УДК 159.924.7:616-053.6 ББК 88:8
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В АКЦЕНТУАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА
ПОДРОСТКОВ
А.А. МУСИНА, АО МУА, г. Астана, Казахстан e-mail: mussina.a@amu.kz, aiman_m-a@mail.ru
Аннотация
В статье дан анализ черт воспитательного процесса родителей подростков. Выявлены недостатки семейного воспитания, которые проявились притворствующей родительской гипопротекцией, лишающей их самостоятельности и препятствующий формированию базисных приобретений и новообразований возраста. Ограничения и выявленный частый запрет родителей основной фактор способствующий акцентуации статуса подростка, что при воздействии стресс-факторов будет усиливать их астеничные черты характера.
Ключевые слова: воспитательный процесс, девиация, подросток, психологический статус, семья.
Актуальность. Из всех факторов социализации институт семьи является самым значимым, его влияние человек испытывает с рождения на протяжении многих лет, аккумулируя традиции и ценности семьи и передавая их следующим поколениям. Семья - это малая социальная ячейка, члены которой связаны взаимной любовью и уважением, общностью быта, духовно -нравственной атмосферой, взаимопомощью и моральной ответственностью. С этих позиций семья является основой здоровья и благополучия всех ее членов [ 1].
Воспитание здорового ребенка - основная функция семьи. Здоровье - это многогранное понятие. Относительно детей общесемейная деятельность по охране здоровья должна ориентироваться на позитивные установки: формирование и сохранение физического и психического развития, соответствующего канонам возрастной периодизации на разных этапах их жизнедеятельности. Это нравственное и интеллектуальное воспитание, формирование адекватного отношения к жизненным ценностям и гражданской позиции к девиациям в обществе [2].
Непонимание родителями проблем подросткового возраста часто способствует возникновению конфликтных ситуаций. Подросток бросает «вызов» родителям, который часто носит протестный характер в виде девиантного поведения. Статистика подтверждает, что в семьях, где имеют место неудовлетворительные отношения и
асоциальное поведение, чаще происходит приобщение подростков к курению и алкоголю
[3].
Всегда характеристика внутрисемейной атмосферы с позиции родителей и подростков не однозначна. Рассматривая семью как структуру по защите от внешних социальных влияний, подростки чаще, чем родители, фиксируют удовлетворительные и даже конфликтные отношения. Занятость родителей на работе и отсутствие должного внимания детям не способствуют хорошим детско-родительским отношениям. Непонимание родителями проблем подросткового возраста часто способствует возникновению
конфликтных ситуаций. Подросток бросает «вызов» родителям, который часто носит протестный характер в виде девиантного поведения [4].
На фоне усиления интенсивности стрессогенности на массовом популяционном уровне плохое эмоциональное состояние и напряженные взаимоотношения в семье влияют на степень развития девиации подростка [5, 6].
Целью работы была оценка выраженности черт воспитательного процесса,
способствующих акцентуации
психологического статуса подростков.
Для достижения цели ставились следующие задачи:
1) диагностика типов семейного воспитания.
2) оценить выраженность черт воспитания у родителей с учетом пола подростка.
Материалы и методы. Нами проведен
опрос 42 родителей подростков (10-15 лет) г. Астаны. Для изучения влияния родителей в воспитании подростка и поиска ошибок в родительском воспитании был применен тест "Анализ семейных взаимоотношений", который позволил диагностировать нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности [7].
Статистическую обработку проводили в программе Statistica Base Windows v.10 Russian Academic/Government [8] с учетом пола опрошенных родителей и в целом по выборке (рисунок №1).
Анализировалось 18-ть показателей: Г(+), Г(-) - уровень протекции; У(+), У(-) - полнота удовлетворения потребностей; Т(+), Т(-) -количество требований; З(+), З (-) - число
запретов; С(+), С (-) - жёсткость санкций; Н (+), Н(-) - неустойчивость стиля внимания; РРЧ -расширение сферы родительских чувств; ПДК -предпочтение в подростке детских качеств; ВН-воспитательная неуверенность; ФУ - фобия утраты ребенка; НРЧ - неразвитость родительских чувств; ПНК - проекция на ребёнка собственных нежелательных качеств; ВК - вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания^
Знак «+» означал чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания, а знак «-» недостаточную выраженность.
Знак «+-» означал, что при данном типе воспитания возможна как чрезмерность данной черты, так и ее недостаточность или не выраженность.
1 - А В С D Е F G H I J к L
1 Valid N Mean Confidence ( 95 000%) Confidence (95 000%) Median Mode Frequency (of Mode) Minimum Maxiniurr Std.Oev Standard (Error:
2 Г+ 42 5.547619 6 133505 6 961733 7 000000 r 7,000000 14 3 000000 9 00000 1.328898 0.205053
3 Г 42 5.690476 5.069181 6,311772 5.500000 " 5.000000 10 1 000000 10 00000 1.993747 0.307642
4 У+ 42 6,642857 6.093020 7,192695 7.000000 ' 8.000000 9 2,000000 10 00000 1.764438 0,272259
5 У- 42 2,023810 1.585869 2,461750 2.000000 г 3.000000 11 0 000000 4.00000 1.405357 0,216851
6 т+ 42 2,833333 2,511124 3,155543 3.000000 г 3.000000 15 1 000000 5.00000 1.033976 0.159546
7 Т- 42 2,309524 1.917228 2,701819 2.000000 r2.000000 13 0 000000 5.00000 1,258882 0 194250
8 3+ 42 2,476190 2,123643 2,828738 2.000000 "2.000000 15 0 000000 5.00000 1,131330 0 174568
9 3- 42 2,738095 2,429839 3.046351 3.000000 " 3.000000 17 1 000000 5.00000 0.989198 0.152637
10 с+ 42 2,690476 2,336253 3.044699 3.000000 " 3.000000 17 0 000000 5.00000 1,136707 0.175398
11 С- 42 3.000000 2,655871 3,344129 3.000000 " 3.000000 13 1 000000 5.00000 1.104315 0.170400
12 н 42 3,380952 2,998041 3,763864 3.000000 " 3.000000 15 0 000000 5.00000 1,228769 0 189603
11 РРЧ 42 5,952381 5,423934 6.480828 6.000000 " 6.000000 13 1 000000 8.00000 1.695797 0.261667
14 ПДК 42 2,785714 2,381245 3,190183 3.000000 " 3.000000 14 0 000000 5.00000 1,297948 0.200278
BIH 42 2,571429 2,212855 2,930003 2.000000 "2,000000 17 0 000000 5.00000 1 150670 0.177552
16 ФУ 42 5,738095 5,291737 6,184453 6.000000 " 7.000000 14 2,000000 8.00000 1,432370 0,221020
17 НРЧ 42 5.404762 4.884867 5,924656 5 000000 " 5 000000 9 2,000000 9.00000 1 668350 0,257432
18 пнк 42 2,642857 2,279829 3.005886 3.000000 " 3.000000 13 0 000000 5.00000 1 164965 0.179758
19 ВК 42 2,357143 1,922823 2,791463 2.000000 "2,000000 12 0 000000 5.00000 1,393739 0,215059
20
Рисунок 1. Сводная обработанная статбаза показателей.
Результаты и их обсуждение. Исследование показало, что в чертах воспитательного процесса больше проявилась притворствующая гипопротекция (Г+, У±, Т±, С±), когда подросток оказывался на периферии внимания родителей и только время от времени, когда случалось серьезное происшествие, ему уделялось внимание и время на воспитание (рисунок 2).
Следует подчеркнуть, что в плане удовлетворения потребностей у родителей преобладала доминирующая гиперпротекция (У±), что, несмотря на то, что ребенок у
родителей находится в центре внимания, они лишали его самостоятельности, ставя перед ним много ограничений и запретов, что при акцентуациях личностей подростков будет усиливать их астеничные черты характера.
Как видно из таблицы №2, где представлены показатели выраженности черт
воспитательного процесса с учетом пола опрошенных родителей, почти все показатели и у мужчин и у женщин не соответствовали норме.
г+ г- у+ у- т+ т- з+ з- с+ с- н ррч пдк вн фу нрч пнк вк
■ норма ■ муж ■ жен
Рисунок 2. Соотношение шкал выраженности черт воспитательного процесса родителей
Таблица №2
Выраженность черт воспитательного процесса с учетом пола опрошенных родителей
№ пп Показатели черт воспитательного процесса норма К-во опрошенных родителей
муж. (п=22) жен. п=20)
1 уровень протекции г± 6 6 6
2 Г- 7 5 6
3 полнота удовлетворения потребностей У± 5 7 6
4 У- 4 2 2
5 количество требований Т± 4 3 3
6 Т- 4 2 3
7 число запретов З± 4 2 3
8 З- 3 3 3
9 жёсткость санкций С± 4 3 3
10 С- 4 3 3
11 неустойчивость стиля внимания Н 5 4 3
12 расширение сферы родительских чувств РРЧ 7 6 6
13 предпочтение в подростке детских качеств ПДК 4 3 3
14 воспитательная неуверенность ВН 3 3 3
15 фобия утраты ребенка ФУ 7 5 6
16 неразвитость родительских чувств НРЧ 7 5 6
17 проекция на ребёнка собственных нежелательных качеств ПНК 4 3 3
18 вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания ВК 4 2 3
Оценка воспитательного процесса родителей выборке родителей только 3-и показателя черт мальчиков показала, что в исследуемой воспитания были в области требуемой нормы,
это уровни протекции, воспитательная уверенность и запреты. Все остальные значения у мальчиков были ниже (Г-, У-, Т-, З-), что свидетельствует об отсутствии контроля, когда подростки представлены сами себе, родители не интересуются ими, что особенно неблагоприятно при акцентуациях
гипертимного, неустойчивого и конформного типов.
Для черт в воспитании девочек, выявлено было, что показатель «уровень удовлетворения потребностей» был выше требуемой нормы (У±), что свидетельствует о чрезмерности у них
данной черты воспитания, на фоне максимального и некритичного удовлетворения любых их потребностей (таблица №3). Остальные черты, также как и у мальчиков были в минусе (-) нормы, т.е. имели недостаточную выраженность в
воспитательном процессе родителей. Такое соотношение черт (Г-, У±, Т-, З-, С-), также как и у мальчиков будет неблагоприятно влиять на акцентуацию характера девочки и способствовать развитию в статусе девочек гипертимного, неустойчивого и конформного статуса.
Таблица 3
Показатели черт у родителей, воспитывающих девочек
Показатели черт Valid N Mean Confidence (- Confidence Std.Dev. Standard
воспитательного процесса 95,000%) (95,000%) ^тог)
1 2 3 4 5 6 7
уровень протекции Г± 20 6,650000 6,018888 7,281112 1,348488 0,301531
Г- 20 6,000000 5,051735 6,948265 2,026145 0,453060
полнота У± 20 6,800000 5,933026 7,666974 1,852452 0,414221
удовлетворения потребностей У- 20 1,850000 1,183355 2,516645 1,424411 0,318508
количество Т± 20 2,700000 2,267845 3,132155 0,923381 0,206474
требований Т- 20 2,450000 1,833675 3,066325 1,316894 0,294467
число запретов З± 20 2,600000 2,044160 3,155840 1,187656 0,265568
З- 20 2,650000 2,187561 3,112439 0,988087 0,220943
жёсткость санкций С± 20 2,600000 1,966609 3,233391 1,353358 0,302620
С- 20 3,100000 2,598685 3,601315 1,071153 0,239517
неустойчивость стиля внимания Н 20 3,200000 2,545132 3,854868 1,399248 0,312881
расширение сферы родительских РРЧ 20 6,350000 5,683355 7,016645 1,424411 0,318508
чувств
предпочтение в подростке детских ПДК 20 3,000000 2,598259 3,401741 0,858395 0,191943
качеств
воспитательная неуверенность ВН 20 2,450000 1,892607 3,007393 1,190975 0,266310
фобия утраты ребенка ФУ 20 6,100000 5,533885 6,666115 1,209611 0,270477
неразвитость родительских НРЧ 20 5,550000 4,783602 6,316398 1,637553 0,366168
чувств
проекция на ребёнка
собственных нежелательных ПНК 20 2,700000 2,217432 3,182568 1,031095 0,230560
качеств
вынесение
конфликта между супругами в сферу ВК 20 2,600000 1,897568 3,302432 1,500877 0,335606
воспитания
Таким образом, в ответах родителей больше присутствовала притворствующая
гипопротекциия, что свидетельствует о факте лишения их самостоятельности, которое мешает им в базисных приобретениях возраста.
Ограничения и частый запрет усиливает акцентуацию статуса подростков, особенно их астеничные черты характера. Невнимание к детям на фоне их неорганизованности и незанятости в свободное время будет
провоцировать отклоняющееся (девиантное)
поведение.
Список литературы
1. Маркова А.И., Дяхович А.В., Гутман М.Р. Образ жизни родителей как детерминанта здоровья детей / А.И. Маркова , А.В. Дяхович, М.Р. Гутман //Гигиена и санитария.-2012.-№2.-С.55-61.
2. Медведев Л.М., Ляхович А.В., Коломенская А.Н., Мирская Н.Б., Гутман М.Р. Взаимодействие семьи и школы в решение проблемы здоровьесбереженияучащихся /Л.М. Медведев и др. //Гигиена и санитария. -№1.-2012.-С.40-44.
3. Соколова Н.В., Рапопорт И.К., Ушаков И.Б. Анализ основных составляющих качества жизни школьников / Н.В. Соколова, И.К. Рапопорт, И.Б. Ушаков // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Международного конгресса. -М., 2004. - Ч. Ш. - С. 147-149.
4. Сериккызы З. Личностно психологические и социальные факторы в генезе аддиктивных расстройств / З. Сериккызы //Медицина.-№9.-2011.-С.18-29.
5. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 416с.
6. Вуколов Э.А. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов: STATISTICA и EXCEL: учебное пособие / Э.А. Вуколов. - М.:ФОРУМ, 2008. -2008. - 464 с.
FAMILY EDUCATION IN THE ACCENTUATION OF THE PSYCHOLOGICAL STATUS OF
ADOLESCENTS
A.A. MUSINA, AMU, Astana, Kazakhstan e-mail: mussina.a@amu.kz, aiman_m-a@mail.ru
Abstract
The analysis of parents' upbringing process was represented in this article. The defects of family upbringing were elicited such as a pretend lack of a pull which retards the teenagers to master the basic skills and new growth of a certain age. The limitation and discovered frequent prohibitions promote the accentuation of their status, it is followed by enhancing their esthenic characteristics under the exposure of stress factors.
Keywords: educational process, deviant behavior, teenager, psychological status, family.