«Food program of the USSR for the period until 1990» - the implementation
and results Zemtsov A.
«Продовольственная программа СССР на период до 1990 года» - реализация
и итоги Земцов А. Л.
Земцов Алексей Леонидович / Zemtsov Alexey — кандидат исторических наук, кафедра истории, теории государства и права и конституционного права, факультет гуманитарно-социальных наук и права, Липецкий государственный технический университет, г. Липецк
Аннотация: статья посвящена развитию агропромышленного комплекса СССР в 1980-е гг. Основное внимание уделено «Продовольственной программе СССР до 1990 года». Рассматриваются история ее появления, реализация и итоги. Анализируются причины неудачи преобразований в отрасли. Abstract: the article is devoted to the development of agro-industrial complex of the USSR in the 1980s. The emphasis is on «Food Program of the USSR for the period until 1990». We consider the history of its emergence, implementation and outcomes. The reasons of the failure of reforms in the sector are analyzed.
Ключевые слова: история СССР, Продовольственная программа, перестройка. Keywords: history of the USSR, Food Program, policy ofperestroika.
УДК 94(47)084.9
История последнего десятилетия существования СССР активно обсуждается как среди профессионалов-историков, так и широкой общественностью. Особенно острые споры возникают вокруг причин распада Советского Союза в 1991 г. Высказываются самые различные, зачастую тенденциозные и весьма экзотические взгляды. Нередко причины краха государства ищут в сугубо политической плоскости, возлагают персональную вину за него на М. С. Горбачева. Представляется, что такой подход слишком односторонен. Распад СССР являлся не результатом чьих-то персональных ошибок, а следствием системного кризиса, развившегося на почве несоответствия сложившейся социально-экономической и политической модели запросам формирующегося общества потребления.
Общеизвестно, что советская командно-административная экономика, ориентированная на выполнение плановых показателей, а не потребительских запросов населения, носила дефицитный характер. С повышением жизненного уровня опасный дисбаланс между потребительскими ожиданиями населения и фактическим потреблением только усиливался. Важнейшей составляющей потребления являлось продовольствие, и реакция населения на его дефицит могла иметь самый острый и непредсказуемый характер. Решение продовольственной проблемы имело ключевое значение для судьбы страны, и это прекрасно осознавалось руководством партии и государства.
В 1980-е гг. питание населения СССР, в целом, соответствовало физиологическим нормам. Проблема заключалась не в опасности голода, а в удовлетворении растущих потребительских ожиданий. В этой связи главной задачей советского АПК являлось постоянное наращивание производства продуктов питания, расширение их ассортимента и повышение качества. Но к началу 1980-х гг. сельское хозяйство и смежные отрасли вошли в состояние стагнации. Одновременно стали нарастать трудности с приобретением импортного продовольствия.
Уже в годы 10 пятилетки (1976-1980) СССР покрывал часть своих потребностей в продовольствии, в частности, в зерне, за счет импорта. Но, когда в 1980 г., после ввода советских войск в Афганистан, США ввели эмбарго на поставки зерна, каналы поступления продовольствия существенно сузились. Руководству партии пришлось задуматься о необходимости кардинального решения проблемы обеспечения населения продуктами питания за счет собственных внутренних ресурсов. В верхах сформировалось мнение о необходимости принятия срочных, чрезвычайных мер для поддержки сельского хозяйства.
Разработку соответствующих документов поручили секретарю ЦК, курировавшему АПК, М.С. Горбачеву. Состоявшийся в феврале-марте 1981 г. XXVI съезд партии одобрил решение о составлении специальной Продовольственной программы. В мае 1982 г. на Пленуме ЦК с докладом «О продовольственной программе СССР на период до 1990 года и мерах по ее реализации» выступил Генеральный секретарь партии Л.И. Брежнев. Пленум одобрил Продовольственную программу и шесть постановлений по отдельным направлениям развития АПК. Перед отраслью ставились непростые задачи. Уже в 11 пятилетке планировалось добиться среднегодового производства зерновых в СССР до 238-243 млн. тонн, мяса до 17-17,5 млн. тонн, молока до 97-99 млн. тонн, яиц до 72 млрд.
штук. Еще более амбициозные планы были заявлены на 12 пятилетку, так среднегодовое производство зерновых культур планировалось довести до 250-255 млн. тонн, мяса - до 20-20,5 млн. тонн, молока -104-106 млн. тонн [13, с. 33-35].
Среди мер, направленных на реализацию Продовольственной программы, особая роль отводилась очередной реформе управления АПК. Постановлением «Об улучшении управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса» инициировалось создание многоуровневой системы агропромышленных объединений, призванных улучшить координацию и взаимодействие между руководящими структурами предприятий АПК. На низшей ступени ее представляли РАПО - районные агропромышленные объединения, в которые входили колхозы, совхозы, межхозы и предприятия, занимавшиеся обслуживанием сельскохозяйственных производителей и переработкой продукции. Следующий уровень представляли агропромышленные объединения в областях, краях и автономных республиках. В союзных республиках формировались Комиссии Президиума Совета Министров по вопросам агропромышленного комплекса. Высший уровень представляла специальная комиссия при Совете Министров СССР [12].
Одним из ключевых решений, принятых в рамках стратегии Продовольственной программы, стало повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства. Согласно постановлению ЦК и СМ СССР «О мерах по совершенствованию экономического механизма и укреплению экономики колхозов и совхозов» с 1 января 1983 г. повышались закупочные цены на зерно, сахарную свеклу, крупный рогатый скот, свиней, молоко и другую продукцию, реализуемую государству низкорентабельными и убыточными колхозами и совхозами. На это предусматривались бюджетные ассигнования на сумму в 16 млрд. руб. в год. Кроме того, с низкорентабельных и убыточных колхозов и совхозов списывались долги по кредитам на общую сумму в 9,7 млрд. руб. Выплата долгов еще на 11 млрд. руб. отсрочивалась до 1991 г. без начисления процентов за этот срок. Еще 3,3 млрд. руб. в год получали низкорентабельные колхозы на строительство и содержание объектов инфраструктуры, социально-культурного обслуживания, образования и проч. Низкорентабельные колхозы получали льготу и по уплате налогов [9].
Повышение закупочных цен и другие меры, направленные на поддержку низкорентабельных колхозов и совхозов, способствовали финансовому оздоровлению хозяйств, создавали условия для развития технологической базы производства. Но у политики, направленной на поддержку неэффективных производителей, имелись и существенные минусы. По сути, это была паллиативная мера, попытка решить экономические проблемы административными методами. Она игнорировала важнейший принцип, согласно которому развиваться и получать поддержку должны наиболее сильные, а не отстающие предприятия.
Одиннадцатая пятилетка показала, что планка, установленная Продовольственной программой, слишком высока и не соответствует реальным возможностям агропромышленного комплекса. Результаты одиннадцатой пятилетки оказались даже хуже, чем десятой. В среднем за год удалось собрать зерновых 168,7 млн. тонн при урожайности всего 13,8 ц/га, произвести мяса - 16,2 млн. тонн, молока - 94,6 млн. тонн, и только по производству яиц планы удалось перевыполнить - в среднем за год их получили 74 млрд. шт. (см. табл. 1).
Провал Продовольственной программы в 11 пятилетку обуславливался, в первую очередь, слабостью зернового хозяйства. Достигнутый в СССР уровень производства зерновых составил всего 71 % от запланированного. Неудача 11 пятилетки - яркое проявление тяжелого системного кризиса, поразившего советский АПК. Накачка аграрного сектора финансами в этих условиях не принесла экономических дивидендов и не решила проблему с обеспечением растущих потребностей населения в продуктах питания.
Падение сельскохозяйственного производства в 11 пятилетку происходило на фоне обострения международной напряженности. Продолжалась война в Афганистане, с появлением американских крылатых ракет в Европе резко обострилась гонка вооружений, в 1983 г. произошел крупный международный скандал, связанный с трагической гибелью южнокорейского «Боинга», сбитого советскими силами ПВО на Дальнем Востоке. Резко ухудшились и позиции СССР в Восточной Европе, входившей в советскую зону влияния. Только ценой огромных усилий удалось в 1981 г. подавить массовое антикоммунистическое движение в Польше, спровоцированное экономическими трудностями и низким уровнем жизни трудящихся.
В этой чрезвычайно напряженной обстановке неспособность СССР самостоятельно обеспечить себя достаточным количеством продовольствия создавала дополнительную опасность, усиливая зависимость от стран Запада, являвшихся главными экспортерами продовольствия. Недостаток собственного зерна СССР восполнял за счет импорта. Прирост производства мяса достигался за счет ресурсов, во многом обеспечивавшихся импортными поставками. Только пшеницы в среднем за год в 11 пятилетку закупалось 21,4 млн. тонн, что составляло 29% от собственного производства [1; 4, с. 461]. До 1985 г. на мировых рынках сохранялись высокие цены на нефть, позволявшие руководству страны смягчать последствия кризисных явлений в экономике за счет доходов от ее
продажи. В 1986 г., когда цены на нефть резко снизились, СССР оказался в чрезвычайно опасном положении: бюджет мог не выдержать огромных трат на поддержание неэффективной экономики.
Избрание в 1985 г. Генеральным секретарем КПСС М.С. Горбачева - главного вдохновителя Продовольственной программы, способствовало усилению внимания к аграрной сфере со стороны партийного и государственного руководства. На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК М.С. Горбачев и его сторонники в партаппарате сформулировали основы нового курса в социально-экономической политике - началась перестройка.
На начальном этапе нового витка преобразований в АПК основной упор был вновь сделан на структурные изменения в системе управления. Постановлением ЦК и СМ от 14 ноября 1985 г. «О дальнейшем совершенствовании управления агропромышленным комплексом» ликвидировался ряд профильных министерств, на смену которым создавалась новая сверхцентрализованная структура - Государственный агропромышленный комитет, призванный осуществлять весь комплекс мер по управлению сельским хозяйством и смежными отраслями [6]. Система РАПО, созданная в 1982 г., сохранялась и подчинялась новому руководящему органу.
На XXVII съезде КПСС (февраль - март 1986 г.) главной задачей экономической политики была названа скорейшая интенсификация народного хозяйства путем внедрения новейших достижений научно-технического прогресса на базе новой системы труда и управления. Съезд принял новую редакцию Программы партии, подчеркивавшую необходимость выполнения Продовольственной программы [3, с. 68, 69]. Лозунгом перестройки стало «ускорение», под которым понималось, прежде всего, повышение темпов роста производства продукции. Механизмами обеспечения «ускорения» виделись, прежде всего, интенсификация производства за счет внедрения современных технологий и развитие новых форм организации труда, призванных повысить заинтересованность работника в результатах его хозяйственной деятельности.
Интенсификация сельскохозяйственного производства развивалась по нескольким направлениям -совершенствовались севообороты и селекционная работа, увеличивалось внесение удобрений и использование средств защиты растений, развивалась мелиорация. В рамках политики интенсификации углублялась специализация и концентрация животноводства, особенно в птицеводстве и свиноводстве. Минусами интенсификации являлись ее высокая стоимость и затратность. Мероприятия по интенсификации способствовали росту производственных фондов, но, нередко, не приносили существенной экономической выгоды - сказывались ошибки в организации и низкое качество работ, характерные для колхозно-совхозной системы.
Одним из наиболее действенных механизмов реализации Продовольственной программы еще в 1982 г. называлось развитие подрядных отношений. В годы перестройки внедрение подряда приняло характер мощной государственной кампании. От руководителей хозяйств настойчиво требовали отчетов о развитии подрядных отношений. Количество бригад и звеньев, работавших на коллективном, семейном и арендном подряде быстро увеличивалось. Но подрядные отношения не стали панацеей от болезней социалистической экономики. В огромном числе случаев подряд вообще вводился формально - лишь бы отчитаться перед руководством. Подрядные коллективы показывали более высокие результаты, но и в этом была доля хитрости руководителей хозяйств - чтобы не вызывать недовольства начальства, они старались переводить на подряд наиболее сильные производственные звенья, таким образом по отчетности получалось, что и подряд развивается и производственный эффект от него высокий.
Среди сторонников реформаторского курса возрастали опасения насчет жизнеспособности модели классического социализма, существовавшей в СССР. Главным ее недостатком виделась, прежде всего, излишняя бюрократизация управления производством, незаинтересованность предприятий и работников в результатах хозяйственной деятельности. Если в первые годы перестройки упор делался на развитие внутрихозяйственной самостоятельности - на внедрение подрядных отношений, то с 1987 г. утвердилось мнение о необходимости расширения самостоятельности самих предприятий. Уже на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС были приняты «Основные положения коренной перестройки управления экономикой», согласно которым главной политической задачей партии было объявлено осуществление радикальной экономической реформы, заключавшейся в решительном переходе от административных к экономическим методам хозяйствования. Значительно расширялась самостоятельность предприятий, объявлялось о необходимости перехода к хозрасчету и самофинансированию [3, 406]. В «Положениях» предусматривалось и повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, чтобы создать условия для рентабельной работы совхозов и колхозов.
Расширению самостоятельности совхозов, юридически являвшихся государственными предприятиями, способствовало принятие в июне 1987 г. закона «О государственном предприятии (объединении)». Главными принципами функционирования социалистического предприятия закон называл хозрасчет и самофинансирование. Совхозы получили право самостоятельно разрабатывать
планы хозяйственной деятельности, заработная плата работников увязывалась с экономической отдачей от производства [5]. По закону «О кооперации», принятому в мае 1988 г., значительно расширилась и самостоятельность колхозов [8].
Но стремительные преобразования не давали ожидаемого эффекта. Серьезного улучшения снабжения населения продуктами питания добиться не удалось. Уже к 1989 г. реформы в экономической сфере приняли необратимый характер, как бы ни относилось руководство страны к их перспективам, иного выхода, кроме продолжения преобразований уже не было. И вновь упор был сделан на повышение экономической самостоятельности производителей. В марте 1989 г. вышло постановление ЦК КПСС «Об аграрной политике КПСС в современных условиях». Главный акцент в документе делался на необходимости предоставления колхозам и совхозам почти полной самостоятельности. Постановлением упразднялся централизованный контроль над АПК, в связи с чем ликвидировался Госагропром СССР [11, с. 3]. Государство переводило свои отношения с сельскохозяйственными производителями из административной сферы в экономическую.
В 1989 г. власти пытались делать упор на развитие аренды и арендных отношений. В арендаторе виделся субъект, заинтересованный в результатах хозяйственной деятельности и способный значительно повысить производственные показатели. Но арендные отношения не могли развиться в короткие сроки. Большинство колхозов и совхозов неохотно сотрудничали с арендаторами, пытались сохранить устоявшуюся систему отношений внутри коллектива.
К 1990 г. все громче зазвучали слова о необходимости радикального разрыва с системой социалистической экономики. Принятый в 1990 г. закон «О собственности в СССР» узаконил многообразие форм собственности, в том числе и собственность личного крестьянского хозяйства [10]. К концу 1980-х стремительное разрушение командно-административной социалистической системы в экономике фактически закончилось ее крахом. В июне 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» [7].
В 1991 г. страну охватили бурные политические события, в условиях распада государства стало не до подведения итогов Продовольственной программы. Если говорить о физических объемах производства, то по ряду показателей сельскому хозяйству удалось добиться определенных успехов. Урожайность зерновых в 12 пятилетке превышала урожайность в 10 пятилетке на 15,3%. Выше на 17% были валовые сборы подсолнечника, на 9,1% - овощей. Существенно выросло производство мяса. В годы 12 пятилетки его получали на 31,1% больше, чем в 10 пятилетку. Выросло производство молока, яиц, повысился средний удой на одну корову (см. табл. 1).
Но из амбициозных планов, озвученных на майском (1982 г.) Пленуме ЦК, большую часть выполнить не удалось. Нерешенной осталась ключевая задача - поднять зерновое хозяйство и отказаться от импорта зерновых культур. Заявленная Л.И. Брежневым планка в 250-255 млн. тонн зерновых оказалась чересчур высокой. В среднем за 12 пятилетку удалось собрать только 196,6 млн. тонн. И, хотя в 1990 г. советские аграрии сумели собрать 218 млн. тонн, но, в целом, результат 12 пятилетки оказался всего на 2,5% выше, чем результат 10 пятилетки. Урожайность зерновых, несмотря на заметный рост, осталась довольно низкой - 17,3 ц/га в среднем за 12 пятилетку, тогда как планировалось довести ее до 21-22 ц/га.
Провалились и планы по производству сахарной свеклы. В 12 пятилетку, по сравнению с 10 пятилеткой, оно даже снизилось, и заявленный в Продовольственной программе рубеж в 102103 млн. тонн оказался далеко не достигнутым. Валовые сборы подсолнечника, несмотря на рост, тоже не дотянули до контрольных цифр программы. В 12 пятилетку его собирали 6,2 млн. тонн, хотя планировали получать по 7,2-7,5 млн. Полная неудача постигла планы по подъему картофелеводства. Производство картофеля, вместо роста показывало падение. В 11 пятилетку его собрали на 5,1 % меньше, чем в 10 пятилетку, а в 12 пятилетку меньше, чем в 11 пятилетку на 7,8 %. Производство овощей, несмотря на рост, тоже далеко не достигло заявленных в Продовольственной программе цифр.
Лучше оказались итоги по животноводству. Были выполнены планы по производству мяса, молока и яиц, по показателю среднего годового удоя от одной коровы. Правда, не удалось решить проблему с производством говядины - рассчитывали производить ее не менее 9,5 млн. тонн в год, но в 12 пятилетку удалось выйти на рубеж только 8,5 млн. тонн.
Фактически по пятилеткам (в среднем за год) и в 1990 г. I2 * s D Ч § н 0J и н е Темпы прироста, %
10 пятилетка 11 пятилетка 12 пятилетка 1990 г. р ен л ^ щ н н ер я Я U В Ч а К Ä ло п 3 03 11 к 10 12 к 11 12 к 10
Валовые сборы зерновых (в хозяйствах всех категорий; с посевной площади; в весе после доработки; млн. тонн) 191,8 168,7 196,6 218,0 250-255 Нет -12,0 16,5 2,5
Урожайность зерновых (ц/га) 15,0 13,8 17,3 19,9 21-22 Нет -8,0 25,4 15,3
Валовые сборы сахарной свеклы (в хозяйствах всех категорий; млн. тонн) 88,7 76,4 87,4 81,7 102-103 Нет -13,9 14,4 -1,5
Валовые сборы подсолнечника(в хозяйствах всех категорий; с посевной площади; млн. тонн) 5,3 5,0 6,2 6,6 7,2-7,5 Нет -5,7 24,0 17,0
Валовые сборы картофеля (в хозяйствах всех категорий; с посевной площади; млн. тонн) 82,6 78,4 72,3 63,6 90-92 Нет -5,1 -7,8 -12,5
Валовые сборы овощей и бахчевых (в хозяйствах всех категорий; с посевной площади; млн. тонн) 26,3 29,2 28,7 26,6 37-39 Нет 11,0 -1,7 9,1
Производство мяса (в убойном весе; млн. тонн) 14,8 16,2 19,4 20,0 20-20,5 Нет (Да) 9,5 19,8 31,1
Из него говядины (в убойном весе; млн. тонн) 7,0 8,5 8,8 9,5 Нет 21,4
Производство молока (в хозяйствах всех категорий; млн. тонн) 92,7 94,6 105,9 108,4 104-106 Да 2,0 11,9 14,2
Производство яиц (млрд. шт.) 63,1 74,4 83,0 81,7 78-79 Да 17,9 11,6 31,5
Средний годовой надой на одну корову (в хозяйствах всех категорий; кг) * 2165,0 2157,0 2506,0 2594,0 25402640 (в 1990 г.) Да -0,4 16,2 15,8
Источники: Плановые показатели Продовольственной программы рассчитаны в соответствии с заданиями, опубликованными в кн.: Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации. Материалы майского пленума ЦК КПСС 1982 г. М.: Политиздат, 1984. С. 32-36. Фактически достигнутые результаты даны по: Народное хозяйство СССР в 1989 г.: стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1990. С. 420, 439, 440, 442, 443, 467, 468; Народное хозяйство СССР в 1990 г.: стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1991. С. 460, 473, 474, 476, 477, 503, 504; Данные по производству говядины в 11 пятилетку по: Сельское хозяйство СССР: стат. сб. М.: Финансы и статистика, 1988. С. 280; Базы данных FAOSTAT [Электронный ресурс] / Food and Agriculture Organization of the United Nations. Statistics division. URL: faostat3.fao.org (дата обращения: 21.05.2016). *Средний годовой надой на одну корову приведен из базы данных FAOSTAT (Food and Agriculture Organization of the United Nations. Statistics division), поскольку в официальных советских изданиях этот показатель в 1970-е - 1980-е гг. публиковался в расчетах по разным методикам. Цифры, рассчитанные по методике FAOSTAT, несколько расходятся с данными советских статистических изданий, но позволяют построить динамический ряд с сопоставимыми данными
Несмотря на трудности, с которыми столкнулась реализация Продовольственной программы, обеспечение граждан СССР продовольствием в 1980-е гг. несколько улучшилось. Планы Программы по душевому потреблению продуктов питания были выполнены по мясу, молоку, яйцам, сахару. Не удалось выполнить планы по потреблению растительного масла и овощей (см. табл. 2).
Но к статистическим данным о потреблении стоит относиться с большой осторожностью. Производство мяса и молока частично обеспечивалось за счет дорогостоящего импорта зерновых. Советское сельское хозяйство не производило необходимое количество качественного зерна на продовольственную муку и фуражного зерна на корм скоту. СССР в годы 12 пятилетки продолжал крупные закупки зерновых за рубежом. Так что производство мяса и молока отчасти обеспечивалось за счет импорта зерна, которое шло или на фураж, или непосредственно на продовольствие, позволяя направить на корм скоту большее количество собственного зерна низкого качества.
Данные о потреблении молока, достигшего в 1990 г., согласно официальным сведениям, 358 кг, не соответствуют действительности и вводят исследователей в заблуждение. В работе А. И. Гражданкина и С. Г. Кара-Мурзы «Белая книга России» приводятся данные о потреблении в СССР в 1989 г. 396 кг молока на душу населения [2, с. 58]. В действительности, потребление молока далеко не достигало такой колоссальной цифры. Дело в том, что советские статистические органы рассчитывали потребление молока делением валового производства на численность населения страны. Согласно советским статистическим данным СССР в 1990 г. произвел самое большое в мире количество молока - 108 млн. тонн. Следовательно, если население страны составляло около 290 млн. чел., то на душу населения при такой методике расчетов приходится примерно 370 кг. В советских официальных изданиях за 1990 г. называется цифра в 358 кг молока. Получается, что по душевому потреблению молока СССР занимал первое место в мире. Но советские граждане не потребляли такого количества молока! По данным ЕЛО в 1990 г. потребление молока на душу населения в СССР составляло 184 кг. Остальное молоко расходовалось на выпаивание молодняка и непосредственно до потребителя не доходило. В ряде стран мира, в том числе в США, Великобритании и др. молодняк выпаивали заменителями цельного молока (ЗЦМ), в других странах, где ценовая коньюктура делала использование относительно дорогих ЗЦМ невыгодной, для выпаивания использовалось молоко разных степеней жирности и его фракции. В СССР ЗЦМ широко не применялись. Таким образом, потребление молока в СССР находилось, в действительности, на среднем мировом уровне, оно отставало от стран с наиболее развитым АПК и опережало слаборазвитые и бедные страны.
Таблица 2. Потребление продуктов питания в СССР (на душу населения в год; кг)
мясопродукты в пересчете на мясо (включая сало и субпродукты в Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко) Яйца Сахар Растительное масло Картофель Овощи и бахчевые Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа, бобовые)
10 пятилетка (в среднем за год) 57 317,6 227,4 42,3 8,26 116 92,2 139,2
11 пятилетка (в среднем за год)* 58,94 309,7 252,4 43,69 9,45 108,7 101,2 135,7
1990 67 358 258 44,9 10,2 100 92 133
12 пятилетка (в среднем за год) 65,2 350,2 268,2 45,08 10,1 101,8 98 131,4
План Продовольственной программы (к 1990 г.) 70 330-340 260-266 45,5 13,2 126-135 135
Выполнение Почти да Да Да Почти да Нет Нет
11 к 10 3,4 -2,5 11,0 3,3 14,4 -6,3 9,8 -2,5
12 к 11 10,6 13,1 6,3 3,2 6,9 -6,3 -3,2 -3,2
12 к 10 14,4 10,3 17,9 6,6 22,3 -12,2 6,3 -5,6
Источники: Народное хозяйство СССР в 1980 г.: стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1981. С. 405; Народное хозяйство СССР в 1982 г.: стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1983. С. 411; Народное хозяйство СССР в 1983 г.: стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1984. С. 441; Народное хозяйство СССР в 1984 г.: стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1985. С. 459; Народное хозяйство СССР в 1985 г.: стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1986. С. 445; Народное хозяйство СССР в 1990 г.: стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1991. С. 140.
*Значения за 1981 г. рассчитаны путем нахождения среднего значения цифр показателя за соседние годы
Не дали ожидаемого эффекта и усилия, направленные на развитие свеклосахарного производства. Потребление сахара в 45 кг на душу населения в 1990 г. почти на 30% обеспечивалось за счет импорта. Неудачей обернулись и планы по резкому увеличению потребления овощей. Ассортимент овощной продукции на прилавках магазинов оставался скудным, их качество - низким.
Снижение потребления картофеля и хлебных продуктов (хлеба, макаронных изделий, круп и т. д.), заметное на всем протяжении трех последних пятилеток, нельзя однозначно трактовать как негативное явление. Скорее, оно свидетельствует о некотором повышении жизненного уровня, и, как следствие, изменении пищевых предпочтений населения в сторону большего разнообразия и лучших потребительских свойств продуктов.
Итак, по большинству важнейших показателей Продовольственная программа оказалась невыполненной. Согласно материалам социологического опроса 30 тыс. чел., проведенного в 1990 г., граждане СССР были, в основном, удовлетворены уровнем потребления хлеба, макаронных изделий и круп, но из опрошенных только 56% указали, что потребляют в достаточном количестве молока и молочных продуктов, 48% - сахара, всего 28% - овощей и фруктов, и лишь 19% мяса и мясопродуктов.
С ростом потребления, росли и запросы населения. И, хотя планы Продовольственной программы по производству мяса были, в целом, выполнены, уровень ожиданий населения в конце 1980-х гг. оказался значительно выше, чем норма потребления, которую могла обеспечить советская экономика. То же можно сказать и о потреблении молока и молочных продуктов, овощей и фруктов.
Неудача амбициозных планов Продовольственной программы привела к сохранению зависимости страны от дорогостоящего импорта и росту недовольства населения. В немалой степени именно трудности, с которыми столкнулась реализация Продовольственной программы в годы 11 пятилетки, подтолкнули руководство страны к проведению комплекса реформ, объединяемых понятием «перестройка». Когда реформы, проводившиеся в рамках сложившейся системы социально-экономических отношений, показали неэффективность, начались лихорадочные поиски других, более радикальных моделей преобразований. К сожалению, легких путей выхода из кризиса найти не удалось. Нерешенность продовольственной проблемы, наряду с комплексом других факторов, способствовала коллапсу советского государства в 1991 г.
Литература
1. Базы данных FAOSTAT. [Электронный ресурс]. Food and Agriculture Organization of the United Nations. Statistics division. URL: http://faostat3.fao.org. (дата обращения: 21.05.2016).
2. Гражданкин А. И., Кара-Мурза С. Г. Белая книга России. Строительство, перестройка и реформы: 1950-2013 гг. М.: Научный эксперт, 2015. 728 с.
3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 15. М., 1989. 671 с.
4. Народное хозяйство СССР в 1990 г. М.: Финансы и статистика, 1991. 752 с.
5. О государственном предприятии (объединении): [закон СССР] // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 26. Ст. 384.
6. О дальнейшем совершенствовании управления агропромышленным комплексом: [постановление ЦК КПСС и СМ СССР] // СП СССР. 1985. Отд. 1. № 34. Ст. 160.
7. О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР : [постановление ВС СССР] // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 25. Ст. 464.
8. О кооперации: [закон СССР] // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. Ст. 355.
9. О мерах по совершенствованию экономического механизма и укреплению экономики колхозов и совхозов [Электронный ресурс]: [постановление ЦК КПСС и СМ СССР] / КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=20538&div=LAL&dst=1000000001 %2C0&rnd=210680.8409738924698119 (дата обращения: 28.05.2016).
10. О собственности в СССР: [закон СССР] // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 11. Ст. 164.
11. Об аграрной политике КПСС в современных условиях. М.: Юрид. литература, 1989. 78 с.
12. Об улучшении управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса [Электронный ресурс]: [постановление ЦК КПСС и СМ СССР] / КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=14934&div=LAW&dst=1000 04%2C0&rnd=210680.19253045260275115. (дата обращения: 28.05.2016).
13. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации : материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 г. М.: Политиздат, 1984. 111 с.