Научная статья на тему 'СЕМАНТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

СЕМАНТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / сопровождение / социально-педагогическое сопровождение / индивидуальное сопровождение / системное сопровождение / фасилитация / COOPERATION / SUPPORT / SOCIAL AND EDUCATIONAL SUPPORT / INDIVIDUAL SUPPORT / SYSTEM SUPPORT / FACILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров А. О.

Рассматривается происхождение и развитие понятия социально-педагогического сопровождения в контексте семейного воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Сравниваются различные подходы учёных по вопросу интерпретации понятия «сопровождение», «социально-педагогическое сопровождение», а также рассматриваются индивидуальное и системное сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаров А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SEMANTICS OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE CONTEXT OF A FAMILY RAISING A CHILD WITH DISABILITIES

The article discusses the origins and development of the concept of socio-pedagogical support in the context of family education of a child with disabilities. Comparing different approaches of scientists on the interpretation of the concept of “support”, “socio-educational support”, and discusses the individual and systemic support.

Текст научной работы на тему «СЕМАНТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2014. № 1. С. 124-127.

УДК 376.2 ББК 74.9:74.3

СЕМАНТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

А. О. Макаров

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», Челябинск, Россия

Рассматривается происхождение и развитие понятия социально-педагогического сопровождения в контексте семейного воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Сравниваются различные подходы учёных по вопросу интерпретации понятия «сопровождение», «социально-педагогическое сопровождение», а также рассматриваются индивидуальное и системное сопровождения.

Ключевые слова: взаимодействие, сопровождение, социально-педагогическое сопровождение, индивидуальное сопровождение, системное сопровождение, фасилитация.

Современная социальная ситуация в стране характеризуется широким развитием процессов интегрирования разных жизненных укладов, формированием единого культурного, образовательного пространства. Глобальные процессы интеграции затрагивают все стороны жизни общества, оказывают существенное влияние на его социальные институты, к числу которых принадлежат воспитание и образование ребёнка. Под влиянием этих процессов происходят изменения в подходах к образованию ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья.

В настоящее время в России накоплен небольшой опыт социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. При этом возникает потребность в диалоге, нацеленном на усиление процессов согласования ценностных позиций семьи и ориентаций педагогов, на формирование толерантных отношений, обеспечивающих понимание друг друга в решении педагогических проблем.

Термин «сопровождение» является новым в педагогическом образовании. Он требует осмысления и анализа.

Словарь русского языка С. И. Ожегова раскрывает понятие «сопровождения» следующим образом: «сопровождать — значит сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо» [8].

Развитие педагогики как науки породило многообразие в толковании термина «сопровождение», и это привело к возникновению нескольких подходов к восприятию социальной педагогики, что впоследствии сказалось на определении термина «сопровождение».

Первым подходом в трактовке понятия «сопровождение» являются работы Я. А. Коменского в книге «Великая дидактика», где автор связывал данное понятие с поддержкой и содействием педагога в развитии личности ребёнка [4]. У Ж.-Ж. Руссо в теории естественного, свободного воспитания в центре находится личность ребёнка, «сопровождение» рассматривается как содействие и взаимодействие [9]. И. Г. Песталоцци, автор теории элементарного обучения, связывал понятие «сопровождение» с термином «взаимодействие»: с одной стороны, это взаимодействие умственного, физического и нравственного обучения, а с другой — взаимодействие педагогов, родителей и ребёнка [9].

Вторым подходом в изучении понятия «сопровождение» стало авторитарное направление в педагогике, представленное в трудах И. Ф. Гербарта. Гербарт рассматривает «сопровождение» как воздействие, которое подкрепляется такими методами, как угроза, надзор, приказание, запреты и наказания. Исходя из этого сопровождение понимается как система воздействий с целью развития и обучения детей [6].

Следующий подход — подход М. Монтессори, которая рассматривала термин «сопровождение» как взаимодействие с ребёнком для активизации его собственных потенциальных латентных возможностей, т. е. главный смысл сводится к следующему высказыванию: «Помоги мне это сделать самому» [1].

Понятие «сопровождение» введено в отечественную педагогику относительно недавно и получило развитие в работах А. В. Байбородовой, О. С. Газмана, Е. И. Казаковой, Л. В. Марда-

хаева, Н. Н. Михайловой, Л. Я. Олиференко, А. П. Тряпицыной, С. М. Юсфина и других исследователей, которые рассматривают её как педагогическую деятельность, направленную на оказание помощи семье, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в решении их проблем.

Сопровождение в современной педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого [3].

Необходимо отметить, что понятие «сопровождение» тесно связано с понятием «взаимодействие». «Взаимодействие» — это философская категория, отражающая процессы воздействия-объектов (субъектов) друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия, целью которого является создание благоприятных условий развития субъектов взаимодействия.

Рассмотрим теперь понятие «социально-педагогическое сопровождение».

Социально-педагогическое сопровождение — это, во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки, педагогической и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических и педагогических служб; во-вторых, интегративная технология, сердцевиной которой является создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности как результат эффективного выполнения отдельным человеком или семьёй своих основных функций; в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи (Г. А. Качан).

По Л. В. Мардахаеву, «социально-педагогическое сопровождение» — это взаимодействие социального педагога или социального работника (и других специалистов) с ребёнком и его семьёй в процессе построения индивидуальной траектории решения проблемной ситуации [5].

Понятие «социально-педагогическое сопровождение» тесно связано с понятием «фасилита-ция». Сам термин «фасилитация» восходит к латинскому «упрощать, способствовать, ускорять, стимулировать» [7]. Фасилитация — это стимулирование, инициирование и поощрение само-

развития и самовоспитания семьи в процессе деятельности за счёт особого стиля взаимодействия педагога и ребёнка, педагога и родителей, а также особенностей личности педагога. Механизм фасилитации заключается в стимулирующем влиянии деятельности субъектов совместной деятельности друг на друга. В контексте социально-педагогического сопровождения фасилитация включает в себя помощь и поддержку, направленную на стимулирование семьи в принятии самостоятельных решений при возникновении трудных жизненных ситуаций. С одной стороны, помогает интеграции членов семьи для расширения возможностей помощи и поддержки, с другой — повышает вариативность деятельности, позволяющую обеспечить адресный и индивидуальный подход.

Таким образом, фасилитация становится ключевым понятием в педагогике, выступает ведущим механизмом социально-педагогического сопровождения.

Ряд исследователей в социально-педагогическом сопровождении семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, считают важным положение о том, что носителем проблемы в каждом конкретном случае выступает и сам ребёнок, и его родители, и педагоги, и ближайшее дружеское окружение ребёнка.

Важно отметить, что сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: индивидуальное сопровождение детей в образовательных учреждениях; системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребёнка, а для системы в целом.

Индивидуальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска) и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Такой метод работы является противоположностью так называемому, заявительному сопровождению, в логике которого центры (или соответствующие службы) работают только с теми детьми, по поводу которых в центр обратились родители (или педагоги). Часто именно те, кто более всего нуждается в поддержке, выпадают из круга заботы и внимания взрослых [12].

Системное сопровождение и социально-педагогическое сопровождающее проектирование

126

А. О. Макаров

осуществляется центрами и службами в нескольких направлениях:

1. Участие в разработке и реализации программ развития образовательных систем с учётом создания более благоприятных условий для развития детей с ограниченными возможностями.

2. Проектирование новых типов образовательных учреждений (школа индивидуального обучения, инклюзивное образование и т. д.), в которых нуждаются дети с ограниченными возможностями.

3. Создание профилактико-коррекционных программ, направленных на преодоление проблем, характерных для многих детей с ограниченными возможностями. Такой программой может быть программа «Дети-инвалиды». Она проектируются с учётом специфики современного теоретического понимания сути проблемы и возможности её разрешения, с учётом территориаль-

ной специфики, знания потенциала образовательной системы, других ресурсов [12].

Таким образом, сущность происхождения и развития понятия социально-педагогического сопровождения в контексте семейного воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в следующем: во-первых, понятие «социально-педагогическое сопровождение» является относительно новым в педагогической среде; во-вторых, понятие «социально-педагогическое сопровождение» является мультидисцип-линарным и интегрирующим; в-третьих, проблема социально-педагогического сопровождения развивалась в отношении здоровых детей, но недостаточно исследована в отношении нашей категории, об этом свидетельствует небольшой понятийно-категориальный аппарат, неполное содержание сопровождения.

Список литературы

1. Генденштейн, Л. Э. Домашняя школа Монтессори / Л. Э. Генденштейн. М. : Карапуз, 1998. 204 с.

2. Димухаметов, Р. С. Обновление научных основ педагогики повышения квалификации: принцип фасилитации / Р. С. Димухаметов. Алматы, 2005. 115 с.

3. Казакова, Е. И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества / Е. И. Казакова. СПб., 1995.

4. Коменский, Я. А. О воспитании / Я. А. Коменский. М. : Шк.-пресса, 2003. 192 с.

5. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. М. : Гардарики, 2005. 269 с.

6. Михайлова, Н. Н. Педагогика поддержки / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. М. : МИРОС, 2002. 208 с.

7. Пепе, Н. Справочник фасилитатора, или История о том, как фасилитатор Григорий Лосик привел компанию к впечатляющим результатам / Н. Пепе. М. : Ин-т консультирования и системных решений, 2012. 144 с.

8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М. : Азбуковник, 2000. 940 с.

9. Педагогическое наследие: Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци/ сост. В. М. Кла-рин, А. Н. Джуринский. М. : Педагогика, 1989. 416 с.

10. Соколова, Н. А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования : дис. ... д-ра пед. наук / Н. А. Соколова. Челябинск, 2007. 352 с.

11. Шипицына, Л. М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии / Л. М. Шипицына // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. 1995. № 3. С. 29-36.

12. Ямбург, Е. А. Организационные основы компенсирующего обучения / Е. А. Ямбург // Народ. образование. 1998. № 6. С. 146-153.

Сведения об авторе

Макаров Антон Олегович — аспирант кафедры социальной работы, педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета, Челябинск, Россия. makarov_a_o@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2014. № 1. P. 124-127.

THE SEMANTICS OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE CONTEXT OF A FAMILY RAISING A CHILD WITH DISABILITIES

A. O. Makarov

Post-graduate of Department of Social Work, Pedagogy and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia. makarov_a_o@mail.ru

The article discusses the origins and development of the concept of socio-pedagogical support in the context of family education of a child with disabilities. Comparing different approaches of scientists on the interpretation of the concept of "support", "socio-educational support", and discusses the individual and systemic support.

Keywords: cooperation, support, social and educational support, individual support, system support, facilitation.

References

1. Gendenshteyjn, L. Eh. Domashnyaya shkola Montessori [Home Montessori School] / L. Eh. Genden-shteyjn. M. : Karapuz, 1998. 204 s.

2. Dimukhametov, R. S. Obnovlenie nauchnihkh osnov pedagogiki povihsheniya kvalifikacii: princip fasili-tacii [Update the scientific foundations of pedagogy training: the principle of facilitation] / R. S. Dimukhametov. Almatih, 2005. 115 s.

3. Kazakova, E. I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie. Opiht mezhdunarodnogo sotrudnichestva [Pedagogical support. Experience of international cooperation] / E. I. Kazakova. SPb., 1995.

4. Komenskiyj, Ya. A. O vospitanii [On education] / Ya. A. Komenskiyj. M. : Shkoljnaya pressa, 2003. 192 s.

5. Mardakhaev, L. V. Socialjnaya pedagogika [Social pedagogy] / L. V. Mardakhaev. M. : Gardiriki, 2005. 269 s.

6. Mikhayjlova, N. N. Pedagogika podderzhki [Pedagogy Support] / N. N. Mikhayjlova, S. M. Yusfin. M. : MIROS, 2002. 208 s.

7. Pepe, N. Spravochnik fasilitatora, ili Istoriya o tom, kak fasilitator Grigoriyj Losikprivel kompaniyu k vpechatlyayuthim rezuljtatam [Directory facilitator, or a history of how the facilitator Gregory Losik led the company to impressive results] / N. Pepe. M. : Institut konsuljtirovaniya i sistemnihkh resheniyj, 2012. 144 s.

8. Ozhegov, S. I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka [Dictionary of Russian] / S. I. Ozhegov, N. Yu. Shve-dova. M. : Azbukovnik, 2000. 940 s.

9. Pedagogicheskoe nasledie: Ya. A. Komenskiyj, D. Lokk, Zh.-Zh. Russo, I. G. Pestalocci [Pedagogical heritage: J. A. Comenius, J. Locke, J.-J. Rousseau, I. G. Pestalozzi] / sost. V. M. Klarin, A. N. Dzhurinskiyj. M. : Pedagogika, 1989. 416 s.

10. Sokolova, N. A. Socialjno-pedagogicheskaya podderzhka samorealizacii starsheklassnikov v uchrezh-deniyakh dopolniteljnogo obrazovaniya [Socio-pedagogical support self seniors in additional education establishments] : dis. ... d-ra ped. nauk / N. A. Sokolova. Chelyabinsk, 2007. 352 s.

11. Shipicihna, L. M. Integrirovannoe obuchenie deteyj s problemami v razvitii [Integrated education of children with developmental problems] / L. M. Shipicihna // Vestn. psikhosocial. i korrekcionno-reabilitacionnoyj rabotih. 1995. № 3. S. 29-36.

12. Yamburg, E. A. Organizacionnihe osnovih kompensiruyuthego obucheniya [Organizational basis of compensatory education] / E. A. Yamburg // Narodnoe obrazovanie. 1998. № 6. S. 146-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.