Научная статья на тему 'Духовно-нравственные аспекты воспитания молодежи школьного возраста'

Духовно-нравственные аспекты воспитания молодежи школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / нравственность / духовный кризис современности / школьное воспитание и образование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуськова Елена Александровна

Автор статьи рассматривает духовно-нравственный кризис современного общества, его понятийные и практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные аспекты воспитания молодежи школьного возраста»

7. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. - С. 131.

8. Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего. - Новосибирск: Русский архив, 1991. -С. 8-12.

9. Ковалева Л. С. Состояние российского образования // Педагогика. - 2001. - № 2.

10. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.

11. Линн Р. Интеллект и экономическое развитие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - Т. 5. - 2008. - № 2. - С. 89-108.

12. Павлов И. П. О русском уме // Рефлекс свободы. - СПб.: Питер, 2001. - 432 с.

13. Соловьев В. С. Идея сверхчеловека: в 2 т. - М., 1998. - Т. 2.

14. Сорока-Росинский В. Н. Путь русской национальной школы // Педагогические сочинения. - М., 1991.

15. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2.

16. Человек и духовно-культурные основы возрождения России [Текст] / под ред. Г. П. Выжле-цова, В. Т. Пуляева, В. Н. Сагатовского. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. -288 с.

Е. А. Гуськова

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор статьи рассматривает духовно-нравственный кризис современного общества, его понятийные и практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

Ключевые слова: духовность, нравственность, духовный кризис современности, школьное воспитание и образование.

Е. А. Guskova

SPIRITUAL AND MORAL ASPECTS OF RAISING SCHOOL AGE YOUTH

The author examines the spiritual and moral crisis of modern society, its conceptual and practical and educational aspects in the annex to the problems of schooling.

Keywords: concepts of "spirituality", "morality", the spiritual crisis of modernity, schooling and education.

В наше время проблема воспитания подрастающего поколения стоит очень остро. Среди причин этого главная состоит в том, что сегодня усиливается разрушение традиционных ценностей. Возникают новые требования к личности и ее социализации, во многом исключающие проявления духовности; растет уровень бездуховности, бескультурья, граничащего с невежеством. В рамках глобализации активно навязываются западные идеалы, происходит уничтожение «кода нации». Наблюдается переоценка роли образования и недооценивание роли воспитания подрастающего поколения.

Школа является одним из первых институтов социализации человека, и можно говорить, что на начальном этапе становления личности именно школа напрямую соприкасается и во многом способствует формированию направленности личности.

Духовное развитие, духовность с точки зрения философии рассматривались Н. А. Бердяевым, И. А. Ильиным, В. С. Соловьевым.

Проблемам формирования молодежи огромное внимание уделяли великие педагоги и мыслители К. Д. Ушинский, В. В. Розанов, отстаивающие идею воспитания подрастающего поколения в контексте русских традиций: семья, религия, культура, патриотизм.

Современных ученые И. М. Ильинский, В. А. Руденко, А. И. Осипов, Б. С. Гершун-ский, А. В. Сиволапов, Ю. А. Чеботарев, А. С. Запесоцкий и ряд других исследователей обосновывают идею воспитания и обучения молодежи в соответствии с российской социокультурной традицией, основанной на духовности, патриотизме, осмыслении культурного наследия России.

В рамках обозначенных проблем, стоящих перед обществом в виде вопросов воспитания молодого поколения, рассмотрим аспекты духовно-нравственного воспитания молодежи школьного возраста.

Воспитание, как указывает Российская социологическая энциклопедия, в педагогическом сообществе - «...это специфическая деятельность взрослого по включению ребенка в конкретные ситуации жизни сообщества, формированию условий для его внутреннего развития - осуществлению самовоспитания. В воспитании происходит дифференциация систем ценностей, признание традиционных или вырабатывание новых» [9]. Нравственное воспитание определяется как «особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование общечеловеческих нравственных качеств, организуемое и направляемое освоение моральных ценностей, формирование способностей жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности» [9].

Понятие нравственности в духовном и светском понимании несколько различны. С точки зрения школьной программы, нравственность определяется как поведение человека, которое формирует среда обитания и моральные нормы, одновременно из нравственности постепенно вырастает мораль. Мораль формирует идеал, в основе которого лежит «. всеобщее духовное единение людей. Духовное единство людей достигается только через соблюдение принципов и норм морали» [1, с. 138]. Таким образом, в учебнике не прослеживается четкое толкование понятий «мораль», «нравственность», «духовность». Профессор Московской духовной академии А. И. Осипов определяет нравственность как «верное наше отношение к окружающему миру, природе, ценностям», в котором действует принцип «.не делай другому того, чего не желаешь себе» [5]. Нравственность, по его мнению, выступает с точки зрения очевидных норм, оценка нравственности происходит по тому, чем интересуется человек. Духовность же трактуется как то, что является направляющей силой, мотивом при совершении того или иного поступка. С точки зрения А. И. Осипова, можно быть нравственным поэтом, но бездуховным человеком; обладать безупречной нравственностью, но проявлять полную бездуховность.

Духовность в общем смысле определяется как совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, публицистике «духовностью» часто называют «объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода проекция духовности

в индивидуальное сознание называется совестью, ...укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди, просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы» [9].

Система образования сегодня призвана содействовать социализации личности, влияя на духовный облик молодого человека. Многие ученые разделяют мнение, что одной из важнейших проблем социализации является депатриотизация российского образования как проявление дефицита духовности. Адаптированность молодого человека школьного возраста к взрослой жизни предполагает умение приспособиться и влиться в предлагаемые условия, при этом одно из первых мест в системе ценностей занимает успешность. Успешность, как правило, измеряется работой в денежном эквиваленте. Во многих учебниках проходит мысль: успешен, если

а) высокое положение в обществе;

б) достаточный материальный статус;

в) высокое образование и престижная профессия.

Для достижения этих целей возможны, допустимы любые средства.

Аналогичные взгляды формируются в семье. Рождение и становление личности ребенка происходит в семье, где основными ценностями являются деньги, власть, достижение цели любой ценой, приспособленчество. Да, мир сегодня изменился, и приходится много думать о хлебе, о деньгах. Здесь возникает проблема: родители не воспитывают своих детей, отдавая это право в лучшем случае школе (хотя авторитет семьи первичен), в худшем случае ребенок воспитывается сам. Однако школа при своей устремленности воспитать молодого человека не может дать ребенку внимание, любовь. Незаменимость семьи укоренена в самом ее естестве. В. Розанов так объясняет установленный порядок вещей: «Тайны гроба и жизни полнее, целостнее, ярче открыты женщине, она их преимущественная хранительница; и то, что еще к ней примыкает, - семья может быть полна еще смыслом этих таинств, когда все вокруг его утратили. Мы возвращаемся к школе -разве она теряла ребенка? Вымаливала его жизнь, скажем, не у Бога, а хотя бы у "природы"? Может ли, умеет ли, если бы даже хотела, она молиться так горячо, страстно, так бояться Бога, как семья, и даже такая, в которой нет "Катехизиса"? [8, с. 134] Далее Розанов делает вывод, что «... школа дает только посох человеку, которого формирует семья» [8, с. 134]. Согласно А. Маслоу, у истоков отклоняющегося поведения лежит дефицит отношений привязанности с другими, чувство одиночества, ненужности, что ведет к апатии, отчуждению, цинизму, безответственности. Эти качества «расцветают» в ребенке, когда семья освобождает себя от его воспитания. Как результат, мы видим безразличных, обозленных, циничных молодых людей, которые невосприимчивы к принятию и пониманию культуры, высоких нравственных идеалов. Особенно хотелось бы отметить воспитание современных девочек. Во многих семьях основные установки воспитательного процесса сводятся к следующему: брать от жизни все, пока молодая; добиваться достижения цели - любой ценой, при этом о качествах девочки речь не идет. Отсюда идет отмена таких понятий нравственности, как скромность, чистота, стыд, целомудрие. Как отмечал В. Соловьев, «Чувство стыда есть уже фактически безусловное отличие человека от низшей природы. Стыдясь своих природных влечений и функций, человек тем самым показывает, что он не есть только это природное материальное существо, а еще нечто другое и высшее... Здесь охраняется не материальное благополучие субъекта, а его высшее человеческое достоинство, . не охраняется, а свидетельствует, что оно еще сохранено в глубине существа. Бесстыдство и безжалостность

в корне подрывают его нравственный характер.» [цит. по: 7]. Далее появляется новая проблема: девочки не хотят становиться женами и матерями, так как видят в этом «ущемление своих прав».

Сожительство в так называемом «гражданском браке» становится нормой. В семейной жизни такой модели взаимоотношения между супругами часто сводятся только к извлечению выгоды. Видоизменилась и родительская любовь по отношению к детям: проявление нежности, любви, ласки, внимания заменяется поверхностным «сыт -обут - одет» в сочетании с «мне некогда» до проявления жестокости, подчеркнутого безразличия.

Распад семьи - ситуация глубочайшего стресса для ребенка, сочетающегося с чувством необъяснимой вины и боли, которое порождает опять же тревогу, отчуждение, апатию. Все вышеназванные моменты, в конечном счете, ведут к ярко выраженным нарушениям в нравственной сфере, игнорированию социальных правил, пренебрежительному отношению к моральным ценностям. Таким образом, получается порочный круг, из которого необходимо искать выход.

Насаждаемая «рыночная идеология» воспитывает чрезмерную заботу о собственном престиже. «Рыночная» составляющая в школьном образовании, как нам представляется, не всегда играет положительную роль. Внедрение новой оплаты труда во многом сводит деятельность учителя к зарабатыванию «бонусов». В данной ситуации ребенок выступает как «объект воздействия». Применение новых технологий, безусловно, облегчает труд педагога, но часто приводит к тому, что учитель совершенствует свою профессиональную деятельность, отрабатывая свои навыки работы с новой техникой и забывая о своем основном «предмете». Происходит упрощение и без того не очень глубоких отношений между ребенком и педагогом. И здесь маленький человек получается лишним. Он чувствует казенщину, бюрократизм и .лицемерие со стороны взрослых и школы в частности. Таким образом, существующая система образования не производит ценности, которые формируют нравственность и способствуют нравственному развитию личности. Реализуя коммерческие цели и шлифуя свой профессиональный рост, педагоги утратили способность трудиться самоотверженно, а ведь личный пример учителя, который должен являться образцом нравственности и духовности, как указывал К. Д. Ушинский: «. это плодотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно» [цит. по: 4].

Повсеместная компьютеризация, владение новой техникой сегодня вытесняет духовно-ценностное измерение, способствует формированию новых нравственных установок в среде обучающихся: школьники практически перестали читать. Произведения школьной программы изучают в сокращенном или электронном варианте. Среди молодежи успешно внедряется «новая форма» общения - переписка через Интернет. При общепризнанной загруженности учащихся компьютер занимает одно из ведущих мест в формах проведения досуга. Кажущаяся в данном случае глобализация ведет к упрощению развития ребенка, утилизации его сознания, невосприятию культурного фона, низкому уровню общекультурной подготовки, падению грамотности. В то время, как культура, по определению Д. С. Лихачева, - «.огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих огромное пространство, из просто населения - народом, нацией» [цит. по: 6], процессы глобализации, нивелирование межпространственных рубежей выступают как возможность унифицирования людей; стирание этнической самоиден-ти-фикации способствует размыванию таких характеристик, как национальность, дела-

ет невозможным причислять себя к той или иной культуре, народу. Копирование европейской системы ценностей и ее полное восприятие ведет к незнанию и разрушению собственных традиций. В XIX веке К. Д. Ушинский отмечал, что «характер и направленность общественного воспитания является продуктом длительного развития нации, который нельзя заимствовать у других народов» [11]. В. Розанов, развивая свои идеи, говорил о том, что «вне традиций своего народа, вне смысла своей религии, вне целого движения двухтысячелетней истории гражданин, отовсюду изгнанный, образовал идею нового гражданина, фикцию, которая могла бы заключать его общественный договор» [цит. по: 3]. В данном случае мы можем говорить об идее интернационализации и глобализации. Согласно системе нравственного воспитания, предложенной К. Д. Ушинским, «. воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания главное место в соответствии с основой всей педагогической системы - народностью. Любовь к Родине - наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним», «мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [цит. по: 4].

Игнорирование духовных оснований национальной культуры, отсутствие патриотизма, слепое следование идеалам европейской цивилизации неизбежно ведет к утрате российским обществом способности сохранять свои жизненно важные параметры. Переориентация воспитательной деятельности на идеалы индивидуализма и самодостаточности России принесло не укрепление, а снижение ценности трудовой деятельности, патриотизма, нравственности, духовности, справедливости.

Какое будущее ожидает Россию? Здесь можно процитировать Аллена Даллеса, одного из идеологов «холодной войны», который четко выразил цели и задачи США в то время: «Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Мы будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением. Мы будем драться за людей с детских лет. Главную ставку будем делать на молодежь. Станем разлагать, развращать, растлевать их. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов» [цит. по: 2].

Цель таких действий в идеологическом аспекте ясно выразил Г. Киссинджер: «.Новая история. не что иное как завершающий этап холодной войны, цель которого расчленение России. С побежденными церемониться не стоит» [цит. по: 2]. Известный геополитик З. Бжезинский декларирует, что «новый мировой порядок, гегемония США создаются против России, за счет России и на обломках России» [цит. по: 2].

Россия - великое государство, богатое не только культурой, но и недрами, территорией. Сильная, могучая Россия на Западе не нужна. Мощная преграда для любых притязаний - это ее народ. От качеств народа, нации зависит судьба страны, ее суверенитета.

Примечания

1. Ведение в обществознание: учеб. пособие для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2008. - 270 с.

2. Ильинский И. М. Вызовы XXI века // Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на

рубеже веков: материалы международных конференций, Москва 18-19 ноября 2000 г. - М.: Социум, 2001. - С. 16-26.

3. Розанов В. В. История школы // История российского образования. - Режим доступа: www.vestnik.edu.ru/rosanov05.html

4. Константинов Н. А., Медынский Е. И., Шабаева М. Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.

5. Осипов А. И. Нравственность и духовность. Фрагмент лекции. Искажения христианства. -Режим доступа: /http://azbyka.ru.

6. Пивоваров Б. Актуальность духовно-нравственного воспитания в школе: доклад // Выступле-

ние на пленарном заседании съезда работников образования Новосибирской области, Новосибирск, август 2009 г. - Режим доступа: /httpZwww.orhedu.ra

7. Парошина Р. А. Духовно-нравственное становление современного молодого человека. -Режим доступа: /http://oozv.narod.ru/nauka/paroshina_ped_problema.

8. Розанов В. В. Сумерки просвещения. - М.: Педагогика, 1990. - 624 с.

9. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. - М., 1998.

10. Руденко В. А. Образование и духовность в современном российском обществе: факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. -Режим доступа: /http://delist.ru/article/1504 2007_rudenkova /page2.html.

11. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - Т. 1. - 416 с.

Е. А. Ильченко

ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Автор статьи описывает свой методический опыт преподавания курса «Православная культура».

Ключевые слова: курс «Православная культура», организация и методика преподавания.

Е. А. Ilchenko

EFFECT OF ORTHODOX CULTURES ON THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS

The author describes his methodological experience of teaching the course "Orthodox culture". Keywords: course "Orthodox Culture", organization and methods of teaching.

Моя православная мудрая Родина, К истокам твоим устремлюсь...

С 1999 года во многих регионах России, в том числе и в Кемеровской области, широкое распространение получило преподавание факультативного курса «Основы православной культуры», «Основы православия», «Традиции русской православной семьи», «Православная этика».

148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.