СТАРООБРЯДЦЫ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (НА ПРИМЕРЕ СЕДЕЛЬНИКОВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Иерей Сергей Викторович Черкасов, магистрант Омской духовной семинарии Омской епархии Русской Православной церкви
Аннотация. В данной статье рассматривается история старообрядчества на территори Седельниковско-го района Омской области.
Ключевые слова: история Омской епархии, церковно-государственные отношения, старообрядчество.
OLD BELIEVERS IN WESTERN SIBERIA (ON THE EXAMPLE OF SEEDELNIKOVSKY DISTRICT OF THE OMSK REGION)
Cherkasov Sergiy, priest, Master student of the Omsk Theological Seminary Omsk Diocese of the Russian Orthodox Church
Annotation. This article examines the history of Old Believers on the territory of the Sedelnikovsky district of the Omsk region.
Keywords: history of the Omsk diocese, church-state relations, old-fashioned order.
I едельниковской район, образованный в сентябре 1924 г., расположен в се-
1жверо-восточной части Омской области. Территория района занимает пло-ИдНт щадь 5,22 тысячи квадратных километров. Наиболее обжитая часть района прилегает к реке Ую, которая пересекает территорию района с востока на запад и впадает в Иртыш. Истоки Уя находятся в Васюганских болотах в Томской области, а притоками Уя являются реки Шайтанка, Кейзесс, Исасс, Каинсасс, вытекающие из Китлинского болота. Рельеф представляет собой равнину с заболоченными участками и оврагами. Около 60% территории района покрыто лесами, преобладают береза и осина, встречаются сосновые и еловые боры, сохранились кедровые рощи. Свыше 30% площади можно использовать под пашню.
Районный центр с. Седельниково расположен в 300 км от областного центра -г. Омска.
В Омском краеведческом музее хранится каменное орудие труда, найденное на территории Седельниковского района, которое датируется концом второго - началом третьего тысячелетия до Р.Х., что свидетельствует о наличии древних поселений.
Иерей Сергей Викторович Черкасов
«Старообрядцы в Западной Сибири (на примере Седельниковского района Омской области)»
На территории района найдены следы поселений древней кулайской культуры. Кулайцы - это предки хантов и мансей, их родиной является Нарымское Приобье, где в веках до Р.Х. сложилась их культура, а свое название они получили по месту находки их поселения на горе Кулайка Томской области.
Позже на берегах Уя жили угорские племена - вогулы и остяки. Они жили охотой да рыбной ловлей. В память об их пребывании в наших местах остались названия рек - Сюткес, Кейзесс, Исасс. Река Уй тоже имеет остяцкое название: Уй - черная вода [11, с. 8].
В Х!У-ХУ веках на территории района появились племена кочевников, которых впоследствии стали называть сибирскими татарами. Они оттеснили угорские племена на север. Татары вели кочевой образ жизни. На лето они ставили юрты, а к зиме перебирались к Иртышу, к его богатым рыбой старицам. Потомки татар до сих пор живут в с. Юрт-Уйск, самом древнем поселении, основанном в 1626 г. - это единственное татарское поселение на территории района. В архивах сохранились документы, свидетельствующие, что в XIX веке татары жаловались, что земли, принадлежавшие им веками, занимают переселенцы [12, с. 17].
В конце XV! века началось освоение сибирских земель русским населением.
Первоначально это были вольные переселенцы, оседавшие в Сибири на постоянное жительство. Для поселения они выбирали наиболее удобные для земледелия места, ближе к Иртышу, а так как территория Седельниковского района находилась в глубине дремучих лесов, достаточно далеко от реки, то поэтому первые русские поселенцы появились здесь лишь к концу XV!!! века. Освоению новых земель мешали непроходимые дремучие леса. В этих местах в основном были непроходимые дебри урмана с заболоченными участками и множеством мелких речек.
Первые русские переселенцы, которых называли «сыщиками», потому что они искали удобные для жилья, промысла и пашни места, основали первую русскую деревню - Сыщиково. Это были старообрядцы, которые добровольно уходили в дремучие леса. Первые поселенцы ловили рыбу, охотились, собирали грибы и ягоды, занимались бортничеством - добывали мед диких пчел.
В верховьях Уя поселился старообрядец Елизар Воронов. Рядом стали селиться крестьяне из старообрядцев, и образовалась деревня Елизарово - там до сих пор живут потомки старообрядцев [12, с. 19].
В 1825 году в отчете землемера Пименова, который прошел по всему течению Уя, записано, что на реке Уе стоят три русские деревни: Баженово, Сыщиково, Се-дельниково, а также заимка крестьянина Рогозина [12, с. 21].
Территория района входила в состав обширной Логиновской волости Тарского уезда Тобольской губернии. В середине XIX века в Тарском уезде прошли страшные опустошительные лесные пожары, и урман почти полностью выгорел. Пожарище быстро зарастало молодым лесом, но это уже был не тот старый, непроходимый урман. Это способствовало тому, что в этих местах стали появляться новые переселенцы.
Несмотря на тяжелые условия жизни, население постоянно увеличивалось как за счет естественного прироста, т.к. рождаемость в крестьянских семьях была высокой, так и за счет переселенцев и ссыльных.
В 1883 году в связи с ростом населения была образована новая Седельников-ская волость. К тому времени в Седельниково уже была церковь, и поэтому село стало волостным центром. Хотя Сыщиково было основано раньше, но там проживали
преимущественно старообрядцы, поэтому церковь была построена в Седельниково. Храм во имя Святой Троицы был начат постройкой в 1867 г., а освящен в 1871 г. Небольшая деревянная церковь с колокольней была построена, как сказано в архивных документах, «тщанием прихожан при содействии казны» [4, Л. 13]. До постройки храма в Седельниково на десятки верст вокруг вообще не было ни одной церкви.
Согласно данным клировой ведомости за 1883 г., в Седельниково проживало 690 человек, в том числе 354 человека старообрядцев-поповцев, 58 беспоповцев, 23 мещанина, 15 казаков, 8 человек духовного сословия, 131 крестьянин и 101 ссыльный. Как видим, большую часть населения Седельниково составляли старообрядцы [3, Л. 47].
К приходу Седельниковской церкви принадлежали так же жители еще 10 близлежащих деревень.
В 3 верстах деревня Кайбаба, сообщению препятствует река Уй, жителей - 210 крестьян и 20 казаков.
В 10 верстах деревня Сыщиково - крестьян - 82, казаков - 26, старообрядцев -161человек, препятствий к сообщению нет.
В 10 верстах деревня Тамбовка, сообщению препятствует река Исас, крестьян -272 и казаков - 21.
В 12 верстах деревня Новоуйка, сообщению препятствует река Уй, крестьян -110, казаков - 18.
В 18 верстах деревня Михайловка, препятствий к сообщению нет, жителей - крестьян - 190, казаков - 36, мещан - 12 человек.
В 25 верстах деревня Бакино, препятствие река Исас, крестьян - 111 человек и 8 казаков.
В 35 верстах деревня Кейзесс, препятствуют речки и болота, крестьян - 162 человека, казаков - 14.
В 38 верстах деревня Нелюбино, есть препятствия к сообщению, жителей - 85 крестьян и 10 казаков.
В 50 верстах деревня Каинцасс, препятствуют речки и болота, 133 крестьянина и 2 казака.
Самая дальняя деревня Елизарово в 58 верстах, где всего 13 человек православные, а 113 старообрядцы-беспоповцы.
Таким образом в приходе Седельниковской церкви числилось 11 деревень, 312 дворов, 1248 душ мужского пола и 1258 душ женского пола.
Большая часть населения это крестьяне - 1499 человек. Духовного сословия числилось 8 душ, мещан - 35, казаков - 170, старообрядцев-беспопоцев - 171, старо-обрядцев-поповцев - 522, ссыльных 101 [3, Л. 47].
Как видим, в самом Седельниково православное население было в меньшинстве, большая часть прихожан жила в деревнях. Но сообщению с большинством деревень препятствовали реки и болота. Занятые тяжелым крестьянским трудом, не имея возможности регулярно посещать храм, крестьяне привыкали к такому положению дел. Поэтому отношение большинства прихожан к церкви было весьма равнодушным. К церкви обращались в основном за требами - крещение младенцев, венчание и отпевание, а богослужения посещали лишь по большим праздникам. Новорожденные младенцы подолгу оставались без крещения, умирающие отходили в загробную жизнь без напутствия, а умершие погребались без отпевания.
2019 (6)
Иерей Сергей Викторович черкасов
«Старообрядцы в Западной Сибири (на примере Седельниковского района Омской области)»
Такому отношению к церкви способствовала большая численность населения прихода и удаленность многих поселков от приходского храма. Численность населения за счет переселенцев постоянно увеличивалась, появлялись новые поселки. Если на 1883 г. в приходе Седельниковской церкви числилось 2506 человек в 11 деревнях, самая дальняя деревня Елизарово в 58 верстах, то на 1900 г. в 34 населенных пунктах числилось уже 4570 человек. Самый дальний поселок в 100 верстах, а сообщению со многими поселками препятствовали реки Уй, Исасс и болота [8, с. 837].
Другой причиной равнодушного отношению к церкви было влияние старообрядцев.
В архивных документах отмечено, что православные со старообрядцами в житейских делах жили мирно, но старообрядцы во всем старались придерживаться своего уклада жизни и к церкви относились враждебно. Весь уклад семейной жизни, крестины, браки, похороны - все отличалось от православных. Многие православные были со старообрядцами в родственных отношениях через браки, хотя церковь такие браки не одобряла. Поэтому многие, будучи записаны православными, сочувствовали старообрядцам, разделяли их взгляды на церковь [13, с. 350].
В деревнях было мало грамотных людей, большинство крестьян были мало или вовсе не знакомы с основами христианской веры, поэтому легко верили наставни-кам-расколоучителям, которые проповедовали, что настали времена антихриста, который царствует в церкви православной, цари и пастыри слуги антихриста, что таинства церковные - это скверна и спастись можно только бегством из церкви.
Убеждение старообрядцев в правоте своих верований настолько сильно и непоколебимо, что они утверждают, что всякая другая вера, несогласная с их воззрениями, всякое иное богослужение, отправляемое не по их обрядам и книгам, ведут человека к вечной погибели.
Старообрядцев, которые проживали в наших местах, называли «кержаками». Само слово «кержаки» происходит от названия реки Керженец, впадающей в Волгу. В XV!! в. здесь рос густой, почти непроходимый лес. В этих лесах и укрывались от преследований старообрядцы. К концу XV!! в. на Керженце существовало до сотни скитов и обителей. Вся окрестность реки Керженец была исключительно староверческой. В Керженских обителях происходили старообрядческие соборы; здесь принимались священники, ушедшие из православной церкви, отсюда они посылались по всей России для исправления церковных треб, здесь же составлялись сочинения в защиту старой веры, воспитывались ее апологеты и проповедники, писались иконы, книги. При Петре ! началось разорение этого духовного центра старообрядческой Церкви. Вследствие такого гонения старообрядцы бежали отсюда в Пермский край, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места [10].
Хотя кержаки и принадлежали к беглопоповскому согласию, но в Сибири священников у них почти не было вследствие отдаленности от центров старообрядчества. Большинство сибирских кержаков священников вообще не видели, но только слышали о них. Вообще раскол в Сибири имел изначально беспоповский характер.
Кроме кержаков, на территории района проживали старообрядцы-беспоповцы, которых называли «стариковщиной», а приверженцев православной церкви называли «мирскими».
Например, в деревне Елизарово старое кладбище четко делится на три части -для кержаков, стариковщины и мирских.
^иЧгО -дЛ^оЧгО С
Из отчета Тобольской консистории за 1881 г. известны имена духовных наставников старообрядцев в Седельниковской волости. Это крестьяне П. Алгазин, Хр. Губы-шев, Г. Навалихин, А. Русских, К. и Н. Моисеевы и Игнатий (фамилия неизвестна). Все они числились простыми наставниками, не имеющими священного сана [14, с. 175].
К школьному обучению старообрядцы относились с недоверием, потому что школьное образование было под покровительством государства и церкви.
Поэтому старообрядцы старались дать детям домашнее образование, которое ограничивалось в основном чтением псалтири, часослова и канона по умершим.
Среди старообрядцев были распространены так называемые «сводные» браки. Брачующихся благословляли родители, а старик-наставник читал молитвы. Такие браки не признавались законными.
Православная Церковь в России находилась под покровительством государства, и поэтому светские власти принимали меры для борьбы со старообрядцами, которых называли раскольниками. Старообрядческие согласия и толки подразделялись на три категории:
- терпимые - те, которые лояльно относились к церковным и светским властям;
- вредные, признававшие царя, но не признававшие Церковь;
- вреднейшие, не признававшие ни церковных, ни светских властей [7].
В апреле 1874 г. был издан указ «О метрической записи браков, рождений и смертей раскольников», согласно которому признавалась законность браков, совершенных по старому обряду. Такие браки должны были регистрироваться в специальных метрических книгах, а также должны были регистрироваться рождение и смерть старообрядцев. Данный закон распространялся только на старообрядцев от рождения, которые имели родителей, записанных раскольниками, и не были крещены по православному обряду. В противном случае они считались не старообрядцами, а уклонившимися в раскол и их браки не признавались законными. Также закон не распространялся на тайных раскольников, исполняющих православные обряды лишь для видимости, а таких среди старообрядцев было немало.
В мае 1883 г. был издан новый закон о старообрядцах «О правах раскольников». Они, кроме вреднейших толков, получили ряд послаблений. Им было разрешено совершать общественные богослужения, устраивать молитвенные дома, получать паспорта, заниматься торговлей, участвовать в выборах и занимать общественные должности, поступать на военную службу, было разрешено свободное передвижение по империи. Одним из дарованных старообрядцам прав стал отказ от присяги, вместо которой у них стали отбирать подписку в добровольном исполнении ими взятых на себя обязательств. Старообрядцы присягу, клятву считали грехом. Кроме того, к присяге их приводили в православных храмах. Старообрядцы, например, массово отказывались от верноподданнической присяги при вступлении на престол Николая II, ссылаясь на евангельский текст, запрещающий клятву.
Но вместе с тем им запрещалось проповедовать свою веру. Образовательная и благотворительная деятельность старообрядцев рассматривалась как пропагандистская. Ересь, раскол, отступление от православия, богохульство, кощунство, порицание православной веры карались по «Уложению о наказаниях» в светских судах, а за совращение в раскол предусматривалось уголовное наказание [15, с. 225].
Большинство крестьяне не записывались в раскольники, чтобы не испытывать притеснений со стороны церковных и гражданских властей. Поэтому многие оста-
2019 (6)
Иерей Сергей Викторович черкасов
«Старообрядцы в Западной Сибири (на примере Седельниковского района Омской области)»
вались тайными раскольниками. Иногда этому способствовали и приходские священники, записывая раскольников в православные, чтобы не навлечь на себя гнев епархиального начальства, т.к. православное духовенство было обязано бороться с расколом. Обычным явлением было то, что многие формально числившиеся православными, фактически были старообрядцами или сочувствовали им - они не исповедовались и не причащались.
Приходскому духовенству предписывалось бороться со старообрядчеством и сектантством следующими способами - посещением на дому колеблющихся, частными беседами на дому у священника, беседами в домах раскольников, проповедями в храме миссионерского характера, соблюдением однообразия и истовости в совершении Богослужений и треб.
Согласно данным метрических книг и клировых ведомостей, менее чем за 10 лет, с 1868 г. по 1877 г., в Седельниковской церкви сменилось 5 настоятелей. В октябре 1877 г. священником Седельниковской церкви был назначен Фома Капацанский. Он служил в Седельниково до марта 1903 г. Интересно то, что Фома Алексеевич был родом из семьи единоверческого священника. Вероятно, он с детства был знаком с бытом и нравами старообрядцев, поэтому нашел общий язык с местным населением [2, Л. 45].
Летом 1895 г. в деревне Львовской поселился Фаддей Дмитриевич Марков. Он называл себя священником Древлеправославной Церкви Христовой. Так именовались старообрядцы «австрийского согласия», приемлющие священство Белокри-ницкой иерархии. До него о старообрядческом священстве на территории Седельниковской волости ничего не было известно.
Старообрядцы долгое время пытались найти себе архиерея, и в 1846 году эти попытки увенчались успехом. К старообрядцам присоединился греческий митрополит Амвросий. Он и стал митрополитом Белокриницким (село Белая Криница на Буковине, в пределах Австрийской империи, куда старообрядцы переселились, спасаясь от преследований, ныне Черновицкая область Украины). Так у старообрядцев появился собственный архиерей, рукополагавший епископов и священников. Это движение получило название «австрийское согласие». Первым сибирским старообрядческим архиереем с наименованием «Тобольский и всея Сибири» был епископ Саватий (Степан Васильевич Левшин, 1825 - 8 сент. 1898 г.), рукоположенный 6 декабря 1862 г. Хотя Саватий и именовался епископом Тобольским, он почти постоянно проживал в Туле, а свою епархию посетил всего несколько раз [10, с. 189].
Фаддей Марков родился в 1860 г. в семье крестьян-старообрядцев села Сумского, Красноярской волости, Ишимского уезда, Тобольской губернии. Формально он числился крестьянином, так как официально старообрядческое священство не признавалось. Деревня Львовка хотя и была населена преимущественно старообрядцами, входила в приход Седельниковской Троицкой церкви. Узнав о том, что Фаддей Марков совершает богослужения и требы на дому, духовенство Седельниковской церкви забило тревогу и обратилось в духовную консисторию. С просьбой принять меры епископ Омский Григорий обратился к Тобольскому губернатору, но в возбуждении уголовного дела было отказано, потому что уголовное наказание предусматривалось лишь за совращение православных в раскол. Так, например, в 1896 году за это был арестован старообрядческий священник села Черновского Кыштовской волости Каинского уезда Томской губернии Антоний Коновалов. Некоторое время
2019 (6)
Черновскую общину пришлось окормлять Фаддею Маркову [6, Л. 19].
Через некоторое время во Львовке у старообрядцев уже был свой молитвенный дом. Это была простая крестьянская изба, потому что по закону молитвенные дома старообрядцев не должны были иметь вид храма, нельзя было называть их церквями, запрещалось иметь колокольни.
Со временем Фаддей Марков обзавелся большим хозяйством - имел 3 лошади, 4 коровы, пасеку, до 5 гектаров посевной площади, нанимал батраков [1].
В 1891 - 1892 годах начался небывалый наплыв переселенцев в Сибирь. Этому способствовали неурожай, а также строительство Сибирской железной дороги.
В 1893 г. в Седельниковской волости проживало 4890 человек, а через четыре года уже 7700 человек [5, Л. 128].
В 1903 году в связи с ростом населения Седельниковская волость была разделена на две - из нее выделили Кейзесскую волость. На тот момент в Седельниковской волости проживало 13 770 жителей в 69 населенных пунктах, а в Кейзесской - 6140 жителей в 25 населенных пунктах. Таким образом, за 10 лет население увеличилось в 4 раза [12, с. 31].
В 1905 г. с началом русско-японской войны поток переселенцев резко сократился, а с 1907 года в связи с аграрной реформой началась новая волна массового переселения крестьян в Сибирь.
Переселение крестьян из Центральной России в Сибирь, повлекло за собой образование новых населённых пунктов. На сибирских просторах стали появляться новые поселки. Переселенческое население было в основном православным, поэтому в Сибири развернулось активное церковное строительство. Кроме того, что для каждого переселенческого поселка нарезались участки пахотной и сенокосной земли, отводились участки под застройку, планировались улицы, отводилось также место под строительство храма и школы при нем.
Переселенцам сложно было одновременно обустраиваться самим и выделять средства на сооружение церквей и школ, поэтому в 1894 году по инициативе Государя Императора Николая II при Комитете Сибирской железной дороги создается благотворительный фонд имени императора Александра III. Основу фонда составили средства, завещанные императором Александром III на строительство православных храмов в Сибири. В дальнейшем этот фонд пополнялся постоянным сбором пожертвований. Наиболее активными жертвователями были московские купцы, большой вклад внесла Императорская Семья. За 10 лет, с 1894-го по 1904 год, на средства фонда только в Тарском уезде было построено 13 церквей. Во время русско-японской войны переселение в Сибирь было приостановлено, сократились темпы церковного строительства. С 1908 г. в связи с наплывом переселенцев церковное строительство активизировалось. В день Святой Троицы по всем церквам России собирались пожертвования в фонд императора Александра III. Всего на средства фонда по всей Сибири было построено более 600 храмов, 260 церковно-приходских школ и более 300 домов причта [9, с. 13].
В конце XIX - начале XX века на территории района были построены новые храмы в селах Кейзесс (1892 г.), Унара (1901 г.), Кукарка (1905 г.), Рагозино (1908 г.), Верхняя Баклянка (1909 г.) и Яранка. По мере строительства храмов при них образовывались самостоятельные приходы.
Заселение территории района, образование новых поселений продолжалось
Иерей Сергей Викторович Черкасов
«Старообрядцы в Западной Сибири (на примере Седельниковского района Омской области)»
до начала Первой мировой войны. Всего было зарегистрировано 102 деревни. По количеству населенных пунктов Седельниковская и Кейзесская волости были самыми крупными в Тарском уезде.
По мере того, как численность населения увеличивалась за счет переселенцев, влияние старообрядцев заметно снижалось, потому что переселенцы были в основном православными. Как правило, это были выходцы из малороссийских губерний, где старообрядческий раскол не был распространен.
Значительные перемены в жизни старообрядцев наступили после опубликования 17 апреля 1905 г. Указа императора Николая !! «Об укреплении начал веротерпимости». Веротерпимости к нехристианским религиям Указ не призывал. Показательно, что Указ был инициирован светскими, а не церковными властями. Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, двадцать шесть лет возглавлявший Синод, пытавшийся доказать императору опасность для православной империи этого Указа, вынужден был уйти в отставку.
Через полгода, 17 октября 1905 г. был издан Манифест, предоставлявший свободу вероисповедания всем конфессиям на территории России. Было объявлено, что с момента издания манифеста прекращаются всякие гонения и притеснения за веру, каждый свободен исповедовать ту веру, которую он считает истинной (закон не касался только иудаизма). Были сняты запреты на переход из одного вероисповедания в другое. Значительно расширились права старообрядцев, католиков, мусульман и сектантов.
А еще через полгода, 17 апреля 1906 г., был принят закон о свободе вероисповедания. Согласно этому закону любая старообрядческая или сектантская община, состоящая из 50 или более человек, получала право на регистрацию. Зарегистрированной общине предоставлялись все права юридического лица - избирать себе наставников, сооружать молитвенные дома, учреждать богоугодные заведения и школы, приобретать недвижимое имущество. Интересно то, что православные приходы не имели прав юридического лица вплоть до Поместного Собора 1917 г. [15, с. 231].
До 1905 г. во всех документах и в печати старообрядцы именовались раскольниками, но затем наименование «раскольник» стало заменяться на «старообрядец».
В 1909 г. был принят закон «Положение о старообрядческих общинах». После этого произошло значительное оживление в жизни старообрядцев, у них появилась возможность строить храмы.
В 1910 г. был построен старообрядческий храм в Седельниково. Небольшой храм в честь Рождества Христова был деревянный на стойках, с колокольней, крытый тесом, семиглавый, с деревянными крестами, обшитыми железом. Иконостас храма двухъярусный, позолочены только царские врата. В храме 2 печи. 4 колокола 7 пудов весом. В праздники о. Фаддей служил в храме, хотя жить продолжал во Львовке, в 11 километрах от Седельниково [6, Л. 18].
Фаддей Марков не признавал советской власти, не имел советского паспорта. Его сыновья были крестьяне-единоличники, занимались пчеловодством, были раскулачены. В 1931 году за агитацию против колхозов он был арестован, но по старости освобожден. 11 августа 1937 г. Фаддея Маркова вновь арестовали. Его обвинили в принадлежности к нелегальной контрреволюцинной монархической организации, которую возглавлял проживающий в Таре старообрядческий епископ Амфилохий
2019 (6)
Журавлев. На допросах он подписал признательные показания, что является противником советской власти, и 5 октября был расстрелян в Таре [1].
В 1949 г. в Седельниково была запущена дизель-генераторная электростанция, которая располагалась в здании старообрядческой церкви. Впоследствии здание было разобрано, и долгие годы на том месте был пустырь.
В 1990 г. в Седельниково началось возрождение церковной жизни, был зарегистрирован православный приход. Летом 1999 г. на том месте, где раньше находилась старообрядческая церковь, началось строительство православного храма, и 23 октября 2007 г. новопостроенный храм был освящен митрополитом Омским Феодоси-ем в честь преподобного Серафима Саровского.
Интересно то, что старообрядческая община в Седельниково была зарегистрирована еще в 1989 г., раньше, чем православный приход. В селе Голубовка проживают прямые потомки Фаддея Маркова, но они являются прихожанами православной церкви.
В 1990-е годы в Седельниково несколько раз приезжал старообрядческий священник, совершал требы и богослужения по домам верующих. Но в настоящее время автору ничего не известно о деятельности старообрядцев на территории Седель-никовского района.
библиографический список
1. Архив УФСБ по Омской области. Д. П4474.
2. ГУТО «Государственный архив в г. Тобольске» Ф. 156. Оп. 19. Д. 189.
3. ГУТО «Государственный архив в г. Тобольске» Ф. 156. Оп. 19. Д. 196.
4. ГУТО «Государственный архив в г. Тобольске» Ф. 156. Оп. 24. Д. 215.
5. ГУТО «Государственный архив в г. Тобольске» Ф. 335. Оп. 1. Д. 12.
6. Исторический архив Омский области (г. Тара). Ф. 120. Оп. 1. Д. 34.
7. Владислав Цыпин, прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды (1700 - 2005). Изд-во Сретенского монастыря, 2007.
8. Голошубин Иоанн, священник. Справочная книга Омской епархии. Омск, 1914.
9. Лебедева Н.И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. Омск: изд-во ОмГПУ; 2003.
10. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул; Лествица, 1999.
11. Морозова Н.Ф., Шевченко Р.С. В заиртышских далях. Очерки истории Седель-никовского района. Омск: Омское книжное издательство, 1999.
12. Морозова Н.Ф., Шевченко Р.С. Край мой отчий. Седельниковский район (1924-1999): Учебное пособие. Омск, 2000.
13. Скальский Климент, священник. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. Омск, 1900.
14. Тобольские епархиальные ведомости. - № 15. - 1882.
15. Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период 1700-1917 г. М., 2003.