Научная статья на тему 'Семейная обрядность украинского населения Омского Прииртышья на страницах епархиальных изданий конца XIX начала XX века'

Семейная обрядность украинского населения Омского Прииртышья на страницах епархиальных изданий конца XIX начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
165
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СЕМЕЙНАЯ ОБРЯДНОСТЬ / НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА / СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД / ПОХОРОНЫ / ЦЕРКОВЬ / СВЯЩЕННИКИ / UKRAINIAN PEOPLE / TRADITIONAL CULTURE / FAMILY RITUALS / FOLK MEDICINE / WEDDING CEREMONY / FUNERAL / CLERGYMEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коптяева Е. А., Новикова Ю. С.

В XIX начале XX в. местными священниками практически во всех районах Сибири проводилась работа по исследованию жизни и быта населения своих приходов. Она также затрагивала вопросы, связанные с традиционной семейной обрядностью, которая рассматривалась через призму церковных канонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family rituals of Omsk Irtysh Ukrainian people on pages of eparchial publications at the end of XIX beginning of XX century

At the end of XIX beginning of XX century local clergymen were exploring life and manners of the population of their parishes almost in all regions of Siberia. This work included aspects connected to traditional family rituals, which were considered from the point of church canons.

Текст научной работы на тему «Семейная обрядность украинского населения Омского Прииртышья на страницах епархиальных изданий конца XIX начала XX века»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2014. № 3 (3). С. 101-104. УДК 392

Е. А. Коптяева, Ю. С. Новикова

СЕМЕЙНАЯ ОБРЯДНОСТЬ УКРАИНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ НА СТРАНИЦАХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА*

В XIX - начале XX в. местными священниками практически во всех районах Сибири проводилась работа по исследованию жизни и быта населения своих приходов. Она также затрагивала вопросы, связанные с традиционной семейной обрядностью, которая рассматривалась через призму церковных канонов.

Ключевые слова: украинское население; традиционная культура; семейная обрядность; народная медицина; свадебный обряд; похороны; церковь; священники.

E. A. Koptyaeva, Y. S. Novikova

FAMILY RITUALS OF OMSK IRTYSH UKRAINIAN PEOPLE ON PAGES OF EPARCHIAL PUBLICATIONS AT THE END OF XIX -BEGINNING OF XX CENTURY

At the end of XIX - beginning of XX century local clergymen were exploring life and manners of the population of their parishes almost in all regions of Siberia. This work included aspects connected to traditional family rituals, which were considered from the point of church canons.

Keywords: Ukrainian people; traditional culture; family rituals; folk medicine; wedding ceremony; funeral; clergymen.

Основными целями епархиальных изданий в указанный период было усиление миссионерской деятельности и распространение православной веры. На территории Западной Сибири эти установки были весьма актуальны.

Как отмечают современные исследователи, «церковная журналистика - это явление общественное. Епархиальные ведомости наряду с церковными жанрами - яркими публицистическими проповедями, духовно-назидательными притчами и чтениями, нравоучительными сказаниями - публиковали информационные заметки, репортажи, аналитические корреспонденции, посвященные текущим событиям не только церковной, но и общественной жизни» [1].

Несмотря на очень тесную взаимосвязь семейной обрядности и церкви в рамках ук-

раинского сообщества в Сибири, выпускаемые здесь епархиальные ведомости довольно редко привлекаются в рамках этнографического изучения проблем семьи и ее обрядовой сферы. Хотя всё же можно встретить работы, посвященные сибирскому социуму, «крестьянскому миру» и культуре жизнеобеспечения русских в Сибири, созданные с привлечением епархиальных ведомостей в качестве основного источника [2; 3; 4]. Большинство из них выполнено в рамках новой локальной истории.

Основная цель данной работы состоит в рассмотрении взаимоотношений церкви и семьи в среде украинского населения Омского Прииртышья по материалам местных епархиальных изданий. На протяжении конца XIX - начала XX вв. в Омском Прииртышье

* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 13-31-01008 а1 «Семья и семейный быт украинского населения Западной Сибири в конце Х1Х-ХХ в.».

© Коптяева Е. А., Новикова Ю. С., 2014

издавалось два официальных церковных издания - «Омские епархиальные ведомости» и «Тобольские епархиальные ведомости». Они состояли из двух частей - официальной и неофициальной. Объектом исследовательского интереса данного сочинения стала именно неофициальная часть.

Несмотря на то, что число переселенцев-украинцев было достаточно велико, им посвящено не так много публикаций. По своему внутреннему содержанию они чаще всего представляют собой сообщения священников с мест. М. П. Мохначева справедливо, на наш взгляд, относит их к жанру «исторических сведений» [3].

Хронологически большая их часть сосредоточена в изданиях 1896-1898 и 19081914 гг. В этих сочинениях пастыри излагают свою точку зрения на особенности исполнения церковных установлений переселенцами, а также приводят описания удививших их бытовых явлений. Тон повествования, как видно из рассуждений об обрядности переселенцев, во многом зависел от степени знакомства автора с положением церкви в Европейской части России и Малороссии. Общим местом публикаций в епархиальных изданиях было выстраивание текста вокруг церковных установлений, православных ценностей, что демонстрировало специфику восприятия священниками «чужого» и нового. При этом в случае отклонений и нарушений от церковных канонов, неисполнения прихожанами своих обязанностей перед институтом церкви пастырь должен был выступать в роли просветителя, направляя «пасомых» в правильное русло, повышая нравственный уровень переселенцев.

Наиболее ранним поводом для соприкосновения священника с семейной обрядностью украинцев был обряд крещения. Как отмечает один из авторов, «крестины переселенцы справляют весьма торжественно... На крестины, кроме родных, собираются и знакомые, и соседи» [5, с. 29]. Ценно, что наблюдения священников не ограничиваются характеристикой соблюдения или несоблюдения церковных канонов, а затрагивают также и бытовую сторону данной сферы семейной обрядности. Так, в частности, отец Иоанн Голошубин приводит описание блюд, присутствующих на праздничном столе в

среде малороссов: «Обед для гостей, смотря по времени года, состоит из разных национальных блюд, среди которых первое место занимают курица, свиное сало и колбасы своего приготовления. В конце обеда предлагается каша» [5, с. 29-30]. Интересно, что автор акцентирует внимание на их «национальном (малороссийском) характере».

Кроме того, автор повествует и о различных обрядовых действиях, наиболее архаичным из которых является «продажа бабы (повивальной бабки)». В своих очерках И. Голошубин выступает в двух ипостасях -священника и этнографа-исследователя. При освещении семейной обрядности это особенно заметно. Весьма показателен в этом отношении сюжет, связанный со стремлением украинских переселенцев как можно скорее окрестить новорожденных детей. С точки зрения священника, это стремление вызывает симпатию, так как свидетельствует о религиозности прихожан, с другой стороны, И. Го-лошубин довольно нелестно отзывается о подобном рвении в данном вопросе, приводящем нередко к летальному исходу [5, с. 30-33].

В аналогичном ключе строится и характеристика свадебного обряда, т. е. в тексте проводится черкая граница между двумя сферами семейной обрядности - бытовой и церковной.

Выражая свою позицию, И. Голошубин, например, отмечает, что малороссийские переселенцы редко отступают от канонических правил при венчании в церкви: «Менее всего сопровождаются заносными обычаями браки переселенцев. Я не знаю, какими обычаями сопровождаются гулянки переселенцев до совершения брака и после, но что касается брака в церкви, то приходится сознаться, что здесь мне еще ни разу не приходилось сталкиваться с какими-нибудь несообразными требованиями». Исключением служит просьба о «связывании рук брачующихся платком или куском холста (хусткой)» [6, с. 25].

В работах священников, опубликованных в «Тобольских епархиальных ведомостях» встречается и описание удивляющих их черт в свадебных нарядах новобрачных. Так, например, уже упомянутый нами отец Иоанн пишет, что «невесты в церкви почти все без исключения в цветах, и у переселен-

Семейная обрядность украинского населения Омского Прииртышья.

цев принято, чтобы венцы держались на головах новобрачных кем-то из поезжан» [6, с. 26]. Отметим, что этот обозначенный традиционный элемент свадебного костюма невесты (венки из бумажных разноцветных цветов) сохранялся у украинского населения Западной Сибири вплоть до второй половины XX в.

У переселенцев из Полтавской губернии авторы отмечали и бытование традиции раздельного проживания новобрачных после венчания в течение недели [6, с. 26]. В имеющихся полевых материалах большинство информантов вспоминают о том, что свадьбу проводили сначала у родственников невесты, а затем - у родственников жениха, лишь на последний, третий, день обе свадьбы объединялись. Вполне возможно, что это две стороны одного и того же обряда.

В имеющихся текстах актуализируется и проблема документального оформления се-мейно-брачных отношений в рамках переселенческого сообщества, которая позволяет проиллюстрировать роль священников, выступающих в качестве государственных служащих. Как видно из материалов, переселенцы нередко пытались обойти существующие формально-юридические нормы при заключении брака. Кроме того, они показывают степень влияния государственной переселенческой политики на семью. Как указывают некоторые авторы, довольно часто для того, чтобы «получить льготный тариф», переселенцы умышленно убавляли возраст своих детей в учетных документах (проходных свидетельствах, посемейных списках и духовных росписях), составлявшихся с их слов. И когда те оказывались в Сибири, они не могли обвенчаться [6, с. 26]. Поэтому нередко малороссы, как и другие группы переселенцев, шли на хитрость при заключении брака: использовали подложные документы или (например, в тех случаях, когда жены сбегали) просили выдать удостоверения о том, что они холосты и т. п. [6, с. 26-30].

Помимо указанного аспекта, в переселенческих населенных пунктах остро стоял вопрос и с погребальной обрядностью. Специальной темой в очерках стали такие ее аспекты, как организация кладбищ и соблюдение церковных установлений при погребении. В ряде населенных пунктов Омского

Прииртышья, например в поселках Царские Колодцы (нынешнее село Черниговка Кор-миловского района Омской области), Новоселье и Станкеевском, кладбища были организованы самовольно, умерших в первое время хоронили без соблюдения церковных требований: «Через несколько месяцев число погребенных без чина отпевания, без венчиков и молитв в поселке Царские Колодцы достигло уже более 20 человек» [7, с. 19-21]. Причем эта ситуация, как следует из повествования, была обусловлена государственной политикой в переселенческих районах Сибири, а не связана, например, с деятельностью старожилов.

Из погребальных обычаев, распространенных только у малороссов, священники отмечают требование обязательно позвонить в колокол дважды: в момент заявления священнику о смерти и во время несения умершего на кладбище [7, с. 32]. Неизвестным для священников из Сибири оказался и обычай совершать «отправу» на сороковой день. Вот как его описывает И. Голошубин: «В известный день приносят в церковь печеный хлеб, кувшин квасу и "хустку" или полотенце. Батюшка отворяет царские врата, стелит в них принесенный холст, отламывает часть хлеба, мочит его в квасе и по окончании панихиды раздает это молящимся» [7, с. 35]. Кроме этого, как свидетельствуют работы священников, у переселенцев-малороссов была распространена довольно архаичная традиция «запечатывания умерших», состоящая в том, что батюшка лопатой ставил кресты на всех четырех сторонах могилы. «Этот обычай должен был исполняться священником в момент погребения, а если погребение было без священника, то он "печатает" уже в другое удобное для него время» [7, с. 36-37].

Подводя итог, отметим, что священникам удалось довольно четко зафиксировать традиционную специфику семейной обрядности украинских переселенцев начала XX в., обозначив при этом проблемные узлы, обусловленные государственной переселенческой политикой. При этом, как видно из текста, священники актуализировали особенности локальных сообществ черниговских и полтавских переселенцев, которые, судя по всему, часто отступали от церковно-

го канона. Всё это позволяет говорить о том, что отражение семейной обрядности украинского населения Западной Сибири на страницах епархиальных изданий подчеркивало ее переселенческий характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шимолин В. И. Жанрово-тематическая палитра епархиальных ведомостей Северо-Западного края: вторая половина XIX - начало XX в. // Весшк Беларускага дзяржаунага уш-вератэта. - Серыя 4, Фшалопя. Журналюты-ка. Педагопка. - 2009. - № 2. - С. 105-107 ; ит_: http://elib.bsu.by/handle/123456789/5606.

2. Волохина И. В. Народная медицина русского православного населения Среднего Прииртышья на страницах «Епархиальных ведомостей» // Этнография Алтая и сопредельных территорий : материалы Международ. науч.-практ. конф. - Вып. 6. - Барнаул : Изд-во

Барнаульского гос. педагогического ун-та, 2005. - С. 73-77.

3. Мохначева М. П. Сельский мир сквозь призму «епархиальных ведомостей» // Новая локальная история : сб. науч. статей. - Вып. 4. -М. ; Ставрополь, 2008. - С. 122-148.

4. Землякова Н. А. Церковь и общество на страницах «Томских епархиальных ведомостей» во второй половине XIX - начале XX вв. // Современные проблемы науки и образования. -2012. - № 5 ; URL: http://www.science-education.ru/105-6997.

5. Голошубин И. Из впечатлений сельского священника // Омские епархиальные ведомости. - 1911. - № 12. - Отдел неофициальный. -С. 28-41.

6. Там же. - № 15. - Отдел неофициальный. -С. 25-35.

7. Там же. - № 14. - Отдел неофициальный. -С. 18-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.