Научная статья на тему 'Сельское хозяйство Центрального Черноземья в годы реформ и реконструкции (1985-2015)'

Сельское хозяйство Центрального Черноземья в годы реформ и реконструкции (1985-2015) Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
291
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ РАЙОН / ПЕРЕСТРОЙКА / АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ / РЫНОЧНЫЕ РЕФОРМЫ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Земцов Алексей Леонидович

В статье рассматривается история сельского хозяйства Центрального Черноземья в период реформ (1985-2015). Дается анализ влияния реформ на производственные показатели отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Земцов Алексей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельское хозяйство Центрального Черноземья в годы реформ и реконструкции (1985-2015)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Сельское хозяйство Центрального Черноземья в годы реформ и реконструкции (1985-2015) Земцов А. Л.

Земцов Алексей Леонидович / Zemtsov Alexey Leonidovich — кандидат исторических наук, кафедра истории, теории государства и права и конституционного права, факультет гуманитарно-социальных наук и права, Липецкий государственный технический университет, г. Липецк

Аннотация: в статье рассматривается история сельского хозяйства Центрального Черноземья в период реформ (1985-2015). Дается анализ влияния реформ на производственные показатели отрасли. Ключевые слова: Центрально-Черноземный район, перестройка, аграрные реформы, рыночные реформы.

ЕЮЬ 10.20861/2312-8267-2016-24-005

В начале 1980-х гг. агропромышленный комплекс СССР находился в кризисном состоянии. По большинству производственных показателей 11 пятилетка (1981-1985) оказалась хуже 10 пятилетки (1976-1980). Обеспокоенность руководства страны положением в аграрном секторе вылилась в разработку и принятие в мае 1982 г. «Продовольственной программы СССР на период до 1990 года». Программа предусматривала меры по улучшению управления отраслью, оказание поддержки слабым хозяйствам, крупные вложения в развитие социальной инфраструктуры на селе.

В 1985 г. после избрания Генеральным секретарем М. С. Горбачева - одного из авторов Продовольственной программы, начался период системных преобразований в экономике, в полной мере затронувших и агропромышленный комплекс. Команда Горбачева, чувствуя пробуксовку реформ, увидела выход в постепенном отказе от методов директивного планирования. Начался переход от административных к экономическим методам хозяйствования.

Вывести экономику из системного кризиса не удалось - политика перестройки потерпела неудачу. Но мнение о полной несостоятельности курса, осуществлявшегося во второй половине 1980-х гг., не совсем верно. По отдельным показателям сельское хозяйство ЦЧР за годы Перестройки показало ощутимый рост.

В 12 пятилетку (1986-1990) заметно выросли валовые сборы и урожайность зерновых культур. Если в 11 пятилетку валовые сборы снизились по сравнению с 10 пятилеткой на 19 %, а урожайность на 13 %, то в 12 пятилетку негативная тенденция была преодолена. По сравнению с 11 пятилеткой валовые сборы выросли на 47 %, а урожайность - на 54 %. По сравнению с 10 пятилеткой валовые сборы выросли на 19 %, а урожайность - на 35 %. (Здесь и далее статистические данные рассчитаны по кн.: Народное хозяйство РСФСР в 1990 г. [1, с. 424, 432-433, 465, 468] и по Центральной базе статистических данных Росстата [2]).

Значительно - на 52 % выросли, по сравнению с 11 пятилеткой, валовые сборы сахарной свеклы, на 55 % повысилась ее урожайность, достигшая в среднем за годы 12 пятилетки 236 ц/га. На 24 % от уровня 11 пятилетки выросло производство мяса, на 11 % - молока.

Главной бедой аграрного сектора ЦЧР и всего СССР была низкая экономическая отдача от производства. Оно оставалось затратным, плохо окупалось. Поддержка сельского хозяйства, осуществлявшаяся в рамках Продовольственной программы, способствовала росту основных производственных фондов предприятий сельского хозяйства. При этом фондоотдача в 12 пятилетку имела тенденцию к снижению [3, с. 192]. Введение государством надбавок на продукцию низкорентабельных хозяйств порождало иждивенчество и лишало такие хозяйства стимулов к экономии средств и повышению рентабельности производства. Росла задолженность хозяйств по кредитам. Так, в Курской области задолженность по ссудам банка колхозов и совхозов составила к 1988 г. 2442 млн. руб., из них 1375 млн. руб. по краткосрочным кредитам [4, л. 129].

В 1991 г. прекратил существование СССР - началась новая эпоха в истории российского государства. Начавшиеся в России радикальные рыночные преобразования крайне болезненно отразились на состоянии аграрного сектора в России и ЦЧР.

В 1992 г. началась приватизация и реорганизация сельскохозяйственных предприятий. Коллективы предприятий получали в собственность землю и производственные фонды, которые затем разделялись на паи между членами хозяйства. Затем пайщики по собственному усмотрению могли заняться индивидуальной деятельностью или внести свой пай в предприятие с коллективной или иной формой собственности. Процесс реорганизации оказался очень болезненным для села. Он протекал в

условиях слабо разработанной законодательной базы, что порождало многочисленные споры, недоумения и злоупотребления [5, с. 258-259].

Реорганизация, разрушая устоявшуюся за годы советской власти систему отношений на селе, не могла дать немедленного экономического эффекта. Ухудшению положения сельскохозяйственного производителя в 1990-е гг. способствовало и резкое сокращение или полное прекращение государственной поддержки. Предприятия не имели оборотных средств и не могли рассчитывать на кредиты. В 1990 г. по сельскохозяйственному производителю больно ударила конкуренция со стороны иностранных производителей. Импортные продукты, производившиеся по более эффективным технологиям, и, кроме того, субсидировавшиеся правительствами в странах производства, нередко оказывались более конкурентноспособными и вытесняли с рынка отечественную продукцию.

Большие надежды в 1990-е гг. возлагались на крестьянские (фермерские) хозяйства. Но их экономическое положение оставалось очень сложным. Они не располагали достаточными для развития производства капиталами, необходимым количеством земли, не имели производительной техники.

Трудности, с которыми столкнулись рыночные преобразования в аграрном секторе, крайне негативно сказались на показателях сельскохозяйственного производства. Резко снизились посевные площади. По сравнению с 12 пятилеткой посевные площади зерновых культур в 1991-1995 гг. сократились на 10 %, а в 1996-2000 гг. - на 23 %, сахарной свеклы - на 19 % и 43 % соответственно. Заметно упала урожайность. В 1991-1995 гг. урожайность зерновых культур в ЦЧР составила 19,9 ц/га, что было на 11 % меньше, чем в 12 пятилетку. Еще сильнее урожайность зерновых снизилась в 1996-2000 гг. В это пятилетие она составляла всего 16 ц/га, что на 28 % ниже, чем в 12 пятилетку.

Заметно сократилось производство мяса и молока. В 1996-2000 гг. мяса в ЦЧР производилось на 54 % меньше, чем в 12 пятилетке, молока - на 47 %. Резко снизился уровень рентабельности сельского хозяйства. Если в Липецкой области в 1992 г. насчитывалось 348 прибыльных и 5 убыточных хозяйств, то в 1998 г. число прибыльных сократилось до 37, а число убыточных составило 300 [6, с. 139].

Третий этап в новейшей истории села начинается в начале нового тысячелетия. К этому времени кризисные явления в сельскохозяйственном производстве достигли угрожающих масштабов. Увеличение поступлений в государственный бюджет средств от продажи энергоносителей позволило на протяжении нескольких лет увеличить поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В 2005 г. началась реализация программы приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на 2006-07 гг., а уже в декабре 2006 г. был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», призванный усовершенствовать правовые основы взаимодействия сельскохозяйственных производителей и органов государственной власти [7]. Закон определил основные цели государственной политики в аграрной сфере, среди которых повышение конкурентноспособности отечественного сельского хозяйства, формирование эффективного рынка сельскохозяйственной продукции, создание благоприятного инвестиционного климата в аграрной сфере, поддержание паритета цен между продукцией сельского хозяйства и промышленности.

Закон вводил норму, обязывающие центральные органы власти (в лице профильных министерств) разрабатывать Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В программе определялись целевые показатели, перечни мероприятий, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства. Предусматривалась публикация ежегодных и итогового национальных докладов о ходе и результатах реализации программы.

В июле 2007 г. Правительство утвердило «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Программа стала основополагающим документом, определившем направление государственной политики на селе на пятилетний срок. Финансирование Программы обеспечивалось из федерального бюджета (551,3 млрд. руб.) и за счет внебюджетных источников (311 млрд. руб.). Программа ставила амбициозные цели - значительно повысить уровень обеспеченности сельских жителей жильем и коммунальными удобствами, добиться ускоренного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства, значительно повысить долю отечественных продовольственных товаров на внутреннем рынке и довести ее до 70 %, добиться устойчивого роста производства продукции. Программа предусматривала поддержку малых форм хозяйствования на селе, в частности, крестьянских (фермерских хозяйств) [8]. В июле 2012 г. правительство утвердило аналогичную программу на 2013-2020 гг. [9].

В начале нового тысячелетия аграрный сектор начал постепенно адаптироваться к условиям рыночной экономики. Более продуманную политику стало проводить и государство. В результате началось постепенное восстановление отрасли. В пятилетие 2001-2005 гг. в ЦЧР начался рост производства зерновых культур - на 30 % по сравнению с пятилетием 1996-2000 гг., сахарной свеклы

71

- на 38 %, мяса - на 9 %. И хотя валовые сборы зерновых и свеклы и производство мяса еще не достигли не только уровня 12 пятилетки, но и первой половины 1990-х гг., впервые со времени начала рыночных реформ сельское хозяйство показало положительную динамику.

В 2006-2010 гг. рост продолжился. Причем, что важно, достаточно высокого уровня достигли качественные показатели производства. За это пятилетие в ЦЧР получили рекордную урожайность зерновых культур - 23,8 ц/га, сахарной свеклы - 291 ц/га. Сказались результаты технического перевооружения и технологической модернизации сельского хозяйства, применения новейших зарубежных достижений в селекции и агротехнике. Больших успехов добилось мясное животноводство. В 2006-2010 гг. были превзойдены уровни производства, достигнутые в 12 пятилетку. Сложнее оказалось добиться прогресса в молочной отрасли. Падение производства молока, начавшееся еще в 1991 г., продолжилось.

Положительная тенденция сохранилась и в 2010-2014 гг. Впечатляющего прогресса удалось добиться в растениеводстве. Значительно выросла урожайность зерновых культур - почти до 30 ц/га, сахарной свеклы

- до 401 ц/га. По урожайности зерновых уровень 12 пятилетки был превзойден на 33 %, по урожайности свеклы - на 70 %. Продолжилось развитие мясного животноводства. В среднем за четырехлетие в ЦЧР производилось 1821 тыс. тонн мяса, что превышало показатель 12 пятилетки почти в два раза. Важной задачей АПК ЦЧР остается развитие молочного животноводства и производство мяса КРС. Главным препятствием, мешающим увеличению поголовья КРС, является экономическая неэффективность его содержания. Падение производства молока остановить не удается.

Аграрный сектор ЦЧР за последние тридцать лет прошел через глубокую трансформацию. Кризис командно-административной плановой системы повлек тяжелейшие последствия для аграрной экономики. Процесс адаптации к рыночным отношениям оказался очень мучительным и сопровождался колоссальными издержками. Прогресс сельскохозяйственного производства, достигнутый в новом тысячелетии, показывает, что отрасль имеет значительные перспективы и серьезный потенциал к развитию.

Литература

1. Народное хозяйство РСФСР в 1990 г.: стат. ежегодник. М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1991.

2. Центральная база статистических данных. [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: http://www.gks.ra/dbscripts/cbsd/#1/ (дата обращения: 11.05.2016).

3. Земцов А. Л. Сельское хозяйство Центрального Черноземья в 1985-1991 гг.: Дисс. ... канд. ист. наук. Липецк, 2007. 419 с.

4. ЦДНИКО Ф. П-1. Оп. 87. Д. 1745.

5. Логунова И. В. Особенности реализации прав владельцев земельных долей в Центрально -Черноземном регионе в 1991-2006 годах // Северо-Запад в аграрной истории России, 2016. № 22. С. 253-262.

6. Логунова И. В. Деревня Центрального Черноземья в условиях аграрного реформирования 90-х годов XX столетия. Липецк: Издательство ЛГТУ, 2011. 287 с.

7. О развитии сельского хозяйства. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ / КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 08.05.2016).

8. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 14.07.2007. № 446 / КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.05.2016).

9. [Электронный ресурс]: Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы / Министерство сельского хозяйство РФ. Официальный сайт. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/ 22026.htm/ (дата обращения: 13.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.