Научная статья на тему 'Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних'

Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3238
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК / СЕМЕЙНЫЙ ФАКТОР / ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Асильдерова Мадина Магомедовна

Современная семья претерпевает изменения. В настоящее время наметился устойчивый рост однодетных семей. А криминологическими исследованиями доказано, что процесс снижения количества детей в семье способствует росту числа трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних»

48

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2009

УДК 371.03

СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА И ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

© 2009 Асильдерова М.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

Современная семья претерпевает изменения. В настоящее время наметился устойчивый рост однодетных семей. А криминологическими исследованиями доказано, что процесс снижения количества детей в семье способствует росту числа трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей.

Modern family has undergone another change. At present, the steady increase of single-child families has been observed. And the criminological research proved that the process of reducing the number of children in the family contributes to the increasing number of "problem" teenagers and young delinquents.

Ключевые слова: трудный подросток, несовершеннолетние правонарушители, социальный риск, семейный фактор, преступность.

Keywords: problem teenager, juvenile delinquents, social risk, family factor, crime.

Как показывают многочисленные исследования, наиболее распространенной причиной появления у несовершеннолетних антиобщественных наклонностей является отрицательная обстановка в семье, ее неправильный образ жизни.

Ничто не может сравниться по силе влияния в вопросах подготовки подростков к личной жизни с тем, какое влияние оказывает семья. Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные, самые интимные стороны жизни подростков, которые не доступны общественному воспитанию. Семья воспитывает их всем образом своей жизни, той духовнонравственной атмосферой, которая господствует в ней.

Подростки во всем следуют семейным традициям, подражают родителям. Нравы родителей, манеры их общения, уровень духовности, моральная ориентация длительное время воспринимаются ими без критики (еще недоступной по возрасту) и

становятся привычной нормой отношения к себе и окружающим [6].

Социально-экономическая и политическая нестабильность в обществе усиливает негативные тенденции в развитии брачно-семейных отношений. В течение последних лет в России наблюдается увеличение неполных семей за счет разводов, внебрачной рождаемости и вдовства, семей с отчимами. На практике и в теории уже давно доказано влияние роста числа таких семей на рост преступности несовершеннолетних. При этом указываются разные комплексы, отрицательно действующие на несовершеннолетних в неполных семьях: пробелы в организации контроля за поведением детей, снижение уровня и интенсивности помощи в учебе; напряженная атмосфера внутри и вокруг семьи; легкомысленное или аморальное поведение оставшегося с детьми родителя; ухудшение материально-бытовых возможностей семьи.

Психолого-педагогические науки •••

В повседневной жизни мать и отец, воспитывая своих сыновей и дочерей и имея каждый свою индивидуальность, дополняют друг друга. Теряя одного из родителей, подросток лишается существенной части мира нравственно-эмоциональных отношений. Так, мать вносит в воспитание детей душевную мягкость, нежность. Она была и есть носитель доброты, сострадания, внимания и заботы. Отец же привносит в воспитание дух мужской твердости, требовательности, принципиальности, строгости, мужественности, четкой организованности. Поэтому воспитательный потенциал неполной семьи, в которой растет подросток, педагогически и психологически ограничен.

На основании данных о составе семьи, полученных нами в ходе анкетирования и изучения уголовных дел, можно сделать вывод о том, что подростки, совершившие преступление, воспитывались в более сложных условиях, чем их законопослушные сверстники. Так, 52,9% юношей-преступников и 62,3% девушек-преступниц проживали в распавшейся или не созданной семье (развод родителей, рождение ребенка вне брака и др.). В контрольной группе таких подростков оказалось в 2-2,5 раза меньше. Мало того, почти одна четвертая часть (23,8%) родителей подростков-преступников сами воспитывались в условиях неполной семьи.

Материальное положение неполной родительской семьи всегда существенно хуже, чем семьи полной. Материальные затруднения в таких семьях чаще, чем в полных семьях, формируют у подростков зависть, жадность, хитрость, эгоизм и, как следствие, противоправные устремления, чаще корыстного порядка.

Как показало исследование, в половине неполных семей, в которых воспитывались несовершеннолетние преступники, причиной отсутствия одного из родителей является расторжение брака. Развод - это не

49

только прекращение брачного союза мужчины и женщины. Это почти всегда разрушение семьи. Душевная травма, нанесенная брошенному ребенку (его положение хуже, чем положение сирот), подчас оставляет неизгладимый след на всю жизнь. Так как развод и все нелегкие предшествующие ему стадии падают большей частью на детей школьного возраста, когда их эмоциональный мир довольно хрупок, пережитое оказывает весьма тяжелое воздействие на психику подростков.

Расторжение брака часто приводит оставшегося с подростком родителя к новым непрочным связям интимного характера, либо к созданию новой супружеской семьи, где подростки чувствуют себя не очень уютно, так как психологически им трудно вступить в отношения с новыми лицами, входящими в семью. У них еще жива психологическая травма от распада родительской семьи, велик страх потерять любовь отца или матери. При появлении нового члена семьи у подростков часто возникает ревность. В таких условиях они активно противодействуют попыткам их матерей или отцов создать семью заново, конфликтуют с родителем по этому поводу. В таких семьях эмоциональная близость родителя и подростка нарушается, в поведении последнего появляется агрессивность, жестокость. Пытаясь в связи с этим выразить протест своей матери или отцу, подростки зачастую идут на нарушение норм морали, а иногда и на совершение преступления. Поэтому не случайно, что 28,9% юно-шей-преступников и 40,9% девушек-преступниц были выходцами из семей, где их воспитанием занимались мать и отчим или отец и мачеха. Среди подростков из контрольной группы воспитывающихся в таких семьях оказалось всего 7,8%.

Следует признать, что проблема неполной семьи нуждается в углубленном анализе. В ходе исследования было установлено, что в 38%

50

Известия ДГПУ, №4, 2009

полных семей, в которых воспитывались несовершеннолетние преступники, пьянствовали отцы. Среди подростков из контрольной группы эта цифра значительно ниже -17,4%. В этой связи следует признать, что в формировании личности подростков большую криминогенную роль играет как факт проживания в распавшейся или несозданной семье, так и проживание в полной семье, в которой пьянствует отец. Можно утверждать, что в ряде случаев семья перестает быть неблагополучной с воспитательной точки зрения именно в результате развода, который удаляет из нее источник постоянного негативного влияния на детей. Более того, сохранение полной структуры в семьях, в которых один из родителей (обычно отец) превратился в источник антиобщественного влияния на ребенка, несравненно более пагубно для воспитательного процесса в семье, нежели развод во имя восстановления нормальной воспитательной атмосферы. Однако женщины решаются на развод с пьяницей лишь тогда, когда они теряют всякую надежду. К этому времени подростки получают негативный воспитательный «заряд», изо дня в день наблюдая пьяные скандалы. Во многих случаях уже не удается нейтрализовать воспринятую ими модель поведения, и их судьба воспроизводит судьбу родителей [5].

Современная семья в последние годы претерпела еще одно изменение. В настоящее время наметился устойчивый рост однодетных семей. А криминологическими исследованиями доказано, что процесс снижения количества детей в семье способствует росту числа «трудных» подростков и несовершеннолетних правонарушителей [3]. Положение единственного ребенка таит потенциальную возможность для развития у него эгоизма, собственнических устремлений, корыстных мотивов поведения.

Проведенным исследованием установлено, что в семьях с одним ребенком воспитывалась треть (34,1%) девушек и каждый четвертый (26,9%) юноша, совершившие преступление. Вместе с тем большинство (63,2%) законопослушных подростков воспитывалось в семье вдвоем с сестрой или братом.

Однако среди подростков, совершивших преступление, в отличие от их законопослушных сверстников, в 2-2,5 раза чаще встречаются выходцы из многодетных семей (трое и более детей). Так, в многодетных семьях воспитывалось 19,4% юно-шей-преступников, 24,4% девушек-преступниц и только 10,3% подростков из контрольной группы. Отчасти это объясняется тем, что происходящие в стране социальноэкономические реформы негативно сказываются на материальном положении большинства российских семей, менее социально защищенными в этом плане оказались многодетные семьи. К тому же в многодетных семьях значительно повышается перегрузка женщины, что негативно отражается на отношениях в семье.

Отечественными и зарубежными криминологами давно доказано, что преступность, в том числе несовершеннолетних, часто связана с бедностью, обнищанием населения. Как справедливо указывает Ю. М. Антонян, особенно неблагополучно в настоящее время социальноэкономическое положение молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, которой почти наглухо закрыт доступ к модным и престижным вещам, обладающим в их глазах огромной притягательной силой. Это толкает их на совершение погромов, краж, грабежей, разбоев и хулиганских действий [8].

Как свидетельствуют результаты опроса, 43,5% юношей и 50,0% девушек, совершивших преступление, воспитывались в семьях, которые испытывали материальные затруднения. Среди их сверстников из кон-

Психолого-педагогические науки

51

• ••

трольной группы этот показатель семейного неблагополучия встречается в 6 раз реже (только в 7,8% семей).

Вместе с тем большинство несовершеннолетних преступников как мужского, так и женского пола имели удовлетворительные жилищные условия. Причем у 9,0% девушек и 2,7% юношей, совершивших преступление, жилье совсем отсутствовало. По нашим данным, подростки из контрольной группы в 5 раз чаще, чем несовершеннолетние преступники, имели отдельную детскую комнату. Подростки из неблагополучных семей, не имеющие своей комнаты, становятся постоянными свидетелями интимных эпизодов, родительских ссор, драк, пьянства.

Особенно обостряется эмоционально-психологический климат в семье в результате того, что многие разведенные супруги из-за отсутствия жилья продолжают проживать совместно, что в большей степени негативно сказывается на психике и поведении девушек, чем юношей. Так, по результатам нашего исследования почти с каждой пятой (19,5%) девушкой, совершившей преступление, и только с каждым десятым (11,5%) юношей, совершившим преступление, совместно проживали оба родителя после расторжения брака. В контрольной группе подростков, проживающих в такой семейной обстановке, было выявлено в 2-3 раза меньше (6,5%), чем среди их сверстников-преступников.

Воспитательные возможности семьи зависят не только от ее структуры, материальной обеспеченности, жилищных трудностей. В значительной степени они зависят от общего нравственного и эмоционального климата в семье.

Как и следовало ожидать, проведенным исследованием установлена повышенная криминогенность семей несовершеннолетних преступников. У каждого пятого (19,2%) юноши и у каждой четвертой (26,9%) девушки, совершивших преступление, имеет

судимость отец, а у каждого одиннадцатого (8,8%) юноши и у каждой восьмой (12,1%) девушки - мать. В семье каждого шестого несовершеннолетнего преступника (у 15,9% юношей и 17,3% девушек) был ранее судим брат. Относительно часто в семьях подростков, совершивших преступление, встречаются ранее судимые сестры, а также бабушки и дедушки (у 9,1% юношей и у 17,4% девушек). Среди подростков из контрольной группы эти показатели незначительны. Только 1,7% из них имели ранее судимого отца и столько же - ранее судимую сестру, 3,4% - ранее судимых бабушек или дедушек, а 2,6% - ранее судимого брата. Ранее судимых матерей в семьях законопослушных подростков не выявлено.

Несовершеннолетние из таких семей воспитываются в условиях высокой криминогенной зараженности микросреды. Антиобщественное противоправное поведение родителей пагубно влияет на их физическое и нравственно-психологическое развитие, порождает обстановку нравственной безответственности, служит основной причиной их алкоголизации, аморального и правонарушающего поведения.

Постоянное общение с криминально настроенными членами семьи также отражается на направленности преступных посягательств подростков. Например, 41,7% девушек, в семьях которых имелись ранее судимые родители, были привлечены к уголовной ответственности за совершение аналогичного преступления. Причем 80% из них последовали преступному примеру своей матери.

Такие крайние меры, как лишение родительских прав, а также ограничение в дееспособности, применялись в отношении 6,9% матерей и 5,4% отцов юношей-преступников и в отношении 10,5% матерей и 7,1% отцов девушек-преступниц. В контрольной группе таких случаев выявлено значительно меньше: у 1,3% подростков был лишен родительских прав отец, а у 0,4% была ограничена

52

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2009

в дееспособности мать. При этом «при живых родителях лишение их прав - крайняя мера. Ничто не может заменить родительской ласки, доброты и человечности матери, всей каждодневной, бесконечно заполненной атмосферы семьи» [5]. Подростки очень переживают разрыв с родителями, особенно с матерью,

которая в формировании их личности играет первоначальную роль. Изоляция от родителей наносит им огромную психологическую травму, способствует дальнейшей деформации их личности и при определенных условиях неизбежно ведет к совершению ими преступления.

Примечания

1. Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения. Минск : Университетское, 1989. 2. Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. М., 1988. 3. Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования, 1988. 4. Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков // Психологическая наука и образование. №1. 1997. 5. Ерошенков И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М. : Просвещение, 1986. 6. Краковский А.П. О подростках. М. : Просвещение, 1970. 7. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко. Под ред. А. В. Петровского. М., 1985. 8. Крутецкий В.А. Психология подростка. М., 1965. 9. Лелюх В.Ф. Проблемы девиантности и социально-правовой адаптации молодежи. Улан-Удэ, 1999. 10. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988. 11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995. 12. Павленок Г.Д. Основы социальной работы. М., 1998. 13. Рябушев В.Н. Теория социально-культурной деятельности. Улан-Удэ, 1999.

Статья поступила в редакцию 22.10.2009 г.

УДК 37(091)

ТРАДИЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

У ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

© 2009 Магомедов А.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье изложены основы патриотического воспитания горцев Северного Кавказа. Главное внимание уделено традициям народов в воспитании любви к Родине, храбрости, мужества, самоотверженности, чести и гордости за родной край. Отмечены некоторые аспекты использования лучших традиций горцев в современной воспитательной практике.

The author of the article states the bases of the patriotic education in mountain dwellers’ experience and practice in the Northern Caucasus. The main attention is paid to Daghestan nationalities’ traditions and their use for forming the love for Motherland, bravery, courage, selflessness, honour and pride for the native land. Some aspects of using the mountain dwellers’ best traditions in modern educational practice are noted.

Ключевые слова: патриотизм, любовь к родине, традиции, воспитание, Отечество.

Keywords: patriotism, love for Motherland, traditions, education, Fatherland.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.