Научная статья на тему 'СЕМАНТИКА ТЕРМИНА "МОДЕЛИРОВАНИЕ" В ПРИЗМЕ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ'

СЕМАНТИКА ТЕРМИНА "МОДЕЛИРОВАНИЕ" В ПРИЗМЕ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каримов Артур Маратович

Обобщая семантику термина «моделирование» сквозь призму спортивной тренировки и опираясь на принцип системности, автор выделяет этапы моделирования, способствующие разработке путей практической реализации решения конкретных задач управления, возникающих при использовании моделей в тренировочной и соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каримов Артур Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS OF THE TERM MODELING IN PRISM THEORY OF SPORTS TRAINING

Generalizing semantics of the term “modeling” through a prism of sports training, and, leaning on a principle system, the authors excrete stages of modeling promoting development of pathes of practical realization of the decision of concrete problems of management, models, arising at use, in training and competitive activity.

Текст научной работы на тему «СЕМАНТИКА ТЕРМИНА "МОДЕЛИРОВАНИЕ" В ПРИЗМЕ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ»

СООБЩЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ (BY YOUNG SCIENTISTS)

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2015. № 1. С. 80-82.

УДК 796.015 ББК 75.1

СЕМАНТИКА ТЕРМИНА «МОДЕЛИРОВАНИЕ» В ПРИЗМЕ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

А. М. Каримов

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Обобщая семантику термина «моделирование» сквозь призму спортивной тренировки и опираясь на принцип системности, автор выделяет этапы моделирования, способствующие разработке путей практической реализации решения конкретных задач управления, возникающих при использовании моделей в тренировочной и соревновательной деятельности.

Ключевые слова: системный подход, модель, моделирование.

В последние десятилетия в различных сферах человеческой деятельности широко и плодотворно используется системный подход. Последний представляет собой конкретизацию основополагающих принципов диалектики — принципа всеобщей связи и взаимозависимости явлений и процессов действительности и принципа постоянности движения, развития [1]. Системный подход позволяет не только выделить различные компоненты, структуру и функции системы, но и связать их в единое целое. Одним из актуальных методов исследования систем в спорте является моделирование.

Материалы и методы исследования. Исторический анализ литературы показывает, что в термин «модель» вкладывают различный смысл даже в пределах одной научной дисциплины. Всего было проанализировано и обобщено более 50 научных работ и публикаций по проблеме становления и развития системного подхода в образовании. Также изучались работы по управлению и моделированию систем разного плана (биологического, психологического, педагогического и т. д.). Анализируя сферы применения системного подхода и моделирования в разных сферах деятельности людей, мы отметили, что подобное применение не составляет исключение и в спортивной деятельности. В связи с этим авторами уделялось внимание основным подходам к пониманию моделирования в спортивной тренировке. В список литературы к данной работе было решено включить лишь те публикации, с ссылкой на которые мы построили логику рассуждений

в настоящей статье и в публикуемой нами части теоретического исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Все термины, определяющие понятие «модель», происходят от латинского слова «модулюс», французского «моделе», итальянского «моделле», что означает «мера», «образец», «эталон», «стандарт». В первоначальном применении в спорте данный термин отождествлялся с понятием, именуемым в психологии «установкой» [5]. К настоящему времени выявились следующие позиции в понимании термина «модель». Многие специалисты рассматривают его как синоним понятия «образец» [2; 3; 6]. В данном понимании на первый план выдвинут статический аспект, характерный для технических научных дисциплин. При изучении человека «модель» рассматривается как образец не статического, а динамического явления. В связи с этим с содержательной стороны «модель» в спорте должна отражать процессы функционирования, развития, обучения, тренировки, подготовки [2; 4].

Наиболее распространённым сегодня в спортивной науке пониманием термина «моделирование» является исследование объектов познания и уточнения характеристик и оптимизации процесса спортивной подготовки и участия в соревнованиях. Таким образом, анализ специальной литературы позволяет сделать ряд обобщений. По мнению подавляющего числа авторов, в области спортивной тренировки модели выполняют следующие функции: 1) используются в качестве заменителя объекта с тем, чтобы полу-

Семантика термина «моделирование» в призме теории спортивной тренировки

81

чить при исследовании на модели новые сведения о самом объекте; 2) оказываются полезными для обобщения эмпирических знаний, выявления закономерных связей разнообразных процессов и явлений в данной области; 3) оказывают существенное влияние на перевод экспериментально проведённых научных работ в практическую сферу спорта.

На основании вышесказанного и опираясь на методологию современного научного познания в теории спортивной тренировки считаем возможным заключить, что в процессе спортивного моделирования целесообразно выделить следующие этапы:

I этап носит поисковый характер и связан с созданием общих представлений о модели того или иного объекта или процесса, разработкой исходной модели, которая является общей схемой и носит гипотетический характер.

II этап имеет познавательный характер и представляет собой единство практической и теоретической деятельности, направленной на работу с моделями.

III этап предполагает творческий анализ результатов мысленного и реального исследования моделей, их включение в более общую систему знаний, разработку путей практической реализации для решения задач управления, возникающих при использовании данной модели в тренировочной и соревновательной деятельности.

Вывод. Анализ семантики термина «моделирование» сквозь призму спортивной тренировки позволяет выделить этапы моделирования в спорте, способствующие разработке путей практической реализации решения конкретных задач управления, возникающих при использовании моделей в тренировочной и соревновательной деятельности.

Список литературы

1. Афанасьев, В. Г Системность и общество / В. Г Афанасьев. - М. : Изд-во полит. лит., 1980. - 330 с.

2. Елисеев, Е. В. Помехоустойчивость как функциональная система, регулирующая психофизиологические механизмы адаптации спортсмена : дис. ... д-ра биол. наук : 03.00.13 / Е. В. Елисеев.- Челябинск, 2001. - 375 с.

3. Елисеев, Е. В. Факторы роста физической работоспособности единоборцев в динамике их физического развития и подготовленности / Е. В. Елисеев, М. В. Трегубова, Д. С. Абрамов // Фундамент. ис-след. - 2014. - № 1-1. - С. 55-58.

4. Игуменов, В. М. Понятие «модель» спортивного противоборства, его научный и практический смысл / В. М. Игуменов, Р. А. Пилоян, Г. С. Туманян // Теория и практика физ. культуры. - 1986. - № 9. -С. 24-26.

5. Кургузов, Г. В. Модели физической подготовленности боксёров-юниоров / Г. В. Кургузов // Олимп. бокс сегодня : тез. докл. междунар. науч. симп., Москва, 29 сент. 1989 г. / ВНИИФК. - М. : Совет. спорт, 1998. - С. 11-13.

6. Попова, Т. В. Системные изменения в организме школьников с сенсорными нарушениями при воздействии коррекционно-оздоровительных программ / Т. В. Попова, Е. Г. Кокорева // Систем. интеграции в здравоохранении. - 2008. - № 2 (2). - С. 50-54.

Сведения об авторе

Каримов Артур Маратович — аспирант кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. salage@bk.ru

82

A.M. KapuMOB

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2015. № 1. P. 80-82.

SEMANTICS OF THE TERM MODELING IN PRISM THEORY OF SPORTS TRAINING

A. M. Karimov

Graduate Student of Physical Education and Sport Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. salage@bk.ru

Generalizing semantics of the term "modeling" through a prism of sports training, and, leaning on a principle system, the authors excrete stages of modeling promoting development of pathes of practical realization of

the decision of concrete problems of management, models, arising at use, in training and competitive activity.

Keywords: the systemic approach, model, modeling.

References

1. Afanasjev V.G. Sistemnostj i obthestvo [Systematic and Society]. Moscow, Izdateljstvo politicheskoyj lit-eraturih, 1980. 330 p. (In Russ.)

2. Eliseev E.V. Pomekhoustoyjchivostj kakfunkcionaljnaya sistema, reguliruyuthayapsi, khofiziologicheskie mekhanizmih adaptacii sportsmena [Noise immunity as a functional system, regulating physiological mechanisms of adaptation athlete] (Dissertation for the degree of Doctor of Biology). Chelyabinsk, 2001. 375 p. (In Russ.)

3. Eliseev E.V., Tregubova M.V. and Abramov D.S. Faktorih rosta fizicheskoyj rabotosposobnosti edi-noborcev v dinamike ikh fizicheskogo razvitiya i podgotovlennosti [Growth factors, physical performance edi-nobortcev in the dynamics of their physical development and readiness]. Fundamental Research. 2014. No 1-1. P. 55-58. (In Russ.)

4. Igumenov V.M., Piloyan R. A. and Tumanyan G.S. Ponyatie «Modelj» sportivnogo protivoborstva, ego nauchnihyj i prakticheskiyj smihsl [The concept of "model" sporting confrontation, his scientific and practical significance]. Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih [Theory and Practice of Physical Culture]. 1986. No 9. P. 24-26. (In Russ.)

5. Kurguzov G.V. Modeli fizicheskoyj podgotovlennosti bokserov-yuniorov [Models of physical fitness boxers juniors]. Olimpiyjskiyj boks segodnya. Abstracts of the international scientific ismpoziuma. Moscow, Sovetskiyj sport, 1998. P. 11-13. (In Russ.)

6. Popova T.V. and Kokoreva E.G. Sistemnihe izmeneniya v organizme shkoljnikov s sensornihmi narush-eniyami pri vozdeyjstvii korrekcionno-ozdoroviteljnihkh programm [Systemic changes in the body of pupils with sensory impairments when exposed to correctional and health programs]. Sistemnihe integracii v zdra-vookhranenii [System integration in healthcare]. 2008. № 2 (2). P. 50-54. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.