чтобы извечный крестьянский и земельный вопрос превратить из негативного шлейфа проблем в реальное конкурентное преимущество РФ, но, к сожалению, судя по данным госпрограмм и национальных докладов по выполнению этих программ, мы не смогли преодолеть полумеры и паллиативные решения касательно реализации аграрной реформы.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов А.Л. Без решения проблем землепользования невозможна технологическая модернизация земледелия. Ж. Земледелие. № 8, 2008, с. 3.
2. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2010, 100 с.
3. Буздалов И.Н. Униженный класс: о социальном статусе и экономическом положении российского крестьянства. Ж. Вопросы экономики. № 4, 2011, с. 144-145.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Максимов А.Ф., к.э.н., вед.н.с.
ГНУ Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова
В работе «Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII-XX вв.)» А.А.Никонов, рассматривая первые ростки сельскохозяйственной кооперации в постсоветский период, отмечал, что «Воссоздать кооперацию не просто. И здесь нельзя проявлять торопливости, равно как и волокиты. Быстро это не пойдет, как любое крупное и широкое движение .... Общие принципы кооперации известны, они общеприняты, им надо следовать, учитывая нашу специфику, наши реалии, наш опыт и исторический груз. Он убедительно свидетельствует о том, что и чего нельзя делать. За созданием первичных кооперативов последует создание объединений и центров областного и национального уровней. Кооперация получит выход как на российский, так и мировой рынок» [1, стр. 478]. Эту мысль подтверждает опыт становления и развития сельскохозяйственной кредитной кооперации в современной России, который насчитывает уже почти 20-ти летнюю историю.
По состоянию на 1 января 2013 года в России было зарегистрировано 1875 СКПК (рис. 1). Но, по данным Минсельхоза России, только 1252 кредитных кооперативов (68% от общего числа) вели какую-либо деятельность. По оценкам специалистов, работающих на рынке кредитной кооперации, число финансово устойчивых СКПК, работающих на принципах самоокупаемости и расширенного воспроизводства, не превышает 500.
В институциональном развитии можно выделить несколько этапов, которые сформировали современную систему сельскохозяйственной кредитной кооперации.
Первый этап (до 1998 г.) характеризуется созданием первых кредитных кооперативов в рамках различных международных проектов на основе общих положений Гражданского Кодекса РФ, Федерального закона от 08.12.1995 №193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» (первая редакция закона не содержала отдельных статей, регулирующих деятельность СКПК). На этом этапе шло своего рода «тестирование» кредитных кооперативов, подготовка предложений по разработке специализированного законодательства.
Второй этап (1998-2005 гг.). В этот период в ряде регионов России были приняты региональные законы, закрепляющие легитимность действий кредитных кооперативов (Волгоградская, Орловская, Саратовская области и др.).
Рисунок 1. Динамика численности зарегистрированных СКПК Составлено автором по данным Минсельхоза России, Союза сельских кредитных кооперативов.
Примечание: за 1996-2006 гг. прирост в среднем за год.
Данный этап характеризуется также распространением опыта пилотных кооперативов на большее число регионов, созданием региональных систем сельской кредитной кооперации, появлением внутрисистемных организаций - Фонда развития сельских кредитных кооперативов и Союза сельских кредитных кооперативов, формированием позитивного общественного мнения о кредитной кооперации. Достигнутый уровень институционального обеспечения в этот период позволил создать в 2004 году кооператив третьего (федерального) уровня «Народный кредит», членами которого стали 17 региональных кооперативов второго уровня, объединяющие 279 кооперативов первого уровня с членской базой свыше 91 тыс. членов.
Третий этап (2006 - 2008 гг.) связан с институциональным обеспечением реализации ПНП «Развитие АПК», который был нацелен на создание за два года 1000 новых СКПК и предусматривал ряд косвенных мер государственной поддержки, в том числе участие ОАО «Россельхозбанк» в качестве ассоциированного члена СКПК.
Логическим продолжением ПНП «Развитие АПК» стало принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, в которой, с целью повышения доступности кредитов (займов) малым формам хозяйствования, была сохранена мера поддержки членов СКПК - предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, что способствовало росту численности СКПК.
Четвертый этап (2009 - 2012 гг.) характеризуется стагнацией в развитии сельскохозяйственной кредитной кооперации и бурным институциональным развитием кредитной кооперации, действовавшей в рамках ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан". Начало этому этапу дал Федеральный закон от 18 июля 2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации», принятие которого принципиальным образом изменило возможности построения системы кредитной кооперации, ее организационного механизма, включая систему регулирования и саморегулирования, и стало основой для создания полноценной институциональной среды для развития кредитной кооперации.
В части развития институциональной среды и поддержки СКПК на данном этапе следует отметить Концепцию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Подпрограммой «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы предусмотрено обеспечить доступ малых форм хозяйствования к краткосрочным
и инвестиционным заемным средствам, получаемым в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах.
На данном этапе все более четко проявилось противоречие между уровнем развития СКПК и их системы в целом, с одной стороны, и уровнем их институционального обеспечения, с другой. Данная проблема начала находить свое решение на следующем этапе.
Пятый этап (2013 г. - по настоящее время). На этом этапе под руководством Министерства сельского хозяйства РФ была разработана Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года, которая была принята Первым Всероссийским съездом сельских кооперативов 21 марта 2013 [2]. Она стала основой для разработки ведомственной целевой программы «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы».
В середине 2013 года произошли существенные и принципиальные изменения в институциональном обеспечении сельскохозяйственной кредитной кооперации, связанные с определением СКПК как финансовой организации, введением государственного регулирования (регулятора), унификацией регулирования, контроля и надзора деятельности кредитных кооперативов и др.
Обобщая этапы развития институциональной среды сельскохозяйственной кредитной кооперации, следует отметить, что, несмотря на имеющиеся недостатки и барьеры, в целом она позволяла развиваться не только отдельным кооперативам, но и их региональным системам. Однако, существовавшее до середины 2013 года институциональное обеспечение, на наш взгляд, практически перестало соответствовать уровню развития сельскохозяйственной кредитной кооперации. На данном этапе стоит задача его совершенствования, прежде всего, в направлении нормативно-правового обеспечения (рис. 2).
Направления совершенствования нормативно-правового обеспечения
Внесение изменений и
дополнений в ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
Рисунок 2. Совершенствование нормативно-правового'обеспечения сельскохозяйственной
кредитной кооперации. Составлено автором
Всесторонний анализ институционального обеспечения показал, что необходима разработка отдельной концепции развития сельскохозяйственной кредитной кооперации. Она должна учитывать изменения, происходящие в настоящее время в части нормативно-правового обеспечения, регулирования, контроля и надзора деятельности СКПК, появление новых институтов, необходимость создания центральной финансовой организации. Вместе с тем, она должна стать основой для ведомственной, а предпочтительно федеральной, целевой программы с согласованными источниками финансирования.
Безотлагательным является внесение изменений и дополнений в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации в части регулирования, контроля и надзора деятельности СКПК и их объединений, введение новых финансовых нормативов, уточнения механизмов размещения резервов и т.д.
Весьма актуальным, на наш взгляд, является разработка и принятие нового федерального закона, регулирующего создание и деятельность саморегулируемых организаций в сфере финансовых рынков, который должен определить единые принципы саморегулирования на финансовых рынках.
Целесообразно внести изменения в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в части участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе Союза СКК, в формировании и реализации государственной аграрной политики, и в ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в части включения показателя уровня доступности сельского населения к розничным финансовым услугам в перечень её целевых индикаторов.
Стандарты (правила) деятельности СКПК являются важным институтом для повышения их прозрачности, устойчивости и привлекательности для кредиторов. Их принятие и контроль исполнения позволит организовать работу сельскохозяйственной кредитной кооперации на качественно более высоком уровне в соответствии с требованиями регулятора.
Исключительно важным для повышения финансовой устойчивости СКПК является установление перечня и числовых значений обязательных финансовых нормативов (соотношений) и организация контроля за их соблюдением. Как показал анализ их экономического содержания и практического опыта применения, большая часть финансовых нормативов, установленных ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», не совершенны и имеют низкую эффективность.
Основываясь на методологических подходах и результатах проведенного обследования 189 СКПК, нами предлагаются следующие шесть нормативов финансовой деятельности СКПК и их нормативные значения (табл. 1).
Таблица 1. Нормативы финансовой деятельности СКПК
Соотношения, установленные ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» Значени е Рекомендуемые соотношения Значен ие45
Н1 Размера резервного фонда и размера паевого фонда, % > 10 Н1 Размера резервного фонда и портфеля займов, % > 3 (2)
Н2 Собственного капитала кредитного кооператива и активов его баланса, % --- Н2 Собственного капитала и заемного капитала, % > 10 (8)
Н3 Активов баланса кредитного кооператива и его текущих обязательств --- Н3 Оборотных активов и краткосрочных обязательств > 1,0
Н4 Максимального размера займа, выдаваемого одному заемщику, и активов кредитного кооператива, % --- Н4.1 Максимальной суммы займов, находящихся на руках у одного или нескольких заемщиков, являющимся аффилированными лицами, и портфеля займов, % < 10 (20)
Н4.2 Максимальной суммы денежных средств, привлеченных от одного или нескольких членов < 10 (20)
45 В скобках - для СКПК, деятельность которых составляет менее двух лет, и членов кооператива, являющихся аффилированными лицами.
кооператива, являющихся аффилированными лицами, и портфеля займов, %
Н5 Величины временно свободного остатка фонда финансовой взаимопомощи, % < 50 Н5 Рыночной стоимости обеспечения и основной суммы займа, % > 120
Важным фактором остается государственная финансовая поддержка сельскохозяйственной кредитной кооперации. Она, на наш взгляд, может включать следующие механизмы: выделение грантов начинающим СКПК; предоставление субсидий (грантов) на пополнение фонда финансовой взаимопомощи; предоставление субсидий на возмещение части расходов на уплату процентов по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам, привлеченным СКПК в российских кредитных организациях, кредитных кооперативах вышестоящего уровня и иных финансовых организациях развития сельскохозяйственной кредитной кооперации; предоставление субвенций на формирование системы страхования сбережений членов и ассоциированных членов и компенсационного фонда СРО; докапитализация Фонда развития сельской кредитной кооперации.
При этом государственную поддержку СКПК целесообразно осуществлять на следующих принципах: работа в системе сельскохозяйственной кредитной кооперации (членство в Союзе СКК и в одном из ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов); мультипликации средств государственной поддержки; участие в софинансировании; направление средств государственной поддержки на формирование (пополнение) неделимых фондов.
Наряду с государственной финансовой поддержкой следует уделить внимание внутрисистемным и инфраструктурным (внешним) механизмам и организациям. Внутрисистемные включают в себя механизмы резервирования, гарантирования, страхования и компенсации, обеспечивающие устойчивость системы сельскохозяйственной кредитной кооперации на различных уровнях. Механизмы резервирования обеспечивают устойчивость СКПК на низовом уровне, на региональном уровне они должны дополняться механизмами гарантирования и страхования, на уровне саморегулируемых организаций -механизмом компенсации. Это позволит сформировать иерархическую систему механизмов стабилизации, обеспечивающую устойчивость как отдельных элементов (организаций) системы, так и системы в целом. Следует также совершенствовать существующие и внедрять новые инфраструктурные (внешние) механизмы, которые включают в себя инфраструктурную поддержку и инновационные механизмы. К первым относятся: финансовый омбудсмен, бюро кредитных историй, рейтинговые и коллекторские агентства. Ко вторым - пластиковые карты, дистанционное кредитование, денежные переводы и мобильные платежи.
Сельскохозяйственная кредитная кооперация должна иметь свою апексную финансовую организацию, которая будет являться связующим звеном между рынком капитала, в том числе международным, и кооперативами. Её организационной формой может быть кооперативный банк. Учитывая, что в настоящее время в России нет институциональных предпосылок для создания кооперативного банка, то целесообразно идти по пути интеграции с существующим банком, деятельность которого будет трансформироваться под потребности кредитных кооперативов (банк для кооперативного кредита). Он будет занимать промежуточный этап для последующего перехода, при принятии соответствующих законодательных актов, к кооперативному банку. Банк для кооперативного кредита должен иметь организационно-правовую форму - общество с ограниченной ответственностью, что позволит СКПК владеть долями участия в нем. Для работы с таким банком целесообразно объединить усилия двух систем кредитной кооперации - кредитных потребительских кооперативов, объединенных в СРО, и СКПК. При этом банк будет иметь постоянную и стабильную клиентскую базу.
Дальнейшее совершенствование системы сельскохозяйственной кооперации должно быть основано на использовании адаптивного подхода. Его применение должно осуществляться с учетом следующих подходов (принципов): унификация законодательства,
регулирование деятельности, непрерывное финансирование, стандартизация деятельности, внедрение механизмов стабилизации, сохранение общности СКПК и др. По каждому из этих подходов (принципов) должен определяться перечень мер (институтов), которые следует разработать (принять) и внедрить в кратко-, средне- и долгосрочном периоде.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Никонов, А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII-XX вв.). - М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. - 574 с.).
2. Концепция (проект) развития кооперации на селе на период до 2020 года / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации // Первый Всероссийский съезд сельских кооперативов 20-21 марта 2013 г. Санкт-Петербург: ЗАО «Экспофорум», 2013. - 63 с.
СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ
СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
УКРАИНЫ
Сапич В.И., к.э.н., доцент Сумский фил. Харьковского национального университета внутренних дел
Реализация отношений собственности на землю предусматривает воплощение в жизнь экономических интересов землевладельцев, землепользователей, сельских территорий и общества в целом. Для землевладельцев и землепользователей определяющим экономическим интересом является получение дохода. Однако для сельских территорий, местных органов управления и общества в процессе реализации земельных отношений важно решить такие проблемы, как обеспечение на селе занятости населения, рациональное использование и охрана земель, а также приоритетность требований экологической безопасности. Следовательно, для реализации потенциала отношений собственности на землю, как и любых других экономических отношений и отношений собственности в рыночных условиях, требуется наличие определенной социальной среды. Земельная реформа в Украине и в других новообразованных государствах на постсоветском пространстве осуществляется в отрыве от решения социальных вопросов на селе. Усиление социальной напряженности в ходе преобразования отношений собственности на землю в агарном секторе экономики обусловили актуальность данного исследования.
В настоящее время у сельскохозяйственных производителей отсутствуют действенные стимулы инвестировать средства в решение социальных вопросов. Поэтому целью этой работы является разработка инструментов, которые усилят социальную направленность производственной деятельности землепользователей и создадут необходимые источники средств для финансирования социальной сферы.
Земельные ресурсы необходимо рассматривать не только как важнейший фактор сельскохозяйственного производства, но и как средство для решения социальных проблем на селе. В соответствии с таким подходом предлагаем ввести в научный анализ земельных отношений понятие социальной нагрузки на земельные ресурсы, которое должно раскрыть значимость и возможности использования сельскохозяйственных угодий для обеспечения занятости и уровня жизни сельского населения. Для характеристики социальной нагрузки на земельные ресурсы в сельскохозяйственных предприятиях Украины используем ряд показателей, приведенных в табл. 1.
Ключевой социальной проблемой на селе на протяжении всех лет рыночных преобразований остается обеспечение занятости населения. Поэтому важно проанализировать динамику соотношения численности занятых и используемых площадей, которое раскрывает показатель трудоемкости земельных ресурсов. За 2008-2012 гг. данный показатель имеет ярко выраженную тенденцию к уменьшению (с 3,25 до 2,62, т.е. на 24,1%), что обусловлено действием противоположных по значимости факторов. Положительный фактор - рост производительности труда. Отрицательные факторы - сокращение посевных площадей и производства животноводческой продукции. Результатом этого является уменьшение рабочих мест и обострение проблемы трудоустройства.