Л. П. Воронина
СЕМАНТИКА И ПРАГМАТИКА ДЕМИНУТИВНЫХ СУФФИКСОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Характеризуется многозначность деминутивных суффиксов в русском языке. Выявляется спектр эмоционально-оценочных смыслов, характерный для деминутивных суффиксов в русском языке. Рассматриваются условия внутрисловного и внешнего контекста, влияющие на формирование значения деминутива.
Ключевые слова: деминутив; многозначность; семантический компонент; прагматический компонент; внутрисловный контекст.
Для русского языка характерна повышенная эмоциональность разговорной речи. Характеризуя эту черту русской коммуникации, А. Вежбицкая отмечает: «Согласно приведенным в Гарварде исследованиям русского национального характера, русские являются людьми “экспрессивными и эмоционально живыми”, их отличает “общая экспансивность”, “легкость” в выражении чувств», “импульсивность”» [1. С. 34]. В ряду средств выражения повышенной эмоциональности в русском языке следует отметить обилие деминутивных суффиксов. По справедливому замечанию А. Вежбиц-кой, «русский язык исключительно богат уменьшительными формами, кажется, что они встречаются в речи на каждом шагу» [1. С. 50 ].
Отличительной особенностью семантики деминутивных суффиксов в русском языке является их многозначность. Присоединяясь к производящей основе, они могут придавать производному существительному широкий спектр значений. Следует отметить, что демину-тивный суффикс имеет двухъядерную структуру: в его семантике существуют два взаимосвязанных компонента - семантический и прагматический. По справедливому замечанию З.И. Резановой, своеобразие форм с деминутивными суффиксами определяется «спаянностью семантики рациональной оценки с эмоциональными и волевыми смыслами» [3. С. 166-167]. Наиболее частотно уменьшительное значение, которое является генетически первичным. Как отмечает Ю.Д. Апресян, «если производящая основа обозначает неуникальный предмет, то производное слово с деминутивом всегда может иметь уменьшительное значение» [2. С. 23]. Также суффикс может нести эмоциональный заряд с ориентацией на выражение оценки. Прагматическое направление актуализации суффиксальной семантики нацелено на выражение эмоций, вызванных определенными свойствами предмета. При этом деминутив-ные суффиксы могут придавать производным значениям эмоциональную заряженность как положительного, так и отрицательного спектра.
Следует отметить также своеобразный синкретизм номинативно-прагматического функционирования форм с продуктивными деминутивными суффиксами, на что указывает З.И. Резанова: из-за отсутствия четких границ значения у производных этого типа могут «переходить» одно в другое (столик, домик, ножка).
На формирование значения деминутивных производных оказывают влияние прежде всего условия внутрисловного контекста. Значение производного слова реализуется в зависимости от сочетания суффиксальной и производящей семантики. В то же время формы с деминутивными суффиксами находятся в зависимости от общего смысла высказывания и посред-
ством его - смысла текста, а также конситуации общения. Соответственно, значение деминутива реализуется в полной мере в контексте и конситуации употребления [3. С. 29].
Данная статья посвящена выявлению диапазона се-мантико-прагматического варьирования деминутивных суффиксов в русском языке. На наш взгляд, неоднократно отмечаемая исследователями зависимость актуализации семантики деминутивных суффиксов от контекстных условий нуждается в дальнейшем исследовании. В литературе обозначены общие тенденции, действующие в данной сфере, без выявления вариантов их реализации применительно к смысловому потенциалу отдельных суффиксов. Задача, решаемая в статье, - сравнительное исследование прагматического и семантического потенциала спектра именных демину-тивных суффиксов, его зависимости от внутрисловного контекста и группировка исследуемых морфем в данном аспекте.
По данным, представленным в «Русской грамматике», для суффиксов -ик, -чик, -к(а) доминирующим значением является уменьшительное (носик, стаканчик, картинка) [4. С. 208]. Кроме того, в общем поле уменьшительности имеются другие варианты реализации суффиксального значения. Семантический компонент «меньше нормы по размеру» наиболее регулярно имплицирует прагматический компонент «ласкательное». Так, уменьшительно-ласкательное значение является доминирующим у суффиксов -ец, -иц(а), -ц(о),
-ц(е), -иц(е), -к(о), -ушк(а), -очк(а), -ечк(а): сюжетец, книжица, деревцо, одеяльце, озерко, девчушка, крова-точка, чашечка. А. Вежбицкая также отмечает «уменьшительно-ласкательный» характер суффикса
-очк(а), -ечк(а), который объясняется тем, что суффикс «указывает на маленький размер, а также на хорошие чувства» [1. С. 67].
Суффиксы -ок, -ик, -чик, -к(а), кроме основного уменьшительного значения, могут придавать производным также уменьшительно-ласкательное значение: городок, дождик, зайчик, горка, полянка.
У производных с суффиксами -еньк(а), -оньк(а), -ушк(а),
-ушок доминирующим значением является ласкательное (подруженька, березонька, головушка, лопушок).
А. Вежбицкая отмечает, что суффикс -еньк(а) выражает ласковое отношение. Суффикс -ушк(а) автор также характеризует как «добрый». Эти суффиксы не используются для обозначения маленьких детских вещей, т.е. не предполагают уменьшительного значения. А. Вежбиц-кая признает, что формы с данными суффиксами имеют в основном ласкательное значение.
В семантике суффиксов -ишк(а), -онк(а), напротив, присутствует эмоциональный компонент отрицатель-
ного спектра. Имя с данным суффиксом выражает негативные эмоции, связанные с разочарованием в прагматических устремлениях говорящего, когда размер меньше нормы препятствует осуществлению социальной предназначенности предмета. У производных с суффиксами -ишк(а) доминирующим значением является пренебрежительное или уничижительное (мыслишка, пальтишко). Производным с суффиксом -онк(а) свойственно уменьшительно-уничижительное значение (бумажонка, мужичонка).
Следует отметить, что деминутивы с продуктивными суффиксами -ок, -ик, -чик, -к(а) и др. характеризуются наиболее широким спектром частнопрагматических функций [2. С. 49]. Эти словообразовательные средства служат для выражения смыслов субъективной модальности. Причем один и тот же суффикс может выражать противоположные смыслы: от положительного до отрицательного. Производные с суффиксами
-к(а), -ок, -ик, -чик, -ец, -иц(а), -иц(е), -ц(е), -ушк(а), а также -онк(а), -ишк(а) могут иметь как ласкательное, уменьшительно-ласкательное, так и уничижительное, уменьшительно-уничижительное значение: сторонка, ночка, но идейка, системка; годик, блинчик, но солдатик, разговорчик; хлебец, братец, но указец, изъянец; водица, метелица, но рожица; оконце, маслице, но убежденьице, заведеньице; девчушка, речушка, но церквушка, клетушка.
Деминутивы с суффиксами -онк(а), -ишк(а), кроме уничижительного, уменьшительно-уничижительного, могут иметь уменьшительно-ласкательное, ласкательное значения: бумажонка, старушонка, но ручонка, мальчонка; городишко, страстишка, но сынишка, зайчишка.
Таким образом, анализ семантико-прагматического потенциала деминутивов приводит к выделению двух функционально противопоставленных групп суффиксов. К первой относятся деривационные морфемы, образующие производные, которым свойственно одно «центрированное значение»: либо уменьшительное, либо с эмоциональными компонентами положительного или отрицательного спектра (-иц(а), -ц(о), -ц(е), -иц(е), -к(о),
-ушк(а), -очк(а), -ечк(а), -ец). Ко второй группе относятся суффиксы, образующие деминутивы, которым свойственны противоположные значения как с положительным, так и с отрицательным компонентом, в семантике которых нет единого центра (-к(а), -ок, -ик, -чик, -ец,
-иц(а), -иц(е), -ц(е), -ушк(а), -онк(а), ишк(а)).
Поскольку суффикс является связанной единицей, значение деминутивных суффиксов реализуется в зависимости от сочетания с определенными типами производящих основ. Большинство деминутивных суффиксов могут присоединяться к производящим основам разного типа, что обусловливает направленность смыслового и функционального варьирования суффикса. Разные типы производящей семантики по-разному влияют на конкретизацию суффиксального значения.
Многие деминутивные суффиксы сочетаются с разными производящими основами: с конкретно-предметным значением, со значением вещественности, времени, лица, процесса, признака, состояния.
Проследим многообразие значений и семантикопрагматическое варьирование деминутивных суффик-
сов при сочетании с производящими основами конкретно-предметного значения. Производные, образованные от производящих основ с конкретнопредметным значением, могут выражать значение «меньше нормы по объемным параметрам» и иметь уменьшительное значение. К уменьшительному значению могут добавляться эмоциональные компоненты положительного или отрицательного спектра. При этом деминутивы имеют уменьшительно-ласкательное значение или уменьшительно-уничижительное. В семантике имен разных лексико-семантических групп (ЛСГ) имеются различия, которые оказывают влияние на значение производного.
Рассмотрим варианты сочетания семантики отдельных суффиксов (или их групп) и типов производящей семантики, влияющих на формирование семантики деминутива.
Суффиксы -ик, -чик, -к(а), присоединяясь к производящим основам с конкретно-предметным значением, придают производным существительным в основном уменьшительное значение. Уменьшительное значение характерно для производных ЛСГ «строения, части строений» (домик, мостик, сарайчик, балкончик, дверка), ЛСГ «инструменты, орудия, приспособления» (гвоздик, топорик, чемоданчик, тележка, метёлка, корзинка, лопатка), ЛСГ «посуда» (кастрюлька, стаканчик, бокальчик).
Приведем примеры контекстов, в которых демину-тив используется для выражения объективной уменьшительности: Мать он увидел в горнице перед распахнутым сундуком. Не замечая его, она копалась внутри, вытаскивая из бокового ящичка для мелочи какие-то узелки и свертки [5. С. 131]; К лучинке на веревочке был привязан кусок мяса, спущенный внутрь сундука. Значит, если хорь залезет в сундук и будет пытаться съесть мясо, то лучинка выскочит и сундук захлопнется [6. С. 303]. В приведенных фрагментах дается косвенное указание на малый размер предмета.
Однако производные существительные ЛСГ «одежда», «части тела человека» могут иметь уменьшительно-ласкательное значение (рукавчик, костюмчик, карманчик, шубка и лобик, носик, ротик, пальчик, головка, ножка, ручка). Производным с этими суффиксами свойственны уменьшительное или уменьшительноласкательное значение. В следующих фрагментах к уменьшительному значению добавляются эмоции лас-кательности: Мальчик улыбался во весь розовый ротик. Два молочных зуба уже белели в десенках. Он весело колотил по одеяльцу узловатыми кулачками [7. С. 130]; Молодая женщина с продолговатым бледным лицом над белым (потому что белая кофточка) треугольным вырезом черного рабочего халатика вместо доброй феи повела нас [6. С. 67].
Суффиксы -ок, -очк(а), -ечк(а), -ц(е), -ц(о), -иц(а),
-ец в сочетании с производящими основами с конкретно-предметным значением придают производным существительным в основном уменьшительно-ласкательное значение. Уменьшительно-ласкательное значение свойственно производным ЛСГ «строение, части строений» (оконце, крылечко, окошечко), ЛСГ «инструменты, орудия, приспособления» (утюжок, крышечка, иголочка, баночка, щёточка, коробочка), ЛСГ «ме-
бель, предметы быта» (кроваточка, подушечка, одеяльце, комодец), ЛСГ «посуда» (тарелочка, рюмочка, ложечка, чашечка), ЛСГ «одежда» (сапожок, воротничок, каблучок, юбочка, шапочка, кофточка, пальтецо, кафтанец). Приведем контексты актуализации данных смыслов: Просиживая длинные зимние вечера в Ленинской библиотеке, однажды я наткнулся на тоненькую, но любопытную книжицу под названием «Сельцо Вески, Владимира Васильевича Калачева», год издания 1853-й [6. С. 114]; - Что ж вы не едите? - покачала головой Таня, насильно вливая Копешкину бульон. - Ну, съешьте еще ложечку. Горе мне с вами... [5. С. 202]. В первом фрагменте выражаются эмоции положительного спектра, вытекающие из соответствия прагматическим запросам повествователя. Во втором фрагменте эмоциональное отношение имеет косвенную референцию. При этом создается положительный эмоциональный фон высказывания.
Суффиксы -ушок, -еньк(а), -ушк(а), -к(о) присоединяются к производящим основам с конкретнопредметным значением и придают производным существительным также преимущественно ласкательное значение. Это значение имеют производные ЛСГ «строения, части строений» (хлевушок), ЛСГ «части тела человека» (ноженька, рученька, головушка, плечико, личико). В следующих фрагментах деминутивы используются для выражения ласкательного значения. В первом фрагменте передаются чувства повествователя, вызванные приходом весны. Припекало взаправду, первый раз по-весеннему голубело небо, и золоченные солнышком сосны тихо грелись на горушке, над родничком [7. С. 46]. В следующем фрагменте выражается эмоциональное отношение повествователя к герою: Сашка торопил события. - Давайте, знаете что -выпьем! - предложил он. Отчаянная головушка. - Ко мне как-никак друг приехал [8. Т. 2. С. 427].
Суффиксы -ишк(а), -ушк(а), -онк(а) в сочетании с производящими основами с конкретно-предметным значением придают производным существительным в основном уменьшительно-уничижительное, уничижительное значения. Эти значения характерны для производных ЛСГ «строения, части строений» (домишко, церквушка, избёнка), ЛСГ «инструменты, орудия, приспособления» (ружьишко), ЛСГ «одежда» (пальтишко, платьишко, юбчонка, шапчонка, рубашонка). Но для производных ЛСГ с суффиксом -онк(а) «части тела
человека» характерно уменьшительно-ласкательное значение (ножонка, ручонка). В следующих фрагментах деминутивы используются с уменьшительноуничижительным значением, которое подтверждается ближайшим контекстным окружением: Сергеевы переехали в Оленино из Останихи, купив плохонький домишко после семьи, выехавшей в город Ковров [6. С. 379]; Безногий инвалид, оставив одежонку и костыли на траве, полз по песку к воде, чтобы искупаться [6. С. 19]. Однако в другом фрагменте деминутивы выражают уменьшительно-ласкательное значение. При этом к уменьшительному значению деминутивов добавляются эмоции умиления, ласки, выраженные по отношению к ребенку: Нет, не спит. Всех раньше пробудился, уже сучит ножонками, и глазенки блестят от зажженной матерью лучины [7. С. 63].
Сравнительный анализ деминутивных суффиксов выявил вариативность их сочетаемости с разными типами производящих и, следовательно, варьирование семантико-прагматического потенциала. Деминутив-ные суффиксы характеризуются различием в способности сочетаться с разными типами производящих основ и своеобразием комплекса выражаемых при этом конкретных значений. Так, суффиксы -ик, -чик, -к(а) присоединяются ко многим типам производящих основ с конкретно-предметным значением. Деминутивные производные имеют в основном уменьшительное, уменьшительно-ласкательное значения. Суффиксы -ок, -очк(а),
-ечк(а), -ц(е), -к(о), -ец также сочетаются с производящими основами с конкретно-предметным значением и придают производным уменьшительно-ласкательное значение. Суффиксы -ушок, -еньк, -ушк(а), -к(о) присоединяются к производящим основам с конкретнопредметным значением и придают деминутивным производным в основном ласкательное значение. Суффиксы -ишк(а), -ушк(а), -онк(а) в сочетании с производящими основами с конкретно-предметным значением придают производным в основном уменьшительноуничижительное, уничижительное значения, но с типами производящих основ, обозначающими части тела ребенка, - уменьшительно-ласкательное значение.
Таким образом, мы выявили группы деминутивных суффиксов, характеризующиеся единством сочетательных способностей с разными типами производящих основ, что влияет на различие их семантикопрагматического потенциала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М. : Русские словари; 1996. 416 с.
2. Апресян Ю.Д. Прагматическая информация для толкового словаря // Прагматика и проблемы интенсиональности / под ред. Н.Д. Арутюно-
вой. М., 1988. С. 7-45.
3. Резанова З.И. Функциональный аспект словообразования: Русское производное имя. Томск, 1996. 218 с.
4. Русская грамматика : в 2 т. / под ред. Н.Ю. Шведовой. М. : Наука, 1980. 783 с.
5. Носов Е. Усвятские шлемоносцы. Петрозаводск, 1988. 206 с.
6. Солоухин В. Лирические повести. Ярославль : Верхне-Волжск. кн. изд-во, 1967. 468 с.
7. Белов В. Повести. М. : Дет. лит., 1998. 255 с.
8. Шукшин В.М. Собрание сочинений : в 6 т. М. : Молодая гвардия, 1992. Т. 2. 558 с.
Статья представлена научной редакцией «Филология» 27 февраля 2012 г.