Научная статья на тему 'СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ ДИСКУРС ЖЕНСКОЙ ПРЕССЫ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА'

СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ ДИСКУРС ЖЕНСКОЙ ПРЕССЫ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6
1
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейно-бытовой дискурс / женская пресса / семейные ценности / литературно-общественный женский журнал / общественно-политический женский журнал / диссидентская женская пресса / самиздат / family discourse / women’s press / family values / literary and social women’s magazine / socio-political women’s magazine / dissident women’s press / samizdat

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наталия Олеговна Автаева

В условиях, когда активизируется внимание государства к сохранению и укреплению ценностей семьи как социального института, представляется интересной исследовательской задачей проанализировать, как был представлен семейно-бытовой дискурс в периодике советского периода. В качестве эмпирической базы были выбраны женские издания, поскольку в них данная тема представлена наиболее разнопланово, основные методы исследования – контент-анализ и сравнительно-исторический метод. Автор выделяет три временных промежутка, в рамках которых рассматривает специфику освещения семейной тематики. Анализируются не только общественно-политические женские издания, но и литературно-общественная периодика, и диссидентская женская пресса. В советский период мы видим, что тема семьи на страницах периодических изданий представлена по-разному. В период НЭПа продолжаются традиции дореволюционной журналистики, где в женских литературно-общественных изданиях основным, доминирующим является семейный дискурс. С 1930-х годов эта тема стала непопулярна в женских общественно-политических изданиях, практически отойдя на второй план. Это относится и к периоду Великой Отечественной войны. Возвращение семейной тематики в женскую периодику происходит в послевоенное время. Материалы женских журналов послевоенного периода посвящены семейно-бытовой тематике, представляют жизнь советской женщины как благополучную и спокойную, дают понять, что государство заботится о женщине и ее ребенке, относится к будущим матерям внимательно и трепетно, делает все возможное, чтобы женщина могла совмещать домашнее хозяйство, материнство и свои общественные задачи. В диссидентском альманахе «Мария» («Женщина и Россия») семейная тематика представлена с позиций интересов и запросов женщины. В нем авторы показывают существующие проблемы советской семьи, такие как семьи с матерями-одиночками, психологическое насилие в браке и многие другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY DISCOURSE OF WOMEN’S PRESS IN THE SOVIET PERIOD

Today, the attention of the state is focused on preserving and strengthening the values of the family as a social institution. An interesting research task is to analyze how family discourse was presented in the periodical press of the Soviet period. The empirical basis of the study is women’s magazines, since they present this topic in the most diverse way, the main research methods are content analysis and a comparative historical method. The author identifies three time periods within which he considers the specifics of covering family topics. The article analyzes not only socio-political women’s publications, but also literary and social periodicals, and dissident women’s press. In the Soviet period, we see that the family theme on the pages of periodicals is presented in different ways. During the NEP period, the traditions of pre-revolutionary journalism continue, where in women’s literary and public publications, family discourse is the main, dominant one. Since the 1930s, this topic has become unpopular in women’s socio-political publications, practically receding into the background. This is also true for the period of the Great Patriotic War. The return of family themes to women’s periodicals occurs in the post-war period. The materials of women’s magazines of the post-war period are devoted to family and household topics, they represent the life of a Soviet woman as prosperous and calm, they make it clear that the state takes care of a woman and her child, treats expectant mothers attentively and reverently, does everything possible so that a woman can combine domestic economy, motherhood and their social tasks. In the dissident almanac “Maria” (“Woman and Russia”), family topics are presented from the standpoint of the interests and demands of a woman. In it, the authors show the painful positions of the Soviet family, such as families with single mothers, psychological violence in marriage, and many others.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ ДИСКУРС ЖЕНСКОЙ ПРЕССЫ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА»

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ JOURNALISM HISTORY

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 1 (47). С. 53-62. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2023;1(47): 53-62. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print).

Научная статья УДК 070.1

СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ ДИСКУРС ЖЕНСКОЙ ПРЕССЫ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА Наталия Олеговна Автаева

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, zhurnalistnngu@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1090-5375

Аннотация. В условиях, когда активизируется внимание государства к сохранению и укреплению ценностей семьи как социального института, представляется интересной исследовательской задачей проанализировать, как был представлен семейно-бытовой дискурс в периодике советского периода. В качестве эмпирической базы были выбраны женские издания, поскольку в них данная тема представлена наиболее разнопланово, основные методы исследования - контент-анализ и сравнительно-исторический метод. Автор выделяет три временных промежутка, в рамках которых рассматривает специфику освещения семейной тематики. Анализируются не только общественно-политические женские издания, но и литературно-общественная периодика, и диссидентская женская пресса.

В советский период мы видим, что тема семьи на страницах периодических изданий представлена по-разному. В период НЭПа продолжаются традиции дореволюционной журналистики, где в женских литературно-общественных изданиях основным, доминирующим является семейный дискурс. С 1930-х годов эта тема стала непопулярна в женских общественно-политических изданиях, практически отойдя на второй план. Это относится и к периоду Великой Отечественной войны.

Возвращение семейной тематики в женскую периодику происходит в послевоенное время. Материалы женских журналов послевоенного периода посвящены семейно-бытовой тематике, представляют жизнь советской женщины как благополучную и спокойную, дают понять, что государство заботится о женщине и ее ребенке, относится к будущим матерям внимательно и трепетно, делает все возможное, чтобы женщина могла совмещать домашнее хозяйство, материнство и свои общественные задачи. В диссидентском альманахе «Мария» («Женщина и Россия») семейная тематика представлена с позиций интересов и запросов женщины. В нем авторы показывают существующие проблемы советской семьи, такие как семьи с матерями-одиночками, психологическое насилие в браке и многие другие.

Ключевые слова: семейно-бытовой дискурс, женская пресса, семейные ценности, литературно-общественный женский журнал, общественно-политический женский журнал, диссидентская женская пресса, самиздат.

Для цитирования: Автаева Н. О. Семейно-бытовой дискурс женской прессы советского периода // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 1 (47). С. 53-62.

Original article

FAMILY DISCOURSE OF WOMEN'S PRESS IN THE SOVIET PERIOD Nataliia О. Avtaeva

National Research Lobachevsky State University, Nizhny Novgorod, Russia, zhurnalistnngu@mail.ru, ORCID 0000-0003-1090-5375

Abstract. Today, the attention of the state is focused on preserving and strengthening the values of the family as a social institution. An interesting research task is to analyze how family discourse was presented in the periodical press of the Soviet period. The empirical basis of the study is women's magazines, since they present this topic in the most diverse way, the main research methods are content analysis and a comparative historical method. The author identifies three time periods within which he considers the specifics of covering family topics. The article analyzes not only socio-political women's publications, but also literary and social periodicals, and dissident women's press.

In the Soviet period, we see that the family theme on the pages of periodicals is presented in different ways. During the NEP period, the traditions of pre-revolutionary journalism continue, where in women's literary and public publications, family discourse is the main, dominant one. Since the 1930s, this topic has become unpopular in women's socio-political publications, practically receding into the background. This is also true for the period of the Great Patriotic War.

The return of family themes to women's periodicals occurs in the post-war period. The materials of women's magazines of the post-war period are devoted to family and household topics, they represent the life of a Soviet woman as prosperous and calm, they make it clear that the state takes care of a woman and her child, treats expectant mothers attentively and reverently, does everything possible so that a woman can combine domestic economy, motherhood and their social tasks. In the dissident almanac "Maria" ("Woman and Russia"), family topics are presented from the standpoint of the interests and demands of a woman. In it, the authors show the painful positions of the Soviet family, such as families with single mothers, psychological violence in marriage, and many others.

Key words: family discourse, women's press, family values, literary and social women's magazine, socio-political women's magazine, dissident women's press, samizdat.

For citation: Avtaeva N. O. Family discourse of women's press in the soviet period. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 2023; 1(47): 53-62. (In Russ.).

Введение

Идейно-тематическое своеобразие материалов СМИ обусловлено исторической эпохой и тем политическим и социокультурным укладом, которые сложились в обществе. Для рассмотрения семейно-бытового дискурса российской журналистики советского периода обратимся к анализу женской прессы, так как обозначенная тематика представлена в ней наиболее ярко и разнопланово. В советский период сменилось не только общественно-политическое устройство, трансформация коснулась и системы ценностных установок и ориентиров, поэтому в рамках данной статьи нами будет рассмотрена специфика освещения темы семьи в СМИ обозначенного периода.

Тематические и жанровые особенности женской прессы советского периода были рассмотрены в научных трудах ряда исследователей, отметим работы Е. Ю. Коломийцевой (Коломийцева 2013), О. Д. Минаевой (Минаева 2021), Х. Проктор (Proctor 2015), И. В. Алферовой (Алферова 2011), И. Е. Гусевой (Гусева 2017), Л. Ф. Корниловой (Корнилова 2021). Типологические характеристики изданий для женщин в разные периоды истории стали предметом анализа В. В. Смеюхи (Смеюха 2011), И. В. Марчан (Марчан 2019), М. И. Менендез-Менендез (Menendez Menendez 2013).

В рамках семидесятилетнего советского политического режима контент-стратегии прессы были неодинаковы, поэтому целесообразно выделить временные периоды для анализа: пресса в первые годы правления советской власти (1917-1928), пресса в довоенные и военные годы (1929-1945), периодика после войны (1946-1991).

Переходным периодом от дореволюционных женских изданий к коммунистической женской прессе становится первый период - 1917-1928 годы. После революции стали ликвидироваться частные журналы, что привело к сужению тематического диапазона женской прессы, зарождаются советские общественно-политические женские журналы: «Коммунистка» (1920-1930), «Работница» (1914 - издается по сей день), «Крестьянка» (1922-2015), «Батрачка» (1925-1929) и другие.

Семейная тематика в общественно-политических женских изданиях

Женская пресса общественно-политической направленности отражает повестку универсальных изданий, так, например, в 1920-е годы в журналах для женщин обсуждаются вопросы революции быта. Дискуссия вокруг преобразований семейно-бытовой сферы началась после публикации статьи «От старой семьи - к новой» Л. Д. Троцкого в газете «Правда»: «стирать белье должна хорошая общественная прачечная; кормить - хороший общественный ресторан; обшивать - швейная мастерская; воспитываться дети должны хорошими общественными педагогами» (Правда, 1923, № 155 от 13 июля), а впоследствии она была подхвачена многими изданиями, в том числе, и женской периодикой.

В прессе одним из важных идейных векторов стал тезис об искоренении буржуазной семьи и трансформации семейных отношений из традиционных в коммунистические, как уже ранее упоминалось

в речи Л. Д. Троцкого, необходимо для этого упразднить частную собственность и индивидуальное хозяйство, перейти к социальному воспитанию детей. Именно эти вопросы и вышли на первый план в общественно-политических женских журналах.

Яркая дискуссия о новом семейном быте разгорелась на страницах журнала «Коммунистка», так, в 1920 году С. Н. Равич писала: «Старые гнилые устои семьи и брака рушились и идут к полному уничтожению с каждым днем. Но нет никаких руководящих начал для создания новых, красивых, здоровых отношений. Идет невообразимая вакханалия» (Коммунистка, 1920, № 1-2). Ответом на данную публикацию стала статья И. Ф. Арманд (псевдоним - Е. Блонина), размещенная в следующем номере: «Брак будет делом личным и совершенно свободным... Но путь к этому освобождению длинен и тернист. Он требует длительной перестройки всех общественных отношений и величайшего переворота во всех воззрениях и понятиях людей» (Коммунистка, 1920, № 3-4).

В журнале «Делегатка» за 1923 год неоднократно публиковались материалы, которые свидетельствовали о проблемах в восприятии нового семейного быта одним из супругов, например, в № 9 работница фабрики Б. писала: «Я с тобой жить не буду. Оставь меня. Ищи себе такую, которая будет сидеть дома, а я не могу» (Делегатка, 1923, № 9), супруг не принял общественную активность женщины, ее нежелание заниматься домашним хозяйством, отсюда возникли противоречия в семье. Схожая ситуация отражена и в публикации «Мужа своего переделала: картинки быта», рабкор Евская считает, что бытовые обязанности необходимо делить между супругами: «Не буду больше рабой своего мужа, мы должны быть равными товарищами в жизни!» (Делегатка, 1923, № 9), только в равенстве заключается секрет семейного счастья.

Еще одной важной проблемой, которая обсуждалась на страницах общественно-политических женских журналов данного периода, стал вопрос о регистрации браков и о защите статуса женщины, состоявшей в незарегистрированных отношениях. Сложность заключалась в том, что последствиями «свободной любви» 1920-х годов стало увеличение числа матерей-одиночек, на плечи которых ложились все трудности по воспитанию детей. Поэтому в 1926 году в журнале «Работница» развертывается дискуссионная площадка, где размещаются письма читательниц «Что предлагают работницы: по проекту семейно-брачного права». Большинство читательниц позитивно принимали новый проект по семейному праву, критика касалась лишь некоторых положений, например, по выплате алиментов: «Если женщина самостоятельна, она не пойдет на такое пошлое дело. Нам, женщинам, не за алименты нужно воевать, а за приюты, куда бы можно было отдавать детей. Алименты порождают распущенность. Бывает, что женщина сама вызывает мужчину на связь с ней, а потом тянет его в суд» (Работница, 1926, № 18). Дискуссионным стал вопрос о необходимости официального закрепления отношений в государственных ведомствах, одни ратовали за свободные отношения, другие - за официально зарегистрированные.

Отметим, что в период НЭПа бытовая тематика практически не появляется на страницах партийных общественно-политических женских изданий, акцент сделан на изменении института семьи, общественной роли женщины. Привычные роли хозяйки и матери в изданиях подобной направленности отходят на второй план. Только к концу 1920-х годов становятся наглядными все противоречия революции быта и утопичность предложенных реформ, поэтому в женских изданиях вновь появляются отделы, связанные с ведением хозяйства и воспитанием подрастающего поколения.

Специфика семейно-бытового дискурса в литературно-общественных женских журналах

Либерализация советского режима, которая отразилась и в разрешении предпринимательства, способствовала возрождению частных издательских объединений. Поэтому для периода НЭПа характерно возвращение на рынок женских изданий, которые сохранили черты дореволюционной журналистики. Так, например, в 1922 году возобновил свою деятельность «Журнал для хозяек», который выходил с 1912 года, но в 1918 году был закрыт. Еще одним изданием, которое продолжало во многом традиции дореволюционной журналистики, является «Женский журнал». Данные издания по своим типологическим характеристикам можно отнести к литературно-общественным женским журналам семейно-бытовой направленности (Автаева, Гордеева, Щерова 2021: 161). В контексте трансформации женской прессы соседство партийных женских изданий с журналами, тиражирующими дореволюционную «буржуазную» мораль и ценности, где на первый план выходят вопросы ведения домашнего хозяйства и педагогические методики, кажется парадоксальным.

Женская журнальная периодика периода НЭПа наглядно демонстрирует существующие социальные противоречия: с одной стороны, партийные общественно-политические издания «Коммунистка», «Крестьянка», «Батрачка», «Работница» апеллируют к коммунистической идеологии и требуют изменения общественных ролей женщины, с другой стороны, частные литературно-общественные издания семейно-бытового типа - «Женский журнал», «Журнал для хозяек» - продолжают традиции дореволюционной буржуазной журналистики с ее доминирующим литературоцентричным началом, где на первый план выходят проблемы поддержания домашнего уюта, воспитания детей.

Анализ содержания литературно-общественных журналов помог выявить, каким образом в изданиях сосуществовали два противоположных смысловых дискурса: это материалы о реформах,

проводимых советским правительством, и публикации, продолжающие традиции женской журналистики дореволюционных лет с ее сложившимися традициями и акцентами. Изменения положения женщины в социуме освещались на страницах «Журнала для хозяек», так, можно выделить публикацию П. Репнина «О путях к самообразованию и развитию женщины», в которой автор последовательно доказывает, что жизнь домохозяйки - это тупиковый путь, каждая современница должна пробовать реализовать себя в общественной жизни: «Урегулированной ее жизнь станет только тогда, когда половину себя она оторвет от семьи и оторванную половину отдаст обществу» (Журнал для хозяек, 1926, № 2). Важными условиями самореализации являются получение образование и работа на одном из предприятий.

В то же время на страницах данного женского издания размещаются материалы, противоположные по своему посылу, в которых идеальный образ современницы - это домашняя хозяйка: «...без женщины дом перестает быть домом и становится только берлогой одинокого человека» (Журнал для хозяек, 1926, № 1). Здесь отметим статьи, автором которых является В. Карцева, среди них - «Женский труд», «Довольна ли ваша жена?», «Из мыслей о браке», «Режим экономии» и другие. Достаточно популярный тезис появляется в материалах данного автора: если женщина занята на производстве, то домашнее хозяйство в полной мере становится ее второй сменой. С одной стороны, женщины, ратовавшие за экономическую независимость, с приходом советской власти получили ее, но следствием трансформации положения женщины стала ее «двойная занятость»: в качестве производственницы и в качестве жены и матери. В. Карцева доказывает в своих публикациях, что счастье женщины именно в реализации себя как хозяйки и хранительницы домашнего очага, новые роли - это второстепенное и наносное.

Поэтому так развернуто подается в данном издании и тема воспитания подрастающего поколения, материнство и рождение детей, по мнению редакции издания, - важная миссия женщины. В публикациях отражены вопросы как ухода за ребенком, так и его физического и нравственного воспитания: «Искусственное вскармливание грудных детей» С. Заречной, «Воспитание здоровых навыков» Ш. С., «Наши малыши», «В первый раз в школу» В. К., «Кое-что о музыке, матерях и детях» Л. Т.

И если в партийных изданиях регулярно освещаются общественные дискуссии о том, стоит ли сохранять традиционный институт брака, то женская периодика литературно-общественного типа также в беллетристических и журналистских текстах старается поднимать данный вопрос, наиболее ярко эта тема присутствует в рубрике «Ответы друга», где размещаются выдержки из писем читателей, а также комментарии автора рубрики, который подписывает свои тексты именем «Друг». Рубрика имеет регулярный характер, одной из важных тем в ней становится освещение вопроса отказа от целомудренных и моногамных отношений.

Интересно, что и другие традиционные для дореволюционных женских журналов отделы присутствовали в «Журнале для хозяек», например, рубрика «Кулинарный календарь» и «Рецепты кушаний, помещаемые в кулинарном календаре». Отдельно отметим, что в издании публиковались даже рецепты сакральных блюд, в том числе кулича и пасхи, что противоречило советским взглядам и ценностям. Также в журнале были представлены материалы бытовой тематики: «Режим экономии» В. Карцевой, «Как сохранить обувь» А. Ванзловой, «Чистка вещей и удаление пятен» В. К., «Когда вставлять зимние рамы» М. Виртина, «Зимняя кладка яиц», «Правила посадки наседок», «Пчеловодство в домашнем хозяйстве» агронома Новикова.

Подобные публикации диссонировали с провозглашенной советским государством «революцией быта», что сказалось впоследствии на судьбе литературно-общественных женских изданий семейно-бытового типа. Так, № 12 от 1926 года «Журнала для хозяек» стал последним, редакция не была готова к закрытию издания, так как во втором полугодии активно оформлялась подписка на следующий календарный год, строились планы. Дуализм информационной политики изданий был замечен правительством, журналы данного типа попали под запрет.

Отметим, что в 20-30 годы XX века на страницах женской периодики отражаются изменения, происходящие с институтом семьи: патриархальные ценности остаются в прошлом, так как видоизменяются гендерные роли, женщина выступает уже не только как мать и хозяйка, но как общественница и производственница. Первичная функция - это проявить себя во внесемейной сфере, поэтому все реже на страницах прессы появляются изображения многодетной и многопоколенной семьи, революция быта и иные советские доктрины способствовали доминированию семьи малодетной и среднедетной. Таким образом, литературно-общественные и общественно-политические женские журналы периода НЭПа являлись продуктом трансформации женской прессы: они сочетали в себе в вопросах освещения семейного дискурса как черты дореволюционных изданий, так и новые веяния, продиктованные доктринами о важности женского образования, революции быта.

Тема семьи в женской периодике довоенных и военных лет

Обратимся к анализу следующего периода - пресса в довоенные и военные годы (1929-1945). Женская периодика окончательно отмежевалась от традиций дореволюционной журналистики, вместе с окончанием НЭПа литературно-общественные женские издания остаются в прошлом. Им на смену приходят общественно-политические женские журналы, этот тип периодики закрепляется на медиарынке.

В довоенные и военные годы семейно-бытовая тематика в женской прессе отходит на второй план. Центральными образами женских журналов становятся трудящаяся женщина, женщина-активистка и общественница, основной посыл данного периода - только через всеобщий труд можно прийти к коммунизму, женщина обязана внести свой вклад в построение социализма, должна трудиться на благо общества. Рассмотрим два издания этого периода - журналы «Работница и крестьянка» и «Работница».

Редакция издания «Работница и крестьянка» не выделяла отдельных рубрик при подаче информации, тем не менее можно проследить некоторую закономерность в порядке публикации журналистских текстов: на первой странице, как правило, помещалась передовая статья, посвященная значимому событию в жизни общества или вкладу советской женщины в строительство социализма. В отдельных случаях передовая статья уступала место правительственным документам; далее публиковались отчеты, производственные очерки, художественные произведения, зарисовки и т. д. Последние страницы издания - это публикация, касающаяся не женщины-труженицы, строительницы социализма и активной участницы политической жизни, а женщины-хозяйки и матери. Здесь можно выделить материалы А. Гелиной «Больше заботы о детях», доктора Чернышева «Как уберечь ребенка от заболевания скарлатиной», А. Гарденина «Счастливые дети», Афанасьевой «Два детства» и другие.

В издании регулярно размещались письма читателей, именно в них женщины поднимают семейно-бытовые вопросы, просят редакцию больше внимания уделять этой теме: работница Иванова «Больше практических советов по быту», дочь работницы Зина Серова с просьбой публиковать материалы для детей «Я тоже читаю журнал "Работница и крестьянка"». В письмах читателей публиковались благодарности за поддержку многодетного родительства: «Десятки матерей Мошенского района получают государственное пособие по многосемейности. Спасибо товарищу Сталину за заботу о нас, матерях, которая выражается не только в пособии, но ярко выражена и в новой Конституции. Наша партия окружает заботой и вниманием семью и детей. Трудящиеся так же с любовью относятся к партии, советскому правительству, к товарищу Сталину» (Работница и крестьянка, 1937, № 4). Эта же тема поднималась и в письме в редакцию ученицы 2 класса начальной школы Дуси Разухиной «Моя мама получила премию», девочка сообщает, что в ее семье восемь детей, премия очень важна для них, они очень гордятся своей мамой.

Из отмеченного ранее, мы можем сделать вывод, что журнал «Работница и крестьянка», освещая, как правило, политические события и обращаясь к женщине как к активной труженице, все же нерегулярно освещал темы, востребованные женщинами-хозяйками, а именно: благоустройство быта, воспитание детей и женское здоровье. Образ матери в публикациях данного периода отождествляется с воспитательницей советской молодежи.

В журнале «Работница» в анализируемый период также практически отсутствуют публикации, посвященные семейному быту. Рассмотрим содержательно-тематическую модель данного издания в военное время. Женские издания военных лет имеют пропагандистскую и агитационную направленность: на страницах каждого номера мы можем увидеть лозунги и призывы, большинство заголовков публикаций также ориентированы на призыв к действиям: «Женщины, идите на ратный труд!», «Такой народ непобедим!», «Запомни и мсти», «Служить Родине - великая честь!», «Крепче удар по врагу!».

Задача журнала в период Великой Отечественной войны - способствовать включенности женщин в трудовой процесс в условиях тыла, координировать производственные вопросы. Издание пыталось продемонстрировать, как важен вклад советских женщин в борьбу с захватчиками. Семья в данный исторический период представлена на страницах женской периодики как неполная, это мать-одиночка, которая потеряла мужа или ждет его с войны.

Интересно, что образы отца и матери в военное время используются как архетипные: образ матери -это образ страны, образ Родины: «Она учила их стоять, вскормила их, любя. Не подведут Отчизну-мать, не подведут себя!» (Работница, 1943, № 6-7), а образ отца отождествлялся с фигурой вождя или с фигурой правительства: «советское правительство, как всегда, проявляет отеческую заботу о детях» (Работница, 1943, № 6-7) или «Отчизны дом для всех нас свят и мил, мы отстоим его своим трудом и кровью. Нас мудрый Сталин этому учил своей большой отеческой любовью» (Работница, 1944, № 3).

Образы семьи в женской прессе военных лет появляются в агитационных материалах, которые направлены на бойцов Красной армии, посыл публикаций - отомстить за детей и матерей, к таким статьям можно отнести материалы: «Запомни и мсти» А. Ашмариной, «Наказ сыну» М. Н. Обручниковой, «Письмо дочурке» А. Филатова, «Слово матери» М. Лапировой, «Гнев матери» Е. Вишняковой. Авторы показывают, что многие семьи проводили на фронт своих отцов и детей, те, кто остались в тылу, трудятся во имя победы, просят фронтовиков освободить родные земли.

Тема героических семей, которые отдали все, что у них было, ради фронта и победы, регулярно освещается на страницах журнала. Так, в № 3 от 1943 года публикуется очерк М. Мержанова «Семья Ануш Онанян», семь сыновей и шесть внуков Ануш сражаются на фронте, пожилая женщина всеми ими гордится и очень ждет окончания войны. В публикации Е. Т. Покликушкиной «Гордость нашей семьи» мать

рассказывает о своем сыне - герое Советского Союза, летчике А. В. Покликушкине. Второй сын женщины погиб на фронте, горе матери перекликается с чувством гордости за героизм своих детей. Зарисовка Т. Айзиной «Ленинградка» показывает историю А. А. Васильевой, в довоенные годы она была артисткой театра, но во время войны отказалась от любимого дела и стала санитаркой, так как ее единственный сын погиб на фронте, а целью матери стала месть немцам за гибель родного человека. Подобных публикаций в военный период очень много.

Важно, что в некоторых номерах «Работницы» после 1943 года появляются материалы бытового характера, в которых даются советы по выращиванию овощей на огороде или хозяйственным вопросам, так, можно выделить статьи «Чистота в быту и борьба с заразными болезнями» Центрального института санпросвета Наркомздрава СССР, «Ухаживайте за огородом» агронома Н. Максимовой, «По грибы, по ягоды» А. Волковой, «Готовьтесь к огородному севу!», «Об уходе за огородными растениями», «Первые весенние работы на огороде» А. Агапова. Цель подобных публикаций - не только наладить быт в тылу, но и дать надежду, что мирное время скоро настанет и нужно будет возрождать хозяйство.

Большое внимание уделялось в публикациях детям фронтовиков, журналисты в своих материалах показывали, что государство заботится о подрастающем поколении: «Забота о детях нашей страны всегда была неотъемлемой частью заботы партии и правительства о трудящихся. И теперь, в дни Великой Отечественной войны, в суровой обстановке, в условиях жесточайшего режима экономии на всем, дети не забыты» (Работница, 1943, № 6-7). В публикации А. Чистовой «На отдыхе» рассказывается о том, что сто двадцать детей фронтовиков отправлены в пионерский лагерь, о детском досуге, распорядке дня, трудовых задачах и шефской помощи, завершается материал вполне традиционно для публикации данного периода: «Пробыв сорок пять дней в пионерском лагере санаторного типа, ребята поздоровеют, окрепнут и снова приступят к учебе. Они твердо уверены, что их отцы и братья уничтожат ненавистного врага и защитят их счастливое детство» (Работница, 1943, № 6-7). Тема заботы о детях также встречается в публикациях «О моей семье помнят и заботятся» А. Цветковой, «Восстановим детские ясли» Е. Мухиной, «Летний отдых детей» Е. Филипповой, «Здравница для подростков» и других.

Важность хотя бы ненадолго погрузить детей во время ужаса войны в атмосферу беззаботности, общения, дружбы подчеркивают авторы журнала «Работница»: «Идет война. Вся страна живет напряженной трудовой жизнью, стремясь как можно скорее сокрушить черную силу фашизма. Но опаляющее дыхание войны не должно омрачать детство наших ребят. Мы обережем его ради будущего, в которое они войдут полными жизненных сил. Наши дети с глубокой благодарностью будут помнить о своих отцах и матерях, вынесших на своих плечах тяжелый груз войны» (Работница, 1944, № 6-7).

Тема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях военного времени не могла не попасть в повестку дня женской прессы. Ряд публикаций были посвящены организации и специфике функционирования детских домов и детских приютов, среди них статьи «Живем хорошо!» А. Соколова о детском доме имени В. Ленина в Ногинске, статья «Любовь Родины» М. Щелокова о детском доме № 16 в Москве. В этих материалах рассказывается о шефской поддержке со стороны промышленных предприятий региона, самоотверженном труде педагогов, которые не только окружают детей заботой и вниманием, но и ведут переписку с теми родителями, которые находятся на фронте.

Тема многодетной семьи и многодетного родительства в условиях военного времени по понятным причинам не освещалась женской периодикой, однако в преддверии Победы она все-таки появилась на страницах «Работницы», так в № 2-3 за 1945 год были опубликованы десять фотопортретов женщин, которые получили звание «мать-героиня». Заголовок публикации - «Слава матерям-героиням!». Примечательна география проживания этих многодетных семей, редакция сделала подборку, в которую включила не только Москву и Ленинград, но и Ташкент, Свердловск, Горький, Ворошиловград, Тбилиси, Ереван, Калинин.

Семейно-бытовой дискурс в анализируемый период не является главенствующим в женской прессе, он появляется только в ситуациях, которые требуют решения какой-либо значимой для государства проблемы. Тем не менее, полностью отказаться от данной темы редакции не могут, на примере «Работницы и крестьянки» видно, что аудитория в письмах просит сохранять семейно-бытовую тематику. И даже в военные годы эта тема хотя и занимает в повестке дня незначительное положение, все же присутствует, поскольку важно думать и об окончании войны, о дне завтрашнем, когда потребуются значительные ресурсы для возрождения страны, налаживания быта людей.

Специфика семейно-бытового дискурса женских изданий послевоенного периода

Теперь обратимся к освещению семейной тематики женской периодикой послевоенного периода (1946-1991). Популярными изданиями для женщин второй половины XX века были издания «Советская женщина», «Крестьянка», «Работница». Журнал «Советская женщина» начал свою историю с 1945 года, до 1954 года издание выходило 1 раз в 2 месяца, а затем журнал становится ежемесячным. Изучив рубрикацию издания, можно предположить, что основной задачей «Советской женщины» являлось формирование

идеала женщины СССР и пропаганда ее образа жизни среди иностранных читательниц. В программной статье первого номера журнала была описана миссия нового издания: «"Советская женщина" - новый литературно-художественный, общественно-политический иллюстрированный журнал, призванный широко освещать вопросы производственной и общественно-политической деятельности советских женщин и участие их в культурном строительстве. <.> Наш журнал будет помещать статьи и консультации по вопросам семьи и воспитания детей, стремясь помочь женщинам-матерям в выполнении их трудной и благородной задачи» (Советская женщина, 1945, № 1).

Таким образом, программная политика нового женского журнала совмещает в себе черты общественно-политических изданий для женщин и литературно-общественных женских журналов раннесоветского периода. Поэтому семейно-бытовой дискурс возвращается в послевоенные годы на страницы женской прессы, об этом свидетельствуют основные рубрики: «Шейте сами» - практические советы по шитью; «Вязание» - схемы вязания с подробными пояснениями к ним; «Детская страничка» - детские художественные произведения - сказки и стихи; «Моды» - демонстрация модных тенденций в одежде, практические советы модницам; «Воспитание личности» - проблемы материнства и воспитания детей; «Кулинария» - кулинарные рецепты; «Вы и ваша семья» - вопросы семьи, распределения гендерных ролей и т.д. Конечно же, и рубрики, связанные с общественной жизнью женщины, присутствовали в издании, это «Путешествия по странам и континентам», «На сменных полосах», «Навстречу Всемирному Конгрессу женщин», «Вокруг нас», «Не правда ли, интересно?». Также появились рубрики «Советы косметолога», «Хотите стать Афродитами?», подобных акцентов в советских изданиях для женской аудитории предыдущих периодов выявлено не было.

В публикациях журнала подчеркивается, что советская женщина должна заботиться о своем доме, быть заботливой матерью и любящей женой - быть хранительницей домашнего очага. В материалах часто делается акцент на том, что каким бы замечательным и образованным работником ни была женщина, она должна выстраивать свою карьеру не в ущерб материнству и должна быть, в первую очередь, любящей, заботливой матерью, верной женой и гостеприимной хозяйкой. Примером может служить публикация рубрики «Вы и ваша семья» «Когда медовый месяц позади» Е. Дворникова, в материале повествуется о распределении семейных ролей, о морально-этических основах, нравственном и эмоциональном укладах семьи. Традиционная семья, где мужчина выступает добытчиком, а женщина посвящает себя домашнему хозяйству, ушла в прошлое. Современные женщины совмещают работу и заботу о доме, они хотят строить карьеру, пробовать себя в различных сферах производственной и общественной жизни, не принося в жертву радости семейные и материнские. Задача мужчины - поддержать жену и разделить бытовые обязанности поровну.

Многодетное родительство представлено в журнале не так широко, здесь можно отметить рецензию «Щедрость сердца» А. Еланчука на документальный киноочерк, где изображается история семьи Касымовых с непростой судьбой. Фатима Касымова вырастила 20 детей, она не только нежная мать, но и заботливая бабушка. И заметку «Мать-героиня», приуроченную к 25-летию со дня установления почетного звания «Мать-героиня» (8 июля 1969 года).

Популярными в данном издании были материалы, связанные со здоровьем молодой мамы и младенца, а также с воспитанием детей, физическим и психологическим здоровьем подрастающего поколения. Примером таких публикаций могут служить статьи «Духовный мир ребенка» Л. Рувинского, «О гордости человеческой» Э. Кузнецовой, «Воспитание личности. Жареные рябчики прямо в рот?» М. Ценципер, «Наука добра» О. Образцовой, «Секреты новой морали» В. Колбановского, «Поучительная беседа» Е. Трифоновой, «Будущий семьянин» Э. Костяшкина и многие другие.

В издании присутствует детская страничка, где размещаются художественные произведения для чтения взрослыми детям, здесь представлены как произведения русских классиков, так и современная литература.

В послевоенный период появляется женская пресса иного типа, так называемый женский самиздат. В конце 1979 - начале 1980 года в Ленинграде был опубликован первый выпуск неофициального альманаха «Женщина и Россия». Это издание, по мнению некоторых исследователей, разрушило благополучный образ идеальной советской семьи. Альманах выходил ограниченным тиражом, и его сразу же переводят на другие языки: французский, японский, португальский. Он был создан коллективом женщин, принимавших участие в диссидентском движении, и считается первым феминистским самиздатом. Основная идея альманаха - женщины должны контролировать свою жизнь и знать свои права. Журнал был запрещен очень быстро, номера изъяты, его выпуск пришлось приостановить. Но в 1981 году альманах снова появляется, но выходит с другим названием - «Мария», и позиционирует себя как издание российского независимого женского религиозного клуба. В альманахе продолжают затрагиваться женские темы: философские и политические вопросы воспитания детей, женского творчества, вопросы религии, роддомов и абортариев. Журнал «Мария» печатался за рубежом, в Германии, и отправлялся в Советский Союз.

При альманахе начинает работать женский дискуссионный клуб, в издании публикуют итоги дискуссий, начинают появляться устойчивые рубрики. Но представители власти были не согласны с позицией

редакции, поскольку авторы альманаха писали о том, что женщина не имеет социальных прав, о проблемах неполных семей с матерями-одиночками, о психологическом насилии в советских семьях. Одноименный женский клуб в первом номере журнала выступал с протестом против войны в Афганистане и опубликовал призыв к матерям «не отдавать своих детей на фронт». Все это привело к тому, что и альманах «Мария» был отнесен к числу запрещенных.

В издании затрагиваются темы женского быта, роли женщины в семье, темы рождения и воспитания детей. Программная статья называется «Эти добрые патриархальные устои», в ней редакция показывает, что нужно пересмотреть традиционные ценности и устои; равноправие, которое провозглашено в советском государстве, является формальным, от сложившегося положения дел страдают именно женщины. И семейные роли, и отношение к женщинам в обществе, необходимо менять, только тогда можно будет говорить о психологическом здоровье женщины.

В данном номере опубликована статья про матерей-одиночек «Обратная сторона медали» В. Голубевой. И начинается она с воспевания материнства: «Выполнить своё назначение матери - это величайшее благо, предназначенное женщине природой.» (Женщина и Россия, 1980, № 1). Автор пишет о проблеме неполных семей, где женщины воспитывают ребенка без отца. Акцент в публикации сделан на том, какая помощь от государства им необходима, какая порой неблагоприятная обстановка бывает в яслях и в детских садах. В. Голубева отзывается и в целом о медицинском обслуживании в Советском Союзе. Говорит о том, что медицина основывается на способности больного к самовыживанию, здесь оказывается только первая помощь, а в остальном пациенты должны полагаться исключительно на себя.

Заканчивается номер публикацией о пенитенциарной системе Советского Союза «Женщина в тюрьме» Г. Григорьевой. В этом материале рассказано и о том, как заключенные женщины могут вступить в брак и родить детей, находясь в местах лишения свободы. Данный тематический ракурс также был несвойственен женской прессе советского периода.

Альманах «Мария» продолжает тему борьбы женщин за равноправие. В статье Т. Горичевой «Ведьмы в космосе» показаны изменения в семейных ролях и ожиданиях женщины: «.женщина просто физически не может иметь столько детей, сколько ей хочется, чтобы удовлетворить свою потребность в материнской любви: негде жить, не на что кормить - да и сама умрешь с голоду, если будешь сидеть дома с детьми вместо того, чтобы работать по восемь часов в день. <...> итак, женщине отказано в том, чтобы быть женщиной в личной и семейной жизни» (Мария, 1981, № 1).

Тема семейного насилия и положения женщины в семье раскрывается в публикации А. Лавуа «Хозяин семьи», здесь показаны истории уголовных дел, заведенных по факту насилия в семье. Начинается материал с описания роли женщины в быту: «Откуда оно, это рабство? Может, из глубины каких-нибудь троглодитских времен, когда женщина была, так сказать, кухонно-постельной принадлежностью? <...> "Свободная" от свободного времени, измотанная очередями в магазинах после рабочего дня, дурным обслуживанием так называемой службы быта, женщина быстро старится, чувствует, что теряет свою женственность и привлекательность, что уже никому, кроме мужа (впрочем, и ему тоже) неинтересна и . позволяет обращаться с собой так, как и с рабынями-наложницами не обращались» (Мария, 1981, № 1).

Во втором номере альманаха «Мария» публикуются сразу несколько материалов на семейную тематику, есть даже отдел «Женщина и семья». Это статья Т. Горичевой «Антивселенная советской семьи», в которой автор говорит о том, что в переходные времена человеку напоминают о традиционных ценностях и базисах, чтобы он растворился в них. Таким абсолютом и должна выступать семья, но в советской семье быт съедает человеческие отношения. Т. Горичева сравнивает современную ей семью с концлагерем: «Советская семья - это микро-ГУЛАГ в большом советском макро-ГУЛАГе. Все в советской семье делается для того, чтобы обезличить, подавить, растоптать личность, растворить ее в биологически-родовом и социально-принудительном. Семья отрывается от целого, от смысла, лишает человека свободы» (Мария, 1982, № 2).

В публикации Н. Малаховской «В ненасытной утробе» продолжается тема поглощения человеческих отношений бытовыми проблемами, личное счастье женщины находится под угрозой из-за общественного осуждения: именно социум всегда знает, чем должны быть накормлены дети, как часто должен быть помыт пол и окна, в чем должен ходить глава семьи. Подобное мещанское восприятие жизни действует на семью как социальный институт разрушающе. Автор предлагает несколько вариантов решения проблемы, но признает, что в современных условиях они кажутся ей утопическими.

Размышления А. Сарибан «Женщина и быт» завершает публикации отдела «Женщина и семья», в данном материале бытовая активность женщины делится на рутинную и содержательную. Если рутинные дела необходимо разделять с другими членами семьи, так как они являются выматывающими, то через содержательную активность женщина раскрывает свой потенциал, это может сделать ее счастливой.

В этом же номере публикуется фельетон «Наш быт, наши нравы» И. Вольфсон, где поднимаются проблемы дефицита товаров, талонов, очередей, низких зарплат, социального расслоения людей. В подобных условиях человек теряет себя и свои ценности, считает автор.

Выводы

Подводя итоги, хочется отметить, что в советский период мы видим, что семейная тематика на страницах периодики представлена многопланово. Если в период НЭПа продолжаются традиции дореволюционной журналистики, где в женских литературно-общественных изданиях семейно-бытовой дискурс является основным, доминирующим, то начиная с 1930-х годов в женских общественно-политических изданиях эта тема становится непопулярной, практически уходит на второй план. Это справедливо и для периода Великой Отечественной войны.

Возвращение семейной тематики в женскую периодику происходит в послевоенное время. Материалы, составляющие информационную повестку традиционных женских журналов послевоенного периода и посвященные семейно-бытовой тематике, представляют жизнь советской женщины благополучной и спокойной, они дают понять, что государство заботится о женщине и её ребенке, внимательно и трепетно относится к будущим мамам, делает все возможное, чтобы женщина могла совмещать домашнее хозяйство, материнство и свои общественные задачи.

Женская пресса поствоенного периода характеризуется не только традиционными изданиями, к каковым относятся «Работница», «Крестьянка» и «Советская женщина», где семейно-бытовой дискурс вновь присутствует в повестке дня наряду с общественно-политическим. На медиарынке появляются и издания новой направленности, например, феминистский альманах «Мария» («Женщина и Россия»), в котором семейная тематика представлена с позиции интересов и запросов женщины, освещаются болевые позиции советской семьи, такие как семьи с матерями-одиночками, психологическое насилие в браке и многие другие.

Список источников

Автаева Н. О., Гордеева Е. Ю., Щерова М. С. Мир семьи в зеркале женской прессы периода НЭПа // Научный диалог. 2021. № 12. С. 160-179.

Алферова И. В. «Женский вопрос» в теории и практике большевизма. Брянск : «Курсив», 2011. 352 с.

Гусева И. Е. Женская пресса: отражение перемен в российском обществе начала ХХ века // Вестник МГПУ. Серия: Исторические науки. 2017. № 1 (25). С. 18-23.

Коломийцева Е. Ю. Первые советские женские журналы 1920-х годов: история развития // Вестник МГУКИ. 2013. № 6 (56). С. 199-205.

Корнилова Л. Ф. Борьба идеологий: традиционализм и пропаганда нового быта на страницах женских журналов периода НЭПа // Ноябрьские чтения-2019. Сборник статей по итогам XI Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. СПб. : ООО «Скифия-принт», 2021. С. 616-624.

Марчан И. В. Женская пресса: историко-типологический ракурс рассмотрения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2019. № 2. С. 123-126.

Минаева О. Д. Непартийные женские журналы в период НЭПа // История отечественных СМИ. 2021. № 1 (6). С. 39-54.

Смеюха В. В. Отечественные женские журналы : историко-типологический аспект. Ростов-на-Дону : Издательство СКНД ВШ ЮФУ 2011. 188 с.

Menéndez Menéndez M. I. Typology of the Women's Press. A Proposal for Classification // Estudios sobre el Mensaje Periodístico. 2013. Vol. 19. № 1. Pp. 191-206.

Proctor H. Women on the Edge ofTime: Representations ofrevolutionary motherhood in the NEP-era Soviet Union // Studies in the Maternal. 2015. № 7 (1). Pp. 1-20.

References

Avtaeva, N. O., Gordeeva, E. Yu. & Shcherova, M. S. (2021). Mir sem'i v zerkale zhenskoy pressy perioda NEPa [The world of the family in the mirror of the women's press of the NEP period]. Nauchnyy dialog, 12, 160-179 (in Russ.).

Alferova, I. V. (2011). «Zhenskiy vopros» v teorii i praktike bol'shevizma. ["The women's question" in the theory and practice of Bolshevism]. Bryansk: "Kursiv". 352 p. (In Russ.).

Guseva, I. E. (2017). Zhenskaya pressa: otrazheniye peremen v rossiyskom obshchestve nachala ХХ veka [Women's press: reflection of changes in Russian society at the beginning of the twentieth century]. VestnikMGPU. Seriya: Istoricheskiye nauki, 1 (25), 18-23. (In Russ.).

Kolomiytseva, E. YU. (2013). Pervyye sovetskiye zhenskiye zhurnaly 1920-kh godov: istoriya razvitiya [The first Soviet women's magazines of the 1920s: the history of development]. VestnikMGUKI, 6 (56), 199-205 (In Russ.).

Kornilova, L. F. (2021). Bor'ba ideologiy: traditsionalizm i propaganda novogo byta na stranitsakh zhenskikh zhurnalov perioda NEPa [Struggle of ideologies: traditionalism and propaganda of a new way of life on the pages of women's magazines of the NEP period]. Noyabr'skiye chteniya-2019. Sbornik statey po itogam XI Vserossiyskoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh. Saint Petersburg: Scythia-Print LLC, 616-624 (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Marchan, I. V. (2019). Zhenskaya pressa: istoriko-tipologicheskiy rakurs rassmotreniya [Women's press: historical and typological perspective of consideration]. Vestnik Voronezhskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika, 2, 123-126 (In Russ.).

Minayeva, O. D. (2021). Nepartiynyye zhenskiye zhurnaly v period NEPa [Non-party women's magazines during the NEP period]. Istoriya otechestvennykh SMI, 1 (6), 39-54. (In Russ.).

Smeyukha, V. V. (2011). Otechestvennyye zhenskiye zhurnaly: istoriko-tipologicheskiy aspekt [Domestic women's magazines: historical and typological aspect]. Rostov-on-Don: Publishing House SKND HSE SFU. 188 p. (In Russ.)

Menéndez Menéndez, M. I. (2013). Typology of the Women's Press. A Proposal for Classification. Estudios .sobre el Mensaje Periodístico, Vol. 19, 1, 191-206.

Proctor, H. (2015). Women on the Edge ofTime: Representations ofrevolutionary motherhood in the NEP-era Soviet Union. Studies in the Maternal, 7 (1), 1-20.

Информация об авторе Н. О. Автаева - кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры журналистики.

Information about the author Nataliia O. Avtaeva - Candidate of Political Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Journalism.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.08.2022; одобрена после рецензирования 05.01.2023; принята к публикации 18.01.2023. The article was submitted 22.08.2022; approved after reviewing 05.01.2023; accepted for publication 18.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.