«СЕМЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ» В КОНТЕКСТЕ СУДЬБЫ И ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ ВЛАДИМИРА МАКСИМОВА
H.H. ВЕКУА
Кафедра русской и зарубежной литературы Российский университет дружбы народов (Сочинский филиал)
Ул. Куйбышева, 32, 354341 Сочи, Россия
В статье рассматривается жизненная позиция писателя В. Максимова, получившая отражение в его творчестве и в художественном мире героев его романа «Семь дней творения». Выстраиваются ступени духовного роста главного героя.
Роман «Семь дней творения» В. Максимова вышел в 1971 г. в издательстве «Посев» во Франкфурте-на-Майне. Появление этого произведения, не получившего положительной оценки в советском издательстве, послужило основанием для исключения В. Максимова из Союза писателей.
В своем интервью журналу «Юность», данном в октябре 1989 г., В. Максимов писал, что все начиналось мирно. Он сдал рукопись романа «Семь дней творения» в издательство «Советский писатель», у него с этим издательством был заключен договор. В частных разговорах рецензенты говорили, что им очень понравилось, но печатать сейчас нельзя, это непроходимо. А сам конфликт разразился, когда рукопись попала самиздатом на Запад (причем, по словам В. Максимова, он ее туда не передавал), издательство «Посев» довольно быстро ее опубликовало.
Результатом «конфликта» стало последовавшее в 1973 г. исключение В. Максимова из Союза писателей, закрывавшее дорогу в издательства и редакции. Разрыв с советской литературой был зафиксирован в строках официального документа. Решение Московской писательской организации от 17 сентября 1973 г. гласило: «За политические взгляды Максимова В.Е. и его творчество, несовместимые с Уставом Союза писателей СССР и званием писателя, исключить Максимова В.Е. из членов СП СССР».
В западной прессе высказывалось предположение о том, что В. Максимов может подвергнуться преследованиям со стороны властей, причем не исключалась попытка прибегнуть к мерам психиатрического характера для запугивания опального автора.
Но исключение только прибавило известности писателю, интервью и публицистические выступления все чаще появлялись на страницах западной и эмигрантской прессы. Непосредственное касательство В. Максимов имел к со-
бытиям, развернувшимся вокруг высылки из Советского Союза А. Солженицына. В. Максимов вместе с В. Войновичем, А. Галичем, А. Сахаровым, И. Шафа-ревичем подписывает 5 января 1974 г. заявление в защиту А. Солженицына. Выезд В. Максимова за границу хронологически совпал с высылкой А. Солженицына. В. Максимову, которого пригласил известный западногерманский промышленник А. Шпринберг для издания журнала, было разрешено выехать в Париж сроком на 1 год.
В. Максимов становится главным редактором журнала «Континент» и объединяет вокруг себя самых известных писателей, критиков, литературоведов. В издательстве «Посев» к этому времени выходит другой его роман - «Карантин», а роман «Семь дней творения» неоднократно переиздается, публикуются и его переводы.
Роман, название которого взято из библейской мифологии, стал неким синтезом, в котором можно услышать отзвуки мотивов предшествующей В. Максимову русской литературы. Через образ главного героя Петра Васильевича Пашкова писатель вступил в соприкосновение с магистральным для советской литературы сюжетом, связанным с рождением нового человека и нового мира. В романе В. Максимова «Семь дней творения» происходит такое обновление личности человека, которое решительно противоположно тенденциям, бытовавшим в то время в советской литературе. Пафос романа в отрицании тех ценностей, которые утверждались господствующей властью.
Роман непосредственно связан с темой дома. Действие протекает в пределах одной семьи, оказавшейся в круговерти истории. В. Максимов в этом романе нащупал коренную идею - поиск твердой основы в условиях разрушения семьи, рода. Тема разрушающегося дома, корней присутствовала во многих произведениях, написанных в период 1970-1980-х гг. Но если для таких авторов, как В. Астафьев, В. Распутин, В. Белов, выход из жизненных тупиков и тягот был в приобщении к стихии народа, удалении в язычество, то для В. Максимова высшей ценностью стало христианство.
Герои В. Максимова - жители городской окраины, потомки тульских крестьян, ставшие рабочими и принявшие активное участие в Октябрьской революции. Сам В. Максимов - выходец из самого социального низа, из семьи комиссаров, все были коммунистами. Судьбы жителей станции Узловой, что под Тулой, описаны в романе очень ярко. Детство писателя прошло на московской окраине и связано со старым домом в Сокольниках. Это потом найдет отражение в романе в главе «Двор посреди неба». У героев двора есть только один выход выбраться из того каменного мешка, в который загнала их советская действительность, - это смерть.
В. Максимов уделяет особое внимание маргинальному герою, герою партии, которому не нашлось места в обществе. Типологический ряд таких героев представлен в повестях 1960-х гг.: Сергей Царев, Михей Коноплев, Виктор Суханов, Савва Гуляев. Они находятся в конфликте с обществом, но в то же время несут на себе отпечаток трагической вины и приходят к катарсису - добровольной расплате, которая становится залогом душевного обновления.
Важным объединяющим моментом представляется трактовка темы дома, семьи, где младшее поколение отказывается от духовного наследства отцов. В романе «Семь дней творения» дети старого коммуниста Петра Васильевича
Пашкова стараются поскорее уйти из отчего дома. Их угнетает тирания отца, его преданность ложным идеалам. Новое поколение испытывает отчуждение от героического прошлого своих отцов, отстаивавших с наганов в руках «интересы народа». Оно охвачено чувством стыда за рабовладельческое прошлое, средства, которыми было достигнуто уважение и богатство, видятся ему преступными. В «Семи днях творения» судьба семьи Пашковых дана на фоне отечественной истории, семейные конфликты и драмы являются прямым продолжением конфликтов и драм, происходящих в жизни страны и народа. У В. Максимова семью Пашковых разрушает социальная непримиримость. Младшее поколение несет на себе чувство вины, которое приводит к сломленности, капитуляции перед жизненными проблемами. Уходит из жизни Осип Меклер, потерпевший неожиданное для себя крушение идеалов, пытается покончить жизнь самоубийством Вадим - младший из Пашковых. Вадим Пашков отказывается от семейного «дела революции», не хочет иметь ничего общего с прошлым, в котором ему видятся только обман, кровь и насилие. В романе «Семь дней творения» люди делятся на тех, кто погоняет и на тех, кем погоняют. Есть пастухи, а остальные - это стадо. А как же главная идея революции: «Все равны!»?
В. Максимов, выросший в политизированной среде: отца два раза арестовывали во время репрессий, не мог иметь перед собой примеров религиозности. То, что одушевляло его произведения, написанные до романа «Семь дней творения», было сугубо «советского происхождения». Все рождалось из личного опыта писателя: скитания по стране, детские приемники-распределители, психиатрические лечебницы, тюрьмы.
В. Максимов пришел к христианству как к чему-то совершенно новому, пережил религиозное обращение. Усвоение евангельских истин было для него открытием двери в иной мир, это должно было придать законченность его творчеству.
Христианская идея художественно воплощается в творчестве писателя как единственная спасительная опора в мире. В системе размышлений самого В. Максимова оказываются библейские символы, образные средства и философско-этические понятия, почерпнутые из Священного писания. Поиск идеала у героев проходит на экзистенциальном уровне: семья - любовь - вера - жизнь - смерть.
Для ранних произведений В. Максимова был характерен поиск ценностных ориентиров на уровне сознания героев. Жизненный материал, ставший основой этих произведений, открывал герою возможность узнать некую правду о мире, которая оказывалась для него трагическим откровением. Авторская мысль развивается, поднимаясь по ступеням: соблазн - раскаяние - искупление. В ранних повестях эти понятия существуют в общегуманистическом контексте. В «Семи днях творения» они раскрываются как традиционно христианские, в то же время сохраняя связь с традиционным для советской литературы мотивом преодоления заблуждения.
В интервью корреспонденту агентства «Франс-Пресс» писатель В. Максимов сформулировал мысль о связи религии и литературы: «Слово «вера» говорит само за себя, и мне нечего к этому добавить. Если же говорить догматически, то исповедую православное христианство. Эта вера и вооружает меня критериями истины и красоты, безусловно, обозначая мне цели, задачи и средства творчества» [3, с. 137].
Роман «Семь дней творения» выразил движение к этому идеалу. Мир, представленный в разных своих ипостасях приобретает смысловую и ценностную определенность благодаря действию авторской мысли, синтезирующей материал сознания героев в определенное единство. Развитие сюжетных линий, развертывание характеров героев и мотивов определяется стремлением выявить и переосмыслить в жизненном материале вечное...
Рождение романа «Семь дней творения» ознаменовало переход писателя В. Максимова на такие творческие и мировоззренческие позиции, которые позволили ему обрести себя в новом качестве и как человеку, и как художнику.
В автобиографической дилогии «Прощание из ниоткуда» В. Максимов писал: «Я, сын и внук потомственных пролетариев, сам вышедший из рабочей среды, написал книгу о драматическом финале того дела, за которое отдал жизнь мой дед, мой отец, и большая часть двух восходящих ко мне фамилий. Эта книга для меня - результат многолетних раздумий над удручающими и уже необратимыми явлениями современности и горчайшего личного опыта» [2. Т. 5, с. 248].
Писатель имеет дело с материалом, родственным ему в прямом смысле слова, - отсюда специфичность взаимоотношений автора-повествователя и героев, через которых он реализует свои творческие намерения.
Все персонажи близки ему. О прототипичности персонажей романа В. Максимов писал в одном из своих интервью: «В нем история нашей семьи. Давно хотелось об этом написать, герой - мой деде, самый любимый человек в моей жизни. Это семейная хроника, семейный роман, там сосредоточивается весь твой жизненный и человеческий опыт... Мне кажется, наша семья очень характерна для истории нашего общества: рабочие, вышедшие из крестьян, коммунисты, люди, которые внутри партии были по разные стороны баррикад, -отец был троцкистом, а дед сталинистом, - все прошли через лагеря. Потом началось разложение общества, со всеми вытекающими отсюда последствиями... Мне казалось, что это очень типичная семья, и на ее истории я хотел выстроить свою историческую концепцию: к чему мы пришли» [1, с. 32].
В советской литературе 1960-1980-х гг. известны произведения, навеянные личным опытом автора, семейной историей, например, «Последний поклон» В. Астафьева. Но для В. Максимова никогда не было характерно обращение к прошлому в поисках источника духовной устойчивости, гармонии. В. Максимов стремится к идеалу вневременной природы, к источнику надежды, брезжащей «из ниоткуда».
В романе «Семь дней творения» действие, скрепленное фигурой главного героя, разворачивается очень широко, охватывая множество жизненных сфер. Поиск истины идет в свободном сопоставлении мнений и позиций автора и героев.
Роман состоит из семи частей, каждая из которых представляет собой законченное повествование о жизни одного представителя семьи Дашковых. Наряду с судьбами членов семьи Петра Васильевича Дашкова В. Максимов рассматривает судьбы других героев, которые, так или иначе, соприкасаются в жизни. И вот в этом тесном переплетении судеб В. Максимов ищет вместе со своими героями ответы на вопросы о смысле бытия.
В шести главах идет процесс познания истины каждым героем. Седьмая глава «Седьмой день - день надежды и воскресения» - это чистый лист... Петр Васильевич Лашков - старый коммунист, растерявший всю свою семью, наконец, обретает настоящую веру, а не бутафорию в виде картонного окорока. Он начнет все сначала - теперь у него есть надежда на будущее, которое проявится в его внуках. Его душа воскресла и теперь свободна.
От ощущения тупика, бессмысленности существования Петр Васильевич проходит непростой путь к осветившей его жизнь надежде. Он на пороге веры. Шестая глава «Суббота. Вечер и ночь шестого дня» намечает перспективу возрождения мира, которое связано с возвращением Лашковых к христианству.
Разные стороны мира, внешне, как будто, не связанные между собой, обнаруживают в романе внутреннее единство. Семья Лашковых творит мироздание. Результат жизненного пути каждого из них - сама действительность. Они участники творения мира, в этом заключается смысл названия романа. Весь семейный опыт вместе взятый, предопределяет вывод о крахе того дела, которому служил глава семьи. Дело революции оказалось ложной идеей, не давшей Пашкову того счастья, к которому он стремился.
«Семь дней творения» стали романом, в котором В. Максимов в объемном и сложном творческом замысле воплотил целостную концепцию действительности, моральную программу.
Петр Васильевич Лашков пройдет все ступени духовного роста и придет к настоящей вере. Эти ступени выстраиваются В. Максимовым в каждой главе: Прощение - Сострадание - Любовь - Семья - Добро - Вера - Надежда...
Устойчивый, ценностно определенный образ мира с его закономерностями, повторяющимися событиями символического значения, сложившегося в «Семи днях творения», повторяется и в последующих романах через сходные элементы структуры: систему персонажей, особенности сюжетостроения с главенством «библейского сюжета» в различных вариациях.
Человек как соучастник творения мира впадает у В. Максимова в социальный соблазн, нарушая замысел Творца, противясь ему. Результатом такого своеволия оказывается падший мир. В романе «Семь дней творения» старый ветеринар Бобошко говорит Андрею Пашкову: «...Господь создал человека в один день. ...Только ведь это был не один земной день, а одна земная вечность. А мы с вами возомнили за двадцать быстротекущих земных лет содеять то же самое. Раненько, раненько мы возгордились, не по плечу задачку взяли. Вот и пожинаем плоды».
В. Максимов ищет на страницах романа обновляющую силу и она связана у писателя с победой евангельской истины в сознании человека. В. Максимов и сам проходит этот путь.
Творчество В. Максимова складывается под знаком приобщения к христианским ценностям и идеалам, оказавшим глубокое воздействие на художественный мир и нашедшим воплощение в романе «Семь дней творения».
Этот роман занимает центральное место в логике и структуре творческой судьбы писателя. Он стал переломным, выявив ее главное содержание, связав воедино биографию, судьбу, творчество.
ЛИТЕРАТУРА
1. Максимов В.Е. Культура русского зарубежья // Телевидение и радиовещание, 1990.
2. Максимов В.Е. Собр. соч.: В 8-ми т. Т. 5. - М.: Тера, 1992.
3. Максимов В.Е. Сага о носорогах. - М., 1981.
THE IDEA AND ART PECULIARITIES OF THE NOVEL THE SEVEN DAYS OF CREATION BY VLADIMIR MAXIMOV
N.N. VEKUA
Department of Russian and Foreign Literature Sochi branch of the Peoples’ Friendship University of Russia 32, Kuibisheva st., 354348 Sochi, Russia
The article deals with the artistic means that were used by V. Maximov to reveal the inner world of the characters of his novel «The Seven days of Creation». The composition and topic lines can be seen.