References
1. Kostyaev A.I. Melkomasshtabnyy sektor sel'skogo khozyaystva Rossii: vklad v obespechenie prodovol'stvennoy bezopasnosti // Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy. 2015. № 11. S. 11-17.
2. Petrikov A.V. Osnovnye napravleniya i mekhanizm realizatsii sovremennoy agro-prodovol'stvennoy politiki //Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy. 2016. № 1. S. 11-18.
3. Sel'skoe khozyaystvo Bryanskoy oblasti. Stat. sb. Bryansk: Bryanskstat, 2016. 224 s.
4. Khayrullin A.N. Osnovnye problemy molochnogo zhivotnovodstva Rossii: puti resheniya // Mo-lochnaya promyshlennost'. 2015. № 5. C. 75-80.
5. Buzdalov I.N. Fenomen v rossiyskoy sotsial'noy agrostrukture: lichnoe podsobnoe khozyaystvo ili priusadebnoe semeynoe? //Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy. 2016. № 2. S. 2-8.
6. Bryanskaya oblast' v 1995 godu. Stat.sb. Bryansk, 1996. 285 s.
7. Agropromyshlennyy kompleks Rossii v 2015 godu. M., 2016. 703 s.
8. Sokolov N.A., Podol'nikova E.M., Khramchenkova A.O. Regional'nyy mekhanizm upravleniya pro-izvodstvom molochnykh produktov v khozyaystvakh naseleniya / Nikonovskie chteniya. 2016. № 21. S. 190-192.
УДК 314
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПЕРЕПИСИ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ
И СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ
Historical and Modern Aspects of Agricultural Censuses in Russia
Иванюга Т.В. к.э.н., доцент [email protected]
Ivanyaga T. V.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» 243365 Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а Bryansk State Agrarian University
Реферат. Полную информацию о состоянии сельского хозяйства дают сельскохозяйственные переписи, представляющие собой сплошное, специально организованное статистическое наблюдение, проводимое в нашей стране 1 раз в 10 лет согласно Федеральному закону «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ. В 2016 году прошла юбилейная пятая Всероссийская сельскохозяйственная перепись, основной целью которой стало получение подробных характеристик сельскохозяйственных субъектов и формирование официальных статистических данных о главных показателях производства сельхозпродукции, состоянии и структуры аграрного сектора за последние десять лет. В статье раскрыты вопросы ее организации, проведения, ожидаемых результатов. Отражена информация о переписях, проводимых в 1916,1917 и 1920 гг., дана историческая справка о проведении инвентаризации имущества до 19 века.
Summary: The complete agricultural information is given by agricultural censuses representing the continuous, specially organized statistical observation which is carried out once in 10 years in our country according to the Federal Law "About the All-Russian Agricultural Census" No. 108-FZfrom July 21, 2005. The fifth anniversary of All-Russia agricultural census was in 2016, the main purpose of which was to obtain the detailed characteristics of agricultural entities and the formation of official statistical data on the main indicators of agricultural production, the state and structure of the agrarian sector over the last ten years. The questions of its organization, carrying out, and the expected results have been disclosed in the article. The information about the censuses conducted in 1916, 1917 and 1920 has been reflected. The historical information on carrying out an inventory of the property until the 19th century has been given.
Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственная перепись, переписной лист, статистическая информация.
Key words: agriculture, agricultural census, census form, statistical information
Полная и достоверная статистическая информация является той необходимой основой, на которой базируется процесс управления экономикой, ее отдельными секторами. Важнейшей отраслью экономики России является сельское хозяйство. Из сельскохозяйственного сырья изготавливается
примерно 70% всего набора производимых в стране продуктов. От состояния отрасли зависит продовольственная безопасность государства. Поэтому информация об основных показателях его состояния для разработки прогнозов и мер экономического воздействия на повышение эффективности деятельности данного сектора нуждается в регулярной актуализации. Полную информацию для этого дают сельскохозяйственные переписи, представляющие собой сплошное, специально организованное статистическое наблюдение, проводимое 1 раз в 10 лет согласно Федеральному закону «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ. В 2016 году под лозунгом «Село в порядке - страна в достатке!» прошла пятая юбилейная Всероссийская сельскохозяйственная перепись.
Проводимые переписи в сельском хозяйстве - события федерального значения, свидетельствующее о том, что государство начало вплотную заниматься проблемами тружеников села, ставят целью разработку и внедрение комплекса мер, способных вывести аграрный сектор на конкурентоспособный уровень и обеспечить продовольственную безопасность страны. Основное требование к переписям - получение точных данных об объектах переписи.
Необходимость проведения переписей жизнь диктовала постоянно. Первые упоминания об инвентаризации имущества крестьян на Руси относятся к 9 веку. Подворные переписи в 9-17 веках носили фискальный характер, проводились с целью получения данных об имуществе смердов - владельцев мелких сельских хозяйств, которые являлись основными плательщиками княжеской дани. Переписи строились по системе опроса. Единицей счёта были дым (или очаг) и рало (или плуг). О точности данных говорить не приходится, поскольку результатом переписи должно было стать обложение крестьян данью и отсюда - повсеместное сопротивление переписи, результатом их становилось беззаконие бояр и искажение данных. Предусмотренные и прописанные меры наказаний крестьян содержались в Русской Правде - форме письменных сводов и постановлений того времени.
«Ландратская» перепись в 18 веке и позднее перепись в 19 веке носили также фискальный характер, проводились в форме опроса, имели целью изучение состояния сельского хозяйства после петровских реформ и изучение развивающихся земельных отношений, результатом которых также становилось налогообложение крестьян, поэтому в ходе опроса крестьяне давали о себе и о своем имуществе неверные сведения.
Итоги «ландратской» переписи подтвердили глубочайшее опустошение дворов, уменьшение подати, что послужило изменению единицы обложения с подворья на «душу» мужского пола. К 19 веку подворные переписи превратились в административно-хозяйственный учет податного населения.
Научная база для проведения переписи была подведена при проведении Первой всеобщей сельскохозяйственной переписи в дореволюционной России весной 1916 года, которая проводилась по единому плану и под руководством государственной исполнительной комиссии.
В это время уже два года шла Первая мировая война, и необходимость проведения переписи была вызвана объективной причиной - получением сведений о продовольственных ресурсах, которыми располагала Россия для построения плана снабжения армии и населения хлебными и мясными продуктами. Кроме этого, решение основных вопросов аграрного законодательства требовало точных сведений по земельной статистике.
На тот момент Российская Империя включала в себя 79 губерний, 21 область и 2 округа. В ее состав входили Кавказ, Сибирь, Финляндия, Царство польское и другие земли. Точность и качество учета должно было обеспечить сочетание сплошного и выборочного обследования на всей территории, подготовка ряда нормативных документов. В частности, Постановлением Министра Земледелия от 3 апреля 1916 г. № 30 проведение переписи предусматривалось во всех сельских местностях, кроме Финляндии, с охватом крестьянских обществ, коммун, артелей, совхозов и всех прочих отдельно расположенных хозяйств.
Однако война затруднила эту работу, и перепись была проведена только в 76 губерниях, кроме этого к недостаткам проведения переписи и искажению данных привели массовые отказы со стороны населения от предоставления сведений, некомпетентность переписчиков, наличие устаревших списков домохозяйств по ряду поселений. По оценке Временного правительства результаты переписи оказались ненадежными, опубликованы не были и с целью их обновления летом 1917 года была на территории РСФСР и советских республик по расширенной программе в сочетании с переписью населения и промышленности была проведена Вторая сельскохозяйственная перепись, цель которой была та же - организация продовольственного снабжения армии и учет земель.
Итоги переписи были опубликованы в конце 1918 года на французском и русском языках. Ее результатом явилось проведение продовольственной кампания на 1917-1918 годы с построением плана снабжения армии и населения хлебными и мясными продуктами.
Третья Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1920 года проходила в условиях глубокого развала экономики и была вызвана необходимостью иметь точные сведения о состоянии дел в сельском хозяйстве в результате отмены частного землевладения и принятия закона о национализации земли для принятия решения о переходе к новой экономической политике.
Впервые в России разработка материала сельскохозяйственной переписи была произведена по типам и комбинационным группам крестьянских хозяйств: крестьянские общества; коммуны; артели и совхозы; прочие хозяйства - хутора и усадьбы - владения частных лиц, железнодорожные будки, лесные сторожки). Значение подобной разработки состояло в том, что она позволила охарактеризовать экономику крестьянских хозяйств различного уровня состоятельности после окончания Гражданской войны; по итогам переписи были выделены: потребляющие районы, производящие районы, Восток, Киргизия, Сибирь, Крымская область, органами ЦСУ были определены численность и состав рабочей силы в сельском хозяйстве, размеры посевных площадей сельскохозяйственных культур, численность и структура поголовья скота и птицы. На основе этих данных в марте 1921 г. был выполнен расчет хлебных ресурсов страны. Материалы переписи были использованы при составлении плана ГОЭЛРО и разработке мер по переходу от продразверстки к продналогу. При этом, перепись 1920-го года тоже нельзя было назвать объективной и полной, поскольку некоторые территории (например, в Украине), переписью охвачены не были.
В образовавшийся 86-летний промежуток времени (до 2006 года) осуществлялись выборочные 2-3-5 и 10 процентные переписи - (весенние и осенние опросы) с целью изучения хода коллективизации, строительства совхозов, занятости крестьян, получения сведений о посевных площадях, многолетних насаждений, наличии скота. Опросы не давали полной и всеобъемлющей картины в отрасли. Встала острая необходимость возврата к комбинированным формам статистического наблюдения, сочетающим проведение сплошных и выборочных обследований.
Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 г. стала первой в новейшей истории России, она проводилась в новых условиях жизни страны под лозунгом «Отнесись к стране по-хозяйски!». Переписью было охвачено 58,5 тыс. сельхозорганизаций и предприятий, 250,3 тыс. крестьянских хозяйств, 31,5 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Необходимость ее проведения была продиктована, с одной стороны, прошедшей аграрной и земельной реформой в 1990 - х годах, быстрым развитием индивидуального сектора, возникновением новой категории сельскохозяйственных производителей - крестьянских (фермерских) хозяйств, ростом числа крупных интегрированных агропромышленных компаний и, с другой стороны, присоединением России к Всемирной торговой организации.
Она была проведена в рамках Всемирного раунда сельскохозяйственных переписей. Основные методологические и организационные положения по ее подготовке и проведению разработаны в соответствии с рекомендациями Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций (ФАО ООН) и других международных организаций, с учетом международного опыта национальных статистических служб зарубежных стран, а также российской специфики и особенностей сельского хозяйства страны.
Законодательной и нормативной базой для ее проведения стали Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» и постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2005 г. № 651 «Об организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи».
Основные цели переписи: страна нуждалась в точных, объективных и полных данных для формирования федеральных информационных ресурсов, содержащих сведения о состоянии и структуре сельского хозяйства, о наличии и использовании его ресурсного потенциала (трудовых, земельных ресурсов, поголовья скота, посевных площадях, машин и оборудования) и для проведения прогноза развития сельского хозяйства и выработки мер экономического воздействия на повышение его эффективности, а также обеспечение возможности сопоставления итогов сельскохозяйственной переписи с используемыми в международной практике статистическими данными в области сельского хозяйства.
Объектами переписи выступали юридические и физические лица, являющиеся собственниками, пользователями, владельцами или арендаторами земельных участков, предназначенных или используемых для производства сельскохозяйственной продукции, либо имеющие сельскохозяйственных животных. Информация фиксировалась в переписных листах 4-х видов, вкладышах к и приложениях к переписным листам.
Перепись не имела фискальных целей и решала только статистические задачи формирования федеральных информационных ресурсов об основных характеристиках и структуре сельского хозяйств. Реализовывался принцип конфиденциальности предоставляемых сведений и ответственности
должностных лнц за их несанкционированное или нецелевое использование.
Результаты переписи помогли сформировать меры государственной поддержки аграрного сектора, выработать современную, эффективную политику в АПК на долгосрочную перспективу. Впервые были разработаны меры поддержки малых форм хозяйствования, благодаря которым фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели получили доступ к субсидированным кредитам. Появились программы по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм.
Итоги переписи выявили высокотоварные личные подсобные хозяйства, способные перейти в разряд фермерских. Минсельхозом России были разработаны программы их поддержки, а также развития семейных животноводческих ферм. Владельцы ЛПХ впервые получили доступ к субсидируемым краткосрочным и среднесрочным кредитам. В целом по стране за период 2008-2014 годов владельцам ЛПХ выдано свыше 88 миллиардов рублей субсидий.
Итоги переписи 2006 г стали основой для разработки Госпрограммы развития аграрного сектора на 2008-2012 годы. Был определен объем финансирования Госпрограммы из бюджетов всех уровней в размере 1407 млрд. рублей. Кроме этого, были выработаны меры по прямому дотированию сельского хозяйства, что отразилось в увеличении объемов производства продукции сельского хозяйства, некотором обновлении МТБ, укреплении позиций отраслей птицеводства и свиноводства, и ряде других позитивных моментах, связанных с сельскими территориями.
Юбилейная пятая Всероссийская сельскохозяйственная перепись была проведена в 2016 г. в два этапа: с 1 июля по 15 августа - на основной территории страны, с 15 сентября по 15 ноября 2016 года - на труднодоступных и отдаленных территориях со сложной транспортной логистикой. Всего за пять лет на подготовку и организацию Всероссийской сельхозпереписи бвло направлено 12,7 млрд. руб. В ней было занято более 40 тыс. переписчиков и более 60 тыс. наемных рабочих. Перепись коснулась 61 тысячи аграрных организаций, около 20 миллионов ЛПХ, 222,6 тыс. фермерских хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, 80 тысяч дачных, огороднических и садоводческих некоммерческих объединений, в которые входят 13,8 миллионов личных земельных участков.
Главные цели сельскохозяйственной переписи 2016 года можно представить как:
1. Формирование официальных статистических данных о главных показателях производства сельхозпродукции, состоянии и структуры аграрного сектора.
2. Сбор информации о наличии и реальном использовании ресурсных возможностей сельского хозяйства.
3. Получение подробных характеристик сельскохозяйственных субъектов.
4. Составление данных по муниципальным образованиям.
5. Увеличение информационной базы для международных сравнений.
Выработка актуальных мер поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя должна базироваться на:
- детальном анализе эффективности проводимой аграрной политики, оценке произошедших за эти 10 лет структурных сдвигов в АПК;
- уточнении ресурсного потенциала, получении ряда важнейших показателей, отсутствующих в текущей статистике, а именно, использование в сельском хозяйстве инновационных технологий, субсидий, доступ к кредитам.
- уточнении информации в тех областях сельского хозяйства, где сейчас наибольшие проблемы с точностью планируемых и достигаемых показателей, а именно личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан.
Меры поддержки, выработанные после 2008 года несомненно оказали положительное влияние на развитие сельского хозяйства России, но не решили всех проблем, например, связанных с сокращением пахотных земель, поголовья коров, численности работников, занятых в сельском хозяйстве и др.
По результатам переписи 2016 года планируется:
1. Формирование продуманной политики импортозамещения продовольственных товаров в связи с изменившимися взаимоотношений с иностранными поставщиками сельхозпродукции.
2. Разработка прогноза развития сельского хозяйства, мер экономического воздействия на повышение эффективности сельскохозяйственного производ-ства, а также по оценке продовольственной безопасности РФ, корректировке Госпрограммы развития сельского хозяйства, разработанной до 2020 года.
3. Выработка действенных мер регулирования использования земли и техники, развитие инфраструктуры АПК, улучшение условий жизни на селе.
Основное требование, предъявляемое к переписи 2016 года, остается неизменным - это точ-
ность данных, выполнение которого обеспечивалось посредством разъяснительной работы с такими категориями сельхозпроизводителей, как индивидуальные предприниматели, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, участие в переписи для которых является общественной обязанностью, а также качественной подготовкой переписчиков, организацией специальных частичных и сплошных контрольных проверок правильности заполнения статистических формуляров.
Качество итогов переписи обеспечивалось использованием не только переписных листов, но и планшетных компьютеров с системой GPS.
Важнейшим результатом прошедшей переписи стало уточнение генеральной совокупности. Создана надежная основа для текущей сельскохозяйственной статистики, которая позволит существенно улучшить ее качество, а значит, повысить эффективность управления, эффективность разработки программ, направленных на стимулирование сельского хозяйства. Особенно это важно для тех категорий хозяйств, которые Росстатом отслеживаются не каждый год. Например, представителей малого бизнеса и владельцев личных подсобных хозяйств.
Для науки итоги сельскохозяйственной переписи - это бесценный массив данных. Впереди большая работа по подведению итогов, включающая в себя математические, формально-логические проверки данных внутри каждого переписного листа, контрольные обходы крестьянско-фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, личных подсобных хозяйств, сверка данных по сельскохозяйственным организациям. Все эти механизмы позволят получить надежные, достоверные данные. Предварительные итоги по крупным хозяйствам появятся в 2017 году, окончательные - с охватом более 20 тыс. муниципальных образований - в 2018 году.
В числе наиболее важных, стратегических тем анализа результатов переписи можно отметить оценку структурных сдвигов в сельском хозяйстве за 2006-2016 гг., оценку изменений в размещении отдельных отраслей сельского хозяйства, оценку обеспеченности объектов переписи техникой, оборудованием, объектами инфраструктуры, элитными семенами, племенным скотом, оценку уровня использования инноваций, востребованности и доступности мер финансово-кредитной поддержки.
В дальнейшем все это позволит разработать перспективные территориальные схемы развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, что совершенно необходимо для эффективного управления АПК как страны в целом, так и отдельных регионов.
Библиографический список
1. Всероссийская сельскохозяйственная перепись - 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bryansk.gks.ru/
2. История сельскохозяйственных переписей в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chelagro.ru/more/census/history.php.
3. Корбут Л.С. Глобальная стратегия совершенствования сельскохозяйственной и сельской статистики и новый раунд всемирных сельскохозяйственных переписей 2020 года // Вопросы статистики. 2016. № 8. С. 7-13.
4. Корбут Л.С. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года и продовольственная безопасность // Никоновские чтения. 2014. № 19. С. 253-255.
5. Корбут Л.С. Аграрная наука и сельскохозяйственная статистика: всемирная сельскохозяйственная перепись раунда 2010 года // Никоновские чтения. 2013. № 18. С. 345-347.
6. Коробченко И.Г. Всероссийская сельскохозяйственная перепись - основа формирования аграрной политики // Проблемы и перспективы развития статистики на современном этапе материалы Межрегиональной научно-практической конференции 180-летию органов государственной статистики Курской области. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. 2016. С. 80-84.
7. Лайкам К.Э. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года: завершен основной этап полевых работ // Вопросы статистики. 2016. № 8. С. 3-6.
8. О Всероссийской сельскохозяйственной переписи: Федер. закон № 108-ФЗ [принят Гос. Думой 06. 07.2005] // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. I). Ст.3119. № 108.
References
1. Vserossiyskaya sel'skokhozyaystvennaya perepis' - 2016 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://bryansk.gks.ru/
2. Istoriya sel'skokhozyaystvennykh perepisey v Rossii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.chelagro.ru/more/census/history.php.
3. Korbut L.S. Global'naya strategiya sovershenstvovaniya sel'skokhozyaystvennoy i sel'skoy statistiki i novyy raund vsemirnykh sel'skokhozyaystvennykhperepisey 2020 goda // Voprosy statistiki. 2016. № 8. S. 7-13.
4. Korbut L.S. Vserossiyskaya sel'skokhozyaystvennaya perepis' 2016 goda i prodovol'stvennaya be-zopasnost'//Nikonovskie chteniya. 2014. № 19. S. 253-255.
5. Korbut L.S. Agrarnaya nauka i sel'skokhozyaystvennaya statistika: vsemirnaya sel'skokhozyaystvennaya perepis' raunda 2010 goda //Nikonovskie chteniya. 2013. № 18. S. 345-347.
6. Korobchenko I.G. Vserossiyskaya sel'skokhozyaystvennaya perepis' - osnova formirovaniya agrar-noy politiki // Problemy i perspektivy razvitiya statistiki na sovremennom etape materialy Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii 180-letiyu organov gosudarstvennoy statistiki Kurskoy oblasti. Territorially organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Kurskoy oblasti. 2016. S. 80-84.
7. Laykam K.E. Vserossiyskaya sel'skokhozyaystvennaya perepis' 2016 goda: zavershen osnovnoy etap polevykh rabot // Voprosy statistiki. 2016. № 8. S. 3-6.
8. O Vserossiyskoy sel'skokhozyaystvennoy perepisi: Feder. zakon № 108-FZ [prinyat Gos. Dumoy 06. 07.2005] //Sobranie zakonodatel'stva RF. 2005. № 30 (ch. I). St.3119. № 108.
УДК 63:539.16 (470.333)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РАЙОНАХ ПОДВЕРЖЕННЫХ РАДИОАКТИВНОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ
State Support of Agricultural Production in the Territories with Radioactive Contamination
1Кувшинов H.M., доктор сельскохозяйственных наук, профессор [email protected] 2Кувшинов М.Н., кандидат экономических наук, доцент Kuvshinov N.M., Kuvshinov M.N.
1ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» 243365 Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а Bryansk State Agrarian University 2ФГБОУ ВПО «Брянский филиал Российской академии народного хозяйствпа и государственной службы при Президенте Российской Федерации» 241050, г. Брянск, ул. Горького, д. 18
Russian Presidential Akademy of National Economy and Public Advinistration, Bryansk Branch
Реферат. Экономика отечественного АПК остается крайне неустойчивой. Это вызывает объективную необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства, с одновременной разработкой эффективного механизма распределения средств протекционистской поддержки АПК. Это отражено в законе о государственном регулировании АПК, в многочисленных целевых федеральных и региональных программах социально-экономического развития АПК, как механизма, обеспечивающего высокие темпы ведения расширенного воспроизводства в аграрной сфере экономики. В статье показаны сведения о финансовой деятельности организаций АПК, деятельность организаций в отрасли сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство в динамике за последние 11 лет, обоснована дифференциация государственной поддержки сельхозпредприятий через субсидирования минеральных удобрений в зависимости от уровня радиоактивного загрязнения районов Брянской области.
Summary. The economy of domestic agro-industrial complex remains highly unstable. This causes the objective necessity of state support of agricultural production with the simultaneous development of effective distribution mechanism of means of protectionist agricultural support. This is reflected in the law on state regulation of the agro-industrial complex, in a variety of target Federal and regional programs of socioeconomic development of the agro-industrial complex as a mechanism of ensuring high rates of conducting extended reproduction in the agricultural sector of the economy. The information on the financial activities of agricultural organizations, the organisational activities in agriculture, hunting and forestry in dynamics for the last eleven years is given in the article. The differentiation of state support of agricultural enterprises through subsidization of mineral fertilizers depending on the level of radioactive contamination in the districts of the Bryansk region is substantiated.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, господдержка, радиоактивно-загрязненная территория.
Key words: agro-industrial complex, state support, radioactive-contaminated territory.