Научная статья на тему 'СЕМАНТИКА СВОЙСТВ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

СЕМАНТИКА СВОЙСТВ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИКА / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СМЫСЛОЖИЗНЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дьяков Сергей Иванович

Рассмотрена проблема мотивационно-ценностной самоорганизации студентов-психологов в аспекте оптимизации профессиональной направленности. Проблема самореализации личности раскрывается в аспекте современной общенаучной методологии синергетики. Раскрытые семантические свойства ценностей показали, что осмысленность в целеполагании жизнедеятельности и интегральная оценка жизни характеризует оптимальный выбор профессиональной направленности. Студентам-психологам свойственны ценностные ориентации, направленные на физическую активность, увлечения, профессиональную жизнь и общественную активность, которые способствуют профессиональной и социальной самореализации. Однако ценности образования, а также семьи менее актуальны в их выборе. Данная иерархия связана с семантикой признания и индивидуальных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS OF THE PROPERTIES OF MOTIVATIONAL-VALUE SELF-ORGANIZATION IN THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF PSYCHOLOGY STUDENTS

The problem of motivational and value self-organization of students-psychologists in aspect of optimization of professional orientation is considered. The problem of self-realization of the personality reveals in aspect of modern general scientific methodology of synergetic. Semantic properties of values are disclosed showed that the intelligence in goal-setting of activity and integrated assessment of life characterizes the optimum choice of professional orientation. The value orientations directed to physical activity, hobbies, professional life and public activity which promote professional and social self-realization are peculiar to students-psychologists. However, education values and also families are less relevant in their choice. This hierarchy is connected with semantics of recognition and individual values.

Текст научной работы на тему «СЕМАНТИКА СВОЙСТВ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

202//2 ■

С. И. Дьяков

УДК 159.9.072

СЕМАНТИКА СВОЙСТВ

МОТИВАЦИОННО-

ЦЕННОСТНОЙ

САМООРГАНИЗАЦИИ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Проблема профессионального становления и личностного развития молодежи является актуальной как в государственном масштабе, так и для каждого конкретного человека. Качественная профессиональная подготовка студентов предусматривается требованиями ФГОС в развитии профессиональных компетенций. Вместе с тем студенческая сфера жизни раскрывается в становлении ценностных и мировоззренческих позиций молодежи.

Исследователи рассматривают профессиональную направленность в аспекте мотива-ционно-ценностных ориентаций в самореализации личности (Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.). Профессиональные ценности составляют смысловые конструкты целеполагания и определяют профессиональные стремления и успешность [9]. Правильный выбор профессии способствует получению удовлетворенности жизнью, тогда как в обратном случае - негативно отражается на результатах труда, приводит к преждевременному профессиональному выгоранию [7; 10]. Удачный выбор профессии ориентирован на личностные смысловые позиции, интересы и цели, отражает ценности и соответствует возможностям индивида. Такой выбор способствует оптимальной мотивации, «потоковым» переживаниям и повышает продуктивность профессиональной деятельности.

Проблема смысла жизни рассматривается в работах В. Франкла, Д. А. Леонтьева, И. Г. Жуковой и других исследователей. Воп-

росы профессиональной направленности личности раскрыты Е. А. Климовым, Н. С. Пряж-никовым, П. А. Шавир и др. Однако недостаточно освещенной в психологической науке остается проблема взаимосвязи ценностной семантики [1] с аспектами профессиональной направленности [16; 18 и др.]. Проблема исследования также обусловлена противоречием между объективной потребностью государства в определенных кадрах, растущей в условиях бюджетного дефицита, недостаточной изученностью степени осознанности молодежью своего профессионального выбора в соответствии с собственной ценностно-смысловой самоорганизацией в аспекте самоактуализации [13; 17 и др.]. Современные отечественные и зарубежные научные публикации также отражают поднятую нами проблему [4; 5; 8; 12; 14; 15]. Цель исследования - выявить семантику мотива-ционно-ценностной самоорганизации в аспекте оптимизации профессиональной направленности студентов-психологов.

Семантика выступает межотраслевой областью науки и рассматривается нами как критерий исследования, связанный с характеристиками значения и смысловой наполненности конструктов индивидуального опыта [1; 5]. Мотивационно-ценностная самоорганизация личности раскрывается в аспекте современной общенаучной методологии синергетики [8] как система, самоорганизовывающаяся в процессе накопления жизненного опыта человеком вследствие взаимодействия с другими системами: социальными, техническими и др.

Теоретическую основу исследования составляют положения и концепции: профессиональных способностей (Н. А. Аминов, О. А. Голубева, Ф. М. Гоноболин, Г. А. Ковалев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др. [10, 11]); профессиональной акмеологии (А. А. Бодалев

[2], А. А. Деркач, В. Г. Зазикин, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. А. Реан, В. Д. Шадриков и др.); мотивации деятельности (В. К. Вилюнас

[3], Е. П. Ильин [6], Ж. Ньюттен, В. А. Роме-нец, X. Хекхаузен и др.); психологической сущности феномена смысла жизни и смы-

сложизненных ориентациях (Д. А. Леонтьев, В. Франкл и др.).

Методы исследования: анализ научных источников по проблеме; интервью; тестирование: смысложизненных ориентаций (СЖО, Д. А. Леонтьев); профессиональной направленности (Дж. Холланд, модификация А. А. Аз-бель); направленности личности Б. Басса; ценностных ориентаций (М. Рокича); морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Со-пов, Л. В. Карпушина); методы математической статистики: описательная статистика, корреляционный анализ (SPSS-24).

Выборку исследования составили 75 студентов отделения психологии СевГУ 3-5 курсов (возраст 18-23 лет).

Результаты методики смысложизненных ориентаций «СЖО» наглядно представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Гистограмма средних показателей СЖО (в %).

Оценка «Цели жизни». Для студентов в целом характерна целенаправленность. Это подтверждено результатами качественного анализа данных интервьюирования студентов. Типичными ответами студентов на вопросы «Ставите ли Вы цели на перспективу жизни? Если «да», то с чем они связаны и определяете ли вы временную перспективу реализации этих целей?» Пример:

1. Лиза К.: «Да, часто. Цели связаны с построением семьи, устройством на работу, рождением ребенка, карьерой. Я ориентируюсь во временной перспективе достижения целей».

2. Влад Л.: «Я точно знаю, кем я хочу стать и каким быть. Поэтому основные цели в жизни я ставлю. Они связаны со смыслами жизни. Промежуточные сроки достижения тех или иных результатов я планирую к кон-

кретным срокам, а основные - менее точно, скорее приурочиваю их к событиям. Ну, например, устроится на работу по профессии я планирую до создания семьи, а цель стать квалифицированным психологом я планирую на пять лет».

Оценка «Процесса жизни». Студенты планируют работать по специальности, быть психологом. Они с интересом относятся к будущей работе, чувствуют в ней смысл. Интервью подтвердило это заключение. Например, на просьбу представить себя молодым специалистом после окончания вуза и описать этот образ значительное большинство студентов, планирующих работать психологом, увлеченно описывали себя в офисе или кабинете в качестве знающего специалиста, помогающего клиентам, вполне удовлетворенного жизнью, развивающегося и задумывающегося о дальнейшей перспективе профессионального продвижения. Единичные респонденты, не определившиеся с направлением своей работы, описывали свой образ как профессионала в будущем неуверенно и неопределенно.

Оценка «Результативности жизни». Студенты оценивают свою жизнь как результативную и осмысленную. В интервью на вопрос «Как вы оцениваете результативность прожитого времени с момента поступления в университет?» ответы были двух планов. Первые оценивали безусловно позитивно, а вторые - несколько критично, сожалея о некоторых упущенных возможностях, но удовлетворенно с надеждой что-то наверстать в ближайшем будущем. Например:

1. Мария Т.: «Обучение психологии принесло необходимые знания, важный опыт и уверенность в себе». Студентка описала, какие предметы, дополнительные занятия и какие виды практики особенно повлияли на становление ее как профессионала.

2. Марина В.: «Время, потраченное на обучение, прошло не зря. Обрела значительный опыт. Смогу работать психологом».

Оценка «Локуса контроля». Студентам характерна свобода выбора, представление о себе как о сильной личности. В интервью на вопрос о выборе сферы деятельности Вале-

202//2 ■

(Ш\

рия О. ответила: «Да буду психологом. Буду набираться опыта, развивать способности в консультировании, проведении тренингов». Студенты чувствуют способность контролировать свою жизнь, принимать решения и воплощать их в жизнь. В интервью Михаил К. ответил: «Все зависит не только от условий, но и от нас. Можно устроиться по смежной специальности - менеджером по кадрам, можно поискать счастья в другом городе, можно подучиться и заняться психоконсультированием или пойти работать психологом в школу».

Результаты теста Рокича «Ценностные ориентации» получены с целью уточнения данных СЖО. Качественный анализ проиллюстрировал основные аспекты. Анализ терминальных ценностей (рис. 2).

Терминальные ценности студентов-психологов

.11111

/ // «<? /V

V /V /V

Рис. 2. Распределение терминальных ценностей студентов-психологов (средний ранг)

Высокий ранг занимают здоровье, любовь, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе, активная деятельная жизнь. У большинства студентов-психологов высокий ранг занимают ценности: активная деятельностная жизнь и уверенность в себе, что совпадает с результатами теста СЖО и определяет профессиональную активность. Также индивидуальные ценности (здоровье, материально обеспеченная жизнь, активная деятельная жизнь, уверенность в себе) занимают значимые позиции.

В сфере инструментальных ценностей актуальны воспитанность, образованность, ответственность, честность, жизнерадостность, независимость, (рис. 3). Низкий ранг значимости присущ таким ценностям, как непримиримость к недостаткам в себе и других,

высокие запросы, чуткость, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, исполнительность, эффективность в делах.

Рис. 3. Характеристика инструментальных ценностей студентов-психологов (средний ранг).

Инструментальные ценности определяют позиции: эстетические, профессионального самоопределения, индивидуальные и интеллектуальные. Для студентов-психологов характерны ценности достижения, самостоятельности, безопасности, которые отражают профессиональную семантику направленности.

Полученные данные были подтверждены в интервью. На предложение перечислить пять основных качеств, которые необходимы студенту-психологу как будущему специалисту, характерными были следующие ответы:

1. Влада В.: «Оптимизм, целеустремленность, нравственность, культура, ответственность за свою судьбу».

2. Татьяна С.: «Честность, профессиональная эрудированность, воспитанность, позитивность, самостоятельность».

3. Петр З.: «Жизнерадостность, умение принимать ответственность на себя, этичность, активность, мудрость».

Несмотря на некоторые отличия в формулировании целей студентами-психологами, в них выделяется ценностное ядро.

Морфологический тест жизненных ценностей выявил результаты, представленные на рис. 4. Они позволили констатировать, что «Сфера физической активности» занимает

первое место в иерархии ценностей жизненных сфер у студентов-психологов (24,14 б.).

Рис. 4. Показатели жизненных ценностей.

Анализ «Сферы увлечений» (20,64), «Сферы профессиональной жизни» (20,47) и «Сферы общественной активности» (20,38) показал, что студентам свойственны хобби-увлечения, и они способствуют профессиональной и социальной самореализации. Однако «образование» не занимает должного места в их выборе, как и «семейная жизнь». В интервью выявлено, что эти данные объясняются тем, что они удовлетворены обучением в вузе и включены в эту деятельность, а проблема создания семьи у значительной части респондентов оказалась неактуальной «до окончания вуза».

В иерархии жизненных ценностей доминирующей является ценность «собственный престиж» (41,22 балла). Это указывает на то, что у испытуемых в высокой степени присутствует стремление к признанию. Этот показатель был выражен и в результатах теста Рокича. Второе место - потребность «Развитие себя» (40,84 баллов), что соответствует результатам предыдущих тестов. У исследуемых выражено стремление к самопознанию, саморазвитию. Ценности «Достижения» (40,44 баллов) и «Материальное благосостояние» (40,57 баллов) также актуальны для студентов-психологов.

Результаты исследования профессиональной направленности студентов-психологов представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Диаграмма данных методики Басса (процентный показатель).

Студенты, ориентированные на взаимодействие, указывают, что свои личные дела и успехи связывают с коллективом, считают потребность в общении важной. Преобладание деловых мотивов связывают с высоким уровнем ответственности.

Особенности профессиональной направленности изучены с помощью методики Дж. Холланд (рис. 6). Для студентов-психологов свойственны социальный и художественный типы направленности.

Рис. 6. Диаграмма данных методики Дж. Холланд (в %).

Корреляционный анализ (Спирмена) показал статистически значимые результаты: профессиональная направленность связана с целеполаганием (СЖО, 0,67), а также интегральной оценкой жизни (СЖО, 0,75). Следовательно, высокий показатель осмысленности жизни характерен для студентов-психологов, которые выбрали свою будущую специальность как актуальную.

Самореализация личности во многом связана с профессиональным утверждением. Поэтому правильный выбор профессии дает возможность актуализировать внутренние потенциалы и создать мотивацию самоорганизации жизнедеятельности. Результаты исследования показали, что осмысленность в целепо-лагании жизнедеятельности, а также целостная оценка жизни характеризуют оптимальный выбор профессиональной направленности. Студентам-психологам свойственны ценностные ориентации, направленные на физическую активность, увлечения, профессиональную жизнь и общественную активность, которые способствуют профессиональной и социальной самореализации. Однако ценности образования, а также семьи менее актуальны в их выборе. Данная иерархия связана с семантикой признания и индивидуальных ценностей.

202//2 ■

я

АННОТАЦИЯ

Рассмотрена проблема мотивационно-ценностной самоорганизации студентов-психологов в аспекте оптимизации профессиональной направленности. Проблема самореализации личности раскрывается в аспекте современной общенаучной методологии синергетики. Раскрытые семантические свойства ценностей показали, что осмысленность в целеполагании жизнедеятельности и интегральная оценка жизни характеризует оптимальный выбор профессиональной направленности. Студентам-психологам свойственны ценностные ориентации, направленные на физическую активность, увлечения, профессиональную жизнь и общественную активность, которые способствуют профессиональной и социальной самореализации. Однако ценности образования, а также семьи менее актуальны в их выборе. Данная иерархия связана с семантикой признания и индивидуальных ценностей.

Ключевые слова: семантика, мотива-ционно-ценностная самоорганизация, профессиональная направленность, смысложизнен-ная ориентация.

SUMMARY

The problem of motivational and value self-organization of students-psychologists in aspect of optimization of professional orientation is considered. The problem of self-realization of the personality reveals in aspect of modern general scientific methodology of synergetic. Semantic properties of values are disclosed showed that the intelligence in goal-setting of activity and integrated assessment of life characterizes the optimum choice of professional orientation. The value orientations directed to physical activity, hobbies, professional life and public activity which promote professional and social self-realization are peculiar to students-psychologists. However, education values and also families are less relevant in their choice. This hierarchy is connected with semantics of recognition and individual values.

Key words: semantics, motivational and value self-organization, professional orientation, life-meaning orientations.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. - М.: Изд. МГУ, 1980. -128 с.

2. Бодалев А. А., Васина Н. В. Акмеоло-гия. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? - СПб.: Речь, 2010. - 224 с.

3. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

4. Дьяков С. И. Психосемантика самоорганизации человека как субъекта жизни. Основы психологии субъекта: монография. -СПб.: Проспект Науки, 2016. - 680 с.

5. Дьяков С. И. Мотивационно-ценност-ные конструкты самоорганизации личности в смысловом пространстве образования // Наука для образования сегодня. - 2021. - Т. 11. -№ 1. - С. 75-91.

6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. -СПб.: Питер, 2002. - 512 с.

7. Климов Е. А. Психология профессионала. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.

8. Леонтьев Д. А. Синергетика и личность: к неравновесной персонологии // Методология и история психологии. - 2018. -Вып. 3. - С. 96-104.

9. Марголис А. А., Сафронова М. А., Панфилова А. С., Шишлянникова Л. М. Апробация инструментария оценки сформирован-ности профессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20. - № 5. - С. 7792.

10. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Просвещение, 1996. -308 с.

11. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта; МПСИ, 1998. - 380 с.

12. Селиванова З. К. О жизненных целях и профессиональных предпочтениях старших подростков [Электронный ресурс] // Социологические исследования. - 2017. -№ 5. - С. 51 - 56. - ШкШр5://екЪшу.п1/йетаф? id=29276827.

13. Серафимович И. В., Беляева О. А. Ценностные ориентации различных групп

участников образовательных отношений: социально-психологический аспект // Интеграция образования. - Т. 23. - № 2. - 2019. -С. 232-246.

14. Inoguchi T., Le L.T.Q. Global Citizens' Preferences for Value Orientation. In: The Development of Global Legislative Politics // Trust (Interdisciplinary Perspectives). - vol. 3. -Springer, Singapore. - 2020. - pp. 25-31.

15. Knutsen O. Socio-structural Variables and Value Orientations. In: Social Structure, Value Orientations and Party Choice in Western Europe // Palgrave Studies in European Political Sociology. - Palgrave Macmillan, Cham. -2018. - pp. 59-110.

16. Livazovic G., Matic M. Sociodemgrap-hic characteristics and value orientations in adolescence // Curr Psychol. - 2018.

17. Roest A. C., Dubas J. S., & Gerris J. M. Value Transmissions between Fathers, Mothers, and Adolescent and Emerging Adult Children: The Role of the Family Climate // Journal of Family Psychology. - 2009. - № 23. - P. 146-155.

18. Schwartz S. H. Cultural and Individual Value Correlates of Capitalism: A Comparative Analysis // Psychological Inquiry. - 2007. -Pp. 52-57.

С. Е. Черная

УДК 159.9:316.6

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ МАРГИНАЛЬНОСТИ: ВСЕ ДАЛЬШЕ ОТ ПСИХОЛОГИИ

цы-основатели концепции маргинальной личности Р. Э. Парк [1], а затем Э. Стоун-квист [2] рассматривали маргинальность

исключительно в социокультурном аспекте, полагая, что «маргинальный человек» (marginal man) - это определенный тип личности с характерными формами поведения. По разным причинам «маргинальный человек» оказывается на периферии двух или более культур и (опять же по разным причинам) не способен полностью включиться ни в одну из них. Основаниями для пребывания в маргинальной ситуации (маргинальном статусе, как принято говорить сейчас) в начале ХХ века могла быть расовая или этническая неоднородность происхождения - «расовые гибриды»: евразийцы Индии, «цветные» в Южной Африке и на Ямайке, мулаты в Соединенных Штатах, индоевропейцы о. Ява, смешанное население Бразилии и проч.). Либо «культурные гибриды», например, мигранты, пока они не интегрировались в принимающую культуру, либо не ассимилировались. Это могут быть и люди, формально поменявшие статус и вознесенные социальными лифтами вверх - парвеню, или теми же социальными лифтами деклассированные, низвергнутые, однако, независимо от направления социальной мобильности, не сумевшие приспособиться к новой социальной или социокультурной ситуации и «как бы», «фантомно» и отчасти пребывающие в прошлой жизни.

Р. Э. Парк отмечал не только наличие культурного контакта, но и культурного конфликта в появлении этого типа личности. Маргинальный человек, по Парку, - тот, кого судьба осудила жить в двух обществах и в двух не только разных, но антагонистических культурах. Этот антагонизм существовал дважды - в общественных отношениях и на уровне индивидуальной личности, вне и внутри маргинального человека. С одной стороны, он был продуктом культурных конфликтов, вызванных завоеванием, вторжением и миграцией. В раннем описании глобализации Парк предположил, что «огромное расширение Европы за последние четыреста лет» принесло повсюду взаимопроникновение народов и слияние культур и в маргинальном человеке отражен «тип личности, если не полностью новый, то во всяком случае, особенно характерный для современного мира».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.