Научная статья на тему 'Семантика смеховой культуры студентов'

Семантика смеховой культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
281
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИКА СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ЮМОР / ВЫСМЕИВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / СЕССИОННЫЙ ЮМОР / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЮМОР / БЫТОВОЙ "ОБЩЕЖИТСКИЙ" ЮМОР / ЮМОР СИТУАТИВНЫЙ (КАЗУСЫ СО ШПАРГАЛКАМИ) / THE STUDENT'S HUMOR / THE SESSION'S HUMOR / THE SITUATIONAL HUMOR (THE CASES WITH CHEAT SHEETS) / THE SEMANTICS OF THE LAUGHTER CULTURE / THE FORMS OF THE CULTURE / THE DERISION OF THE TEACHERS / THE SPECIAL HUMOR / THE HOUSEHOLD HUMOR OF THE HOSTEL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Редкозубова Ольга Сергеевна

В статье рассматривается семантика смеховой культуры студенчества. Анализируется юмор студенчества, его основные формы. Подробно описаны традиции студентов, поскольку в традициях и обрядах высшей школы в полной мере отражается вся смеховая культура студентов, их смекалка и находчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SEMANTICS OF THE LAUGHTER CULTURE AMONG THE STUDENTS

This article describes the semantics of the laughter culture among the students. The humor of the students and its main forms is researched. The traditions of the students are carefully depicted, because the traditions and the ceremonies of high school give the whole representation of the laughter culture, the gumption and the adroitness.

Текст научной работы на тему «Семантика смеховой культуры студентов»

УДК GG8

СЕМАНТИКА СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

© Ольга Сергеевна Редкозубова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры философии, e-mail: kafkult@mail.ru

В статье рассматривается семантика смеховой культуры студенчества. Анализируется юмор студенчества, его основные формы. Подробно описаны традиции студентов, поскольку в традициях и обрядах высшей школы в полной мере отражается вся смеховая культура студентов, их смекалка и находчивость.

Ключевые слова: семантика смеховой культуры; формы культуры; студенческий юмор; высмеивание преподавателей; сессионный юмор; специализированный юмор; бытовой «общежитский» юмор; юмор ситуативный (казусы со шпаргалками).

Смех и смеховая культура студенчества -прежде всего коллективное понятие; по своей природе она является ярко выраженным социокультурным явлением, выполняющим коммуникативную функцию.

Смех является специфическим видом духовной деятельности студенческой молодежи по постижению явлений окружающего мира, их оценке, видению в них смешных категорий и элементов и, в конечном счете, по созданию значимого мировоззренческого целого. Смех настолько значим, что в 70-х гг. XX в. в Америке зародилась гелотология -наука о смехе. А ее основатель, Норман Казинс, вошел в историю как «человек, которому удалось рассмешить смерть» [1]. Он страдал от редкой болезни суставов. Когда у врачей опустились руки, Казинс закрылся в комнате и часами смотрел комедии. Результат был ошеломляющий для медиков. Через неделю у больного исчезли боли, через месяц он начал двигаться, а через два вышел на работу. С тех пор в США и Европе начали изучать влияние смеха на здоровье человека.

Студенчество как особая пора в жизни человека пронизана смехом: смех студенчества рождается в коммуникации; он объединяет и делает особенной социальную группу. Полушутливые и комические примеры и сравнения запоминаются намного легче и объясняются намного доступнее, чем сухие дефиниции; вовремя сделанный эмоциональный акцент на ключевой проблеме позволяет слушателям более точно понять ее суть. В современном научном стиле на Западе подобный прием довольно широко практикуется: во многих серьезных исследованиях для подачи информации используются юмори-

стические примеры и сравнения, что идет чаще всего не в ущерб, а во благо исследованию (можно вспомнить популярный сборник 1960-х гг. «Физики шутят», составленный из материалов различных западных научных журналов). Что бы ни говорили, но увлекательность не может быть противопоставлена фундаментальности и истинности.

Студенческая деятельность в целом не относится к сфере материального производства. Основное в ней - учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью. К числу особенностей деятельности студента следует отнести: своеобразие целей и результатов (подготовка к самостоятельному труду, овладение знаниями, навыками, развитие личных качеств), особый характер объекта изучения (научные знания, информация о будущем труде); деятельность студента, протекающая в запланированных условиях (программы, сроки обучения); особые средства деятельности - книги, лабораторное оборудование и т. д.; для деятельности студента характерна интенсивность функционирования психики, необычно высокое интеллектуальное напряжение; в ходе деятельности у студентов возникают перегрузки и появляются задачи, вызывающие напряженность (сдача экзаменов, зачетов, выполнение контрольных работ и т. д.).

Одной из базовых направлений студенческой жизни является потребность в общении. В нем студенты познают не только других, но и себя, овладевая опытом социума. Это способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы,

стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и переживаниями. В общении и создается особая студенческая смеховая культура, тем более что сама интеллектуальная атмосфера в большей мере, чем какая-то другая, создает для нее питательную среду.

Студенческий возраст можно назвать возрастом «пиков развития»: физического, эстетического, интеллектуального, но нередко личностное и эмоциональное развитие отстает - во многих отношениях молодой человек оказывается инфантильным в социальном плане. В деятельности и развитии студентов большую роль играет смеховая культура, посредством ее они (студенты) выражают представления, идеи, убеждения, взгляды на окружающую действительность. Она проявляется в понимании и оценке оттенков действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении студентов, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы [2].

Смех, как уже отмечалось, является специфическим выражением понимания; понимание же, в свою очередь, обусловлено набором общественно значимых элементов культуры, включающих нормы, традиции, специфические ценностные ориентации, убеждения студенческой среды. Хотя юмор и является культурной универсалией, существующей в любом ее направлении, в каждой группе он приобретает свои специфические черты. Действительно, филолог с трудом поймет половину историй из сборника «Физики шутят», спортсмен не поймет шуток информатика: на юмор решающее влияние оказывает культурное окружение и место человека в социальной структуре общества.

Студенческая жизнь полна юмора и событий, которые оставляют юмористические воспоминания. Нелепые высказывания преподавателей, которые принято называть «перлы», забавные случаи из студенческой жизни, необычные студенческие тосты - без этого невозможно представить жизнь в этот период.

Юмор, связанный со студенческим образом жизни, чрезвычайно неоднороден по своему содержанию.

Можно выделить по крайней мере 5 его основных коммуникационных форм:

1) высмеивание преподавателей;

2) сессионный юмор;

3) профессиональный юмор, основанный на специальности;

4) бытовой «общежитский» юмор;

5) юмор ситуативный (казусы со шпаргалками).

Первая форма - высмеивание преподавателей, очень популярна в студенческой среде. Она появилась одновременно с появлением самого студенчества. В этом ракурсе преподаватель всегда противопоставляется студенту и в большинстве случаев всегда не прав. Студенческая смеховая культура иронизирует над ним, рисуя образ старого профессора со странностями, которого всегда можно обмануть. Таких примеров «несть числа».

Смеховая культура помогает студенту легко выходить из сложных ситуаций. В студенческом юморе показывается смекалка и находчивость студентов, а преподаватель выглядит всегда обманутым.

Студенты никогда не признаются в своих поражениях, они сознательно противопоставляют себя преподавательскому составу.

Насмешки над преподавателями имеют, как правило, не злостный, а шаловливый задиристый характер из серии «все знаю, все понимаю, все могу, в т. ч. обойтись без всяких нотаций». Он есть процесс самоутверждения именно в интеллектуальной сфере («обвел вокруг пальца вон какого умного человека, это нужно суметь!»). Это в определенной степени повышает социальную само-значимость студента, который причисляет себе черты, которые на самом деле присутствуют в его воображении, не понимая, что преподаватели чрезвычайно редко «не замечают» эти позиции. Для последних (преподавателей) такие шаловливые творческие выплески студентов просто интересны, и, в силу их инте-ресности, они остаются без внимания.

Следующая форма - юмор во время сессии. Эта форма самая актуальная. Об этом говорят сами студенческие шутки: «от сессии до сессии живут студенты весело». Все казусы и нелепые ситуации, которые впоследствии остаются в памяти на всю жизнь от студенческих времен, связаны с сессией. Сессия - это та пора, когда студент проявляет все свое остроумие и творчество. Все это выражается в смеховой культуре. В данной форме студент уже смеется не только над преподавателем, главный объект юмора - он сам.

Третья из основных коммуникационных форм - юмор, основанный на специальности. Как уже было отмечено, каждая специальность имеет свои специфические черты смеховой культуры, которые свойственны и понятны только студентам и преподавателям данной специальности.

Например, большая часть студенческих шуток построена на противопоставлении специальностей, их различии. Иногда студенты пытаются иронизировать над другими специальностями. Например:

Три экономиста и три математика собрались путешествовать поездом. Перед поездкой математики купили три билета, а экономисты - один. Математики решили вдоволь повеселиться, глядя, как их глупые коллеги будут платить штраф. Как только кондуктор стал подходить к купе экономистов, они все трое зашли в ближайший туалет. Кондуктор, заметив, что в туалете кто-то есть, постучал в дверь. В ответ протянулась рука с билетом. Кондуктор прокомпостировал его, вернул и ушел. Раздосадованные математики вычислили, что экономистам удалось сэкономить 2/3 стоимости билетов.

На следующий день математики решили сами воспользоваться выигрышной стратегией и купили только один билет. А экономисты не стали покупать вовсе. Когда математики увидели контролера, они заперлись в туалете и, услышав стук протянули билет. Его кто-то взял, но назад не возвратил. Почему? Да потому, что с этим билетом в соседний туалет пошли экономисты.

Следующая форма студенческого юмора -бытовой «общежитский» юмор. Юмор в общежитии занимает особое место в смеховой культуре российского студенчества. Сама жизнь в общежитии - целый образ жизни, наполненный своими чертами и особенностями, когда совершенно незнакомые люди становятся друзьями, соседями, посвящены в тайны друг друга, делятся всем, что имеют. Именно такой способ существования рождается в этой форме общежития, в противном случае люди не могут ужиться друг с другом. Естественно, именно эти позиции создают бесконечные юмористические ситуации, которые многократно обыгрываются и становятся предметом насмешек, присваивания

прозвищ и т. п.: Семь ошибок в слове «ОБЩЕЖИТИЕ» - это «АПСЧЯГА».

Последняя форма, одна их самых творческих и популярных в студенческой среде, -юмор ситуативный (казусы и казусы со шпаргалками). Шпаргалка - это традиционная бумажка с заметками, которая сейчас чрезвычайно обогащена электронными формами от обычных СМС до дистанционного звукоуловителя, систем SKIP, которыми студенты тайно от профессора пользуются во время исполнения письменных работ или ответов на экзамене. А самое главное - это творческий вид деятельности студенчества: сколько сил, времени и фантазии тратят студенты для изготовления шпаргалок. Что такое шпаргалка знают все, кому посчастливилось сдавать письменные или устные экзамены и зачеты. И отличники, и неуспевающие по предмету всегда приходили на экзамены, имея в запасе еще один источник, кроме своей памяти. Более того, в кругу преподавателей бытует мнение, что написание шпаргалок помогает усвоить материал значительно лучше, чем попытка все запомнить. Кроме этой выгоды применение шпаргалки требует ловкости, фантазии и даже некоторой дерзости от студента. Каждое поколение учащихся использует идеи и секреты своих предшественников и вносит в разнообразие шпаргалок свои разработки. Об изготовлении и применении шпаргалок ходят легенды и различные казусы не только в студенческом сообществе, но и среди преподавателей. Шутки со шпаргалками - не вымысел и остроумие студентов, а настоящие казусные случаи. Всем известен фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», фрагмент фильма -прием экзамена, где остроумные студенты изобрели целую технику для сдачи экзамена, но, как и во всех случаях, преподаватель вычислил студентов; надо отметить, что большинство уловок студентов уже давно известно экзаменаторам, которые, вполне возможно, использовали их еще в свою бытность студентами. Студент без шпаргалки - не студент. Даже отличники хотя бы раз согрешили, сдавая экзамены. Относятся к шпаргалкам по-разному, но создание шпаргалки - это целое искусство.

Во многих случаях сами преподаватели охотно принимают участие в ситуациях, свя-

занных с использованием шпаргалок студентами.

Рецепты шпаргалок передаются из поколения в поколение, более того, целые пласты укорененного юмора передаются в студенческой среде традиционно преемственно.

В течение многих лет, дабы разнообразить непрерывность научной деятельности, студенты придумывали различные ритуалы, которые потом передавались из поколения в поколение, превращаясь постепенно в традиции. «Посвящение в студенты», «выпускной», «экватор» и многие другие студенческие традиции, в которых юмор доминирует изначально, живы и по сей день [3].

Обряд посвящения в студенты проводится давно и насчитывает не одну сотню лет. Начиналось все просто. Студенты, доучившись до второго курса, начинали считать себя «гуру». Причем в основном это продолжалось только год-два. Старшекурсников волновали другие проблемы. В то же время студенты первого курса, только что поступившие «желторотые» новички, чувствовали себя как-то ущемленно и смущенно в новой для них обстановке, с неосвоенным терминологическим словарем, что служило основанием для множества шуток и введения в смущение. Вроде бы они и студенты, а вроде и непонятно кто. Достаточно известна музыкальная шутка, обращенная к студентам первого курса музыкальных факультетов: «Зайдите к декану за мелизмами». И первокурсники на самом деле ходили за ними, в результате декан вынужден был объяснять первокурсникам с гневом, что мелизмы - это форма музыкальных украшений: трели,

форшлаги и другие, и не знать этого, по его словам, - вопиющее невежество.

Первокурсники, вследствие этого перенесенного унижения, вживаются в студенческую среду. С одной стороны, у них уже есть такой же, как у всех, студенческий билет -документ, удостоверяющий их новый социальный статус, с другой стороны, все - и преподаватели, и старшие курсы - смотрят презрительно и поплевывают сверху. Первокурсники не могли долго терпеть такую ситуацию и решили придумать обряд, который делал бы их «истинными» студентами. Старшие курсы поддержали их в этом стремлении в предвкушении интересного шоу.

В каждом вузе свои особенности ритуала «посвящение в студенты», но везде важную роль играет общежитие. Ежегодно в общежитии проводится масштабное празднование и гуляние, где каждому предоставляется возможность проявить себя, а наиболее достойным - пройти посвящение в студенты. Казалось бы, простое действие: напутствие старших, пожелание удачи, но какое это имеет огромное значение. Ведь нелегко включиться в учебу в университете, где так мало знакомых. После «посвящения», атмосфера в студенческой среде становится дружнее, студенты - ближе и роднее, т. к. они вместе пережили сложное событие. Налаживается общение, поднимается настроение. Как свободно вздыхает студент, когда наконец-то заканчивается зимний семестр и наступают каникулы!

Но для студента-третьекурсника не все так банально. Ему предстоит пережить традиционный студенческий праздник - «экватор». «Экватор» означает середину, у студентов это середина пятилетнего обучения. На «Экваторе» полезно повеселиться на традиционной пьянке-гулянке, где можно подвести итоги ушедших двух с половиной лет, погрустить о тех, кого с нами нет по причине отчисления, женитьбы, перехода на заочное, посплетничать о дорогих и «любимых» преподавателях, посмеяться над страхами самой первой и последней сессий, постараться вспомнить, что учили и давно забыли.

«День факультета» во многих вузах - это повод для актуализации всех смехогенных возможностей студентов, каждый факультет, каждая группа старается обойти всех своим юмором и остроумием. Если это невозможно, например в силу строгости декана, на самом мероприятии в стенах института, то на неофициальном продолжении бьющая через край «смеховая энергия» обязательно найдет выход. В институтах к этому дню приурочивается конкурс стенгазет, где побеждает самая веселая, остроумная, незаурядная группа. Богат студенческими традициями Тамбовский государственный университет. В сентябре проходит праздник первого звонка, что считается не только событием первокурсников, старшие курсы активно принимают в нем участие. Ежемесячно выпускаются газеты, плакаты об академиях и инсти-

тутах университета, в которых большое место занимает студенческий юмор.

В традициях и обрядах высшей школы в полной мере отражается вся смеховая культура студентов, их смекалка и находчивость. Современная семантика смеховой культуры студентов тесно связана с традиционной народной культурой и вобрала в себя многие ее элементы. Обнаруживаются параллели со смежными «соседними» субкультурами -школьной, армейской, спортивной, музыкальной и др. Студенческая жизнь не ориентирована на занудство, скуку, невежественность, псевдосакрализацию, идущие «сверху», но она и предельно самокритична. Смех для нее - естественная стихия существования, привычная форма бытия, призма, сквозь которую воспринимаются как глобальные события, так и повседневные явления [4].

Поэтому исследование студенческой смехо-вой культуры во всем многообразии ее проявлений, во всем спектре ее жанровых и ассоциативных связей может дать ключ к ее истинному пониманию.

1. Дахинс Б. Смех и гелотология. СПб., 2007. С. 48.

2. Петрова Т.Э. Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления. СПб., 2000.

3. Юнисов М. В. Мифопоэтика студенческого смеха: СТЭМ и КВН. М., 2005.

4. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.

Поступила в редакцию 17.03.2010 г.

UDC 008

THE SEMANTICS OF THE LAUGHTER CULTURE AMONG THE STUDENTS

Olga Sergeevna Redkozubova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Philosophy, e-mail: kafkult@mail.ru

This article describes the semantics of the laughter culture among the students. The humor of the students and its main forms is researched. The traditions of the students are carefully depicted, because the traditions and the ceremonies of high school give the whole representation of the laughter culture, the gumption and the adroitness.

Key words: the semantics of the laughter culture; the forms of the culture; the student’s humor; the derision of the teachers; the session’s humor; the special humor; the household humor of the hostel; the situational humor (the cases with cheat sheets).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.