УДК 159.9.07
DOI 10.33463/2072-8336.2019.2(47).088-100
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СОТРУДНИКОВ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Т. А. Болдырева
Для цитирования
Болдырева, Т. А. Семантическое пространство профессиональной успешности сотрудников уголовно-исполнительной системы / Т. А. Болдырева // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 2(47). - С. 88-100. DOI : 10.33463/2072-8336.2019.2(47).088-100.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative S^H![жд Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. Сохранение и развитие высококвалифицированного кадрового потенциала пенитенциарной системы обеспечивает актуальность обращения к проблеме психологической детерминации профессиональной успешности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
В современной психологии выделяются два основных подхода к понятию профессиональной успешности: информационно-операциональный и результативный. Различия между подходами состоят в оценке места профессиональной успешности в сложной системе личность - профессия - деятельность. Общим является признание профессиональной успешности как многомерного образования, сочетание эндо-, экто- и экзогенных характеристик лич-
© Болдырева Т. А., 2019
ности как субъекта профессиональной деятельности.
Неоднозначность квалификации профессиональной успешности как психического явления может объясняться вариативностью ракурсов рассмотрения: с позиций объективной или субъективной репрезентации.
С точки зрения субъективной репрезентации профессиональная успешность также обладает двумя планами рассмотрения: функциональным и структурным. Многомерность явления профессиональной успешности позволяет предположить, что она представляет собой конъюнктив, включающий в себя как обязательные элементы результативность, технологическую эффективность, удовлетворенность субъекта профессиональной деятельности своим трудом и собой как специалистом. Следовательно, профессио-
нальная успешность предполагает, что смысловое пространство обладает некоторыми атрибутивными признаками, которые могут быть изучены с помощью психосемантического метода.
Опираясь на исследования семантического пространства подверженных профессиональным деструкциям сотрудников ФСИН России, априори мы определили круг понятий, предлагаемых к оцениванию сотрудникам с разным уровнем профессиональной успешности.
В результате регрессионного анализа обнаружено, что более чем на 40 % профессиональная успешность обеспечивается определенной конфигурацией семантического пространства в отношении понятий «служба», «мое прошлое», «мое настоящее», «мое будущее», «счастье».
Если у профессионально успешных сотрудников служба обладает признаками нравственно-этической категории и актуализирована в прошлом и настоящем, то у сотрудников, не проявивших на момент исследования признаков профессиональной успешности, она представляется категорией эмоционально-оценочной и аппозитивной по отношению к темпоральным понятиям в смысловом пространстве личности.
Ключевые слова: профессиональная успешность, семантическое пространство, семантический дифференциал, сотрудники уголовно-исполнительной системы, профессионализация, должностная позиция, коннота-тивное значение, категория службы, регрессионный анализ.
Профессиональная деятельность сотрудников пенитенциарной системы реализуется в объективно заданных сложных условиях, требующих сбалан-
сированности многообразных, часто парадоксально сочетающихся личностных качеств и свойств, формирование и совершенствование которых требует длительного и трудоемкого обучения сотрудника.
В. И. Огородников и В. Н. Летунов приводят данные, согласно которым в течение трех лет после выпуска из высших учебных заведений ФСИН России увольняются 60-70 % выпускников. В то же время более 80 % руководителей учреждений УИС ранее прошли почти все должности в структурных подразделениях. Сочетание приведенных фактов демонстрирует тревожную тенденцию к перманентному недостатку подготовленных для службы во ФСИН России кадров в целом и кадрового резерва руководящего состава [6]. Поиск организационных методов сохранения и подготовки квалифицированных сотрудников заставляет обратиться к проблеме фундаментальной психологической детерминации профессиональной деятельности сотрудника в уголовно-исполнительной системе.
В настоящее время все многообразие организационных методов адресного воздействия на сотрудника сублимируется в понятии планирования карьеры работника. Эффективность данных методов определяется скоростью продвижения сотрудника от одной карьерной ступени к другой, а по сути, расширением управленческих компетенций человека. Продвижение по карьерной лестнице, таким образом, означает приращение функций руководителя. В свою очередь, основные характеристики карьеры (скорость продвижения, объективные признаки повышения социального статуса) в современном обществе рассматривают-
ся чаще всего как критерий успеха и успешности человека.
Возможность качественного руководства во ФСИН России, как показывают исследования, связана не только с пониманием сущности деятельности пенитенциарной системы, задач, легитимных методов и приемов организации работы пенитенциарного учреждения, с оптимальным уровнем развития так называемых профессионально важных качеств, но и со сфор-мированностью мотивационно-смыс-лового уровня личности специалиста изоморфно специфике выполняемой профессиональной деятельности [1, 4, 6]. Карьерное продвижение любого специалиста в любой сфере, в любой системе, в том числе в уголовно-исполнительной, представляется непрерывной трансформацией смыслового пространства личности, вектор которого направлен на достижение гетеростаза индивидуального смысла и объективно заданного содержания реализуемой в актуальный момент времени профессиональной деятельности.
Ярким подтверждением сказанного выступает анализ профессиональных деструкций, которые могут возникать у специалистов любых сфер. Однако чаще всего они характерны для представителей профессий, предметом труда которых выступают другие люди: для врачей, педагогов, руководителей предприятий, социальных работников, специалистов соо1-центров и т. д. В структуре личности подверженного профессиональной деструкции человека снижение уровня или искажение трудовых действий и операций оказывается вторичным, системным нарушением, первично нарушение (искажение) смысла и мотивов реализуемой профессиональной деятельности.
В свою очередь, смысловое наполнение профессиональной деятельности также изменяется и развивается по мере профессионализации специалиста. Изменения могут носить конструктивный, развивающий или, наоборот, деструктивный, стагнирующий характер. Каждому этапу, каждому циклу профессионального развития соответствует свой оптимальный смысл реализуемой деятельности.
Ряд качественных свойств личности, которые могли бы стать протектором профессиональных деструкций у сотрудников ФСИН России, выделяет Е. Н. Нырков, объединяя их понятием осознанной, устойчивой, высокой и качественной жизнеспособности. Примечательно, что каждый из перечисленных компонентов в качестве атрибутивных признаков включает в себя мобильность, устойчивость и осознанность [5].
Важнейшим условием корректной реализации профессиональной деятельности выступает оптимальная смысловая детерминация таковой. Используя терминологию булевой алгебры, реализуется эквиваленция, включающая в себя сложно организованные дизъюнктивные формы переменных, или психологических, свойств личности и социально-психологические свойства профессиональной среды. При этом психологические свойства - профессионально важные качества, профессиональные навыки и умения, организационная структура и организационная культура учреждения, мотивация профессиональной де-ятельности,сочетаясь,образуют принципиально новые элементы структуры профессиональной деятельности, обеспечивая тем самым аутентичность личности.
Профессионально важные качества сотрудников ФСИН России активно исследуются в настоящее время. В рамках этих исследований явно прослеживается тенденция к пониманию их не как отдельных элементов и (или) единиц знаний, умений, навыков, а как сложных производных.
Например, А. Н. Тамбовский и Ю. М. Рекша наиболее релевантными универсальными профессионально важными качествами сотрудников пенитенциарной системы считают:
- способность к аналитико-синте-тической деятельности;
- социальную значимость мотивов в мотивации профессиональной деятельности;
- способность к манипулятивно-коммуникативному воздействию [9].
Регрессионный анализ экспертных оценок позволил Б. Г. Бовину, П. Н. Каз-берову, А. В. Кокурину, Д. А. Красову сформировать компонентный состав обобщенных психологических качеств, определяющих профессиональную успешность сотрудников подразделений охраны, включающий в себя:
- отношение к работе;
- нравственные качества;
- умственные способности [1].
Консолидированным профессионально важным качеством, обеспечивающим конструктивность профессиональной деятельности сотрудников ФСИН России, Д. В. Пестриков называет должностную позицию [7].
По мнению Е. Е. Гавриной, формируется должностная позиция как функция от социально-средовых воздействий и индивидуального процесса профессионализации. При этом социально-сре-довые воздействия включают в себя должностные инструкции, организационные отношения, социально-пси-
хологический климат в служебном коллективе. Индивидуальный процесс профессионализации предполагает освоение субъектом профессиональных знаний, умений и навыков [2].
Полагаем, что должностная позиция может быть рассмотрена как частный случай внутренней позиции личности, которая обязательно включает в себя, по мнению О. А. Щербининой, когнитивный, поведенческий и отно-шенческий компоненты [10]. Некоторые аналогии можно провести и с понятием направленности личности, если рассматривать ее в функциональном смысле [3].
Помимо понимания профессионально важных качеств как производных образований, представляющих собой функцию от социально-средовых воздействий и индивидуальных способностей субъекта профессиональной деятельности, в современных исследованиях кумулятивно с данной проблематикой поднимается вопрос о результативности - эффективности -успешности профессиональной деятельности. Всетри понятия активно используются в современной литературе, однако не имеют в настоящее время терминологической однозначности.
По нашему мнению, с точки зрения семиотики современного русского языка понятие успешности является более широким, поэтому в дальнейшем мы будем использовать именно это определение.
По мнению признанных авторитетов отечественной психологии В. Д. Небылицына и Б. М. Теплова, успешность и эффективность не являются синонимами. Эффективность -понятие более узкое, которое означает соотношение актуально достигнутого результата и теоретически максималь-
но возможного, а успешность включает в себя и производительность, и качество продукции, и точность трудовых действий; понятие успешности также включает в себя те интеллектуальные, эмоционально-волевые, мотивацион-ные, психофизиологические особенности личности, которые обеспечивают определенное качество трудовой деятельности субъекта [8], то есть эффективность и успешность профессиональной деятельности в классическом понимании относятся к разным парадигмам описания феномена профессиональной деятельности.
Понятие профессиональной успешности продолжает оставаться дискуссионным в современной психологии, особенно в части компонентов, ее определяющих.
Условно можно выделить два основных подхода при рассмотрении категории профессиональной успешности человека: информационно-операциональный и результативный. Краеугольным камнем определения профессиональной успешности в рамках информационно-операционального подхода является компетентность сотрудника, его профессиональное мастерство, объектным критерием оценки которого выступает, собственно, результативность (В. И. Андреев, М. А. Котик, А. М. Емельянов, Л. С. Нер-сиян и др.). В рамках результативного подхода, наоборот, квинтэссенция профессиональной успешности - результативность труда, то есть безошибочность выполнения деятельности и надежность данного качества, а психологические и психофизиологические свойства субъекта труда понимаются как предпосылки такового (В. А. Бодров, М. А. Дмитриева, М. А. Крылов, А. А. Нафтульева и др.).
Разноуровневые свойства и компоненты метасистемы «человек - профессия» часто рассматриваются во взаимосвязи с профессиональной успешностью. К числу наиболее часто упоминаемых в связи с профессиональной успешностью качеств и свойств личности относятся: настойчивость, ответственность и внутренний локус контроля, адаптационный потенциал личности в контексте стрессоустойчивости, мотивацион-ные структуры профессиональной деятельности, осознанная саморегуляция трудовой (профессиональной) деятельности, степень осознанной и неосознанной удовлетворенности личности своим трудом, собою как профессионалом.
К числу внеличностных, точнее, эк-топрофессионально-личностных качеств относят:
- результативность трудовой деятельности (производительность труда, качество продукции, надежность и (или) безошибочность трудовых действий);
- эффективность взаимодействия работника с коллегами и людьми, входящими в зону ответственности сотрудника (О. Н. Родина, Ю. А. Карачарова и др.);
- продолжительность конкретной профессиональной деятельности;
- карьерный рост.
Все перечисленные компоненты могут рассматриваться и как условие, и как критерий профессиональной успешности; их место в структуре профессиональной успешности, содержание и функции будут определяться той методологической позицией, которой придерживается конкретный автор. Однако общим является представление о профессиональной успешности
как об интегральной характеристике человека как субъекта профессиональной деятельности, включающей в себя эндо-, экто- и экзогенные характеристики субъекта профессиональной деятельности. Это означает, что для определения профессиональной успешности (неуспешности) необходимо учитывать совокупность, как минимум, трех составляющих:
1)объективной (экспертной) оценки результатов и процесса труда сотрудника);
2) объективной оценки качества взаимодействия с окружающим миром в пространстве технологии (С. П. Безносов);
3) субъективной оценки личностью собственной профессиональной деятельности и себя как профессионала.
Иными словами, перечисленные компоненты составляют интерфейс профессиональной успешности. Это означает, что структура феномена профессиональной успешности представлена таким образом, что появляется возможность ее объективного исследования. Выделенные элементы, их конкретные значения являются индикаторами функционирования единой метасистемы «человек - профессия». Репрезентация профессиональной успешности с точки зрения субъектной оценки значительно сложнее и представляется суперпозицией, включающей в себя и структурный, и функциональный планы.
Функциональный план профессиональной успешности предполагает, что она является одновременно и методом, и критерием качества актуального социального функционирования человека. Проще говоря, будучи в той или иной мере профессионально успешным, переживая себя таковым, человек реа-
лизует или не реализует собственные смысловые установки, оказывается включенным или нет в те или иные системы отношений. Профессиональная успешность выступает одним из регуляторов его социальной активности; опосредованно, через непрерывный процесс смыслообразования влияет на личностное развитие.
Структурный план профессиональной успешности в ее субъектной репрезентации организуется как одно из пространств самореализации, наделенный и смысловой, и эмоциональной, и когнитивной, и поведенческой составляющей.
Профессиональная успешность представляется, таким образом, конъюнктивом. Это означает, что профессиональная успешность возможна только тогда, когда релевантными профессиональной успешности признаками обладают как функциональный, так и структурный планы, то есть профессиональная успешность предполагает, что трудовая деятельность сотрудника объективно оценивается как результативная и технологически эффективная при обязательном наличии удовлетворенности субъекта профессиональной деятельности собственным трудом и собой как профессионалом. Субъективная оценка может быть обобщенно выражена как аутентичность субъекта профессиональной деятельности (З. И. Рябикина), что когерентно включает в себя и стабильность, и динамичность системы отношений в континууме профессиональной деятельности личности. Социальное значение конкретной, реализуемой конкретным субъектом профессиональной деятельности, будучи присвоенным субъектом, обеспечивает в случае профессиональной успешности аутентичность.
Следовательно, определенное смысловое наполнение профессиональной деятельности недизъюнктивно обеспечивает профессиональную успешность. Можно предположить, что приблизительно на 30-40 % профессиональная успешность будет обеспечиваться определенными смыслами. Полагаем, что смысловое пространство каждой сферы профессиональной деятельности обладает специфичностью. Выявление специфических характеристик этих смыслов носит прикладной характер. Определение оптимальных смысловых установок для той или иной профессиональной сферы, той или иной профессии позволит выделить психодиагностические маркеры, ценные для прогноза профессиональной успешности сотрудников на разных этапах освоения и реализации таковой. Эмпирически выявленные специфические признаки смысловых структур могут стать целеообразующими в психологической подготовке сотрудников.
Данная задача представляется выполнимой, поскольку современная психология обладает релевантным методом. Метод семантического дифференциала позволяет выявить, во-первых, коннотативное значение понятий, составляющих смысловую детерминацию, в том числе профессиональной деятельности человека, во-вторых, расположение семантических объектов в индивидуальном семантическом пространстве.
В нашем исследовании был использован частный семантический дифференциал, классический вариант Ч. Осгуда, адаптированный на русскоязычной выборке. Он состоит из двенадцати шкал, позволяющих выявить показатели трех основных факторов: оценки, силы и активности.
Практика применения семантического дифференциала показывает важность определения круга понятий, предлагаемых к оцениванию. Предшествующие исследования семантического пространства сотрудников ФСИН России, подверженных профессиональным деструкциям, позволили ограничить круг поиска диагностически значимых понятий. Первоначально был определен список понятий: «мое настоящее», «служба», «мое будущее», «мое прошлое», «счастье», «моя работа».
Экспериментальные группы сотрудников определялись по совокупности объективного и субъективного критериев.
Объективный критерий включал в себя анализ по параметрам: стаж, наличие (отсутствие) взысканий (снятые взыскания не учитывались), наличие карьерного роста в течение последних трех лет, наличие (отсутствие) благодарностей, экспертная оценка «эффективности» сотрудника непосредственным начальником по 5-балльной шкале.
К субъективному критерию мы отнесли уровень удовлетворенности трудом каждого респондента, который выявлялся с помощью анкеты по изучению организационных условий удовлетворенности трудом и профессиональным развитием А. Maieг.
Сочетание объективного и субъективного критерия позволило вычислить коэффициент профессиональной успешности. По данному коэффициенту было проведено разделение генеральной выборки на экспериментальные группы.
Общая выборка составила 243 сотрудника, офицеры среднего звена, которые посредством кластерного анализа были поделены на три группы по
совокупности перечисленных выше показателей. В дальнейшей работе были учтены только две полярные группы:
группа 1 - сотрудники, которые на момент исследования проявили всю совокупность признаков профессиональной успешности (29 человек);
группа 2 - сотрудники, не проявившие на момент исследования признаков профессиональной успешности (31 человек).
Наибольшая по объему группа сотрудников - 183 человека, которые проявляли как признаки профессиональной успешности, так и признаки недостаточной профессиональной успешности, рассматривались в качестве группы сравнения. Далее будем обозначать их как группу сравнения.
Исходя из следующих параметров семантического пространства: показатели факторов оценки, силы и активности по шести понятиям: «служба», «мое настоящее», «мое прошлое», «мое будущее», «моя работа», «счастье»; семантические расстояния между данными понятиями как семантическими объектами, рассчитанные по формуле евклидова расстояния попарно, был проведен регрессионный анализ. Зависимой переменной был определен коэффи-
циент профессиональной успешности. Статистическая обработка данных производилась посредством компьютерной системы STATISTIKA 10.0.
В результате регрессионное уравнение имеет следующий вид:
40,4 % В = 1,882 + (-0,406*А) + + (-0,972 *Ь) + 0,465*5 + 0,396*А + + (-0,388*е), где В - профессиональная успешность;
А - показатель по фактору активности понятия «служба»;
Ь - значение семантического расстояния между понятиями «настоящее», «прошлое»;
5 - значение семантического расстояния между понятиями «настоящее», «будущее»;
й - значение семантического расстояния между понятиями «служба», «прошлое»;
е - значение семантического расстояния между понятиями «прошлое», «счастье».
Основные показатели регрессионного анализа с зависимой переменной «профессиональная успешность» представлены в таблице.
Таблица
Rг = 0,40438799 F(5,53) = 7,1968р < 0,00003
Значимая шкала - переменная Ь* Ь р^а!ие
1,882 0,0000
Служба - активность -0,406 -0,0189 0,0011
Настоящее - прошлое -0,372 -0,0597 0,0122
Настоящее - будущее 0,465 0,0558 0,0028
Служба - прошлое 0,397 0,0545 0,0017
Прошлое - счастье -0,388 -0,0598 0,0063
Основные результаты регрессионного анализа при зависимой переменной «профессиональная успешность» для сотрудников ФСИН России
Таким образом, ожидаемо смысловая сфера детерминирует профессиональную успешность чуть более 40 %.
Значимыми в этом отношении оказались семантические расстояния между темпоральными понятиями «мое настоящее», «мое прошлое», «мое будущее» и понятиями службы (вероятно, как нравственной интенцио-нальной категорией) и счастья (вероятно, как отражение состояния общей удовлетворенности).
Рассмотрим включенные в состав регрессионного уравнения компоненты в сравнении у сотрудников профессионально успешных и сотрудников, на момент исследования не проявивших признаков профессиональной успешности.
Согласно расчету ^критерия Стью-дента, во-первых, распределение данных по всем факторам понятия «служба», включая фактор «активность», по полярным группам соответствует нормальному, во-вторых, достоверны различия по факторам оценки и активности. Так, в отношении фактора оценки по понятию «служба» ^эмпирическое - 3,351 при р = 0,001432, по фактору активности ^эмпирическое - 3,590 при р = 0,000687. Различия между полярными группами по фактору силы оказались недостоверными вэмп = 0,917 при р = 0,362642).
Диапазон средних значений по фактору оценки понятия «служба» у профессионально успешных сотрудников составляет 7 ± 2, у группы 2 -5 ± 3. По фактору активность понятия «служба» соответственно у группы 1 -7 ± 2, у группы 2 - 4 ± 3.
Таким образом, в отношении понятия «служба» можно говорить о том, что в целом данная морально-нравственная категория у профессиональ-
но успешных сотрудников имеет более высокую ценность и более позитивное эмоциональное наполнение, обладает значительно более высоким энергетическим потенциалом.Последнее означает, что у профессионально успешных сотрудников понятие «служба» в большей степени может оказывать активизирующее воздействие на субъекта профессиональной деятельности, чем у сотрудников, не проявивших на момент исследования признаков профессиональной успешности.
В отношении семантических расстояний между понятиями «мое настоящее - мое прошлое», «мое настоящее - мое будущее» как семантическими объектами у полярных групп отметим, что различия недостоверны. Особенно хорошо это видно в отношении семантического расстояния между понятиями «мое настоящее - мое прошлое» (рис. 1).
Тем не менее расстояние между понятиями «мое настоящее - мое прошлое» у сравниваемых групп различается: у группы 2 оно несколько больше. Подобная конфигурация пространства позволяет констатировать, что у респондентов полярных групп присутствует определенная трансспектив-ность, хотя у группы профессионально успешных сотрудников несколько выше ориентация на будущее, чем у сотрудников группы 2.
Примечательно, что между группами есть достоверные различия по параметру семантического расстояния между понятиями «мое настоящее - служба», хотя эти различия не достигают уровня достоверности и не являются согласно регрессионному анализу значимым параметром, детерминирующим профессиональную успешность.
Рис. 1. Расположение семантических объектов по отношению к понятию «мое настоящее» у профессионально успешных сотрудников и сотрудников, не проявивших на момент исследования признаков профессиональной успешности
Рис. 2. Расположение семантических объектов по отношению к понятию «служба» у профессионально успешных сотрудников и сотрудников, не проявивших на момент исследования признаков профессиональной успешности
Рис. 3. Расположение семантических объектов по отношению к понятию «мое прошлое» у профессионально успешных сотрудников и сотрудников, не проявивших на момент исследования признаков профессиональной успешности
Однако понятие службы у сотрудников профессионально успешных значительно ближе к понятию «мое прошлое» в семантическом пространстве (рис. 2), чем у сотрудников, не проявивших на момент исследования признаков профессиональной успешности. Различия между группами по данному параметру достоверны р > 0,0001. С учетом большей семантической близости к понятию «служба» как прошлого, так и настоящего в семантическом пространстве можно предположить, что служба выступает привычным контекстом жизни профессионально успешных сотрудников
Вероятно, такие результаты свидетельствуют о том, что понятие службы «выведено» в смысловом пространстве личности профессионально успешных сотрудников из контекста эмоционально-оценочных категорий. Дополнительным подтверждением этому выступает большая семантическая удаленность понятий «служба - счастье» у профессионально успешных сотрудников в отличие от респондентов группы 2.
В целом в смысловом пространстве личности профессионально успешных сотрудников ярко выражена ориентация на настоящее, возможно, в связи с переживанием самореализованно-сти и достаточной удовлетворенности собственной самореализацией, так как семантическое расстояние между понятиями «мое прошлое - счастье» у сотрудников профессионально успешных значительно меньше (рис. 3).
Конфигурация семантического пространства у профессионально успешных сотрудников и сотрудников, не проявивших на момент исследования признаков профессиональной успешности, отличается, что во мно-
гом связано с локализацией понятий, отражающих временную ориентацию сотрудников, и понятия «служба».
Дополнительно отметим, что у сотрудников группы сравнения отмечались отдельные элементы семантического пространства, сходные с таковыми у профессионально успешных сотрудников, однако только полное сочетание всех отмеченных компонентов эквивалентно профессиональной успешности.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Профессиональная успешность представляется конъюнктивной формой, компонентами которой выступают три интегративных свойства, в том числе смысловое обеспечение профессиональной деятельности, то есть оптимально организованное смысловое пространство профессиональной деятельности, не является единственным компонентом, обеспечивающим профессиональную успешность, однако без такового она невозможна.
2. Профессиональная успешность, согласно результатам регрессионного анализа, более чем на 40 % детерминируется смысловым пространством личности. Значимыми элементами смыслового пространства являются: значение фактора «активность» понятия «служба», а также семантические расстояния между понятиями «мое настоящее - мое прошлое», «мое настоящее - мое будущее», «мое прошлое -служба», «мое прошлое - счастье».
3. Для профессионально успешных сотрудников ФСИН России характерно сочетание высоких показателей по фактору «активность» понятия «служба», а также семантическая близость понятий «мое настоящее - мое про-
шлое», «мое настоящее - мое будущее», «мое прошлое - служба», «мое прошлое - счастье» при локализации понятия «служба» в пространстве темпоральных объектов.
Для сотрудников, не проявивших на момент исследования признаков профессиональной успешности, характерно сочетание нейтральных показателей по фактору активности понятия «служба» в сочетании с относительной семантической близостью понятий «мое настоящее - мое прошлое», «мое настоящее - мое будущее» и семантической удаленностью понятий «мое прошлое - служба», «мое прошлое - счастье» с локализацией понятия «служба» в пространстве эмоционально-оценочных объектов.
4. Отличительной особенностью семантического пространства профессионально успешных сотрудников ФСИН России является предикативность понятия «служба», обладающего свойствами нравственно-этической категории на фоне хорошо выраженной трансспективности.
Понятие службы у сотрудников, не проявивших признаков профессиональной успешности, аппозитивно по отношению к темпоральным понятиям и носит признаки эмоционально-оценочной категории.
5. Выделенные специфические признаки семантического пространства профессионально успешных сотрудников ФСИН России представляются скорее динамическими, нежели статическими образованиями в семантическом пространстве личности, а следовательно, могут стать предметом направленного психологического воздействия.
Библиографический список
1. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников подразделений охраны федеральной службы исполнения наказаний России / Б. Г Бовин [и др.] // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 72-85.
2. Гаврина Е. Е. Социально-психологические детерминанты, оказывающие влияние на формирование должностной позиции сотрудников уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 27-39.
3. Кириенко А. А. О понятии направленности личности, ее структуры и содержания // Образование и саморазвитие. 2010. № 3(19). С. 161-166.
4. Малышев А. Г. Морально-психологические особенности личности сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Человек: преступление и наказание. 2012. № 4. С. 148-149.
5. Нырков Е. Н. Акмеологические средства предупреждения личностно-профессиональной деформации сотрудника ФСИН России // Акмеоло-гия. 2016. № S1. С. 167.
6. Огородников В. И., Кочкина О. В. Некоторые проблемные вопросы комплектования кадров в уголовно-исполнительной системе // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 86-91.
7. Пестриков Д. В. О понятии «конструктивное поведение сотрудников уголовно-исполнительной системы» // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 4(36). С. 74-78.
8. Рикель А. М. Некоторые аспекты социально-психологической пробле-
матики успеха // Вестник Московского университета. Серия 14 : Психология. 2012. № 1. С. 41-48.
9. Тамбовский А. Н., Рекша Ю. М. К обоснованию универсализации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной систе-
мы // Человек: преступление и наказание. 2015. № 3. С. 185-188.
10. Щербинина О. А. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 9(59). С. 79-86.