Научная статья на тему 'Семейное консультирование как метод социальной реабилитации пациентов с офтальмопатологией'

Семейное консультирование как метод социальной реабилитации пациентов с офтальмопатологией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
146
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / КОРРЕКЦИОННОЙ СЕМЕЙНАЯ СРЕДА / CORRECTING FAMILY ENVIRONMENT / ИНВАЛИДНОСТЬ / DISABILITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / PSYCHOLOGICAL CONSULTING / ОФТАЛЬМОПАТОЛОГИЯ / OPHTHALMOPATHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суворова Р.А., Шарипов А.Р.

Статья посвящена психологическому консультированию как методу социальной реабилитации пациента с офтальмологической патологией. Нарушение зрительной функции у ребенка может влиять на характер родителей. Отношение родителей к больному ребенку может привести как к здоровью, так и к абсолютной инвалидности. Поэтому очень важно научить родителей как себя вести с ребенком. Семейное консультирование это метод, позволяющий родителям получить квалифицированную психологическую помощь для дальнейшего создания коррекционной семейной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family consulting as a method of social rehabilitation of patients with ophthalmopathology

The article is devoted to psychological consulting as social rehabilitation method for ophthalmological patients. Damaged visual function of a child may influence the character of his/her parents. The parents' attitude to the disabled child is the way to health or disease. That is why it is very important to teach parents about how to behave with a child. Family consulting is a method allowing parents to obtain qualified psychological assistance in order to create correcting family environment.

Текст научной работы на тему «Семейное консультирование как метод социальной реабилитации пациентов с офтальмопатологией»

УДК 617.7

Р.А. СУВОРОВА, А.Р. ШАРИПОВ

Всероссийский центр глазной и пластической хирургии, 450075, г. Уфа, ул. Р. Зорге, д. 67/1

Семейное консультирование

как метод социальной реабилитации пациентов

с офтальмопатологией

Суворова Регина Альбертовна — научный сотрудник, заведующая лабораторией клинической психологии и психофизиологической коррекции зрения, ведущий клинический психолог, тел. +7-917-471-66-78, e-mail: Regina.suvorova@mail.ru, ORCID ID: 0000-0003-1222-8574

Шарипов Амир Рашитович — кандидат биологических наук, заведующий научно-исследовательским отделом электрофизиологии и психофизики зрительной системы, тел. +7-917-346-62-26, e-mail: allopsy58@gmail.com, ORCID ID: 0000-0002-1129-4433

Статья посвящена психологическому консультированию как методу социальной реабилитации пациента с офтальмологической патологией. Нарушение зрительной функции у ребенка может влиять на характер родителей. Отношение родителей к больному ребенку может привести как к здоровью, так и к абсолютной инвалидности. Поэтому очень важно научить родителей — как себя вести с ребенком. Семейное консультирование это метод, позволяющий родителям получить квалифицированную психологическую помощь для дальнейшего создания коррек-ционной семейной среды.

Ключевые слова: семья, коррекционной семейная среда, инвалидность, психологическое консультирование, оф-тальмопатология.

DOI: 1032000/2072-1757-2018-16-4-185-188

(Для цитирования: Суворова Р.А., Шарипов А.Р. Семейное консультирование как метод социальной реабилитации пациентов с офтальмопатологией. Практическая медицина. 2018, том 16, № 4, C. 185-188)

R.A. SUVOROVA, A.R. SHARIPOV

All-Russia Eye and Plastic Surgery Centre of the Russian Health Ministry, 67/1 Zorge Str., Ufa, Russian Federation, 450075

Family consulting as a method of social rehabilitation of patients with ophthalmopathology

Suvorova R.A. — researcher, Head of the Laboratory of clinical psychology and psychophysiological correction of vision, leading clinical psychologist, tel. +7-917-471-66-78, e-mail: regina.suvorova@mail.ru, ORCID ID: 0000-0003-1222-8574

Sharipov A.R. — Cand. Biol. Sc., Head of the Research Department of the Centre for electrophysiology and psychophysics of the visual system, tel. +7-917-346-62-26, e-mail: allopsy58@gmail.com, ORCID ID: 0000-0002-1129-4433

The article is devoted to psychological consulting as social rehabilitation method for ophthalmological patients. Damaged visual function of a child may influence the character of his/her parents. The parents' attitude to the disabled child is the way to health or disease. That is why it is very important to teach parents about how to behave with a child. Family consulting is a method allowing parents to obtain qualified psychological assistance in order to create correcting family environment. Key words: family, correcting family environment, disability, psychological consulting, ophthalmopathology.

(For citation: Suvorova R.A., Sharipov A.R. Family consulting as a method of social rehabilitation of patients with ophthalmopathology. Practical Medicine. 2018, Vol. 16, no. 4 , P. 185-188)

71

ITREMPQRARY ISSUES OF OPHTHALMOLOGY

m

Нарушение зрительной функции приводит к значительным психологическим особенностям в восприятии окружающего мира и принятии себя как полноценного члена общества. Людям, имеющим нарушения зрительной функции, значительно сложнее даются такие обыденные вещи, как обучение, социальные контакты, выбор будущей профессии и другие аспекты жизни. Многие из них с трудом осваивают даже простое самообслуживание и на долгие годы могут оставаться уходозависимыми. При этом особую роль в жизни человека с нарушениями зрения играет семья [1]. Очевидно, что такие семьи нуждаются в специальной психологической помощи. Особое внимание следует уделить семьям, где имеется ребенок с офтальмопатологи-ей.

Для решения этих задач в лаборатории клинической психологии и психофизиологической коррекции Всероссийского центра глазной и пластической хирургии разработаны процедуры и методики краткосрочного семейного консультирования, ориентированные на исправление патологизирующих семейных отношений и формирование коррекци-онной семейной среды

Семейное консультирование — это целенаправленное воздействие на семью и ее членов с целью восстановления, оптимизации ее функционирования совершенствования отношений между ее членами, создания благоприятных внутрисемейных условий для развития семьи и ее членов. Целью семейного консультирование является создание микросоциальной семейной среды, обеспечивающей эффективное восстановление нарушенных функций, гармоничное личностное развитие, полноценную социальную адаптацию [2].

Семейная консультация проводится в следующих ситуациях:

— Когда есть внутренняя готовность развивающей работе при отсутствии или недостатке компетентности;

— В случае беспомощности пациента и его неспособности самостоятельно контролировать ход домашних занятий;

— Когда мотивация родственников выше мотивации пациента;

— В случае, когда проблема потенциально является фактором семейных отношений, (для того чтобы система существовала нужен «Идентифицированный пациент»);

— В случае возможной трансгенерационной передачи;

— И во всех случаях, когда результат зависит не только от пациента, но и от семейного окружения.

Цель исследования — разработка подходов к краткосрочному семейному консультированию на основе изучения особенностей личности офтальмологических больных и семейных отношений в семьях с идентифицированным офтальмологическим пациентом.

Методы психологического обследования

Тест Лири — создан Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году, и предназначен для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношения в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке [3].

Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. «Анализ семейных взаимоотношений» (аСв) Опросник состоит из 130 вопросов, отвечая на которые, возможно определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье, для этого измеряется 20 шкал; 11 шкал определяют стили семейного воспитания, 9 — причины нарушений в стиле семейного воспитания, вызванные особенностями поведения родителей» [4].

Были обследованы родители детей, имеющих оф-тальмопатологию, взрослые офтальмологические пациенты, проходящие лечение в Центре глазной и пластической хирургии, а также здоровые взрослые испытуемые-волонтеры.

Результаты

Анализ особенностей представлений у представителей обследуемых групп с помощью теста Т. Лири

Рисунок 1.

Усредненные профили теста Лири для обследованных групп

г-1

|\ /I

\|И\ □ / ' 4

п- \ : \\ * •-. * Р// * ':.

ч V л у /• * /у

у __ 1 - - -[ í ■! К

>-.л

ОСИ ОСТЗ ОСТ5 ОСТ7

□СТ2 0СТ4 осте ОСТЗ

-о- Родители о себе

■ Родители о ребенке ■■■>■■ Родители ребенка -й Врослые пациенты о себе —• Здоровые взрослые о себе

нн

Рисунок 2.

Профиль особенностей семейного воспитания в группах родителей, имеющих здоровых детей и детей с офтальмопатологией

показал, что взрослые пациенты с офтальмопатологией характеризуются резко «повышенным» профилем по всем шкалам теста, что свидетельствует о достоверно большей выраженности выявляемых черт личности как по сравнению с офтальмологический здоровыми волонтерами так и с родителями офтальмологический больных детей (рис. 1).

Детальное изучение представлений последних позволило выявить проблемы рефлективной оценки родителями своих детей с офтальмопатологией. Как явствует из рисунка 1 родители склонны оценивать своих детей как подобных себе (график «родители о ребенке»). Одновременно им казалось, что сами дети считают себя гораздо более взрослыми, и, что характерно — более здоровыми, чем они «являются на самом деле» (график «родители за ребенка» рис. 1). Таким образом, концепция родителей приводила к использованию воспитательных мер по «коррекции» рефлексируемого самоотношения ребенка в направлении большего соответствия представлений родителей о том каким «является» их ребенок и, в конечном итоге — к его самоотношению как «взрослого пациента с офтальмопатологией» (тотальное повышение профиля теста Т. Лири).

Данные теста АСВ (рис. 2) показывают, что родители детей с нарушениями зрения уделяют ребенку слишком много сил, времени, внимания. Подвергают его чрезмерной заботе. Воспитание ребенка занимает центральное место в жизни родителей, стало делом всей жизни (достоверно более высокие значения по шкале Г+ Гиперпротекция и существенно сниженные показатели по шкале Г-гипопротекция). Вполне вероятно, что недуг ребенка служит своеобразным «аттрактором внимания» родителей.

Очень важным является достоверное снижение в тесте АСВ по шкале «предпочтение детских качеств» у группы родителей, воспитывающих детей с офтальмопатологией. Этот результат косвенно подтверждает описанные выше данные теста Т. Лири и демонстрирует, что у родителей данной группы наблюдается стремление форсировать (по сравнению с родителями офтальмологический здоровых детей) повзросление, игнорируются (или даже блокируются) детские качества (игривость, непосредственность, детская импульсивность).

Одновременно, болезнь ребенка сопровождается более выраженными оценками по шкале ФУ — Фобия утраты ребенка. При этом отношение к ребенку у родителей формируется под воздействием накопленного страха утраты. Этот страх заставляет родителей прислушиваться к каждому пожеланию ребенка и спешить его выполнить, докучать ребенку своей заботой о нем и хорошо согласуется с достоверным повышением опеки (Высокий индикатор Г+ и резко сниженный Г-).

Для диагностики родительских отношений детей с офтальмопатологией использовался опросник ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин). Исследованы две группы: родители детей, имеющих офтальмологические патологии и родители, имеющие офтальмологически здоровых детей.

В семьях, где дети имеют офтальмопатологию, наблюдается тенденция к большей заинтересованности в делах и планах ребенка, склонность к сочувствию, доверию, помощи и высокой оценке его интеллектуальных и творческих способностей, по сравнению с семьями с офтальмологически здоровыми детьми, где среднее значение несколько ниже (рис. 3).

Различия исследуемых групп были достоверны и по шкале инфантилизма. Родители, воспитывающие детей с нарушениями зрения склонны рассматривать ребенка как более взрослого и более способного, менее жалуются на его неуспешность и неумелость, по сравнению с группой родителей имеющих здоровых детей. Эти результаты хорошо согласуются с данными, полученными по шкале ПДЧ (предпочтение детских качеств) теста АСВ. Можно полагать, что офтальмологическое заболевание ребенка служит для его родителей своеобразным «универсальным оправданием» возможных неудач ребенка. Косвенно это подтверждается более высокими баллами по шкале «симбиотических отношений» отражающих стремление родителя сократить психологическую дистанцию с ребенком быть ближе к нему — вплоть до полного слияния. При этом успехи и неудачи ребенка рассматриваются родителем как собственные успехи и неудачи.

Зачастую родители переживают стресс от «разбитых надежд» возлагавшихся на ребенка, от утраты планируемого, ожидаемого будущего и старают-

л

ITREMPORARY ISSUES Of OPHTHALMOLOGE

m

Рисунок 3.

Результаты опроса по методике ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин) (Цветная иллюстрация на стр. 207)

Рисунок 4.

Патологизирующий цикл семейных отношений

ся своей активностью восполнить неудачи ребенка. Многие Родители чувствуют себя беспомощными, ощущают собственное бессилие и зачастую предпринимают иррациональные действия, призванные не столько реально помочь ребенку, сколько доказать себе (и окружающим) что «я хороший родитель, поскольку делаю все для своего ребенка...». Добавим к этому чувство вины — и станет понятно, что стрессированный родитель сам нуждается в помощи, поскольку в этом состоянии ему сложно решать проблемы ребенка, грамотно организовать лечение и создать необходимую семейную среду (рис. 4).

Зачастую отношения «родитель-ребенок» в подобных семьях подменяются отношением «врач-больной», с соответствующими пробелами в эмоциональном, интеллектуальном и поведенческом развитии ребенка. Совокупность офтальмологических, психологических и семейно-социальных проблем склонна «замыкаться» в порочный гиперцикл

с формированием патологизирующей семейной ситуации, в которой болезнь является необходимым элементом (а иногда — и основным стержнем) всей системы семейных отношений.

Наилучшей реабилитацией в таких случаях является забота о ком-то более слабом (например, растении или животном). Также немаловажным является настрой родителей на поиск улучшений.

Нами предложено подход к краткосрочному семейному консультированию, целями которого являются информированность родителей, обучение конкретным методам коррекционного воздействия, оказание помощи родителям и если это необходимо — использование метода геносоциограммы (рассмотрение проблемы в более широком контексте).

В процессе консультирования родители получают возможность трансформировать чувство вины в ответственность, созависимость — в сотрудничество, фрустрированность преобразовать в достижимое будущее, тревожность — в целенаправленное внимание к достижениям и успехам, астеническое состояние — в способность гибкой саморегуляции и адаптации. В конечном итоге патогенный цикл взаимодействий разрывается, а патологизирующие социальные связи преобразуются в конструктивное взаимодействие родственников, совместно формирующих семейную корреляционную среду.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С., Юдиц Ю.А. Психология в медицине / Кафедра — М., 1998.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова думка,1980.

3. Шарипов А.Р., Суворова Р.А. Роль психологических особенностей офтальмологических пациентов в послеоперационной реабилитации // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2007. — №78/декабрь. — С. 180-184.

4. Шарипов А.Р., Суворова Р.А. Представления родителей о ребенке со зрительными нарушениями и основные направления их коррекции // Вестник Оренбургского университета. — 2008. — №12/декабрь. — С. 141-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.