Научная статья на тему 'Семейная социализация как один из факторов формирования духовной безопасности молодежи'

Семейная социализация как один из факторов формирования духовной безопасности молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
378
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР / СЕМЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДУХОВНОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фомченкова Галина Алексеевна

В статье речь идет о духовной составляющей личности молодого поколения, которая формируется в процессе семейной социализации. Автор представляет сравнительный анализ промежуточных результатов социологического исследования (мнения подростков двух школ) с позиции социального статуса семьи о духовности современного общества и каналов воспитания духовного здоровья молодого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейная социализация как один из факторов формирования духовной безопасности молодежи»

УДК 316.356.2 Ф76

Фомченкова Галина Алексеевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Смоленского государственного университета galalfom@yandex.ru

СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация:

В статье речь идет о духовной составляющей личности молодого поколения, которая формируется в процессе семейной социализации. Автор представляет сравнительный анализ промежуточных результатов социологического исследования (мнения подростков двух школ) с позиции социального статуса семьи о духовности современного общества и каналов воспитания духовного здоровья молодого человека.

Ключевые слова: фактор, семья, социализация, высшие человеческие ценно-сти, воспитание, молодежь, духовная безопасность, духовное общество.

Социальное развитие любого общества включает в себя ценностные аспекты: социальную справедливость, социальную солидарность, гуманизм и другие. Эти аспекты являются составляющими понятия «культурные рамки» общества, культурные ценности.

В период радикальных социально-экономических реформ наблюдается ослабление сдерживающего воздействия (либо исчезновения) культурных рамок, что провоцирует «взрыв» традиционной системы ценностей как составляющей духовного начала человека и общества, вследствие чего происходит переоценка «культурных рамок». И здесь важно учитывать две позиции. С одной стороны, те ценности, которые складывались в течение столетий, с трудом поддаются переоценке, очень медленно размываются, и к ним в режиме «реставрации» всегда возвращаются, их полное исчезновение невозможно - этому препятствует инстинкт культурного самосохранения нации. Данную мысль подтверждает высказывание Л.И. Савинова: «...новые ценности рождаются редко, гораздо чаще происходят изменения отношений к ценностям, переосмысление их значимости, их модернизацией» [1, с. 6]. Новое общество может вырасти только в ходе исторически последовательной смены поколений, каждое из которых будет постепенно избавляться от бремени мешающих прогрессу идей, взглядов, форм и методов деятельности, устаревшего опыта. На это уйдет жизнь не одного поколения.

С другой стороны, всякая цивилизация создает определенные социальные и культурные образцы и идеалы, для формирования которых необходимо, чтобы образец (идеал) обладал еще и ценностным статусом. Современное же российское общество характеризуется ценностным вакуумом (дефицитом ценностей), при избытке разнообразных видов информации. Это связано с тем, что между культурной, социальной и идеальной (духовной) сферами общества наблюдается рассогласованность.

Таким образом, применительно к исследуемой проблеме выдвигается вопрос: через какие социальные факторы возможна ликвидация этой рассогласованности? Отвечая на этот вопрос, отметим следующее: социальные факторы как «широкого» плана (экономические, политические, культурные, информационные, социально-психологические, религиозные, идеологические и др.), так и «узкого» плана (рациональные, индивидуальные, социализации личности, гендерные) выступают регуляторами общественной жизни, и одновременно сами подвергаются регулятивному воздействию, так как включены в общую регулирующуюся и саморегулирующуюся систему.

Итак, по мнению автора, одним из существенных, сдерживающих факторов рассогласованности между культурной, социальной и идеальной (духовной) сферами общества является фактор «узкого» плана - фактор семейной социализации, так как семья формирует основу духовной безопасности подрастающего поколения. Семья является первой и весьма специфической социальной средой, в которой оказывается ребенок сразу после рождения. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспита-

ния не может сравниться с семьей. Подавляющее большинство семей - это определенная социальная подсистема, отношения между элементами которой (членами семьи) так или иначе структурированы.

Семья, как известно, выполняет функцию первичной социализации, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала, поэтому ни один другой социальный институт не в состоянии в этом смысле заменить ребенку семью. Эта мысль подтверждается результатами проведенного автором социологического исследования [1]. Под термином «культурное общество» 56 % респондентов, проживающих в благополучной семье и 23 % респондентов, проживающих в неблагополучной семье, понимают высшие ценности, такие как: мораль, нравственность, патриотизм, забота о слабых членах общества (не только о родителях или близких). Для сравнения, 65 % представителей «проблемной молодежи» и 42 % гимназистов в этот же термин вкладывают соблюдение правил и норм поведения.

Можно предположить, что вопросы духовности, нравственности, моральности достаточно часто обсуждаются в семьях гимназистов, и соответственно молодые люди культурное общество уже оценивают не только с позиций правил, норм поведения и культуры речи, но и с позиции высших ценностей человека.

Однако семья не обособлена от общества и, являясь его частью, также подвергается его воздействию через социальные отношения, включающие в себя противоречия, столкновения ценностей, а особенно в сложном современном мире, и именно в таких изменяющихся условиях действительности благополучная семья оказывается более сплоченной, позитивной, адаптированной к общественным условиям, тем самым формируя основу безопасности вообще и ее духовной составляющей, в частности. % часть гимназистов (27 %) «часто» встречают людей, которые верят в высшие ценности, а 4 % - «очень часто», для сравнения: только 11 % респондентов школы-Центра - «часто» встречают людей, которые верят в высшие ценности, а «очень часто» - 2 %.

Факторы социализации личности, безусловно, влияют на моральное развитие молодого поколения, а впоследствии и на духовную составляющую всего общества. Ценности, которые присущи русской культуре (общее счастье, ненасилие, целомудрие, нравственная чистота, почитание родителей и старших, коллективная ответственность), закладываются в семье, через дошкольные, школьные, профессиональные учебные заведения, средства массовой информации и другие социальные институты общества, посредством воспитания и образования. Нормируются не только потребности, но и структура потребностей, не говоря уже о ценностях, которые по определению являются продуктами человеческой культуры: добро, зло, совесть, мораль, - что подтверждается эмпирическими исследованиями (таблица 1).

Таблица 1 - Сравнительные данные мнений респондентов на вопрос: «Существует ли для Вас четкое понимание «добра» и «зла», морали, нравственности, совести и того, что недопустимо для человека в обществе?» (в %)

Вопрос: «Существует ли для Вас...» Г имназия Школа-Центр

Ва рианты ответов Варианты ответов

Нет Трудно сказать Да Нет Трудно сказать Да

четкое понимание «добра» и «зла» 27 11 62 42 13 45

четкое понимание морали 15 33 52 32 38 30

четкое понимание нравственности 18 29 53 31 41 28

четкое понимание совести 15 12 73 38 12 50

четкое понимание того, что недопустимо для человека в обществе 10 15 75 32 25 43

Согласно таблице видно, что ребенок, выросший в благополучной семье, четко разделяет понятия, связанные с высшими человеческими ценностями, и недопустимость такого поведения, которое наказывается или осуждается в обществе. Для сравнения, процентный показатель у респондентов, воспитывающихся в неблагополучной семье, гораздо ниже.

Выше был отмечен тот факт, что семья закладывает основы формирования ценностных ориентаций, частью которых является духовность, это процесс длительный и сложный, происходящий под воздействием непосредственного социального окружения и социальных условий. Духовные ценности отдельной личности как компонент ценностных ориентаций представляет собой специфическое сочетание общественных ценностей, которые человек усваивает из общественного сознания своего класса, нации, семьи и ближайшего социального окружения. Усвоенные молодежью ценности и нормы являются отражением уже существующих в современном обществе идеалов, к сожалению это практицизм, рационализм, нетерпимость, обособленность, а ценности более высокого порядка, такие как духовность, нравственность, моральность и т.д. отходят на вторые и третьи позиции.

И если мы говорим о том, что именно семья играет чрезвычайно важную роль в усвоении человеком, каких бы то ни было ценностей, моральных и аморальных, духовных и бездуховных, нравственных и безнравственных, патриотичных и антипатриотичных, то можно предположить, что подростки и молодежь хотели бы получать информацию о духовном здоровье человека именно в семье, от своих родителей. С этой целью в анкеты был введен следующий вопрос: «В каком виде и от кого Вы хотели бы получать информацию о духовном здоровье человека?» Ответы распределились следующим образом. Гимназисты хотели бы получать информацию о духовном здоровье человека в виде лекций и бесед специалистов и от родителей (по 27 % соответственно); через специальную литературу (20 %); через СМИ (18 %). Для сравнения респонденты из школы-Центра предпочли бы получать информацию о духовном здоровье человека от родителей (40 %, высокий процент, по мнению автора, связан с тем, что подросткам из школы-Центра не хватает общения с родителями, что подтверждается данными, представленными в таблице 2); в виде лекций и бесед специалистов (19 %); через телевидение (6 %).

Необходимо также отметить и тот факт, что гимназисты отдали предпочтение общению с родителями и профессионалами в вопросе духовного здоровья, а «проблемная» молодежь на первое место поставила общение с родителями, хотя из таблицы видно, что некоторые респонденты не имеют таковых (таблица 2).

Таблица 2 - Сравнительные данные мнений респондентов на вопрос:

«В каком виде Вы хотели бы получать информацию о духовном здоровье человека?» (с позиции социального статуса семьи, абс. число респондентов по строке)

Г имназия (количество респондентов) Школа-Центр (количество респондентов)

Вариант ответа Полная семья Неполная семья Опекунская семья Вариант ответа Полная семья Неполная семья Опекун- ская семья

Лекции и беседы специалистов 20 7 0 Лекции и беседы специалистов 7 8 4

Родители 19 8 0 Родители 22 11 7

Друзья 5 3 0 Друзья 4 5 4

Телевидение 7 8 0 Телевидение 7 3 2

Газеты, журналы 2 0 0 Газеты, журналы 0 0 1

Специальная литература 14 4 0 Специальная литература 7 4 4

Иное 3 0 0 Иное 0 0 0

Итак, духовное воспитание подрастающего поколения должно быть основано на высших семейных и общечеловеческих ценностях. Это связано с тем, что современная молодежь, да и общество в целом, живет сиюминутными потребностями, забывая об ответственности не только за свое будущее, но и за будущее своих детей. Возможность достижения в перспективе социальной гармонии напрямую зависит от ценностей, которые будут привиты детям, от того, в какой обстановке они будут жить и воспитываться. Отсюда, возникает вопрос: каково современное общество, можно ли его считать «духовным», и что об этом думают сами молодые люди? На этот вопрос мнения респондентов из благополучных и неблагополучных семей практически совпали: «Нет, нельзя! Современное общество является бездуховным»: 73 % гимназистов и 60 % респондентов школы-Центра ответили отрицательно, объяснив свою точку зрения следующим (наиболее

распространенные позиции): многие духовные ценности утрачены, большинство членов общества безнравственны и бездуховны, у большинства членов общества не развито самосознание.

Трудно не согласиться с мнением о том, что роль семьи, как одного из агентов социализации человека, высока, однако, необходимо учитывать и тот факт, что в современном обществе качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не может, а порой и не хочет, выполнять важнейшие функции, такие как: формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, веры в высшие ценности, то есть составляющие основу духовности человека.

Резюмируя вышесказанное, отметим: трансформация духовных основ, нравственных идеалов, позитивного правосознания создает обстановку обостренной социальной напряженности на всех уровнях социокультурных отношений, способствует зарождению и развитию деструктивных начал во многих сферах общественной жизни, в том числе и в главном социальном институте - семье. Безусловно, между личностью, семьей и обществом сложились сложные отношения: они взаимосвязаны и взаимозависимы, и в то же время они самостоятельны и суверенитеты, но, тем не менее, все же семья является той основой для формирования духовной безопасности ребенка через его ценностную систему, которая способствует сдерживанию рассогласованности между культурной, социальной и идеальной (духовной) сферами общества.

Ссылки и примечания:

1. Савинов Л.И. Семьеведение: учеб. пособие. Саранск, 2000.

2. Фрагмент социологического исследования (общий объем выборки составил 1 000 человек), в котором приняли участие 200 респондентов (представители образовательных учреждений: гимназия и школа-центр г. Ярцево Смоленской области, по 100 представителей соответственно), из которых 79 - юношей (39,5 %) и 121 - девушек (60,5 %), проживающих в полной семье - 53,5 %, не полной семье - 53,5 %, неполной семье - 33 %, проживающих без родителей (с опекунами) - 13,5 %, возрастные параметры от 15 до 18 лет, генеральная совокупность выборки соблюдена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.