УДК 316.752; 316.356.2
С.А. Ильиных СЕМЕЙНОЕ СОЗНАНИЕ: РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ЭМПИРИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ
Обосновывается введение нового термина «семейное сознание». Рассматривается типология семейного сознания, полученная на основании исследования российских и белорусских студентов. Описываются и эмпирически обосновываются традиционный, эгалитарный и мозаичный типы семейного сознания. Обосновывается специфика мозаичного типа семейного сознания.
Семейное сознание, традиционный тип семейного сознания, эгалитарный тип семейного сознания, мозаичный тип семейного сознания, формы семейной жизни, мотивы вступления в брак, родительство, гендерные стереотипы
S.A. Ilinyh
FAMILY CONSCIOUSNESS: REFLECTIONS ON EMPIRICAL DATA
The article explains the introduction of a new term «family consciousness». We consider the typology offamily consciousness derived from the research conducted by the Russian and Belarusian students. We describe and provide empirical data referring the traditional, egalitarian, and mosaic types of family consciousness. Additionally we describe the specific features of the mosaic type offamily consciousness.
Family consciousness, traditional type of family consciousness, egalitarian type of family consciousness, mosaic type of family consciousness, a form of family life, the motives for marriage, parenthood, gender stereotypes
Введение и постановка исследовательской задачи
Тема предлагаемой статьи возникла не случайно, а явилась следствием осмысления результатов эмпирического исследования семейных ценностей студенческой молодежи двух городов - Новосибирска
и Минска. Полученные данные оказались таковыми, что потребовали введения двух новых понятий -«семейное сознание» и «мозаичный тип семейного сознания». То, что были выявлены сходные тенденции в двух достаточно разных регионах, разных странах, позволило говорить о новом типе семейного сознания, который пока остается не изученным в рамках социологического знания.
Проведенное нами исследование дало основание полагать, что в настоящее время в индивиды имеют несколько типов семейного сознания: традиционный, эгалитарный, мозаичный. Указанные типы условны, но каждый из них в самом общем виде отражает специфику мышления больших групп людей. В сознании существуют латентные переменные, которые являются доминантными и вокруг которых фокусируются остальные переменные. В связи с этим исследовательская задача состоит в выделении данных типов, анализе этих переменных, а также в необходимости рефлексии происходящих перемен на уровне индивидуального сознания. С точки зрения социологии важно проследить тенденции изменения индивидуального сознания молодых, и, в частности, студенческой молодежи, которые с течением времени внесут новые аспекты и в уровни, формы и виды общественного сознания, в институт семьи.
Укажем также, что традиционный и эгалитарный типы семейных отношений являются известными в рамках социологического знания. А вот мозаичный тип представляет собой новый тип, но вместе с тем, как нам представляется, достаточно распространенный в молодежной среде. Его особенности и предстоит раскрыть в рамках статьи в сравнении с другими типами. Стоит обратить также внимание и на то, что в «чистом» виде все рассмотренные типы вряд ли встречаются. Скорее всего, имеет место сочетание в самых разнообразных вариациях. Но в исследовательских целях рассмотрим каждый из типов в отдельности.
Теоретические основания
Прежде всего, необходимо определиться с понятиями. Мы полагаем, что введение термина «семейное сознание» вполне закономерно с социологической точки зрения. Семейное сознание, на наш взгляд, представляет собой высший уровень психического отражения семейных отношений. В семейном сознании коренятся истоки семейного поведения и семейных отношений. В рамках данной статьи мы будем рассматривать три типа семейного сознания, а соответственно, и три типа семейных отношений - традиционный (или патриархальный), эгалитарный, мозаичный.
Семейное сознание, как и любое другое сознание, имеет свою структуру, которая может быть рассмотрена как совокупность аффективных, когнитивных, мотивационных, ценностно-нормативных и других компонентов. Аффективные компоненты включают чувства (взаимности и т.д.), эмоции (удовлетворенности браком и семьей и т.д.) когнитивные - представления обо всех аспектах жизнедеятельности семьи (о супружестве, родительстве, семейных ролях, распределении обязанностей и т.д.), мотивационные - мотивы, имеющие семейную направленность (мотив вступления в брак, время вступления в брак и т.д.), ценностно-нормативные - семейные ценности и нормы.
В зависимости от типа семейного сознания содержательно изменяются структурные компоненты, которые предопределяют тот или иной тип семейных отношений. Иными словами, в традиционном, эгалитарном и мозаичном типах семейного сознания формируются специфические, характерные для каждого из них, аффективные, когнитивные, мотивационные, ценностно-нормативные компоненты.
Укажем также на то, что выделенные нами типы семейного сознания характерны не только для студенческой молодежи, но и в целом для других групп. Такой подход обусловлен выбранной нами методологией, а именно теорией конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана [1], согласно которой человеческие представления являются реальной силой конструирования социальной реальности.
Социально-конструктивистский подход дополняется нами теорией структурации Э. Гидденса [2]. Гидденс предлагает взглянуть на социальную реальность, ориентируясь на изучение конкретных социальных практик, которые воспроизводятся благодаря активному характеру действий социальных субъектов.
При этом социолог особо подчеркивает, что социальная практика постоянно воспроизводится социальными акторами, т.е. она имеет характер преемственности, упорядоченности. Социальные практики «одинаковы» в определенном времени и пространстве благодаря рефлексивности агентов, которая трактуется Гидденсом как «мониторинг (отслеживание) течения социальной жизни» [3, с. 41].
Теория структурации Э. Гидденса позволяет осмыслить несколько важных моментов в отношении семейного сознания. Во-первых, типы семейного сознания детерминируют соответствующие типы семейных отношений. В свою очередь, тот или иной вид семейных отношений представляет собой определенный вид семейных социальных практик - традиционных, эгалитарных и т.д. Во-
вторых, через совокупность таких семейных социальных практик (сознаний и отношений) воспроизводятся социальные системы. В одних из этих социальных систем могут доминировать традиционные социальные практики, в других - эгалитарные, в третьих - мозаичные. Главное, что теория структурации ориентирует на учет непрерывного взаимодействия структуры и действия во времени и пространстве. Именно это и делает возможным выделить мозаичный тип семейного сознания, поскольку в теории структурации учитываются возможность перемен действий (сознания) в данном времени и пространстве. В-третьих, поскольку социальная деятельность оказывается повторяющейся и постоянно воспроизводится социальными агентами, то сами семейные социальные практики становятся преемственными. Особенности этих преемственных практик можно изучать, анализируя типы семейного сознания.
Итак, социально-конструктивистский подход ориентирует на то, что индивиды конструируют семейные отношения в соответствии с типом семейного сознания. А теория структурации нацеливает на то, что эти отношения в совокупности с типом сознания представляют собой вид постоянно воспроизводящихся семейных социальных практик. Повторение социальных практик делает возможным их типизацию, а также научный анализ.
Априорное обоснование типологии базировалось на предположении, что существуют, по меньшей мере, три типа семейного сознания - два противоположных и мозаичное. В основе традиционного и эгалитарного типов лежат различающиеся, порой прямо противоположные взгляды на семью. Мозаичный тип семейного сознания отличается тем, что эклектично содержит разнообразные представления.
При построении типологии семейного сознания главная гипотеза заключалась в том, что у индивидов существуют латентные переменные, которые являются доминантными. Эти переменные конструируются, затем реализуются в виде той или иной практики и воспроизводятся. Латентные переменные включают уже указанные выше структурные компоненты семейного сознания: аффективные, когнитивные, мотивационные. Поэтому основная задача исследования сводилась к тому, чтобы теоретически описать типы семейного сознания, раскрыв латентные переменные, а затем эмпирически подтвердить их существование.
Традиционный тип семейного сознания
Традиционное или патриархальное сознание выстраивает семейные отношения с ориентацией на мужское доминирование, главенство мужчины и подчинение женщины. К идее главенства мужчины в современном варианте добавились некоторые «живые», экспрессивные аспекты. Мы полагаем, что традиционный тип семейного сознания уже ориентирован не только на строгое выполнение ролей мужчиной и женщиной в семье, но и на расширение инструментально-экспрессивных отношений между полами, разработанных Т. Парсонсом [4]. Согласно его теории, женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе, мужчина - инструментальную. С позиции современного традиционализма брак мужчины и женщины предполагает в дополнение к ролям экспрессивность не только женщины, но и мужчины, что выражается, например, во взаимных чувствах, в заботливом родительстве.
В рамках нашего исследования предполагалось, что при современном патриархальном типе семейное сознание гипотетически содержит следующие латентные переменные: 1) Между мужчиной и женщиной брак должен быть зарегистрирован. 2) В качестве ведущего мотива вступления в брак должно быть желание быть вместе с любимым и желание иметь детей. 3) В брак можно вступать, если есть взаимные чувства и родительское согласие. 4) Глава семьи - мужчина. 5) Предназначение женщины - рождение детей. 6) Родители должны быть жертвенными.
Эгалитарный тип семейного сознания
Ведя речь об эгалитарном типе семейного сознания, мы имеем в виду сознание и паттерны поведения, ориентированные на уход от традиционного уклада. Трактовка эгалитарного типа семейного сознания, предлагаемая нами, имеет черты сходства с разработанной Н.Н.Нечаевой феминистской картиной мира [5]. В частности, эгалитарный тип семейного сознания, как и феминистская картина мира Н.Н.Нечаевой, ориентирован: 1) на неприятие существования в семье строго закрепленных мужских и женских ролей; 2) на принятие образа женщины, главными чертами которого являются активность, уверенность в себе, стремление к независимости; 3) на взгляд, согласно которому для женщины высокую ценность имеют не только семья, но и профессиональная самореализация; 4) на равное участие отцов и матерей в воспитании ребенка. Благодаря большому участию женщин в наемном труде мужчины имеют возможность уйти от роли единственного кормильца, освобождаясь от давления профессии и поворачиваясь лицом к семье, детям. Для мужчин становится возможным появление интереса не только к профессии, но и к семье.
Мы предположили, что при эгалитарном типе семейного сознания гипотетически содержатся следующие латентные переменные: 1) Брак между мужчиной и женщиной может быть не зарегистрирован. 2) В качестве ведущего мотива вступления в брак должно быть желание быть вместе с любимым. Желание иметь детей также важно, но оно не относится к ведущим мотивам. 3) В брак можно вступать, если есть взаимные чувства, а также тогда, когда молодые закончили высшее учебное заведение. (Поясним вторую часть рассматриваемой переменной. Указанное время вступления в брак обусловлено тем, что у девушки появляется возможность для самореализации не только в семье, но и в профессиональной деятельности). 4) Главой семьи не обязательно должен быть мужчина. Эту роль может выполнять и женщина. 5) Хотя материнство для женщины - одно из ее предназначений, она может свободно выбирать, иметь ей детей или не иметь. 6) Родители не должны быть жертвенными.
Мозаичный тип семейного сознания
Термин «мозаичный тип семейного сознания» вводится нами для описания сознания, которое характеризуется отрывочностью представлений о семье из-за отсутствия целостности ценностносмысловой структуры личности. В нем эклектично сосуществуют совершенно разные, порой прямо противоположные «кусочки» разных картин мира. В нашем случае это патриархальная и эгалитарная картины. Могут быть и иные картины мира. Эти «кусочки» извлекаются на поверхность хаотично: на одну и ту же ситуацию мозаичное сознание в одних случаях привлекает традиционные аспекты, а в других - эгалитарные. Мозаичное сознание сдерживает рефлексию, не позволяя погружаться вглубь явлений.
Мозаичное сознание практически не исследуется в рамках социологии. Мы полагаем, что мозаичное сознание формируется в процессе социализации благодаря действию ряда факторов. Одним из наиболее существенных является «мозаичная культура». Концепция «мозаичной культуры» была сформулирована в развёрнутом виде французским социопсихологом А. Молем. Мозаичная культура состоит «из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает «экрану знаний» определенную плотность, компактность, не меньшую, чем у «тканеобразного» экрана гуманитарного образования». Как указывает А. Моль, «мозаичная культура» составлена в сознании каждого индивидуума из разрозненных фрагментов знаний, которые по определенным статистическим законам оседают в его памяти наподобие геологических осадочных пород и образуют в его мозгу нечто вроде хранилища сообщений, передаваемых средствами массовой коммуникации [6, с. 276].
Концепция А. Моля, позволяет нам сделать вывод о том, что, во-первых, мозаичная культура присутствует в сознании каждого человека, во-вторых, она влияет на случайное, хаотическое восприятие разнородной информации, в-третьих, в результате влияния мозаичной культуры эта информация не организуется сознанием человека в иерархически упорядоченные структуры.
Мозаичное сознание как продукт мозаичной культуры отличают следующие черты: поверхностность, несклонность к рефлексии, непрерывное стремление к поиску нового, которое быстро становится неинтересным.
Как нам представляется, в мозаичном сознании находятся в тесном переплетении прагматические и гедонистические устремления, касающиеся семейных отношений. Рациональное заставляет просчитывать все варианты, все альтернативы и выбирать наиболее успешный, который нередко сопряжен с гедонистическими посылами человека. Семья, работа, друзья рассматриваются как средства достижения рациональных целей. При этом семья расценивается с позиции индивидуалистического сохранения личной свободы, сопряженной с гедонистическими устремлениями. Еще одной характеристикой мозаичного типа сознания является страх одиночества, что заставляет людей искать разные пути ухода от этого.
Укажем, что при мозаичном типе семейного сознания содержатся следующие латентные переменные: 1) Брак между мужчиной и женщиной может быть зарегистрирован, а может оставаться и незарегистрированным. Вполне допустимы альтернативные формы семейной жизни. 2) В качестве ведущего мотива вступления в брак может быть любой, но в имплицитной форме доминирует боязнь одиночества. 3) В брак можно вступать, если молодые прошли проверку на прочность отношений в незарегистрированном браке, мужчина имеет хорошую обеспеченность, а также в наличии имеется квартира. (Поясним эту переменную. Все указанные обстоятельства отражают прагматичность условий вступления в брак.) 4) Глава семьи может быть, а может и не быть. Если такой имеется, то лучше, если эта роль каким-либо образом распределяется между мужчиной и женщиной. 5) Хотя предназна-
чение женщины и состоит в рождении детей, но она не обязательно должна их иметь. 6) Родители не должны быть жертвенными.
Инструментарий исследования
С российской стороны под руководством автора было проведено социологическое исследование студентов 7 новосибирских вузов в период с октября по ноябрь 2011 г. Научноисследовательский проект с белорусской стороны возглавляла кандидат социологических наук И.В. Лашук, заведующая сектором культурных инноваций «Института социологии Национальной Академии наук Беларуси». В исследовании были изучены представления студенческой молодежи 7 минских вузов в тот же временной период. Исследование проводилось по совместно разработанной программе исследования. Выборочная совокупность формировалась в две ступени: на первой ступени осуществлялся простой случайный отбор вузов города, на второй - стратифицированный отбор. Выборочная совокупность в Новосибирске составила 561 респондент (из них 262 молодых человека и 299 девушек), в Минске - 507 респондентов (из них 200 молодых людей и 307 девушек).
Нами был предложен вопросник, содержащий 5 смысловых блоков. В рамках данной статьи мы приведем лишь некоторые результаты исследования.
Формы семейной жизни
Исследуя представления о формах семейной жизни, нам удалось выделить все три типа семейного сознания. Отвечая на вопрос «Как Вы относитесь к существующим формам семейной жизни?», респонденты оценивали зарегистрированный брак между мужчиной и женщиной, свободное сожительство мужчины и женщины, зарегистрированный однополый брак, свободное однополое сожительство, свободное сожительство нескольких мужчин и женщин. В качестве вариантов ответов предлагались следующие: «в целом положительно», «безразлично», «в целом отрицательно», «затрудняюсь ответить».
Традиционный тип семейного сознания в этом вопросе проявился в положительном отношении респондентов к зарегистрированному браку (Новосибирск: М - 94,4%, Ж - 97,3%; Минск: М - 88,5%, Ж - 96,1%), отрицательном отношении ко всем остальным альтернативным формам брака: зарегистрированному однополому браку (Новосибирск: М - 78,2%, Ж - 49,2%; Минск: М - 71,5%, Ж -42,5%), свободному однополому сожительству (Новосибирск: М - 61,8%, Ж - 35,5%; Минск: М -52,0%, Ж - 34,3%), свободному сожительству нескольких мужчин и женщин (Новосибирск: М -51,5%, Ж - 66,9%; Минск: М - 44,5%, Ж - 69,4%)
Эгалитарный тип семейного сознания выделен у респондентов, которые позитивно оценивают свободное сожительство мужчины и женщины, которое в обыденном сознании получило название «гражданский брак» (Новосибирск: (М - 50,0%, Ж - 53,2%), Минск (М - 44,5%, Ж - 43,6%)).
Мозаичный тип семейного сознания обнаружен у респондентов, которые одновременно поддерживают и официальную форму семейной жизни, и незарегистрированную форму. Мы полагаем, что во втором случае сожительство не расценивается ими как семья в строгом смысле слова. Эта форма выступает как некая «репетиция» перед официальной формой брака, что характеризует прагматические варианты выбора партнера, стремление к просчету всех вариантов и альтернатив.
Нужно отметить, что мозаичный тип семейного сознания встречается и тогда, когда респонденты положительно оценивают однополое сожительство. Хотя таких ответов немного, но, тем не менее, они имеют место. Так, о зарегистрированном однополом браке говорят 1,7% новосибирских молодых людей и 7,7% девушек, 3,5% молодых людей из Минска и 10,1% девушек; о свободном однополом сожительстве - 3,1% новосибирских молодых людей и 8,4% девушек, 5,0% молодых людей из Минска и 13,1% девушек.
Мотивы вступления в брак
Типы семейного поведения исследовались с помощью вопроса «Как Вы считаете, что побуждает людей вступать в брак?». В качестве вариантов респондентам были предложены такие мотивы вступления в брак, как желание быть вместе с любимым человеком, возможность решить свои материальные проблемы, желание иметь детей, боязнь одиночества.
Анализируя полученные результаты, мы можем сделать выводы о наличии всех трех типов семейного сознания. Респонденты, выбравшие в качестве ведущего типа два мотива, а именно желание быть вместе с любимым человеком и «желание иметь детей» (М - 55,0%, Ж - 61,9% (Новосибирск), М - 68,3%, Ж - 73,3% (Минск)), имеют преимущественно традиционный тип семейного сознания. Указавшие на мотив желание быть вместе с любимым человеком (М - 80,2%, Ж - 88,3% (Новосибирск); М - 85,4%, Ж - 89,9% (Минск)) демонстрируют эгалитарный тип сознания.
У трети девушек (31,4 и 36,5% соответственно) и пятой части молодых людей (21,0 и 28,6% соответственно) обнаруживается мозаичный тип семейного сознания. Они мотивированы вступлени-212
ем в брак боязнью одиночества. Этот же тип выявляется у девушек, мотивированных возможностью решить свои материальные проблемы (19,4% и 23,5% соответственно).
Таким образом, изучение представлений о мотивации вступления в брак показывает, что она может быть продиктована у значительного числа респондентов традиционными и эгалитарными аспектами семейного сознания. Вместе с тем обнаруживаются и мозаичные аспекты сознания, которые вновь чаще обнаруживается у девушек.
Родительство
Мы предложили респондентам оценить несколько дихотомичных высказываний, в которых содержались представления о родительстве.
Анализ первого высказывания «Женщина обязательно должна иметь детей, в этом ее предназначение» показал, что полностью согласны с этим утверждением обе новосибирские группы (М - 64,7%, Ж - 52,7%) и молодые люди из Минска (53,8%). 45,4% минских девушек скорее согласны с этим высказыванием. Иными словами, у примерно половины респондентов обнаружились аспекты традиционного типа сознания.
Второе высказывание «Женщина может свободно выбирать, иметь ей детей или нет» отражает уход от традиционализма к свободе выбора личности. 54,5% новосибирских молодых людей обнаруживают полное несогласие с этим утверждением. Девушки в обеих группах (55,7 и 43,1% соответственно) полностью соглашаются, а 39,2% молодых людей из Минска выбирают ответ «скорее, да». Мы полагаем, что у согласившихся респондентов имеет место эгалитарный тип сознания. У тех респондентов, которые разделяют оба мнения, наблюдается мозаичный тип сознания.
Рассмотрим следующие два дихотомичных высказывания. Первое о том, что <Родители должны все лучшее отдавать детям, даже в ущерб своему благополучию и жизненным целям» содержит аспекты традиционного типа семейного сознания. Девушки в обеих выборках не согласны с этим утверждением (43,6 и 42,5% соответственно), а молодые люди частично согласились (35,3 и 36,9% соответственно). Очевидно, что примерно у трети молодых людей наблюдаются традиционализм. Отказываясь быть жертвенными родителями, девушки проявляют эгалитарный и мозаичный тип семейного сознания.
Второе высказывание «Уродителей, кроме заботы о детях, должна быть и своя жизнь, которую вовсе не надо приносить никому в жертву» имеет прямо противоположный характер. Результаты показывают, что с ним полностью или частично согласны все респонденты: М - 58,4%, Ж - 70,8% (Новосибирск), М - 49,2%, Ж - 63,3% (Минск). Это означает наличие эгалитарного и мозаичного типов семейного сознания. Сопоставляя результаты двух высказываний, можем говорить о том, что у молодых людей в этом вопрос имеют место традиционные и эгалитарные аспекты сознания, а у девушек - эгалитарные и мозаичные.
Таким образом, латентная переменная, связанная с родительством, чаще всего была связана с традиционными аспектами сознания у молодых людей. У девушек же в большей мере проявлялись эгалитарные и мозаичные представления.
Заключение
Как мы уже указывали, предлагаемая тема статьи возникла в результате интерпретации полученных эмпирических результатов, которые не укладывались в рамки имеющегося социологического знания и потребовали введения новых терминов «семейное сознание» и «мозаичный тип семейного сознания».
Эмпирическое изучение латентных переменных показало, что практически во всех компонентах семейного сознания содержатся как традиционные, эгалитарные, так и мозаичные аспекты семейного сознания. Чаще всего мозаичные аспекты сознания были обнаружены нами при изучении когнитивных и мотивационных компонентов сознания. Что касается когнитивных компонентов, то мозаичность выявилась при изучении представлений о формах семейной жизни. Интересно, что у девушек мозаичность сознания встречается чаще, чем у молодых людей.
Если оценивать частоту проявления рассматриваемых типов семейного сознания, то можно отметить следующее. Хотя традиционные аспекты семейного сознания встречаются в обеих группах, но все же в большей мере они присутствуют у молодых людей. На наш взгляд, это связано с процессами передачи гендерной культуры и большего усвоения гендерных стереотипов из этой культуры молодыми людьми. У девушек чаще, чем у молодых людей, обнаруживаются эгалитарные и мозаичные аспекты семейного сознания, что опять-таки связано с влиянием гендера и гендерной культуры. (О гендерной культуре см. работу Г.Н. Кареловой [7], о гендерных стереотипах - работы Ш. Берн [8], И. Клециной [9], С.А.Ильиных [10]).
Таким образом, у студенческой молодежи присутствуют разные типы семейного сознания. Важно, что сохраняются преимущественно традиционные аспекты. Вместе с тем имеют место также эгалитарные и мозаичные аспекты. Мозаичность отмечена нами во всех структурных компонентах сознания с разной степенью представленности. В большей мере она имеет место там, где наблюдается альтернативность выбора, возможность просчета вариантов, иными словами, прагматизм. Конечно, прагматизм имеет место и при традиционном, и при эгалитарном типах сознания. Однако мозаичное сознание отличается тем, что по значимости в одном ряду с личностными отношениями располагаются прагматично-материальные отношения, а возможно, и превосходят первых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания: пер. с англ. / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. 323 с.
2. Giddens А. Mоdemity аМ Self-Identity / А. Giddens. Stаnfоrd: Stаnfоrd University Press, 1991.
Р. 89-97.
3. Гидденс Э. Элементы теории структурации / Э. Гидденс // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. С.40-80.
4. Parsons Т. Age and Sex in the Social Structure (1942) / T. Parsons // Essays in Sociological Theory Pure and Applied. Glencoe. Illinois, 1949. P. 218-232.
5. Нечаева Н.А. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания / Н.А. Нечаева // Гендерные тетради. СПб., 1997. Вып. 1. С. 17-43.
6. Моль А. Социодинамика культуры: пер. с фр. / А. Моль; предисл. Б. В. Бирюкова. 3-е изд.. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 416 с.
7. Карелова Г.Н. Гендерная адаптация: структурные и процессуальные аспекты (на примере анализа адаптации российских женщин в условиях социальной трансформации 90-х гг. ХХ века): ав-тореф. дис.... д-ра социол. наук: 22.00.04 / Г.Н. Карелова. М., 1998. 48 с.
8. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. СПб.: Прайм - Еврознак, 2004. 320 с.
9. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика / И.С. Клецина. СПб.: Алетейя, 2004. 408 с.
10. Ильиных С.А. Образы мужчин и женщин в зеркале гендерных представлений / С.А. Ильиных // Вестник Бурятского государственного университета. 2008. № 14. С. 120-125.
Ильиных Светлана Анатольевна - Svetlana A. Ilinyh -
доктор социологических наук, доцент Dr. Sc., Associate Professor
Новосибирского государственного университета Novosibirsk State University of Economics экономики и управления and Management
Статья поступила в редакцию 17.08.13, принята к опубликованию 15.09.13