Научная статья на тему '«Мозаичность» сознания и гендерные аспекты в представлениях о семье: анализ данных'

«Мозаичность» сознания и гендерные аспекты в представлениях о семье: анализ данных Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
796
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ / «МОЗАИЧНОСТЬ» СОЗНАНИЯ / ГЕНДЕР / ФОРМЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / МОТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК / ВРЕМЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК / ДЕТИ / СЕМЕЙНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ / «MOSAIC» OF CONSCIOUSNESS / REPRESENTATIONS OF THE FAMILY / GENDER / FORMS OF FAMILY LIFE / THE MOTIVES FOR MARRIAGE / DURING MARRIAGE / CHILDREN / FAMILY AND SOCIAL ROLES OF MEN AND WOMEN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильиных Светлана Анатольевна

В статье рассматриваются представления о семье, полученные в эмпирическом исследовании российских и белорусских студентов. Выявляется противоречивость этих представлений, которая объясняется «мозаичностью» сознания. Обнаруживается гендерное влияние на представления о семье. Показываются различия влияния гендера в мужской и женской группах.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article reporting the family received in the empirical study of Russian and Belarusian students. The author reveals contradictions of these representations, which explains the «mosaic» of consciousness. Author found a gender effect on the representation of the family. The author shows the influence of gender differences in male and female groups.

Текст научной работы на тему ««Мозаичность» сознания и гендерные аспекты в представлениях о семье: анализ данных»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 28. С. 40-47.

«МОЗАИЧНОСТЬ» СОЗНАНИЯ И ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О СЕМЬЕ: АНАЛИЗ ДАННЫХ

В статье рассматриваются представления о семье, полученные в эмпирическом исследовании российских и белорусских студентов. Выявляется противоречивость этих представлений, которая объясняется «мозаичностью» сознания. Обнаруживается гендерное влияние на представления о семье. Показываются различия влияния гендера в мужской и женской группах.

Ключевые слова: представления о семье, «мозаичность» сознания, гендер, формы семейной жизни, мотивы вступления в брак, время вступления в брак, дети, семейные и социальные роли мужчины и женщины.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка исследовательской задачи

Актуальность исследования представлений о семье в среде молодежи обусловлена тем, что именно эти представления в будущем воплотятся в разные модели реальных семей, а, соответственно, создадут специфику института семьи. Однако исследовательская задача состоит не только в изучении собственно представлений о семье, но и в выявлении причин, которые в скрытой форме воздействуют на них и являются не ситуативными, но системными. К их числу относятся «мозаичность» сознания и гендер. Они имплицитно оказывают негативное влияние на фамилистические представления молодежи. Это негативное влияние практически не оценивается в рамках социологии, а «мозаичность» сознания и гендер как системные причины остаются без научной рефлексии. Выявлению представлений молодежи о семье, а также «мозаичности» сознания и гендерных аспектов и был посвящен совместный российско-белорусский научно-исследовательский проект.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирическая база исследования

С российской стороны под руководством автора было проведено социологическое исследование студентов 7 новосибирских вузов в период с октября по ноябрь 2011 года. Научно-исследовательский проект с белорусской стороны возглавляла Лашук Ирина Валерьевна, кандидат социологических наук, заведующая сектором культурных инноваций «Института социологии Национальной Академии наук Беларуси». В исследовании

были изучены представления студенческой молодежи 7 минских вузов в тот же временной период. Исследование проводилось по совместно разработанной программе исследования. Выборочная совокупность формировалась в две ступени: на первой ступени осуществлялся простой случайный отбор вузов города, на второй - стратифицированный отбор. В качестве страты выступал институт как структурное подразделение вуза. Выборочная совокупность в Новосибирске составила 561 респондент (из них 262 молодых человека и 299 девушек), в Минске - 507 респондентов (из них 200 молодых человека и 307 девушек).

Теоретические основания

Сегодня можно наблюдать следующую тенденцию. С одной стороны, колоссальные трансформации в обществе привели к изменениям представлений о семье. К примеру. нуклеарная семья уже не ассоциируется только с мужем, женой и детьми. Западные варианты семьи показывают то, что супруги могут быть однополыми. Создание семьи не обязательно сопровождается регистрацией, свидетельством чего являются многочисленные неофициальные браки. Но, с другой стороны, вместе с модернистскими представлениями о семье многие, и особенно девушки, нацелены на классический вариант семьи и брака. Классическая семья воспринимается как союз любящих мужа, жены и детей, а зарегистрированный брак как легитимная сторона этого союза. Анализируя обе эти тенденции, мы можем говорить о том, что в представлениях о семье содержатся противоречия, которые не воспринимаются таковыми, но влияют на модели поведения.

Эта противоречивость связана с «мозаичностью» сознания. Мозаичность сознания

- это отрывочность представлений из-за отсутствия целостности ценностно-смысловой структуры личности. В нем эклектично сосуществуют совершенно разные, порой прямо противоположные «кусочки» разных картин мира. К примеру, патриархальные и феминистические. Они извлекаются на поверхность непредсказуемо. В одной ситуации, касающейся какого-либо вопроса, это могут быть одни представления, в другой ситуации, но относительно того же вопроса, - другие. «Мозаичное» сознание сдерживает рефлексию, не позволяя погружаться вглубь явлений.

«Мозаичное» сознание служит имплицитному влиянию гендера, формированию гендерных представлений, в том числе и касающихся семьи. Гендерные представления существуют, по мнению И. С. Клециной, как способ группового осмысления сущности социальных ролей мужчин и женщин в обществе в конкретный исторический период [1]. Как мы уже указывали, они не подвергаются рефлексии, но вместе с тем служат серьезными препятствиями при реализации мужчинами и женщинами своей индивидуальной и социальной субъектности, в том числе в семье. Однако имплицитная природа гендера в сочетании с «мозаичным» сознанием уводят от рефлексии каждым человеком своих представлений о семье, выявлению собственных противоречий и пониманию того, что эти противоречия сказываются на удовлетворенности жизнью, браком, супругом, детьми.

Таким образом, изучение представлений молодежи о семье важно как с содержательной точки зрения, так и с позиции выявления «мозаичности» сознания и гендерных проявлений. Для проверки этого и было проведено социологическое исследование.

Инструментарий исследования

Нами был предложен вопросник, содержащий 5 смысловых блоков. В рамках данной статьи мы приведем результаты исследования по одному вопросу в первом, втором и третьем блоке, четырех вопросов - в четвертом блоке и девяти вопросов - в пятом блоке.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проанализируем представления студентов о формах семейной жизни, о мотивах вступления в брак, о времени вступления в брак, о детях и об их воспитании. Эти пред-

ставления в совокупности раскрывают картину того, что понимает сегодня студенческая молодежь под семьей в широком смысле, каковы семейные ценности. Для нас интерес представляют также и высказывания о мужчинах и женщинах, которые позволяют выявить отношение молодых людей и девушек к противоположному полу, выявить гендерную специфику.

Представления о формах семейной жизни

Эти представления мы изучали с помощью вопроса «Как Вы относитесь к существующим формам семейной жизни?», предлагая респондентам оценить зарегистрированный брак между мужчиной и женщиной, свободное сожительство мужчины и женщины, зарегистрированный однополый брак, свободное однополое сожительство, свободное сожительство нескольких мужчин и женщин. В качестве вариантов ответов предлагались следующие: «в целом положительно», «безразлично», «в целом отрицательно», «затрудняюсь ответить». Оказалось, что подавляющее большинство респондентов в целом положительно относится к зарегистрированному браку (Новосибирск: М - 94,4 %, Ж - 97,3 %; Минск: М - 88,5 %, Ж - 96,1 %). Вероятно, эта форма семейной жизни рассматривается как более высокая форма отношений между мужчиной и женщиной. На основании результатов исследования можно говорить о том, что женская группа выступает чаще за эту форму брака.

Но вместе с тем обращает на себя внимание то, что примерно половина опрошенных в Новосибирске (М - 50,0 %, Ж - 53,2 %) и чуть меньше половины в Минске (М -

44,5 %, Ж - 43,6 %) также позитивно оценивают и свободное сожительство мужчины и женщины, которое в обыденном сознании получило название «гражданский брак». Эти результаты можно объяснить тем, что, с одной стороны, сказывается свобода выбора человека. А с другой стороны, «мозаичность» сознания, в котором имеет место сочетание идеальных и реальных моделей поведения. Если в обычном сознании тоже имеет место сочетание идеального и реального и одновременно четкое их разграничение, то в «мозаичном» сознании происходит быстрая смена «картин» идеального и реального, что приводит к подменам: реальное выступает как идеальное, идеальное - как реальное. В нашем случае в качестве идеального варианта

молодежью признается зарегистрированный брак, как реальный вариант - свободное сожительство. Но иногда свободное сожительство становится псевдоидеальной формой семейной жизни, позволяющей, как считают респонденты, проверить настоящие чувства.

Что касается зарегистрированного однополого брака и свободного однополого сожительства, то варианты высказываний в отношении этих форм семейной жизни представлены в таблице.

Новосибирскими и минскими респондентами чаще отмечается отрицательное отношение к зарегистрированному однополому браку. Молодые люди более категоричны в отношении этой формы семейной жизни, а девушки более лояльны. Стоит добавить к этому, что девушек, безразличных к рассматриваемой форме, почти в два раза больше по сравнению с молодыми людьми. Обращает на себя внимание также и то, что девушки лидируют по сравнению с молодыми людьми и в случае положительной оценки зарегистрированного однополого брака.

Свободное однополое сожительство в целом оценивается сходным образом, как и его зарегистрированная форма. Но все же имеются небольшие изменения. Число негативно настроенных молодых людей уменьшается по сравнению с теми, кто оценивал предыдущую форму. У девушек также наблюдается снижение числа негативно оценивающих респон-денток, но увеличивается доля безразличия по сравнению с результатами оценки зарегистрированного однополого брака: с 34,1 % до 47,8 % в Новосибирске и с 39,2 % до 43,8 % в Минске. Доля положительно настроенных ре-спонденток также возрастает по сравнению с предыдущим вариантом.

Снижение негативно настроенных респондентов на свободное однополое сожительство

по сравнению с его зарегистрированной формой, увеличение доли безразличия и позитивной оценки в обеих выборках, вероятно, свидетельствует о более толерантном отношении к тому, что «свободно» по сравнению с тем, что «формально», «зарегистрировано». Мы вновь сталкиваемся с проявлением «мозаичности» сознания, оценивающего зарегистрированную форму критичнее по сравнению со свободной. «Мозаичное» сознание игнорирует то, что ценностное содержание однополого брака остается одним и тем же в обеих формах.

Стоит обратить внимание и на то, что доля девушек больше доли молодых людей, положительно оценивающих обе формы семейной жизни. Вероятно, в данном случае просматриваются «феминистические» следы в женских группах, сопряженные с гендером. Безусловно, это именно «след», а не ярко и явно выраженная тенденция.

Анализ варианта свободное сожительство нескольких мужчин и женщин показывает, что возрастает доля негативно настроенных девушек и значительно снижается доля молодых людей по сравнению с двумя предыдущими вариантами: М - 51,7 %, Ж - 66,9 % (Новосибирск); М - 44,5 %, Ж -

69,5 % (Минск). Интересно также и то, что резко снижается доля безразличных девушек по сравнению с двумя предыдущими вариантами, а доля так же настроенных молодых людей немного снижается: М - 29,9 %, Ж - 20,4 % (Новосибирск); М - 38,0 %, Ж -

15,4 % (Минск). Иными словами, девушки гораздо критичнее относятся к сожительству нескольких мужчин и женщин по сравнению с другими альтернативными формами брака. В данном случае мы вновь можем говорить о «гендерных» следах в женских группах. Согласно гендерных представлений, главным врагом женщины выступает другая женщина,

Распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к существующим формам семейной жизни?» (Варианты: Зарегистрированный брак и свободное однополое сожительство (%)

Место жительства респондентов Вариант ответа Всего

В целом положительно Безразлично В целом отрицательно Затрудняюсь ответить

М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж

Зарегистрированный однополый брак

Новосибирск 1,5 7,7 11,8 34,1 78,2 49,2 8,5 9,0 100 100

Минск 3,5 10,1 18,5 39,2 71,5 42,5 6,5 8,2 100 100

Свободное однополое сожительство

Новосибирск 3,1 8,4 24,4 47,8 61,8 35,5 10,7 8,3 100 100

Минск 5,0 13,1 33,0 43,8 52,0 34,3 10,0 8,8 100 100

что вполне становится реальным в рассматриваемой форме семейной жизни.

А вот то, что молодые люди демонстрируют в одном случае почти на 30 %, а в другом -на 40 % спокойно-безразличное отношение, может говорить о большей толерантности к этой форме семейных отношений, вероятно, по причине общего сходства с классической формой семьи - союза мужчины и женщины.

Итак, анализ представлений о разных формах семейной жизни позволяет говорить о том, что у молодежи имеет место «мозаичность» сознания. Девушками и молодыми людьми признается в качестве идеальной модели зарегистрированная форма брака, а в качестве реальной - свободное сожительство мужчин и женщин. Альтернативные формы брака в основном оцениваются отрицательно, но при этом обнаруживается увеличение толерантности, особенно в женской группе. Это расценивается нами как «гендерные» следы. Особенно отчетливо эти следы проявляются при оценке свободного сожительства нескольких мужчин и женщин.

Представления о мотивах вступления в брак

Представления о мотивах вступления в брак мы изучали с помощью вопроса «Как Вы считаете, что побуждает людей вступать в брак?». В качестве вариантов респондентам были предложены такие мотивы вступления в брак, как желание быть вместе с любимым человеком, традиция «как все, так и я», возможность решить свои материальные проблемы, сексуальная потребность, желание иметь детей, боязнь одиночества, забота в старости, наследство.

Ведущим мотивом вступления в брак в обеих выборках является желание быть вместе с любимым человеком: М - 80,2 %, Ж -

88,3 % (Новосибирск); М - 85,4 %, Ж - 89,9 % (Минск). На втором месте стоит «желание иметь детей»: М - 55,0 %, Ж - 61,9 % (Новосибирск), М - 68,3 %, Ж - 73,3 % (Минск). На третьем месте по значимости у девушек в обеих выборках - боязнь одиночества (31,4 % и

36,5 % соответственно), а у молодых людей -сексуальная потребность (25,6 % и 39,2 % соответственно). На четвертом месте у молодых людей - боязнь одиночества (21,0 % и 28,6 % соответственно), а у девушек - возможность решить свои материальные проблемы (19,4 % и 23,5 % соответственно). На пятом месте в обеих группах - традиция «как все, так и я».

Согласно полученным данным, любовь и дети являются главными мотиваторами вступления в брак и для девушек, и для молодых людей. Эти ведущие мотивы не имеют гендерных оснований. А вот третий и четвертый выборы, на наш взгляд, косвенно отражают гендерные аспекты сознания. Гендерные представления таковы, что женщины обязаны находиться в сети отношений, которые служат неким символом признания их женственности. Обе группы девушек указали на страх одиночества, а значит на важность для них социальной принадлежности, важность отношений. У молодых людей, в отличие от девушек, на третьем месте сексуальные мотивы, что также отражает гендерные аспекты сознания. Гендерные представления таковы, что «настоящий» мужчина должен быть гегемоном во всех сферах, в том числе и сфере интимных отношений.

Четвертым по значимости девушками избирается такой мотив, как «возможность решить свои материальные проблемы». Значение для девушек этого мотива свидетельствует о наличии гендерных представлений о том, что муж - финансовый обеспечитель семьи. У молодых людей на четвертом месте располагается мотив страха одиночества. Однако он имеет другое смысловое содержание, по сравнению с таковым у девушек. Здесь одиночество мотивирует не в аспекте социальной принадлежности, а в аспекте успешности «настоящего» мужчины. Гендерные представления таковы, что «настоящий» мужчина успешен, когда у него есть работа и семья.

Такие мотивы вступления в брак, как традиция «как все, так и я», забота в старости и наследство, с одной стороны, оказались статистически незначимыми, с другой - гендер-но нейтральными.

Итак, представления о мотивах вступления в брак отчасти различаются в группах, рассматриваемых по полу. Такие мотивы, как желание быть вместе с любимым человеком, дети, традиция оказались нейтральными, а мотивы боязни одиночества, сексуальная потребность, финансовый мотив имеют гендерные аспекты, в которых отражается гендерная стереотипизированность сознания и россиян, и белорусов.

Представления о времени вступления в брак

Респонденты могли указать на оптимальное время вступления в брак (вопрос «Лучше всего вступать в брак в случае, когда...»),

выбрав из следующих вариантов ответов: молодые закончили высшее учебное заведение; мужчина имеет хорошую материальную обеспеченность; есть взаимные чувства; родители дали согласие; есть квартира; молодые прошли проверку на прочность своих отношений. Например, пожили в незарегистрированном браке. Студенты могли также предложить свой вариант ответа.

Согласно опроса, в обеих выборках лучшее время вступления в брак, когда у молодых есть взаимные чувства: М - 71,4 %, Ж -

81,6 % (Новосибирск), М - 77,9 %, Ж - 84,7 % (Минск). Как видим, для девушек чувства имеют большую значимость, чем для мужчин, что, с точки зрения гендерной теории, объясняется их большей эмоциональностью.

Следующим важным фактором, определяющим время вступления в брак, является проверка на прочность своих отношений в совместном проживании в незарегистрированном браке: М - 58,8 %, Ж - 50,8 % (Новосибирск), М - 61,1 %, Ж - 68,6 % (Минск). Интересно, что для минских девушек проверка на прочность отношений оказалось весьма существенной по сравнению и с молодыми людьми обеих выборок, и с новосибирскими девушками.

На наш взгляд, объяснить подобные представления о проверке отношений через совместное проживание в незарегистрированном браке можно вновь «мозаичностью» сознания. И девушкам, и молодым людям хотелось бы избежать неприятностей и неожиданностей в браке, которые, как им кажется, вскроются в ходе такого проживания. Жизнь в незарегистрированном браке воспринимается как «черновик», проверка на ошибки. А зарегистрированный брак - это уже «чистовик», жизнь без «помарок».

Следующий важный фактор времени вступления в брак касался хорошей материальной обеспеченности, имеющейся у мужчины: М - 51,9 %, Ж - 44,8 % (Новосибирск), М - 59,3 %, Ж - 50,8 % (Минск). Как видим, чаще об этом высказывались молодые люди. В данном случае можно говорить о присутствии гендерного представления о том, что мужчина - финансовый обеспечитель семьи.

По частоте выборов следующих представлений о времени вступления в брак оказалось, что для новосибирских студентов важно, чтобы молодые закончили высшее учебное заведение (М - 43,9 %, Ж - 35,1 %), а для

минских студентов - квартира (М - 56,8 %, Ж - 59,0 %).

Возможно, это связано с тем, что наличие квартиры для новосибирских студентов рассматривается в длинной цепи событий: вначале закончить вуз и получить образование, затем найти хорошую высокооплачиваемую работу, которая в определенной мере послужит источником средств для приобретения квартиры. У минских студентов, вероятно, наличие квартиры не находится в прямой корреляции с тем, имеется ли высшее образование.

Итак, анализ представлений о времени вступления в брак вновь выявил «мозаичность» сознания. Это касается такого представления о времени вступления, как проверка на прочность в совместном проживании. Сюда же относятся и представления, связанные с наличием квартиры. Выявлены также и гендерные аспекты представлений.

Представления о детях и об их воспитании

На вопрос «Какое количество детей в семье Вы считаете идеальным» большинство указывают двух детей: М - 56,9 %, Ж -

64.5 % (Новосибирск), М - 59,0 %, Ж - 62,9 % (Минск). Вероятно, это косвенно связано с тем, что наши респонденты в основном сами оказались из двухдетных семей. Интересно, что около четверти респондентов называют трех детей: М - 19,8 %, Ж - 20,4 % (Новосибирск), М - 23,5 %, Ж - 22,8 % (Минск). Конечно, это идеальный вариант. В реальной жизни детность может быть и меньшей.

К такому выводу мы приходим на основании анализа ответов на вопрос: «От чего зависит решение супругов о количестве детей в семье?» Распределение оказалось следующим. Чаще всего назывался уровень материального благосостояния: М - 85,1 %, Ж - 89,3 % (Новосибирск), М - 89,9 %, Ж - 90,2 % (Минск). Затем - жилищные условия: М - 69,8 %, Ж -

69.6 % (Новосибирск), - 71,9 %, Ж - 73,2 % (Минск). После этого молодыми людьми указывалась уверенность в завтрашнем дне (52,7 % и 55,8 % соответственно), а девушками

- состояние здоровья (67,2 % и 70,9 % соответственно). Как видим, решение о количестве детей предопределяется материальными факторами, которые могут существенно варьировать в «мозаичном» сознании. Такие факторы, как, например, уровень материального благосостояния и уверенность в завтрашнем дне, могут иметь широкий диапазон.

Полученные результаты позволяют говорить нам также и о гендерном влиянии. Мы видим, что у молодых людей ведущую роль играет материальный фактор, у девушек - материальный и физиологический факторы. И в первом, и во втором случае на первый план выдвигается материальный фактор. Но этот фактор содержательно различен для каждой группы вследствие влияния гендера. Молодыми людьми материальные факторы воспринимаются как показатель их «мужчинности», а девушками материальные факторы рассматриваются с позиции создания условий для детей, но не как показатель их «женственности».

Что же касается состояния здоровья, то девушками оно оценивается с точки зрения «женственности» как репродукции. Игнорирование этого важного показателя молодыми людьми косвенно отражает «мозаичность» сознания. Ведь здоровье, в том числе репродуктивное, входит в ведущие показатели «настоящего» мужчины (см., например, работу [2]). Но здесь «мозаичное» сознание его игнорирует, так как есть более веские факторы «мужчинности», чем здоровье.

Таким образом, в представления о дет-ности имплицитно включаются и «мозаичность» сознания, и гендерные аспекты.

Респонденты оценивали также то, кто занимается воспитанием детей в семье. На вопрос «Кто должен больше внимания уделять воспитанию детей в семье?» распределение ответов оказалось следующим: оба родителя должны в равной мере воспитывать детей: М - 63,2 %, Ж - 81,2 % (Новосибирск), М -

70,0 %, Ж - 85,7 % (Минск). Этот вопрос выявлял некую идеальную картину.

В реальном же варианте (вопрос «А как обстояли дела с воспитанием в Вашей семье?») оказалось, что у новосибирских молодых людей воспитание осуществлялось обоими родителями (47,9 %). А в минской выборке (М - 44,5 %, Ж - 50,8 %), а также у новосибирских девушек (48,0 %) в основном этим занималась мать.

Эти ответы демонстрируют феномен «отсутствующего отца». Как нам представляется, феномен «отсутствующего отца» может послужить причиной формирования «мозаичного» сознания, так как у детей, а затем и взрослых, отец одновременно и присутствовал, и отсутствовал. Кроме того, при отсутствующем отце гендерные аспекты сознания гораздо более выражены.

Высказывания о мужчинах и женщинах

Мы предложили респондентам оценить несколько дихотомичных высказываний, в которых содержались представления о семейных ролях мужчины и женщины.

Первое высказывание «Женщина обязательно должна иметь детей, в этом ее предназначение» содержит традиционные стереотипы о женских ролях. Распределение ответов на вопрос показывает, что полностью согласны с этим утверждением обе новосибирские группы (М - 64,7 %, Ж - 52,7 %) и молодые люди из Минска (53,8 %). 45,4 % минских девушек скорее согласны с этим высказыванием. Иными словами, большинство респондентов так или иначе согласны с традиционными ролями женщины, поскольку минские девушки показывают возможность «мягкого выбора» женщинами набора ролей.

Второе высказывание «Женщина может свободно выбирать, иметь ей детей или нет» отражает уход от традиционализма к свободе выбора личности, которая, правда, может ассоциироваться с феминистическими настроениями, а также отражать имплицитное сопротивление гендеру. 54,5 % новосибирских молодых людей обнаруживают полное несогласие с этим утверждением. Девушки в обеих группах (55,7 % и 43,1 % соответственно) полностью соглашаются, а 39,2 % молодых людей из Минска выбирают ответ «скорее, да». Таким образом, молодые люди из Новосибирска в большей мере придерживаются традиционных взглядов, имеющих гендерную природу. Свобода выбора у девушек являет собой пример имплицитного сопротивления гендеру. Мы не можем не обратить на это своего внимания, так как эта «гендерная» свобода сегодня порой принимает крайности - полный отказ женщинами от рождения детей.

Анализируя оба этих высказывания, мы со всей очевидностью обнаруживаем не только гендерные аспекты, но и «мозаичность» сознания. Как видим, одновременно сосуществуют представления о том, что женщина обязательно должна иметь детей, и о том, что она может свободно выбирать, иметь детей или нет.

Рассмотрим следующие два дихотомич-ных высказывания. Первое о том, что «Родители должны все лучшее отдавать детям, даже в ущерб своему благополучию и жизненным целям», нацелено на выявление

жертвенности родителей. Оказалось, что девушки в обеих выборках не согласны с этим утверждением (43,6 % и 42,5 % соответственно), а молодые люди частично согласились (35,3 % и 36,9 % соответственно). Эти данные, вероятно, свидетельствуют о нацеленности девушек и на создание семьи, рождение детей, и на самореализацию. При этом дети не должны ущемлять их интересы. Вновь в имплицитной форме просматривается сопротивление гендеру.

В отношении молодых людей можно сказать, что имеет место гендер и «мозаичное» сознание. В идеальном варианте оба родителя жертвенны, а в реальном в качестве родителей рассматривается мать. Иными словами, имплицитно в высказывании молодыми людьми поддерживается идея о том, что отдавать все лучшее детям должна мать, в этом ее предназначение. Поэтому на основании «мозаичного» сознания в скрытой форме здесь прослеживаются гендерные представления не о жертвенности обоих родителей, а преимущественно о жертвенности матери.

Второе высказывание «У родителей, кроме заботы о детях, должна быть и своя жизнь, которую вовсе не надо приносить никому в жертву», имеет прямо противоположный характер. Результаты показывают, что с ним полностью или частично согласны все респонденты: М - 58,4 %, Ж - 70,8 % (Новосибирск), М - 49,2 %, Ж - 63,3 % (Минск). Как видим, девушки высказываются значительно чаще в пользу этого высказывания. Здесь, как и в предыдущем утверждении, прослеживается желание девушек показать расширение границ «женского» мира, признание легитимности «женского» мира за пределами семьи, а вместе с этим и сопротивление гендерному воздействию. Согласие молодых людей вполне отражает «мужской» традиционный взгляд на мир: семья, дети и своя жизнь.

Таким образом, два рассмотренных дихотомических высказывания отражают наличие в сознании молодых людей мозаичности и гендерных аспектов, а в сознании девушек -расширение границ традиционного «женского» мира и имплицитное сопротивление гендеру.

Далее мы рассмотрим три высказывания. Одно отражает общий взгляд на вопрос, а два других - дихотомию. С первым высказыванием «Для устойчивости семьи неважно, кто из супругов больше зарабатывает» согласны

опрошенные обеих выборок: М - 56,5 %, Ж -

58.0 % (Новосибирск), М - 35,2 %, - 36,9 % (Минск). Распределение ответов в отношении второго высказывания «Семья более устойчива, когда основным “добытчиком” в ней является мужчина» показывает, что с ним согласны также все опрошенные: М - 46,2 %, Ж - 47,0 % (Новосибирск), М - 41,9 %, Ж -

35,4 % (Минск). С третьим утверждением «Семья более устойчива, когда основным “добытчиком” является женщина» опрошенные преимущественно не согласны: М - 63,3 %, Ж - 66,3 % (Новосибирск), М -

60.1 %, Ж - 62,1 % (Минск).

Полученные результаты со всей очевидностью демонстрируют «мозаичность» сознания и наличие гендерных представлений. Первое утверждение отражает некую идеальную картину, второе - традиционные взгляды, имеющие гендерную природу, а третье -нетрадиционные, феминистические взгляды. С одной стороны, респонденты указывают, что устойчивость семьи не зависит от субъекта финансирования семьи. С другой стороны, говорят о том, что семья более устойчива при мужском финансировании. Как видим, гендер постоянно сопровождает «мозаичность» сознания.

И последние два дихотомических утверждения. Против того, что «Для мужчины гораздо важнее быть успешным на работе, чем в семье», высказались обе группы респондентов: М - 53,3 %, Ж - 55,2 % (Новосибирск), М - 56,3 %, Ж - 46,1 % (Минск). Здесь, как видим, имеет место выход за рамки традиционных представлений о ролях мужчины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Утверждение «Для женщины гораздо важнее быть успешной в семье, чем на работе» не было поддержано новосибирскими девушками (37,0 %). Мнения молодых людей разделились: 35,3 % согласны, а 32,5 % высказались против него. Минскими респондентами (М - 39,2 %, Ж - 34,4 %) утверждение частично поддержано. Однако 31,1 % минских девушек не согласились с ним. Итак, мы видим, что большинство респондентов все же придерживаются гендерного взгляда в отношении того, что сфера деятельности женщины - семья, дети, дом. Несогласившиеся девушки (примерно треть в каждой выборке) демонстрируют уход от традиционализма.

Итак, анализ высказываний показывает наличие «мозаичности» сознания. Что же касается гендерных аспектов, то у молодых лю-

дей в основном присутствуют традиционные взгляды на роли женщины. У части девушек прослеживается аналогичная тенденция. Однако примерно треть девушек обнаруживает стремление расширить ролевой набор женщины и уйти за рамки традиционализма. Как нам представляется, это также пример сопротивления гендеру. Интересно то, что большинство респондентов легко высказываются за расширение аналогичного ролевого набора мужчины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование выявило противоречивые представления молодежи о семье, которые в обычной жизни чаще всего остаются незамеченными. Мы обнаружили одновременное сосуществование в сознании молодежи содержательно различных идей. Так, большинством опрошенных, с одной стороны, приветствуется зарегистрированный брак, но с другой стороны, позитивно оценивается и «гражданский» брак или совместное сожительство, которое воспринимается как проверка будущего брака. Еще одним примером противоречивости является одновременное признание двух идей. Первая состоит в том, что для устойчивости семьи неважно, кто зарабатывает больше денег. Вторая в том, что семья более устойчива, когда основным «добытчиком» в ней является мужчина. Примеры противоречий можно продолжать.

Одной из системных причин этих и других противоречий является «мозаичность» сознания, в которой сосуществуют совершенно разные, нередко и прямо противоположные, «кусочки» разных картин мира. В нашем случае такими картинами мира оказались патриархальная и феминистическая. «Кусочки» этих картин извлекаются непредсказуемо. «Мозаичное» сознание препятствует рефлексии, оставляя человека образно говоря на поверхности.

Главной особенностью «мозаичного» сознания является то, что оно служит базой для имплицитного влияния гендера. Последний выступает еще одной системной причиной противоречивости представлений о социальных и семейных ролях мужчин и женщин. Представления о времени вступления в брак, о мотивации, о детности - все, так или иначе, оказалось подвержено гендерному воздействию. Причем у молодых людей оно чаще всего проявлялось в виде гендерных представлений, когда речь шла об оценке женских ро-

лей и оценке мужчин с позиции «мужчинно-сти». У девушек гендерное воздействие имело место при оценке мужских ролей. При оценке женских ролей в группе девушек наблюдалось имплицитное сопротивление гендеру.

Анализируя комплекс, в который входят представления о семье, «мозаичное» сознание и влияние гендера, хотелось бы обратить особое внимание на то, что гендерное воздействие не является безобидным. Вопреки распространенному мнению о том, что «гендер - всего лишь смысловой конструкт социологов, нам хотелось указать на крайне тяжелые социальные последствия его влияния не как смыслового конструкта, а как реального субъекта воздействия. Он оказывает влияние через гендерные стереотипы, гендерные представления, гендерную культуру на принятие решений мужчинами и женщинами, на их модели поведения, в том числе и семейные. Давление его столь сильно, что молодые люди и девушки, сопротивляясь ему, могут избрать социально неадекватные модели семейного поведения. К примеру, отказываясь от рождения детей и т. д.

Дополнительным обременением является скрытая природа гендера и, соответственно, отсутствие рефлексии, уход от поиска подлинных причин неудовлетворенности мужчиной или женщиной своей жизнью, семьей, супругом или супругой и т. д. Гендер в таких ситуациях вообще не принимается во внимание. Однако именно он вызывает колоссальные трудности в реализации мужчинами и женщинами своей социальной и индивидуальной субъектности.

В связи с изложенным выше важна целостная система, включающая исследования социологами «мозаичности» сознания, гендера, выявление его негативных аспектов для человека, в том числе и в семье, а также просветительская работа по семейным ценностям и гендерным аспектам. Эта работа длительная, но она крайне важна для обретения человеком гармонии и возможности самореализации.

Список литературы

1. Клецина, И. С. Психология гендерных отношений : теория и практика. СПб. : Але-тейя, 2004. 408 с.

2. Ильиных, С. А. Множественная маскулинность // Социол. исслед. 2011. № 7. С. 101-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.