Научная статья на тему 'Семейное образование: мифы и реальность'

Семейное образование: мифы и реальность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕМЕЙНЫЕ ШКОЛЫ / СЕМЕЙНО-ШКОЛЬНАЯ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якунина Анастасия Николаевна

В статье раскрывается сущность семейного образования как перспективной формы обучения и воспитания. Рассмотрены правовые основы семейного образования, его основные достоинства и недостатки, проблема социализации детей, обучающихся в семейных школах. Также дан краткий обзор зарубежного опыта в области семейного обучения. Показаны значительные перспективы развития особой, семейно-школьной формы получения образования, представляющей собой синтез традиционного школьного образования и образования в семье. Изложенные в статье тезисы подкреплены широким массивом статистических данных и результатами специальных научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family Education: Myths And Reality

The article reveals the essence of family education as a promising form of training and education. The legal framework of family education, its main advantages and disadvantages, the problem of socialization of children enrolled in home-based schools. There is also a brief review of international experience in the field of family learning. Shown significant prospects in development of special, family-school form of education that is a synthesis of traditional schooling and education in the family. Set forth in article abstracts backed by a wide array of statistical data and results of special scientific research.

Текст научной работы на тему «Семейное образование: мифы и реальность»

Семейное образование: мифы и реальность

Анастасия Николаевна Якунина,

кандидат педагогических наук

САМОСИН

• семейное образование • семейные школы

• семейно-школьная форма получения образования •социализация

Эта статья посвящена семейной форме получения образования — очень интересному и малоизученному явлению российской педагогики.

Семейное образование (далее — СО) было официально разрешено в России ещё в 1992 г., когда родители получили право «дать ребёнку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье» (пункт 3 ст. 52 Закона РФ «Об образовании»). Это право сохранено и в ст. 44 п. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

В современном понимании СО представляет собой освоение учащимся общеобразовательных программ в семье с прохождением промежуточной и итоговой аттестации в общеобразовательном учреждении и осуществляемое либо родителями (законными представителями) обучающегося, либо лицами, выбираемыми и назначаемыми родителями (законными представителями). Иными словами, на семейном образовании преподавание предметов школьного курса осуществляется родителями либо (реже) приглашёнными специалистами (репетиторами, гувернёрами и т.д.).

В том случае, если освоение общеобразовательных программ происходит на неудовлетворительном уровне, школьная администрация имеет право поставить вопрос о переводе учащегося на школьное обучение либо оставить его на повторный курс. Перевод на СО возможен с любого класса, при этом на любом этапе возможен обратный перевод на школьное обучение.

Отметим, что СО не следует отождествлять с понятием «домашнее образование». Последнее используется для детей, которые не имеют возможности учиться в общеобразовательной школе по состоянию здоровья. На домашнем образовании обучение детей осуществляется по приказу директора школьными педагогами на дому. Перевод на домашнее образование

оформляется на основании рекомендации медицинского учреждения.

Родители отдают предпочтение семейному образованию по различным причинам, но главные из них — возможность дать ребёнку качественное индивидуальное образование, оградить от неблагоприятной обстановки в школе, помочь ребёнку выработать независимое мышление и социально-психологический иммунитет. Узнав на практике преимущества СО, многие родители приходят к выводу, что это редкая возможность для небогатых семей дать детям образование, не уступающее по уровню частным школам.

По своему опыту автор знает, насколько маловероятной кажется большинству педагогов идея о том, что родители без специального образования могут сами при помощи учебно-методических пособий обучать детей всем школьным предметам, причём нередко вплоть до 11 класса.

Так, директор одной из петербургских школ, узнав о СО, сказала: «Не верю, что такое возможно. Вы мне какую-то замечательную сказку рассказываете!»

Действительно, поверить в существование и тем более эффективность семейного образования непросто, однако будем оперировать фактами.

Общемировой опыт (в том числе российский) и соответствующие исследования убедительно доказывают, что осуществлять эффективное обучение родителям позволяют прежде всего ответственность, трудолюбие и наличие свободного време-ни1. Важную роль играет также высокая степень индивидуальности обучения, которой достаточно трудно добиться в школе. Действительно, урок на семейном образовании предполагает обучение только одного ребёнка, и всё учебное время и усилия учителя (родителя либо приглашённого специалиста) направлены на обучение единственного учащегося, в то время как численность класса сегодня может превышать 25 человек. Как отмечает А. Томас,

1 1. Bentley T. Learning beyond the classroom: Education for a changing world. L., 2011, р. 125.

2. Семейное образование. Статьи и интервью [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.familyeducation.ru/

«...родители и репетиторы, обучающие ребёнка, как правило, хорошо осведомлены о его способностях, темпе работы на уроке, степени заинтересованности различными предметами, что позволяет им разрабатывать занятия, максимально отвечающие индивидуальным особенностям учащегося». Это даёт, помимо прочего, возможность изучать с более высоким темпом те предметы, которые не вызывают у ребёнка трудностей, и больше времени посвятить тем, в процессе изучения которых возникают проблемы.

Однако всё равно кажется маловероятным, что родители без специального образования могут на должном уровне преподавать большую часть предметов вплоть до старших классов. На самом деле это объясняется тем, что в большинстве случаев родители переводят ребёнка на СО ещё в младших классах, что позволяет им последовательно, «шаг за шагом» освоить и преподать ребёнку все предметы школьного курса. (При этом условии, например, родителям будет значительно легче преподавать физику в 9 классе, так как она основана на курсах физики за 7 и 8 классы, которые к тому времени будут уже успешно освоены. В то время как в случае «внезапного» перевода ребёнка на семейное обучение (например, в 10 классе) преподавание алгебры, иностранного языка и других сложных предметов может вызвать у родителей значительные трудности).

Таким образом, перевод ребёнка на СО в младших классах позволяет как родителям, так и детям избежать «стрессовых» ситуаций в обучении, предоставляя возможность совершенствования процесса обучения в условиях, когда учебный материал ещё достаточно тривиален и количество уроков невелико, благодаря чему родителям не нужно тратить большое количество времени и сил на подготовку и проведение занятий. В средних же классах, по мере усложнения и увеличения объёма учебного материала, родители смогут сконцентрироваться именно на преподавании, не отвлекаясь на организационные вопросы и собственно «привыкание» к семейной форме.

Опыт семейных школ (семей, в которых ребёнок обучается на СО) показывает, что родители, обучающие детей в семье, как

правило, активно занимаются самообразованием, используя при подготовке к урокам не только школьные учебные пособия, но и дидактические материалы, дополнительные учебники, аудио- и видеопособия и так далее. Иногда родители вводят в качестве дополнительного предмета знакомство с искусством, музыкой, классической литературой.

В случае, когда у родителей возникают вопросы по преподаванию того или иного предмета, они могут обратиться за советом к педагогу ОУ, в котором ребёнок проходит аттестацию. Многие семейные школы прибегают к услугам репетиторов, однако, как правило, репетиторы преподают только 1 — 2 предмета, остальные ведут родители. Иногда семейные школы объединяют свои усилия и совместно нанимают детям репетиторов по отдельным предметам; главное при этом — сохранение малой численности «класса» и индивидуального подхода к детям.

Все эти факторы вместе с высокой мотивацией родителей в обучении своего ребёнка могут в значительной степени компенсировать отсутствие педагогического образования и, как правило, позволяют добиться весьма высоких результатов в обучении.

В доказательство приведём несколько статистических фактов.

Исследование, проведённое Мэриленд-ским университетом среди 20 тысяч учащихся из 12 тысяч семей, показало, что по уровню интеллектуального и психоэмоционального развития почти 25% «семейных» учащихся на один-два года опережают учащихся частных школ, не говоря уже о государственных, а среди учащихся от первого класса до четвёртого указанное опережение было почти стопроцентным2.

Учащиеся семейных школ до двух раз чаще по сравнению с выпускниками государственных общеобразовательных учреждений поступают в престижные вузы3.

Значительные результаты семейное образование даёт и в воспитании. «Домашние»

2 Thomas A. Educating children at home. L., 2008, р. 56.

3 Официальный сайт Национального института исследования семейного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.nheri.org/ research/nheri-news

дети, как правило, меньше смотрят телевизор (если 38% учащихся государственных школ смотрят телевизор более трёх часов в день, то среди обучающихся в семье их 3%), больше читают, у них складываются благоприятные отношения с родителями. Согласно исследованиям, учащиеся семейных школ являются более спокойными, дисциплинированными и вежливыми, трудолюбивыми в учёбе. Они, как правило, не склонны к соревновательности и в меньшей степени подвержены влиянию окружающих4.

Исследования показывают, что дети, обучающиеся на СО, успешнее устанавливают психологический контакт и социальные связи со взрослыми людьми, становятся ответственными в социально-политическом плане гражданами и реже нарушают закон, чем выпускники государственных школ5.

По мнению психологов (Л. Шаерс, Р. Мур), причина данного феномена заключается в том, что у «...учащихся семейных школ происходит развитие ценностных отношений в процессе общения с родителями, в лице которых дети имеют более достойные образцы поведения, нежели их сверстники в общеобразовательных учреждениях»6.

В связи с вышесказанным приведём мнение проф. А. Антонова, доказывающего, что СО является одним из наиболее перспективных способов получения образования в условиях современного социума. На основе многолетних исследований в области социологии семьи А. Антонов приходит к выводу, что «...ситуация, когда родители становятся учителями своих детей, не нанимая репетиторов, является вполне естественной»7; По утверждению А. Антонова, при таком обучении у родителей появляется возможность следить за развитием своих детей, общаться с ними, узнавать их сильные и слабые стороны в процессе совместной учебной деятельности, что способствует укреплению и сплочению семьи, позволяет родителям передать своим детям

4 Bentley T. Learning beyond the classroom: Education for a changing world. L., 2011, р. 84.

5 Официальный сайт Национального института исследования семейного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.nheri.org/ research/nheri-news

6 Там же.

7 Thomas A. Educating children at home. L., 2008, р. 117.

весь накопленный ими опыт и духовный багаж, что является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка.

С учётом достоинств семейного образования, а также заметного снижения уровня школьного обучения и воспитания, распространения в школах преступности, алкоголизма и наркомании, становится понятным, почему многие родители отдают предпочтение семейной форме получения образования. Если в начальный период своего становления СО было представлено в России незначительно и преимущественно в условиях городов с населением свыше миллиона человек, то к настоящему моменту опыт семейного образования приобрели 1,5 млн россиян по всей стране8.

Современный этап характеризуется активным развитием семейного образования во многих странах мира (так, в США и Канаде СО является одним из наиболее востребованных способов получения образования и в течение многих лет даёт высокие результаты). Официальный статус СО признан уже в 45 государствах (Австралии, Японии, Австрии, Великобритании, Бельгии, Дании, Италии, Португалии и многих других).

Вероятно, у читателя возникает естественное предположение о том, что при всех своих положительных качествах СО имеет и один существенный недостаток, а именно отсутствие общения учащихся семейных школ со сверстниками. Действительно, ряд исследователей (М.Н. Михайлова, Р. Патрик) утверждают, что семейное образование не способствует социализации детей9. Указанные исследователи отмечают, что при безусловном наличии весьма значимых компонентов гуманизации и индивидуализации, семейное образование не отвечает принципу обучения и воспитания в коллективе. Так, по мнению Р. Патрика, к недостаткам семейной, как и любой другой индивидуальной формы обучения можно отнести то, что «...каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного

8 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М, 1996.

9 Семейное образование. Статьи и интервью

[Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.familyeducation.ru/

труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает её от других учащихся. Индивидуальное обучение десо-циализировано». По их мнению, дети, обучающиеся в семье, нередко испытывают дискомфорт при общении со сверстниками. Как следствие, после окончания школы «домашние» дети с трудом адаптируются к жизни в обществе.

На это можно возразить, что для развития коммуникативной сферы ребёнка действительно необходимо общение с другими детьми, с коллективом, однако вполне логично признать, что этот коллектив совершенно не обязательно должен быть школьным. Общемировой опыт СО доказывает, что процесс социализации также будет протекать достаточно эффективно, если ребёнок, например, на занятиях в спортивных секциях, в кружках будет общаться с детьми, с которыми его связывают общие интересы. Конструктивным в плане социализации является и объединение семейных школ в группы. Как уже отмечалось, в этом случае каждый родитель преподаёт детям из семей данной группы предмет, в котором он наиболее компетентен, либо родители сообща нанимают детям репетитора по отдельным предметам.

Конечно, последнее не означает, что нужно поощрять общение ребёнка только с другими «домашними» детьми. Весьма важным представляется создание естественной обстановки для приобретения навыка общения и с детьми, обучающимися в школе. В противном случае социализация будет неполной. С указанной целью ребёнка можно отправить, например, в летний лагерь. Конструктивным вариантом является и организация поездок ребёнка на экскурсии, причём родителям не обязательно всегда его сопровождать. Кроме пользы для умственного развития это создаст естественные условия для общения ребёнка с другими детьми. Некоторые родители в частном порядке договариваются с директором школы о посещении «домашним» ребёнком уроков физкультуры. Помимо физического развития посещение этих занятий косвенно будет способствовать и решению проблемы социализации. Так, известно, что многие «домашние» дети находят друзей среди одноклассников, вместе с которыми посещают

уроки физкультуры10. Отметим, что блестящие перспективы в плане социализации представляет семейно-школьная форма получения образования, при которой ребёнок по ряду предметов, выбранных родителями, обучается дома, а по остальным — в школе, однако, несмотря на законодательное разрешение сочетания форм образования, семейно-школьное обучение по ряду причин в нашей стране практически отсутствует.

Как уже отмечалось, другой (наиболее распространённый) способ социализации ребёнка — определить его в кружок, секцию, музыкальную школу или клуб по интересам. Так как в больших городах существует множество подобных организаций, то почти для каждого ребёнка можно найти подходящий вариант, что позволит ребёнку заниматься любимым делом и одновременно общаться с товарищами по интересам. Отметим, что при этом внимание нужно уделять не успехам ребёнка, например, в вышивании или музыке, а тому, улучшается ли его способность к общению, появились ли у него друзья и знакомые. Конечно, не стоит ожидать мгновенных результатов, но если сколько-нибудь заметная положительная динамика отсутствует в течение года, возможно, следует перейти в другой кружок или поменять музыкальную школу на спортивную и так далее.

Нередко семейные школы организуют совместный отдых, экскурсии, что предоставляет детям возможность общаться в естественной обстановке. Так, объединение семейных школ «Аист» в г. Архангельске (под руководством Л. Корнеевой) занимается организацией совместного досуга семейных школ, вследствие чего дети имеют возможность вместе заниматься спортом, отмечать праздники и общаться друг с другом в свободное время. Следствием явилось отсутствие сколь-нибудь серьёзных проблем с дальнейшей социализацией у всех детей объединения11.

По мнению большинства родителей, обучающих детей в семье, одна из основных задач семейного образования — ни в коем случае не изоляция детей от общества,

10 Там же.

11 Семейное образование. Статьи и интервью [Электронный ресурс]. — Режим доступа: familyeducation.ru/

а лишь временное ограничение общения детей с некоторыми сверстниками, отличающимися асоциальным поведением, до тех пор, пока ребёнок, по мере взросления, не станет психологически устойчивым к негативному влиянию.

То, что учащиеся семейных школ более ответственны, воспитанны и самостоятельны в принятии решений по сравнению с учащимися государственных общеобразовательных учреждений, позволило большинству исследователей семейного образования (А. Антонов, Л. Шаерс, Р. Легъярди), утверждать, что СО обеспечивает учащимся значительные преимущества именно в социальном плане, позволяя осуществить эффективную подготовку к жизни в обществе, поскольку социализация заключается не столько в умении общаться со сверстниками, сколько в умении эффективно взаимодействовать с социумом и быть достойным гражданином12.

Таким образом, на семейном образовании родителями могут и должны быть созданы условия для приобретения учащимися необходимых социальных навыков в больших и малых социальных группах, в формальной и неформальной обстановке, среди людей разных возрастов, друзей, родственников и незнакомых людей. Как отмечает социолог А. Карпентер, решающее значение при этом имеет качество, а не количество социальных взаимодействий13. Социализация в указанных условиях может быть даже полнее, нежели в среде узкой и замкнутой субкультуры ровесников, по словам Л. Тэй-лора, «...чётко ориентированной на пред-взрослую коммерческую культуру и фактически оторванную от семьи и общества» .

Чтобы «изнутри» познакомиться с процессом семейного обучения, кратко рассмотрим опыт одной «обычной» семейной школы.

Состав семьи: отец, мать и дочь. Образование матери: среднее специальное, отца: высшее. Отец работает, мать — домохозяйка.

12 Petrie A.J. Education at home and the law // Education and the Law. 2009. Vol. 5. № 3, p. 36.

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М, 1996.

13 Taylor L.A., Petrie A.J. Home Education Regulations in Europe and Recent U.K. Research // Peabody Journal of Education. 2000. Vol. 75. № 1, р. 52.

Дочь Алина в 5 классе. На семейное образование переведена в 3 классе. Основная причина перевода: неудовлетворённость родителей качеством школьного образования. Косвенной причиной явилось то, что у девочки сложились негативные отношения с одноклассниками, вследствие чего ребёнок даже отказывался посещать школу.

В 3 — 4 классах все занятия вела мать. В 5 классе преподавание математики взял на себя отец. Организация обучения в целом стандартная для семейного образования. Занятия проходят регулярно, по составленному матерью расписанию. Расписание сбалансировано, «лёгкие» предметы чередуются с более трудными. Уроки стандартной продолжительности: 45 мин. с 10-минутной переменой, выходные — суббота и воскресенье, а также каникулы. Успеваемость ребёнка отличная.

Проблемы с социализацией и спортивной подготовкой у девочки отсутствуют. Она посещает художественную и спортивную школы. (Преимуществом этого, помимо прочего, является то, что в ОУ Алине по физкультуре выставляют «отлично» без проведения аттестации). У Алины четыре подруги (с тремя из них она познакомилась в художественной школе).

В заключение отметим, что СО — ещё очень «молодая» форма получения образования, поэтому родителям, обучающим детей в семье, необходима поддержка со стороны школы. Очень печально, когда сотрудники ОУ с предубеждением относятся к данной форме, видят в ней конкуренцию школьному образованию и «прозрачный намёк» на то, что школа неспособна предоставить качественные образовательные услуги.

На самом же деле, СО — помощник школы в получении учащимся качественного об-

разования. Поэтому, если родители принимают решение о переводе ребёнка на семейное образование, задача сотрудников школы — не «пугать» родителей возможными трудностями, а, напротив, оказать помощь в организации процесса семейного обучения, отвечающего индивидуальным особенностям и потребностям каждой конкретной семейной школы.

Можно с уверенностью утверждать, что в условиях сотрудничества семейных и общеобразовательных школ значительные перспективы открываются перед семейно-школьным образованием, при котором родители могут обучать ребёнка с семье не по всем, а только по ряду выбранных ими предметам. Его специфической чертой является высокая степень гибкости, вследствие чего семейно-школьное образование отвечает образовательным запросам и потребностям значительной части населения, способствуя решению ряда серьёзных проблем, таких как неудовлетворительный уровень преподавания определённых дисциплин в конкретном общеобразовательном учреждении и неуспеваемость учащегося по отдельным дисциплинам. Помимо этого указанная форма получения образования в меньшей степени зависит от таких факторов, как наличие у родителей свободного времени, уровень материальной обеспеченности семьи и тому подобных.

Весьма важным является также проведение общероссийских исследований, которые позволили бы объективно оценить преимущества СО, раскрыть его значительный личностно-формирующий потенциал, что способствовало бы широкому распространению семейного образования, повышению его популярности, преодолению недоверия к семейному образованию со стороны педагогической общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.