Научная статья на тему 'СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ТУРИЗМА В РФ'

СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ТУРИЗМА В РФ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИРОВАНИЕ / ГРАНТЫ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Трухачев Александр Владимирович

В качестве основного фактора развития региональной экономики рассматривается сельский туризм. Действительно, для экономики региона альтернативным вариантом развития является сельский туризм. Автором проанализированы существующие точки зрения на сущностно-содержательную характеристику данного понятия, в результате чего сформулирована цель - формирование принципиально нового агротуристического продукта, который выходит за рамки традиционного представления о туристическом предложении и который бы учитывал природную, историко-культурную специфику конкретного региона, а также позволял существенным образом разнообразить традиционное предложение. Особое внимание уделяется развитию малого предпринимательства в сфере сельского туризма. По результатам исследования делается вывод о необходимости обеспечения сельского туризма мерами государственной поддержки.In the article we considered rural tourism as a major factor in the development of the regional economy. Indeed, for the region's economy alternative option for the development is rural tourism. We analyzed the existing points of view on the essential conceptual characteristics of the concept, resulting in the formulated goal - the formation of a fundamentally new agritourism product that goes beyond the traditional understanding of the tourist offer, and takes into account natural, historical and cultural features of a specific region and significantly diversifies the traditional offer. Special attention is paid to development of small business in the field of rural tourism. By results of research we made the conclusion about the necessity of rural tourism measures of the state support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ТУРИЗМА В РФ»

Е^^™!!,,,,* *>естеик АПК

ЖВ Ставрополья

научно-практическии журнал

УДК 338.486

А. В. Трухачев

Trukhachev A. V.

СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ТУРИЗМА В РФ

RURAL TOURISM AS THE MAIN FACTOR OF DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMICS OF TOURISM IN RUSSIA

В качестве основного фактора развития региональной экономики рассматривается сельский туризм. Действительно, для экономики региона альтернативным вариантом развития является сельский туризм. Автором проанализированы существующие точки зрения на сущностно-содержательную характеристику данного понятия, в результате чего сформулирована цель - формирование принципиально нового агротуристического продукта, который выходит за рамки традиционного представления о туристическом предложении и который бы учитывал природную, историко-культурную специфику конкретного региона, а также позволял существенным образом разнообразить традиционное предложение. Особое внимание уделяется развитию малого предпринимательства в сфере сельского туризма. По результатам исследования делается вывод о необходимости обеспечения сельского туризма мерами государственной поддержки.

Ключевые слова: сельский туризм, региональное развитие, туристский потенциал, государственная поддержка, субсидирование, гранты, малое предпринимательство.

In the article we considered rural tourism as a major factor in the development of the regional economy. Indeed, for the region's economy alternative option for the development is rural tourism. We analyzed the existing points of view on the essential conceptual characteristics of the concept, resulting in the formulated goal - the formation of a fundamentally new agritourism product that goes beyond the traditional understanding of the tourist offer, and takes into account natural, historical and cultural features of a specific region and significantly diversifies the traditional offer. Special attention is paid to development of small business in the field of rural tourism. By results of research we made the conclusion about the necessity of rural tourism measures of the state support.

Key words: rural tourism, regional development, tourist potential, state support, subsidies, grants, small business.

Трухачев Александр Владимирович -

доктор экономических наук, профессор

кафедры туризма и сервиса

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

E-mail: crsstgau@yandex.ru

Trukhachev Aleksander Vladimirovich -

Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Tourism and Service FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University» Stavropol

E-mail: crsstgau@yandex.ru

В современных условиях текущее состояние экономики государства во многом определяется ситуацией, складывающейся на уровне отдельных регионов. Для субъектов Российской Федерации характерно неоднородное развитие: одни регионы идут по пути ускоренного развития, другие сильно отстают от среднероссийских показателей. В этой связи необходимо искать новые возможности для повышения экономического благосостояния каждого публично-правового образования. Одним из ключевых факторов социоэкономического развития региональной экономики может выступить сельский туризм.

Следует подчеркнуть, что интенсивное развитие сельского туризма было отмечено в 60-х годах ХХ века в странах Западной Европы. Наиболее распространен данный вид туризма в Великобритании, Германии, Голландии, Испании, Ирландии, Франции и т. д.: в перечисленных государствах этот вид экономической деятельности занимает второе место, уступая лишь

пляжному отдыху, и составляет около 20-30 % в общем объеме дохода, получаемого от индустрии туризма [1].

Одним из главных факторов активизации развития сельского туризма в странах Европы является кризис в сельскохозяйственном секторе, который был вызван повсеместной автоматизацией и, как следствие, сокращением рабочих мест. В связи с этим появилась объективная необходимость поиска новых перспективных видов деятельности, которые бы смогли определенным образом заменить либо дополнить сельскохозяйственную деятельность [2]. Таким вариантом и стал сельский туризм.

В России сельский туризм - явление относительно новое. В нашей стране он получил развитие в 90-х годах. Однако несмотря на то, что данное направление только начинает развиваться, оно обладает колоссальным потенциалом, в том числе:

- обширные территории с ярко выраженной спецификой;

- богатое природное и этническое разнообразие;

в

: № 4(28), 2017

Экономика

155

- привлекательным историко-культурныи потенциал;

- благополучная экологическая обстановка в ряде регионов и т. д.

В совокупности это свидетельствует о том, что в скором времени сельский туризм получит достаточное распространение и популярность как у российских граждан, так и у иностранцев.

Необходимо подчеркнуть, что в Российской Федерации наиболее перспективными регионами с точки зрения развития сельского туризма являются Алтайский край, Республика Бурятия, Карелия, Краснодарский край, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калужская области.

В рамках данного исследования необходимо рассмотреть существующие точки зрения относительно того, что представляет собой сельский туризм. Прежде всего, стоит обратить внимание на тот факт, что данная тематика достаточно разработана в отечественной научной литературе. Так, Е. Б. Казьмина предлагает понимать под сельским туризмом определенный вид деятельности, который непосредственно связан с организацией целенаправленных путешествий на сельские территории и предполагает формирование и предоставление туристам комплексного туристского продукта (проживание, питание, экскурсионное обслуживание, организация досуга), отражающего и сохраняющего природную и национальную самобытность регионов и обеспечивающего экономические выгоды для принимающей стороны посредством создания новых рабочих мест и возможностей дохода для местного населения [3].

А. Б. Здоров рассматривает сельский туризм как сопутствующую отрасль сельского хозяйства, которая обеспечивает занятость сельского населения и привлеченного контингента для увеличения объемов основного производства и личных доходов граждан с элементами отдыха и рекреации [4]. То есть с данной точки зрения туризм выступает второстепенной сферой, базирующейся на основе сельскохозяйственной деятельности.

В Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» указывается, что основное содержание сельского туризма сводится к следующему тезису: это отдых в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов берет на себя принимающая семья. Это касается, прежде всего, проживания, питания, обслуживания, организации досуга и культурной программы и т. д. В программном документе прямо отражено, что такой вид туризма предоставляет уникальную возможность отдыха для тех категорий лиц, кто в силу объективных причин не может позволить себе иные виды путешествий. Однако, по нашему мнению, с такой позицией согласиться достаточно сложно. Рассматривать сельский туризм как вид отдыха для ограниченного круга лиц нецелесообразно, поскольку чи-

стый воздух, домашняя атмосфера, природа, натуральные продукты, тишина и неторопливый быт являются теми чертами, которые привлекают весьма состоятельных в материальном плане людей.

Г М. Насыров определяет сельский туризм через ресурсный потенциал. По его мнению, сельский туризм - это новое социоэкономиче-ской явление, ориентированное на использование ресурсного потенциала сельской местности для создания и продвижения турпродукта широкому кругу лиц [5]. При этом под ресурсным потенциалом анализируемого вида туризма целесообразно понимать совокупность взаимосвязанных и тесно взаимодействующих между собой потенциалов, широко применяемых в туристской деятельности, а также новых, созданных в процессе осуществления подобной деятельности и использующих факторы производства сельской территории. Так, в систему ресурсного потенциала сельского туризма можно включить следующие составные элементы:

- организационный потенциал;

- экономический потенциал;

- информационный потенциал;

- исторический потенциал;

- культурный потенциал;

- рекреационный потенциал;

- экологический потенциал и др.

Особый научный интерес представляет исследование Н. А. Мозгунова, который, анализируя существующую специализированную литературу, выделил ключевые факторы развития сельского туризма в Российской Федерации в современных условиях. К ним относятся следующие [6]:

- социоэкономические (положение по отношению к регионам с высоким платежеспособным спросом на услуги сельского туризма);

- расселенческие (положение по отношению к крупным городским агломерациям, общее состояние сельского населения);

- психологические (внутренняя готовность субъектов, проживающих на конкретной территории, к принятию потенциальных клиентов, готовность лиц отправляться на отдых в сельскую местность);

- природные (достаточно комфортные природно-климатическими условия);

- культурно-исторические (специфические особенности конкретной местности, места пребывания и деятельность знаменитых людей и т. д.);

- инфраструктурные (транспортная доступность, возможности размещения, питания и предоставления сопутствующих услуг);

- институциональные (заинтересованность региональных властей в развитии сельского туризма, разработка и реализация программ по развитию).

Анализируя предложенные Н. А. Мозгуновым факторы развития сельского туризма, следует

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

отметить, что ведущими из них выступают со-циоэкономические и инфраструктурные. Именно эти две группы обусловливают формирование спроса на данный вид услуг

Проанализировав перечисленные трактовки сельского туризма, можно сформулировать ключевую цель, которую преследует данный вид деятельности, - это формирование принципиально нового агротуристического продукта, который выходит за рамки традиционного представления о туристическом предложении и который бы учитывал природную, историко-культурную специфику конкретного региона, а также позволял существенным образом разнообразить традиционное предложение. Это, в свою очередь, будет составлять наибольший интерес с точки зрения привлечения иностранных туристов, чьи требования достаточно высоки.

Необходимо подчеркнуть, что интенсивное развитие такого перспективного направления, как сельский туризм способствует решению важнейших проблем, наиболее остро стоящих в российских регионах. Это обусловлено базовыми преимуществами, среди которых целесообразно выделить следующие:

- сохранение малых населенных пунктов;

- повышение занятости населения;

- увеличение личных доходов хозяйствующих субъектов, домохозяйств и отдельных граждан;

- реальное повышение уровня жизни населения;

- развитие инженерной и социальной инфраструктуры;

- расширение ассортимента предлагаемой продукции;

- создание стимулов для обеспечения сохранности местных достопримечательностей, сохранение обычаев и традиций и их вывод в массы;

- повышение культурно-исторического уровня местного населения;

- увеличение объемов поступлений в бюджет;

- повышение имиджа сельских территорий и др.

Кроме того, большое значение для регионов имеет тот факт, что развитие сельского туризма не требует значительных инвестиций. При этом преобладающая доля финансовых вложений осуществляется за счёт частных средств.

Следует отметить, что сельский туризм открывает колоссальные перспективы для стабильного социоэкономического развития конкретной административно-правовой единицы.

Можно с уверенностью утверждать, что в современных условиях сельский туризм получил статус особого вида предпринимательской деятельности, в основе которой лежит идея о том, что жители сельской местности могут систематически сдавать в наем жилую недвижимость и соответственно получать определенный доход. Кроме того, для нормального развития данного

вида деятельности необходимо создать качественную инфраструктуру, которая должна отвечать следующим требованиям [2]:

- создавать безопасные условия для пребывания туристов;

- обеспечить соблюдение туристами экологической безопасности.

Иными словами, инфраструктура сельского туризма носит двусторонний характер, то есть требует выполнения всех условий обеими сторонами - субъектом, принимающим туристов, и самими туристами.

Необходимо обратить пристальное внимание на то, что сельский туризм - идеальный плацдарм для развития малого и среднего предпринимательства, для которого характерны некоторые особенности - ориентация на сохранение экологического потенциала и социальная составляющая [7].

Прежде всего, учёт экологической компоненты в системе организации сельского туризма в настоящее время приобретает особое значение. Роль и действия предпринимателя и его конкурентов оцениваются не только через усилия по недопущению применения вредных производственных методов и материалов, но и в общественном смысле. Действительно, предприниматель, последовательно осуществляющий программу по охране окружающей среды, со временем приобретает соответствующую положительную репутацию в обществе (регионе или отрасли). Это, в свою очередь, благоприятно отражается на его конкурентоспособности, становится одним из важнейших конкурентных преимуществ, которые способствуют привлечению все большего количества потребителей.

Помимо этого, занятие предпринимательской деятельностью в сфере сельского туризма напрямую заинтересовано в сохранении окружающей среды. Это объективно обусловлено тем, что экологически чистая местность, нетронутая природа, наличие таких рекреационных ресурсов, как леса, реки, культурные и исторические, архитектурные и археологические памятники, выступают ключевым условием для успешного развития сельского туризма в регионе на долгосрочную перспективу. В этой связи активное участие предпринимателя в природоохранной деятельности, реставрации культурно-исторических, архитектурных и археологических памятников станет одним из непременных условий формирования постоянных туристских потоков, а следовательно, и повышения доходов отдельных граждан, регионов и государства в целом. Данный факт означает, что предприниматель непосредственно заинтересован в охране и воспроизводстве имеющихся природных и культурных ресурсов.

Ещё одной концептуальной особенностью малого предпринимательства в сфере сельского туризма выступает его ярко выраженная социальная направленность. Это проявляется в активизации всестороннего развития человеческого капитала, то есть в сельских мест-

в

: № 4(28), 2017

Экономика

157

ностях создаются условия, необходимые для полноценного отдыха, восстановления физических, психических и духовных сил, снятия стресса городского населения, что приводит к существенному повышению уровня их здоровья, что оказывает позитивное влияние на воспроизводство биологического человеческого капитала. Кроме того, за счет повышения уровня знаний, приобретения новых навыков, реализации способностей как самого предпринимателя, так и всего общества в целом повышается уровень культурного человеческого капитала общества.

Учитывая вышеизложенное, можно с полной уверенностью утверждать, что в современных условиях сельский туризм может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения. Особенно актуально это для депрессивных регионов, характеризующихся крайне низким социоэкономическим развитием [8].

Поскольку сельский туризм обладает целым комплексом преимуществ и благоприятно влияет на социоэкономическое состояние региона, а следовательно, и всего государства, его необходимо поддерживать на государственном уровне. При этом меры поддержки могут быть абсолютно разные, например [9]:

- финансовая поддержка (субсидирование части затрат, предоставление грантов и т. д.);

- информационно-эмпирическая поддержка (разработка и издание методических материалов по анализируемой тематике, обучение основам ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского туризма, проведение семинаров и т. д.);

- консультационная (проведение консультаций по вопросам организации и продвижения сельского туризма);

- мониторинг и контроль и др.

Примечательно, что субсидии выдаются при

условии использования их на строго определенные цели. Эти цели указаны в Приказе Мин-сельхоза РФ от 13.04.2010 № 123, в соответствии с которым к ним относятся приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, страхование сельскохозяйственной продукции и организационное обустройство, сельскохозяйственной техники, специализированного транспорта, оборудования, а также развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности [10].

По нашему мнению, благодаря комплексной реализации данных мероприятий удастся добиться реальных положительных результатов в сфере развития сельского туризма на уровне конкретного региона.

Таким образом, сельский туризм в современных условиях является одним из ключевых факторов успешного социоэкономическо-го развития регионов. Присущие данному виду деятельности преимущества оказывают колоссальное положительное влияние и способны вывести конкретную территорию на качественно новый уровень. Особенно актуально это для депрессивных регионов, в которых зафиксирован высокий уровень безработицы, отсутствие субъектов малого и среднего бизнеса, низкий уровень доходов местного населения и т. д. При этом в целях обеспечения стабильного развития сельского туризма необходимо активно использовать средства государственной поддержки, а именно субсидирование и получение грантов.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Вахитова 3. Т. Развитие сельского туризма // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 14(18).

2. Уланов Д. А. Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы // Молодой учёный. 2013. № 6.

3. Казьмина Е. Б. Развитие услуг сельского туризма в российских регионах : авто-реф. ... канд. экон. наук (08.00.05) / Государственный университет управления. Москва, 2012.

4. Здоров А. Б. Организационно-технические основы развития аграрного туризма : ав-тореф. ... д-ра экон. наук (08.00.05) / Всероссийский научно-исследовательский институт организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве РАСХН. Москва, 2011.

5. Насыров Г. М. Сельский туризм в системе устойчивого развития дестинации (на примере Республики Башкортостан) : ав-тореф. ... канд. экон. наук (08.00.05) /

References

1. Vakhitova T. Z. Development of rural tourism // Scientific research publishing. 2014. № 14(18).

2. Ulanov D. A. Tourism in rural areas: experience, problems, prospects // Young scientist. 2013. № 6.

3. Kazmina E. B. Services development of rural tourism in the Russian regions [Text]: author's abstract ... scientific degree of candidate of economic sciences (08.00.05) / State University of Management. Moscow, 2012.

4. Zdorov A. B. Organizational and technical framework for the development of agricultural tourism [Text] : thesis for the degree of doctor of economic sciences (08.00.05) / All-Russian Scientific-research Institute of Organization of Production, Labor and Management in Agriculture RAAS. Moscow, 2011.

5. Nasyrov G. M. Rural tourism in the sustainable development of destinations

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

Башкирский государственный университет. Санкт-Петербург, 2013.

6. Мозгунов Н. А. Географические факторы развития сельского туризма в Центральной России : автореф. ... канд. геогр. наук (25.00.24) / Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Москва, 2010.

7. Малинин А. М., Андреева Д. А. Развитие сельского туризма в регионах России как форма повышения уровня социально-экономического развития региона // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2016. № 44.

8. Российская Федерация. Правительство. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы)» : постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 34. Ст. 4966.

9. Андреева Н. П. Сельский туризм - перспективное направление в развитии поселений : методические рекомендации. М. : ФГБНУ «Росинформ-агротех», 2015.

10. Российская Федерация. Министерство сельского хозяйства. О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 90 : приказ Минсельхоза РФ от 13.04.2010 № 123 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 24.

(case of Bashkortostan Republic) : the author's abstract ... scientific degree of candidate of economic sciences (08.00.05) / Bashkir State University. Saint-Petersburg, 2013.

6. Mozgunov N. A. Geographical factors of rural tourism development in Central Russia [Text]: author's abstract ... scientific degree of candidate of geographical Sciences (25.00.24) / Moscow State University named after M. V. Lomonosov. Moscow, 2010.

7. Malinin A. M., Andreeva D. A. Development of rural tourism in the regions of Russia as a form of increasing of socio-economic development of the region // Bulletin of Saint-Petersburg State Agrarian University. 2016. № 44.

8. The decree of the RF Government dated 02.08.2011 № 644 «On the Federal target program «Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018)» // collected legislation of the Russian Federation. 22.08.2011. № 34. St. 4966.

9. Andreeva N. P. Rural tourism - promising direction in the development of settlements: guidelines. M. : FSBSI «Rosinform-agrotekh», 2015.

10. The order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of 13.04.2010 № 123 «On the implementation of the resolution of the Government of the Russian Federation from 04.02.2009 № 90» // Bulletin of Normative Acts of Federal Bodies of Executive Power. 14.06.2010. № 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.