Научная статья на тему 'СЕМАНТИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ ХУДОЖНИКОМ ТВОРЧЕСКОГО КРИЗИСА'

СЕМАНТИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ ХУДОЖНИКОМ ТВОРЧЕСКОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
228
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ХУДОЖНИКИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вакарина Е. А., Васильева И. В.

В статье приводятся данные исследования семантического пространства переживания художником этапов творческого кризиса. Художник, как творческая личность, находится в состоянии поиска новых идей и возможностей не только для самореализации, но и построения творческого пути. Переоценка ценностей и переосмысление жизненного пути художником способствуют повышению его мастерства и налаживанию качественных коммуникаций в реальном мире. Целью исследования стало выявление ассоциативных представлений художников об этапах кризиса. Обработка полученных данных осуществлялась методом частотного анализа. Художники испытывают трудности при разграничении двух этапов кризиса (предкритического и самого кризиса). Они связывают посткризисный этап с гармонией, нахождением новых целей и идей и реализацией своих возможностей. Этапы могут сменять друг друга, поэтому преодоление кризиса подразумевает изменение всех сфер жизнедеятельности художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вакарина Е. А., Васильева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SEMANTIC ASPECTS EXPERIENCINS FOR ARTIST OF THE CREATIVE CRISIS

The article presents research data on the semantic space of the artist's experience of the stages of the creative crisis. An artist, as a creative person, is in a state of searching new ideas and opportunities not only for his realization, but also for building a creative path. The reassessment of values and the rethinking of the life path of the artist contribute to the improvement of his skills and the establishment of high-quality communications in the real world. The goal of the study is to identify the associative ideas of artists about the stages of the crisis. Data processing was carried out by the method of frequency analysis. Artists have difficulty distinguishing between the two stages of the crisis (the pre-critical and the crisis itself). Artists associate the post-crisis stage with harmony, finding new goals and ideas and realizing their capabilities. Stages can replace each other, therefore, overcoming the crisis implies a change in all spheres of the artist's life.

Текст научной работы на тему «СЕМАНТИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ ХУДОЖНИКОМ ТВОРЧЕСКОГО КРИЗИСА»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 4. С. 15-19. УДК 159.922

DOI: 10.24147/2410-6364.2021.4.15-19

СЕМАНТИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ ХУДОЖНИКОМ ТВОРЧЕСКОГО КРИЗИСА

Е. А. Вакарина1, И. В. Васильева1,2

1 Тюменский государственный университет (Тюмень, Россия)

2 Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (Тюмень, Россия)

В статье приводятся данные исследования семантического пространства переживания художником этапов творческого кризиса. Художник, как творческая личность, находится в состоянии поиска новых идей и возможностей не только для самореализации, но и построения творческого пути. Переоценка ценностей и переосмысление жизненного пути художником способствуют повышению его мастерства и налаживанию качественных коммуникаций в реальном мире. Целью исследования стало выявление ассоциативных представлений художников об этапах кризиса. Обработка полученных данных осуществлялась методом частотного анализа. Художники испытывают трудности при разграничении двух этапов кризиса (предкритического и самого кризиса). Они связывают посткризисный этап с гармонией, нахождением новых целей и идей и реализацией своих возможностей. Этапы могут сменять друг друга, поэтому преодоление кризиса подразумевает изменение всех сфер жизнедеятельности художника.

Ключевые слова: кризис; художники; творческий потенциал; неопределенность; личностный

рост.

THE SEMANTIC ASPECTS EXPERIENCINS FOR ARTIST OF THE CREATIVE CRISIS

E. A. Vakarina1, I. V. Vasileva1,2

1 Tyumen State University (Tyumen, Russia) 2 Tyumen Law Institute of the Russian Interior Ministry (Tyumen, Russia)

The article presents research data on the semantic space of the artist's experience of the stages of the creative crisis. An artist, as a creative person, is in a state of searching new ideas and opportunities not only for his realization, but also for building a creative path. The reassessment of values and the rethinking of the life path of the artist contribute to the improvement of his skills and the establishment of high-quality communications in the real world. The goal of the study is to identify the associative ideas of artists about the stages of the crisis. Data processing was carried out by the method of frequency analysis. Artists have difficulty distinguishing between the two stages of the crisis (the pre-critical and the crisis itself). Artists associate the post-crisis stage with harmony, finding new goals and ideas and realizing their capabilities. Stages can replace each other, therefore, overcoming the crisis implies a change in all spheres of the artist's life.

Keywords: crisis; artists; creativity; uncertainty; personal growth.

При преодолении творческого кризиса художник меняет траекторию жизненного пути, вследствие чего сферы жизни (или совокупность устойчивых отношений) реконструируются и переходят на более высокий уровень или теряют свою значимость. В первую очередь для художника особое значение имеет духовная сфера, или система ценностей, так как творческая личность является проводником (связующим звеном) в установлении об-

© Вакарина Е. А., Васильева И. В., 2021

щественных отношений, налаживании взаимодействия между различными культурами. Ценностная сторона, как и содержательная, выступают ориентирами профессиональной деятельности художника, так как с помощью них оцениваются явления окружающего мира и определяются границы социокультурной активности творческой личности.

Непрерывное развитие личности и раскрытие ее внутреннего потенциала происходят

на протяжении всего жизненного пути человека. Неопределенность и изменчивость жизненных обстоятельств вынуждают личность искать новые смыслы, т. е. удовлетворять внутреннюю потребность в определении цели своего существования и предназначения [1]. Возникновение новых потребностей, перестройка мотивационной, а также духовной, профессиональной и иных сфер жизни приводят к нестабильному состоянию, при котором наблюдается снижение работоспособности. Таким критическим (переломным) моментом или переходным периодом является кризисное событие [2, с. 13]. Исследователи выделяют несколько видов кризисов: нормативные, ненормативные, профессиональные, творческие, экзистенциальные, биографические и др.

Так, нормативные кризисы развития изучались П. П. Блонским, Л. С. Выготским, Э. Эриксоном [3, с. 39]. В научной литературе подчеркивается, что подобные кризисы являются внутренне обусловленными. Например, Е. Л. Солдатова говорит о переживании личностью нормативных кризисов, которые проходят в несколько этапов, а именно: предшествующий стабильный, нормативный кризис (включающий три фазы) и следующий стабильный этап [4, с. 40]. Исследователь отмечает, что в кульминационный момент кризиса личность имеет неустойчивые представления о себе, т. е. существует вероятность того, что нахождение в данной фазе может привести к растрачиванию ресурсов и нарушению баланса в различных сферах жизнедеятельности. Переход от одного жизненного этапа к другому завершается приобретением психологических новообразований. Так, подростковый возраст сопряжен с обретением чувства взрослости, ранняя юность - с умением выстраивать жизненные планы, молодость (период активного творческого поиска) - с саморазвитием и самореализацией и т. д. [5, с. 91].

Ненормативные кризисы, напротив, вызваны ситуациями (событиями), происходящими вне контроля человека, т. е. проистекают из внешней среды. Примерами таких кризисов являются переезд, смерть родственника (или близкого человека), заболевания и т. д. [3, с. 40]. Во время протекания ненормативных кризисов личность пребывает в состоянии непредсказуемости, повышенной тревожности, беспомощности, незащищенности, вины, что оказывает влияние на физическое и психическое здоровье человека. Готовность к измене-

ниям, поиск средств, опора как на внутренние, так и внешние ресурсы, переосмысление ценностной сферы выводят личность на качественно новый уровень, позволяют адаптироваться и выбирать доступные стратегии поведения при возникновении и протекании нормативных и ненормативных кризисов [6, с. 104].

Также существуют профессиональные кризисы, которые рассматривали Е. В. Валиул-лина, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков и др. [7, с. 39; 8, с. 132-133]. В основе исследований кризисов, возникающих в профессиональной деятельности, - профессиональное самоопределение, карьерные и ценностные ориентации, профессионализация и т. д. Кризисы в профессиональной сфере становятся необходимым процессом, при котором происходит познание личностью себя как профессионала [7, с. 40]. Л. А. Головей в своей работе рассматривает содержание профессиональных кризисных переживаний [9, с. 51-52]. Автор приходит к выводу, что субъект становится тревожным, замкнутым, раздраженным, апатичным и эмоционально нестабильным, что может спровоцировать появление синдрома эмоционального выгорания и общей неудовлетворенности профессиональной самореализацией. Осознанный выбор профессии формирует позитивное отношение к построению своей карьеры и стремление полностью реализовать «Я», поэтому выбор является одним из ресурсов личности при преодолении кризисной ситуации.

Наряду с нормативными, ненормативными и профессиональными кризисами, выделяют творческий, который характеризуется отсутствием новых идей, прокрастинацией, чрезмерной загруженностью (не только профессиональной, но и другими видами деятельности), затруднениями в коммуникации с социумом. «Как процесс переживания, он становится для личности поворотным пунктом в реализации внутреннего замысла жизни, поводом и возможностью выйти на качественно новый уровень творчества» [2, с. 15]. Особенно творческий кризис затрагивает художников и представителей смежных областей в силу специфики их профессиональной деятельности. Стремление художников к уникальности культурного продукта, что будет его качественно отличать от продукта массового производства, требует задействования ресурсов (времени, физического здоровья, эмоционального подкрепления), что, в свою очередь, приводит к выходу из безопасного пространства (об-

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 4. С. 15-19

раза жизни) для личности [10, с. 177]. Нестабильность, эмоциональная амбивалентность (своего рода качели: радость сменяется грустью, страх - гневом, досада - тревогой), неопределенность профессионального будущего, которые сопровождают творческую деятельность, порождают у художников сомнения в себе и неудовлетворенность проделанной работой, достижениями и отсутствием новых идей (планов, перспектив). Творческие личности, находящиеся в кризисной ситуации, испытывают трудности в распознавании собственных потребностей и определении целей, как профессиональных, так и личностных, что может стать следствием создания противоречащих друг другу сценариев поведения [11, с. 603].

Преодоление творческого кризиса подразумевает равномерное распределение ресурсных сил, планирование деятельности, целепо-логание, расстановку приоритетов как в системе ценностей, так и в системе межличностных отношений. Так, например, развитие социальной компетентности художников расширяет возможности для упрочения своего положения не только внутри отдельно взятого сообщества, но и на уровне арт-рынка в целом. Налаживание качественной коммуникации создает прочную защитную оболочку для профессиональной Я-концепции, возможности для обмена практическим опытом и вдохновения новыми концепциями. Художники вынуждены доказывать свою уникальность, одаренность, так как в арт-индустрии преобладает конкурентная борьба, но расширение компетенций позволяет преодолевать кризисные ситуации, т. е. выходить из них с наименьшими потерями для себя. И. П. Попова отмечает, что художник может менять сферы занятости, совмещать одну деятельность с другой, но, несмотря на распространенную мобильность, он будет причислять себя к определенному профессиональному сообществу, т. е. оставаться художником на протяжении построения всего карьерного пути [12, с. 94].

Н. А. Иващенко приводит в своей статье модель личностных ресурсов, способствующих преодолению кризиса [13, с. 39]. К ним относятся физическое состояние, самоэффективность, социальная поддержка, мотивация достижения и др., которые позволят адаптироваться к быстро изменяющимся условиям и находить оптимальные решения при возникновении трудных жизненных ситуаций. Накопление ресурсов и развитие профессиональных способностей (внимание к деталям,

наглядно-образное и пространственно-образное мышление и другие ресурсы) приобретают фундаментальное значение в совершенствовании личности и повышении мастерства.

Художники, как творческие личности, располагают потенциальными возможностями для сохранения иррационального способа существования (бытия). Они, в силу специфики своей профессиональной деятельности (генерация идей, креативность, развитие творческого воображения), способны к созданию уникальных культурных продуктов, а значит, им свойственно стремление совершенствовать не только себя, но и окружающий мир [10, с. 177]. Преодолевая кризис (нормативный, профессиональный, творческий и др.), художники осуществляют переход на новый качественный уровень своего существования и развития. Переход на следующий этап происходит благодаря тому, что личность начинает видеть ситуацию иначе, обретает независимость и свободу, готова воспользоваться новой стратегией поведения, умеет опираться на собственные ресурсы, что, в свою очередь, говорит о развитии потенциала человека и его личностном росте [14, с. 143].

Цель нашего исследования - выявление ассоциативных представлений творческих людей о следующих этапах: предкризисном, кризисном и посткризисном. Для достижения этой цели нами проанализирована литература, а также проведен частотный анализ ассоциативных слов и выражений по данной проблеме. Выборку составили 30 художников в возрасте от 20 до 35 лет из г. Тюмени, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и т. д. Обоснованием выборки послужило профильное образование, полученное в средних специальных и высших учебных заведениях. Минимальный профессиональный опыт участников исследования - 5 лет.

Мы предложили респондентам три основные фазы кризиса, которые Е. Л. Солдато-ва рассматривала в своем исследовании [4]. В ходе проведенного частного анализа удалось выявить наиболее распространенные слова или словосочетания, которые художники ассоциируют с прохождением этапов творческого кризиса (см. табл.). В таблице отражены закономерности в употреблении участниками исследования определенных слов и выражений (использовались художниками более двух раз).

Ассоциативные представления художников о переживании этапов творческого кризиса

Предкризисный (этап «до» творческого кризиса) Кол-во Творческий кризис Кол-во Посткризисный (этап «после» творческого кризиса) Кол-во

Много работы / непрерывная (сплошная) работа 4 Опустошенность / пустота 6 Свобода 4

Усталость 3 Лень 4 Спокойствие / покой 4

Достижение своей 2 Отсутствие желания 3 Полет 3

планки / потолка

Гармония 2 Апатия 3 Вдохновение 3

Воодушевление 2 Потеря ориентира / связи 3 Взрыв 3

Апатия 2 Разочарование 3 Новизна / новые гори-

Поиск (новых идей) 2 Отсутствие смысла / цели 3 зонты 3

Радость 2

Предкризисный этап и сам творческий кризис художники описывают такими словами, как «усталость», «апатия», «лень», «тупик». Данные этапы художники ассоциируют с депрессивным состоянием, разочарованием (не только в себе, своем творчестве, но и выполняемой работе, окружении), которые ведут к разрушению и самоуничтожению личности. Совершив неосознанный выбор, личность не видит перспектив развития, потому что появляется ощущение ненужности и бесполезности деятельности, отсутствуют цели, связанные с построеним профессионального будущего. При прохождении предкризисного этапа и самого кризиса художники склонны к повышенной тревожности, неуверенности и неопределенности в своем будущем. Данные этапы характеризуются перегруженностью работой, из-за чего возникает чувство пустоты и ощущение того, что достигнута установленная граница своих возможностей. Также проводятся параллели между двумя процессами: творческие люди сливают их воедино и испытывают трудности в их разграничении, из-за чего употребляют схожие ассоциативные слова и выражения.

Предкризисный и посткризисный этапы представляются художниками как свободное выражение чувств и эмоций, гармоничное развитие сфер жизни и нахождение новых идей и последующая их реализация. При описании посткризисного этапа художники приводили больше ассоциативных слов и словосочетаний, т. е. они легко могут представить преодоление творческого кризиса и перспективы своего творческого развития. Художники отмечают, что данный этап становится воплощением эмоционального взрыва, бесконечного творчества, построения перспектив для дальнейшего развития - всего того, что 18

способствует гармонии с собой и окружающими. Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что прохождение кризисных моментов в творчестве влияет на работоспособность художника, продуктивность его профессиональной деятельности и создание новых культурных продуктов.

Таким образом, творческий кризис связан с приобретением нового жизненного опыта, расширением возможностей и укреплением профессиональных навыков. Удовлетворенность профессиональной самореализацией, эмоциональная стабильность, социальная поддержка позволяют художнику получать удовольствие от процесса создания культурного продукта, налаживать процесс коммуникации в социуме и преодолевать этапы творческого кризиса. Протекание предкризисного и кризисного этапов для творческой личности становятся серьезным испытанием, которое требует полного погружения в разрешение ситуации. Ресурсное состояние личности помогает преодолеть кризис и сформировать устойчивые отношения во всех сферах жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпинский К. В. Смысложизненные задачи и состояния в развитии личности как субъекта жизни // Сибирский психологический журнал. - 2019. - № 71. - С. 79-106.

2. Снигирева Т. А., Подчиненов А. В. Феномен творческого кризиса : монография. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 398 с.

3. Манукян В. Р. Нормативные кризисы развития в период взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2010. - № 1. - С. 39-45.

4. Солдатова Е. Л. Психологическое содержание нормативных кризисов развития личности взрослого человека // Вестник ЮжноУральского государственного университета.

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 4. С. 15-19

Серия: Психология. - 2008. - № 31 (131). -С. 39-47.

5. Некрасов А. С. Становление и развитие творческого потенциала человека в онтогенезе // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2019.- № 4 (24). -С. 88-93.

6. Бызова В. М., Аванесян М. О. Переживание субъективной неопределенности и готовность к изменениям // Вестник Вятского государственного университета. - 2020. -№ 3. - С. 103-111.

7. Духновский С. В. Стиль руководства государственных гражданских служащих, переживающих нормативные профессиональные кризисы // Психология. Психофизиология. -2019. - № 12 (1). - С. 39-47.

8. Поваренков Ю. П. Структурно-уровневый подход к классификации кризисов профессионализации человека // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 2 (113). -С. 131-139.

9. Головей Л. А. Кризисы развития субъекта деятельности на начальных этапах профессионализации // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. - 2016. -№ 4. - С. 47-54.

Информация о статье Дата поступления 24 августа 2021 Дата принятия в печать 29 ноября 2021

Сведения об авторах

Вакарина Елена Алексеевна - магистрант Тюменского государственного университета (Тюмень, Россия). E-mail: ms.elenaflower @mail.ru.

Васильева Инна Витальевна - доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Тюменского государственного университета; профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России (Тюмень, Россия). E-mail: i.v.vasileva@utmn.ru.

Для цитирования

Вакарина Е. А., Васильева И. В. Семантика переживания художником творческого кризиса // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2021. - № 4. - С. 15-19. -DOI: 10.24147/2410-6364.2021.4.15-19.

10. Камалиева И. Р. Страдание как атрибут творчества в контексте целостного бытия человека: онтоантропологический аспект // Манускрипт. - 2020. - № 13 (11). - С. 175178.

11. Альтман Ю. И. Двоемыслие как рассогласование ценностных ориентаций: интегратив-но-психологический подход // Russian Journal of Education and Psychology. - 2015. - № 5 (49). - С. 599-607.

12. Попова И. П. Творческая профессиональная карьера: как возможен профессиональный контроль? // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». -2019. - № 2 (16). - С. 91-102.

13. Иващенко Н. А. Теоретический анализ представлений о способах преодоления личностных кризисов в современной психологии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2017. - № 10 (2). - С. 36-42.

14. Андреев А. С. Смыслы личностного роста в контексте актуальных проблем человечества // Гуманитарные науки. - 2019. -№ 3 (47). - С. 142-147.

Article info

Received August 24, 2021 Accepted

November 29, 2021 About the authors

Vakarina Elena Alekseevna - Master's degree student, Tyumen State University (Tyumen, Russia). E-mail: ms.elenaflower@mail.ru.

Vasileva Inna Vitalievna - Doctor of Psychological Sciences, Docent, Head of the Department of General and Social Psychology, Tyumen State University; Professor at the Department of Philosophy, Foreign Languages and Humanity Training of Law Enforcement Officers, Tyumen Law Institute of the Russian Interior Ministry (Tyumen, Russia). E-mail: i.v.vasileva@utmn.ru.

For citations

Vakarina E.A., Vasileva I.V. The Semantic Aspects Experiencins for Artist of the Creative Crisis. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2021, no. 4, pp. 15-19. DOI: 10.24147/2410-6364.2021.4.15-19. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.