Научная статья на тему 'Сельское учительство в условиях коллективизации в 1927-1932 годах'

Сельское учительство в условиях коллективизации в 1927-1932 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельское учительство в условиях коллективизации в 1927-1932 годах»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СЕЛЬСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ В 1927-1932 ГОДАХ

А.М. ЖУРАВЛЕВ

Коллективизация (1920—1930 гг.) оказала огромное влияние на развитие страны, включая его современные тенденции. Учительству, самому массовому, а нередко почти единственному в те годы отряду специалистов на селе, отводилась особая роль в большевистской программе колхозного строительства, культурных преобразований в деревне. К 1927 г. армия сельских учителей насчитывала свыше 229 тыс. человек, что значительно превосходило колличество специалистов сельского хозяйства — 45 тыс. Численность учительских кадров на селе внушительно выглядит и по сравнению с количеством инженерно-технических кадров народного хозяйства, которое составляло в тот период не более 225 тыс. человек. С 1927 по 1932 г. колличество сельских учителей выросло почти вдвое и превысило 451 тыс. человек1. Наличие столь серьезного культурного потенциала не могло не учитываться руководством страны при разработке и реализации политики социалистического переустройства деревни. Учительство должно было сыграть роль проводника политических, социально-экономических и культурных новаций на селе.

На первом этапе (конец 1920-х — вторая половина 1950-х гг.) была начата работа по систематизации конкретно-исторического материала участия интеллигенции, сельского учительства в коллективизации деревни, анализировалась динамика количественного и качественного составов сельских специалистов, характеризовались показатели их социальной актив-ности2. Некоторые работы тех лет не ограничивались прикладным, популяризаторским характером. Догматические установки эпохи культа личности затрудняли, но не отменяли первые попытки аналитического подхода, в том числе на уровне кандидатских диссертаций, к проблемам роли и места интеллигенции на селе в условиях коллективизации3. Следует отметить и внимание первых исследователей к региональному опыту, включая деятельность школы и учительства верхневолжской деревни4.

Специфику в изучении исследуемой проблемы имели работы, написанные в период со второй половины 1950-х до начала 1990-х гг. В них заметна тенденция к теоретическим обобщениям, критическому (особенно со второй половины 1980-х гг.) переосмыслению историографического анализа, истории коллективизации деревни, культурного строительства на селе5, опыта партийно-государственной политики по формированию интеллигенции, развитию ее общественно-политической и

профессиональной активности6, освоения новых технологий региональных исследований, в том числе Верхнего Поволжья7.

Новейшая историография советской интеллигенции, ее участия в социалистическом строительстве отличается обширностью, содержательной, стилевой и методологической неоднородностью, дискуссионной направленностью в освещении многих актуальных аспектов рассматриваемой проблематики. Она также несвободна от серьезных противоречий своего развития. Наряду с заметным продвижением в изучении отдельных сюжетов советской истории новейшая историческая литература до сих пор пополняется тенденциозной публицистикой, поверхностными, оценочными подходами к анализу сложнейшей и противоречивой социальной практики 1920-1930-х гг., подчас простой заменой ее прежних положительных характеристик на односторонне критические.

Достижением современной историографии интеллигенции (в том числе учительской) стало формирование целой отрасли гуманитарного знания — интеллигентоведения. Ведущая роль в этом направлении принадлежит двум крупным межвузовским научно-исследовательским центрам. Первый в 1992 г. основан на базе Ивановского государственного университета во главе с видным ученым, талантливым организатором науки, директором НИИ интеллигентоведения В.С. Меметовым. В материалах межвузовских, международных научных конференций, круглых столов, в сборниках статей, публикациях журнала «Интеллигенция и мир», диссертационных исследованиях представлен спектр методологических, историографических проблем истории отечественной интеллигенции8, освещается ее роль на разных этапах общественного развития, в деле социалистического реформирования деревни в 1920-1930-е гг.9, анализируются особенности формирования учительских кадров в СССР, включая регион Верхнего Поволжья10.

Второй исследовательский центр «XX век в судьбах интеллигенции России» работает с 1994 г. на базе Уральского государственного университета под руководством замечательного ученого, доктора исторических наук, профессора М.Е. Главацкого. Помимо ежегодных межвузовских научных конференций, публикаций сборников, монографий центр активно занимается подготовкой учебников, учебных пособий нового поколения, биографических очерков видных представителей российской интеллигенции,

региональными исследованиями11. Сложившаяся на Урале под руководством В.Г. Чуфарова, П.В. Гриша-нова, В.П. Леднева12 еще в рамках советской историографии научная школа по истории учительской интеллигенции продолжает активно функционировать13.

Таким образом, историографический анализ проблемы показывает последовательность и результативность ее разработки в отечественной литературе. Вместе с тем очевидны неравномерность, противоречивость в развитии исторических знаний о роли интеллигенции в социалистических преобразованиях 1920-1930-х гг. Эта неравномерность относится прежде всего к освещению истории учительского отряда интеллигенции, особой роли сельского учительства в коллективизации деревни. Заметно снижение интереса современных исследователей к истории учительства. По данным содержательного справоч-но-библиографического указателя, составленного О.Ю. Олейником, за 1990—2003 гг. в России и ближнем зарубежье было защищено свыше 200 диссертаций по истории российской интеллигенции14, из них по истории учительства — только 8, по истории сельской интеллигенции — 4.

Глубокое изучение противоречивого опыта взаимоотношений властных структур и сельского учи-тель-ства, с одной стороны, и крестьянской массы с учительской интеллигенцией — с другой, научный анализ практики масштабного культурного строительства, школьного дела в 1920-1930-е гг. позволяют осмыслить с учетом уроков прошлого ряд актуальных вопросов возрождения социокультурного потенциала деревни, формирования убедительной государственной концепции образовательного пространства в современной России, обеспечения ее устойчивого развития в XXI столетии.

1 Культурное строительство в СССР. — М., 1940; Достижения советской власти за сорок лет в цифрах. — М., 1957; Советская интеллигенция. — М., 1977.

2 Моторин И.М. Сельская интеллигенция и ее задачи. — Л., 1929; Веселов М.О. Сельская школа и культурная революция. - М., 1930.

3 Поликарпов Д.А. Борьба партии большевиков за осу-

ществление ленинско-сталинской программы в области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

народного образования (1930—1934 гг.). Автореф. дис... канд. истор. наук. — М., 1949; Драп И.П. Коммунистическая партия в борьбе за осуществление всеобщего начального обучения в СССР (1928—1932 гг.). Автореф. дис. канд. истор. наук. — М., 1953.

4 Стуков В.Н. От шкраба к советскому учителю. — Ярославль, 1925; Дзюбинский С.Н. Народный учитель. Повесть об учителях Ю.Ф. и Н.М. Головиных. — М., 1939.

5 Погудин В.И. Осуществление ленинского плана строительства социализма в СССР. — М., 1969; ВеселовА.П. Борьба Коммунистической партии за проведение культурной революции в деревне в годы коллективизации. — Л., 1978.

6 Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР. — М., 1968; Волков В.С. Коммунистическая партия и техническая интеллигенция в период строительства социализма в СССР (1928-1937). - Л., 1975.

7 Матвеева Р.А. Жизнь учительницы. Сорок лет в школе. — Владимир, 1958; Из истории КПСС и местных партийных организаций Верхнего Поволжья. — Кострома, 1973.

8 Поиск новых подходов в изучении интеллигенции: проблемы теории, методологии, источниковедения и историографии. — Иваново, 1993; Интеллигент и интелли-гентоведение на рубеже XXI в.: итоги пройденного пути и перспективы. — Иваново, 1999.

9 Интеллигенция в политической истории XX в. — Иваново, 1992; Политическая культура интеллигенции и ее место и роль в жизни общества. — Иваново, 2006.

10 Интеллигенция и политика. — Иваново, 1991; Интеллигенция XXI века: тенденции и трансформации. — Иваново, 2003.

11 Российская интеллигенция: критика исторического опыта. — Екатеринбург, 2001; Культура и интеллигенция России XX в. как исследовательская проблема: итоги и перспективы изучения. — Екатеринбург, 2003.

12 Чуфаров В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции (1920— 1937 гг.). — Свердловск, 1970; Гришанов П.В. Партийное руководство подготовкой и воспитанием учительских кадров в годы социалистической реконструкции народного хозяйства (1926—1937 гг.). — Саратов, 1983; Леднев В.П. Партийное руководство педагогическим образованием в РСФСР (1959—1970 гг.). — Красноярск, 1985.

13 Из истории развития образования и культуры на Урале. — Екатеринбург, 2002.

14 Олейник О.Ю. Изучение проблем интеллигенции в конце XX — начале XXI в. — Иваново, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.