Научная статья на тему 'Сельское хозяйство: в неоплатном долгу'

Сельское хозяйство: в неоплатном долгу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Константин Скуратович

По данным официальной статистики, в 2009 г. сельское хозяйство выступало в роли одной из самых успешных отраслей народного хозяйства. Оно не выполнило прогнозных заданий по темпам роста производства, но всё же обеспечило его прирост на 1,3%. Правда, рост сопровождался ухудшением финансовых результатов деятельности сельхозпредприятий, сумма просроченных кредитных обязательств которых за год увеличилась на 36.6%. Уже в 2010 г. специальным указом президента агропредприятиям предоставлена 10-летняя рассрочка в погашении накопившихся к началу года обязательств по кредитам. При этом основной рынок сбыта продукции белорусского животноводства (российский) в течение всего года предъявлял серьёзные претензии к её качеству, что приводило к периодическим отказам покупать значительные партии товаров, произведённых белорусскими перерабатывающими предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельское хозяйство: в неоплатном долгу»

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: В НЕОПЛАТНОМ ДОЛГУ

Константин Скуратович

Резюме

По данным официальной статистики, в 2009 г. сельское хозяйство выступало в роли одной из самых успешных отраслей народного хозяйства. Оно не выполнило прогнозных заданий по темпам роста производства, но всё же обеспечило его прирост на 1,3%. Правда, рост сопровождался ухудшением финансовых результатов деятельности сельхозпредприятий, сумма просроченных кредитных обязательств которых за год увеличилась на 36.6%. Уже в 2010 г. специальным указом президента агропредприятиям предоставлена 10-летняя рассрочка в погашении накопившихся к началу года обязательств по кредитам. При этом основной рынок сбыта продукции белорусского животноводства (российский) в течение всего года предъявлял серьёзные претензии к её качеству, что приводило к периодическим отказам покупать значительные партии товаров, произведённых белорусскими перерабатывающими предприятиями.

Тенденции:

• сельское хозяйство - единственная отрасль экономики, обеспечившая рост производства в 2009 г.;

• наращивая долговые обязательства перед государством и банковской системой, агросектор остаётся основным должником среди отраслей экономики;

• реформирование отрасли по-прежнему не входит в программу действий правительства.

Валовые показатели

В 2009 г. в хозяйствах всех категорий производство продукции в текущих ценах составило BYR 26.5 трлн и увеличилось по сравнению с 2008 г. в сопоставимых ценах на 1.3Х.1 В сельскохозяйственных организациях объём производства продук-

1 По данным Белстата, в 2008 г. в текущих ценах валовое производство сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств составляло BYR 26.9 трлн, что на BYR 400 млн превышало валовые показатели 2009 г. в текущих ценах. Это обстоятельство, соотнесённое с ростом индекса цен, позволяет поставить под сомнение факт роста валовых показателей в сопоставимых ценах.

ции за этот период увеличился на 4.2%. При этом производство продукции животноводства увеличилось на 8.2%, растениеводства — уменьшилось на 0.7%. Прогноз по темпам роста продукции сельского хозяйства не выполнен всеми областями. При этом в Гродненской области произведено продукции 99.3% к уровню 2008 г.

По сравнению с предыдущим годом, в 2009 г. валовой сбор картофеля уменьшился на 18.6%, зерна — 5.6, сахарной свеклы — 1.4, льноволокна — на 23.0%. Валовой сбор овощей увеличился на 0.5%, плодов и ягод — на 16.3%. В хозяйствах населения валовой сбор овощей в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом увеличился на 3.6%, плодов и ягод — на 15.5%. В то же время производство зерна к уровню 2008 года уменьшилось на 6.7%, картофеля — на 17.8%. В 2009 г. выполнение прогноза обеспечено только по производству овощей.

В 2009 г. всеми заготовительными организациями в хозяйствах населения принято 110.3 тыс. голов крупного рогатого скота, что на 3.4% меньше, чем в 2008 г. Закупки молока в хозяйствах населения по сравнению с 2008 г. снизились на 7.6% и составили 419,4 тыс. т.

На 1 декабря 2009 г. просроченная задолженность по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению сельскохозяйственных организаций составила BYR 136.4 млрд, или 7.5% от общей суммы просроченной кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций. На долю сельскохозяйственных организаций приходилось 43,2% всей просроченной задолженности по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению в республике. По сравнению с 1 декабря 2008 г. просроченная задолженность по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению уменьшилась на 1.8%. По сравнению с началом 2009 г. она увеличилась на 1.1%, за ноябрь снизилась на 0.7%.

Просроченная задолженность по кредитам и займам сельскохозяйственных организаций на 1 декабря 2009 г. составила BYR 337.6 млрд — рост за год в 1.6 раза. В соотнесении с началом 2009 г. она увеличилась на 48.9%, в ноябре — снизилась на 1.8%. На долю сельскохозяйственных организаций приходилось 32.8% всей просроченной задолженности по кредитам и займам в стране.

Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций

В истекшем году сельскохозяйственными организациями всех отраслей и форм подчинения2 получено BYR 1.5 трлн чистой прибыли. При этом просроченная кредиторская задолженность, на которую кредиторами налагаются штрафные санкции, к 1 января 2010 г. достигла BYR 1.9 трлн, увеличившись за год на 36.6%.

Просроченная кредиторская задолженность сельхозорга-низаций составила около 37% всей просроченной задолженности по кредитам и займам в народном хозяйстве — при том, что доля отрасли в производстве ВВП не превышала 8%. Таким образом, сельское хозяйство остаётся основным должником среди отраслей экономики как в абсолютном выражении, так и по соотношению просроченных финансовых обязательств и доли отрасли в стоимости произведённого ВВП.

В 2009 г. общая сумма кредитных обязательств сельскохозяйственных организаций увеличилась до BYR 10 трлн. По словам министра Семена Шапиро, общая сумма всех финансовых обязательств достигла BYR 34 трлн3, что парализует хозяйственную деятельность по причине недостатка оборотных средств. Смысл этого заявления сводится к констатации простого и неприятного для руководства страны и министерства факта: отрасль обанкротилась4.

Этим заявлением министр фактически признал факт провала осуществлённого пять лет назад проекта по поиску эффективных собственников для сельхозпредприятий, в соответствии с которым сельхозпредприятия передавались на содержания промышленным предприятиям, банковским и другим структурам. В результате, фактически обанкротившаяся отрасль была спасена от формального банкротства, а ее предприятия получили юридически оформленный канал для получения дальнейших кредитов на ведение хозяйственной деятельности.

2 Все организации, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью.

3 ВВП в 2009 г. составил BYR 136.8 трлн.

4 В том понимании этого слова, которое характерно для административно управляемой экономики, когда факт банкротства устанавливается решением высшего административного органа.

Главным критерием оценки эффективности инвестиций в отрасль служит такой предельно синтетический показатель, как «освоение» средств по принципу: что выделено, то освоено. В прошлом году «к освоению» направлено BYR 4.6 трлн, что в пересчёте на 1 га сельхозугодий составило USD 212, превысив на 30% показатель погектарного долларового субсидирования в 2008 г. То есть в части роста инвестиций программа, безусловно, выполняется, но экономическая эффективность освоения средств находится на предельно низком уровне.

Поэтому вопрос о расширении или сворачивании практики дотаций — это не вопрос выбора пути. Это вопрос жизни и смерти системы хозяйствования. На этот сложный для белорусской агроэкономики вопрос высшей административной инстанцией найден простой ответ. Указом президента Беларуси от 1 марта 2010 г. № 92 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций» агросектору на 10 лет предоставлена рассрочка погашения задолженности, существовавшей на 1 января 2010 г. Указ устанавливает уменьшение суммы финансовых обязательств сельскохозяйственных организаций, подлежащих исполнению в 2010 г., на BYR 1.6 трлн (с BYR 9.3 до 7.7 трлн). На 1 ноября 2009 г. финансовые обязательства этих производителей составляли BYR 19.6 трлн.5 Как отметили в пресс-службе администрации президента, документ принят в целях создания условий для развития сельского хозяйства Беларуси.

Отметим, что описанная мера является рутинной в арсенале административных способов оздоровления финансов сельскохозяйственных организаций. Если не принимать во внимание «созидательный пафос», который сопутствует каждому решению о рассрочке в выполнении финансовых обязательств сельхозорганизациями, то реальной причиной такого

На совещании по итогам года министр Шапиро определил сумму общих финансовых обязательств сельхозорганизаций — ВУИ 34 трлн. Очевидно, в эту сумму входят обязательства, на исполнение которых рассрочка установлена в предыдущие годы. Уже в 2008 г. суммарная задолженность предприятий агросектора превзошла стоимость произведенной ими валовой продукции, в 2009 г. суммарная задолженность превысила стоимостный объём годового производства в 1.26 раза.

5

решения выступает твёрдая уверенность всех заинтересованных участников в том, что рассчитываться по своим долговых обязательствам предприятия агросектора не могут. А раз не могут, то и не хотят. Особенно те, кто имеет такие возможности.

Государство, в свою очередь, не может потребовать исполнения финансовых обязательств от «передовиков», поскольку это будет очевидным для всех наказанием «за инициативу». Сочетание экономических и психологических, организационных и политических соображений продуцирует абсолютную безответственность в отношении бюджетных средств и тех, кто эти средства выделяет, и тех, кто ими распоряжается.

Поскольку сельскохозяйственные организации не имеют возможности вовремя и в полном объёме рассчитываться по своим текущим обязательствам, то нет необходимости долго рассуждать о «рассроченных» платежах. Они будут списаны по прошествии установленного срока, как это делалось всегда.

Рассрочка погашения задолженности предоставляется по платежам в республиканский и местные бюджеты, платежам в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, а также за потребленные энергоресурсы. Кроме того, указ определяет условия отсрочки на 10 лет платежей по суммам экономических санкций, административных штрафов и пеней за нарушения сроков и порядка внесения платежей в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты.

В 2010 г. государство практически откажется от применения к хозяйствам экономических и других санкций, поскольку из BYR 541 млрд, которые им надлежит выплатить, к обязательной оплате определена сумма в BYR 61 млрд. Величина ежегодных штрафных изъятий будет снижаться на BYR 61 млрд до 2013 г., с тем чтобы с 2014 до 2019 гг. возрастать на эту же сумму.

Эта схема, впрочем, не учитывает просроченную кредиторскую задолженность, неизбежно возникающую у сельскохозяйственных предприятий к концу года. Так, за 2008 г. сумма просроченной кредиторской задолженности достигла BYR 1.4 трлн, увеличившись по сравнению с началом года на 25.6%, а в 2009 г. достигла BYR 1.9 трлн (+ 36.6%). Даже с учётом возможного общего улучшения экономической ситуации можно смело предположить, что по итогам 2010 г. просрочен-

ные кредитные обязательства предприятий агросектора намного превысят BYR 2 трлн.

Последнее обстоятельство не позволяет присоединиться к оптимистической точке зрения, согласно которой реализация указа позволит хозяйствам, снизив задолженность, значительно активнее осуществлять мероприятия по организации производства, выполнять обязательства по кредитам банков, а также бюджетным ссудам и займам. Но наш пессимизм касается не оценки перспектив, открываемых перед сельхозпредприятиями данным указом. Он глубже и основательнее, поскольку проистекает из наблюдений за самой системой хозяйствования, денежные аппетиты которой постоянно увеличиваются, что странным образом приводит почти к пропорциональному ухудшению финансово-экономических показателей предприятий.

Борьба за качество

Как известно, в Беларуси 2010 объявлен годом качества. Задачи агропромышленному комплексу ставились президентом ещё в прошлом году, когда руководство Беларуси переживало мощнейший стресс, спровоцированный «молочной войной» с Россией. В августе А. Лукашенко, инспектируя хозяйства Несвижского района, заявил: «Молоко должно продаваться, в том числе на экспорт. Евросоюз не против того, чтобы сертифицировать нашу продукцию, но она должна соответствовать определённым стандартам». Качество, с точки зрения экономики, определяется эффективностью, но президент, словно нарочно, обошёл проблему убыточных «по молоку» хозяйств, которых в стране большинство и без которых невозможно выполнить задание по росту валового производства.

Между тем именно погоня за количеством не позволяет обеспечивать качество животноводческой продукции. Например, на молоко, как и на любой другой продукт, производимый в Беларуси, существует государственный стандарт. Согласно стандарту, молоко по своему качеству классифицируется на высший, первый и второй сорт, а также несортовое молоко. Однако ни один из этих сортов не соответствовал требованиям Евростандарта, в связи с чем с января 2008 г. в отечественный стандарт введены показатели отнесения молока

к сорту «экстра», а «несортовое молоко» запрещено к закупке перерабатывающими предприятиями.

Внести изменения в стандарт оказалось проще, чем организовать качественное производство молока. Потребности внутреннего рынка решено удовлетворять за счёт низкосортной продукции, в то время как молочную продукцию сорта «экстра» — экспортировать. Такой компромисс ни у кого не вызвал возражений. Проблема, однако, в том, что сорту «экстра» соответствует, по разным оценкам, от 1 до 5% производимого в Беларуси молока.

Перспективы структурной перестройки

В Беларуси продолжается свойственный командно-бюрократической экономике поиск оптимального сочетания оценочных показателей и административного контроля деятельности предприятия. Первых становится всё больше, вторые ужесточаются, что время от времени приводит к «структурной перестройке» системы управления за счёт образования специального контрольного органа. Именно такое решение в середине февраля 2010 г. принял А. Лукашенко, велев создать в структуре Министерства сельского хозяйства и продовольствия новый департамент по контролю в сфере сельхозпро-изводства — «Белсельхознадзор».

Президент мотивировал это решение не только внутренними обстоятельствами, но и внешнеэкономической деятельностью, которая с образованием Таможенного союза потребовала адаптации к требованиям, предъявляемым к Беларуси странами-участницами. Новая структура представляет собой нечто среднее между национальной полицией качества и государственной приёмкой в Минсельхозпроде. В своей первой ипостаси она, наделённая чрезвычайными полномочиями, имеет все шансы утвердиться в качестве ещё одного силового органа, но как госприёмка обречена стать жертвой погони за валовыми показателями.

Какой при этом прогноз для сельскохозяйственной отрасли? Она продолжит утверждаться в роли абсолютного должника перед экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.