Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые ориентации студентов-мусульман как фактор противодействия идеологии экстремизма и терроризма'

Ценностно-смысловые ориентации студентов-мусульман как фактор противодействия идеологии экстремизма и терроризма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УРОВЕНЬ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ИСЛАМСКИЙ ВУЗ / ИСЛАМ / LIFE ORIENTATION / LEVEL OF MEANINGFULNESS OF LIFE / VALUE ORIENTATIONS / RELIGIOUS PERSONALITY / STUDENT / ISLAMIC UNIVERSITY / ISLAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касимова Анастасия Валериановна

В статье приводятся результаты эмпирического изучения ценностно-смысловых ориентаций студентов-мусульман, обучающихся в высших учебных исламских заведениях Республики Татарстан (N=60). Анализируются данные выполнения теста «Смысло-жизненные ориентации» Д.А. Леонтьева и методики «Ценностные ориентации». Показано, что смысло-жизненные ориентации студентов мусульман развиты на высоком уровне. Они позиционируют себя, как удовлетворенных прожитой и настоящей своей жизнью, имеющих определенные цели на будущее, реализацию которых подкрепляют своей личной ответственностью. Применительно к ценностной сфере конкретные ценности у студентов-мусульман превалируют над абстрактными; ценности профессиональной самореализации находятся в равновесии с ценностями личной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS OF STUDENTS- MUSLIMS AS A FACTOR OF COUNTERACTION OF IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM

The article presents the results of empirical study of value-semantic orientations of Muslim students enrolled in Islamic educational institutions of the Republic of Tatarstan (N=60). Analyzed the data executing the test "Meaning-life orientation" D. A. Leontiev and methodology "Value orientation". It is shown that the meaning-life orientations of students are Muslims developed at a high level. They position themselves as satisfied past and present of his life, have certain goals for the future, the implementation of which reinforce my personal responsibility. In relation to the value field specific values of Muslim students prevail over the abstract; the values of professional self-realization are in balance with the values of personal life.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые ориентации студентов-мусульман как фактор противодействия идеологии экстремизма и терроризма»

УДК 159.9.072.432

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

СТУДЕНТОВ-МУСУЛЬМАН КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

А.В. Касимова

Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирического изучения ценностно-смысловых ориентаций студентов-мусульман, обучающихся в высших учебных исламских заведениях Республики Татарстан (N=60). Анализируются данные выполнения теста «Смысло -жизненные ориентации» Д.А. Леонтьева и методики «Ценностные ориентации». Показано, что смысло-жизненные ориентации студентов мусульман развиты на высоком уровне. Они позиционируют себя, как удовлетворенных прожитой и настоящей своей жизнью, имеющих определенные цели на будущее, реализацию которых подкрепляют своей личной ответственностью. Применительно к ценностной сфере конкретные ценности у студентов-мусульман превалируют над абстрактными; ценности профессиональной самореализации находятся в равновесии с ценностями личной жизни.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, уровень осмысленности жизни, ценностные ориентации, религиозная личность, студенты, исламский вуз, ислам.

VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS OF STUDENTSMUSLIMS AS A FACTOR OF COUNTERACTION

OF IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM

A. Kasimova

Abstract. The article presents the results of empirical study of value-semantic orientations of Muslim students enrolled in Islamic educational institutions of the Republic of Tatarstan (N=60). Analyzed the data executing the test "Meaning-life orientation" D. A. Leontiev and methodology "Value orientation". It is shown that the meaning-life orientations of students are Muslims developed at a high level. They position themselves as satisfied past and present of his life, have certain goals for the future, the implementation of which reinforce my personal responsibility. In relation to the value field specific values of Muslim students prevail over the abstract; the values of professional self-realization are in balance with the values of personal life.

Keywords: life orientation, level of meaningfulness of life, value orientations, religious personality, student, Islamic University, Islam.

Одним из самых интересных предметов для рассмотрения в современном гуманитарном дискурсе по праву можно считать особенности внутреннего мира религиозного человека. В современном обществе, для которого по-прежнему представляет большую опасность такие негативные явления, как экстремизм и терроризм, религия в ее традиционном варианте остается одним из немногих социальных институтов, выражающих гуманное отношение к человеку, дающих возможность сохранить нравственные устои, найти смысл жизни и личностную «точку опоры». В психологическом плане религия детерминирует формирование у личности определенной системы ценностно-смысловых ориентаций, определяющих отношение личности к жизни, к миру в целом и регулирующих ее сознательное поведение. И поскольку мировые религии в их традиционном каноническом ключе провозглашают базовые духовные и общечеловеческие ценности, то

вполне уместно предположить, что ценностно-смысловые ориентации религиозного человека выступают своего рода барьером на пути проникновения идеологии экстремизма и терроризма в сознание индивида.

Как верно подметил А.И. Юрьев, картина мира, мировоззрение, жизненная позиция, образ жизни - это константы психологической системы защиты человека от опасностей жизни, которые как скафандр водолаза защищают его при спуске под воду и «прорыв» этих констант сознания чрезвычайно опасен [4, с.133]. Вот почему вербовщики в экстремистские и террористические организации применяют неограниченные методы, приемы и средства воздействия на психическое состояние вербуемых для подмены их смысла, целей и ценностей на свои собственные. Иными словами, экстремизм и терроризм - это не столько борьба за власть, территорию, ресурсы и прочие блага, сколько за

содержание сознания человека в обстановке глобальных изменений в мире.

Ввиду того, что любая религия несет в себе определенное понимание места и роли человека в мире, можно полагать, что у личности с религиозным мировоззрением присутствует ясное понимание смысла собственной жизни, а общий уровень осмысленности жизни в целом высок. Также логично предположить, что ценностные ориентации религиозного человека,

придерживающегося определенной идейной доктрины, весьма структурированы и иерархизированы.

Программа эмпирического исследования

Выборка. Исследование было проведено в столице Республики Татарстан, г. Казани, весной 2017 г. Эмпирической базой выступили высшие учебные исламские заведения (РИУ, КИУ и др.). В исследовании приняли участие 60 студентов I -IV курсов в возрасте от 18 до 30 лет. Принадлежность респондентов к религии ислам определялась по субъективному (все студенты идентифицировали себя как практикующие мусульмане) и объективному (ответам на вопросы анкеты о степени погружения в религиозный культ или частоте обращения к религиозным действиям) критериям. Так, все респонденты соблюдали в обязательном порядке пять столпов ислама (пять столпов ислама включают пять действий, обязательных для правоверного мусульманина, среди которых: декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада (шахада); пять ежедневных молитв (намаз); пост во время месяца Рамадан (ураза); религиозный налог в пользу нуждающихся (закят); паломничество в Мекку (хадж)) и шесть столпов имана (вера мусульманина признается действительной при условии признания им всех шести столпов, а именно: вера в Аллаха, вера в ангелов, вера в Писания, вера в пророков, вера в судный день, вера в предопределение).

Методики. Для изучения смысло-жизненных ориентаций студентов-мусульман использовался тест «СЖО» Д.А. Леонтьева. Методика представляет собой адаптированную

русскоязычную версию теста «Цель в жизни» («Purpose-in-Life Test», PIL), созданного J.S. Crambaugh и L.T. Maholick. Тест смысложизненных ориентаций диагностирует степень осмысленности жизни в контекстах прошлого, настоящего и будущего, а также убеждение человека в том, что он сам может контролировать свою жизнь и что такой контроль возможен.

Для исследования системы ценностных ориентаций студентов-мусульман применялась методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), адаптированная А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым. Тест позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни».

Данные эмпирического исследования подверглись математико-статистической

обработке с использованием компьютерных программ.

Процедура. Общая инструкция (мотивировка) давалась респондентам в виде предложения принять участие в психологическом исследовании личности современных молодых мусульман. Участие в исследовании было добровольным. Участники обследовались индивидуально в свободное от занятий и ритуальных практик время. В общении со студентами приходилось использовать принцип «сходства» в одежде (ношение хиджаба), речи (на арабском языке) и пр.

Результаты и их обсуждение

Анализ результатов исследования смысложизненных ориентаций студентов-мусульман.

При оценке результатов по тесту «СЖО» мы руководствовались максимальными и минимальными значениями, которые можно получить по отдельным факторам. Поскольку данные значения для разных факторов различны, мы использовали таблицу [2, с.143], в которой выделены нормативные интервалы низких, средних и высоких показателей, см. табл. 1.

Таблица 1. - Нормативные значения для теста «СЖО» (в баллах)

Смысложизненные Значения Интервальная Значения

ориентации min max «единица» Низкие Средние Высокие

Цели в жизни 6 42 12 6 - 18 18 - 30 30 - 42

Процесс жизни 6 42 12 6 - 18 18 - 30 30 - 42

Результат жизни 5 35 10 5 - 15 15 - 25 25 - 35

Локус контроля - Я 4 28 8 4 -12 12 - 20 20 - 28

Локус контроля - Жизнь 6 42 12 6 - 18 18 - 30 30 - 42

Общий показатель 20 140 40 20 - 60 60 - 100 100 - 140

осмысленности жизни

Результаты исследования смысложизненных учебных исламских заведений представлены на

ориентаций студентов-мусульман высших рис. 1.

120 100 80 60 40 20 0

34,93 34,93

31,77

А?

27,63 27,63

А?

Ж

22,03

£

31,13

ш

ж

£

108,13

I

^ СГ

Рисунок 1. - Смысложизненные ориентации студентов-мусульман (в баллах)

Как видно из приведенной диаграммы, для студентов-мусульман свойственны высокие значения по всем показателям теста. Что позволяет нам охарактеризовать испытуемых, как ощущающих продуктивность и осмысленность пройденного отрезка жизни; воспринимающих текущий процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом; имеющих определенные цели, придающих их жизни направленность и временную перспективу (характер целей и их конкретное содержание уточнялись

исследователем в процессе индивидуального интервью, проводимом после тестирования).

Подробнее хотелось бы остановиться на следующем. Среди общей выборки студентов было значительное количество молодых людей, обратившихся в ислам в сознательном возрасте (после 15 лет), тогда как другая часть студентов исповедуют религию с раннего детства, переняв ее от своих родителей. В таком случае ставится под сомнение распространенный в массовом сознании стереотип о том, что в религию приходят люди, потерявшие смысл жизни или вовсе не имевшие таковой. Однако для констатации обратного требуется дополнительная эмпирическая проверка.

Вернемся к диаграмме. Для студентов-мусульман также характерны высокие значения по показателям «Локус контроля-Я» и «Локус контроля-Жизнь», что, на первый взгляд, должно быть трактовано исследователем, как

свойственное испытуемым представление о том, что человек способен контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в реальность. Однако в процессе исследования (как при самом тестировании, так и в индивидуальном интервью) испытуемые намеренно подчеркивали, что сознательный контроль человека над своей жизнью в принципе невозможен, поскольку ислам утверждает, что все сущее в мире, в том числе жизнь (и деятельность) человека, управляются только Всевышним Аллахом. Тема религиозного предопределения, безусловно, требует отдельного внимания и всестороннего изучения. Представляется, что исследование данного вопроса может несколько видоизменить существующий на протяжении долгого времени постулат отечественной психологической науки о том, что человек есть субъект жизнедеятельности.

Анализ результатов исследования ценностных ориентаций. Как известно, М. Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные или ценности-цели (то, к чему стремится человек) и ценности-средства (механизмы, посредством которых планируется достичь данные цели). Через ценности реализуются цели. Цели, в свою очередь, определяют смыслы жизни индивида на определённом этапе.

Итак, в качестве приоритетных ценностей-целей студентами-мусульманами на данном этапе осмысления их жизни (во время проведения

тестирования) были выделены: здоровье, счастливая семейная жизнь, жизненная мудрость, развитие, любовь и активная деятельная жизнь. Конкретные ценности здесь превалируют над абстрактными, ценности профессиональной самореализации находятся в равновесии с ценностями личной жизни.

Приоритетными ценностями-средствами, посредством которых испытуемые намереваются достичь и реализовать свои ценности-цели, являются воспитанность, честность,

аккуратность, ответственность, терпимость, образованность. Как видно, представленные позиции из двух классов логично согласуются между собой, весьма структурированы и иерархизированы, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу в начале статьи.

Выводы. Обобщая результаты эмпирического исследования, представим обобщенный портрет

современного студента, исповедующего ислам. Это молодой человек, удовлетворенный как прожитой, так и настоящей своей жизнью, имеющий определенные цели на будущее, реализация которых подкрепляется его личной ответственностью. Развитые ценностно-смысловые ориентации студентов-мусульман можно расценить как некий барьер на пути проникновения идеологии экстремизма и терроризма в сознание индивида. При этом предметом дальнейших научных изысканий должно стать вербально выраженное в ходе настоящего исследования представление мусульман о непосредственной детерминации их жизнедеятельности (событий, поступков их жизни и т.д.) высшей силой, как инструменте оправдания совершения преступлений, пропагандируемых в идеологии экстремизма и терроризма.

Литература:

1. Баева Л.В. Проблема противостояния молодежному экстремизму в современной России / Л.В. Баева // Информационное сопровождение геополитической безопасности территорий Юга России и прикаспийского региона: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 28 мая 2010 г.). - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. - С. 26-33.

2. Грановская Р.М. Психология веры / Р.М. Грановская. - СПб.: Питер, 2010. - 480 с.

3. Двойнин А.М. Смысложизненные ориентации

религиозной личности / А.М. Двойнин // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2011. - Вып. 3(22). - С. 139-151.

4. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие / А.В. Серый, М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.

5. Юрьев А.И. Психолого-политические угрозы глобализации / А.И. Юрьев / Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6. 2006. - Вып. 3. -С. 131-142.

Сведения об авторе:

Касимова Анастасия Валериановна (г. Казань, Россия), научный сотрудник Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан, эксперт-психолог Автономной некоммерческой организации «Казанский межрегиональный центр экспертиз», аспирант Казанского (Приволжского) федерального университета, e-mail: kasimova.nastia@yandex.ru

Data about the author:

A. Kasimova (Kazan, Russia), the researcher of Center of islamopedia research of the Academy of Sciences of the Republic Tatarstan, an expert-psychologist of the Autonomous non-commercial organisation "The Kazan inter-regional center of expertise", postgraduate student of Kazan Federal University, e-mail: kasimova.nastia@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.