2. Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]: основные показатели российской федерации. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/6/ (дата обращения: 25.04.2017).
3. Сайфутдинова Г.Б. Реализация брачно-семейных установок в среде татарской молодежи // Вестник КГЭУ, 2014. № 3 (23). С. 59-65.
4. Шпаковская Л.Л.Политика институциализации и практики приватизации семейной жизни: партнерство и брак в России // Журнал исследований социальной политики, 2012. Т. 10. № 3. С. 309-322.
5. Основные демографические показатели Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/6/ (дата обращения: 21.03. 2017).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-рг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html/ (дата обращения: 03.04.2017).
СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Герич А.А.
Герич Андрей Анатольевич - аспирант, кафедра истории и педагогики, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань
Аннотация: в статье анализируется семейная политика, с которой связывают решение демографической проблемы в России, на примере Татарстана. Ключевые слова: семья, рождаемость, народонаселение.
УДК 364
В современной России идут процессы, связанные с модернизацией семьи, а также социальная политика государства, с которой эксперты связывают решение демографической проблемы. В общем процессе модернизации, происходящей в стране, особое место занимает семейная социализация. Сегодня Россия переживает сложный исторический период, российская семья изменяется по форме - происходит деинституциализация брака; и по содержанию - стандартизированные модели семьи заменяются плюралистическими моделям. Деинституциализация брака проявляется в многообразии форм семейных союзов, основа которых - юридически не зарегистрированные отношения между супругами. По данным Росстата, из 3,61 млн браков, зарегистрированных в 2012 - 2015 годах, 80% заключены мужчинами и женщинами в возрасте до 35 лет, с другой стороны среди молодых семейных пар, где родители в возрасте до 35 лет, 17% - это брачные пары без детей, 50% - брачные пары с детьми, 30% - одинокие матери с детьми и 3% - одинокие отцы с детьми [1, с. 47-48]. На общероссийском уровне в 2010 году из 24, 9% рождений, происходящих вне зарегистрированного брака, только 11,1% (менее половины) были оформлены в органах ЗАГС по совместному заявлению родителей [2, с. 33-64]. Исследователи объясняют сложившуюся ситуацию наличием жилищных проблем; вопросами, связанными с пропиской; возможностью получения детского пособия в качестве матери-одиночки и нежеланием супругов вступать в имущественные отношения [3, с. 152-154]. Отмеченные тенденции сопровождаются противоречием между процессами деинституциализации семейных отношений и социальной политикой государства, направленной на институциализацию семьи. Государство
упрощает модель семьи, где есть родители (отец и мать) и их дети, а с точки зрения эволюции семьи происходят изменения форм семьи, сопровождающиеся падением рождаемости, эмансипацией и феминизацией личности. В то же время социальная политика имеет определенный успех в рамках монетарных мер, из которых наиболее популярной считается выдача сертификатов на рождение второго и последующих детей. В 2013 году по сравнению с 2006 годом более чем на 28 процентов увеличилось число родившихся и составило 1895,8 тыс. детей. Повысилась доля вторых и последующих рождений в общем количестве рождений, суммарный коэффициент рождаемости в 2013 году достиг 1,707, уже более 5 млн семей получили государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в России [4]. Однако демографы отмечают, что эти меры в действительности стимулируют лишь конъюнктурную реакцию, при этом суммарные показатели рождаемости в реальных поколениях практически не изменяются. В реальности эффективность демографической поддержки населения в целом не особо заметна на фоне увеличения расходов на содержание ребенка, ухудшения социально - экономических условий жизни населения и других факторов. В общей численности крайне бедных домохозяйств (с располагаемыми ресурсами в два и более раза ниже величины прожиточного минимума) семьи с детьми в возрасте до 16 лет в 2013 году составили 67,3% (в 2012 году - 66,6%; в 2011 году - 67,5%) [3, с. 152-154]. По данным Росстата, из 3,61 млн браков, зарегистрированных в 2012 - 2015 годах, 80% заключены мужчинами и женщинами в возрасте до 35 лет. И как минимум треть новобрачных начинают семейную жизнь с кредита, наибольшая доля заемщиков (62,2%) - те, кому нет 40 лет (заемщики до 30 лет - 23,1%). По информации национального бюро кредитных история (НБКИ), получающего статистику от 3,7 тыс. кредитных учреждений в России, на 1 мая 2016 года займы в банках имели 6,88 млн россиян в возрасте до 30 лет (19,5% от всех заемщиков в стране - 35,2 млн человек) [5]. По этим данным можно судить и о социальных установках молодого поколения.
На трудоспособное население постоянно растет демографическая нагрузка. Федеральная служба государственной статистики России относит к «молодежи» население в возрасте от 15 до 29 лет. Молодежь - это малочисленные поколения, которые сегодня начинают трудовую деятельность, будут обременены высокими трансфертными обязательствами, прежде всего, в отношении пожилого населения. Неизбежное повышение налоговых отчислений, и соответственно относительное сокращение индивидуальных и семейных затрат на текущее потребление будут выступать для молодежи серьезным ограничением для демографического поведения и выбора жизненных стратегий в целом [6]. Несмотря на отрицательные моменты современного родительства и семейного образа жизни, семья остается наиболее действенным социальным институтом в процессе воспроизводства населения. По данным Росстата для 70 процентов россиян семья и регистрация брака входят в пятерку наиболее важных для них жизненных целей [7]. Среди молодежи этот процент еще выше [8, с. 59-65].
Таким образом, многие проблемы семьи, могут быть решены и экономическими и моральными рычагами воздействия, необходимо создавать благоприятные условия для реализации родительства принимая семью, как динамичную составляющую меняющегося социума.
Список литературы
1. Социально-демографический портрет семьи. По итогам всероссийской переписи населения 2010 года. С. 47.
2. Бирюкова С., Тындик А. Регистрация брака и рождение ребенка в биографии россиян: анализ данных текущей статистики // Демографическое обозрение. Т. 1. № 3., 2014. С. 33-64.
3. Сайфутдинова Г.Б. Семья, брак и родительство в республике Татарстан // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2016. № 6-2 (68). С. 152-154.
4. Шпаковская Л.Л.Политика институциализации и практики приватизации семейной жизни: партнерство и брак в России // Журнал исследований социальной политики, 2012. Т. 10. № 3. С. 309-322.
5. Основные демографические показатели Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.rU/ministry/programms/6/ (дата обращения: 21.03. 2017).
6. Супружеский долг и ипотека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://forum.ners.ru/viewtopic.php?t=46758/ (дата обращения: 21.03. 2017).
7. Российская молодежь в брачно-семейном интерьере. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://forum.ners.ru/viewtopic.php?t=46758/ (дата обращения: 21.03.2017).
8. Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. Основные показатели Российской Федерации. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/6/ (дата обращения: 25.04.2017).
9. Сайфутдинова Г.Б. Реализация брачно-семейных установок в среде татарской молодежи // Вестник КГЭУ, 2014. № 3 (23). С. 59-65.