УДК 159.9
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ РАЗЛИЧНОГО ТИПА
© 2017
Пономарева Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологи
Сизова Яна Николаевна, аспирант Челябинский государственный университет (454001, Россия, Челябинск, улица Братьев Кашириных, 129, e-mail: [email protected])
Аннотация. Семья выступает средовым фактором становления личности подростка. Семейное воспитание оказывает влияние на формирование характеристики субъекта, определяющей последующую его жизнедеятельность, - личностной беспомощности. В концепции личностной беспомощности выделены типы семейного воспитания, при которых с большей вероятностью формируется личностная беспомощность: доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение и противоречивый стиль воспитания. Личностная беспомощность выполняет три функции (манипулятивная, защитная и адаптивная), одна из которых имеет доминирующее значение в жизни индивида. Ведущая функция определяет тип личностной беспомощности. Каждый тип личностной беспомощности имеет различные социально-психологические проявления, обусловливает особенности восприятия поступающей информации, особенности функционирования в обществе - деятельности и взаимодействия с людьми. В статье представлен теоретический анализ социально-психологических особенностей подростков с различными типами личностной беспомощности. В частности, описаны проявления личностной беспомощности во взаимоотношениях субъекта с окружающими, в самоотношении, в поведении и деятельности. Теоретические выводы являются предпосылками эмпирического исследования особенностей жизнедеятельности субъектов с различными типами личностной беспомощности. Изучение особенностей конкретных типов личностной беспомощности даёт возможность построения адекватных каждому типу методов диагностики, профилактики и психологической коррекции.
Ключевые слова: стили семейного воспитания, нарушение семейных взаимоотношений, личностная беспомощность, манипулятивная личностная беспомощность, адаптивная личностная беспомощность, защитная личностная беспомощность, подростковый возраст.
SOCIO-PSYCHOLOGICAL MANIFESTATIONS OF PERSONAL HELPLESSNESS
OF VARIOUS TYPES
© 2017
Ponomareva Irina Vladimirovna, candidate of psychological sciences, associate Professor of psychologists
Sizova Yana Nikolaevna, postgraduate student Chelyabinsk State University (454001, Russia, Chelyabinsk, street Brat'ev Kashirinyh, 129, e-mail: [email protected])
Abstract. The family acts as a environmental factor of personality of a teenager. Family parenting has an impact on the formation characteristics of the subject, determining the subsequent life - personal helplessness. In the concept of personal helplessness of selected types of family parenting, which are more likely formed personal helplessness: the dominant hy-perprotection, increased moral responsibility, abuse and inconsistent parenting style. Personal helplessness performs three functions (manipulative, protective and adaptive), one of which has a dominant importance in the life of the individual. The leading function identifies the type of personal helplessness. Each type of personal helplessness has various socio-psychological effects, causes features of perception of incoming information, features of functioning in society activities and interaction with people. The paper presents a theoretical analysis of the socio-psychological peculiarities of adolescents with different types of personal helplessness. In particular, it describes the manifestations of personal helplessness of the subject in relations with others, self-attitudes, behaviour and activities. The theoretical conclusions are preconditions of empirical research of features of activity of subjects with different types of personal helplessness. The study of the characteristics of specific types of personal helplessness gives the possibility of building an adequate to each type of methods of diagnostics, prophylaxis and psychological correction.
Keywords: styles of the family parenting, family relationship destructions, personal helplessness, manipulative personal helplessness, adaptive personal helplessness, protective personal helplessness, adolescence.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Детско-родительские отношения, в частности, семейные взаимоотношения, оказывают влияние на формирование личностной беспомощности как характеристики субъекта, определяющей последующую его жизнедеятельность. Психическими образованиями, выступающими в качестве результата влияния стиля семейного воспитания, являются типы личностной беспомощности: адаптивный, защитный, манипулятивный. Реализуя определённую психологическую функцию, направленную на достижение адаптивного результата для субъекта в его жизнедеятельности, личностная беспомощность (будь то адаптивная, защитная или манипулятивная) задаёт особенности субъектности личности в целом. Так, у субъекта с личностной беспомощностью конкретного типа в ходе развития формируются качественно новые характеристики, позволяющие конструировать мир адекватно имеющимся у такой личности ресурсам. Научная проблема, которой посвящено данное исследование, заключается в подробном изучении социально-психологических проявлений личностной беспомощно-
сти определенного типа, что позволит описать поведенческий репертуар личности подростка, содержательно расширить типологию личностной беспомощности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Личностная беспомощность в рамках субъектно-деятельностного подхода определяется как «качество субъекта, представляющее собой единство определённых личностных особенностей, возникающих в результате взаимодействия внутренних условий с внешними, определяющее низкий уровень субъектности, то есть низкую способность человека преобразовывать действительность, управлять событиями собственной жизни, ставить и достигать целей, преодолевая различного рода трудности» [1]. Формирование личностной беспомощности обусловлено рядом факторов, основными среди которых являются средовые. Основным средовым фактором формирования личностной беспомощности являются особенности взаимодействия в семье, а именно нарушения в системе семейных взаимоотношений [2]. Многими исследо-
вателями семья рассматривается как причина различных психологических проблем личности (Л. Босколо, А. Я. Варга, С. В. Воликова, А. В. Колодина, С. Минухин, Дж. Прата, Т. Я. Сафонова, М. Сельвини-Палаццоли, Дж.-Ф. Чеккин, Д. Хейли, Е. И. Цымбал и др.). Индивид, находясь в неблагополучной для развития среде, вырабатывает свою линию поведения, приспосабливаясь к данным условиям.
Автором концепции личностной беспомощности Д. А. Циринг было теоретически обосновано и эмпирически подтверждено, что личностная беспомощность формируется при следующих типах дисгармоничных семейных взаимоотношений: гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение, противоречивое воспитание. Каждый из перечисленных стилей воспитания предполагает разного рода родительские воздействия, которые формируют неблагоприятную среду для развития самостоятельности у детей. Личностная беспомощность, как определённого рода полезный адаптивный результат, позволяет личности сохранить свою целостность и обрести равновесие (И. В. Пономарева, Д. А. Циринг). В зависимости от характера родительских воздействий, образ «приспособительного результата» у ребёнка будет отличаться, и личностная беспомощность будет выполнять различные функции [3].
Исследование, направленное на подтверждение функциональной значимости личностной беспомощности и выделение её различных типов, было проведено И. В. Пономаревой. Автор устанавливает связь между конкретными нарушениями стиля семейного воспитания, функциями и типами личностной беспомощности
[4]. Автором были выделены манипулятивная, защитная и адаптивная функции личностной беспомощности, детерминированные определённым типом нарушений семейных взаимоотношений. Так, манипулятивная функция личностной беспомощности складывается при доминирующей гиперпротекции, адаптивная функция личностной беспомощности - при жестоком обращении и повышенной моральной ответственности, защитная функция - при противоречивом типе негармоничного семейного воспитания.
С целью понимания разнообразия характеристик среди индивидов с личностной беспомощностью, описания способов их жизнедеятельности была разработана типология, которая включает с себя манипулятивную, защитную и адаптивную личностную беспомощность. Тип определяется доминирующей психологической функцией личностной беспомощности, которую последняя выполняет для субъекта. Субъект с личностной беспомощностью конкретного типа под воздействием определённых нарушений стиля семейного воспитания приобретает качественно новые характеристики, позволяющие конструировать мир адекватно имеющимся у такой личности ресурсам.
Личностная беспомощность проявляется в поведении субъекта пассивностью, во взаимоотношениях с окружающими - трудностями и неудовлетворённостью от этих отношений, в деятельности - снижением её успешности
[5]. Однако, детального рассмотрения социально-психологических проявлений личностной беспомощности различного типа ранее не проводилось.
Формирование целей статьи (постановка задания). В связи с тем, что каждый тип личностной беспомощности опосредуется различными условиями, нам представляется важным теоретически изучить и обосновать наличие социально-психологических особенностей у субъектов с личностной беспомощностью различного типа, проявляющихся во взаимоотношениях с окружающими, в самоотношении, деятельности и поведении.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В концепции личностной беспомощности демонстрируется, что феномен личностной беспомощности,
является системной характеристикой субъекта, выступает фактором, определяющим центральную качественную характеристику субъекта как системы - уровень субъектности. Личностная беспомощность, определяя низкий уровень субъектности, в то же время представляет собой подсистему, отличающуюся структурной организацией компонентов (волевой, когнитивный, моти-вационный, эмоциональный), особенностями их взаимодействия. Полнота исследования феномена личностной беспомощности достигается, если рассматривать его как функциональную систему, имеющую свою структуру, компоненты которой формируются в индивидуальной жизни под воздействием средовых факторов, продуцирующую полезные приспособительные результаты.
Личностная беспомощность, сформировавшаяся в процессе реализации различных нарушений семейных взаимоотношений, сохраняя свою психологическую природу, выполняет различные по своему содержанию функции, направленные на полезный результат. Различие психологических функций личностной беспомощности состоит в специфических особенностях личности субъекта. Эти личностные особенности интегрируются с личностной беспомощностью как системной характеристикой субъекта и задают такую линию поведения, которая бы обеспечивала субъекту нормальную жизнедеятельность. Функции личностной беспомощности, детерминированные определённым типом нарушений семейных взаимоотношений, были названы манипу-лятивная, защитная и адаптивная [6]. Принципиальным является то, что сформировавшаяся личностная беспомощность может реализовывать все три перечисленные функции, но в соответствии с конкретным типом нарушением взаимоотношений в семье, одна из функций является доминирующей. Та или иная доминирующая функция личностной беспомощности послужила критерием для дифференциации типов личностной беспомощности. Так, с целью понимания разнообразия характеристик среди индивидов с личностной беспомощностью в исследовании И. В. Пономаревой (И. В. Пономарева, 2013) выделяются типы личностной беспомощности, определяемые доминирующей функцией: адаптивный, защитный, манипулятивный [6]. Сравнительное изучение типов личностной беспомощности позволит более детально исследовать проявления рассматриваемого феномена как характеристики субъекта в его поведении, деятельности, во взаимоотношениях с окружающими и с самим собой.
В исследовании автора концепции личностной беспомощности Д. А. Циринг (Циринг Д. А., 2010) рассматриваются социально-психологические проявления личностной беспомощности в сфере межличностных отношений. Согласно полученным результатам, субъект с личностной беспомощностью характеризуется сдержанностью в межличностных контактах, проявляет большую зависимость от группы, отличается сниженной привлекательностью общения для себя и меньшими способностями для реализации потребности в общении [7]. «Всё это оказывается социально-психологическими проявлениями личностной беспомощности, с одной стороны, и закрепляет наличие симптомокомплекса личностной беспомощности, с другой» [7, с. 142].
На основе проведённого исследования социально-психологических проявлений личностной беспомощности (Циринг Д. А., 2010) и предложенной и эмпирически верифицированной типологии личностной беспомощности (Пономарева И. В., 2013) нами были выделены и теоретически обоснованы социально-психологические проявления личностной беспомощности различного типа во взаимоотношениях с окружающими и к самому себе, в деятельности, в поведении (таблица 1).
Взаимоотношения с людьми являются определяющим фактором и важнейшей движущей силой развития личности. Полноценное развитие способностей и навыков ребёнка происходит в условиях его непосредствен-
ного взаимодействия с окружающими. Характером взаимоотношений человека с социумом в значительной мере определяются и результаты той деятельности, которой он занимается.
Таблица 1 - Социально-психологические проявления личностной беспомощности различного типа
Защитный тип Адаптивный тип Манипулятивный тип
взаимо отношений с окружающими недоверие, осторожное настро ений. значима регуляция эмоционального состояния, а не во сстаиоБление нарушенных отношений с о^ужениеы конформность, замкнутость, равнодушие Холодность, отсутствие змпатии, эмоциональная отчужденность, категорично стьв оценке окружающих, недоверие, ориентир ованность на себянлнна задачи,ноне на партнера, отрицательная самооценка нравственных качеств, игнорирование внутр еннего мир а собеседника
Особенности Ощущение собственной неполноценности, сдерживание чувства неуверенности в се-б е и страха неудачи Низкое самоуважение, низкое самопринятие, внутренняя конфликтность и Преувеличение своих недостатков, высокий уровень аутоагрессии
Деятельность Избегание ситуаций принятая решений. уб ежденно сть в неподконтрольности событий, неумение доводить начатое дело до конца Пршягте контролировать события, снижение мотивации, уменьшение попыток вмешательства в ситуацию Неверие в собственные контролировать жизненные ситуации, нежелание прилагать усилия для достижения целей, но осуществление их за счёт других , преобладание конкретных ценностей
Поведение Па с снвно сть, у стр а нение психологического дискомфорта от внешних тр ебований с помощью ухода отреальности, низкий контроль эмоций и поведения, инфангилизация повеления Пассивность, поведение направлено не на приспособление к окружающему, приспособление к ситуации Неверие в свои возможности контролировать соб ственную жизнь, неудовлетворенность над ситуацией
Субъект с личностной беспомощностью испытывает сложности при построении отношений с окружающими людьми. Но сложности, с которыми сталкивается человек, отличаются в зависимости от типа личностной беспомощности. Так, при защитной личностной беспомощности подросток испытывает недоверие к обществу, он не знает, какой реакции стоит ожидать от окружения, что порождает страх проявления самостоятельности и инициативы при выстраивании отношений. Демонстрация слабости Я, беспомощности обеспечивают человеку зависимое положение в обществе и снисходительное отношение среди окружающих. Психологическая защита, как система регуляторных механизмов, направленных на устранение или сведение к минимуму травмирующих личность переживаний, направлена на сохранение целостности личности, стабильности её самооценки, образа Я и образа мира. Прибегая к защитным механизмам как форме пассивного поведения, субъект лишает себя возможности активно воздействовать на ситуацию и устранить источник переживаний [8, 9].
Субъект с личностной беспомощностью адаптивного типа во взаимоотношениях склонен изменять свои установки, мнение или поведение под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. Для такого человека конформность выступает максимально удобным и простым способом, помогающим справиться с происходящим и избежать негативных последствий. Податливость и безоценочное принятие, в том числе жестокого отношения к себе обеспечивают условную психологическую безопасность подростка при взаимодействии с людьми [10, 11, 12, 13].
Межличностное общение является эффективным средством жизнеобеспечения для подростков с мани-пулятивной личностной беспомощностью. Внутренний мир собеседника игнорируется таким субъектом, главная цель построения взаимоотношений состоит в удовлетворении своих потребностей через других людей. Подросток посредством изменения своего поведения привлекает внимание окружающих и получает их поддержку. В отношениях с социумом такая личность характеризуется эмоциональной отчужденностью, отсутствием эмпатии, неспособностью выстраивать довери-
тельные отношения [14, 15].
Таким образом, субъект в зависимости от конкретного психологического типа личностной беспомощности использует свой механизм получения полезного результата во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Исследования, проводимые в настоящие время, доказывают, что отношение к себе является важным личностным качеством, определяющим многие сферы жизнедеятельности человека. Известно, что человек с личностной беспомощностью характеризуется низкой самооценкой. Р. Баумейстер показывает, что низкая самооценка характеризуется не ненавистью по отношению к себе, а отсутствием любви к себе, людей с низкой самооценкой отличает отсутствие позитивного самоописания, а не наличие негативного, по их мнению, они обладают меньшими ресурсами, положительными качествами, способностями [16]. В многочисленных исследованиях обнаружены корреляты низкой самооценки. Низкая самооценка взаимосвязана с тревожностью, депрессией, неуверенностью, зависимостью, трудностями в межличностных отношениях, отсутствием инициативы и настойчивости, неудовлетворенностью всеми аспектами своей жизни [16]. Исходя из диагностических показателей типов личностной беспомощности, мы обнаружили теоретические предпосылки, указывающие на особенности отношения к себе у субъекта с личностной беспомощностью различного типа.
Субъект, у которого диагностируется личностная беспомощность защитного типа, болезненно ощущает собственную неполноценность, заполняет внутреннюю пустоту, путем активного выключения из сознания неприемлемых мыслей, побуждений или чувств и сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи (Никишина Я.В., Пьянова Е.Н.).
Для субъекта с личностной беспомощностью характерна адаптация с сохранением ситуации, то есть в отличие от преобразования и фактического устранения проблемной ситуации, сама личность претерпевает глубокие изменения и использует уже приобретенные защитные механизмы или же создает новые [17]. Для подростка с личностной беспомощностью адаптивного типа адаптация в семье (в дальнейшем и вне семьи) сводится к субмиссивной позиции, что затрудняет развитие автономии [18]. Подростки чувствуют ответственность за реализацию ценностей, навязанных им родителями [18, с.73]. Это подтверждает, что адаптивный тип личностной беспомощности формируется при повышенной моральной ответственности. Самоотношение субъекта с личностной беспомощностью адаптивного типа выраженно негативное и характеризуется низким самоуважением, низким самопринятием, внутренней конфликтностью и самообвинением [18]. Самоотношение нестабильно, отсутствует индивидуальная система ценностей.
Самоотношение субъекта с личностной беспомощностью манипулятивного типа может характеризоваться преувеличением своих недостатков, возникающих затруднений, высоким уровнем аутоагрессиеи, которая и лежит в основе манипулятивных схем воздействия. Подобные проявления вызывают сочувствие, жалость и помощь со стороны адресатов манипулятивного воздействия [19]. На основе некоторых теоретических предпосылок можно сделать вывод о том, что самоотношение у субъектов с личностной беспомощностью различного типа имеет качественные отличия. Безусловно необходимо их эмпирическое обнаружение.
Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, то есть выполнять деятельность. «Деятельность - это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью» [20]. Интегральной оценкой эффективности результата деятельности является её успешность.
Успешность деятельности тесно связана с интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферами личности, она зависит также от индивидуальных психофизиологических качеств.
Личностная беспомощность, являясь комплексной характеристикой личности, сопровождается снижением успешности деятельности вследствие сочетания недостаточной настойчивости, целеустремлённости, пессимистическими ожиданиями в отношении будущего, недостаточной гибкостью мышления, мотивацией избегания неудач [21]. Важной характеристикой субъекта с защитной личностной беспомощностью является отказ от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации и проблем. Личностная беспомощность в данном случае обеспечивает субъекту приспособительный эффект за счёт восприятия событий как неподконтрольных ему. В следствие сочетания указанных выше особенностей подростку сложно довести начатое дело до конца, он не способен брать на себя ответственность и избегает ситуаций принятия решений [22].
Адаптивная личностная беспомощность обеспечивает уменьшение психологического напряжения, связанного с выполнением какой-либо деятельности, посредством снижения количества попыток активного вмешательства в ситуацию с целью изменить положение вещей к лучшему. Подросток убеждён, что он не способен контролировать события и управлять своей деятельностью. Для таких детей характерна неспособность проявить волю и самостоятельность в различных видах деятельности, безынициативность и низкая познавательная активность.
Склонность к манипулированию определяет особенности деятельности субъекта с личностной беспомощностью манипулятивного типа. Манипуляция, как вид психологического воздействия, используется субъектом для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определённых действий [23]. Подросток убеждён в неспособности формулировать значимые цели и не готов прилагать усилия для удовлетворения своих потребностей.
Таким образом, наличие трёх своеобразных типов личностной беспомощности, отличающихся по своему психологическому содержанию, определяет мотивы, характер выполнения деятельности и её успешность.
Говоря о поведении человека, следует подчеркнуть его общественный характер и социальную обусловленность. «На уровне общественно-детерминированной деятельности термин «поведение» обозначает действия человека по отношению к обществу и другим людям, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и выражаются позиция личности и ее моральные убеждения» [20]. В поведении субъекта личностная беспомощность проявляется пассивностью. Однако, существуют различия в поведении субъектов в зависимости от типа беспомощности.
Для подростка с защитным типом личностной беспомощности значим актуальный психологический комфорт, так как он не связывает ситуации «сейчас» с ситуациями в будущем [4]. В случае появления новых требований субъект, расценивая их как непосильные для него, с целью устранения психологического дискомфорта пытается уйти от реальной действительности. Уход от реальности делает тревогу менее угрожающей для субъекта с защитной личностной беспомощностью, а значит обеспечивает комфортные условия для его жизнедеятельности. Такой субъект, будучи неспособным проявлять активность и самостоятельность с целью со-владания с ситуацией, вынужден прибегать к защитным механизмам как форме пассивного поведения, которые позволяют нейтрализовать травмирующее действие сложных жизненных ситуаций [22].
Поведение субъекта с адаптивной личностной бес-
помощностью также, как и взаимоотношения с окружающими, направлено не на активное изменение своей личности, а на приспособление к конкретной ситуации, к социальному окружению. Выбор приёмов и форм поведения отличаются субъективностью. Подросток перестраивает своё поведение так, чтобы максимально эффективно приспособиться к окружающим его условиям, другими словами происходит вынужденная адаптация к внешним условиям посредством адаптивной функции личностной беспомощности. Полезный результат в виде адаптации к сложным условиям достигается путём проявления пассивности в поведении, безучастности и безразличия по отношению к внешним воздействиям и требованиям среды.
Достижение положительного результата для субъекта с манипулятивной личностной беспомощностью обеспечивается посредством реализации манипуля-тивной стратегии поведения, то есть привлечения в процесс достижения целей субъекта посторонних лиц. Манипулятивное поведение субъекта с личностной беспомощностью обусловлено его убеждённостью в неспособности самостоятельно удовлетворять свои потребности, отсутствием уверенности в возможности контролировать собственную жизнь. Подростку, демонстрирующему изменение привычного для социума поведения, удаётся избежать излишнего напряжения, и в то же время достичь определённых целей, в связи тем, что изменение в поведении трактуется окружающими как угрожающее его благополучию. В соответствии со своими намерениями и представлением о людях субъект более или менее отчетливо представляет, какого рода изменение в поведении потребуется в том или ином случае [23, 24]. Каждое такое «взаимодействие» предполагает некоторые изменения адресата, соответствующие интересам подростка с личностной беспомощностью. Манипулятивное поведение, присущее субъекту с личностной беспомощностью, предполагает не грубый нажим и авторитарное давление, а более изощрённые и менее заметные способы достижения личностных целей [6]. Впоследствии такое поведение индивида приводит к стремлению окружающих его людей проявлять опеку над ним, удовлетворять его потребности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, личностная беспомощность как системное качество субъекта определяет характер его взаимоотношений с окружающими, регулирует поведение, отношение к деятельности, действительности таким образом, что субъект остаётся в жёстких рамках данного ему бытия, он сталкивается с неподконтрольностью жизненных событий, возникающих как в силу объективных причин, так и в силу системы убеждений, эмоциональных реакций и всей организации внутреннего мира. В силу особенностей такой характеристики как личностная беспомощность субъект ограничен в своём взаимодействии с миром, самостоятельный человек, характеризующийся высоким уровнем субъектности, способен преобразовывать действительность, управлять собственной жизнедеятельностью, преодолевать трудности, становясь автором своего жизненного пути. Данные теоретические выводы являются предпосылками эмпирического исследования психологических свойств личности с различными типами личностной беспомощности, что позволит более качественно оказывать им психологическую помощь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Томск, 2010. - 42 с.
2. Циринг Д.А., Сальева С.А. Влияние детско-родительских отношений на формирование беспомощности у детей (системный подход) // В сборнике: Психологические проблемы современной семьи Материалы третьей международной конференции в 2-х частях. 2007. С. 398-403.
3. Пономарева И.В. Исследование психологических
функций личностной беспомощности у подростков в Статья поступила в редакцию 03.08.2017. семьях с различными стилями семейного воспитания // Статья принята к публикации 25.09.2017. Фундаментальные исследования. 2013. № 4-1. С. 138-144.
4. Пономарева И.В. Личностная беспомощность подростков из семей с нарушениями взаимоотношений: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Москва, 2013.
5. Циринг Д.А. Особенности совладающего поведения и психологических защит у подростков с личностной беспомощностью // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. Т. 15. № 5. С. 167-172.
6. Пономарева И.В. Личностная беспомощность подростков из семей с нарушениями взаимоотношений. Челябинск: Печатный двор, 2014.
7. Галажинский Э.В., Циринг Д.А. Социально-психологические проявления личностной беспомощности на различных возрастных этапах // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339. С. 139-142.
8. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006. 352 с.
9. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / В книге: Развитие личности и проблемы геронтопсихологии Сер. «Достижения в психологии» Москва, 2006. С. 331-354.
10. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Психологические защиты личности: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.
11. Hartman H. Eqo Psycholoqy and the problem of Adaption. New York. 1958.
12. Травникова Н.Г. Психологическая адаптация выпускников детских домов: дисс. ... канд. психол. наук. СПб, 1999.
13. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям / под ред. Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.И. М., 2001.
14. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. Москва: Педагогика, 1989.
15. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.
16. Молчанова О. Н. Низкая самооценка: восемь проблем // Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Выпуск 2. 2012. С. 63-87.
17. Сафонова Е. В. Особенности самоотношения военнослужащих в процессе адаптации к воинской службе // Гуманитарный вектор. 2011. №1(25). С. 127-133.
18. Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Бородкин И.И. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков // Вопросы психологии. 2007. №2. С. 68-79.
19. Чернобровкина С. В., Дзигилевич Н. В. Типология личности с различной манипулятивной направленностью // Вестник Омского университета. Серия Психология. 2008. №2. С. 19-25.
20. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2008.
21. Циринг Д.А. Современные подходы к коррекции выученной беспомощности у детей и подростков // Сибирский психологический журнал. 2008. № 29. С. 63-68.
22. Грановская Р.М. Психологическая защита. -СПб.: Речь, 2007. -476 с.
23. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997.
24. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал. 2000. Т. 21, №5. С.16-22.
Статья публикуется при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований на 2017-2018 гг. (номер проекта 17-36-01097).