Korolenko Aleksandra Vladimirovna FAMILY UPBRINGING AS A FACTOR ..
sociological sciences
УДК 314.14:316.42
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
© 2018
Короленко Александра Владимировна, младший научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения Вологодский научный центр Российской академии наук (160014, Россия, Вологда, улица Горького, 56а, e-mail: [email protected])
Аннотация. Здоровье детей составляет основу человеческого потенциала всего населения. Однако существующая проблема «социальной воронки нездоровья» актуализирует поиск механизмов улучшения качества здоровья детского населения. Как известно, существенный вклад в состояние здоровья вносит поведенческий фактор образа жизни. При этом ведущую роль в формировании установок, мотивов и практик здоровьесберегательного поведения играет семейное воспитание. Целью статьи стал анализ влияния фактора семейного воспитания в сфере сохранения и укрепления здоровья на потенциал здоровья и человеческий потенциал детей. Информационной базой исследования послужил опрос родителей детей в возрасте от 3 до 17 лет, проведенный на территории Вологодской области в 2018 году. Установлено, что воспитательные усилия в направлении сохранения и укрепления здоровья ребенка оказывают выраженное положительное воздействие на состояние здоровья, сформированность у ребенка навыков здоровьесбережения, развитие потенциала здоровья и в целом человеческого потенциала. При этом важен спектр воспитательных воздействий: чем он шире, тем у ребенка лучше развиты здоровьесберегательные навыки, выше потенциал здоровья и человеческий потенциал. Кроме того, в процессе воспитания крайне важным фактором является привитие ребенку ценности здоровья как ключевой составляющей самосохранения, которое также положительно влияет на потенциал здоровья и человеческий потенциал детей.
Ключевые слова: семейное воспитание, детское население, здоровье детей, здоровьесберегательное поведение, здоровьесберегательные навыки, ценность здоровья, потенциал здоровья, человеческий потенциал.
FAMILY UPBRINGING AS A FACTOR OF FORMATION OF THE CHILD HEALTH AND HUMAN POTENTIAL
© 2018
Korolenko Aleksandra Vladimirovna, junior research associate at the department of living standard and lifestyle studies Vologda research center of the Russian Academy of Sciences (160014, Russia, Vologda, Gorky Street, 56A, e-mail: [email protected])
Abstract. Child health is the basis of the human potential of the population. However the existing problem of the "social funnel of ill health" actualizes the search for mechanisms to improve the quality of child health. As well known the behavioral factor of lifestyle makes a significant contribution to the health state. At the same time family upbringing plays the leading role in formation attitudes, motives and practices of health-saving behavior. The purpose of the article was the analysis of the influence of the family upbringing factor in the field of health preservation and improvement at the child health potential and human potential. The information base of research is the sociological survey of parents of children aged 3 to 17 years old, which was conducted in the Vologda oblast in 2018. The author established that upbringing efforts in the direction of preserving and improving of the child health have a pronounced positive impact to the health state, to the formation of child health-saving skills, to the development of health potential and overall human potential. At the same time the range of upbringing influences is very important: the wider it, the better developed child health-saving skills, higher health potential and human potential. In addition the important factor in the process of upbringing is inculcation to children the value of health as a key component of self-preservation, which also has a positive effect on the child health potential and human potential.
Keywords: family upbringing, child population, child health, health-saving behavior, health-saving skills, value of health, health potential, human potential.
Здоровье детей является «базисом» формирования человеческого потенциала населения. От состояния здоровья ребенка зависит развитие его трудового, интеллектуального, репродуктивного компонент. Период детства служит стартовым этапом для всей последующей жизни человека. Качества, которые он приобретает в это время, оказываются самыми прочными и сохраняются в течение всей его жизни [1, с. 94]. Именно в детстве закладываются основы здоровья и здоровьесберегающего поведения индивида [2, с. 47].
Вместе с тем, ведущий российский ученый-экономист, основатель социо-демографической школы, член-корреспондент РАН Н.М. Римашевская отмечала что, в России существует «социальная воронка нездоровья», выражающаяся в ухудшении качества здоровья каждого следующего поколения по сравнению с предшествующим [3, с. 54; 4, с. 201]. То есть нынешние дети обладают меньшими ресурсами здоровья по сравнению с родительскими и прародительскими поколениями. Для поиска механизмов повышения качества здоровья и человеческого потенциала детского населения в целом первостепенной задачей становится вопрос определения факторов, влияющих на здоровье детей. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают максимальный вклад образа жизни в состояние здоровья населения (более 50%) [5-9].
Широкий круг представлений о жизни, в том числе
о практиках в отношении собственного здоровья, дает семья и семейное воспитание [10, с. 30]. При этом формирование установок, мотивов и практик здоровьесбе-регательного поведения в семье может осуществляться как напрямую - посредством применения специальных образовательных и воспитательных мер, так и косвенно - путем усваивания образцов, моделей поведения членов семьи, главным образом, родителей. Необходимость изучения воздействия факторов семейного воспитания на формирование потенциала здоровья детей и в целом человеческого потенциала детского населения обусловлена и тем, что институт семьи в России подвержен таким негативным трансформациям, как социальная деградация внутрисемейных и межсемейных связей, которую многие исследователи характеризуют как кризис [11-19]. В результате нуклеаризации семьи и ослабления межпоколенческих связей ее воспитательная функция ослабевает, что несет в себе непосредственную угрозу процессу социализации детей [20, с. 48], в частности усвоению ими норм в отношении сохранения и укрепления собственного здоровья.
Целью данной статьи стал анализ влияния фактора семейного воспитания в сфере сохранения и укрепления здоровья на потенциал здоровья и человеческий потенциал детей.
Теоретико-методологические основы исследования. Большинством исследователей здоровье признается
социологические науки
Короленко Александра Владимировна СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ...
ключевой характеристикой развития детского населения. Вместе с тем в научной среде сформировалось множество подходов к его изучению. В данной работе мы остановимся на двух из них - адаптационном и деятель-ностном. В рамках медико-биологических наук (физиологии, гигиены, педиатрии) применяется адаптационный подход, оценивающий состояние здоровья детей с позиции адаптированности детского организма, его возможности приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды [21]. Данный подход заложен в основу традиционной системы анализа состояния здоровья посредством выделения его групп по С.М. Громбаху [22], а также комплексной медицинской оценки состояния здоровья детей И.М. Воронцова [23] и Ю.Е. Вельтищева [24]. Однако его недостатком служит использование формальных критериев здоровья (групп здоровья, показателей заболеваемости), которые находятся в сильной зависимости от биолого-генетических факторов и не всегда отражают реальную ситуацию.
Согласно деятельностному подходу, применяемому в психологических науках, главной движущей силой развития ребенка является деятельность, а ее результатом - сформированность тех или иных способностей и навыков. Критерии, отражающие сформированность тех или иных навыков, для разных возрастных групп детей определялись в соответствии с онтогенезом детского развития, изложенным в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и других.
Информационной базой исследования послужили данные социологического опроса родителей детей в возрасте от 3 до 17 лет, проведенного в 2018 г. на территории Вологодской области. Опрос выступает ключевым инструментом сбора информации в рамках реализации проекта РФФИ «Инструменты повышения человеческого потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества». Опрос осуществлялся путем раздаточного анкетирования родителей детей. В ходе его было опрошено 1500 домохо-зяйств, имеющих детей в возрасте от 3 до 17 лет в городах Вологде и Череповце и 8 муниципальных районах. Репрезентативность выборки обеспечивалась соблюдением пропорций между городским и сельским населением; между жителями населенных пунктов различных типов (сельские населенные пункты, малые и средние города); возрастной структуры детского населения области. Квоты для формирования выборки определялись на основании статистических данных о возрастно-половом составе населения Вологодской области по состоянию на 01.01.2017 г. Ошибка выборки не превышала 3% при доверительном интервале 4-5%.
В соответствии с возрастной периодизацией детства Д.Б. Эльконина [25] были разработаны 4 вида анкет: 1) для родителей детей дошкольного возраста (3-6 лет), 2) для родителей детей младшего школьного возраста (7-10 лет), 3) для родителей детей среднего школьного возраста (11-14 лет), 4) для родителей детей старшего школьного возраста (15-17 лет). Каждая анкета содержала три тематических блока в зависимости от сферы воспитательного воздействия на ребенка: семья и семейное воспитание, здравоохранение, образование, а также раздел, посвященный информации о респонденте.
Для определения степени сформированности здоро-вьесберегательных навыков у детей родителям задавался вопрос «Оцените степень развития тех или иных навыков у Вашего ребенка по шкале от 1 балла (навык не сформирован) до 5 баллов (навык очень хорошо сформирован; таблица 1). В то же время для изучения влияния семейного воспитания на развитие этих навыков у ребенка в анкету был включен вопрос о применении в отношении ребенка соответствующих воспитательных усилий в направлении здоровьесбережения.
Таблица 1 - Здоровьесберегательные навыки и вос-
питательные усилия в направлении сохранения и укрепления здоровья детей в анкете исследования
Здоровьесберегатель ные Критерии сформированности навыков (в соответствии с возрастными нормами) Применяемые родителями усилия в направлении сохранения и укрепления здоровья детей**
1) Навыки физической - участвует в подвижных играх (3-6 лет); - занимается физкультурой и спортом (в т.ч. на уроках физкультуры) (1-17 лет) 1. Обеспечение условий для регулярной двигательной активности
2) Навыки питания -с желанием принимает пишу б детском саду (З-б лет); -регулярнон правильно шпается (7-17 2. Контроль количества и качества пит™ регулярности, сбалансированности питания
3) Навыки режима труда и отдыха -легко засыпает нпросыпается, в том числе в тихий час (3-6 лег); - спит не менее S часов в сутки (7-17 лег) 3. Контроль режима сна и бодрствования
4) Навыки гигиены -приучен к горшку / унитазу (3-6 лег); - соблюдение правил гигиены (моег руки, чистит зубы, моется, меняет белье и т.д.) (7-17 лет) 4. Обучение и контроль соблюдения правил личной гигиены: -ребенка систематически приучают к горшку, унитазу (3-6 лет); -ребенок систематически обучается правилам гигиены (7 .-14 лег); -регулярное напоминание о необходимости соблюдения правил личной гигиены (15-17 лет)
5) Навыки стрессоустойчив ости -легко и быстро забывает плохое (3-6 -стрессоустойчив (умеетпреодолевать стресс, расслабляться) (7-17 лет) 5. Обучение ребенка спокойному реагированию на неприятности, стрессовые ситуации
* Вопрос анкеты «Оцените степень развития тех или иных навыков у Вашего ребенка по шкале от 1 (навык не сформирован) до 5 (навык очень хорошо сформирован)».
** Вопрос анкеты «Отметьте, используются или нет в семье перечисленные воспитательные меры в отношении Вашего ребенка? (делаем / не делаем)».
Кроме того, в анкету для родителей был включен вопрос, отражающий формальный критерий состояния здоровья, - о принадлежности ребенка к той или иной группе здоровья (5 групп по классификации С.М. Громбаха [22]). На вопрос «Как Вы можете охарактеризовать состояние здоровья ребенка?» родителям предлагались следующие варианты ответа: 1 группа - ребенок здоров; 2 группа - имеются функциональные отклонения, незначительные нарушения; 3 группа - есть хронические заболевания, которые не препятствуют привычному образу жизни ребенка; 4 группа - есть тяжелые хронические заболевания, влияющие на образ жизни ребенка; 5 группа - есть инвалидность.
С целью оценки степени сформированности человеческого потенциала детского населения и его компонентов авторским коллективом проекта РФФИ «Инструменты повышения человеческого потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества» была разработана индексная методика, опирающаяся на данные социологического опроса. В структуре интегрального индекса сформированности человеческого потенциала детского населения (ИСЧПД) в соответствии с классификацией компонентов качества человеческого потенциала Н.М. Римашевской выделены три компонента, один из которых - субиндекс здоровья.
Структура субиндексов определялась в соответствии с деятельностным подходом, который подразумевает наличие у ребенка тех или иных навыков с учетом возрастных норм его развития. Исходя из представлений о ключевых самосохранительных действиях в субиндекс здоровья были включены показатели, отражающие навыки физической активности, питания, гигиены, соблюдения режима питания и отдыха, поддержания нормального психического состояния (стрессоустойчи-вости) [26, с. 253].
Каждый субиндекс рассчитывался как отношение суммы баллов, набранных по блоку вопроса по сфор-мированности соответствующих ему навыков, к максимально возможной сумме баллов, которую можно получить, оценивая навыки по данной шкале. В случае субиндекса здоровья - это навыки здоровьесбережения (см. табл. 1). В результате расчетов субиндексы и сводный индекс человеческого потенциала детского населения получили численное значение в интервале от 0,2 до 1. Показатель индекса равный 1 соответствует максимально возможной степени сформированности навыка у ребенка, следовательно, чем ближе значение индекса к единице, тем лучше сформирован соответствующий навык. Таким образом, каждый субиндекс показывает, какой долей от максимально возможного навыка располагает ребенок. Сводный индекс СЧПД рассчитывался
Korolenko Aleksandra Vladimirovna sociological
FAMILY UPBRINGING AS A FACTOR ... sciences
как среднее геометрическое трех составляющих его субиндексов.
где I - интегральный индекс сформированности человеческого потенциала детского населения, 1ь - субиндекс здоровья, I - субиндекс интеллектуального развития, I - субиндекс социокультурного развития.
В данном исследовании субиндекс здоровья и интегральный индекс СЧПД использовались в качестве индикаторов, характеризующих потенциал здоровья и человеческий потенциал детского населения соответственно.
Проверка статистической значимости воспитательного воздействия на характеристики здоровья детского населения осуществлялась посредством вычисления показателей с2 Пирсона и p-уровня [27, с. 235].
Гипотеза исследования заключалась в том, что дети родителей, прилагающих воспитательные усилия в направлении сохранения и укрепления здоровья в отношении их ребенка, характеризуются более позитивными параметрами здоровья, большей степенью сформиро-ванности здоровьесберегательных навыков, а, следовательно, и более высоким потенциалом здоровья и в целом человеческим потенциалом по сравнению с детьми, чьи родители не принимают во внимание эти аспекты. Исходя из определения Всемирной организации здравоохранения здоровье представляет собой состояния физического, психического и социального благополучия [28], поэтому наличие каких-либо ограничений здоровья (хронических заболеваний, инвалидности) при условии применения компенсационных мер в направлении его сохранения и укрепления служит фактором качества жизни и развития человеческого потенциала детей не в большей степени, чем их полное отсутствие.
Основные результаты. Анализ влияния воспитательных усилий в направлении сохранения и укрепления здоровья на состояние здоровья ребенка, а именно его принадлежность к определенной группе здоровья, позволил установить статистически значимую закономерность: у родителей, применяющих в отношении ребенка такие здоровьесберегательные меры, как обеспечение условий для регулярной двигательной активности, контроль качества пищи, регулярности и сбалансированности питания, режима сна и бодрствования, соблюдения правил личной гигиены, обучение спокойному реагированию на стрессовые ситуации, дети чаще чем у противоположной категории родителей, не практикующих подобных мер, относятся к первой группе здоровья, то есть не имеют никаких функциональных нарушений (таблица 2). В то же время у тех родителей, которые не используют какие-либо воспитательные меры здоровьесбережения, напротив, дети чаще имеют отклонения в состоянии здоровья.
Взаимосвязь наличия тяжелых заболеваний и инвалидности у ребенка (4 и 5 группы здоровья) с количеством предпринимаемых родителями здоровьесберега-тельных мер не прослеживается, что можно объяснить воздействием факторов иной природы, главным образом, наследственных.
Кроме того, обнаруженная взаимосвязь воспитательных усилий с состоянием здоровья ребенка также может свидетельствовать о понимании родителями своей роли в воспитании и, как следствие, о вероятности завышения осуществляемых ими оценок, что служит методологическим ограничением исследования. Тем не менее, подобные ограничения не носят критического характера, а преимущества социологического метода успешно нивелируют его недостатки.
Важным представляется понимание влияния спектра воспитательных воздействий на состояние здоровья детей и степень сформированности у них здоровьесберега-тельных навыков.
Как показали результаты исследования, в случае
приложения родителями воспитательных усилий, направленных на тот или иной аспект здоровьесбереже-ния, повышается оценка степени сформированности не только соответствующих им навыков, но и в целом здо-ровьесберегательных навыков у ребенка. В результате воспитательное воздействие положительно сказывается не только на развитии навыков здоровьесбережения и потенциала здоровья детей, но и в целом на развитии их человеческого потенциала. Об этом свидетельствует статистически значимая связь с субиндексом здоровья и интегральным индексом сформированности человеческого потенциала детей.
Таблица 2 - Влияние воспитательных усилий в направлении сохранения и укрепления здоровья на потенциал здоровья и человеческий потенциал детей*
Контроль
Характеристики здоровья условий для регулярной двигательной качества пнщн, регулярности, сбалаиснров анности Контроль режима сна н бодрствования Контроль соблюдения правил личной гигиены спокойному реагированию на стрессовые ситуации
Прнменя He прнменя Прнменя Не прнменя Прнменя Не прнменя Прнменя Не прнменя Прнменя Не прнменя
Гс ппа здоровья Се % от числа опрошенных родителей)
1 группа 64,5 49,2 64.1 54,1 64,0 55,3 62,1 64,S 63,6 55,7
2 группа 27 8 42,0 28,0 18,1 28 8 33,3 27 4 28 3 '
3 группа 6,2 62 64 5,5 5 7 8,6 6.2 6,7 öS 5 S
4 группа 0,5 0.5 0.6 0,4 0.6 0,4 0.5 i 1 0.6 0-1
5 группа 1 0 2,1 1.0 2,0 0,9 2,4 1.3 0,0 0,8 3,0
Сформированност навыков (.средний балл)
Навыки физической 4,16 3,90 4,20 3,74 4,20 3,78 4,18 3,75 4,19 3,77
Навыки 4 .ft? 1/W 4,10 3,34 4,08 3,46 4,<И 3.4« (.OS 3,54
Навыки режима груда и «тдняа u: 3.88 4,19 3.55 4,23 3,42 4.17 3.:1 1.15 3,69
Н.-.кыьн птгпстть? ■1 ч 1 IS 4,46 3,77 4,44 3,89 4 4/ 1 Л 1,41 3,85
Н.ныки r.TTW^Vf.TiiTTT ¡.П 3.i6 3,96 3,37 3,93 3,51 J.91 3.49 3.95 3,38
Инт&ршьльн, показатели
C/U jOvpiHSLi 0.8Ii 0./08 041 0,835 0,722 0,829 0./19 0,729
ИСЧ1Щ 0. /99 0./-1/ 0.690 0.713 0.803 0.110 0,810 0.694
* Все связи статистически значимые, за исключением связи контроля соблюдения правил личной гигиены с группой здоровья (с2 = 4,188, р-уровень = 0,381).
У родителей, обращающих внимание в воспитательном процессе на все аспекты сохранения и укрепления здоровья ребенка, дети чаще по сравнению с другими имеют первую группу здоровья (65% случаев; таблица 3). В то же время с сокращением спектра воспитательных усилий увеличивается доля детей с функциональными нарушениями (2 группа). Так, среди детей, чьи родители учитывают лишь один-два аспекта здоровьес-бережения или вовсе не воспитывают здоровьесберега-тельные навыки, оказалось больше всего тех, кто имеет те или иные функциональные нарушения (2 и 3 группы здоровья - в 43% случаев).
Аналогичная закономерность прослеживается и во взаимосвязи спектра воспитательных воздействий со степенью сформированности здоровьесберегательных навыков: те дети, чьи родители прилагают максимальные усилия в направлении сохранения и укрепления здоровья ребенка, отличаются более развитыми здоровьес-берегательными навыками, более высоким потенциалом здоровья и, как следствие, человеческим потенциалом. С сокращением числа воспитательных воздействий в семье снижаются и характеристики потенциала здоровья и в целом человеческого потенциала. Наименьшие значения субиндекса здоровья и индекса человеческого потенциала наблюдаются у тех детей, родители которых в практике воспитания ребенка или учитывают один-два аспекта здоровьесбережения, или совсем не уделяют им внимания.
Важной частью процесса воспитания является привитие ребенку общечеловеческих ценностей. В рамках выполнения родителями воспитательной функции в сфере сохранения и укрепления здоровья ребенка большое внимание должно уделяться ценности здоровья, которая выступает одним из центральных компонентов здоро-вьесберегательного поведения [26, с. 255]. Наличие здоровья в системе ценностей отражает установку индивида на самосохранение, его отношение к своему здоровью как главному условию сохранения жизни [29, с. 18].
социологические науки
Короленко Александра Владимировна СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ...
Таблица 3 - Влияние спектра воспитательных усилий в направлении сохранения и укрепления здоровья на потенциал здоровья и человеческий потенциал детей*
ЗС - здоровьесбрежения.
* Все связи статистически значимы.
Анализ влияния роли ценности здоровья в воспитательном процессе на такой показатель, как принадлежность ребенка к группе здоровья не обнаружил их взаимосвязи, тогда как его сопоставление с характеристиками потенциала здоровья ребенка позволило выявить статистически значимую закономерность: чем больше внимания в воспитательном процессе уделяется родителями вопросу ценности здоровья, тем выше показатели сформированности навыков здоровьесбережения у их детей, а, следовательно, и выше потенциал здоровья и человеческий потенциал (таблица 4). В то же время дети родителей, в воспитании не уделяющих внимания ценности здоровья или мало акцентирующих его на нем, отличаются более низкими показателями сформиро-ванности здоровьесберегательных навыков, субиндекса здоровья и человеческого потенциала.
Таблица 4 - Влияние значимости ценности здоровья в воспитании на сформированность навыков здоровья, потенциал здоровья и человеческий потенциал детей*
* Все связи статистически значимы.
** Оценка значимости ценности здоровья осуществлялась по шкале от 1 (не уделяем внимания) до 5 (уделяем первостепенное внимание) при ответе на вопрос «Каким ценностям Вы уделяете внимание при воспитании ребенка?». Выделение групп производилось следующим образом: 1,2 балла - не уделяют внимания или мало уделяют, 3 балла - уделяют достаточно внимания, 4,5 балла - уделяют большое и первостепенное внимание.
Выводы. Таким образом, проведенный анализ влияния воспитательных мер в сфере сохранения и укрепления здоровья в семье на развитие потенциала здоровья у детей позволил установить:
- Воспитательные усилия в направлении сохранения и укрепления здоровья ребенка оказывают выраженное положительное воздействие как на его формальные критерии (принадлежность в группе здоровья), так и на сформированность у ребенка навыков здоровьесбереже-ния, развитие его потенциала здоровья и человеческого потенциала.
- Тем не менее, важно понимать, что большую роль в развитии потенциала здоровья ребенка играет применение родителями в воспитательном процессе комплексного подхода, выражающегося в учете всех компонент здоровьесбережения (питания, двигательной активности, режима труда и отдыха, гигиены, стрессоустойчи-вости). Чем шире спектр воспитательных усилий, тем у ребенка лучше развиты здоровьесберегательные навыки, выше потенциал его здоровья и в целом человеческий потенциал.
- Важное значение в процессе воспитания имеет привитие ребенку ценности здоровья как ключевой составляющей самосохранения. Как показали результаты исследования, те дети, чьи родители при воспитании уделяют этому вопросу большое и первостепенное внимание, в целом обладают лучшими параметрами здоровья. И, напротив, дети, родители которых мало уделяют или вовсе не уделяют внимания ценности здоровья, характеризуются более низкими показателями сформиро-ванности здоровьесберегательных навыков, потенциала здоровья и в целом человеческого потенциала.
Таким образом, результаты исследование подтверждают тот факт, что важным компонентом человеческого потенциала детей выступает здоровье. В свою очередь сформированность потенциала здоровья напрямую зависит от семейного воспитания, в частности от тех усилий, которые прилагают родители в направлении сохранения и укрепления здоровья ребенка. Кроме того, как показали данные опроса, родители понимают значимость подобных воспитательных воздействий для здоровья их детей, что, несомненно, является положительным моментом.
На следующих этапах реализации проекта РФФИ «Инструменты повышения человеческого потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества» запланировано изучение влияния воспитательного воздействия не только в семье, но и в образовательных учреждениях на все компоненты человеческого потенциала детей (здоровье, социокультурный и интеллектуальный); выявление ключевых угроз для развития человеческого потенциала детей и наиболее полной его реализации в разных сферах жизни (семья, образование, здравоохранение); разработка и обоснование инструментов повышения человеческого потенциала детского населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ображей Н.В. Социальная инфраструктура детства как значимое направление социальной политики в области охраны здоровья детей // Социологический альманах. 2016. С. 93—100.
2. Шабунова А.А., Морев М.В., Кондакова Н.А. Здоровье детей: итоги пятнадцатилетнего мониторинга: монография. Вологда: ИСЭРТРАН, 2012. 262 с.
3. Римашевская Н.М. Социальная политика сбережения народа: радикальное изменение негативного тренда здоровья российского населения //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2010. № 4 (12). С. 48-61.
4. Дети реформ; под ред. чл.-корр. РАН Н.М. Римашевской. М.: Институт экономических стратегий, 2011. 304 с.
5. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. 520 с.
6. Бойцов С.А., Самородская И.В. Факторы, влияющие на смертность населения // Вестник Российской академии наук. 2016. № 12 (86). С. 1089-1097.
7. Ревич Б.А. Детерминанты общественного здоровья в российской Арктике и на приарктических территориях //Проблемы прогнозирования. 2017. № 1. С. 50-60.
8. Sommer I., Griebler U., Mahlknecht P. et al. Socioeconomic inequalities in non-communicable diseases and their risk factors: an overview of systematic reviews [Electronic resource] // BMC Public Health. 2015. Vol. 15. URL: https://bmcpublichealth.biomedcentral.com/arti-cles/10.1186/s12889-015-2227-y DOI: 10.1186/s12889-015-2227-y
9. Wu F., Guo Y., Chatterji S. et al. Common risk factors for chronic non-communicable diseases among older adults in China, Ghana, Mexico, India, Russia and South Africa: the study on global AGEing and adult health (SAGE) wave 1 [Electronic resource] // BMC Public Health. 2015. Vol. 15. URL: https://bmcpublichealth.biomedcentral.com/arti-cles/10.1186/s12889-015-1407-0 DOI: 10.1186/s12889-015-1407-0
10. Хаснутдинова С.Л., Совершаева С.Л., Макарова В.И. Медико-социальные аспекты формирования здоровья детей дошкольного возраста // Экология человека. 2005. № 1. С. 30-35.
11. Антонов А.И. Падение рождаемости, кризис семьи и неизбежность депопуляции в Европе в первой половине XXI века (социологический подход) //Демографический исследования. 1989-2009. XXлет: сб. статей / отв. ред. А.И. Антонов. М.: КДУ, 2009. С. 68-80.
12. Синельников А.Б. Кризис брачно-семейных и межпоколенных отношений и приоритетные направления демографической политики в России : дис. на соиск. уч. ст. д-ра социолог. наук: 22.00.03. М., 2014. 369 с.
13. Доброхлеб В.Г., Баллаева Е.А. Семья перед лицом новых социальных вызовов //Народонаселение. 2018. № 2. С. 60-68.
14. Bezliudnyi O.I., Kobulianska T.V. Model of future psychologists' forwardness for working with families of adolescents in the process of professional training //Балканско научно обозрение. 2017. № 1. С. 9-14.
Характеристики здоровья Учитывают все аспекты ЗС Учитывают 4 I Учитывают 3 I Учитывают 1-2 аспекта ЗС аспекта ЗС | аспекта ЗС | или не учитывают их
Гтша здоровья (е % от числа опрошенных родшпелей)
1 группа 65,1 60,7 58,2 53,8
2 группа 27,6 30,8 32,6 37,6
3 группа 6,1 6,7 7,1 5,2
4 группа 0=5 0,4 0,7 0,6
з группа 0,7 1,3 1,4 2,9
Сформироеатюшъ навыков (.средний балл)
1 и м н ii*i 1 11 >1 1 1 1 н 4,28 4,04 3,88 3,62
Навыки питания 4,18 3.86 3,50 3.36
Навыки режима труда н отдыха 4,31 3,94 3,63 3,47
Навыки гигиены 4,52 4.34 4,01 3.65
Навыки стрессоустенчнвостн 4,03 3,79 3,47 3,31
Интегральные показатели
С/и здоровья 0,853 0,799 0,740 0,696
ИСЧПД 0,827 0,777 0,720 0,678
Характеристики здоровья Степень значимости ценности здоровья в воспитании**
Не уделяют внимания 1 Уделяют достаточно 1 Уделяют большое н нлн мало уделяют | внимания | первостепенное внимание
Сформированностъ навыков (средний балл)
Навыки физической.1 im i и iii 2,81 3,60 4,10
Навыки питания 2,89 3,27 3,98
Навыки режима труд.1 и г i si 3,10 3,48 4,07
Навыки гигиены 2.98 3.63 4,35
Навыки стрессоустойчив ости 2,96 3,33 3,86
Интегральные показатели
С/и здоровья 0,590 0,693 0,814
ИСЧПД 0,583 0,679 0,790
Korolenko Aleksandra Vladimirovna
FAMILY UPBRINGING AS A FACTOR ...
sociological sciences
15. Кострова Ю.А. Концептуализация институциальных характеристик молодой семьи //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 24-28.
16. Богомолова М.И. Проблема семьи и семейного воспитания детей //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 39-44.
17. Бухалова Н.А. Синергетический подход к исследованию трансформации семьи //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 336-339.
18. Саттаров Р.М. Взаимоотношения в семье и ответственность супругов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 265-271.
19. Агафонов Г.Ю. Феноменология социально-психологических барьеров в межпоколенных взаимоотношениях в семье // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 244-247.
20. Кучуб Н.А. Семья как ценность развивающегося социума и личности //Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 11. С. 42-49.
21. Бахадова Е.В. Новый подход к определению здоровья детей с применением методики оценки качества жизни [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения. 2008. № 4. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/95/30
22. Громбах С.М. Оценка здоровья детей и подростков при массовых осмотрах //Вопросы охраны материнства и детства. 1973. № 7.
23. Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки. Ленинград: ЛПМИ, 1986. 56 с.
24. Вельтищев Ю.Е. Состояние здоровья и общая стратегия профилактики болезней. М.: Московский НИИ педиатрии и детской хирургии, 1994. 66 с.
25. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 66-86.
26. Короленко А.В. Модели самосохранительного поведения населения: подходы к изучению и опыт построения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 3. С. 248-263. DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.16
27. Пациорковский В.В., Пациорковская В.В. SPSS для социологов. М.: ИСЭПН РАН. 2005. 433 с.
28. Устав Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. URL: http:// apps.who.int/gb/bd/PDF/bd48/basic-documents-48th-edition-ru.pd-f?ua=1#page=9
29. Шушунова Т.Н. Самосохранительное поведение студенческой молодежи: социологический анализ (на примере минских вузов). Минск: Право и экономика, 2010. 114 с.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ, проект № 18-011-01039 «Инструменты повышения человеческого потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества».
Статья поступила в редакцию 29.10.2018
Статья принята к публикации 27.11.2018
С. 3-7.