Научная статья на тему 'Семейная система как средовой фактор формирования личностной беспомощности: теоретическое обоснование'

Семейная система как средовой фактор формирования личностной беспомощности: теоретическое обоснование Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
697
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА / СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Циринг Д. А., Овчинников М. В., Эвнина К. Ю., Евстафеева Е. А.

В статье приведено обоснование семейной системы как средового фактора формирования личностной беспомощности с позиций системного подхода. Описаны механизмы функционирования семейной системы, приводящие к возникновению личностной беспомощности детей. Приведены конкретные нарушения семейных взаимоотношений, детерминирующих личностную беспомощность. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитар-ного научного фонда на 2014-2015 гг. (ГК № 14-06-00577 а).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Циринг Д. А., Овчинников М. В., Эвнина К. Ю., Евстафеева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейная система как средовой фактор формирования личностной беспомощности: теоретическое обоснование»

УДК 159.99

© Циринг Д.А., Овчинников М.В., Эвнина К.Ю., Евстафеева Е.А., 2014 СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДОВОЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Аннотация. В статье приведено обоснование семейной системы как средового фактора формирования личностной беспомощности с позиций системного подхода. Описаны механизмы функционирования семейной системы, приводящие к возникновению личностной беспомощности детей. Приведены конкретные нарушения семейных взаимоотношений, детерминирующих личностную беспомощность. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда на 20142015 гг. (ГК № 14-06-00577 а).

Ключевые слова: личностная беспомощность, семья, семейная система, средовые факторы.

© Tsiring D.A., Ovchinnikov M V Evnina K.Ju., Evstafeeva B.A.,

2014

FAMILY SYSTEM AS THE ENVIRONMENTAL FACTOR OF FORMATION OF PERSONAL HELPLESSNESS: A THEORETICAL JUSTIFICATION

Abstract. In this article describes the case of the family system as the environmental factors of formation of personal helplessness system approach. The mechanisms of the functioning of the family system, which lead to the emergence of personal helplessness children. The concrete violations of family relationships that determine personal helplessness. This research was sponsored by Russian Humanitarian Science Foundation for 2014-2015. (rK № 14-06-00577 a).

Key words: personal helplessness, family, family system, environmental factors.

Природа беспомощности - центральная, но в тоже время нерешенная до настоящего времени проблема. Под личностной беспомощностью понимается системная характеристика субъекта, сопряженная с успешностью его жизнедеятельности, ограничивающая его активность, способность эффективно взаимодействовать с окружающей реальностью. Понимание природы феномена беспомощности, определение факторов, детерминирующих его становление, позволит оказать помощь в профилактике личностной беспомощности с повышенным риском ее формирования. Поэтому важно изучить средовые факторы формирования личностной беспомощности, в частности семью.

Семья, как известно, является системой. Этот подход к семье разрабатывался Мюрреем Боуэном ещё с 50-х годов ХХ века и вылился в теорию семейных систем, являющуюся одной из базовых в современной системной семейной психотерапии, которая в настоящий момент признана одним из наиболее эффективных направлений [1]. Помимо М. Боуэна, представителями системного направления в изучении семьи являются М. Сельвини-Палаццоли, Л. Босколо, Дж.-Ф. Чеккин, Дж. Прата, Д. Хейли, К. Маданес, С. Минухин, Х. Вайнер, А. Куклин, Дж.-Г. Барнс, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга. Системный подход к изучению семьи восходит к исследованиям паттернов коммуникации Грегори Бейтсона, Джея Хейли, Пола Вацлавика, Харли Шендса [2]. Для выявления роли семьи в формировании личностной беспомощности важно рассмотреть эту проблему в рамках системного подхода.

Согласно системному подходу, личность и межличностные отношения в семье являются взаимно детерминированными, то есть стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи - с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл [3]. В соответствии с представлениями Л.С. Выготского и его последователей, интрапсихологические процессы, то есть внутренние процессы человеческой психики, складываются на основе интерпсихологических, то

есть межличностных, социальных процессов, в качестве которых выступают взаимоотношения в семье. Индивидуальные особенности человека, каким бы непохожим, самобытным он ни казался, в своей основе имеют системное происхождение, они являются порождением системы. «Индивидуальность личности, какой бы самобытной, неповторимой и непредсказуемой она ни была, порождается присущим системе образом жизни» (А.Г. Асмолов) [4]. Как отмечает А.В. Черников, пациента легче понять, «рассматривая его не только через призму интрапсихических проблем (тревожность, внутренние дилеммы, психосоматика и т. д.), но и с точки зрения целого, то есть в контексте социальных связей, составной частью которых он является. Поведение отдельного пациента, на первый взгляд представляющееся отклонением от нормы, необычным или странным, при индивидуальном подходе может стать естественным или, по крайней мере, понятным, если рассматривать его как ответ на взаимоотношения, которые имеют место в некоей центральной для него системе, частью которой он является (например, в семье)» [5]. Для ребёнка системой, порождающей совокупность личностных особенностей, представляющих собой личностную беспомощность либо самостоятельность (равно как и все промежуточные варианты), является в первую очередь семья. Семья, являясь системой, первична по отношению к ребёнку как входящему в неё элементу. Семейные отношения, а точнее детско-родительские отношения для ребёнка выступают в роли наиболее важных, значимых, чем объясняется их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций и психических нарушений [6].

Основой системного подхода, в том числе и к изучению семьи, является общая теория систем, сформулированная Людвигом фон Берталанфи. Организ-мический взгляд на мир, предполагающий рассмотрение систем, происходит из биологии. Он характеризуется такими принципами, как холизм (целое есть больше, чем сумма частей, оно не сводится к простой их совокупности) и признание взаимовлияния и взаимопричинности всех частей и процессов в системе.

Таким образом, семья рассматривается как целостный организм. Семья представляет собой нечто большее, чем сумма её членов. Она включает в себя и их взаимодействие, определяемое структурой, правилами, стереотипными способами реагирования друг на друга и внешний мир. По М. Боуэну, семья есть система эмоциональных отношений. Человек принадлежит к миру живой природы, и его поведением, также как и реакциями других живых организмов, управляет эмоциональная система, которая является врождённой, инстинктивной, бессознательной, автоматически направляющей активность человека [7]. По М. Боуэну, семья является естественной системой, в которой эмоциональные связи между супругами, детьми, а также между родителями и детьми являются детерминирующими. По определению А.Я. Варга, являющейся, в свою очередь, представителем системного направления, семья - это социальная система, то есть комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом, самоорганизующаяся (то есть происходящее в ней целесообразно) и существующая в постоянном взаимообмене с окружающей средой [2]. Каждая отдельная часть системы может быть понята только в контексте целого, и беспомощность, рассматриваемая в рамках такого подхода как часть системы, как симптом, порождаемый всей системой взаимодействий и взаимовлияний, следует изучать не просто как индивидуальную характеристику, но как симптом, необходимый системе, выполняющий для неё определённую функцию. Системный подход к изучению семьи исходит из того, что любой симптом в системе условно выгоден. Люди, являющиеся частью семьи, ведут себя определённым образом под влиянием правил функционирования конкретной семейной системы.

При изучении роли семьи в формировании личностной беспомощности особое значение приобретает понятие дифференциации Я, являющееся одним из ключевых в теории семейных систем Мюррея Боуэна. Семейное благополучие или неблагополучие непосредственно зависит от уровня дифференциации

личности и межличностных отношений в семье. Недифференцированность на индивидуальном уровне характеризуется эмоциональной незрелостью, низкой стрессоустойчивостью, зависимостью от массового сознания и мнения окружающих, догматизмом, неадекватной самооценкой. Низкая дифференцирован-ность как семейная характеристика проявляется в сверхблизости или отчуждённости между членами семьи, зависимости эмоционального состояния каждого члена семьи от одного и того же фактора семейной атмосферы. Недиффе-ренцированность связана с ригидностью семьи как системы, недостаточной способностью адекватно реагировать на перемены, в том числе переходить с одного этапа жизненного цикла семьи к другому [1]. Важно учитывать, что системе, в частности, семейной системе, свойственны гомеостатические процессы, направленные на поддержание определённого её состояния. Семья, как живой организм, вырабатывает свой способ существования, свои особенности взаимодействия и одновременно в семье существуют механизмы, сохраняющие именно этот способ существования, эти особенности. Как все живые организмы семья функционирует под воздействием закона гомеостаза и закона развития [1, 7]. Согласно закону гомеостаза семья стремиться к сохранению существующего состояния, и согласно закону развития семья стремится пройти свой жизненный цикл, переходя от одной стадии к другой. Беспомощность связана с недостаточной адаптивностью в социуме и свидетельствует о том, что семья, демонстрирующая её, является в большей или меньшей степени дисфункциональной, а в дисфункциональных семьях действие закона гомеостаза сильнее, чем действие закона развития. И если семья характеризуется недифференцированностью, она стремится к сохранению этой особенности.

Согласно М. Боуэну, в своих взаимоотношениях в семье люди воспроизводят способы эмоционального взаимодействия, присущие предшествующим поколениям собственной семьи, и эти паттерны будут воспроизводиться последующими поколениями [7]. Неслучайно отмечается, что самостоятельные дети

вырастают преимущественно в семьях самостоятельных родителей [8], то есть в семьях с высокой степенью дифференциации родителей дети также имеют высокий уровень дифференциации. Вступая в брак, люди склонны выбирать партнёров со схожим уровнем дифференциации, который, в свою очередь, был характерен для родительских семей. Супруги, имеющие низкий уровень дифференциации, отличаются сильной потребностью в слиянии, они находятся в эмоциональной зависимости друг от друга, что сопровождается тревогой. Для того, чтобы с этой тревогой справиться, пара включает в свои отношения третий объект, в качестве которого может выступать как человек, так и некое занятие (например, работа, употребление алкоголя), и с его помощью снижают напряжение, увеличивая эмоциональную дистанцию. Такая триангуляция позволяет сохранить равновесие в эмоциональной системе семьи. Типичным треугольником являются отношения между матерью, отцом и ребёнком. Личностная беспомощность является ярким проявлением низкой степени дифференцированно-сти, она связана с недостаточностью у ребёнка собственных внутренних ресурсов для разрешения проблем различного уровня, зависимостью от окружающих, а для родителей она даёт возможность проявлять чрезмерную заботу, подкрепляет убеждение родителей в том, что их помощь необходима ребёнку даже там, где другие дети проявляют самостоятельность, укрепляя таким образом симбиоз ребёнка с родителем. Тревога родителей, связанная с низким уровнем дифференциации, выражается в родительской опеке, внимании, заботе, приобретающих чрезмерный характер и не соответствующих потребностям ребёнка. В такой ситуации ребёнок лишён возможности проявлять самостоятельность, ответственность, обрести автономию. В другом варианте беспомощность ребёнка, его «неспособность» справиться с какой-либо ситуацией служит для родителей оправданием собственной жестокости, агрессивного поведения. Логично предположить, что именно семьи, отличающиеся низкой дифференциро-ванностью, где высока степень зависимости членов семьи друг от друга, поощ-

ряют недифференцированность у детей, не позволяют им обрести независимость, формируя определённым стилем отношений, стилем воспитания беспомощность как устойчивую характеристику личности. Стиль воспитания, по определению А. Л. Венгера, это стиль взаимоотношений с ребёнком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребёнком, характером руководства поведением ребёнка со стороны взрослых, количеством запретов [9]. Дети с личностной беспомощностью, таким образом, в определённом смысле обеспечивают сохранность семьи, укрепляя взаимозависимость её членов. Очевидно, детерминирующими личностную беспомощность стилями воспитания (по классификации Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса) являются гиперпротекция, потворствование, чрезмерность требований, запретов и чрезмерность санкций, а также неустойчивость стилей воспитания.

Данные теоретические предпосылки о роли семейной системы, а в частности, ее нарушений в формировании личностной беспомощности у детей задают перспективы к верификации гипотетических предположений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекц. курс. СПб.: Речь, 2001. 144 с.

2. Сельвини П.М., Босколо Л., Чеккин Дж., Прата Дж. Парадокс и контрпарадокс: новая модель терапии семьи, вовлечённой в шизофреническое взаимодействие; пер. с итал. М.: Когито-Центр, 2002. 204 с.

3. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи: 2-е изд., расшир. и доп. СПб.: Питер, 2000. 656 с.

4. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.

5. Черников А.В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики: изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независ. фирма «Класс», 2001. 208 с.

6. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства: 2-е изд. М.: Медицина. 1987. 304 с.

7. Слепкова В.И. Психология семьи. Минск: Харвест, 2006. 496 с.

8. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М.; Нальчик: Эль-Фа, 1996. 125 с.

9. Психология развития: словарь / под ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон: энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕРСЭ, 2006. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.