Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕННОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖЕНСКОЙ ПЕРИОДИКИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XXI ВЕКА)'

ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕННОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖЕНСКОЙ ПЕРИОДИКИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XXI ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2353
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ПЕРИОДИКА / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОЙ ПЕРИОДИКИ / ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В СМИ / МЕДИАОБРАЗЫ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОДЕЛЬ СЕМЬИ / ЖЕНСКИЕ ИНТЕРНЕТ-СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Автаева Наталия Олеговна, Бейненсон Василиса Александровна, Болдина Ксения Александровна

Целью статьи является рассмотрение процесса трансформации образа женщины и доминирующей модели семьи в рамках основных исторических периодов в отечественной женской периодике с конца XIX в. по настоящее время. Авторы отмечают, что образ женщины в гендерных СМИ претерпевает изменения в связи со сменой мировой и локальной повестки дня, в частности меняется положение женщины в семье, трансформируется структура семьи, сокращается численность её членов. Эти трансформации можно также объяснить сменой запросов государства на пропаганду определённого образа, к примеру, образа женщины-патриотки в период Второй мировой войны и женщины-матери в послевоенное время. Традиционными рубриками женских изданий на протяжении многих исторических периодов остаются рубрики, посвящённые обустройству быта, взаимоотношению полов, здоровью и красоте, материнству. За более чем двухсотлетнюю историю женских изданий образ женщины в них прошёл стадии от исконно патриархальных моделей через всплеск индивидуализации и самостоятельности до умеренного сочетания роли хранительницы домашнего очага и установки на автономию от мужчины. В статье также обозначены основные тенденции развития современных женских интернет-изданий, которые, с одной стороны, наследуют тематику и структуру традиционных женских журналов, с другой, имеют черты блогов. Если те или иные характерные образы женщины в прессе то обретают, то теряют актуальность, то изменения модели семьи в женских СМИ можно считать необратимыми: возврата к образу патриархальной многопоколенной семьи не происходит. Исследование проводилось на основе методов исторического обзора, тематического анализа и контент-анализа публикаций женских журналов различных исторических периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF THE ROLE OF WOMEN IN THE FAMILY AND THE PUBLIC SPHERE (THE CASE OF DOMESTIC WOMEN’S PERIODICALS OF THE LATE 19TH - EARLY 20TH CENTURY )

The purpose of the article is to consider the process of transformation of the image of a woman and the dominant family model in the main historical periods in the national female periodicals from the end of the 18th century to the present days. The authors note that the image of a woman in the gender media is changing due to the changes in the global and local agenda, in particular, due to the changes in the position of a woman in the family, the structure of a family, and decreasing of the number of family members. These transformations can also be explained by the change in the state’s requests for the promotion of a certain image, for example, the image of a patriotic woman during the Second World War and a mother woman in the post-war period. Over the course of many historical periods, rubrics devoted to the arrangement of everyday life, the relationship of the sexes, health and beauty, and motherhood remain the traditional rubrics of women’s publications. During more than two hundred years of publications, the image of a woman in them has gone through stages from primordial patriarchal models through a surge of individualization and independence to a moderate combination of the role of the homemaker and the installation of autonomy from men. The article also outlines the main trends in the development of modern women’s online publications, which, on the one hand, have inherited the theme and structure of traditional women’s magazines, and on the other, have the features of blogs. If certain characteristic images of a woman in the press gain or lose relevance, the changes in the family model in women’s media can be considered irreversible: there is no return to the image of a patriarchal multi-generational family. The study was based on the methods of historical review, thematic analysis and content analysis of publications of women’s magazines of various historical periods.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕННОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖЕНСКОЙ ПЕРИОДИКИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XXI ВЕКА)»

http://www.zabvektor.com ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)

СМИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ THE MEDIA: THE PAST, THE PRESENT, THE FUTURE

УДК 070.46

DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-6-139-150

Наталия Олеговна Автаева,

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

(г. Нижний Новгород, Россия), e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1090-5375

Василиса Александровна Бейненсон,

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

(г. Нижний Новгород, Россия), e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7128-0340

Ксения Александровна Болдина,

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

(г. Нижний Новгород, Россия), e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4841-1581

Эволюция роли женщины в семье и общественной сфере (на примере отечественной женской периодики конца XIX - начала XXI века)

Целью статьи является рассмотрение процесса трансформации образа женщины и доминирующей модели семьи в рамках основных исторических периодов в отечественной женской периодике с конца XIX в. по настоящее время. Авторы отмечают, что образ женщины в тендерных СМИ претерпевает изменения в связи со сменой мировой и локальной повестки дня, в частности меняется положение женщины в семье, трансформируется структура семьи, сокращается численность её членов. Эти трансформации можно также объяснить сменой запросов государства на пропаганду определённого образа, к примеру, образа женщины-патриотки в период Второй мировой войны и женщины-матери в послевоенное время. Традиционными рубриками женских изданий на протяжении многих исторических периодов остаются рубрики, посвящённые обустройству быта, взаимоотношению полов, здоровью и красоте, материнству. За более чем двухсотлетнюю историю женских изданий образ женщины в них прошёл стадии от исконно патриархальных моделей через всплеск индивидуализации и самостоятельности до умеренного сочетания роли хранительницы домашнего очага и установки на автономию от мужчины. В статье также обозначены основные тенденции развития современных женских интернет-изданий, которые, с одной стороны, наследуют тематику и структуру традиционных женских журналов, с другой, имеют черты блогов. Если те или иные характерные образы женщины в прессе то обретают, то теряют актуальность, то изменения модели семьи в женских СМИ можно считать необратимыми: возврата к образу патриархальной многопоколенной семьи не происходит. Исследование проводилось на основе методов исторического обзора, тематического анализа и контент-анализа публикаций женских журналов различных исторических периодов.

Ключевые слова: женская периодика, история развития женской периодики, образ женщины в СМИ, медиаобразы, гендерная идентичность, модель семьи, женские интернет-СМИ

© Автаева Н. О., Бейненсон В. А., Болдина К. А., 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная The content is available under the Creative Commons "Attribution" 4.0 International

Natalia O. Avtaeva,

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod, Russia), e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1090-5375

Vasilisa A. Beynenson,

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod, Russia), e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7128-0340

Ksenia A. Boldina,

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod, Russia), e-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4841-1581

The Evolution of the Role of Women in the Family and the Public Sphere (The Case of Domestic Women's Periodicals of the Late 19th - Early 20th Century )

The purpose of the article is to consider the process of transformation of the image of a woman and the dominant family model in the main historical periods in the national female periodicals from the end of the 18th century to the present days. The authors note that the image of a woman in the gender media is changing due to the changes in the global and local agenda, in particular, due to the changes in the position of a woman in the family, the structure of a family, and decreasing of the number of family members. These transformations can also be explained by the change in the state's requests for the promotion of a certain image, for example, the image of a patriotic woman during the Second World War and a mother woman in the post-war period. Over the course of many historical periods, rubrics devoted to the arrangement of everyday life, the relationship of the sexes, health and beauty, and motherhood remain the traditional rubrics of women's publications. During more than two hundred years of publications, the image of a woman in them has gone through stages from primordial patriarchal models through a surge of individualization and independence to a moderate combination of the role of the homemaker and the installation of autonomy from men. The article also outlines the main trends in the development of modern women's online publications, which, on the one hand, have inherited the theme and structure of traditional women's magazines, and on the other, have the features of blogs. If certain characteristic images of a woman in the press gain or lose relevance, the changes in the family model in women's media can be considered irreversible: there is no return to the image of a patriarchal multi-generational family. The study was based on the methods of historical review, thematic analysis and content analysis of publications of women's magazines of various historical periods.

Keywords: women's periodicals, the history of women's periodicals, the image of a woman in the media, media images, gender identity, family model, women's online media

Введение. Идейно-тематический контент медиа неразрывно связан с исторической и социокультурной обстановкой в обществе, поэтому проследить эволюцию моделей семьи и образа женщины в отечественной женской периодике представляется интересной исследовательской задачей. Для её реализации необходимо выявить условия развития женских газет и журналов в отечественной журналистике, рассмотреть основные этапы их функционирования в социально-историческом и культурном контексте, систематизировать результаты контент-анализа публикаций женских изданий, тиражирующих образ женщины на производстве и в семье.

Женская периодика как сегмент отечественной журналистики сформировалась ещё в конце XVIII в., когда Н. И. Новиков начал издавать журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета»,

но периодом расцвета принято считать XIX в. [3; 7]. На начальном этапе формирования женской прессы выходили два типа изданий, ориентированных на женскую аудиторию: литературный журнал и журнал мод. К литературным журналам для женщин можно отнести «Модное ежемесячное издание» (1779), «Журнал для милых, издаваемый юными людьми» (1804), «Кабинет Аспазии» (1815), «Дамский журнал» (1823-1883), «Лучи» (1850-1860). Сегмент модных журналов представлен «Модным вестником» (1816), «Гирляндой» (1846-1860) и др. [2, с. 29].

Актуальность данного исследования определяется необходимостью изучения трансформации модели женской периодики и её тематической направленности, а также изменений предметно-тематических особенностей, проблематики женских изданий и образа женщины в них в контексте отечественной журналистики.

Методология и методы исследования. Целью статьи является рассмотрение эволюции образа женщины и доминирующей модели семьи в рамках основных исторических периодов в отечественной женской периодике с конца XVIII в. по настоящее время. Особое внимание уделяется тематическим характеристикам женских изданий, обзору материалов в контексте социокультурных особенностей развития государства, выявлению функций изданий, связанных с удовлетворением познавательных интересов, просвещением, пропагандой необходимой в тот или иной период становления социальной роли женщины в обществе.

Методы исследования предопределены предметом и целью статьи: в её основе лежит исторический метод и историко-типоло-гический анализ. Кроме того, при изучении публикаций женской периодики использовался метод качественного и количественного контент-анализа. Также исследователи опираются на принципы структурного и системного анализа.

На протяжении более чем двухсотлетней истории женских изданий образ женщины в них трансформировался в соответствии с актуальной повесткой дня и прошёл стадии от исконно патриархальных моделей через всплеск индивидуализации и самостоятельности до умеренного сочетания установки на автономию от мужчины и роли хранительницы домашнего очага. Женская отечественная периодика, начиная с XVIII в., транслирует гендерно-ролевые статусы женщин в семье и обществе в зависимости от конкретного исторического периода [12-14].

Для реализации целей исследования были выявлены условия развития женских газет и журналов в отечественной журналистике, рассмотрены основные этапы их функционирования в социально-историческом и культурном контексте, систематизированы результаты контент-анализа публикаций женских изданий, распространяющих актуальный образ женщины.

Результаты исследования и их обсуждение. Издания конца XVIII - середины XIX в. имели чёткую структуру: в литературных журналах существовали отделы прозы, поэзии, науки; в журналах мод - домоводства, рукоделия. Литературные женские журналы носили элитарный характер, т. к. понять и оценить материалы могли лишь образованные дамы, интересующиеся изящной словесностью, литературной критикой, науками. В научном разделе регулярно по-

являлись статьи по истории, реже - географии. Литературный раздел содержал рецензии, списки для чтения и непосредственно художественные тексты различных авторов. Примечательно, что литературные произведения в журналах данного периода преимущественно отражали тематику быта дворянской семьи, где статус женщины определялся положением в обществе её мужа или отца. Семья, представленная на страницах журналов этого периода, была патриархальной, многопоколенной, женщина выполняла традиционную функцию хранительницы домашнего очага, матери и жены, носительницы духовного уклада. Женщины интересовались литературой и модой, что считалось необходимым для поддержания светских бесед и выхода в свет.

Во второй половине XIX в. широко обсуждаемыми стали реформы в области женского образования, в связи с этим появляются издания, ориентированные на освещение именно этой проблематики. Например, в 1872 г. появился журнал «Педагогический листок С.-Петербургских женских гимназий» (1872-1875), который был впоследствии преобразован в «Женское образование» (1876-1889). Из этого типа изданий появляется сегмент периодики, который можно обозначить как педагогические издания.

Пионером здесь можно считать специальный педагогический журнал для женщин «На помощь матерям» (1894-1904), который издавали А. П. Пешкова-Толиверова и В. П. Воленс. Основные материалы были посвящены воспитанию и образованию, давались библиография педагогической и детской литературы, практические советы по уходу за детьми, описания игр, физических упражнений, сообщения о деятельности родительских кружков, яслей и детских садов. Постоянными авторами журнала стали педагоги и врачи: привлечение к сотрудничеству специалистов стало новым в женской журналистике. Например, научная статья врача М. Волковой «Что нужно делать для укрепления нервов наших девочек и девушек?» выходила по частям и публиковалась из номера в номер; Е. Литвинова освещала проблемы образования и давала практические советы в воспитании детей; М. Паске-вич освещал тему материнства и защиты детей; А. Полторацкая писала о новостях зарубежья, успехах женского движения во всём мире.

Издание выходило девять раз в год. Было проанализировано семь номеров данного журнала (№ 2-8) за 1898 г., изучено

146 материалов (каждый номер содержит в среднем 25 материалов), анализировались все публикации. Цель исследования состояла в том, чтобы проследить, каким представлялся образ современницы на страницах женского издания данного периода, действительно ли данный журнал был обращён к женской аудитории и формировал образ «новой женщины». Журнал содержал от 30 до 50 страниц и печатался в формате А5. Издание было монохромным, иллюстрации не размещались. Как правило, на обратной стороне титульного листа публиковалась реклама книг или объявление от редакции и содержание номера.

Журнал «На помощь матерям» имел чёткую структуру. Редакцией обозначались следующие отделы: I отдел - помещались материалы разной направленности: статьи о воспитании и образовании детей, практические советы по уходу за детьми, описания физических упражнений и другие; II отдел -«Разныя известия», где можно было найти информацию о женском движении и достижениях зарубежных современниц в борьбе за равноправие; III отдел - «Библиография», здесь давались рекомендации в выборе педагогической и детской литературы.

Журнал освещал острую на тот момент проблему - роль женщины в обществе и её положение в современном мире. Также журнал касался других актуальных женских вопросов: среди тематических приоритетов, прежде всего, обозначились проблемы материнства, женского образования, труда, правового положения женщины, достижения известных женщин. Центральным в издании является образ матери: материнство утверждается как главный удел женщины, т. к. от матери многое зависит в воспитании детей, в домашней атмосфере. Женщина-мать должна быть образованной, занимающейся самосовершенствованием, что положительно скажется на семейном быте и процессе воспитания детей.

Издание при этом также считало необходимым освещать деятельность женского движения, всё более и более расширяя присутствие такой информации на своих страницах. Журнал формировал образ сильной, независимой и самостоятельной женщины, во всём равной мужчине; призывал женщин бороться за свои гражданские права и право голоса, право жить, учиться и трудиться на равных с мужчинами, постоянно указывая на примеры достижений и успешной жизни западных женщин. Этот образ формировался прежде всего в отделе «Разныя изве-

стия», где публиковались международные новости. Таким образом, необходимо отметить известную противоречивость позиции журнала, с одной стороны, проявляющего устойчивый интерес к западным процессам феминизации, с другой стороны, транслирующего традиционный образ женщины-матери как главный.

Во второй половине XIX в. произошли определённые трансформации женской периодики: дамский литературный журнал преобразовался в литературно-общественный тип издания, структура которого позволяла учитывать рост внимания в социуме к женщине как к личности, расширение кругозора читательниц и отражение в прессе процесса социализации современницы. Актуализируются на страницах дамских изданий проблемы женского образования, распространения труда среди женщин, внесемейной активности. Среди женских журналов данного типа можно выделить «Рассвет» (1859-1862), «Женский вестник» (1866-1868), «Друг женщины» (1882-1884), «Женское дело» (18991900; 1910-1916).

Проблемы положения женщины в обществе, её равноправия с мужчинами нашли отражение на страницах литературно-общественных журналов, что явилось следствием западной феминистической традиции; с данными аспектами были тематически связаны в журнале и художественные произведения. Женщина всё чаще изображалась во внесемейных ролях, но подобный контент не находил признания аудитории, которая не была готова к подобным изменениям, что сказалось на непродолжительности выхода подобного типа изданий, но они сумели оказать заметное влияние на дальнейшее развитие отечественной женской периодики уже в советский период.

Одним из типичных литературно-общественных журналов можно считать «Женское дело» (1910-1916), редактором которого был Л. Родионов, а издателем - А. Г. Га-лачьев. Было проанализировано семь номеров данного журнала (№ 2-8) за 1911 г., которые включают 156 материалов (каждый номер содержит около 22-26 материалов). Следует отметить, что журнал «Женское дело» был ориентирован на поддержание формирующегося образа сильной, успешной, независимой и образованной женщины.

Одна из самых распространённых тем в журнале - это проблема женского образования. Освещая эту тему, авторы формировали образ умной и просвещённой женщины как единственный способ стать социально

успешной личностью. Женщина с образованием - сильная, свободная, независимая от мужчин; без образования - остановившаяся в развитии, находящаяся ниже мужчины. Женское образование рассматривается как отправная точка в борьбе за гражданские и политические права.

Однако независимо от обстановки в обществе и стране, согласно концепции рассматриваемого журнала, женщина должна оставаться матерью и продолжательницей рода. При этом в качественном отношении образ матери этого периода отличается от образа предшествующих лет. Здесь мать уже выступает не только как родительница, но и как педагог, который может самостоятельно обучить своих детей. Материалы данной темы, как правило, носили дидактическую и практическую направленность; давались полезные советы по воспитанию детей, и здесь же присутствует призыв к самообразованию и самосовершенствованию матерей.

Следует отметить, что во второй половине XIX в. у женской аудитории вызывали интерес и издания, носившие развлекательный и прикладной характер, например, «Дамский альбом рукодельных работ» (1856), «Сандрильона» (1857-1859), «Мони-тер. Журнал для дам и девиц, посвящённый женскому хозяйству, рукоделиям и модам» (1860-1861), «Русская хозяйка» (18611862), «Модные выкройки» (1872-1882); «Женские работы» (1872-1874); «Моды и рукоделия» (1875-1880); «Женский труд» (1880-1882), «Вестник моды» (1885-1916) и «Венский шик» (1899-1908) [11]. В такие журналы помещалась самая разнообразная информация: литература, хроника светских и театральных новостей, хозяйственные советы, кулинарные рецепты, мода. Подчиняясь веяниям времени, эти журналы открывали библиографические отделы и публиковали материалы, посвящённые вопросам женской общественной жизни.

Интересно отметить, что российские женские журналы конца XIX в. отличались большей универсальностью как тематической, так и социальной, чем европейские журналы. Те, в свою очередь, тяготели к разделению на издания о модных тенденциях и новинках для дам из элиты и журналы с выкройками и советами по рукоделию для небогатых модниц, которым самим приходилось создавать свой гардероб.

На рубеже веков особая роль в женских журналах стала отводиться качеству визуального компонента издания. Расцвет в эти

годы переживает и искусство модной иллюстрации, в котором соревнуются дамские журналы. Одни широко используют недавно появившуюся, но невероятно популярную фотографию, другие же привлекают к созданию иллюстраций известных художников. По второму пути пошёл, например, художественный журнал мод и рукоделий «Парижанка», выделявшийся публикацией работ выдающихся художников Мстислава Добу-жинского и Константина Сомова.

Женская периодика начала ХХ в. тяготела к освещению общественной, семейной, религиозной, культурной жизни, с которыми наиболее часто соприкасается женщина. Самыми распространёнными и влиятельными стали литературно-общественные журналы, тяготеющие к изданиям универсального характера и стремящиеся осветить самые разные стороны жизни женщины, в том числе и общественно-политическую, например, журналы «Женщина» (1907-1916), «Дамский мир» (1907-1916), «Журнал для хозяек» (1912-1926), «Журнал для женщин» (1914-1916).

Выделилась категория читателей, нуждавшихся в постоянной информации из мира моды, на что оперативно отреагировали видоизменившиеся модные издания: «Ворт» (1905-1913), «Домашняя портниха» (1906-1908), «Женское богатство» (19081909), «Женский мир» (1909-1911), «Парижанка» (1908-1910), «Модный курьер» (1900-1910), «Иллюстрированный журнал белья и рукоделия» (1901-1907), «Белье и вышивки» (1909-1916), «Моды для всех» (1910-1914). Возникли журналы для учениц при различных женских учебных заведениях: «Подснежник» (1907-1910, 1912), «Начало» (1906-1911), «Пчёлка» (1909-19I5), «Колос» (1908-1910, 1912), «Ручеёк» (19131914), «Наш друг» (1911-1914).

В тот же период можно говорить о зарождении феминистской прессы, например, журнал «Женский вестник» (1904-1917), предоставивший слово представителям феминистского движения. В нем не было привычных рубрик о моде, рукоделии и хозяйстве, не было рекламы и даже иллюстраций. Хотя исследователи отмечают «маргинальное положение издания в структуре женской периодики» [6, с. 75], журнал представлял собой новую модель журнала для женщин.

Следующим этапом в развитии женской прессы становится советский период. Модные журналы были закрыты. Новая идеология всеобщего равенства отменяла изысканные наряды, предполагала скромность

и удобство одежды. Правда, аскетичность костюмов того времени была продиктована ещё и бедственным положением, в котором оказалось население в 1917-1921 гг.

В первые годы советской власти (19171928) наблюдалось зарождение советских женских журналов нового типа как отдельной отрасли. Выходили такие женские общественно-политические издания, как «Коммунистка» (1920-1930), «Работница» (с 1914), «Крестьянка» (с 1922), «Батрачка» (1925-1929), «Общественница» (19361941). Массовые литературно-общественные журналы для домохозяек «Женский журнал» (1926-1930), «Журнал для хозяек» (1922-1926), которые издавались в этот период, просуществовали недолго, поскольку не соответствовали идеологическим требованиям советской печати.

Были проанализированы семь номеров «Женского журнала» (№ 3, 5-9, 12) за 1927 г. - 299 материалов (каждый номер содержит около 43 материалов). Цель исследования - проследить, каким представлялся образ современницы на страницах женского издания данного периода. Редактором журнала была Е. Швецова, а издателем - Акционерное издательское общество «Огонёк». Журнал состоял из 40 страниц и печатался в формате А3. «Женский журнал» был популярен в своё время: с одной стороны, он освещал важные политические изменения в стране и адаптировался под них; с другой, касался хозяйственно-практических и бытовых тем, востребованных широкой аудиторией домохозяек послереволюционного периода. Свою задачу журнал видел в оказании помощи женщине в различных сферах жизни, цель издания определялась как объединение женщин вокруг издания «под лозунгом лучшего устроения женской жизни, выработки лучших, наиболее совершенных форм женского быта»1. Образ женщины-хозяйки находил своё отражение в таких рубриках, как «Уголок хозяйки», «Дом и хозяйство», «Кройка и шитьё», «Учитесь рукоделию», «Рукоделие», «Питание». При этом под словом «хозяйка» понималась не «мужняя жена», не выходящая за пределы своего дома, а современная, независимая от мужчины, активная женщина, что является отличным от понимания образа хозяйственной женщины XIX в. Этот образ хозяйки (появляется в 53 % публикаций) является для женской прессы переходного раннесоветского периода доминирующим.

1 Задачи «Женского журнала» // Женский журнал. - 1926. - № 1. - С. 1.

Впоследствии в прессе его сменит образ женщины-труженицы, которому на страницах «Женского журнала» в обозначенном периоде отведены всего 2 % публикаций.

Теме материнства уделено достаточно внимания на страницах издания. В рамках данного тематического аспекта женщина рассматривается как ответственная любящая мать, заботящаяся о воспитании своих детей. Данный образ рисуется в публикациях, объединённых в рубрику «Мать и ребёнок» (21 % публикаций журнала).

«Женский журнал» довольно чётко формирует образ успешной женщины тех лет: ей необходимо быть образованной, умной хозяйкой, независимой от мужчин, принимать активное участие в политической и общественной жизни, но при этом оставаться любящей и заботливой матерью, не забывающей следить за собой и реализо-вывать себя в производственной сфере. Однако журнал с его ведущим образом женщины-хозяйки не отвечал интересам советской власти. Было принято решение закрыть журнал в 1930 г. как «обывательский и внеклассовый» [9, с. 49].

В обозначенный период трансформируется модель семьи, которая тиражируется отечественной периодикой, в женской прессе появляются материалы, разрушающие прежний традиционный образ патриархальной семьи: женщина рассматривается как равная мужчине, меняются задачи и роли женщины в общественной жизни и на производстве, акцент делается на реализацию внесемейной активности, поэтому в публикациях доминируют семьи малодетные и среднедетные, уходит в прошлое изображение многопоколенной семьи.

Несколько иные акценты были обозначены ещё в одном издании советского периода - журнале «Работница и Крестьянка», он выпускался в период с 1932 по 1941 г. два раза в месяц. Данный журнал позиционировал себя как политическое издание, ответственный редактор В. Павлова. Были проанализированы семь номеров данного издания за 1937 г. (№ 1-7) - 140 материалов, (каждый номер состоит примерно из 20 публикаций).

Трудящаяся женщина - центральный образ в журнале (35 % публикаций), только через всеобщий труд можно прийти к коммунизму. Женщина обязана внести свой вклад в построение социализма, должна трудиться на благо общества. Ей также необходимо принимать активное участие в политической и общественной жизни Советского Союза.

Образ женщины-активистки и общественницы встречается в 14 % публикаций.

Образ женщины-матери также регулярно появлялся в журнале «Работница и Крестьянка» (17 % публикаций). Однако это не традиционный образ заботливой матери, а образ воспитательницы будущего советского общества.

Проблема равноправия женщины перестаёт быть ключевой. Материалы на эту тему посвящены преимущественно освобождению женщин Востока. Считается, что в советском обществе данная проблема решена и акцент переносится на трансляцию новой модели женского поведения: от ведущей роли матери и хозяйки к доминированию образа труженицы. Предполагается, что ряд бытовых вопросов, воспитание и образование детей берёт на себя государство.

В период Великой Отечественной войны новые женские издания не появились на рынке, поэтому рассмотрим содержание журнала «Работница», который начал свою работу в марте 1914 г. и выходит в свет до сих пор. Журнал был ежемесячным, он позиционировал себя как общественно-политический и литературно-художественный журнал, чем и обусловлено превалирование материалов, касающихся политической жизни общества, и обилие художественных произведений на страницах издания. Были проанализированы семь номеров данного издания (№ 1-7) за 1943 г., всего 99 материалов (каждый номер включает в себя примерно от 13 до 28 публикаций как следствие военного времени).

Главная цель издания в период Великой Отечественной войны - привлечение женщин к активному труду и координация работы тыла. Тема женского труда в военные годы была актуальна, журнал показывал вклад советских женщин в достижение победы над фашистскими захватчиками. Центральный образ издания в данный период - это женщина-патриотка, советская героиня, верная своей отчизне и готовая на боевые и трудовые подвиги. Соотечественницы изображаются как храбрые, хладнокровные к врагам, самоотверженные и не теряющие духа даже в самой трудной военной ситуации.

Изменяется в этот период и тиражируемый образ семьи: она изображается преимущественно неполной, однопоколенной, всё чаще представлен образ матери-одиночки, которая потеряла мужа или ждёт его с войны. Основные функции по воспитанию детей и обеспечению семьи ложатся на плечи женщины, она становится единственным

добытчиком. Образ женщины-матери в этот период трансформирован: советская мать должна работать, отдавать все силы, если хочет мирного неба над головой и светлого будущего для своих детей. В данном контексте любовь матери не касается конкретного ребёнка, а распространяется на каждого советского солдата, бойца, воина. Мать рисуется как собирательный коллективный образ женщины, заботящейся о советском народе.

В 1960-1980 гг. женская пресса продолжает традиции советской журналистики, в поствоенный период начинает выходить женский журнал «Советская женщина», до 1954 г. издание выходило один раз в два месяца, а затем с 1954 г. журнал становится ежемесячным. Были проанализированы семь номеров данного издания за 1969 г. (№ 1-7), включающих 250 материалов (в каждом номере от 32 до 39 публикаций).

Изучив рубрикацию издания, можно предположить, что основной задачей «Советской женщины» являлось формирование идеала женщины СССР и пропаганда её образа жизни среди иностранных читательниц.

Женщина выступает уже как борец за национальную независимость, демократию и мир, также в фокусе издания находятся экономические, социальные и культурные права женщин. Соотечественницы начинают интересоваться национальными проблемами и всем происходящим в мире: женщины выступали за прочный мир на земле, за право человека на достойную жизнь. В материалах, отражающих данный тематический блок, образ такой современницы формируется фразами: «советская женщина - борец за мир и человеческое счастье», «советские женщины идут в первых рядах поборников мира», «опыт советских женщин - великий пример для женщин многих стран в их борьбе за лучшую долю» и т. д.

Тема женского труда оставалась одной из ведущих на страницах отечественных женских журналов много лет, в «Советской женщине» она также находит своё отражение, но происходит её качественное изменение - физический труд, престижный ранее, теряет свою актуальность, и на смену ему приходит интеллектуальная работа - престиж смещается в сторону высоких постов на государственной службе [1, с. 75].

В публикациях часто делается акцент на том, что каким бы замечательным и образованным работником ни была женщина, она должна выстраивать свою карьеру не в ущерб материнству, пропагандируется об-

раз любящей, заботливой матери, верной жены и гостеприимной хозяйки. Тема быта, материнства, досуга и ухода за собой возвращается на страницы отечественной женской периодики.

Следующий этап развития отечественной женской периодики берёт своё начало с 1990-х гг. Пресса для женщин претерпела качественные изменения. Опираясь на работы исследователей [2, с. 102], можно выделить следующие типы женских изданий на российском рынке: семейно-бытовые («Лиза», 1995; «Домашний очаг», 1995; «Натали», 1995; «Женский клуб», 2009), элитарные (Cosmopolitan, 1994; Marie Claire, 1997; ELLE, 1996), социально-бытовые («Работница», 1914; «Крестьянка», 1922; «Мир женщины», 1992), феминистские («Диалог женщин», 1991; «Вы и мы», 1991), специализированные по интересам («Бурда моден», 1987; «Диана моден», 1996; «Золушка вяжет», 1996).

Важной чертой этого периода стал приход западных глянцевых журналов и издательских домов на российский рынок. Именно в этом сегменте прессы процесс глокализации проявился максимально заметно: западные образы и модели поведения приобретают национальные черты [10, с. 8], адаптируются, возникают новые российские бренды, созданные по зарубежным моделям. Примечательно, что процессу глобализации подвергается не только модель женского журнала как тип издания, его тематическое наполнение, рубрикация, полиграфическое исполнение, но и сам образ успешной или социально одобряемой современницы, который транслируется такими журналами.

Цели и задачи женских журналов стали определяться аудиторными интересами: личная жизнь женщины, улучшение её здоровья, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимоотношение полов. Другими словами, авторы женских изданий стали обращаться преимущественно к темам, связанным с личным миром женщины, её внутрисемейным бытом.

В качестве примера можно привести журнал «Между нами, женщинами», основанный в 2006 г. и представляющий собой своего рода «медианную», усреднённую модель, в полной мере вобравшую и западные веяния 1990-х и характерные запросы массовой российской женской аудитории. Были проанализированы семь номеров журнала (№ 14, 20, 23, 28, 33, 36, 42) за 2011 г. и 176 материалов (каждый номер содержит

около 25 публикаций). Издание выходило один раз в неделю. Изучив тематическое наполнение журнала «Между нами, женщинами», отметим, что издание затрагивает широкий спектр тем: большое внимание уделяется развлекательному сектору: всевозможным тестам, сканвордам, гороскопам, «занимательным новостям», жизни звёзд шоу-бизнеса. На страницах женского издания мы сталкиваемся с обсуждениями интимной жизни современницы, что берёт своё начало ещё с 1990-х гг. Авторы рассматривают сексуальные проблемы как физического, так и психологического характера. Формируется образ роковой женщины-обольстительницы, читательницам предлагается примерить на себя различные сексуальные образы зарубежных знаменитостей.

Тема образования не находит своего отражения в зеркале данного издания, а тематические приоритеты сдвигаются от престижа женской образованности в сторону внешней привлекательности. Моде и женской красоте уделяется большое внимание, помимо традиционных «секретов красоты», рассматриваются похудение и стремление к идеальным пропорциям фигуры.

Образ жены-хозяйки, жены и матери находит отражение в журнале: на её плечи возлагается забота о чистоте и порядке в доме и создании уютной атмосферы в нём, приготовлении пищи и экономии семейного бюджета. Но семья в издании представлена как «семья компаньонов»: внутрисемейные задачи распределены между супругами, оба вносят равный капитал и участвуют в воспитании детей. Семья, преимущественно ма-лодетная, неполная, с отцом или матерью одиночкой, может быть как многопоколенная, так и однопоколенная. В этом смысле ещё более показательны перемены в концепциях советских брендов, выбравших вектор развития в направлении большей глянцевости и развлекательности. К примеру, в настоящее время постоянные рубрики одного из старейших отечественных журналов «Работница», рассмотренного ранее в другой исторический период и представленного в онлайн-формате, включают в себя следующие темы: факты биографии звёзд и известных личностей; важные культурные и общественно-политические события страны и мира; интервью с деятелями искусства, кино, значимыми фигурами отечественного спорта; вопросы психологии и взаимоотношения полов; советы для успешного выстраивания карьеры и истории успеха женщин из сферы бизнеса; рассмотрение типичных

семейных проблем; заметки о творчестве и здоровом образе жизни. В рубрике «Дом», свойственной большинству исторических периодов развития женской периодики, по-прежнему рассматриваются приёмы экономии семейного бюджета и кулинарные практики, но в то же время широко представлены материалы, посвящённые астрологии и эзотерике. Рубрика «Дети» представлена последней в списке и включает советы по воспитанию детей. Это может говорить о том, что данное издание в первую очередь, акцентирует внимание на личности женщины как самодостаточного индивидуума, её интересах в направлении получения актуальной информации о персонах и событиях, а уже потом на традиционной для женщины функции материнства и поддержания быта.

В этом отношении журнал «Крестьянка», также известный с начала советского периода и представленный ныне в том числе в онлайн-формате, сегодня имеет другие тематические приоритеты, отражённые в постоянных рубриках [4]. Читательницы издания могут познакомиться с материалами о здоровье и красоте, включая вопросы традиционной медицины и народных методов лечения, найти советы молодым мамам и рекомендации по выстраиванию семейных отношений и обустройству домашнего хозяйства. Примечательна рубрика с традиционным названием «Хозяюшка», где приведены материалы о вязании, рукоделии, домашней кулинарии, ведении сельского подворья. Рубрика «О разном» включает темы, посвящён-ные астрологии, новостям шоу-бизнеса, биографиям известных людей.

Необходимо отметить, что образ россиянки в женских журналах XXI в. можно считать заметно коммерциализированным, прагматическим, ориентированным на потребление, получение пользы, обретение социального успеха в семье, работе или отношениях.

Журнальные бренды на сегодняшний день успешно преодолели этап конвергенции и освоили режим мультиплатформен-ности. Большинство традиционных ведущих женских журналов отказались от концепции printfirst и перешли к относительно независимой от бумажной версии работе сетевых платформ (сайта и социальных медиа) под брендом издания.

Со второй половины 1990-х гг. также можно отметить возникновение и в дальнейшем бурное развитие женских сетевых изданий, не имеющих печатных аналогов. В. В. Смеюха в качестве доминирующего и

наиболее распространённого выделяет среди них тип «женского массового универсального журнала», к тематике которого относится кулинария, секреты красоты, косметика, покупки, знакомства, отношения, рукоделие, полезные советы и др. Также она выделяет журналы модного стиля, медицинские, религиозные, литературные издания, интернет-журналы о рукоделии. Нельзя не согласиться с автором, что все эти типы изданий являются прямыми наследниками печатных изданий соответствующего типа [8, с. 79, 80], получившими своё развитие ещё в XIX в.

Обозначенные тенденции продолжились и во втором десятилетии XXI в. Подавляющее большинство современных женских интернет-журналов, которых в рунете можно отметить несколько десятков, принадлежат к типу массового универсального журнала. Их тематическая парадигма, как и образ женщины в них, остаются практически идентичными.

В. М. Зверкова отмечает сложности при попытке отделить интернет-СМИ для женщин от других типов ресурсов (блогов, форумов, соцсетей) [5, с. 675, 676]. Надо отметить, что в последние годы эта тенденция только усилилась. Можно говорить о развитии изданий переходного типа, занимающих промежуточное положение между профессиональным СМИ и блогом. На просторах рунета можно обнаружить десятки сайтов, заявленных как интернет-журнал для женщин и тематически соответствующих парадигме массового универсального журнала (women-passion.ru, zhenskoe-mnenie.ru, missus.ru и др.). При этом качество представленного в них контента может быть довольно сомнительным. Статьи могут выходить без подписи или за подписью одного автора на всём сайте, источники медицинских и психологических рекомендаций не указаны, темы статей однообразны, повторяют друг друга от издания к изданию, присутствует откровенный плагиат.

Однако уклон к блогерству и тенденция по привлечению непрофессиональных авторов может иметь и конструктивные проявления. Например, интернет-журнал «Матроны. ру», позиционирующий себя как издание для православных христианок, освещает широкий круг мирских вопросов, а большую часть авторов составляют женщины-блогеры.

Новые медиа не только предоставили для женских изданий новую цифровую площадку для создания журналов по традиционным моделям, но и предложили интерактивные возможности для собственных

высказываний в медиапространстве. Кроме того, развитие цифровой среды ещё более углубило сегментацию аудитории женских изданий. Несмотря на то, что доминирующим типом по-прежнему является массовое универсальное издание, пользователи могут выбрать для себя ресурс, соответствующий их мировоззрению или посвящённый узкой тематике. Например, среди изданий, тяготеющих к феминистскому крылу, можно выделить как умеренный, тематически универсальный Wonderzine «для свободомыслящих женщин и их друзей», так и более радикальный Womenation.org, освещающий исключительно тему «женского освободительного движения».

Заключение. Таким образом, долгий путь развития отечественных женских изданий позволяет прийти к определённым выводам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Женская отечественная периодика, начиная с XVIII в., выполняет две функции: отражает первостепенные интересы женщин, связанные с положением в семье и обществе, а также с разной степенью интенсивности, в зависимости от конкретного исторического периода, пропагандирует ту или иную социальную роль, будь то хранительница домашнего очага или строительница социализма.

Новые издания для женщин, возникшие в нынешнем веке, по сути, повторяют те же модели, что и традиционные журналы, существовавшие на протяжении более чем двух сотен лет. Наиболее распространённым и популярным типом на протяжении всей истории женских журналов является массовое универсальное женское издание, транслирующее образ женщины-хозяйки, умной, привлекательной, практичной. Исключением здесь можно считать лишь довоенное и военное время с доминирующим образом труженицы.

Образ сильной и независимой женщины, чаще всего воплощавшийся в изданиях феминистической или околофеминистической направленности, существовал в женской прессе практически в течение всего периода её существования, однако, лишь как некий периферийный образ, не получивший широкого распространения ни в одном историческом периоде.

Если образы женщины-хозяйки, женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-модницы или независимой женщины существуют в том или ином виде на протяжении всей истории развития женской прессы, то модели семьи претерпевают на этом пути серьёзные и необратимые изменения.

Патриархальная многодетная многопоколенная семья, образ которой воплощался в женской прессе XVIII, XIX и начала XX вв. и являлся моделью для дальнейшего построения семейного уклада, в раннесоветской прессе была заменена на модель семьи среднедетной и малодетной. Женщина в таком типе семьи должна была переключиться на внесемейную активность, прежде всего трудовую. Период Великой Отечественной войны стал ещё одним переломным моментом в формировании семейной модели в прессе. По понятным причинам на страницах женских журналов появляется неполная семья, образы матерей-одиночек. Однако ни после войны, ни в более поздние периоды не произошло возврата к образу патриархальной многопоколенной семьи. Она перестала быть ценностью. Начиная со второй половины XX в., мы наблюдаем в женской прессе модель «семьи компаньонов» с распределением домашних обязанностей, совместным наполнением бюджета и воспитанием детей [15; 16]. Распространёнными остаются образы матерей и отцов-одиночек. Главной ценностью становится реализация женщины в социуме, семья очень часто отодвигается на второй план.

Таким образом, в процессе развития женских изданий можно выделить две группы аспектов: трансформирующиеся и неизменные.

К изменяющимся в ходе истории аспектам женской прессы можно отнести: трансформацию образа женщины внутри семьи, который перестраивается вместе с доминирующей моделью семьи на определённом историческом отрезке; рост количества публикаций, связанных с внесемейной активностью женщины; изменение политической составляющей в публикациях женских изданий в зависимости от исторического периода; увеличение вариантов дистрибуции контента журналов для женщин в связи с распространением цифровых платформ в нынешнем веке.

При этом характерными являются аспекты, задающие устойчивость и даже консервативность модели женской прессы, определяют её атрибутивные черты: прикладной характер женских изданий, их ориентация на практическую пользу, что удачно вписывается в социально одобряемую модель «полезного досуга», подобающего женщине; многогранность доминирующего женского образа на каждом историческом этапе, акцентирование множественности женских ролей; доминирование на протяже-

нии всего периода развития женской прессы модели универсального массового издания, которая парадоксальным образом остаётся преобладающей даже в современной ситуации сегментации аудитории; неизменность

роли женской прессы как средства трансляции предпочтительного образа женщины в зависимости от политической или экономической конъюнктуры, меняющихся общественных ценностей.

Список литературы

1. Автаева Н. О., Пакова И. В. Информационная политика женской прессы в контексте трансформации семейных ценностей // Трансформация традиционных ценностей в зеркале СМИ в меняющемся мире: сб. науч. ст. кафедры журналистики. Н. Новгород: ННГУ, 2014. С. 72-80.

2. Боннер-Смеюха В. В. Отечественные женские журналы: историко-типологическое исследование: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. Ростов н/Д., 2001. 172 с.

3. Жукова А. В. Женская пресса как фактор социализации личности: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. СПб., 1999. 174 с.

4. Захаров Д. В. Трансформация образа женщины в средствах массовой информации России в 7090 годы XX века на примерах журналов: «Работница», «Крестьянка», «Космополитен»: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2004. 205 с.

5. Зверкова В. М. Специфические особенности интернет-СМИ для женщин // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. № 4. С. 673-680.

6. Крадецкая С. В. «Женский вестник» (1904-1917). Опыт издания феминистского журнала в России // Женщина в российском обществе. 2013. № 1. С. 72-81.

7. Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. М., 1998. 22 с.

8. Смеюха В. В. Женские сетевые журналы: теоретико-типологическая характеристика // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 4. С. 77-81.

9. Субботин А. «Женский журнал» // Книга и революция. 1929. № 24. С. 46-49.

10. Черменская С. М. Зарубежные женские глянцевые журналы в информационном пространстве России: трансформация коммуникативных моделей в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2006. 20 с.

11. Ямпольская Р. М. Женская пресса, её типологические особенности // Вестник Московского университета. 1995. № 1. С. 15-25.

12. Ceulemans, M., Fauconnier, G. Mass Media: The Image Role and Social Conditions of Women. Paris: UNESCO, 1979. 79 p.

13. Potuchek J. Who supports the family? Stanford: Stanford University Press, 1997. 249 p.

14. Shelton B. A. Women, Men, and Time: Gender Difference in Paid Work: Housework and Laisure. Westport, Connecticut: Greenwood Press, 1992. 200 p.

15. Walby S. Gender, Class, and Stratification: Toward a New Approach // Gender and Stratification / Ed. By R. Cromton and M. Mann. Cambridge: Polity Press, 1986. P. 23-39.

16. West C., Zimmerman D. Doing Gender // Gender and Society. 1987. Vol. 1. P. 125-151.

Статья поступила в редакцию 15.06.2020; принята к публикации 20.07.2020 Сведения об авторах

Автаева Наталия Олеговна, кандидат политических наук, доцент, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; 603000, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Б. Покровская, 37; e-mail: [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-1090-5375.

Бейненсон Василиса Александровна, кандидат филологических наук, доцент, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; 603000, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Б. Покровская, 37; e-mail: [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-7128-0340

Болдина Ксения Александровна, кандидат политических наук, доцент, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; 603000, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Б. Покровская, 37; e-mail: [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-4841-1581.

Вклад авторов в статью

Н. О. Автаева - основной автор, проводила контент-анализ публикаций женский журналов дореволюционного и советского периодов, оформляла статью.

В. А. Бейненсон - осуществляла анализ и систематизацию материалов и результатов исследования, редактировала статью.

К. А. Болдина - проводила контент-анализ публикаций женских журналов современного периода.

Библиографическое описание статьи_

Автаева Н. О., Бейненсон В. А., Болдина К. А. Эволюция роли женщины в семье и общественной сфере (на примере отечественной женской периодики конца XIX - начала XXI века) // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 6. С. 139-150. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-6-139-150.

References

1. Avtaeva, N. O., Pakova, I. V. Information policy of the women's press in the context of the transformation of family values. In The transformation of traditional values in the mirror of the media in a changing world. N. Novgorod: NNGU. 2014: 72-80. (In Rus.)

2. Bonner-Smeyukha, V. V. Domestic women's magazines: historical and typological study. Cand. philol. sci. diss. Rostov-na-Donu, 2001. (In Rus.)

3. Zhukova, A. V. Women's press as a factor in the socialization of personality. Cand. philol. sci. diss. St. Peterburg, 1999. (In Rus.)

4. Zakharov, D. V. Transformation of the image of a woman in the mass media of Russia in the 1970-1990 on the examples of the magazines Rabotnitsa, Krest'yanka, Cosmopolitan. Cand. histor. sci. diss. M., 2004. (In Rus.)

5. Zverkova, V. M. Specific Features of Online Media for Women. Issues of theory and practice ofjournalism, no. 4, pp. 673-680, 2016. (In Rus.)

6. Kradetskaya, S. V. Zhenskiy vestnik (1904-1917). Experience of publishing a feminist magazine in Russia. Woman in Russian society, no. 1, pp. 72-81, 2013. (In Rus.)

7. Lou, Mimi. Women's press: the evolution of the typological structure in the context of society reform. Cand. philol. sci. diss. abstr. M., 1998. (In Rus.)

8. Smeyukha, V. V. Women's online magazines: a typological and theoretical description. Bulletin of the Adygea State University, no. 4, pp. 77-81, 2011. (In Rus.)

9. Subbotin, A. Zhenskiy zhurnal. Book and revolution, no. 4, pp. 46-49, 1929. (In Rus.)

10. Chermenskaya, S. M. Foreign women's glossy magazines in the information space of Russia: the transformation of communicative models in the context of globalization. Cand. philol. sci. diss. abstr. M., 2006. (In Rus.)

11. Yampol'skaya, R. M. Women's press. Its typological features. Bulletin of Moscow University, no. 1, pp. 15-25, 1995. (In Rus.)

12. Ceulemans, M., Fauconnier, G. Mass Media: The Image Role and Social Conditions of Women. Paris: UNESCO, 1979. (In Engl.)

13. Potuchek, J. Who supports the family? Stanford: Stanford University Press, 1997. (In Engl.)

14. Shelton, B. A. Women, Men, and Time: Gender Difference in Paid Work: Housework and Laisure. Westport, Connecticut: Greenwood Press, 1992. (In Engl.)

15. Walby, S. Gender, Class, and Stratification: Toward a New Approach. In Cromton, R., Mann, M. (eds.) Gender and Stratification. Cambridge: Polity Press, 1986: 23-39. (In Engl.)

16. West, C., Zimmerman, D. Doing Gender. Gender and Society, vol. 1, pp. 125-151, 1987. (In Engl.)

Received: June 15, 2020; accepted for publication July 20, 2020

Information about author

Avtaeva Natalia O., Candidate of Political Science, Associate Professor, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod; 37 B. Pokrovskaya st., Nizhny Novgorod, 603000, Russia; e-mail: [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-1090-5375.

Beynenson Vasilisa A., Candidate of Philology, Associate Professor, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod; 37 B. Pokrovskaya st., Nizhny Novgorod, 603000, Russia; e-mail: [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-7128-0340.

Boldina Ksenia A., Candidate of Political Science, Associate Professor, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod; 37 B. Pokrovskaya st., Nizhny Novgorod, 603000, Russia; e-mail: [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-4841-1581.

Contribution of authors to the article

N. O. Avtaeva - the main author, who made content analysis of publications of women's magazines (the pre-revolutionary and Soviet periods), finalized the article.

V. A. Beynenson - analyzed and systematized the materials and results of the study, made editing. K. A. Boldina - made content analysis of publica tions of women's magazines (the modern period).

Reference to the article_

Avtaeva N. O., Beynenson V. A., Boldina K. A. The Evolution of the Role of Women in the Family and the Public Sphere (The Case of Domestic Women's Periodicals of the Late 19th - Early 20th Century ) // Humanitarian Vector. 2020. Vol. 15, No. 6. PP. 139-150. DOI: 10.21209/1996-7853-2020-15-6-139-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.