Научная статья на тему 'Семейные ценности как объект социально-философского анализа'

Семейные ценности как объект социально-философского анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8352
947
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / FAMILY VALUES / CLASSIFICATION OF FAMILY VALUES / TRANSFORMATION OF FAMILY VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шаваева Ольга Александровна

Анализ системы семейных ценностей, показана их трансформация с развитием общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY VALUES AS AN OBJECT OF SOCIO-PHILOSOPHIC ANALYSIS

The analysis of values of family system was done; we also shown the transformation of the family values with the development of the society

Текст научной работы на тему «Семейные ценности как объект социально-философского анализа»

УДК 316.811

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Шаваева Ольга Александровна соискат. кафедры философии Кабардино -Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова, Нальчик, Россия

Анализ системы семейных ценностей, показана их трансформация с развитием общества

Ключевые слова: СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

UDC 316.811

FAMILY VALUES AS AN OBJECT OF SOCIO-PHILOSOPHIC ANALYSIS

Shavaeva Olga Aleksandrovna competitor of the Philosophy chair Kabardino - Balkarian state university named after Kh.M.Berbekov, Nalchik, Russia

The analysis of values of family system was done; we also shown the transformation of the family values with the development of the society

Keywords: FAMILY VALUES, CLASSIFICATION OF FAMILY VALUES, TRANSFORMATION OF FAMILY VALUES

На протяжении многих столетий семья - необходимый компонент социальной структуры любого цивилизованного общества. С семьи начинается общество, в ней происходит становление личности. Семья - это основанная на кровном родстве социальная группа, членов которой объединяет совместное проживание, быт, рождение и воспитание детей. Семья является важнейшим связующим звеном в отношении человека с окружающим миром, способствует социализации личности в социуме. Несмотря на то, что семью долгое время было принято считать фундаментом, на котором основан общественный порядок, она остается одним из недостаточно исследованных институтов.

А. Г. Харчев определяет семью как «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [11, 75]. А.И. Антонов и В. М. Медков определяют семью как малую социальную группу или общность людей, основанную на супружеском союзе и родственных связях, объединенную общей

деятельностью и осуществляющую воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержание существования ее членов [1, 16] .

Ф. М. Тумусов для эффективного изучения семьи и ее ценностей полагает необходимым разработку новой семейной парадигмы, которая будет эффективной для нашего исследования. Ее суть он поясняет следующим образом: «Здесь важно, прежде всего, опровергнуть представления скептиков о том, что семейная парадигма заключается в самодовлеющей и верховенствующей роли семьи в общественных отношениях. Скорее, ролевая установка общества должна обогатиться альтруизмом и преданностью, которыми обладают семейные отношения и которые следует переработать для вовлечения их в новом качестве на новые уровни общественного взаимодействия» [10, 157]. В семейной парадигме отражается фундаментальная картина социального универсума, включающая комплекс основополагающих представлений об обществе и индивиде, гражданском обществе и государстве, т.е. комплекс, составляющий как бы субстрат важнейших концепций, теорий, течений данного исторического периода. В семейной парадигме отражается также та система ценностей, которой придерживаются индивиды в определенный исторический период времени.

Институт семьи находится в постоянном изменении, которые детерминируются развитием самого общества, преобразованием общественных потребностей. Однако при всех этих изменениях общество на любой стадии своего исторического развития нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно заинтересовано в семье как форме организации этого воспроизводства.

На специфику конкретных ценностей, норм на разных стадиях развития семьи существенное влияние оказывают социально-экономические, идеологические, конкретно-исторические, этнические,

религиозные факторы. Социально-экономические факторы воздействуют на семью не непосредственно, а через культурные ценности. М. С. Мацковский пишет: «Нормы и традиции, изменяясь со временем, различаются также в зависимости от той или иной стадии жизненного цикла семьи. Существенная дифференциация ценностей и норм в сфере брачно-семейных отношений, а также неформальных санкций за их нарушение наблюдается в различных регионах нашей страны. Она во многом обусловлена традициями и обычаями, питаемыми многими источниками, в том числе и религиозными предрассудками» [5, 23].

Как социальный институт семья всегда руководствовалась правилами, принципами поведения, ценностями, которые способствовали взаимопониманию ее членов. Мацковский рассматривает семью как социальный институт, что позволит ответить на вопрос: чем отличаются семейные ценности и нормы в различных культурах и при различных идеологических, политических и социально-экономических условиях?

Анализу семейных ценностей их роли в жизни общества много внимания уделил Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, ценности и нормы являются необходимыми элементами, которые сохраняют порядок любой социальной системы, в том числе и семьи. Он указывал на существующие негативные тенденции в развитии семьи в начале XX века. Дюркгейм отмечал уменьшение солидарности современной ему семьи как жизненного источника межличностных отношений, что было следствием уменьшения размера семьи. Он ввел понятие аномии, объясняя смысл данного понятия следующим образом: «аномия выражает такое состояние общества, при котором отсутствует твердая моральная регуляция индивидуального поведения, когда старые ценности уже не работают, а новые еще не утвердились» [3, 239].

Дюркгейм рассматривал формы культуры как системы ценностей: «Существуют различные типы ценностей. Одно дело - экономическая

ценность, другое - ценности нравственные, религиозные, эстетические, метафизические. Столь часто предпринимавшиеся попытки свести друг к другу идеи добра, прекрасного, истинного и полезного всегда оставались напрасными» [3, 291]. Т. Парсон указывал на роль ценностей для обеспечения стабильности общества. Необходимым для стабильности социальной системы он считал консенсус ценностей. Парсонс пришел к выводу, что каждое общество, в дополнении к специфическим нормам, имеет определенные, присущие только ему ценности и фундаментальные ценности должны стать частью личности.

Много внимания проблеме ценностей уделил П. Сорокин. Причиной кризиса любого общества он считал кризис базовых ценностей. Систему ценностей он рассматривал как социальное явление. П. Сорокин характеризовал сущность социального явления как взаимодействие, обладающее специфическими признаками. Он писал: «Таким образом, социальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы. Это то, что многие называют «социальной душой», это то, что многие называют цивилизацией и культурой, это то, что третьи определяют термином «игра ценностей», в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе» [8, 43].

Согласно Сорокину, социальное явление дано там, где существует психическое взаимодействие между людьми. Каждое психическое взаимодействие имеет две стороны: внутреннюю - чисто психическую, также внешнюю - символическую, которая всегда дана в виде символов. Для возможности правильного психического общения необходимо одинаковое понимание символов, объективирующих душевные состояния. Там где нет этой тождественности, там нет и социальной группы. Где степень ее очень низка, там низки и слабы психические связи,

скрепляющие членов группы. Сорокин заключает: «вне организации нет и не может быть социальной группы, так как именно одинаковое понимание символов и является одним из элементов этой организации - организации психической» [8, 45]. Таким образом, благополучие и стабильность семьи невозможны без одинакового понимания ценностей всеми ее членами.

Ценности определяют поведение людей, нормы и правила, характерные для людей. На каждом этапе развития общества формируется своя иерархия ценностей, что выражается в ценностных ориентациях. Ценностные ориентации это сознательные предпочтения или отвержения определенных способов поведения и удовлетворения потребностей. Они воздействуют на мотивацию поступков, мировоззрение людей. Семья остается для индивида одной из важнейших ценностей. Под ценностями понимается свойство общественного предмета удовлетворять определенные потребности человека, группы, общества.

К ценностям относятся представления, разделяемые большинством людей относительно того, что правильно, необходимо. Система сложившихся ценностей служит моральным регулятором отношений в обществе и в семье.

В науке сложились различные подходы к классификации ценностей. С. А. Давыдов и А. М. Рогова пишут: «Их типологизируют: 1) по объективным характеристикам явлений, выступающих ценностями (материальные и духовные, большие и малые), 2) по субъекту (ценности общества, народа, нации, партии, коллектива, индивида), 3) по типу потребностей индивида (экономические, политические, религиозные и т.п.)» [2, 8]. В системе ценностей социального субъекта они выделяют: смысложизненные о добре и зле; универсальные: витальные, демократические, ценности общественного признания (трудолюбие), ценности межличностного общения (честность), ценности личностного развития; партикулярные: традиционные (любовь к семье, к малой родине),

религиозные, урбанистические, связанные с личным успехом, коллективистские (взаимопомощь, солидарность).

В системе ценностей значительную роль играют ценности семьи. Семейные ценности - это культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Они складываются из общечеловеческих ценностей, к которым относятся: жизнь, здоровье, мир, время, свобода личности, её честь, личное достоинство, роскошь общения с другими людьми, опыт человечества, истина, добро, красота, справедливость, благородство, милосердие и др. В идеальном варианте ценности семьи должны быть сформированы в соответствии с общечеловеческими и ценностями общества, в котором живёт семья. Формирование ценностей и ценностных ориентации семьи является одной из ключевых задач общества. Ценности и ценностные ориентации семьи -это фундамент, на котором строится семейная жизнь и воспитание детей.

Разделяемые семьей ценности отражают объективно существующие ценности той социальной среды, которая окружает индивида. Эти ценности признаются членами семьи. Ценности влияют на поведение человека в семье, а семья служит способом реализации семейных ценностей.

Семейные духовные ценности во многом определяются набором ценностей и ценностных ориентации молодых людей, вступающих в брак. К ним можно отнести: семейную жизнь как ценность; детей как ценность; традиции семейного воспитания как ценность; воспитание духовно-нравственной личности как ценность; развитие чувственно-эмоциональной сферы как ценность; любовь; духовные потребности, интересы, идеалы, желания, характер взаимоотношений, стиль общения, нормы взаимоотношений в обществе, отношение членов семьи к своим обязанностям; совершенствование духовного мира семьи и каждого из её членов; включённость их всех в жизнь семьи; глубокое уважение друг к

другу; взаимопонимание и уважение; здоровый культ матери и отца в семье; единство требований к себе и детям; душевное единение родителей и детей; педагогическую и психологическую образованность родителей как ценность и др. Эти и другие ценности, а также ценностные ориентации в процессе семейного воспитания входят в социальную и духовную сущность растущего человека как на уровне сознания, так и на уровне подсознания и в зрелые годы выступают доминантой при построении личной и семейной жизни. Именно родители должны передать детям ценности, которые помогут с честью прожить жизнь.

Семейные ценности - это то, что важно, ценно, уважаемо всеми членами семьи, общее поле их интересов. Для большинства людей семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, дом. Семейные ценности - это положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями. Ценности закладываются у ребенка в раннем детстве. Хотя их система формируется под влиянием идеологии и культуры общества в целом, непосредственный опыт, который ребенок получает в семье, имеет большое значение.

Классификацию семейных ценностей можно также произвести исходя из определения семьи. Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи. Выделяется три группы семейных ценностей:

1) ценности, связанные с супружеством;

2) ценности, связанные с родительством;

3) ценности, связанные с родством.

Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов или ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.

Согласно Давыдову и Роговой, семья представляет собой взаимодействие ценностей двух уровней: 1) социальных ценностей как ядра, присущих социальному институту, 2) индивидуальных ценностей как изменчивого составляющего. Цели, нормы, социальные роли, правила поведения - все это средства воплощения ценностей в жизнь [2, 14].

Ф. С. Тумусов пишет: «В России главным фактором кризиса семьи стал цивилизационный кризис, связанный со сломом советского цивилизационного этапа и трудностями построения нового. Это повлекло за собой утрату Смысла, разрушение системы ценностей, которая задает ориентиры развития личности. Наиболее сильно этот процесс затронул подрастающее поколение. Ценностный хаос, царящий в голове молодых, вполне объясняет столь типичные сегодня отсутствие трудовой морали, антиобщественное поведение, жестокость, агрессивность, подверженность внешним влияниям» [10, 156].

В современном обществе произошло выпадение семейных ценностей из системы ценностей индивида. Это отразилось на росте числа разводов. По данным статистики в России разводом заканчивается каждый второй брак. Помимо этого высок уровень внебрачных рождений и отказов

от рожденных детей. В России в последние годы регистрировать брак становится немодным. Захаров С. В. приходит к выводу: «Результаты обследования позволяют сделать вывод, что в России в последние два десятилетия произошла «тихая революция» в отношении к браку. Поколения россиян, родившиеся во второй половине 1960-х годов и позже, все чаще начинают совместную жизнь с партнером не с регистрации брака» [4, 91]. Захаров отмечает, что среди представителей поколений, родившихся после 1960 года, распространение неформальных отношений имеет взрывной характер. Неформальные отношения в начале совместной жизни для большинства являются временными и имеют характер пробного брака. Многие пары спустя время заключают юридически оформленный брак. В то же время регистрация брака часто не просто откладывается не неопределенное время, но и не происходит вовсе. В современной России наблюдается высокая доля внебрачных рождений.

Брачно-семейное законодательство в нашей стране до 1917 года, а во многих европейских странах и в США до второй половины XX века допускало разводы только в случаях супружеской измены, грубого и жестокого обращения с супругом и детьми или серьезного нарушения других правил семейной жизни. У виновной стороны отбирали детей и передавали на воспитание другому родителю, на длительный срок запрещали вступать в новый брак, раздел имущества решался в пользу невиновной стороны. Американские авторы отмечают, что традиционный принцип «развод по вине» во многих странах сменился принципом «развод без вины», когда брак прекращается без предъявления вины в суде одной из сторон. Данный принцип применяется и в нашей стране.

Таким образом, в настоящее время ценности родительства, многодетности отходят на задний план. Анализируя эту ситуацию, С. Д. Мезенцев и А. С. Агавелян приходят к выводу: «а) наличие в семьях

одного или двух детей определяется преобладающей ориентацией именно на такое количество детей;

б) потребность в детях занимает невысокое положение в структуре потребностей личности, а высокий уровень внесемейных ценностных ориентаций влечет осознание родительства как препятствия для самореализации личности;

в) снижение потребности семьи в детях находит свое проявление и подтверждение в количественных показателях репродуктивного поведения населения» [6,98]. Таким образом, что для современного общества характерным является отсутствие «детоцентризма».

Причиной снижения потребности в традиционной семье, детях можно назвать достижения современной цивилизации. Нежелание жертвовать своим комфортом, своим временем, успехом исключает как деторождение, так и семью вообще. Е. Н. Новеселова пишет: «Угасание цивилизации - это, прежде всего, разрушение института семьи, снижение рождаемости и распространение социальных патологий. В России и в мире все больше пожилых людей, все меньше детей, все больше семей, в которых всего один ребенок, все больше мужчин и женщин, решивших, что дети им вообще не нужны... » [7, 58].

Большое внимание семье будущего уделил Э. Тоффлер. Согласно Тоффлеру, возникает новая система семьи Третьей волны, основанная на разнообразии типов семьи и большей вариативности ролей человека [9]. В сфере ценностей, согласно Тоффлеру, необходимо начать избавляться от необоснованного чувства вины, которым сопровождается крах и реструктуризация семей. Тоффлер утверждает, что ценности, как правило, изменяются медленнее, чем социальная действительность. Поэтому надо развивать этику терпимости к многообразию, которого требует и которое порождает будущее общество. Тоффлер полагает, что многие люди, воспитанные в условиях Второй волны, твердо усвоившие, что один тип

семьи «нормален», а остальные несколько подозрительны, если не «извращены», остаются нетерпимыми к новому разнообразию типов семьи. Тоффлер приходит к выводу, что новая система семьи будет главным институтом в новой социосфере, образующейся наряду с техносферой и инфосферой. Таким образом, адаптируясь, семья меняет свою форму, те или иные функции, способы коммуникации, но сам институт семьи сохраняется.

В заключение можно сделать вывод, что модернизация затронула все сферы жизнедеятельности семьи, что привело к широкому многообразию моделей семьи, а также трансформации семейных ценностей. При движении к постиндустриальному обществу семья будет иметь все большее значение в общественном устройстве. Поскольку постиндустриальная фаза развития общества выдвигает приоритет знания и основной его ценности, а ценность знания формируется, прежде всего, в семье.

Литература

1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»). 1996. 386 с.

2. Давыдов С. А., Рогова А. М. Формирование семейных ценностей молодого поколения в период трансформации хозяйственной системы (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Санкт-Петербург, 2010. 328 с.

3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. 396 с.

4. Захаров С. В. Новейшие тенденции формирования семьи в России // Мир России. 2007. №4. 90-96 с.

5. Мацковский М. С. Социология семьи. М.: Наука, 1989. С.23. 243 с.

6. Мезенцев С. Д., Агавелян А. С. Семья - не просто ячейка общества // Вестник Московского университета. серия 18 «Социология и политика». 2001. №2. 94-101 с.

7. Новоселова Е. Н. Судьба традиционной семьи в эпоху прогрессирующего эгоизма // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2013. №2.

8. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Санкт-Петербург: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1999. 425 с.

9. Тоффлер Э. Третья волна. М.:АСТ. 2004. 386 с.

10. Тумусов Ф. С. Семья и постиндустриальная цивилизация // Вопросы философии. 2001. №12. 153-162.

11. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. 365 с.

References

1. Antonov A. I., Medkov V. M. Sociologija sem'i. M.: Izd-vo MGU: Izd-vo Mezhdunarodnogo universiteta biznesa i upravlenija («Brat'ja Karich»). 1996. 386 s.

2. Davydov S. A., Rogova A. M. Formirovanie semejnyh cennostej molodogo pokolenija v period transformacii hozjajstvennoj sistemy (na primere Sankt-Peterburga i Leningradskoj oblasti). Sankt-Peterburg, 2010. 328 s.

3. Djurkgejm Je. Sociologija. Ee predmet, metod, prednaznachenie. M.: Kanon, 1995. 396 s.

4. Zaharov S. V. Novejshie tendencii formirovanija sem'i v Rossii // Mir Rossii. 2007. №4. 90-96 s.

5. Mackovskij M. S. Sociologija sem'i. M.: Nauka, 1989. S.23. 243 s.

6. Mezencev S. D., Agaveljan A. S. Sem'ja - ne prosto jachejka obshhestva // Vestnik Moskovskogo universiteta. serija 18 «Sociologija i politika». 2001. №2. 94-101 s.

7. Novoselova E. N. Sud'ba tradicionnoj sem'i v jepohu progressirujushhego jegoizma // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 18. Sociologija i politologija. 2013. №2.

8. Sorokin P. Prestuplenie i kara, podvig i nagrada. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Russkogo Hristianskogo gumanitarnogo instituta, 1999. 425 s.

9. Toffler Je. Tret'ja volna. M.:AST. 2004. 386 s.

10. Tumusov F. S. Sem'ja i postindustrial'naja civilizacija // Voprosy filosofii. 2001. №12. 153-162.

11. Harchev A. G. Brak i sem'ja v SSSR. M.: Mysl', 1979. 365 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.