РАЗДЕЛ 3
СМЫСЛ ЖИЗНИ, АКМЕ, СЕМЬЯ, ВОЗРАСТ, ПРОБЛЕМЫ ПСИХОТЕРАПИИ, ЛОГОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВНИЯ
УДК: 392.311
СЕМЕЙНАЯ МИКРОКУЛЬТУРА КАК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ЭПОХУ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Горелкина М.А. - аспирант МПГУ, Москва, [email protected]
Аннотация.
Семья и ее микрокультура всегда играла важную роль в становлении личностно-смысловых ориентиров человека. В статье представлен структурный анализ семейной микрокультуры как ценностно-ориентирующей, культурно-созидающей и стабилизирующей основы, обеспечивающей устойчивое развитие личности в условиях глобальной нестабильности.
Ключевые слова: семейная микрокультура, семья, семейные традиции, личностные ориентиры.
FAMILY MICROCULTURE AS A VALUE -SEMANTIC ORIENTATION IN AN
ERA OF INSTABILITY
Gorelkina M. A. - PhD student MPSU, Moscow, [email protected]
Abstract.
The family and its microculture have always played an important role in the formation of personal and semantic orientations of a person.The article presents a structural analysis of the family microculture as a value -oriented, cultural-creative and stabilizing basis that ensures sustainable development of the individual in the conditions of global instability.
Keywords: family microculture, family, family traditions, personal reference points.
Нашему времени свойственна не только интенсивнейшая динамика коммуникативных технологий, экономическая интеграция, нарастающие социальные и политические напряжения, но и одновременно нестабильности основных социокультурных институтов. Общественные институты трансформируются и, как следствие, выступает перемещение центра социальной активности в малые общности. Первичная малая группа, опосредующая связь индивида с обществом, - это семья. Через семейную микрокультуру семья закладывает знания, включающие в себя совокупность форм культурного бытия и миропонимания, являющиеся ценностными ориентирами в жизни.
В отечественной психологии комплексному исследованию феномена семейной микрокультуры посвящены работы Е.Е. Сапоговой, И.А. Разумовой, М.В. Осориной.
Понятие «семейная микрокультура» введено Е. Е. Сапоговой, которая обозначила этим термином «собственное (семейное) микрокультурное пространство..., именно в нем закладываются основные семиотические зоны, определяющее для личности нечто как смысложизненную ценность»[4, c.223].Описывая семейную микрокультуру, автор использует понятия «семейная психологическая культура» и своеобразная «семейная концепция»[4, c.225]. «Поиски себя» неизменно сопровождаются интересом к изучению истории своей семьи, переживание события прошлого - накладывают отпечаток на будущее. Таким образом, семейная микрокультура имеет экзистенциальный аспект.
Одной из важных составляющей семейной микрокультуры являются традиции. Описывая традиции, исследователь С.В. Голубев писал, что вмногопоколенных традициях присутствует сакральность, поэтому они формируют «надындивидуальный» критерий личности, формирующий внутренний смысловой стержень[1, с.241-243].
Семейные обычаи, ритуалы выполняют стержневую и генетическую функцию организации общественной жизни, обеспечивающей устойчивое существование и развитие индивида. Социо-культурное наследие в виде семейной микрокультуры возникло из исторических условий и жизненных потребностей человечества и является глубинной составляющей жизни.
Межпоколенная передача накопленного опыта определяет мировоззренческие регулятивы и ориентации социокультурного развития современного человека в эпоху культурно-цивилизационных вызовов.
Таким образом, семейная микрокультура задает вектор социокультурного развития личности в целом, а именно формирует сознание, где прошлое служит ресурсом для аккумуляции энергии своего народа и источником совершенства будущего[7, с.87].
Отказ, отчуждение от многовековых устоявшихся традиций, от своих корней приводят к нестабильности всех общественных институтов, а это в свою очередь к неопределенности условий современного существования личности.
Наиболее яркий в этом отношении пример - зарубежная гендерная политика, направленная на установление равенства между мужчиной и женщиной. Она радикальным образом меняет нормы и стандарты жизни, откладывая отпечаток на многие жененные ориентиры. Гендерные трансформации характеризуются размыванием полоролевой структуры общества, легитимностью однополых связей, «Чайлдфри» - сознательным отказом от материнства, отказом от семейных обязательств[2]. Ситуации отклонения от принятых стандартов оказывает дезориентирующее влияние на личностные установки человека.
Под влиянием тенденций отрыва от коллективных традиций появляется массовое явление флешмоб и его разновидности (фан-моб, экстрим-моб, танцевальный флешмоб и др.).Флешмоб, как массовое коллективное выполнение какого-то действия, не имеющего смысла, по нашему мнению, можно объяснить фразой Е.Е. Сапоговой «тоской по определенности и простоте»[5, с.37]. Таким образом, современное общество восполняет нехватку определенных переживаний, знаний о принадлежности к некоторым общностям.
В условиях глобальной нестабильности семейная микрокультура выступает как стабилизирующая устойчивая основа не только отдельной личности, но и семьи и общества в целом.
Поэтому мы провели структурный анализ семейной микрокультуры как ценностно-ориентирующего базиса, обеспечивающего устойчивое развитие личности в эпоху нестабильности.
Сложную конфигурацию изучаемого феномена «Семейная микрокультура» мы представили в виде 4 частей: «Семейные традиции», «Семейно-родственные связи», «Предметно-пространственный мир семьи» и «Устное и письменное нарративноесемейное творчество».
Блок «Семейные традиции».
Традиции и обряды,как семейное культурное наследие, служат базисными основаниями для сохранения значимого опыта и ценностно-смысловых ориентиров, воспроизводящихся в каждом последующем поколении. В исторически изменчивых условиях степень интеграции традиций определяет будущее социальных институтов. Компонентами этого блока являются все виды семейных традиций и способы приобщения к ним.
Блок «Семейно-родственные связи».
В этот блок мы включили компоненты семейной микрокультуры, которые формируют у членов малой группы ощущение стабильности, надежности, чувство принадлежности к
данной общности. Это - наследственность, фамильное сходство, семейные закономерности, темперамент, семейные приметы, предчувствия и т.п.
Блок «Предметно-пространственный мир».
Совместное проживание является отождествлением себя с семейной группой. Предметно-пространственный мир кодирует многопоколенный семейный опыт, опосредованно направляя деятельность человека. Эта часть семейной микрокультуры включает: интерьер и символику «домашности», семейные реликвии и фотографии, иконы, места, где семья сплачивается.
Блок « Устное и письменное нарративное семейное творчество».
Текстовое пространство микрокультуры отображается в семейных биографических рассказах, преданиях, устных рассказах (меморатах), письменных зафиксированных семейных воспоминаниях (хроникатах), школьных сочинениях и т.п.
На основе выявленных блоков нами был составлен авторский опросник для исследования семейной микрокультуры. Каждый блок включает 10 утверждений, итого в опроснике 40 компонентов семейной микрокультуры. Примеры утверждений:
1. В нашей семье есть вещи, хранимые как память о прошлом. Например, иконы, книги, свадебное платье и т.п.
2. Я знаю и интересуюсь родиной своих предков.
3. В нашей семье есть фирменные семейные блюда, преходящие из поколения в поколение.
4. У нас в семье одна и та же судьба, мы все отражение друг друга.
5. Семейный альбом в нашей семье - это рассказ об истории рода.
Таким образом, в условиях нестабильности социокультурного развития становится актуальным стабилизирующий, ценностно-ориентирующий, культурно-созидающий
потенциал семейной микрокультуры.
Литература
1. Голубев С. В. Об одном «глобальном риске» современности // Философия в Беларуси и перспективы мировой интеллектуальной культуры: материалы Междунар. науч. конф. к 80-летию Института философии НАН Беларуси (Минск, 14-15 апр. 2011 г.). Минск, 2011 С. 240-242
2. Ковалева Н.П. Исследование семьи как фактора становления половой идентичности: постановка проблемы //Вестник поморского Университета, 2009. С. 135-138
3. Разумова Е.А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М., 2001. С.375.
4. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. Уч. пос. для высшей школы. М.: Академический проект, 2004. С. 496.
5. Сапогова Е.Е. Экзистенциально - психологические аспекты переживания «ностальгии» без памяти//Проблемы современного образования. 2019. №2. С. 28 - 45.
6. Сергеева Н.Н. Кризис Личностной Идентичности В Культуре Постмодерна //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология искусствоведение. Вопросы теории и практики. №8,2017. С.174-176
7. Толстых В. И. Традиция // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010 Т. 4. С. 87-88