Научная статья на тему 'Семантические характеристики образа смерти у людей разных поколений'

Семантические характеристики образа смерти у людей разных поколений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
793
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕРТЬ / ОБРАЗ СМЕРТИ / АССОЦИАЦИИ / ПОДРОСТКИ / ЮНЫЕ / ПОЖИЛЫЕ / ПСИХОСЕМАНТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шварева Елена Васильевна

Смерть, жизнь, война и счастье фундаментальные понятия, присутствующие в жизни каждого человека с самого рождения. Постепенно, при взрослении, вкладываемый смысл в эти понятия меняется. Однако, интересным остается вопрос: образ смерти, жизни, счастья и войны, представленный в современном сознании людей разных возрастов это результат культурных стереотипов или индивидуально личностный смысл? Поскольку образ смерти задает один из полюсов жизненного пространства человека, понимание его специфики позволит наглядно представить осмысленность ценности собственной жизни разных поколений. Это особенно актуально в рамках Российского общества, где тематика смерти представлена достаточно скудно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семантические характеристики образа смерти у людей разных поколений»

РАЗДЕЛ VIII ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316.6:159.922.6

Шварева Елена Васильевна

Аспирант кафедры психологии развития ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ), [email protected], Пермский край, Березники

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА СМЕРТИ У ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

Shvareva Elena Vasilievna

A post-graduate student of the chair ofpsychology of development Ural State Pedagogical University (UrSPU), [email protected], Perm Krai, Berezniki

SEMANTIC CHARACTERISTICS OF THE IMAGE OF DEATH AMONG PEOPLE OF DIFFERENT GENERATIONS

Вопросы жизни и смерти относятся к разряду «вечных». У каждого человека складывается свое отношение к этим универсальным категориям. Одни люди базируются на вере в бессмертие души, считая смерть переходом в другую форму существования. Другие воспринимают смерть только как прекращение жизнедеятельности. Тем не менее, в обществе присутствуют закономерные тенденции, закладывающие основу понимания образа смерти всеми его членами. К примеру, на сегодняшний день в Российском обществе не принято, открыто говорить на тему смерти, обсуждать ее с детьми [2, с. 83]. С помощью СМИ, государство оберегает общество от всего, что, так или иначе связанно со смертью - заменяет «умер» более осторожными «уснул вечным сном», ТВ создает свой, «телевизионный» образ смерти, и реальная смерть чаще всего не вписывается в рамки этого образа.

Каждому представителю рода человеческого присущ страх смерти, который абсолютно естественен. Его экзистенциальное присутствие в человеческой жизни описано еще Ирвином Яломом (1998), который отмечал, что обычно этот страх не разрушает жизнь, в определенном смысле он заставляет острее чувствовать и ценить ее счастливые мгновения, стимулирует к активности, не позволяет откладывать жизнь «на потом». Каждый человек проделывает немалую внутреннюю работу, чтобы научиться жить с этим страхом и защищаться от него.

Проблемой изучения отношения к смерти занимались такие исследователи как Д. Н. Исаев (1996), Ф. Арьес (1975), С. Рязанцев (1994), П. С. Гуревич, (1989), А. П. Лаврин (1990), А. М. Прихожан (2000), А. И. Захаров (1995), Э. Кюблер-Росс (1999), Ч. Фойе (1990), Г. А. Гаврилова (2004) и др. В отечественной психолого-педагогической литературе имеются отдельные работы, касающиеся отношения детей и подростков к смерти. Однако они в основном заимствованы из опыта западных коллег и относятся либо к

проблемам терминально больных детей, либо к проблемам помощи ребенку в переживании горя и потери близкого человека. Программы работы с «нормативными» группами по проблеме конечности своего Я практически отсутствуют. Рассмотрение человека в рамках возрастной психологии подробно описывает его интеллектуальное и личностное развитие, в то время, как упоминания об отношении человека к факту собственной смертности не представлены. В научной литературе отсутствуют исследования, касающиеся специфики образа смерти у людей разных поколений.

Образ смерти - это совокупность представлений о смерти, отражающих разные эпохи общественного сознания, в широком понимании [7, с. 80], а также субъективная картина мира, отражающая личностное отношение и вкладываемое субъектом значение в явление смерти [8, с. 47]. Между понятием «смерть» и «образ смерти» существует большая разница. Понятие «смерть» - раскрывает общепринятое значение, универсальное для носителей этого языка. В то время как «образ смерти» индивидуален для каждого, он содержит индивидуально-личностный смысл.

Целью нашего исследования является выявление психосемантических характеристик образа смерти у людей разных поколений. Исследование проводилось в несколько этапов, в нем принимали участие учащиеся одиннадцатых классов и учителя средних общеобразовательных школ № 22, № 27 г. Березники, а также пожилые люди, в возрасте от 60 до 76 лет. Общее число респондентов - 137 человека (50 учителей, 50 учеников, 37 пожилых людей).

На первом этапе исследования на основе анализа словарей, тезауруса семантического дифференциала, сочинений респондентов нами был разработан биполярный список прилагательных, которые используются людьми при описании своего опыта столкновения со смертью. Список прилагательных стал основой для составления авторской модификации методики «Семантический дифференциал», которую мы использовали в работе с респондентами. По результатам выполнения испытуемыми этой методики высчитывался «семантический код», посредством которого выявлялось предпочтение того или иного полюса в парах предложенных антонимов. Кроме того в исследовании использовалась методика «Свободные ассоциации», которая предполагала выявление списков значимых ассоциаций на определенные слова-стимулы. Применялась также методика «Проективный рисунок», анализ которой предполагал выявление содержания рисунков и цветового предпочтения респондентов. По итогам составлялся рейтинг наиболее часто встречающихся ассоциаций и сюжетных решений рисунка, посредством которых происходило описание образа смерти у респондентов.

По результатам, полученным при проведении методики «Семантический дифференциал» можно сделать вывод, что оценка понятий «война», «смерть», «жизнь», «счастье» у представителей разных поколений в общих чертах сходна. Для того чтобы представить степень значимости каждой

пары прилагательных при оценивании предлагаемых понятий мы использовали процедуру ранжирования. Для этого нами было подсчитано общее количество выборов по «шкале отказа». Таким образом, мы выявили принимаемые и отвергаемые пары прилагательных.

Относительно оцениваемых понятий нужно отметить, что отвергаемые и принимаемые респондентами пары имели разную специфику. То есть при оценивании понятия «жизнь» принимаемые пары абстрактны. У понятия «война» принимаемые и отвергаемые пары имеют эмоциональный оттенок.При оценивании понятия «жизнь» отмечено больше всего принимаемых пар прилагательных. Тем не менее, все они, так или иначе, несут в себе выражение эмоции. Число отвергаемых пар минимально, они содержательно отображают физические характеристики. Применительно к понятию «смерть» наблюдается больше всего отвергаемых пар прилагательных. При этом все они по значению достаточно разноплановы: одни отражают физические характеристики, другие - нравственные стороны.

Таким образом, при оценивании понятий отвергаемыми оказались прилагательные, несущие физические характеристики, а принимаемыми - общие, большие по объему денотата прилагательные. Причиной этого может служить недостаточно развитое образное мышление, привязанность к денотативному значению слова. То есть оценка в основном идет по тем прилагательным, которые чаще всего употребляются в речи с предлагаемыми понятиями: внезапная смерть, долгожданное счастье. Вероятно, что поскольку словосочетаний пластичная смерть или острая жизнь мы в своей речи не употребляем, то и оценки по данным парам прилагательных не происходило.

Результаты корреляционного анализа по Пирсону методики «Семантического дифференциала» по определению взаимосвязи предлагаемых понятий по шкале «отказа» в группе «юных», «взрослых» и «пожилых» представлены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1 - Взаимосвязи между предлагаемыми понятиями, выявленные в группе «юных» по шкале «отказа»

Оцениваемое понятие Счастье Война Смерть Жизнь

Счастье 1,00

Война ,3756** 1,00

Смерть ,4191** ,6310*** 1,00

Жизнь ,3251** ,2112* ,3814** 1,00

Таблица 2 - Взаимосвязи между предлагаемыми понятиями, выявленные в группе «взрослых» по шкале «отказа»

Оцениваемое понятие Счастье Война Смерть Жизнь

Счастье 1,00

Война ,2332* 1,00

Смерть ,4332** ,6683*** 1,00

Жизнь 6447*** ,4738** ,5401** ^ 1,00

Таблица 3 - Взаимосвязи между предлагаемыми понятиями, выявленные в группе «пожилых» по шкале «отказа»

Оцениваемое понятие Счастье Война Смерть Жизнь

Счастье 1,00

Война ,4239** 1,00

Смерть ,4513** ,5386*** 1,00

Жизнь ,4691** 4417** ,5193** 1,00

Здесь и далее:

* - р< 0,05 ** - р< 0,01 *** - р< 0,001

Анализируя приведенные выше результаты, приходим к выводу, что существует статистически значимая взаимосвязь с высоким уровнем достоверности между всеми понятиями в оценках всех групп респондентов. Таким образом, можно обоснованно предполагать, что оценивание предлагаемых понятий идет по сходным конструктам.

Выделив принимаемые и отвергаемые пары прилагательных, был подсчитан «семантический код» принимаемых пар. На основе этого выявлено, что либо существует смысловое смещение в сторону того или иного полюса ортогональной пары, либо пара имеет место быть при оценивании, но полюса не несут в себе семантически важных характеристик. Результаты крайних, наиболее ярко выраженных смысловых смещений для каждой выборки представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Показатели крайних смысловых смещений «Семантического кода», для оцениваемых понятий

«Юные» СК «Взрослые» СК «Пожилые» люди СК

1 2 3 4 5 6

«Счастье»

Приятный 2,342 Яркий 2,289 Хороший 2,484

Красивый 2,342 Светлый 2,158 Приятный 2,355

Хороший 2,237 Красивый 2,000 Красивый 2,323

Радостный 2,237 Свой 2,129

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 6

Яркий 2,184 Важный 2,000

Цветной 2,105

Свой 2,026

Важный 2,000

«Смерть»

Печальный 2,515 Печальный 2,317 Печальный 2,484

Отбирающий 2,500 Внезапный 2,097 Плохой 2,226

Реальный 2,400 Отбирающий 2,047

Черно-белый 2,205

Сумеречный 2,076

Безжалостный 2,051

«Война»

Печальный 2,711 Тяжелый 2,605 Противный 2,581

Темный 2,,711 Разрушающий 2,553 Плохой 2,419

Агрессивный 2,579 Плохой 2,526 Безобразный 2,290

Плохой 2,474 Агрессивный 2,395 Унижающий 2,226

Суровый 2,395 Г рязный 2,392 Разрушающий 2,194

Безжалостный 2,368 Печальный 2,342 Тяжелый 2,161

Противный 2,342 Горький 2,316 Горький 2,129

Разрушающий 2,316 Отбирающий 2,289 Волнующий 2,065

Тяжелый 2,316 Противный 2,263 Г рязный 2,065

Отбирающий 2,242 Суровый 2,211 Печальный 2,032

Горький 2,237 Безобразный 2,184 Отбирающий 2,032

Безобразный 2,211 Безжалостный 1,158

Грязный 2,211 Темный 2,079

Реальный 2,211

Серьезный 2,079

Массовый 2,053

«Жизнь»

Важный 2,395 Хороший 2,158 Важный 2,000

Реальный 2,256 Реальный 2,132

Яркий 2,105 Важный 2,053

Яркий 2,026

Красивый 2,000

Условные обозначения:

Здесь и далее СК - семантический код.

По результатам, представленным выше видно, что «юные» преимущественно описывают понятие «счастье», используя прилагательные, несущие в себе экспрессивно-эмоциональный оттенок, вызывающие так называемые «цветовые представление» (цветной, яркий). Несмотря не то, что «юные» весьма многословны, при оценивании они в основном используют «универсальные конструкты», что является малоинформативным в отношении индивидуального смысла, присущего только этой группе респондентов. При оценивании понятия «смерть», респонденты также отдают предпочтение прилагательным, имеющим «негативный» эмоциональный оттенок, но уже содержащим в себе не просто констатацию факта (уродливый, безобразный), а несущим некое действие (отбирающий, печальный, безжалостный).

Необходимо отметить, что «юные» оценивают понятия «счастье» и «смерть» при помощи одних и тех же конструктов, отдавая предпочтение лишь разным полюсам. К примеру, если понятие «смерть» оценивается с помощью прилагательных - черно-белый, печальный; то понятие «счастье» - прилагательными цветной, радостный. При оценке понятия «Война» респонденты использовали прилагательные, несущие негативный эмоциональный оттенок (плохой, противный), а так же прилагательные отображающие действие (отбирающий, разрушающий). Доминируют прилагательные, ортогональные по смыслу, но востребованные при оценивании других понятий, то есть пары, составляющие один конструкт. К примеру, понятие «счастье», оценено с помощью прилагательных хороший, радостный, а понятие «война» с помощью прилагательных плохой, печальный. Понятия «война» и «смерть» оценивались «юными» преимущественно по одинаковым полюсам. В результате и тому, и другому понятию присущи следующие характеристики: печальный, отбирающий, реальный, безжалостный.

В свою очередь «взрослые», при оценивании понятия «счастье» используют прилагательные со слабовыраженным эмоциональным оттенком, однако в остальном сходятся с оценкой «юных». При работе с понятием «война» и «жизнь», респонденты использовали достаточно большой список прилагательных, несущие эмоциональный оттенок. Необходимо отметить, что все прилагательные, востребованные абсолютным большинством взрослых, были использованы и «юными». Несмотря не некоторую схожесть с «юными» в оценке предлагаемых понятий, «взрослые» более лаконичны с одной стороны и более вариативны - с другой. То есть при оценивании всех понятий они не использовали ни одного конструкта, присущего сразу всем понятиям.

«Пожилые», оценивая понятие «счастье» в основной массе используют сходные с «юными» и «взрослыми» конструкты (красивый, хороший), но они единственные, кто применяет в оценивании конструкт «свой - чужой», что придает образу «счастья» некоторую осмысленность, личностную значимость. Оценивание понятия «смерть» напротив, имело наиболее яркие смысловые смещения лишь в лице общих, малоинформативных конструктов. При оценивании понятия «война» было использовано гораздо большее

количество прилагательных, нежели оценивание других понятий. Несмотря на то, что большинство конструктов, использованных при оценке идентичны с «юными» и «взрослыми, выделяются присущие только «пожилым». А именно это конструкты: «унижающий - возвышающий» и «волнующий -безмятежный». Оценивание с использованием крайних полюсов в сторону прилагательных: унижающий и волнующий, скорее всего, может выражать личное отношение в явлению войны как событию, с которым большинству из них пришлось, так или иначе, столкнуться. Оценивание понятия «жизнь» показало, что, по мнению «пожилых», единственным прилагательным, с выраженным смысловым значением является - «важный», которое впрочем, также применимо для оценки понятия «счастье».

При оценивании всех понятий «юные» использовали 22 конструкта, «взрослые» - 18, а «пожилые» только 14 конструктов, в которых смысловое значение явно смещено к одному из двух полюсов.

В процессе анализа полученных результатов по методике «семантический дифференциал» мы выделили конструкты, используемые всеми группами информантов при оценивании. Для «юных», «пожилых» и «взрослых» образ смерти является, прежде всего, печальным, счастья - красивым, жизни - важным, а войны - противным, плохим, безобразным, разрушающим, горьким, грязным, печальным и отбирающим. Лишь только после этого идет дополнительное наделение образов другими прилагательными, свойственными каждой группе испытуемых.

В таблице 5 представлены результаты методики «Проективный рисунок».

Таблица 5 - Рейтинг сюжетного решения проективных рисунков в группах респондентов

Счастье КП Война КП Смерть КП Жизнь КП

«Юные»

Солнце 17 Взрыв 9 Слезы 12 Солнце 10

Сердце 9 Люди 8 Кресты 8 Трава 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Небо 9 Кровь 7 Человек 7 Небо 7

«Взрослые»

Солнце 16 Танки 10 Могила 5 Солнце 7

Дерево 9 Взрыв 9 Человек 5 Дом 7

Цветы 8 Тучи 3 Слезы 5 Дерево 6

«Пожилые»

Солнце 8 Взрыв 13 Люди 5 Люди 9

Дом 8 Самолет 9 Кровь 5 Дом 8

Дерево 8 Танк 8 Гроб 4 Трава 7

Условные обозначения:

Здесь и далее КП - количество повторов.

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы.

«Юные», рисуя свой образ счастья, в абсолютном большинстве изображают солнце, сердца, небо, улыбки, то есть, превалирует некий сказочный образ, полный радостных улыбок и яркого солнца. При рисовании образа войны, в основном изображаются взрывы, раненные, кровь и земля. Основным фоном предстает изображение сражения и битвы, или их атрибуты. Рисунки на тему образа смерти выглядят несколько беднее. Здесь превалирует изображение слез, могил, крестов, людей. Рисование образа жизни у «юных» в большинстве своем получило отклик в изображении солнца, травы, неба, детей и сердец. Интересным является факт, что в группе «юных» изображение солнца и неба являются непременными атрибутами при рисовании всех четырех предлагаемых понятий. Кроме того, в изображении образа счастья и образа жизни обнаруживается много сходств, так же как между образом смерти и образом войны.

«Взрослые» при изображении образа счастья в абсолютном большинстве случаев рисуют солнце, деревья, цветы, людей, небо, детей, птиц. Образ войны находит свое воплощение в изображении танков, взрывов, туч, автоматов и убитых. Некоторые испытуемые дополняют рисунок изображением молний, бомб, разрушенных домов. Образ смерти можно наблюдать в изображениях могил, людей, слез, крестов, гробов. Также имеет место изображения кровати, скелетов, лекарств, свечей, черепов и т. д. Образ жизни представлен в изображениях солнца, дерева, дома, птиц, неба, травы.

«Пожилые», рисуя образ счастья, в большинстве случаев изображают солнце, дом, дерево, людей, цветы и траву. В рисунках образа войны имеют место изображения взрывов, самолетов, танков, свастики, красной звезды, солдат и автоматов. Для полной картины он дополнен изображением гранат, носилок, раненых, окопов. Образ войны получился у «пожилых» самым насыщенным и вариативным. Здесь имеют место изображения не только атрибутики или общего представления (взрыв, огонь, оружие), но и изображения конкретных сражений (о чем позволяет судить «свастика» и «красная звезда» на солдатах и т. д.). Рисунки образа смерти можно назвать чисто атрибутивными, поскольку здесь имеют место только изображения людей, крови, гробов, крестов, могил. Образ жизни воплощен через изображение людей, дома, травы, деревьев, цветов дороги.

Таким образом, изображение солнца, сердец, облаков, цветов и шаров -это непременные атрибуты образа счастья, присутствующие у всех групп респондентов. Изображения взрыва, огня, танков, автоматов, самолетов и солдат - образа войны. Слезы, кресты, могилы, кровь и гробы - главные составляющие образа смерти. А солнце, цветы, деревья, облака и дорога -образа жизни.

Цветовые предпочтения респондентов отображены в таблице 6:

Таблица 6 - Показатели цветовых предпочтений при изображении образа «жизни» и образа «смерти» в группах испытуемых

«Юные» «Взрослые» «Пожилые»

Смерть Жизнь Смерть Жизнь Смерть Жизнь

Желтый - 15 2 10 1 10

Красный 6 12 4 12 3 12

Синий 8 15 3 16 4 13

Зеленый 3 14 2 15 3 14

Коричневый 6 11 3 8 1 8

Черный 19 4 16 8 15 9

Относительно цветовых предпочтений, следует отметить, что в группе «юных», как и в группе «взрослых», при изображении образа счастья предпочтение отдается желтому и красному цветам. В то время, как «пожилые» в большей степени используют зеленый и красный. Образ войны «юные» предпочитают изображать, используя черный и чуть реже красный цвета, что отражает и предпочтения группы как «взрослых», так и «пожилых». Абсолютно единодушны все группы в выборе цветового изображения образа смерти, а именно большинство отдает предпочтение черному цвету. Остальные же цвета использовались в равной степени редко. Образ жизни в цветовом предпочтении представлен несколько иначе. В группе «юных» востребованы желтый, синий и зеленый цвета, в группе «взрослых», равно как и в группе «пожилых» - синий и зеленый». Таким образом, цветовое решение при изображении образов предлагаемых понятий совпадает у всех выборок, за исключением образа счастья.

В таблице 7 представлен рейтинг семантических универсалий ассоциаций в исследуемых нами группах.

Таблица 7 - Ассоциативные универсалии предлагаемых стимулов в группах респондентов

Счастье ^ КП Война КП Смерть КП Жизнь КП

«Юные»

Любовь 31 Смерть 33 Гроб 18 Счастье 16

Радость 22 Кровь 14 Слезы 18 Радость 10

Семья 14 Разрушение 10 Кладбище 16 Дети 9

«Взрослые»

Дети 22 Смерть 19 Горе 23 Радость 19

Любовь 22 Горе 13 Слезы 16 Работа 11

Семья 20 Разруха 13 Потеря 10 Дети 9

«Пожилые»

Благополучие 12 Голод 12 Горе 11 Работа 12

Здоровье 11 Разруха 11 Потеря 11 Дети 7

Дети 9 Горе 11 Страх 9 Семья 7

Интересным представляется следующий факт: самой популярной ассоциацией на слово - стимул «война» является смерть, а на слово - стимул

«жизнь» - счастье, кроме того, самые востребованные ассоциации на эти слова - стимулы тоже совпадают, то есть «жизнь» и «счастье» для группы «юных» - это, прежде всего радость, семья, любовь. Можно предположить, что образ счастья в группе «юных» раскрывается в образе жизни, равно как и образ смерти в образе войны, иными словами жизнь и война уже изначально содержат в себе счастье и смерть соответственно.

В группе «взрослых» наблюдается подобная закономерность, что и в группе «юных» (слова - стимулы «счастье», и «жизнь» вызывают схожие ассоциации, а именно: дети, радость, солнце, работа, свет, так же как и слова-стимулы «война» и «смерть» - горе, потеря, страх, слезы). Ассоциации, воспроизводимые «взрослыми» сходны с ассоциациями «юных». К примеру, слово - стимул «счастье» ассоциируется у обеих групп с любовью, радостью, солнцем, семьей, благополучием и именем прилагательным «большое». Важно отметить, что рейтинговое положение этих ассоциаций в рейтинговом списке в основном совпадает.

В группе «пожилых» выделено меньше всего семантических универсалий по сравнению с другими группами. Ассоциации на слова - стимулы «счастье» и «жизнь» в большинстве своем совпадают с результатами других групп респондентов (здоровье, семья, работа). В то время как относительно ассоциаций на слова-стимулы «война» и «смерть», наблюдается лишь одно совпадение в лице ассоциации - горе.

Среди выделенных семантических универсалий, существуют такие, которые наличествуют у всех групп респондентов. К примеру, на слово-стимул «счастье» в списке универсалий всех групп присутствуют ассоциации семья, благополучие. Однако, если ассоциация «благополучие» находится внизу списка универсалий в группе «юных» и в группе «взрослых», то в группе «пожилых» она занимает первое место». Слово-стимул «война» у всех респондентов ассоциируется со смертью, слезами, голодом и горем. Слово - стимул «смерть» - с горем, потерей и страхом. Слово - стимул «жизнь» - с детьми и радостью.

Выводы.

Анализ полученных результатов по всем методикам позволяет выделить следующий образ смерти, присущий испытуемым разных поколений. Несмотря на то, что структура образа смерти в общих чертах сходна, «юные» имеют преимущественно атрибутивное представление о смерти, описывая все инструменты присущие явлению смерти в обыденной жизни. К примеру, рисунки образа смерти главным образом содержат изображения крестов, могил, плачущих людей, то есть всего того, что является непременным атрибутом смерти. Ассоциации, даваемые «юными» тоже достаточно поверхностны. Это еще раз подтверждает, что, несмотря на всю многословность в своих описаниях и оценках, молодые люди более единодушны и стереотипны в оценке смерти. Это частично может объясняться отсутствием опыта столкновения со смертью, «юным» приходится опираться на доступную информацию, получаемую преимущественно из СМИ. Кроме того, именно в этом возрастном периоде «юные» заняты построением планов относительно своей будущей профессии, а также всей своей дальней-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.