». Среди других ответов, которые дали семьи, были «Независимость от родителей», «По настоянию родителей» и «Чтобы взять ипотеку».

Честность 92

Моральные ценности Уважение

Совместное времяпровождение, досуг

Поддержка, забота друг о друге, взаимопонимание

Дети Любовь

0 50 100 150 200 250 300 350

Рис. 1. Наиболее важные «семейные ценности» Результаты рисунка 1 показали, что самая главная семейная ценность для семейных пар это поддержка, забота друг о друге, взаимопонимание (84,6%). Большинство из нас хотят иметь близкого человека, с которым можно делиться переживаниями, на которого можно опереться в трудную минуту и которому можно доверять. Заветная мечта многих - полное взаимопонимание в отношениях. По мнению респондентов, «Дети» (61,5%), «Любовь» (58,9%) и «Уважение» (54,7%) имеют большое значение в семейных отношениях. Дети - главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек.

51

185

49

286

208

199

Далее мы попросили ответить на следующий вопрос: «Какая форма организации семьи Вам ближе?». Большинство семейных пар являются равноправными членами семьи и сообща принимают решения. Это показывает постепенное стирание границ между «женскими» и «мужскими» традиционными обязанностями.

Далее респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Как Вы относитесь к расширенной семье? (семейно-родственная система, состоящая из трех поколений)». Большинство респондентов (60,5%) указали, что относятся положительно, но живут отдельно от родителей. Несмотря на большой % положительного отношения к расширенной семье, следует отметить значительную долю негативно настроенных к данной форме семьи (27,4%). Этот показатель доказывает постепенное стирание традиционных семейных ценностей семьи, ведь современные пары предпочитают нуклеарную семью и желают, чтобы у каждой семьи было личное пространство и свой быт.

Следующим шагом, мы выяснили наиболее традиционную особенность якутской семьи по мнению респондентов. Респонденты выделили особенность того, что якуты приучают детей к труду с самого раннего детства (38%). Каждый третий считает то, у якутов выражена родовая солидарность, взаимоподдержка, терпимость и открытость другим. 16% ответивших выделяют особое отношение народа Саха к детям, чрезмерную опеку над ними. Каждый десятый респондент считает, что это бескорыстие и гостеприимство (10%). И всего лишь 8% респондентов думают, что это особое отношение народа Саха к женщине, матери и девушке.

Мы выяснили влияние СОУГО-19 на семью в период карантина. Более половины респондентов выявили положительные последствия для семьи (57,5%). Среди них, у 45,1% появилось больше свободного времени для совместного досуга, 23,1% респондентов выделили, что пара стала ближе друг другу. В каждой пятой семье (23,6%) появилось больше времени для

совместного времяпровождения. Для 42,5% респондентов карантин имел отрицательное влияние. Почти половина из них отметили появление финансовых трудностей в семье (49,3%). В каждой пятой семье увеличились ссоры и недопонимания (21,6%).

Далее мы сделали сравнительный анализ по признакам пола, национальности, возраста и месту проживания (табл.1).

Таблица 1 - Распределение семейного положения респондентов, (%)

Показатель в гражданском браке (сожительство) в официальном браке

Распределение по полу

женский 35,69 64,31

мужской 36,11 63,89

Распределение по национальности

представитель КМНС 26,67 73,33

русский(ая) 36,67 63,33

саха 35,69 64,31

другие национальности 45,45 54,55

Распределение по возрасту

18-22 65,22 34,78

22-26 50,70 49,30

26-30 31,67 68,33

30-40 35,29 64,71

40-50 12,50 87,50

50 и более 15,91 84,09

Распределение по месту жительства

в городе 38,52 61,48

в сельской местности 27,38 72,62

По данной таблице, мы выяснили, что большинство респондентов обеих полов находятся в официальном браке (64,31%). Отметим, что % гражданских браков среди мужчин незначительно выше, чем у женщин.

Наибольший % респондентов в гражданском браке среди русских (36,67%) и других национальностей (45,45%). Большинство представителей КМНС находятся в официальном браке (73,33%).

Доля гражданских браков среди городского населения значительно выше (38,52%). 65,22% респондентов в возрасте 18-22 находятся в незарегистрированном браке. В категории «22-26» мы видим равное распределение. В других возрастных категориях отмечается преобладание официального брака. Но следует выделить, что около трети в возрасте «30-40» находятся в гражданском браке (35,29%). Таким образом, мы можем утверждать, что среди молодежи увеличивается тенденция гражданского брака, то есть сожительства.

Также, мы выяснили отношение респондентов в официальном браке на незарегистрированный брак. Здесь мы выяснили интересную картину того, что менее половины респондентов (46,8%) относятся отрицательно, и с небольшой разницей 53,2% опрошенных положительно реагируют на гражданский брак. Это можно объяснить тем, что наше общество приспосабливается к современному миру. В последние годы наблюдается тенденция, что фактические браки становятся среди молодых людей новым этапом жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному браку, и пары в официальном браке одобряют эту моду.

Таблица 2 - Распределение отношения к гражданскому браку по возрасту

респондентов, (%)

Возраст Отрицательно Положительно

18-22 37,50 62,50

22-26 37,14 62,86

26-30 56,10 43,90

30-40 36,36 63,64

40-50 33,33 66,67

50 и более 75,68 24,32

По таблице 2 мы можем отметим следующее:

1) Большинство респондентов в возрасте 18-26 положительно относятся к гражданскому браку (62,50% и 62,86%); 2) В категории «26-30» мы видим наиболее равное распределение, в отличие от остальных групп; 3) Интересным является факт более положительного отношения к сожительству со стороны респондентов в возрасте «30-50». 4) Более старшее поколение отрицательно относится к гражданскому браку.

По данным результатам, мы можем утверждать, что отношение к фактическому браку в основном не зависит от возраста. Таким образом, несмотря на то, что в якутском обществе консервативные установки в менталитете, идет принятие западных черт в семейных ценностях.

Респондентам предлагалось ответить на следующий вопрос: «Собираетесь ли Вы вступать в официальный брак?».

Половина респондентов в возрасте от 18 до 22 лет выбрали вариант ответа «Да, определённо» (53%). Респонденты, в возрасте от 22 до 26 лет разбросаны по категориям «Да» и «Скорее да, чем нет». У этой категории семейных пар, в гражданском браке, наименьший % сомнения насчет законного брака (11%). У большинства пар в возрасте от 26 до 30 лет максимальное значение ответа «Скорее да, чем нет» (57,89%). Отметим, что пары в гражданском браке в возрасте «50 и более» в основном не планируют официально зарегистрировать свои отношения. Это можно объяснить тем, что скорее всего это их повторный брак и наличием собственных детей.

В таблице 3 мы выяснили причины отложения вступления в официальный брак.

Таблица 3 - Распределение ответов по полу на вопрос: «Почему Вы не

вступаете в официальный брак?», (%)

Почему Вы не вступаете в официальный брак? женский мужской

В этом нет необходимости 41,24 30,77

Нестабильное финансовое положение 30,93 26,92

Нужно лучше узнать человека, которого считаю своей половинкой, убедиться, что подходим друг другу 9,28 26,92

Пустая трата времени и нервов 4,12 3,85

Слишком большая ответственность 5,15 0,00

Другое 9,28 11,54

У респондентов женского пола в этом нет необходимости (41%). Каждую третью женщину волнует нестабильное финансовое положение (30,93%). Ответы респондентов мужского пола в основном распределены по трем причинам. Около 1/3 не считают это важным (30,77%), 26,92% выбрали вариант ответа «Нестабильное финансовое положение», и в отличие от женщин для мужчин важнее узнать человека получше. Это доказывает то, что мужчины ответственно относятся к выбору своей спутницы, и считают, что брак это - навсегда.

Далее рассмотрим варианты высказываний про образцовые семьи.

Таблица 4 - Распределение ответов по национальному признаку на

вопрос:

«Какой должна быть образцовая семья?», (%)

Возраст Идеальных отношений не бывает Материальное благополучие и достаток Семья со своими ценностями, традициями Семья, где царит любовь и взаимопонимание

18-22 17,39 4,35 17,39 60,87

22-26 14,08 15,49 11,27 59,15

26-30 15,00 8,33 13,33 63,33

30-40 16,81 10,08 18,49 54,62

40-50 12,50 0,00 29,17 58,33

50 и более 13,64 2,27 31,82 52,27

По таблице 4, мы можем отметим следующее: 1) Независимо от возраста большинство респондентов предпочитают семью, где царит любовь и взаимопонимание; 2) Наибольший % по показателю «Материальное благополучие и достаток» у возрастной категории «22-26». 3) Максимальное значение варианта «Идеальных отношений не бывает» в возрасте от 30 до 40. 4) «Семья со своими ценностями, традициями» выбрал каждый третий респондент от 40 до 50 лет. 5) Каждый третий респондент в возрасте «50 и более» считает, что образцовой семьей является семья со своими ценностями и традициями (31,82%). Важность ценностей и традиций отмечается у пар более взрослого поколения. Объясняется это тем, что с древних времен в якутской культуре ярко выражены традиционные ценности. Например, каждое лето большинство сельских семей занимаются сенокосом, где в работу включаются все близкие родственники. Эта традиция безусловно укрепляет связь между семьями.

Респондентам предлагалось ответить на следующий вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что одним из традиционных особенностей якутской семьи, является патриархальное общество, где главенствуют мужчины?». В ходе исследования выяснилось интересное распределение ответов по данному вопросу. Большинство респондентов женского пола не согласны с данным утверждением (66,54%), а 58% мужчин считают, что патриархальное общество является традиционной особенностью якутской семьи.

Далее мы сделали сравнительный анализ по вопросам семьи между молодежью РС(Я) и семьями РС(Я). В период с 20 марта по 30 апреля 2020 г. среди жителей Якутска, в возрасте от 14 до 30 лет включительно, нами был проведен социологический опрос на тему «Идеал современной семьи в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

представлениях молодежи» (число респондентов составило 304 человек). Данное эмпирическое исследование послужило для нас базой для сравнения. Таблица 5 - Сравнение распределения ответов респондентов на вопрос:

«Наиболее важные семейные ценности», %

молодежь РС(Я) семьи РС(Я)

Любовь 27,67 34,55

Уважение 26,70 32,12

Моральные ценности 17,84 8,85

Времяпровождение с семьей 17,48 8,51

Честность 10,32 15,97

«Любовь» и «уважение» наиболее важные семейные ценности по мнению молодежи и семей Республики Саха (Якутия) (27,67% и 34,55%). Если посмотреть в сравнении показатели «Моральные ценности» и «Времяпровождение с семьей», то мы можем отметить, что для молодых людей Якутии данные значения больше важны (17,84% и 17,48%). А для людей, которые уже находятся в браке, более важной семейной ценностью является «Честность» (15,97%). Давно уже подтверждённый факт того, что для многих семей основой их счастливой жизни является честность между супругами.

В таблице 6 мы сопоставили результаты ответа на вопрос «Сколько детей Вы хотели бы иметь?».

Таблица 6 - Сравнение распределения ответов респондентов на вопрос:

«Сколько детей Вы хотели бы иметь?», %

молодежь РС(Я) семьи РС(Я)

1 23,2% 6,1%

2 45,6% 32,2%

3 25,1% 39,8%

4 и более

6,1%

12,4%

По данной таблице, мы можем отметить, что молодые люди РС(Я) больше предпочитают малодетную семью (68,8%). Среди семей РС(Я) наибольшая доля находится в показателе «3» (39,8%). То есть факт того, что в обществе идет тенденция малодетности опровергается, так как те, кто уже находится в браке, хотят больше детей. Это мы можем увидеть и в показателе «4 и более», где разница между ответами составляет в 6,3%. Этот результат можно объяснить тем, что в менталитете якутян заложено иметь большое потомство, и несмотря на мировые тенденции, семьи Республики Саха (Якутия) хотели бы много детей.

Таким образом, по итогам проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что современные семьи Республики Саха (Якутия) следуют мировым переменам в плане семейных ценностей. Содержащиеся в статье положения и полученные выводы могут применяться для дальнейшего изучения проблем семьи.

Литература:

1. Бравина Р.И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса (на материале традиций саха). Новосибирск, 2005.

2. Корякина Антонина Федоровна, Герасимова Лилия Николаевна. Семейные ценности якутского народа в эпосе олонхо // Филологические науки. Вопросы теории и практики. URL: www. gramota. net/material s/2/2020/11/20.html

References:

1. Bravina R.I. The concept of life and death in the culture of the ethnos (based on the traditions of the Sakha). Novosibirsk, 2005.

2. Koryakina Antonina Fedorovna, Gerasimova Lilia Nikolaevna. Family values of the Yakut people in the olonkho epic // Philological sciences. Questions of theory and practice. URL: www.gramota.net/materials/2/2020/11/20.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.