© Курбанова З.А., 2013
УДК 347(470.67)
ББК 67.99(2Рос)404.5
СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДАГЕСТАНЕ: РЕТРОСПЕКТИВА И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ
Курбанова Зайнаб Абулмуслимовна
Ассистент кафедры гражданского и арбитражного процесса Волгоградского государственного университета Avarka87@bk.ru, trofimov@volsu.ru
Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье автор обращает внимание на особенности развития семейно-брачных отношений и специфику их регулирования на примере Республики Дагестан. Проведенный ретроспективный анализ показывает, что взаимоотношения в семье зависели от своеобразия механизма действия обычаев и традиций горских общин. Данный вопрос является малоизученным и требует дальнейшего изучения.
Ключевые слова: брак, полигиния, свадебные обычаи, семья, советское семейное законодательство, традиции, формы брака.
В истории развития человечества существовали разные формы общественного регулирования отношений между полами. Некоторые формы были характерны для отдельных племенных союзов и общин, другие имели более широкое распространение.
Семья представляет собой одну из таких форм социальной сплоченности людей, брак же - регулируемая обществом, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также при наличии у пары детей - и к детям [3].
Посредством брака и семьи передаются от поколения к поколению культурные традиции, нравственные ценности и социальный опыт. Чтобы более подробно проследить изменения по отношению к семье в дагестанском обществе, автор предлагает разделить развитие последнего на три периода: традиционный, советский и современный.
Первый период - начало XIX в. - начало XX века. Характеризуется традиционным и религиозным взглядом на формирова-
ние семьи и семейно-брачных отношений. При заключении брака для горцев важно было провести обряд согласно всем обычаям и традициям, чтобы общество не могло упрекнуть хозяев мероприятия в несоответствии с местным адатом. Чаще всего выбор за детей делали их родители, сватовство начиналось со сговора отцов. Брачный возраст составлял от 13-17 лет для девушек, 17-21 год для парней [10, с. 9]. Для заключения брачного союза существовало множество ограничений как социального, так и религиозного характера, поэтому брак был гомогамным: заключался, как правило, между людьми одной национальности, одного сельского общества, одного вероисповедания, и супруги в социальном плане принадлежали к одному и тому же кругу [2, с. 10]. При заключении брака на первом месте стояли экономические мотивы, идеальной невестой считалась девушка здоровая, физически крепкая, трудолюбивая и одного с женихом сословия. Сторона жениха и сторона невесты придавали большое значение многочисленности и социальной значимости тухума противоположной стороны [4, с.124]. Эти обычаи
прежде всего были направлены на расширение и укрепление семьи и общины в целом. На жизнь и быт жителей оказывали влияние религия и сложившиеся на протяжении долгих веков традиции, обычаи народов, поэтому брак считался заключенным только при одном произношении соответствующей молитвы перед муллой, вместе с представителями со стороны невесты (либо отец, либо лицо мужского пола из числа ее ближайших родственников) и представителями со стороны жениха и самого жениха [1, с. 138].
На тот период времени наиболее распространенными способами создания семьи были: сватовство по сговору родителей (союз, заключаемый по обоюдному согласию со стороны родителей); следующей по своей распространенности формой являлось похищение невесты (с согласия самой невесты или ее родителей); третья форма заключалась в побеге парня и девушки по обоюдному сговору (к таким действиям молодые прибегали в случае несогласия родителей на заключение брака между влюбленными); побег женщины к возлюбленному был очень распространен для того времени, согласно традициям некоторых дагестанских народов это являлось нормой; в некоторых общинах встречалась еще такая форма заключения брачного союза, как брак по-гидатлински. Суть заключалась в том, что молодые люди не догадывались о том, что родители тайно сговорились их поженить. По достижении определенного возраста родители отправляли девушку в дом жениха якобы с какой-то целью, после чего она оставалась в этой семье уже в качестве жены [14, с. 55]. Многие вышеприведенные формы заключения брачного союза со временем подверглись критике видных общественных деятелей Дагестана и прекратили свое существование. Описывая эпоху развития дагестанского общества со времени принятия ислама (начало XIX в.) и присоединения к России, необходимо подчеркнуть, что семейно-брачные традиции и обычаи дагестанцев подверглись взаимодействию и взаимовлиянию и с той, и с другой стороны [11]. В связи с чем сохранились две исторические формы заключения брака: полигиния и моногамия [12, с. 143]. Полигиния для многих современных людей является неприемлемой формой создания се-
мьи. Ислам оправдывает многоженство (право мужчины иметь 4 жены) условием справедливого отношения к женам [9]. Особенно много подобных браков было заключено на Северном Кавказе после Второй мировой войны [6, с. 244]. Но к концу 1980-х гг. это явление стало изживать себя, в первую очередь потому, что законодательство запрещало многоженство и четко регламентировало заключение брачного союза между мужчиной и женщиной, но самой главной причиной этому послужил прирост мужского населения в республике.
Второй период - это период существования СССР, с 1921 по 1991 г., когда в составе СССР была образована Дагестанская Автономная Советская Социалистическая Республика (с 20 января 1921 г.) [8, с. 244]. Для заключения брака в данную эпоху недостаточно было выполнения только религиозных предписаний и произношения одной молитвы, так как закон не признавал законность заключаемого брака без наличия официального документа. Взаимоотношения супругов, детей и родителей регулировались нормами семейного права, зафиксированными в Семейном кодексе страны. В нем установлены правила вступления в брак, его расторжения, указаны права и обязанности членов семьи, которые носят личный и имущественный характер. Нормы семейного права, установленные советским государством, распространялись на всех жителей страны, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности, благополучия и иных показателей [11].
Моногамия (от греч. цovo<; - «единый» и уацод - «брак») - единобрачие, историческая форма брака и семьи, при которой в брачном союзе находятся два представителя противоположного пола [13]. Хотелось бы подчеркнуть, что моногамия в Дагестане встречалась и до принятия ислама, до присоединения к России, но именно реализация семейной политики на государственном уровне и актуализация норм советского семейного законодательства придали семейно-брачным отношениям новый характер. В связи с этим меняются традиции и некоторые атрибуты проведения свадебных торжеств, например, количество преподносимых подарков, наряд
невесты (невеста выходит замуж в белом платье, чего не было ранее); калым (предполагаемый выкуп за невесту) был категорически запрещен, и др. При сватовстве родители учитывают мнение детей [15, с. 130]. Создание семьи и иных форм брачного поведения формируется под влиянием советских установок на традиционное сознание населения. По-прежнему согласно обычаю после свадьбы молодожены живут вместе с семьей мужа в отдельной комнате (или доме). Для граждан нашей страны брачный возраст составляет 18 лет вне зависимости от религиозной и национальной принадлежности [13].
Современный период - со времени распада СССР (1991 г.) и по сей день. Происходит трансформация этнического самосознания, общественные ценности сводятся в первую очередь к таким показателям, как уровень дохода, образование; самореализация личности стоят на первом месте. Нельзя не отметить, что современные взгляды на жизнь и государственная семейная политика на новом уровне развития внесли определенную новизну в социальное развитие общества по отношению к женщине, семье, браку и вообще к роли религии в социальногосударственном устройстве республики [15, с. 172]. Современная молодежь больше стремится заключить брачный союз после достижения определенного социального статуса [16, с. 72], а ее взгляды в основном формируются под влиянием европейской модели поведения людей.
В каждом из периодов развития дагестанского общества имеются свои плюсы и минусы. К примеру, тот факт, что засватанные люди не имели возможности видеться друг с другом, или то, что они видели друг друга только в день свадьбы, - это, конечно, пережиток прошлого. Проживание под одной крышей с родителями, для которых характерно несколько иное мировоззрение, рано или поздно приводит к внутрисемейному конфликту, а то и к разводу. В любом российском обществе в разные века возникали и продолжают возникать социальные, экономические, политические и иные проблемы, так или иначе оказывающие влияние на становление и развитие семьи. Решение любой семейной проблемы требует комплексного подхода с привлечением
религиозных представителей, государственных служб и социальных учреждений, конкретного специалиста (к примеру, психолог, юрист, социальный работник, медицинский служащий и т. д.), окружения семьи и самой супружеской пары, которую затронула та или иная проблема.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Абдуразаков, А. А. Заключение и расторжение брака по нормам исламского законодательства / А. А. Абдуразаков // Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 10 (46).
2. Агларов, М. А. Сельская община как эндогамный круг в Дагестане / М. А. Агларов // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в 19 -начале 20 века. - Махачкала, 1986.
3. Брачный союз // Википедия - свободная энциклопедия. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. - Загл. с экрана.
4. Булатова, А. Г. Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев-пере-селенцев / А. Г. Булатова, Г. А. Гаджиев. - М. : Наука, 1988.
5. Керимов, Г. М. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности / Г. М. Керимов. - СПб., 2007.
6. Кравченко, А. И. Обществознание : учеб. 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - 10-е изд. - М. : Рус. слово - РС, 2010. -110 с.
7. Моногамия // Википедия - свободная энциклопедия. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. - Загл. с экрана.
8. Мухаметшин, Ф. М. Мусульмане России: судьбы, перспективы, надежды / Ф. М. Мухамет-шин. - М. : РАГС, 2001. - 244 с.
9. Основы Шариата. Мубах, 42. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// uighur.narod.ru/islam/osnowy_shariata.html. - Загл. с экрана.
10. Рагимова, Б. Р. Семейная обрядность лезгин (вторая половина 19 в. - начало 20 в.). - М., 1991. - Деп. в ИНИОН РАН.
11. Республика Дагестан. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.fatiha.ru/ regiony/daghestan/dagestan.htm. - Загл. с экрана.
12. Сайид Муджтаба Руккни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина / Сай-ид Муджтаба Руккни Мусави Лари. - Баку, 1994. -143 с.
13. Семейный кодекс. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.zakonrf.info/sk/
13. - Загл. с экрана.
14. Цадаса, Г. Адаты о браке и семье аварцев в 19 - начале 20 века / Г. Цадаса // Памятники обычного права Дагестана 17-19 вв. - М. : Наука, 1965.
15. Чачугиев, М. Ч. Регионы, экономика и управление / М. Ч. Чачугиев. - М. : Юнити-Дана, 2001. - 272 с.
16. Шахбанова, М. М. Отношение к межнациональным бракам в этническом самосознании дагестанцев / М. М. Шахбанова // Социологические исследования. - 2008. - №9 11.
FAMILY AND MARITAL RELATIONS IN DAGHESTAN REPUBLIC: RETROSPECTIVE AND VECTORS OF DEVELOPMENT
Kurbanova Zaynab Abulmuslimovna
Assistant Lecturer, Department of Civil and Arbitration Proceeding,
Volgograd State University Avarka87@bk.ru, trofimov@volsu.ru
Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Abstract. The author of the article focuses on the peculiar features in the development of family relations and the specificity of their regulations (the case study of the Republic of Dagestan). The retrospective analysis carried out by the author shows that relationship in a family depended on an originality of the mechanism of action of customs and traditions of mountain communities. The matter is low-studied for many sciences in this connection, and demands further studying and research.
Key words: marriage, polygyny, wedding customs, family, Soviet family legislation, traditions, forms of marriage.